Сергазиева Роза : другие произведения.

Картина. Приложение к гл. 10

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Работая над книгой, я обратилась к давней знакомой Наташе Коноплёвой (физику по образованию), чтобы она помогла мне понять и точнее описать "эффект следящих глаз", который присущ многим портретам. Но научный журналист есть научный журналист - объяснение получилось вполне самостоятельным произведением.


  
  
   Наталья КОНОПЛЁВА
  
   Как художник заставляет портрет 'следить' за зрителем
  
   В КНИГЕ Я.Перельмана "Занимательная физика" (1956 г.) можно найти такое объяснение эффекта "следящих глаз":
   "Немало суеверных легенд связано с таинственной особенностью глаз на портретах (вспомните тот же "Портрет" Гоголя), а между тем разгадка её сводится к простому обману зрения. Все объясняется тем, что зрачок на этих портретах помещен в середину глаза. Именно такими мы видим глаза человека, который смотрит прямо на нас; когда он смотри в сторону, мимо нас, то зрачок и вся радужная оболочка кажутся нам находящимися не посредине глаза, но несколько перемещенными к краю. Когда мы отходим в сторону от портрета, зрачки, разумеется, своего положения не меняют - остаются посредине глаза. А так как, кроме того, и все лицо мы продолжаем видеть в прежнем положении по отношению к нам, то нам, естественно, кажется, будто портрет повернул голову в нашу сторону и следит за нами".
  Попробую найти объяснение живому следящему взгляду на некоторых портретах с точки зрения физики и геометрии. Я рассмотрела много портеров и фотографий, и лучше дают понять задачу портреты, где глаза смотрят мимо зрителя. Попытаюсь найти закономерность.
   Вот схема глаза. Чтобы человек смотрел прямо на зрителя, пучок лучей от зрителя должен пройти внутрь глаза точно через середину отверстия в радужной оболочке (зрачок). Сфокусированный хрусталиком пучок лучей должен падать на заднюю стенку глаза тоже посередине, где наиболее развитая сетчатка.
  
  
   0x01 graphic
  
   Следовательно, мы точно знаем, что человек смотрит на нас, когда видим радужные оболочки обоих глаз обращенные к нам полностью, в виде двух правильных кружков. Зрачки, разумеется, в центрах радужек.
   Вот фото, иллюстрирующее это утверждение:
  
   0x01 graphic
  
   Здесь зритель видит радужки глаз в виде двух правильных кругов со зрачками точно посередине (а где еще могут быть зрачки, смещаться по радужке они не могут). И хотя ориентация портрета необычная, зритель бессознательно анализирует в мозгу увиденное, и приходит к выводу, что объект на портрете смотрит прямо на него.
   Если смотреть на этот плоский портрет под некоторым углом, радужки продолжают оставаться идеально круглыми, потому что они находятся на плоскости листа, и зритель по-прежнему ощущает, что портрет смотрит прямо на него. Даже когда зритель смотрит на плоское изображение под большим углом, и проекция изображения на сетчатку деформируется, мозг автоматически делает поправку, чтобы зритель воспринимал радужки как правильные круги.
   Но если смотреть на настоящую живую девушку, которая неизменно глядит на зрителя прямо перед собой, а зритель начинает отходить вбок - из-за объемности лица и глазных яблок девушки он начинает видеть в ее глазах не точные круги радужек, а сплющенные перспективой ЭЛЛИПСЫ. И тогда зритель понимает, что девушка смотрит НЕ на него.
  
   Вот пример портрета, где по замыслу художника человек на портрете смотрит вбок и даже показывает рукой, куда он смотрит. Но это лишнее. Глаза написаны художником так, что нет сомнений, куда смотрит человек на портрете.
   0x01 graphic
  
   Глазные яблоки здесь художник смог изобразить объемными, и видно, что плоскости радужек слегка повернуты от плоскости портрета. То, что радужки на этом портрете смещены к углам глаз - это не главное в достижении эффекта. Зритель видит, что радужки не точно круглые, а эллиптические, как бывает, если смотреть на реальный объект в виде круга немного сбоку. При этом зрачки глаз видны не точно посередине радужек из-за законов перспективы в трехмерном пространстве. Мозг анализирует и сообщает, что портрет смотрит в сторону от зрителя.
   Зато на портрете кисти Боровиковского, где радужки тоже сильно смещены к углам глаз - зритель все же понимает, что девушка смотрит на него. Хотя глаза модели в реальности находились даже не в одной плоскости - один глаз ближе, другой дальше. В темных глазах зрачки на картине почти неразличимы и не могут дать эффект направленного взгляда - зато радужки здесь идеально круглые, не "сплющенные" перспективной, и эффект "следящих глаз" налицо.
  
   0x01 graphic
  
   Вот еще пример, где женщина с очень темными глазами явно смотрит на зрителя на снимках, сделанных в немного разных ракурсах.
   0x01 graphic
  
   А на следующей картине художник допустил ошибку, и направление взгляда его "Мадонны" весьма неопределенно, хотя зрачки, казалось бы, ориентированы на зрителя:
  
   0x01 graphic
   Ошибка в том, что поверхность глазных яблок совершенно плоская, а радужки глаз на портрете имеют не совсем правильную форму.
   А может быть это не ошибка, художник так и задумал?
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"