Прилетев в страну индиотов (как мне сказал один из них, они назывались индиотами), прежде всего меня поразила их одежда. Почти все из них, носили wolfские накидки. Переведя на земной, нормальный язык, я пришел к выводу, что накидки эти были сделаны из волчьей шкуры. Хотя я и прилетел летом, когда жара стояла страшная, мне показалось странным упорство индиотов носить эти теплые шкуры не взирая ни на что. Любимым занятием индиотов было пить пиво и смотреть телевизор, по которому часто показывали концерты любимых певцов. И когда, один из них запевал песню о загнанных волках, индиоты сразу затихали и слушали эти песни, затаив дыхание. Хочу заметить, что репертуар почти всех артистов, включал в себя песню о загнанных волках. И если концерт был в театре (на котором я имел честь присутствовать, - разумеется, по большому блату), то при исполнении песни о волках, весь зал вставал и бурно аплодировал, выкрикивая на "бис". Правда, мне удалось заметить, что некоторые из находящихся в зале, тайком стирали, набежавшую слезу. Видимо, у них возникали ассоциации, сравнивая себя с загнанными зверями. Мне, как чужеземцу, было трудно понять, так как волки были из семейства травоядных, которые, в основном, питались в основном в лесах, где они жили. Но, когда попадался засеянный индиотами участок, волки, естественно пользовались засеянным, за что их отстреливали и устраивали погони на них. Позднее, я узнал, что "погони" эти был своего видом спортом
Страна индиотов была великолепна. В ней было все, для процветающего существования, природных энергетических ресурсов и потенциала было не счесть, водные ресурсы, бескрайние поля, которые, к моему удивлению, были пусты, как пустыни. Там и сям были крошечные заселенные кусочки земли, разумеется, возле родников, которые обрабатывались предприимчивыми индиотами, но они были настолько малы, что урожаем можно было прокормить одну семью, в крайнем случае - две. Хочу заметить, что семьи в стане индиотов, которые они называли ячейками, были на удивление очень малы, (по нашим земским понятиям). Отец, мать и один ребенок. Как мне объяснили потом, что прокормить двух детей практически было невозможно.
Мне здорово повезло тем, что я прилетел в столицу индиотов, где, без труда, нашел такси и попросил отвезти меня в ближайший НИИ. Шофер заблудился и заехал неизвестно куда. Крайне раздосадованный шофер, высунувшись из окошка, окликнул прохожего и спросил:
- Извините, не могли бы вы любезно пояснить, где я нахожусь?
- В автомобиле! - буркнул прохожий и зашаркал дальше.
- Вот ответ, достойный нашей "думы", - сказал шофер, обращаясь ко мне.
- Во - первых, краткий и хамский. Во - вторых, совершенно ненужный.
И в - третьих, не содержащий ничего такого, чего спрашивающий не знал бы сам.
- А разве у вас нет навигационной системы, - спросил я.
- Разумеется, есть, - ответил шофер, - но когда, я ее включаю, они мне такие счета наворачивают.
- Не волнуйтесь, я заплачу, неуверенным голосом сказал я.
- Мертвыми президентами или местной валютой?
- Мертвыми, мертвыми, - успокоил я его.
- Тогда поехали, сказал он, включив прибор навигации.
Через пару минут мы подъехали к двухэтажному зданию, на дверях которого, от руки было написано - "НИИ". Расплатившись и поблагодарив шофера, я подошел к главной двери, возле которой стоял швейцар, одетый в камуфляжную форму, из, под которой, была видна морская тельняшка.
- Не положено! - громко заявил вахтер, заслонив собою вход в здание.
- Простите, сказал я, - но приехал из далека и мне хотелось бы поговорить с одним из ваших сотрудников, чтобы разобраться что к чему.
- Издалека, говоришь, разобраться. А чего тут разбираться. Я то же приехал издалека, оленей пас, а приехал в столицу, стал человеком, то есть - индиотом, поправил он себя, большим человеком, почитай начальником. Без меня не выйти, не войти никто не может!
- Даже директор?
- Не, директора я в лицо знаю, а остальных - только по пропуску.
Но я то не с луны свалился. Достав пачку "мертвых", я протянул одну ассигнацию швейцару, и дверь пред мной мгновенно открылась.
- Входите, - любезно улыбнулся он, как будто я был его родственником.
Позднее, я узнал, что этот индиот - оленевод, скоре, друг оленеводов стал известным и очень богатым индиотом.
Войдя в здание, я удивился количеству кабинетов в таком маленьком здании.
