Аннотация: Замечательная проработка двух аппаратов, упомянутых в произведении, от коллеги Захарова. Официально принят как часть вселенной.
МКК "Конрад", если смотреть снизу, с поверхности планеты, напоминал кинжал или скорее стилет. Длинное острое лезвие, коротенькая рукоять и тонкий диск навершия. "Носом", к слову, было "навершие".
Дитя золотой лихорадки 80-х, "Конрад" был в своём роде шедевром. От переднего теплозащитного экрана и до самого конца осевой фермы.
Защитный экран радиусом в пару десятков метров был попыткой вывернуться из основной проблемы кораблей малой тяги - очень мееедленного прибытия. Корабль мог болтаться месяц уже возле Марса, Земли или Венеры, просто плавно снижая орбиту до той, откуда уже можно было запускать посадочное такси. И кому это надо? Никому не надо. Лучше спалить пару сантиметров пятицентовой теплозащитной обмазки, нырнув с подлёта в атмосферу, чем так бессмысленно тратить месяц. Потому что движение это жизнь, а время - это деньги. Потерянное время - потерянные деньги... В общем, никому это не надо.
За - а если смотреть спереди, то под - экраном пряталась основная часть корабля. Жилая бочка с кубриками и кают-компанией, рубка управления, робко высовывающая перископы из-за экрана, "ангар" для такси и вместительная коробка склада. Нужно же получить прибыль? А как её получить, если корабль не привезет ничего? А космонавты могут и потесниться.
На заднем конце жилой палубы находился моторный отсек - четыре здоровенных панели, выставленных крестом, с несколькими сотнями плазменных двигателей, и баки-холодильники для сотен тонн рабочего тела - метана, аммиака, азота, водорода или вообще чего придётся. Ничего особенного, и ломаться там практически нечему. И там же - другие баки, из которых заправляется такси.
Следом за ними шёл длинный черный радиатор, состоящий из цилиндров, сужающихся к концу корабля. Самой нелюбимой работой, самой нудной и самой регулярной из работ во время ожидания рейса была очистка и проверка радиатора. Потому что чем чище, чернее и целее радиатор, тем больше мощности можно снять с реактора - и тем больше получить тяги. То есть быстрее долететь. А время - деньги.
При торможении же цилиндры-радиаторы вьезжали друг в друга, складываясь как телескопическая удочка, и, надеваясь на основной жилой объем, надежно умещались вместе с реактором в тени защитного экрана.
Реактор (сначала их было два, для надежности, потом один сняли) разместили как раз на дальнем - от жилых помещений - конце радиатора. Всю свою сотню с лишним электрических мегаватт реактор выдавал надежно, уверенно и невозмутимо, только топливо меняй раз в несколько лет, вместе с реакторной капсулой.
И нет - реактором корабль не заканчивается. За реакторной капсулой находится стыковочный узел для разгонных буксиров. Это от Марса даже на малой тяге разгоняться несколько дней, ну, если совсем экономно - месяц. А от Земли так просто не уйдёшь. Там проще купить пару часов работы и одну заправку древнего атомного буксира. Он, пропитавшийся за годы наведенкой от реактора ЯРД, не самое здоровое место в системе, так и реактор "Конрада" тоже вообще-то фонит. Эх... Новые-то корабли, с многорежимными ЯЭДУ, кладут на такие проблемы с прибором. А что им - у них и факельный режим с тягой больше, чем у того буксира, есть, и в полёте энергетическая мощность больше, чем у "Конрада".
И вообще капитан и весь экипаж "Конрада" на Землю давно не спускался. Билеты дорогие, черт. Это на Марс, на Луну, можно сесть своим ходом в "Марлоу", потратившись разве что на топливо. А тут только на орбитальных челноках, с пересадкой...
Ну, всё же не Венера. Там приходится самолёты строить, чтобы орбитальный челнок повыше вытащить, где ему атмосферное давление выхлоп обратно в двигатель запихивать перестанет. Но тоже дорого.
