Серебрянская Эсфирь : другие произведения.

Workshop: Проблемы от первого лица

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мне пришлось столкнутся с некоторыми проблемами при написании текста от первого лица. И этим хочется поделиться, поскольку многие "собратья по перу" не уделяют им достаточного внимания.

  Проблемы от первого лица.
  
  Я не профессиональный литератор и имею далеко не гуманитарное образование и совсем не гуманитарную профессию. Однако, как начинающему писателю (если хотите графоману), мне пришлось столкнутся с некоторыми проблемами при написании текста от первого лица. И этим хочется поделиться, поскольку многие "собратья по перу" не уделяют им достаточного внимания.. Кроме того, хотелось бы узнать, есть ли у кого-то есть проверенные решения или рекомендации по решению этих затруднений.
  Итак...
  1. Проблема личных местоимений.
  Постоянно хочется вставлять "я","мне","мое" и прочее. Вычеркиваю лишнее, переформулирую предложения. Порой опускаю подлежащее. Старюсь, чтоб они не выскакивали в двух предложениях подряд. И смотрю как с этим справляются другие. У меня уже появился тест: если начинаю читать произведение, написанное от первого лица, то нажимаю ctrl+F и, введя в поиск " я " (пробелы обязательны), смотрю количество повторений "я" на первой странице(litnet). У меня таких 11 и уменьшить не получилось, но когда я вижу более 30 "я" или даже более 60... то начинаю думать о себе даже очень хорошо :)
  2. Проблема однобокости взгляда.
  Как мне кажется многие авторы берутся за рассказ от первого лица из-за кажущейся простоты изложения. (Не мой случай :) ) Вроде пиши как думаешь, и дело с концом. Другие, такие как я, выбирают такое изложение намеренно, именно для того, чтоб читатель смотрел на происходящее с точки зрения героя/героини. Однако и тех и других ожидает подвох: понимание ситуации героем, может отличатся как от "реальности", так и от восприятия ее другими героями. У проблемы на мой взгляд только три решения а) изложение строится по принципу "я думал(а)..., а он(а) думал(а)..., а на самом деле..." Явный недостаток перегруженность текста подобными конструкциями; б) сделать вставку от имени другого персонажа. Его минус в том, что он уже стал клише. Все его используют. Читатель, беря книжку от первого лица, уже ждет взгляда с другой стороны. Однако авторы регулярно забывают о скрытой сложности: язык изложения при переходах от героя к герою должен меняться. Чтоб читатель отличал героя не только по названию фрагмента, но и по манере изложения. Знаю, что сложно, но взялся за гуж... в) диалог между персонажами, в котором выясняется разное восприятие. Тут два недостатка: длинна диалога и невозможность диалогов, если герой в одиночестве.
  3. Ненатуральность описаний.
  Вот положа руку на сердце, какое описание стен более жизненное: "зеленые" или "темно-зеленые, с тонкими трещинками старой краски и белыми проплешинами осыпавшейся штукатурки". Конечно первое. А вот читателю нужно дать второе. А ваш герой мало того, что имеет образование в два класса, так еще нетрезв. Стервозная красавица в жизни даже не заметит, что краска на стенах была. Да и у пятидесятилетней тетушки литератора первое описание будет :"Зеленые". И люди регулярно не описывают себя, называя рост в сантиметрах, упоминая диаметр бицепсов и размер лифчика. И не рассказывают сами себе истории из своего же прошлого. Да и вообще себе историй не рассказывают. Даже когда что-то вспоминают. Для всего этого надо давать логичные вводные: "из зеркала на меня смотрел(а)...", "Мне сказали описать...", "Я подслушал(а) рассказ...", "Я решил(а) себя отвлечь описанием..."
  4. Предрешенность и манера рассказа.
  Когда мы рассказываем что-то, мы как правило это делаем в прошедшем времени, тем самым давая понять, что все закончилось достаточно благополучно. Поэтому никакой интриги на смертельной угрозе героине не получиться. Единственный сценарий исключение, который я вижу: героиня погибает, а рассказ заканчивает кто-то другой. Это рассказ в рассказе: кто-то читает письмо, или слушает запись.
  У меня нет рекомендации, как писать от первого лица, создавая впечатление, что это происходит сейчас. Иногда этому могут помочь диалоги, но они же могут сделать обратное, когда вместо многословных не нужных прощаний герой/героиня заявляет: "напоследок мы пошутили о будущей встрече и распрощались". И опять у читателя ощущение, что рассказ идет о том что прошло. Однако даже рассказ о прошлом может иметь разный акцент: рассказывая о более далеких событиях, можно подчеркнуть, мол думалось вот так, оказалось по-другому, потому что свершилось вот эдак. Получается ретроспектива событий. Другое дело, когда идет пересказ сегодняшнего дня: вы не знаете завтра и не знаете будущего. Приемлимы оба варианта, но не одновременно! Не так, что от предложения к предложению манера изложения менялась.
  Вот собственно и весь мой рассказ о встреченных трудностях при написании произведения от первого лица.
  С удовольствием прочитаю ваши дополнения, пояснения, а главное рекомендации за чем следить и как писать.
  С уважением, ЭС
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"