Аннотация: (Добавлено внутрь текста. По месту сюжета - после набега Кайманов.) Серый Кот & Те Гуань Инь
14 день 5 луны 10904 круга от н.м. Марги
У Волков, я особенно сильно почувствовала себя погребенной
в ином времени. "Ином" не на внешнем, а на глубинном уровне
восприятия себя в мире. Здесь важно "себя". В двадцатом
веке я как-то привыкла считать, что "я" - это разум,
личность, - а как, дескать, может быть иначе? И, попав на остров,
далеко не сразу заметила отличия. Точнее, их было так много, что не
бросающиеся в глаза ускользнули от внимания. А сейчас появилось время
подумать и о различиях. Например, когда лежишь в гамаке и слушаешь
ночные шорохи за час до рассвета. Не спится, хочется прикосновений и
ласк, но практика показала - абсолютно бесполезно. Как только
прервались циклы, Вой перестал воспринимать меня как женщину. Только
как сосуд жизни, который следует оберегать и обеспечивать едой. Не
отношения личностей, но свойств и функций. Прагматическая
функциональность "интересов рода" напрямую управляет
физиологией. "Свойство и Функция".
Ну а Свойство и есть имя - Беременная Пума. Причем собственно моим
свойством является только разговорное имя - Беременная... н-да, и
ведь не поспоришь. Пума - уже не совсем мое. Имя духа-покровителя, а
их не так уж и много. Например, в здешнем поселке Волков есть еще две
Пумы - Бешеная и Толстая.
А как же "я", как личность? Там, на острове, я ощущала
личностью себя, и Сучка, и Дикого, и Гремучку, и остальных. А здесь
- нет. Глубокая вода функциональности рода смыкается над головой.
Нет, это не традиция, не правила, это самоощущение, полностью
исключающее даже вопрос о "смысле жизни". И вынуждена
признать: оно имеет свою привлекательность. Бездумное наслаждение
принадлежать без остатка чему-то большему, и передавать ему все
решения и терзания разума. Райская беспроблемность, сон уставшей
личности. Надеюсь,, все же только сон. Все-таки я уже отравлена
"личностью" и никуда мне от нее не деться. Но этой самой
"личности" так исчезающе мало над древними водами "Свойств
и Функций".
Сначала казалось, что во мне действует память Крадущейся. И
старательно вспоминала свою прошлую жизнь. Довспоминалась: зеркало
памяти повернулось, показав прошлое под иным углом. Через города и
дороги, коридоры института и посиделки с подругами проступило
медленное дыхание все тех же древних вод. А я-то, глупая, удивлялась,
почему так сильно менялись подруги, выйдя замуж? Были такими
интересными, личностями, а становились... пеленки, простуды, деньги,
которые муж не донес домой. Те же Функции и Свойства, только
припрятанные от внешнего взора за разговоры о "личной жизни".
Но это вовсе не жизнь личности. Сон тогда, наверное, тоже можно
назвать жизнью, небытие под крылом Неизменности. Ненужным и лишним
становится поиск ответа на вопрос о "смысле жизни" -
Функция отвечает на все.
Что же уберегло меня от этой судьбы? Отъезды мужа на его вулканы?
Может быть. А подружка Светка снова "проснулась", обрела
живость взгляда и стала интересной собеседницей после развода, когда
распалась система функций и личности волей-неволей снова пришлось
вспомнить о себе. А еще, наверное, Профессор. Он всегда обращался ко
мне только как к личности, напоминая мне обо мне. И с чего я вообще
взяла, что меня что-то "берегло"? С какими мыслями ты
сама-то шла в этот мир, к этой жизни? Потребовалось умереть, чтоб
начать жить человеком. Может быть, именно поэтому на острове я
чувствовала ребят как личностей. Гибель поселка разрушила привычную
систему функций, а мой "неправильный" взгляд на них удержал
их изменившееся состояние.
Однако. Если их состояние зависело только от одного взгляда извне,
значит... время племен и шаманов на исходе. Может, именно сейчас
где-то зарождаются "мировые религии". Те, что обращаются к
"личному пути" и отделяют "я" от племени. Мысль
требует обдумывания.
