Подолье занимает южную часть Волыно-Подольской возвышенности, которая находится на правобережье Днепра, и которую он вынужден огибать в своём меридиональном течении, а она - всё равно не оставляет его в покое, врезаясь своими скальными породами в его спокойное течение и образуя многочисленные заборы и знаменитые пороги. До постройки каскада ГЭС это приводило Днепр в состояние полной непригодности для целей торговли и отвращало от притязаний на него возможных захватчиков. Но отсутствие чужеземных захватов как раз привлекало местных земледельцев. К тому же всё Подолье было покрыто широколиственными лесами. На низменном плоском Левобережье лесов не было уже южнее реки Самара, зато там раскинулись степи с высоким травостоем и обилием парнокопытных - раздолье для охотников, но и отсутствие преград для кочевников: не зря же сооружались Змиёвы Валы! Это же делало Левобережье неудобным для земледельцев, поэтому северцы не селились южнее Самары, но жили по Северскому Донцу и возле речек Донецкого Кряжа. Отсутствие каких-либо естественных преград привело к тому, что Северскую Землю и всё Левобережье захватило государство речников, кочевников и торговцев - Хазарский каганат. И это господство продолжалось до тех пор, пока речной торговле не стало создавать помехи крепнущее государство русов в Среднем Поднепровье с центром в Вышгороде - на правом берегу Днепра, напротив устья Десны.
Существование многочисленных северцев на Северской Земле, в Полесье и Беларуси - на север от Подолья, и в низовьях Дуная вкупе с Добруджей - к югу от него - создаёт вопрос: а как же из области расселения северцев выпало находящееся в её середине Подолье, при всей своей привлекательности для северцев? А оно и не выпадало, тамошних северцев - просто извели!
К 15-му веку степные кочевники - турки-огузы - продвинувшись из Северного Причерноморья на Балканы, подчинили себе Болгарское царство, образовали своё государство и даже завоевали Константинополь, уничтожив Ромею с её ортодоксальной христианской религией и положив начало многовековому существованию Оттоманской Порты. Северцы Добруджи и низовий Дуная, ранее принявшие участие в создании болгарского народа, Болгарского царства, и в распостранении ортодоксального христианства, оказались под властью православной Молдовы, ставшей вассалом Порты, исповедующей чуждую магометанскую религию.
Территория Молдовы располагалась южнее Днестра, по другую сторону которого простирались до самой Балтики владения Великого Княжества Литовского, Русского и Жемойтского, входившего с 1385 года в личную унию с Польским королевством. На западе ВКЛ граничило с Польшей, имея в своих пределах Камянец, Збараж, Владимир, Ковель, Берестьё (нынешний Брест) и Городню (ныне Гродно). От небольшого участка балтийского берега севернее нынешней Клайпеды тянулась северная граница ВКЛ с Ливонским орденом, причём сама Клайпеда (тогдашний Мемель) принадлежала Тевтонскому ордену, бывшему вассалом Польши. Северо-восточная граница с Великим княжеством Московским проходила у ВКЛ исключая Великие Луки, Ржэву, Можайск и Калугу, но включая Смоленск, Вязьму, Мосальск, Воротынск, Козельск , Тулу и верховья Дона. Восточная граница была с Рязанским княжеством западнее Дона до Оскола, а юго-восточная - с Крымским ханством - по Осколу до его слияния с Северским Донцом, по Северскому Донцу до места впадения Казённого Торца, по Сухому Торцу и южнее Самары до Днепра, и далее по Днепру до его впадения в море.
ВКЛ было населено северцами, говорившими на северском языке, и небольшим количеством балтов - аукштайтов, жемайтов и ятвягов - живших в лесной глуши и говоривших на балтских языках. Северцы исповедовали ортодоксальное христианство, балты же - преимущественно были язычниками.
Заключение Кревской унии устранило враждебность между знатью, что позволило Польскому королевству, используя династические и наследственные обстоятельства, периодически перетягивать к себе литовские княжества. В 1387 году к Польской короне отошли Галичина и Холмщина, а впоследствии - Западная Волынь и Западное Подолье, и к 1434 году все эти регионы были объединены в Русское воеводство. Вскоре королевство было административно поделено на Великую Польшу (5 воеводств) и Малую Польшу, в которую вошли все отошедшие от ВКЛ территории.
В начале 16-го века Северская Земля вместе с Велижем и Смоленском отошла Великому Княжеству Московскому, а всё северное Причерноморье по самое Подолье а также правобережье Днепра почти до самых пределов нынешнёй Черкасской области - отошли Порте. Таким образом, ВКЛ потеряло выход к Чёрному морю.
Однако память о море осталась, и в ханских владениях на острове Малая Хортица обосновались первые запорожские казаки "Байды" Дмитра Вишневецкого, выходца с Волыни, землевладельца на Подолье, Черкасского и Каневского старосты, совершавшие набеги на приморские ханские городки. После попытки его вмешательства в молдавские междоусобицы Вишневецкий был казнён в 1563 году в Стамбуле.