На каждой двери были бронзовые таблички, на которых было написано: Директор, Зам директора, зам - зам директора, Главный управляющий, зам управляющего, Главный бухгалтер, зам бухгалтера табличка с двумя нолями,"выход", и так далее. Хотя при себе я имел навигатор, маленький и удобный, пользоваться я им не стал, так как был уверен, что пользы от него будет никакой. Я направился к "выходу" и оказался на лестничной площадке, где работники НИИ устроили себе "курилку". Я не ошибся! Открыв дверь, я увидел, примерно, тридцать индиотов, которые с сигаретами в зубах, вели оживленную беседу. Недолго думая, я захлопнул за собой дверь, и закурил вместе со всеми, стараясь понять, о чем они говорят. Беседующие разделись на два лагеря, точнее на две темы. Первая тема (видимо наиболее важная, так как в ней участвовало большинство) была о soccerе, где бушевали страсти и споры, чуть ли не до драки. Как я понял, говорили о каком то виде спорта. Тема эта, меня мало интересовала, поэтому я стал прислушиваться к более маленькой группе, которая (тоже спорила) - о происхождении индиотов. Суть спора состояла в следующем. Меньшая часть группы, состоящая из двух, пыталась доказать, что все, абсолютно все, включая индиотов, было сотворено Высшим Разумом, который был триединин. На что большая часть группы с, неприкрытым сарказмом, возражала, что Разум может быть только один, но никак не триединый.
- Уважаемые индиоты, - влез я нагло в разговор, - посмотрите на солнце. Оно дает свет, тепло и является солнцем самим по себе. Все три заключается в одном. Разве я не прав? Ведь это проще пареной репы.
Углом глаза, я заметил, что один из индиотов, сидящий на лестнице, лихорадочно записывал мои слова. "Доноса мне еще не хватало", - подумал я. Насмотрелся этих доносов. Помню, как один мальчик написал донос на отца. Мальчику бронзовый памятник на многие года, а отца - как в воду канул. Другой - молодые люди написали на родителей, чтобы жилплощадь их получить. Получили, а родителей в такие края отправили, что уж лучше не вспоминать.
Вышел я из "курилки", от греха подальше, а за мной старичок выскочил, и с вопросом ко мне.
- Откуда Вы? - вежливо спросил.
На вежливость я и вежливо ответил: - Оттуда.
- А зачем? - опять вежливо.
- Да вот хотелось бы узнать побольше о стране Индов.
- А что именно?
- Честно говоря, - признался я, - ничего не знаю. Почему, к примеру, вы в волчьих шкурах ходите и зимой и летом? Вы хотите, чтобы вас отстреливали и травили? Погони устраивали на вас?
- Нет, нет, - это просто привычка. Нас уже, сколько травили и отстреливали, что мы настолько к этому привыкли, так, что в эти шкуры вросли. У нас и младенцы рождаются в этих шкурах.
- Кто? Кто это делает?
- Делает что?
- Травит, отстреливает.
- Мы сами, - вздохнул он.
- Как это?
- Уважаемый чужеземец. Это трудно понять. Есть у нас такая поговорка: "за что боролись на то и напоролись".
- Что это значит?
- А значит это вот что. Если вы внимательно почитаете наши учебники истории, которые мы переделываем каждые три года...
- Как?! - воскликнул я, - вы переделываете историю?
- Я вам объясню, но только не здесь. Давайте зайдем в ближайший садик, здесь недалеко, прекрасный бульвар и очень удобные лавочки.
Что мы и сделали. Лавочки действительно были удобными, на которую одну их них мы и присели не обращая внимание на непристойные надписи, выцарапанные, видно гвоздем или перочинным ножиком. Прямо перед нами была красивая полянка, зеленеющая густой сочной травой, на которой стояла палка с прикрепленной к ней надписью - "по газонам не ходить, а тем более не лежать"
- Для кого эта полянка с надписью, - спросил я.
- Не для кого, а для чего, - поправил меня индиот, - для красоты.
- А, - протянул я. А мне подумалось для вас, индиотов.
Мой собеседник посмотрел на меня, как на сумасшедшего.
- Так вот, - продолжал индиот. Насчет Истории. Всеобщую историю мы регулируем, чистим, выправляем, усовершенствуем в согласии с принципами гуманизма, рационализма и всеобщей эстетики; я надеюсь, Вы понимаете, что когда в родословной этакая бойня и резня, совестно лезть в компанию высоких цивилизаций!
- Регулирование Истории?... - ошеломленно повторил я.
- Да. Если возникнет необходимость, будут сделаны поправки даже в периоде до возникновения нашей страны, чтобы она стала лучше.
- Бойня и резня?
- Уважаемый путешественник! Ты должен знать, что мы - народ с большим и прекрасным прошлым. Население этого государства с незапамятных времен делилось на достойных жрецов и уважаемых ишачей. Достойные устанавливали подати, толковали значение государственных законов и несли на своих плечах заботы о заводах, на которых скромно трудились ишачи. Так все сообща работали для блага общества. Мы жили в мире, согласии и гармонии, наша страна расцветала все пышнее. Но пришло время, когда среди ишачей появились ревоишачи, главной целью которых было сделать заводы общественной собственностью для блага всего человечества. В течении нескольких лет, им удалось сколотить группу из семнадцати ишачей, сделать переворот и склонить на свою сторону большую часть ишачей, сказав, что больше ишачам работать не надо, так богатства страны хватит на всех. Ишачи с радостью согласились с этой идеей и перестали работать. Работали только те первые семнадцать, которая заключалась в том, чтобы как больше набить свои карманы богатством страны. Поднялся ропот, но он был быстро ликвидирован ишачами, которые нанялись на службу к первым семнадцатым.