Я вздохнула, вставая из гамака: не вышло у меня долгого сна, ни в
каком смысле, кто б сомневался. А Вой еще спит. Благодарю тебя, муж
мой, за несколько лун покоя для моей личности. Мне нужны были эти
луны отдыха от самой себя. Именно так - "муж мой". Прости,
не скажу "любимый", здесь не знают, что это такое. Хотя ты
можешь и знать: чтобы увести племя в новые земли, наверняка пришлось
разбудить личность. Но сейчас твоя жена не станет тебя будить. Лучше
пойдет посмотрит, кто там топчется у входа в хижину.
Снаружи уже никого не было, только на столбике вяло шевелилась
крупная рыбина, зацепленная за жабры. Вою принесли. Кто - не знаю, да
и не дело жены спрашивать, мое дело готовить. Взбираюсь по трапу за
ножом, а потом волоку рыбу в поселок, к общему костру. У костра с
двумя примерно такими же рыбами уже возится Утренняя Роса, сестренка
Хвоста. Понятно, откуда рыба, Вой вчера Хвосту наконечник нового
копья заговаривал.
Она обрадовалась мне:
- Ой, Пума! Садись рядом, я как раз тебя спросить хотела...
О чем, интересно? Ко мне здесь с вопросами обычно не ходят. Есть
вождь, есть шаман, есть старшая женщина поселка. А я просто одна из
жен.
- Пума, мне сегодня сон приснился... - продолжает она, мнется. А
почему, собственно, у меня спрашивает, а не у Воя?
- С шаманом уже говорила?
- Нет. Полкруга назад мне похожее снилось, я к нему пришла,.. -
вздыхает, - а он велел брату меня выпороть. Не хочу больше
идти. Но ты ведь тоже говорила с духами, может, что-то подскажешь?
- Что за сон-то?
- Мне снилось, что я умерла. А мое тело зачем-то в землю закопали,
а не отдали зверям. Вот лежу я, на мне земля. И идут мимо охотники
Кайманов, и последний несет в руке початок маиса. Он стал надо мной,
да как воткнет початок в землю! Да прямо в меня. Лежу я, а маис
пророс, и растет пышный такой, нравится ему из меня расти. Ну а потом
я проснулась.
Утренняя Роса замолчала, сосредоточенно чистит овощи, кидает их в
варево. Не знаю даже, что и сказать. Так и вижу, как старик Фрейд
ухмыляется из могилы. Но, оказывается, она еще не все рассказала:
- Я боюсь... Ты ведь знаешь, этот Кайман, которого нашли после
боя... Ему камнем по затылку попало. Вчера очнулся, и с той поры
сидит привязанный у Волчьего дерева. Его отдадут Рыжему Волку, как
благоприятное время наступит. А пока мне вождь велел сварить ему из
рыбьих голов еду и покормить.
Да, с этим кайманским воином случилась история. И сейчас он
считает, раз так глупо попался, значит, покровитель-Кайман от него
отвернулся и он лишился взрослого имени. Или, того чище, Кайман
подарил его Рыжему Волку как виру за неудавшееся нападение. В общем,
надели ему на шею веревку, привязали к дереву, на котором вырезан
волчий профиль. Сидит, покорно ждет, когда прирежут. Те же "функция
и свойство". Функция - умереть. Свойство - отданный
Покровителем. Сбежать даже в голову не приходит.
А у Утренней Росы росы вовсю едет крыша. Шестнадцать кругов, в
прежние времена уже давно бы отдали замуж, а тут не за кого. Идея
подкидывать девушек в соседние племена умерла, едва родившись: боятся
они попадать к Кайманам. Давняя неприязнь обросла мифами и
страшилками. А тут - "ручной" Кайман под боком. Не такой
страшный оказался, как выяснилось. Но вообще-то жертва для
покровителя. Еще бы не начало сниться всякое...
Что бы такое придумать? Я медленно подбираю корешки и травы к
похлебке и слова к ответу:
- Ты, Роса, не беспокойся. Он же под Волчьим деревом сидит,
значит, ничего не сможет сделать вне воли Покровителя.
Девушка задумывается на мгновение, следит за мыслью:
- Ой, да! Как же это я сразу не сообразила! - улыбается, кидает в
плетенку рыбьи головы для пленника.