Разноплемённые кочевники, ранее обращённые в христианство, пасли свои табуны в степях между Азовским и Каспийским морями, из-за чего эти степи, принадлежавшие Крымскому ханству и Кабарде, стали называться "Великой Черкассией" от слова "черква" (церковь). В конце 15-го века кочевники покинули степи Крымского ханства и осели на левобережье Днепра, принадлежавшей тогда христианскому ВКЛ, на юго-запад от Северской Земли. Вскоре они перебрались и на Правобережье, где положили начало множеству селений, в название которых входило слово "Черкасское" и даже основали городок Черкассы. Они говорили на разных диалектах разных языков, но понимали по-церковнославянски. Это позволило им вскоре освоить северский язык, но не помогло расстаться с кочевыми обычаями. Они занимались преимущественно охотой вблизи богатых дичью берегов Днепра - казаковали - и стали называться днепровскими черкасами или же казаками.
ВКЛ имело развитое, по сравнению с Москвой, законодательство. Первый "Статут Великого Княжества Литовского", состоящий из 13 разделов (283 статьи) был издан в 1529 году, а Третий Статут, изданный в 1588 году, действовал на территории ВКЛ даже и после его присоединения к Российской империи, и просуществовал до полной отмены в 1840 году. Этот кодекс законов был составлен на западнорусском языке, представляющем собой церковнославянский с сильным влиянием северского языка. Это был язык юриспруденции и делопроизводства, он не был разговорным, но на нём велась частная переписка.
Непрекращающиеся притязания как Российского царства, так и Оттоманской Порты, грозящие новыми территориальными потерями, заставили ВКЛ пойти на ещё большее сближение с Польской короной. В 1569 году была заключена Люблинская уния, образовавшая федеративное государство Ржечь Посполитую - "Общее дело обоих народов, польского и литовского". Польша имела избыточное население и обширные торговые намерения, а Литва - неосвоенные и малонаселённые земли. Литовским депутатам в Сейме не удалось отстоять истинно федеративное устройство государства, и в результате слияния к Польше из ВКЛ на этот раз отошли оставшиеся части Волыни и Подолья, а также Киевщина, образовавшая самое обширное воеводство, часть территории которого простиралась на Левобережье вплоть до границы с Северными странами Российского царства. Все они вошли в состав Малой Польши и стали называться украинными землями. Население этих земель состояло из северцев, ятвягов и черкасов, и общалось на северском языке.
Таким образом, все части нынешней Украины в то время являлись частями различных государств - Польского королевства Ржечи Посполитой, Северных стран Российского царства, Крымского ханства, Молдавского княжества и Оттоманской Порты (на юге Правобережья и в Закарпатье). ВКЛ полностью и навсегда потеряло свои былые земли.
Существовавший тогда в Ржечи Посполитой специфический политический режим принято называть "шляхетской демократией". Избираемый пожизненно монарх, носивший единый титул Короля Польского и Великого Князя Литовского, Русского и Жемойтского, не имел права передачи власти по наследству. Законодательная и частично судебная власть принадлежала Сейму, состоящему из двух палат - Сената и Посольской избы. В состав Сената входили высшие государственные сановники и католическое духовенство. Посольская изба состояла из депутатов, называемых послами, и избираемых из числа шляхты на поветовых сеймиках местной шляхтой, по два от каждого повета. Сеймики также исполняли функцию органов местного самоуправления. Сельское население и горожане были отлучены от формирования органов власти. Однако горожане вначале пользовались выгодами от организации местного самоуправления по Магдебургскому праву, пока ремесленники были в состоянии выдерживать конкуренцию с привозными товарами, после чего ремесло стало приходить в упадок.
Южное Подолье с 15-го века подвергалось частым набегам крымцев, достигавшим Галичины и Холмщины. Для защиты от татарского опустошения было сооружено множество замков литовских магнатов, однако население, состоящее сплошь из северцев, всё же изрядно поредело за счёт его угона в полон. Это был затяжной первый удар по северцам Подолья.
После вхождения Подолья в состав коронных земель литовские землевладельцы лишились должной юридической защиты, и земля перешла в собственность польской шляхты. Новые землевладельцы, желая наладить производство товарного зерна и остро нуждаясь в работниках, организовали переселение на Подолье жителей Холмщины, Западной Волыни и Галичины, давно оторванных от ВКЛ, привлекая их освобождением от арендной платы за землепользование сроком на 20 лет. Так среди сельского северского населения появились многочисленные переселенцы из Прикарпатья, говорившие на малопонятном языке. В связи с взаимопроникновением языков начал вырабатываться новый разговорный язык, из которого образовался последующий малорусский. Появились и смешанные браки, потомство от которых уже не было северцами. Это явилось вторым ударом по северцам Подолья.
