Серегин Сергей Владимирович: другие произведения.

Пролетая над разломом времен

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Они - другие. Они меня удивляют и удручают. Они приводят меня в восторг. Я им завидую. Иногда я очень хотел бы оказаться на их месте. Иногда я думаю: какое счастье! - я никогда не буду жить так, как живут они.


   ПРОЛЕТАЯ НАД РАЗЛОМОМ ВРЕМЕН
  
   Они - другие. Они меня удивляют и удручают. Они приводят меня в восторг. Я им завидую. Иногда я очень хотел бы оказаться на их месте. Иногда я думаю: какое счастье! - я никогда не буду жить так, как живут они.
   Они младше меня лет на 12-15. Я узнаю в них себя. Но, Боже, как мне трудно узнать в них себя! Мне кажется, я могу разложить их по полочкам - со всеми комплексами, страстями, желаниями и первой любовью. Я понимаю, что абсолютно их не понимаю. Они - другие.
  
   Как рыбак рыбака…
   Почему рыбак видит рыбака? И узнает его. Почему охотник мгновенно понимает, что перед ним - охотник? Почему наших я всегда отличу от иностранцев? А черт его знает! Не могу ответить. По каким-то приметам, которые описать невозможно. Одеваются все теперь примерно одинаково. Прически - похожие. Фотоаппараты и видеокамеры - одни и те же. И все равно, американца, немца, француза я всегда отличу в толпе (даже если они молчат). Что-то есть в них такое, чего нет у нас. Или в нас скрыто нечто, что им недоступно.
   Вот кого я точно не различаю, так это подростков. Не хочу сказать, что все они - на одно лицо. Наоборот. Они очень разные. Просто в них отсутствует то самое нечто, которое так легко углядеть в людях старшего поколения. Сегодняшние подростки (во всяком случае, в Питере и в Москве) гораздо больше похожи на своих сверстников из Лондона, Нью-Йорка или Парижа, чем на собственных российских родителей.
   Должно быть, дело в прошлом, в памяти, в опыте. В октябрятско-пионерском детстве, которого у них не было. В комсомольской юности, которую они не прожили. В сладкой эйфории 80-х, которую им знать не дано. В банкротстве начала 90-х, в котором они не участвовали. У них не было… Да чего у них только не было! Но я бы поостерегся жалеть этот новый народ. И уж всяко, не стал бы гладить их по головке. Чего доброго, изловчатся и цапнут за руку. Одним словом - варвары!
  