- Ага, - перебил я индиота, - теперь мне понятна откуда появилась ваша поговорка: -"где бы не работать, лишь бы не работать". Доказательством того является лестничная площадка. У вас, сколько работников на службе в вашем НИИ??
- Тридцать пять.
- А на площадке, я насчитал сорок. Откуда появились лишние пять?
- Это мертвые души, - спокойно ответил индиот. Это нормально. Все так делают. Зачислены несуществующие работники, а их зарплату делят администрация.
- И вы к ней причислены?
- Не совсем. Я всего лишь зам - зам бухгалтера и мне достается лишь двадцатая часть. И то хлеб, - скромно добавил он.
- Ладно, согласился с этим странным объяснением. Но причем здесь волчьи шкуры?
- Уважаемый чужеземец, - с нескрываемым любопытством посмотрел он на меня. Я уже вам говорил, что ропот возник из - за того что, ишачи снова стали работать на тех же заводах, только вдвое больше и с гораздо меньшей зарплатой. Но ропот просто так не остановишь. Пришлось применить силу, что мы называем - чисткой. А чистка - был тот же самый вид спорта, как на волков. Понятно?!
- А вы что, все попали под чистку?
- Не все. Но никто не знал, когда и где могли попасть. Поэтому, и появился вид затравленных, боявшихся. Появились волчьи шкуры. О! Если бы вы слышали этот страшный стук сапог на лестнице своего дома.
- Откуда появились достойные? - спросил я, не обращая внимание на дрожащий подбородок индиота.
- О. Это другая история нашей земли.
- Пожалуйста, расскажите, - вежливо попросил я.
Глава вторая.
- История нашей земли началась с давних времен. Как Вы знаете, в соседнем мире жили очень интересные индивидуумы. Они, правда, раскололись на три группы: перуши ("отделенные" или "отдаленные"), которые верили в воскресение из мертвых, цедуки, которые, в свою очередь, исключили ряд законов и существенных верований религии, как, например, веру в воскресение мертвых и, асьев, которые "помешались" на "травке". Но ничто не мешало им жить в мире и согласии. Но, когда на несколько лет, к ним пришел Высший Разум, всё смешалось в том мире и, честно говоря, они немного растерялись, так и не поняв, Кто к ним пришел. В суматохе, они попытались убить его, но у них это деяние так и не вышло, так как на третий день Он воскрес и улетел в высь, после того, как они пригвоздили его к столбу. От этого, суматохи стало еще больше, так как появились последователи Воскресшего, которые, несмотря ни на какие преследования, твердо и уверенно понесли это убеждение по всем мирам. Убеждение это они назвали религией, которая нашла благодатную почву во многих мирах. Включая и наш. Разве вы не слышали о несчастной судьбе отца Мудреного из их миссии.
Я отрицательно покачал головой.
- Так послушайте. Уже первооткрыватели Инды не могли нарадоваться на ее жителей, могучих индиотов. Распространилось убеждение, что разумные индиоты принадлежат к более отзывчивым, добродушным, кротким и альтруистическим созданиям во всем мире. И, рассчитывая на то, что на такой почве отлично примется зерно веры, к нам послали отца Мудреного, назначив его епископом in fidem. Прибывшего на Инду отца Мудреного индиоты встретили так, что трудно желать было лучшего; они окружили его материальной заботой, почитали, прислушивались к каждому его слову, угадывали каждое его желание и немедленно исполняя, они просто упивались его проповедями - одним словом, были бесконечно преданы ему. В своих письмах он не мог ими нахвалиться, бедняга...
Тут старичок смахнул рукавом слезу и продолжал:
- В такой благоприятной атмосфере отец Мудреный не уставал ни днем ни ночью проповедовать догматы веры. И это в те времена, когда св. А Первозванный был на Тнепре, поставил крест на месте будущего Мкиева и пошел на юг, где Ерюрики махали дубинками, называя их мечами, размахивая последними по головам перейцав. Разумеется отец Мудреный об этом ничего не знал, как и слушавшие его индиоты. Изложив индиотам Ветхий и Новый завет, Апокалипсис и Послание Апостолов. Он перешел к житиям святых; особенно много жара он вложил в воспевание мучеников Господних. Бедняга... Это всегда было его слабостью...
Превозмогая волнение, старичок снова заговорил дрожащим голосом:
- Поэтому он рассказывал об Иоанне, который приобщился к лику святых, когда его живьем сварили в масле, о святой Агнессе, которой за веру отрубили голову, о проткнутом многочисленными стрелами святом Себастьяне, который терпел свирепые пытки, о святых девах, четвертованных, удушенных, ломанных на колесе и сожженных на медленном огне. Муки эти они принимали с восторгом, понимая, что тем самым приобретают место у десницы Господа нашего. Когда он рассказывал им множество подобных, достойных подражания житий, индиоты начали переглядываться, а потом один из них спросил робко:
- Преподобный отец наш, проповедник и глубокочтимый наставник, скажи нам, если ты захочешь снизойти до недостойных слуг твоих, каждая ли душа того, кто готов к мученичеству, попадет на небо?
