|
|
||
У меня к снам отношение самое обыкновенное - я их вижу, но не помню. Точнее, помню, что видела что-то несусветное, но забываю сон после первой же чашки кофе. Даже еще раньше. Например, задав себе вопрос: "В чем идти на работу?" или размечтавшись: "Хорошо бы на нее сегодня не пойти..."
Но у меня есть подруги, которые к снам относятся бережно и со значением. Для них сон не просто перегрузка мозга перед новым трудовым днем, а разговор высшего "я" с самоуверенным сознанием, которое сон толкует, как карты лягут. И спорить с таким сновидцем дело безнадежное и неблагодарное.
Это так же бесперспективно, как смотреть в Лувре на "Джоконду". Все знают, как выглядит эта неулыбчивая дама, во всяком случае теоретически, и то что полотно - работа гениального мастера когда-то слышали, вот только оценить картину живьем практически невозможно. Она находится за толстенным стеклом, перед шедевром толпится человек тридцать любопытных, таких же любителей - ценителей, как и вы, то есть все те, кто пришел отметиться, чтобы потом при разговоре упомянуть: "Да видел я эту "Мону Лизу"...". И как доказательство предъявить фото: рассказчик на фоне чего-то засвеченного в очень крупной золотой раме. Во всех залах стоит плакат размером с окно "Не фотографировать!", но в наш просвещенный век никто надписей не читает, если они не в виде СМС, поэтому от вспышек фотоаппаратов стекло, которым защищен шедевр, светится как пустой экран монитора. Что там на самом деле изображено, можете мне поверить, никому не рассмотреть.
Поэтому я утверждаю: "Искусство - это игра воображения." На что-то посмотрел, в голове замкнуло, воспоминания переплелись, ассоциации запутались и готово. Квадрат Малевича.
То же самое со снами. Искать логику в них бесполезно. Но женщины такие странные сознания, что способны смешивать сон и реальность. Потому что женщина живет эмоциями, а сны, особенно странные и необъяснимые, будят воображение и дарят ей еще одну вполне реальную жизнь.
Мужчина верит: "Мыслю, следовательно, существую".
Женщина знает: "Чувствую, значит, живу."
Именно об этом странном выверте женской реальности мой рассказ.
Мою подругу зовут Лера. Она умна, образована, но без академизма, интересна, хотя многие женщины скажут, что она странно одевается, зато мужчины, которые в подавляющем большинстве не разбираются в моде, видят в ней то, что женщинам не понять - сексуальную привлекательность, а в этом вопросе внешняя красота и умение одеваться никакой роли не играют. Даже перебор может получиться.
У Леры женственная фигура, никакого бесполого унисекса, тонкие черты лица и глаза сияющие умом и жизнью. Надеюсь, меня никто не обвинит в предвзятости. Мы никогда с ней не делили мужчин, наши вкусы в этом вопросе совершенно не совпадают, поэтому отношения наши искренние и доверительные. Именно от Леры я первый раз услышала фразу: "Это только первый раз трудно выйти замуж, потом привыкаешь..." Не хочу сказать, что все в ее жизни так уж запутано, но некоторый опыт имеется.
Но мой рассказ сейчас не об этом. Лере слегка за тридцать, есть сын от первого брака и сердечный друг. Скажу честно, имен ее приятелей я не запоминаю, это довольно сложно, у Леры невероятное количество знакомых, более-менее точно могу назвать только их возраст. Сколько бы лет не стукнуло моей подруге, ее бойфрэнду всегда около 21 года. Это такая природная загадка, почему, даже не обсуждается. Как закон притяжения. Никто не знает, что это такое, но вот цепляемся же ногами за землю, значит работает.
С последним своим парнем Лера встречается несколько лет, живут вместе, даже собрались расписаться и вот такая новость:
-Мы расстались.
Я пытаюсь вспомнить, что Лера мне про милого друга рассказывала. Ничего трагичного: хозяйственный, все в дом, о сыне заботится, ей помогает. Идеальные отношения, если закрыть глаза на разницу в возрасте.
-А что он не так сделал?
Лера внимательно на меня смотрит. Такой проникновенный взгляд поверх бокала с белым вином:
-Ты веришь в сны?
