Аннотация: У кого есть филфаковское "ВО"? Маленький текст в жанре "сообщение")))
I
Среди неистребимого множества государственных проблем, в тени которых приходится cуществовать, российское образование по-прежнему в числе ТОП. Ибо кто из вас сможет с уверенностью утверждать, что отечественная корочка имеет хоть какуе-то ценность за рубежом? Сегодня в глазах успешной молодежи приоритет явно не на стороне российской. Хотя и живы еще в памяти воспоминания взрослых про западных спецов "по левой ноздре" (ничего не ведающих о правой) и про наше "широкое" и "разностороннее" советское воспитание (можно и без кавычек).
Более актуально для нас образование различать на столичное - московско-питерское,
и на провинциальное - ростовское, кранодарское, нижне-тагильское...
Но опять-таки, "стекающиеся в Москву мозги" - ребята из провинциальных городов
- имеют в качестве подспорья некий процент знаний, схваченных ими отнюдь не на "клубничных" московских вечерах, а во вполне простых, провинциальных, пусть и не самых скромных по местным меркам, РГУ, НГУ, БГПУ и иже с ними вузах.
Вот на сей мысли и остановлюсь, сформулировав нижеследующие слова. Имеет смысл
отмечать тонкости и нюансы отечественного образования, встречающиеся на местах. Маленький казусный момент см. в пример.
II
Будучи студентом одного из таких ...ГУ, одобрительно отношусь к ремонту, затеянному на прошлый год. Моего возраста бригада ремонтных мастеров, деловито похаживая вокруг воркующих на переменах дам, споро принялась за отделку стен, перекройку полов и кучу прочих процедур, сути которых передать не могу, в силу зацикленности собственного внимания в нужный момент на обмозговывании более актуальных тем и проблем. Короче, когда дело дошло до сессии, ремонт подобрался к нашей библиотеке.
Книжные собрания наскоро увязали в аккуратные столбы, в полном согласии с записями картотек, и на неопределенный срок перенесли на нижний этаж; библиотека оказалась не в доступе. А после того, как книги были возвращены, столбики также никто и не собирался разбирать. Всякая книга, требуемая студенту, по книжной нужде вошедшему в библиотечный зал, пусть и наблюдаемая им в стоящем возле прохода метровом столбце, где-нибудь в основании, не могла быть извлечена, поскольку процесс оказывался сопряжен с простейшими формальностями, не доступными для выполнения, покуда книги не займут свои места на вычищенных шкафах.
Ну, на этом и закончу многословную прелюдию на тему мелких трудностей простых
российских студняков. Не имея конспектов - обычное для меня дело, не будучи удовлетворен качеством ксероксов девчачьих работ, не в состоянии нормально разбирать написанное чужой рукой, я вновь вышел в интернет в поисках решения всех своих проблем.
III
Тут-то, на первый же вопрос - "основные литературные направления в 17 веке"
(предмет - "Зарубежная литература") - удалось достать статью несколько противоречащую тому, что нам полагалось знать на сей счет.
В конспекте, который передо мной лежал, указывалось три существовавших направления
на тот момент:
1) барокко
2) классицизм
3) ренессансный реализм
Вероятно, нефилологическая читательская часть мало заинтересуется в расшифровке
данных слов. Потому - ограничусь отсылкой на их справочный вариант. А вот, что касается "ренессансного реализма" (на который отсылки не даю), то вкратце перескажу небольшой фрагмент работы Натальи Пахсарьян, доктора филологических наук, члена РАН.
"Накопление" элементов реализма в словесном искусстве мерещилось нашим филологам
много лет. Видимо, потому что сам "реализм" понимался как высшая точка эволюции литературы, должная, таким образом, быть отражена и на более ранних стадиях. Например, с реализмом связывались такие демократические явления, как сатира и низовой комический жанр. В существующих учебных пособиях - "во всех практически" - об этом говорится. Оговорки же встречаются лишь в более современных версиях (то есть, вне студенческой образовательной программы).
И далее: "...современная литературная наука... приходит к выводу, что реализма
как строго терминологического, историко-литературного понятия в XVII столетии не
было ни в виде сформировавшегося литературного направления, ни даже в виде 'элементов'
реализма. Художественная правдивость, подлинность и убедительность образов, мотивов,
конфликтов и т.п. достигались и воплощались по иным эстетическим законам, чем это будет
в реализме - феномене литературы XIX столетия".
_Более грамотно и теринологически корректно об этом - здесь.