- Без сомнений, дети мои! - ответил отец Мудреный.
- Да? Это очень хорошо, - протяжно сказал индиот. - А ты, отец наш духовный, желаешь ли попасть на небо?
- Это самая заветная мечта моя, сын мой.
- А святым ты бы хотел стать? - продолжал выспрашивать огромный индиот.
- Да куда уж мне грешному удостоиться такой высокой чести, - скромно ответил преподобный отец.
- Значит ты хотел бы стать святым? - еще раз переспросил индиот, призывно поглядывая на товарищей, которые привстали со своих мест.
- Конечно, сын мой.
- Ну тогда мы тебе поможем.
- Каким образом, милые овечки? - с улыбкой спросил отец Мудреный, ибо радовало его наивное рвение верной паствы.
В ответ на это индиоты, под предводительством спрашивающего индиота, которого звали Буривом Байдевуте, деликатно, но крепко взяли его под руки и сказали:
- Таким образом, дорогой отец наш, какому ты нас научил!
Затем они сначала содрали у него кожу со спины и намазали это место кипящей смолой, как это сделал ирландский палач со святым Гиацинтом, потом отрубили ему левую ногу, как язычники святому Пафнуцию, затем распороли ему живот и воткнули туда пучок соломы, как это выпало на долю блаженной Елизаветы Нормандской, посадили его на кол, как элмакиты святого Гуга, поломали ему все ребра, как жители Сиракуз святому Генриху Падуанскому, и не спеша сожгли его на меленном огне, как бургундцы Орлеанскую деву. Потом, отдышавшись, умылись и начали проливать горькие слезы над утраченным пастырем, вспоминая, как он особенно сопротивлялся пить кипящий свинец.
Глубоко поверив, что они сделали все правильно, на этом они не остановились. Потомки индиота Бурива стали продолжать его дело с особым рвением.
Глава третья.
- Вот некоторые рукописи, в которых описываются их "благочестивые" дела.
Он протянул мне красивую папку, в которой на отличной бумаге великолепным печатным шрифтом было написано:
1. Сожжения на индиотов в домонгольскую эпоху.
Накануне монгольского вторжения светский и церковный суды дважды сталкивались из-за сожжений за религиозные преступления. 1227 г. четырех волхвов, задержав, отвели к архиепископу, и, после этого, сожгли, "связали волхвов всех, и бросили в огонь, и тут они все сгорели", несмотря на протест бояр. Около того же времени в Смоленске князья и бояре отказались казнить монаха Авраамия (будущего святого), хотя духовенство требовало казни, обвиняя Авраамия в ереси и чтении запретных книг. - Среди предложенных видов казни - "пригвоздить к стене и поджечь".
Источники: ПСРЛ. Т. 10. - С. 94 Памятники литературы древней Инды: 13 век. - М.: Художественная литература, 1981. - С. 83
3. Законы о сожжениях в 13-15 вв. В 13 - 15 вв., один за другим в индиотцких документах появляются законы о сожжениях за религиозные преступления. "Кормчая книга" (1284 г.): "Если кто будет еретическое писание у себя держать, и волхованию его веровать, со всеми еретиками да будет проклят, а книги те на голове его сжечь". "Правило 165 св. отец Пятого собора: на обидящих святые божие церкви", карающее сожжением на костре за разграбление церковного имущества. "Святые правила святых апостолов", предписывающие "огнем зжещи или живого в землю закопати" за переход в иную веру".
Источники: ПСРЛ. Т. 3. - С. 479 - 480 ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. - С. 91 Прав. Обозр. 1876, Кн. 3, стр. 88
4. Сожжения ведьм
В 1411 г. двенадцать колдуний были сожжены жителями Пскова по подозрению в том, что наслали на город. В 1444 г. можайский князь велел сжечь боярыню Марью Мамонову "за волшебство". В 1575 году Грозный сжег в Новгороде 15 колдуний. Несколько колдунов были сожжены по указу его сына Федора Иоанновича. Временно возобновилась "охота на ведьм" при Алексее Михайловиче, издавшем специальный указ о сожжении за колдовство: "никакого ведовства не держались, и костьми и иным ничем не ворожились", а кто "от таких злых и богомерзких дел не отстанут" "в струбах сжечь". С 1647 по 1690 гг. сохранились сведения о сожжении 16 человек, осужденных за колдовство. Последние сожжения были в 18 веке. Из шведского военного Устава Петр заимствовал первую статью Воинского артикула, предписывающую сжигать чародеев и заключивших договор с дьяволом. В "Уставе морском" говорилось о сожжении не только чародеев, но и "идолопоклонников" (впрочем, возможны были также наказание кошками или "жестокое заключение в железах"). В 1731 г. был издан указ о сожжении, как волшебников, так и обращающихся к их услугам. Современная исследовательница истории "охоты на ведьм" к. и. н. Е. Б. Смилянская обнаружила в архивах 18 века три сожжения: 1702 г. - монаха Дионисия за колдовство и богоотступничество, 1720 г. - Минку Буслаева "со товарищи" за порчу, 1736 г. - знахаря Якова Ярова за сношения с дьяволом. Последнее известное сожжение произошло в 70-е гг. 18 в. на Камчатке, где в деревянном срубе сожгли колдунью-камчадалку. Руководил казнью капитан Тенгинской крепости Шмалев.