   Грядущие хамы
   Слово "варвар", как известно, не имело поначалу отрицательного оттенка. Греки называли так всех иностранцев, которые, вместо того, чтобы изъясняться на нормальном древнегреческом, лопотали что-то типа: "Бар-бар, бар-бар…". Послушайте, как говорят сегодняшние подростки, и вы поймете, к чему я клоню.
   Нет, сленг существовал всегда. Профессиональный, кастовый, молодежный. Но существовало и четкое разделение на "правильный" язык и "неправильный", литературный и нелитературный. Высокая словесность заимствовала периодически то просторечное выражение, то диалектную фразочку... Что, впрочем, не мешало словесности оставаться высокой. Однако с конца 60-х годов сленг начал проникать в литературу все более активно. Происходило это на Западе (особенно в Штатах), где вскоре всякий нормальный литературный или киногерой не мог уже изъясняться иначе как при помощи двух ключевых слов - fuck и fucking.
   В России процесс братания сленга с литературой затормозился аж до конца 80-х годов. И даже тогда, несмотря на публикацию книг Саши Соколова или Эдуарда Лимонова, уличный говор все еще сильно отличался от собственно литературного языка. Нужно было, чтобы появилось на свет поколение, которое говорит и пишет одинаково. И оно появилось.
   То есть школьные сочинения наши тинэйджеры умеют писать более-менее "правильно", но загляните однажды хоть в один из молодежных чатов, почитайте "Птюч" или "Cool", электронные письма, которые подростки пишут друг другу… К тому времени, когда эти граждане подрастут, "правильный" литературный язык попросту перестанет существовать.
   В 80-90-е все прошлые установления, законы, заповеди, ритуалы были поставлены под сомнение. А что значит говорить на "правильном" русском? Всего лишь - соблюдать ритуал. Никакими рациональными, научными нормами законы языка не определяются. И попробуйте теперь объяснить юному зубоскалу, почему в слове "позвонишь" ударение нужно ставить на последнем слоге, почему не стоит употреблять англицизмы, когда есть чисто русские синонимы, почему нужно соблюдать один из ритуалов, когда все прочие давным-давно не соблюдаются.
   И ведь мало того, что в язык беспрепятственно входят новые слова, что сегодняшний русский напоминает жуткую смесь молодежного сленга, тюремного жаргона и плохого английского. В последнее время утрачивает свое значение книга как главная хранительница языка. Она перестает быть священной вещью, необходимой в каждом доме (если не для чтения, то хотя бы для придания интерьеру "солидности" и "интеллигентности"). Вместо книг на полках стоят компк-диски, видео- и аудиокассеты.
   Примером нового языка могут служить интернет-сайты, где словесный текст обязательно соединяется с графическим и цветовым оформлением, картинками, аудио- и видеофрагментами. Как-то Иосиф Бродский заметил, что современные студенты не способны уловить 50% смысла в шекспировских текстах. Нет больше многих слов, нет понятий, целые образы вышли из литературного обихода. Зачем описывать некоторые вещи, когда гораздо проще их заснять? Чтобы поделиться с друзьями увиденным, не нужно строчить длинное письмо, нужно лишь выслать фотографии или видеокассету.
   Язык от этого многое теряет. И многое приобретает. Он не становится ни хуже, ни лучше, он делается другим. Я не удивлюсь, если лет через двадцать какому-нибудь любвеобильному дедушке придется приглашать переводчика, чтобы пообщаться с собственным варваром-внуком.
  
   По праву молодости
   В XVII-XVIII веках французские просветители вложили новый смысл в античное понятие "естественного права". Оно противопоставлялось писаному праву цивилизованных обществ. Предполагалось, что по законам естественного права живут "простодушные" дикари. Те, которые дубасят друг друга палками и нагишом карабкаются по пальмам. Те, которые чем-то очень похожи на нынешних наших тинэйджеров.
   На самом деле, "естественное право" вступает в силу не в первобытном обществе (там-то как раз каждый шаг человека регламентирован системой табу и традиций), а в государстве, где писаные законы не действуют, а неписаные ритуалы разрушены или не созданы. То есть - в нашем государстве. И главное из естественных прав - право молодости.
   Бери от жизни все, пока ты молод! Потому что потом и захочешь взять, да не сможешь. И не сможешь, и не дадут. Мы сами приучили подростков думать и чувствовать таким образом. Уж слишком показателен пример - безработные родители, нищие пенсионеры. И полная невозможность планировать что-либо на завтра. Вот тинэйджеры и не планируют. Они берут, отлично зная, что молодым позволено многое.
   Сегодняшнее поколение чувствует себя гораздо свободнее и раскованнее, чем отцы и старшие братья. Проблема в одном - эти ребята не вполне представляют себе цену свободы. Говорят, они более практичны и рациональны, чем мы. Все так, только практицизм такой немного странного свойства.
   Я хорошо знаю парня, который в 19 лет научился зарабатывать больше папы и мамы. Тогда он с превеликим азартом вкалывал (действительно вкалывал!) на ниве рекламного бизнеса. Купил себе двухкомнатную квартиру, обставил ее антикварной мебелью… Самостоятельный мальчик, правда? Казалось, не по годам рациональный и взрослый. Ну просто пример для подражания!
   И что же потом? А потом этот взрослый мальчик женился на женщине тридцати с лишним лет (вполне преуспевающей бизнес-леди) и живет припеваючи. Вот уже два года нигде не работает. Правда, учится в университете (на платном отделении), но не слишком утруждает себя занятиями. И с тем же азартом, с каким раньше вкалывал, теперь он прогуливает деньги жены в питерских и московских клубах, дискотеках, казино, ресторанах. По праву молодости! Из желания успеть сегодня. Поскольку завтра может не случиться.
  