-В вещие сны или вообще? - Лера поднимает бровь, поэтому я продолжаю. - Я не отрицаю того, что не понимаю. Почему бы нет.
-Тебе когда-нибудь снились одинаковые сны много лет подряд?
-Совсем одинаковые?
-Нет. Разные, но как продолжение одной и той же истории.
Я задумалась.
-Так, чтобы связная история... то, нет. Но я видела сны, когда действие происходило в одном и том же месте. Нереальном месте, в котором я никогда не была. Например, мне снился город у моря с низкими черепичными крышами, узкими улочками и белыми стенами. Моря я не видела, но знала, что оно там есть. Чувствовала себя там, как дома, без труда ориентировалась, понимала, куда нужно идти. Много лет спустя я побывала в Болгарии и увидела похожие строения. Не сам город, конечно, дома, улицы, сходство было огромным. Но все это сны из детства.
-Тогда ты поймешь меня. Мне снились странные сны в детстве. Много лет подряд. Я тогда была маленькая, лет восемь - десять, наверное. Точно не скажу, и сны снились не в какой-то определенный последовательности, а фрагментами. Словно видишь обрывки сцен. Какие-то ощущения, кусочки, без действия или пояснения. И в этих снах мне было совсем мало лет. Иногда меньше, чем мне в жизни, иногда больше. Могу рассказать.
-Начинай.
-Я расскажу тебе уже саму суть.
-Не томи уже!
Обожаю такие истории, особенно под кофе и слоеное тесто с яблоками!
-Я помню себя маленькой девочкой, меньше, чем когда видела сон. Очень худенькой с длинными светлыми волосами (Лера - высокая брюнетка) и одетой в бог знает что. Во всяком случае, я понимала во сне, что одета бедно. И на меня никто не обращает внимания. Я живу в замке, потому что жена младшего брата хозяина замка - моя родственница. Точнее сказать не могу.
-Ты и так помнишь довольно много.
-Это не воспоминание из сна, скорее - знание. Я знаю, кто я, но не потому, что мне кто-то сказал об этом.
-Это мне знакомо. Видишь кого-нибудь во сне, сходства никакого, а ты знаешь, и все.
Лера хмурится. Лучше ее не перебивать.
-В этих снах почти ничего не происходит. Какие-то отрывочные сцены. Например, меня учат писать. Или я смотрю на географические карты, разложенные на столе. Помню не столько детали из этих снов, сколько общее ощущение от них. Острое чувство моей ненужности и заброшенности. Я никому не интересна. Мне даже кажется теперь, что меня хотели отдать в монастырь.
-Можешь сказать, что это за время было? По одежде, костюмам.
-Нет. Я не знаю. Это же не фотографию рассматривать... Я хорошо помню замок, комнаты, башни, но описать не смогу.
Так же как и одежду. При попытке сравнить, воспоминания начинают путаться с реальностью. Стираются.
-Не отвлекаемся... Что было дальше?
-А потом в замок пришел отряд наемников. Их называли Маврами. Они были высокие, смуглые, но не чернокожие. И меня выдали замуж за командира этого отряда, потому что я была родственницей хозяина. Нас венчали в церкви. Помню, что это было какое-то невероятно красивое и богатое место, а еще мое ощущение внутреннего трепета от того, где я нахожусь.
-Невероятно! Расскажи о муже!
Лера смотрит в окно, но заметно, что взгляд ее направлен внутрь себя.
-Это трудно рассказать. Я его панически боялась. Почти до потери сознания. Он со мной никогда не разговаривал, не замечал меня. Если предположить, что мне тогда было лет 13-14 (в таком ведь возрасте выдавали замуж?), то ему могло быть что-то около 25, наверное, может чуть старше. Но мне он тогда казался жутко старым. И еще он весь был покрыт щетиной. Бр-р...
Ничего себе воспоминания из детских снов!
-Продолжай.
-В замке мы жили в маленькой комнате. Совсем крошечной. Там помещался только сундук со всем нашим добром, он служил постелью, у окна стоял небольшой стол и стул.
-О муже рассказывай!
Лера чуть улыбается:
-Помню, он всегда пропадал по ночам. Появлялся только под утро. С первым лучом солнца я уже сижу у окна и шью, а он вваливается в комнату, стаскивает постель на пол, хорошо помню, что пол деревянный, и требует, чтобы я легла. Боюсь его до потери сознания, он тут же засыпает, а я опять шью.