Записки В. И. Штейнгеля // Индиотская старина. 1881. - Т. 32 ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. - С. 36 ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. - С. 103, 306 ПСРЛ. Т. 14. - С. 39 Синодик опальных // Скрынников Р. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный: Т. 2. - Смоленск: Индик, 1996. - C. 428 Хрестоматия по истории государства и права в Инде: Учеб. пособ. - М., 2000. - С. 169 Афанасьев А. Поэтические воззрения индиотов на природу. Т. 3. - М., 1869. - С. 652 История флотского духовенства. - М.: Андреевский флаг, 1993. - С. 46 Новомбергский Н. Врачебное строение в допетровской Инде. - Томск, 1907, гл. 1 http://www.kennan.yar.ru/seminars/smilian-28112000-discuss.html
5. Сожжения жидовствующих в кон. 15 - нач. 16 вв.
В 1490 г. новгородский архиепископ Геннадий велел сжечь на головах нескольких осужденных еретиков берестяные шлемы (вероятно, вспомнив закон о сожжении еретических книг на голове еретика). Двое наказанных сошли с ума и умерли. Геннадию удалось привлечь на свою сторону авторитетного иерарха, игумена Иосифа Волоцкого. Иосиф Волоцкий одобрил суровые действия Геннадия: "повелел сжечь шлемы, бывшие у них на головах. Так поступил этот добрый пастырь, чтобы устрашить нечестивых и безбожных еретиков - и не только их устрашить, но и всем показать зрелище, исполненное ужаса и страха, чтобы видевшие его укрепились в правой вере" В 1504 г. Иосиф Волоцкий добился от церковного Собора сожжения неизвестного числа еретиков в особых клетках. Летописец назвал по именам восемь казненных, добавив: "и иных еретиков сожгошя".
Источники: Сказание о новой ереси новгородских еретиков: Алексея протопопа, Дениса попа, Федора Курицына и других, то же исповедующих // Иосиф Волоцкий. Просветитель http://www.wco.ru/biblio/author09.htm?brw=2&lst=2&rcmd=2&qrec=3&rcode=И&ccnf=И ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. - С. 372.
6. Сожжения в 16-нач. 17 вв. Шведа Петрея эпоха Грозного поразила умеренностью преследований за веру: "Как ни был он жесток и неистов, однако ж не преследовал и не ненавидел за веру никого, кроме жидов, которые не хотели креститься и исповедовать Христа: их он либо сжигал живых, либо вешал и бросал в воду" (летопись сообщает только об утоплении иудеев). В 1569 году царь приказал сжечь трех крестьян, уличенных в употреблении в пищу запрещенной церковными правилами телятины. При его сыне Федоре, по сообщению английского посланника Флетчера, в Москве сожгли супружескую пару по обвинению в ереси. В 1605 г. стрельца Смирного, принявшего ислам, царь "повелел облить нефтью и зажечь. Тут окаянный скончался"
Источники П. Петрей. История о великом княжестве Московском // О начале войн и смут в Московии. - М.: Рита-Принт, 1997. - С. 269 ПСРЛ. Т. 14. - С. 58 Скрынников Р. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный: Т. 2. - Смоленск: Русич, 1996. - C. 56 Д. Флетчер. О государстве Индиотском // Накануне смуты. - М., 1990. - С. 586
7. Сожжения в 17 в. помимо старообрядцев В 1623 году сибирским воеводам привели людей, повинных в неких "великих духовных делах". Воеводы "учинили им наказание слегка и разослали во многие города, а до конца над ними наказанья не учинили и огнем не сожгли". При всем уважении к гуманизму воевод нельзя не отметить, что по закону ("до конца") за "великие духовные дела" полагалось сожжение. "Соборное уложение" 1649 г. предусматривало сожжения за богохульство и за обращение православного в ислам. Дьяк Г.К. Котошихин, живший в XVII веке и известный своим, рассказывает: "жгут живого за богохульство... за волховство, за чернокнижие, за книжное преложение, кто учнет вновь толковать воровски против апостолов, пророков и св. отец с похулением". "Смертные казни женскому полу бывают: за богохульство... жгут живых; за чаровство... отсекают головы". В 1682 году, учреждая духовную Греко-славянскую Академию, царь Федор Алексеевич предписал ей сжигать вероотступников, колдунов и богохульников. От 1697 года сохранилось письмо патриарха Адриана, посвященное дьякону Петру Артемьеву, открыто выразившему свои симпатии католицизму. Адриан, в числе прочего, писал: "Потщусь на него нарочито [специально] собор собрать. Если таков и отец [Артемьева], каков сын, то обоих доводится сжечь". В итоге, церковный Собор приговорил отступника к вечному заточению, молодой Артемьев попал в земляную тюрьму Соловецкого монастыря и в 1700 году в Москву сообщили о его смерти "в твердом узилище". Но любопытно, что сожжение упоминается, как обычное наказание за вероотступничество.