   Поколение ПиСи
   Когда книги теряют свое значение, когда учителям и родителям доверия нет, откуда взять идеал для подражания, где найти образ прекрасной жизни, к которой стоит стремиться? Ответ очевиден - в фильмах и видеоклипах.
   Некоторое время назад по MTV и МузТВ долго крутили замечательный клип. Сюжета там, собственно, никакого не было. Сидела себе девушка-милиционерша в стеклянной гаишной будочке и пела про парня своей мечты - шофера-дальнобойщика. Вы думаете это такой угловатый, суровый мужик с грубыми руками, вечно пахнущими бензином, в замасленной куртке и кепке? Ничуть не бывало! Начнем с того, что катается дальнобойщик вовсе не на "КамАЗе", он ездит на Volvo (вы вообще когда-нибудь видели в клипах хоть одну русскую машину?) и легко, непринужденно перескакивает с сидения грузовика в седло лошади. И носит "мечтательный" всадник белую рубаху с расстегнутым воротом.
   Филипп Киркоров в другом клипе раскланивается со звездами не то в Голливуде, не то в Лас-Вегасе. "Отпетые мошенники" шляются по Парижу. Алсу тоскует в католическом монастыре (или, в крайнем случае, на очень приятной новорусской даче) и уносится вдаль в шикарном красном лимузине. А Илья Лагутенко даже плакать по поводу ранетки отправляется в импортный супермаркет.
   Добавим к этому обаятельных киллеров и великолепных полицейских. Кстати, разница между первыми и вторыми давным-давно стерлась. Они одинаково существуют, не обращая внимания на закон, по тому же "естественному праву". По праву убивать и fuck'ать все, что движется.
   Вот идеал. Где его можно реализовать? В компьютерных играх и в Интернете. Ты - супергерой, и пусть все вокруг quake, дрожат и страшатся. Хочешь, отстреливай электронных монстров. Хочешь - других героев, вышедших на тропу войны. Причем, расстояние не играет абсолютно никакого значения. Реальный противник может находиться за океаном или в соседней квартире. Неважно! Ты все равно встречаешься с ним в чудесном виртуальном пространстве.
   Здесь сбываются любые мечты. Здесь тебе позволено сыграть любую роль. В чате или в "аське" (программа ICQ, что-то вроде интернет-пейджера) можно назваться каким угодно именем, присвоить себе чужие физические данные, стать моложе или старше, даже собственное лицо изменить до неузнаваемости. Помните недавнюю рекламу Яndex.ru с субъектом бандитского вида? Интернетчики знают, что в роли хулигана там выступает "оцифрованный" Артемий Лебедев, который в свое время взял и "состарил" свой портрет лет на двадцать. Пока такие видеоэксперименты довольно дороги, но уже в самое ближайшее время любому пользователю заурядной "писишки" станет по силам не только изменять свой облик, но и заставить этого нового "человека" говорить любым голосом, обитать в любом интерьере, в любой части планеты, заниматься сексом с кем и когда угодно.
   У меня лично подобные перспективы вызывают восторг и тревогу. Для многих тинэйджеров это - обычная, нормальная жизнь.
  
   Бессемейщина
   По данным разных социологических исследований до 25% старшеклассников считают, что мать и отец относятся к ним недоброжелательно. Треть опрошенных очень часто не хочет идти домой, когда знает, что родители вернулись с работы. А между тем, абсолютное большинство подростков называет "счастливую семейную жизнь" главной ценностью (с большим отрывом от нее следуют, соответственно, "друзья", "свобода", "материальная обеспеченность" и "любовь"). Впрочем, те же ребята признаются: ценность эта практически недостижима.
   Они одиноки, эти нынешние хамоватые, наглые, прагматичные. Так одиноки, как никогда не были их родители. Они недополучили тепла и ласки, недоиграли в детские игры. Интернет тут ничем не поможет. Он только усугубляет чувство полного одиночества и заброшенности.
   Их действительно бросили, раньше времени вытолкнув из гнезда. Давай, лети! Бросили над разломом между двумя временами, двумя культурами, двумя разными укладами жизни. Они почувствовали свободу, они полетели. Осталось лишь выяснить - вверх или вниз.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"