Чудесные девичьи сны. У меня нет слов...
-Я думаю, его заставили на мне жениться, когда в деревне возле замка начали рождаться темные дети. Наемники были нехристями. Крестьяне начали роптать. И тогда нас показательно обвенчали в церкви, чтобы успокоить народ. Хорошо помню, как солдаты из его отряда насмехались надо мной. Я уже беременная ходила, а в деревне полно его детей. За каждого ребенка, рожденного от дворянина, платили деньги. Если рождался мальчик, конечно. Крестьянки приносили их в замок и показывали. Если ребенок подрастая мог сесть на коня, деньги давали еще раз.
-Никогда о таком не слышала...
-Еще помню, что мой муж так себя поставил, что был почти на равных с хозяином замка. Сидел в его присутствии. А потом что-то случилось. Какой-то заговор. Точно сказать не могу. Помню только, что я была на последнем месяце беременности. Была какая-то свалка, и мой муж, спасаясь от преследователей, закрылся в нашей комнате. Его все боялись, никто не решался вступить с ним в бой. И тогда дверь в комнату заколотили, чтобы никто из нее не вышел. И какими-то досками или щитами, точнее не скажу, забили снаружи окно.
-Что было дальше?
-Это был единственный момент, когда мой муж проявил ко мне хоть какое-то сострадание или доброту. За ночь он пробил отверстие в этом щите, чтобы мы могли бежать, но я не смогла через него пролезть. Из-за живота.
-И...?
-Это все. Более поздних снов не было. - Лера спокойно смотрит на меня. Но я решительно не согласна с таким завершением истории.
-Совсем ничего? Может хоть что-нибудь?
-Больше ничего. Я не знаю, что было дальше. Не знаю, бросил ли он меня в комнате, бежал один или со мной, осталась ли я жить... Больше ничего мне не снилось. Ничего.
-Но ты пробовала вспомнить? - я не хотела сдаваться.
-Было еще кое-что. Мы ездили со школой на экскурсию в Троки. И я узнала замок. У меня такая истерика случилась, даже описать не могу. Я рыдала на мосту и отказывалась идти внутрь. Совершенно ужасные впечатления. Там все было такое неживое. Кошмар. Узнала некоторые предметы среди экспонатов, места, где любила сидеть, когда была маленькая, одно помещение, в котором хранились корзины с едой, но все стало такое несоразмерно маленькое. Я помнила все это просторным, а увидела тесным и убогим. После посещения замка снов я больше не видела.
Вино давно выпито, кофе тоже. Наш столик стоит у самого окна, стекло на всю стену, можно любоваться людским потоком не хуже, чем на улицах Парижа. Самое лучшее время дня, туристы, влюбленные и прочие свободные и не очень граждане любуются нами, проходя мимо, а мы смотрим на них. Кажется все уже сказано, но я не могу с этим смириться:
-Подожди. Я все-таки не поняла. - смотрю на Леру и пытаясь сообразить, что же я упустила. - А причем тут сны и твой парень?
Подруга чуть улыбается.
-Я испытала этот страх. Страх из моего сна. - Лера внимательно на меня смотрит, но я не понимаю. - Ко мне вернулся этот сон, я опять почувствовала страх, безотчетный ужас перед своим мужем. Проснулась и встретила взгляд моего друга. Я его узнала. Узнала этот взгляд из сна. Он вообще стал похож на моего мужа из сна, как характером, так и внешне. Поэтому мы расстались.
Я молчу, пытаясь привести мысли в порядок.
-А ты не пробовала поговорить ним? Как ты вообще объяснила причину вашего разрыва?
-Никак. - Лера пожимает плечами. - Что я могла сказать? Что он был мужем в моей предыдущей жизни, и я его боялась до смерти? Что бы он обо мне подумал?
Действительно... Железный аргумент.
-Согласна, мужчинам нас не понять...
Лера улыбается:
-Хорошо, если мы сами себя понимаем.
Согласитесь, женщина - великая загадка... природы.
Кажется, всего-то разницы - одна хромосома, но не думаю, что мужчина сможет понять то, что получилось в результате этот эксперимента. Нам бы самим в себе разобраться...
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"