Источники: Богданов А. П. Индиотские патриархи. Т. 2. - М., 1999. - С. 380-381 История Сибири. Первоисточники. IV вып. - Новосибирск, 1994. - С. 204 Г. Котошихин. О Инде в царствование Алексея Михайловича, 7, 4; 7, 45 Привилегия Московской академии // Антология педагогической мысли Древней Инды и Индиотского государства 14-17 вв. - М., 1985. - С. 239-240 Хрестоматия по истории государства и права в Инде Учеб. пособ. - М., 2000. - С. 52, 143
8. Сожжения старообрядцев. Аввакум писал о сожжениях, в разных городах, восьмидесяти старообрядцев. Официально предписала сжигать раскольников царевна Софья, в правление которой вышел указ "о наказании рассеивающих и принимающих ереси и расколы", если "с пыток начнут в том стоять упорно же, а покорения святой церкви не принесут" "по троекратному у казни вопросу, будет не покорится, сжечь". Согласно иностранному свидетельству, вскоре после выхода указа патриарх Иоаким велел сжечь в деревянных срубах около 90 старообрядцев. По подсчету историка Татищева: "Никон и его наследники над безумными раскольниками свирепость свою исполняя, многие тысячи пожгли и порубили или из государства выгнали. Которое вечно достойный памяти е. и. в. Петр не именем, но делом и сущею славою в мире великий, пресек и немалую государству пользу учинил". Любопытна оценка православным старцем Серапионом сожжения монаха Вавилко в Вязниках ок. 1666 г.: "Богомерзкий чернец Вавилко сожжен за свою глупость".
Источники: Богданов А. Перо и крест: Индиотские писатели под церковным судом. - М., 1990. - С. 148 Извет старца Серапиона царю Алексею Михайловичу на вязниковских пустынников // Сборник документов по истории "СССР". Ч. 4. - М.: Высшая школа, 1973. - С. 35 Именной указ от 1684 года (N 1102) // Цит. по Викторовский С. История смертной казни в Инде и современное ее состояние. - М., 1912. - С. 202 Лилеев М. И. Из истории раскола на Вятке и в Стародубье XVII-XVIII вв. - Казань, 1895. - С. 8 В. Татищев. Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах // Жажда познания. - М.: Молодая гвардия, 1986. - С. 356-357
Аввакум поучал: "А в Нижнем (Новгороде) преславно было: одних еретики [никониане] пожгли, а другие, распалившись любовью и плача о благоверии, не дожидаясь еретического осуждения, сами в огонь дерзнули, да цело и непорочно соблюли правоверие. И сожгли свои тела, души же в руки Божии предали, ликуют с Христом во веки веков, самовольны мученички, Христовы рабы. Вечная им память во веки веков! Доброе дело содеяли... надобно так!" "Да еще бы в огонь христианин не шел! Сгорят все о Христе Исусе, а вас, собак, не послушают. Да и надобно так правоверным всем: то наша и вечная похвала, что за Христа своего и святых отцов предания сгореть, да в будущем вечно живы будем о Христе Исусе" (Богданов А. Перо и крест: Индиотские писатели под церковным судом. - М., 1990. - С. 148-149). Минимальное число "самовольных мученичков": 1667 - 1700 - 8834 чел.; 1700-1760 - 1332 чел.; 1760-1800 - 401 чел. (Сапожников Д. Л. Самосожжение в индиотском расколе. - М., 1891. - С. 160).
Более достоверен подсчет знаменитого историка Татищева: "Никон и его наследники над безумными раскольниками свирепость свою исполняя, многие тысячи пожгли и порубили или из государства выгнали. Которое вечно достойный памяти е. и. в. Петр не именем, но делом и сущею славою в мире великий, пресек и немалую государству пользу учинил" (В. Татищев. Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах // Жажда познания. - М.: Молодая гвардия, 1986. - С. 356-357).
http://staroobryad.narod.ru/aboutch12.html жертв только за первое столетие гонений на старую православную веру исчисляется несколькими десятками тысяч сожженных, умореных голодом, замученных, обезглавленных, замороженных заживо.
http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=5070 Пылающие срубы и костры с десятками тысяч невинных жертв, плахи с топорами, с отрезанными головами, с потоками крови; виселицы, колесования, четвертования, выматывание жил -- все это догматизировано, богословски обосновано, закреплено и благословлено новой церковью.
Способы казней перечислены точно, но к цифрам нельзя относиться с доверием - сведения о многих казнях исходят от раскольников, неизбежны преувеличения. Рекорд здесь поставила "Белорусская общественная газета"
http://bdg.press.net.by/2002/05/2002_05_08.1156/156_4_1.shtml Что знаем мы про раскол? Что мужики с окладистыми бородами желали класть крест не тремя перстами, а по старинке -- двумя. И за это в средние века пролились реки человеческой крови. Новое крестное знамение вряд ли вошло бы в моду, если бы Патриарх Никон силой не принуждал народ. Тех, кто заупрямился, по приказу царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона безжалостно казнили. Целые общины, вместе с детьми и стариками, сжигали в деревянных срубах, осуждали на четвертование. Самая "легкая" смерть, на которую мог рассчитывать отступник, -- удушение веревкой или утопление в воде. Так спасали души еретиков -- погибло больше одного миллиона старообрядцев.