Вслед за польской шляхтой и переселенцами на Подолье появилось католическое духовенство, что привело к притеснению православных и их устранению из всех видов деятельности, кроме сельского производства. В 1595 году была заключена Берестейская уния, которая устанавливала сохранение обрядов православной церкви и церковнославянского богослужебного языка, но при изменении некоторых церковных догматов и подчинении церкви Римскому Папе. На украинных землях Ржечи Посполитой стали действовать 3 церкви: католическая, православная и униатская.
Увеличение производства зерна потребовало устранения преград для его вывоза, а следовательно, и устранения преград для ввоза продукции иностранных ремесленников, а также для въезда их самих. Немецкие ремесленники завезли на украинные земли протестанство, а польские евреи - иудаизм. Таким образом, на украинных землях стали действовать 5 церквей. Это создало питательную среду для взращивания религиозной розни.
Тем временем, льготы по арендной плате стали заканчиваться, и арендаторы попали в крепостную зависимость, их вынуждали оплачивать аренду земли работой в фольварке землевладельца сперва 3, а потом - до 6 дней в неделю. Молодёжи это было не по нраву, и она стала избегать работы на земле. Престижно было податься в реестровые казаки. Это избавляло от крепостной зависимости. Однако число мест было небольшим, и приходилось подаваться в вольные казаки, в окружение черкасов, и заниматься охотой. В процессе взаимного общения черкасы переняли язык прибывших подолян, хотя и сохранили множество слов из своих исконных языков. Так постепенно сформировался малорусский язык.
Самые отчаянные и безродные казаки переселялись на острова в низовьях Днепра, Буга и Днестра, оборудовали в зарослях военные лагеря с одинаковыми названиями Сечь, а кормились - набегами и грабежом. Показательна фигура Сагайдачного. Он был родом из Русского воеводства (Галиция), из православной шляхетской семьи, учился в Острожской школе на Волыни. В самом начале 17-го века прибыл на Сечь (тогда Базавлуцкую), где с 1605 по 1610 годы был кошевым атаманом, несколько раз избирался гетманом нереестровых казаков, а с 1606 по 1616 годы возглавлял многочисленные набеги на турецкие и крымские приморские города, получил известность как борец с пьянством в походах. В 1618 году по соглашению с поляками во главе 20-тысячного войска запорожцев и черкасов разорил и пожёг множество городов на Северской Земле и по Оке, перебил, а также угнал в полон толпы русских людей. Всё это могло произойти, только если Сагайдачный и его войско не отождествляли себя с северцами. Несмотря на кровавые злодеяния Сагайдачного, РПЦ ценит его за заслуги по воссозданию Киевской митрополии в 1620 году.
Уже в 16-м веке на Правобережье произошло казацко-антикрепостническое восстание Косинского, а затем Наливайко - уже и с антиуниатскими мотивами.
В дальнейшем произошло множество менее масштабных восстаний.
С 1617 по 1650 годы 5-ю волнами происходило переселение черкасов на юг Северской Земли, на Слободскую Украйну Российского царства - в пограничные поселения на Белгородской засечной черте.
В 1648 году на Правобережье разгорелась война православных казаков под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого против социального, национального и религиозного угнетения в Ржечи Посполитой. В ходе длительного противостояния казаки уничтожали польские войска и угоняли в полон поляков и евреев, хотя не считались и с православными крестьянами. Поляки же - не стеснялись истреблять православных. Эта война - очередной удар по северцам Подолья. Договор же 1654 года о принятии на службу Российскому царству казачьего войска вместе с его землями, официально принадлежащими Ржечи Посполитой ("Воссоединие Украины с Россией") послужил началом русско-польской войны, проходившей преимущественно на территории ВКЛ и принесшей неисчислимые бедствия северцам.
Оставшаяся часть 17 века была нескончаемой чередой казацко-татарско-польско-российско-турецких военных действий на землях Правобережья и Подолья. По Бучацкому мирному договору 1672 года Порта получала Подольское воеводство, её вассал - Правобережное Гетманство - Южную Киевщину и Брацлавщну, а Ржечь Посполитая - сохранила за собой Северную Киевщину, Галицию и Волынь. По Бахчисарайскому мирному договору 1681 года между Российским царством и Оттоманской Портой устанавливалась граница по Днепру, а территория между Бугом и Днепром должна быть незаселённой в течение 20 лет. "Вечный мир" 1686 года между Российским царством и Ржечью Посполитой установил границу по Днепру, причём Киев остался за Россией, а южная Киевщина и Брацлавщина становились нейтральной незаселённой зоной между двумя государствами. Подолье же было под властью Порты с 1672 по 1699 год, а затем опять отошло к Речи Посполитой.
Польские землевладельцы опять стали привлекать к переселению крестьян окрестных земель короны льготами по арендной плате, и вскоре южная Киевщина и Подолье были опять густо заселены. Опять последовало закрепощение. Но всё это происходило уже без участия северцев.
Таким образом, северцы на Подолье и на прилегающих землях были почти полностью изведены. Осталось - лишь северское название города Винница вместо украинского "Митниця". А ещё - вполне благополучное село Пилипы-Хребтиевские.