А я направляюсь на полянку поблизости. Видела я там "обезьяний
корень". От этого корешка мужики дуреют и готовы подмять под
себя все, хоть отдаленно напоминающее женщину. Вообще соображать
перестают.
Когда Утренняя Роса понесла пленнику еду, я увязалась следом.
Кайманский охотник... бывший охотник сидел под деревом,
отрешенно глядя на поднимающееся над лесом солнце. На принесенное
варево набросился с жадностью, не разбирая вкуса и запаха. Еще бы,
вторые сутки голодный. На то и был расчет. Вообще-то "обезьяний
корень" применяют редко, а в таких количествах, как накидала я -
особенно. Вкус и запах у него специфичны и в обычных условиях
незаметно не подмешать. Другое дело после вынужденной голодовки.
Девушка уже собралась возвращаться в поселок, но я уговорила ее
подождать и забрать освободившуюся плетенку. Ну правда, зачем ходить
дважды?
Хоть сидели мы поодаль, мне было заметно, как зрачки мужчины
расширяются, изменяется дыхание, а руки начинают слегка дрожать.
Взгляд то и дело обегает окрестности, задерживаясь на нас. Не
сорвался бы раньше времени. Как-то мне не улыбается в нынешнем
положении подставляться. Но нет, другой голод пока сильнее, доел и
вылизал миску. Отставил в сторону. Утренняя Роса подходит за посудой.
Он резко дергает ее к себе и наваливается сверху. Роса испуганно
вскрикивает, ждет, что я кинусь ее отбить, или побегу, или закричу о
помощи. Я указываю на Волчье дерево, делаю жест: "На все воля
Покровителя..." - молча, но понятно. Девушка замирает, даже не
обращая внимание на то, как Кайман трясущимися руками задирает ее
юбку. Затем переводит взгляд на дерево и зажмуривается. Я
отворачиваюсь от парочки под деревом.
Идем назад, когда солнце уже почти подобралось к зениту. Утренняя
Роса повисает на мне, с трудом переставляя ноги.
- Пума... почему так больно? За что Покровитель со мной
так?..
- Покровитель тебя как раз пожалел, - невесело усмехаюсь я. - А
если бы вместо живого человека оказался маисовый початок?
- При чем тут маис?
- Сама во сне попросила, Рыжий Волк помог.
- Я сама? - она замолкает. А потом жалобно:
- И что теперь?
- Прорастать будешь... не маисом, конечно, так кайманчиками.
- Кайманы яйца несут. Ну те Кайманы, которые с хвостом, - в голосе
ее ужас. - Я буду нести яйца?
- А которые с ногами? - я с трудом сохраняю серьезность.
- Которые с ногами, не знаю. Хвост как-то у Воя спрашивал, а Вой
только посмеялся и ничего не сказал. Наверное, несут... или чего он
смеялся. Так я тоже буду нести яйца?
- С чего? Этот Кайман уже Рыжему Волку отдан, а волки яиц не
несут.
- А, да... Ты можешь Вою сама рассказать? Я боюсь.
- Да уж расскажу, куда я денусь.
Воя интересовали подробности.
- Поставил, говоришь, ее в ритуальную позу под волчьим деревом?
- Да.
- Тогда свадебный обряд свершился. В качестве свидетеля - ты.
Хорошо. Очень хорошо.
- То есть она сейчас его жена? И что ей делать?
- Что делать, что делать... - в голосе Воя звучали ворчливые, но
крайне довольные нотки. - Побудет пока женой. Позаботится о нем как о
муже. Ничего, ненадолго... через несколько дней я отправлю его на
тропы предков. И если Роса понесет, после рождения ребенка можно
будет выдать ее за кого-нибудь из наших охотников.
Вот так. Нравится, не нравится, а побудет женой. Пока мужа не
прирежут. А поскольку Кайману, привязанному к дереву, делать нечего,
кроме как с женой развлекаться напоследок, будут у Утренней Росы
несколько весьма непростых дней. И если с точки зрения личности можно
было бы говорить о насилии, об обиде, то для рода это способ
обеспечить приток свежей крови, то есть очень и очень хорошо. Если бы
я верила в Рыжего Волка, то сочла бы Покровителя мудро направившим
события так, как они произошли. Потому и совесть не тревожит меня,
хотя слегка и сочувствую Росе. Как говорили в других местах и в
другое время - "ничего личного".