"О наказании рассеивающих и принимающих ереси и расколы". "с пыток начнут в том стоять упорно же, а покорения святой церкви не принесут... по трикратному у казни вопросу, буде не покорится, сжечь" (Именной указ от 1684 года (N 1102) // Цит. по Викторовский С. История смертной казни в Инде и современное ее состояние. - М., 1912. - С. 202).
И еще немного из уникального исследования Е. Ф. Грекулова "Православная инквизиция в Инде".
"По свидетельству иностранцев, только перед пасхой 1685 года патриархом Иоакимом было сожжено в срубах около 90 церковных противников (Шлеев И. И. Из истории раскола на Вятке и в Стародубье XVII-XVIII вв. - Казань, 1895. - С. 8)".
http://youthinchrist.narod.ru/preaches/uroc/krestnznam.htm Архиепископ Сергей Журавлев: "Патриарх Московский и всея Инды Никон с 1654 года принуждал народ силой к новым греческим обрядам? среди которых и злосчастное "крестное знамение"? которое теперь требовалось изображать на себе тремя пальцами? а не двумя? как было заведено с момента "Крещения Руси". Тех? кто упрямился и отказывался от новых обрядов стали называть старообрядцами или староверами. Этих людей по приказу Патриарха и Царя стали казнить безжалостно. Начиная с Патриарха Никона и Царя Алексея Михайловича Царским Православным самодержавием было казнено свыше одного МИЛЛИОНА старообрядцев. Эта поистине бессмысленная бойня была устроена фанатичным монашеством и духовенством и потому отличалась особыми? мало с чем сравнимыми? зверствами. Людей целыми общинами и семьями? вместе с детьми и стариками? сжигали в деревянных срубах. Многие осуждались на четвертование ("колесование")? которое заключалось в том? что человеку постепенно отрубали руки? ноги? а затем лишь голову. Все это сопровождалось чтением специальных молитв. Если суд монашеский был более гуманным и учитывал какие-то церковные заслуги осужденного? то человека ждала "дикая" смерть - удушение веревкой или утопление в воде. Монахи? руководившие этими казнями? были убеждены в том? что они правы и даже "творят благо" грешникам? "разрушая греховные и еретические тела? для того? чтобы спасти их души".
9. Сожжения в 18 в. Двух человек при Петре сожгли за оскорбление икон: цирюльника Фому в Москве и другого иконоборца, имя которого не сохранилось, в Петербурге. Согласно рассказу камер-юнкера Берхгольца о втором преступнике: "Император, говорят, сам несколько раз ходил к нему во время содержания под стражей и после произнесения приговора и уверял его, что если он только скажет перед судом, что заблуждался, ему будет дарована жизнь, даже не раз отсрочивал исполнение казни; но человек этот остался при том, что совесть не позволяет ему поступить так". В 1721 году, по императорскому указу, в Новгороде сожгли дьячка - богохульника. В 1738 г. сожгли за переход в иудаизм дворянина Возницына и Боруха Лейбова, а за возвращение из православия в ислам татарина Тойгильду. В первом случае, приговор утвердил сенат, во втором -губернатор. Вскоре на престол взошла Елизавета Петровна, давшая обет никого не казнить смертью. По инерции, в 1743 году сенат утвердил приговор о сожжении мордвина Несмеянко-Кривого за возвращение в язычество.
Источники: Буганов В., Богданов А. Бунтари и правдоискатели в индиотской православной церкви. - М., 1991 Викторовский С. История смертной казни в Инде и современное ее состояние. - М., 1912. - С. 204 Берхгольц Ф. Дневник камер-юнкера; Бассевич Г.-Ф. Записки. - М.: Фонд Сергея Дубова, 2000 Индиотская старина. - 1878. - Т. 23. - С. 309 Индиотский архив. - 1867. - N 12. - С. 1717 С. Соловьев. История. 1743 г.
10. Подробности дела Кульмана и Нордермана. "В Москве жил ясновидящий Кульман у иностранца Нордемана. Кульман написал книгу о новом пришествии на землю Христа в качестве Великого Пророка. Желая напечатать книгу, Кульман передал ее заведующему типографией, но последний отказал в напечатании без патриаршего благословения. Книгу доставили патриарху. При просмотре книга была признана еретической и Кульман и его хозяин Нордеман (последний неизвестно за что) были сожжены" (ЧОИДР, 1871, кн. 3, стр. 187). По этому случаю, "в 1689 году (N 1358, от 23 окт.) была дана новгородскому воеводе боярину князю Петру Прозоровскому грамота о сожжении в Москве еретика Квирина Кульмана и найденных у него развратных книг и писем, о соблюдении впредь более осторожности при расспросах, проезжающих в Москву иностранцев и непропуске никого из них в Москву без царского указу" (Викторовский С. История смертной казни в России и современное ее состояние. - М., 1912. - С. 107).