"Марлоу", такси "корабль-Луна/Марс-и-обратно", тоже аппарат был весьма интересный.
Современный ему Марс был почти идеальной планетой для взлёта и посадки - всего половинная гравитация и почти такое же атмосферное давление давали куда более мягкую посадку (нужно было погасить в 6 раз меньше энергии, чем при посадке на Землю). А при взлёте можно было иметь куда меньшую тягу двигателей.
Оттуда прекрасно взлетать и садиться на крыльях, но... Но спешка золотой лихорадки породила ракетный аппарат.
ВПК "Марлоу" напоминал пистолетный патрон с тупой пулей. Он состоял из двух частей: кабины с грузоместами наверху, где могли разместиться несколько десятков человек, без малого 40 тонн груза, 10 тонн регенераторов кислорода, запасов воды и пищи; и ракетной части с баками на 350 тонн топлива - керосина с кислородом - двигателями, стабилизаторами, посадочными опорами и донным тепловым щитом. Всего около семи метров диаметра, около 20 метров высоты. 450 тонн номинальной стартовой массы при полной загрузке и заправке.
На самом дне корабле - когда он стоял на лётном поле, конечно же - находилась тепловая защита. Обычная пятицентовая обмазка, та же самая, что на "Конраде". Вот только здесь это был не отдельный экран, а именно дно корабля - и во время торможения в атмосфере именно оно принимало на себя удар.
По бортам нижней части топливного бака идут ниши с восемью утопленными в них двигателями, которые давали возможность мягко сесть, не спалив при посадке лётное поле, и собственно они же выносили корабль в космос при старте. И да, они тоже не перенесли бы жара аэроторможения, хоть и сделаны из жаропрочных материалов. Поэтому и спрятаны в нишах, в аэродинамической тени теплозащитного экрана, а чтобы реактивной струёй, не дай бог, не попортило экран или борт, выхлоп этих движков направлен под углом.
Кроме них из бортов торчали заправочные горловины, розетки для подключения электричества (без холодильника сохранить кислород до взлёта не получилось бы, хоть и заправляли им везде задешёво, а копейка всё равно не лишняя), и прочая специально-техническая мелочь.
А ещё по борту шла лесенка. Нужно же как-то добираться до люка в кабину, если нет внешнего трапа? Грузы-то ладно, и ручной лебёдкой и прочими рычагами поднять можно, и бывало поначалу поднимали, а вот самому без трапа - только забираться.
Собственно, лесенка вела в кабину. "Пуля" в "патроне" была именно кабиной. Относительно просторной, относительно удобной - очень относительно в моменты, когда стартовали с полной загрузкой или максимальным количеством пассажиров - но всё-таки. Для пилота и капитана там имелся пульт, для остальных из всех развлечений были разве что иллюминаторы. Впрочем, такси летало быстро - 10 минут от орбиты до планеты, как и обратно, и не больше часа кувырканий в космосе каждый раз.
Ну а на орбите такси, как и положено, парковалось в гараже - большом бочкообразном отсеке с дверями и возможностью герметизации, закрепленном на "Конраде" параллельно оси корабля. Иначе бы хвост "Марлоу" слишком сильно торчал в сторону.
Иллюстрации:
"Конрад" похож на вот это http://www.energia.ru/energia/mars/im/chron-1969_01.jpg
Опоры "Марлоу" - http://i.imgur.com/UwzAzpY.png и http://cdn.teslarati.com/wp-content/uploads/2016/12/26822457306_eb81fa8e88_k.jpg
Сам "Марлоу" похож на http://meiobit.com/wp-content/uploads/2017/02/20170228dragonv2lua.jpg
Только капсула больше похожа на колокол, а не на конус.
Или такая http://aboutspacejornal.net/wp-content/uploads/2016/03/blueorigincapsule1-640x513.jpg