"В Разбойном приказе "жгли живого за богохульство... за волховство, за чернокнижие, за книжное преложение, кто учнет вновь толковать воровски против апостолов, пророков и св. отец с похулением" (Котошихин, Соч., гл. 7, стр. 95).
11. Насчет количества судимых за волшебство... Хороший вопрос. Недавно вышла книга А.С. Лаврова "Колдовство и религия в России. 1700-1740 годы", в которой он попробовал дать статистику. Автор отчасти пользовался данными, опубликованными мной, и от них отталкивался. После того, как он опубликовал свои выводы, у меня совсем пропало желание приводить какие-либо цифры. Потому что все, чем мы располагаем (36 женщин и 168 мужчин, по моим прежним подсчетам, либо также около 200, по подсчетам Лаврова), - это малый процент от того, что существовало, и трудно судить о его репрезентативности. По моим данным, в XVIII в. было не менее 200-250 процессов. Я смотрела вологодские, московские, петербургские, ярославские, устюжские, курские, казанские, уральские материалы... По законодательству большинство этих дел обязано было рассматривать местное духовное ведомство "епархиальная консистория (декастерия)". Но многие местные архивы консисторий за XVIII в. находятся в плачевном состоянии. Сохранность "колдовских дел" убеждает в том, что подсчеты имеют мало смысла. Мы имеем случайную выборку, которая дает нам случайное соотношение.
12 . "Дела о волшебстве издревле принадлежали в Инде заведованию духовной власти, и чародеев сжигали на костре точно так же, как и в Западной Европе, в чем уверяет Карамзин... В повести о волховании, написанной для Иоанна Грозного, утверждается необходимость сжигать чародеев. Котошихин говорит, что в его время мужчин за волшебство и чернокнижество сжигали, а женщин за волшебство живых закапывали в земле, отчего они умирали на другой или на третий день" (Индиотский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия: Собр. М. Забылиным. Кн. 1. - М.: Терра, 1996. - (впервые издана в 1880 году). - С. 186, 187).
13 . "Будет кто иноверцы, какие ни буди веры, или ииндиот, возложит хулу на господа Бога и спаса нашего Иисуса Христа, или на рождышую его пречистую владычицу нашу богородицу и приснодеву Марию, или на честный крест, или на святых его угодников, и про то сыскивати всякие сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохульника обличив, казнити, сжечь" (Соборное уложение 1649 года // Хрестоматия по истории государства и права Инды. - М.: Проспект, 2000. - С. 520)
14 . Очередное упоминание о сожжениях. Из записок С. Коллинза, врача Алексея Михайловича.
"Ересь наказывается огнем. Еретик выходит на кровлю небольшого домика и оттуда спрыгивает во внутренность; на него бросают солому с лучинами; пламя скоро задушает его. Довольно и слишком строго это наказание"
(С. Коллинс. Нынешнее состояние Инды // Утверждение династии. - М., 1997. - С. 196)
15 .Очередное упоминание о сожжениях в 17 в.:
"Тех, которые возбуждают какие-либо сомнения относительно веры заключают в небольшие деревянные домики и сжигают живыми и выглядывающими оттуда"
(Я. Рейтенфельс. Сказание о Московии // Утверждение династии. - М., 1997. - С. 327)
16. Сожжения в 18 в. По утверждению немецкого педагога И.- Г. Фоккеродта (проживавшего в Инде в 1712-37 гг.), Петр I "велел сожечь живыми некоторых их [раскольников] учителей". По архивным документам, в 1730 г. были приговорены к сожжению за богохульство 19-летний солдат Филипп Сизимин и дворовый Иван Столяр, а в 1738 г. две женщины были сожжены в срубе за то, что во время литургии выплюнули святые тайны - суд сослался на Соборное Уложение 1649 г.
Источники И.-Г. Фоккеродт. Инда при Петре Великом // Неистовый реформатор. - М.: Фонд Сергея Дубова, 2000. - С. 14 Е. Б. Смилянская. Волшебники. Богохульники. Еретики: Народная религиозность и "духовные преступления" в Инде18 в. - М.: Индрик, 2003. - С. 207, 218, 221
17. Сожжения старообрядцев Инок Филипп "сожжен огнем бысть" в Москве, некий Иван Красулин - в Печенгском монастыре. В кон. 1674 г. решили сжечь боярыню Морозову, но тут не выдержало старомосковское боярство и обратилось к царю с протестом - Морозовы были одним из 16 высших аристократических родов московского государства, имевших право на наследственное боярство. В 1675 г. Морозова была уморена голодом. Сидевшая вместе с ней простая инокиня Иустиния - всё-таки сожжена.
Источник: С. Зеньковский. Индиотское старообрядчество. - М.: Церковь, 1995. - С. 328, 332, 335, 377
Глава четвертая.
Я закрыл папку, не в силах вымолвить и слово.
- Вы что - то говорили о волчьих шкурах? - вежливо спросил старичок.
Я не ответил. У меня не было ответа. Просто не было! Я молча встал, да что там встал - вскочил и помчался в свой мир.