Аннотация, предисловие, введение... "Ceci n"est pas une pipe" "
Как начать аннотацию?
Пожалуй начну с изложения как ИИ понял смысл аннотации.
Эссе "Книга экзистенциалиста" представляет собой глубокое размышление о природе экзистенции, знания и интеллекта, исследуя их взаимосвязь через призму религиозных, философских и научных концепций. Вдохновляясь библейским текстом Книги Экклезиаста, автор проводит параллели между экзистенциальными вопросами и современными вызовами, связанными с искусственным интеллектом. Вводя читателя в контекст Вербного воскресенья и символики осла как мирного животного, эссе поднимает вопросы о значении наблюдения, знания и их влияния на наше восприятие реальности. Используя метафоры из квантовой физики и философии, автор исследует возможность создания искусственного экзистенциального интеллекта, который мог бы не только имитировать человеческое мышление, но и развивать его, сохраняя индивидуальную ответственность за создание смысла. Это произведение не только провоцирует размышления о природе знания и интеллекта, но и предлагает читателю возможность переосмыслить свое место в мире, где искусственный и естественный интеллект могут сосуществовать и взаимодействовать.
Эта аннотация подчеркивает ключевые темы эссе и создает интригу, побуждая читателя задуматься о важных вопросах, которые будут обсуждаться в тексте.
Согласен!
А теперь - то о, чем ИИ так лаконично высказался.
Аннотация должна вызывать интерес. Обычно аннотации представляют собой один краткий абзац, но могут быть длиннее, если вы резюмируете и оцениваете. В аннотацию необходимо вложить суть и привлечь к ней внимание.
Вот почему Иисус въехал в Иерусалим на молодом осле?
Пророк писал, что так сделает Помазанник (Мессия). А Иерусалим, соответственно, станет ведущим символом веры в то, что землей управляет Бог.
...Было Вербное воскресенье, предшествующее Пасхе. Впрочем, в разных местах этот день может называться по-другому - во многих областях Франции называется "цветущая пасха", в Пикардии - "пасха с самшитом", в Провансе - "воскресенье осанны", в Испании - "воскресение ветвей", в Румынии - "воскресение цветочное". Название - разные, но в этот день люди приносят на освящение - такая религиозная процедура сакрализации материальных предметов, веточки вербы, которая обычно раньше многих деревьев просыпается от зимнего сна.
Было воскресенье и Иисус Христос (то есть Мессия; какая-то женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Сын Божий, Который говорю с тобою), показывая, что Он приходит с желанием мира, а не войны, въезжает через восточные ворота в город на осле - животном, которое на Востоке - в противоположность торжественным въездам полководцев и царей на скакунах и колесницах, ценилось как миролюбивое. Можно сказать, что осел - это и символ простого труженика, живущего плодами рук своих. Ослы также связаны с темой мудрости в еврейской библейской истории об ослице Валаама, которая разговаривает. Нанятый, чтобы проклясть Израиль, прорицатель Валаам, который по заданию своего царя должен проклясть Израиль, но произносит одни лишь благословения, и парадоксальным образом становится "пророком" Израиля, срывается из-за Божьего ангела с мечом в руке, которого видела только ослица, и поэтому она сошла с дороги, пытаясь его обойти. Разгневанный Валаам с яростью набросывается на животное, которое вдруг заговорило, жалуясь на обращение хозяина. Ослице дается речь, чтобы пробудить Валаама к угрозе. В то же мгновение Бог позволяет и Валааму увидеть ангела: прорицатель понимает, раскаивается и спрашивает, не следует ли ему повернуть назад. Но ангел приказывает ему идти дальше, говоря, чтобы он в точности исполнил волю Господа, когда будет у царя Моава. Валаам идёт, встречается с царем, но не принимает его предложения предать Израиль: вместо этого он благословляет избранный народ.
Тот же Ориген отождествляет ослицу Валаама с Церковью, раздавленой тяжестью греха, олицетворяемого языческим всадником, но искуплена тем, что была избрана Христом в качестве смиренного животного для входа в Иерусалим.
А осел Иисуса Христа, между прочим, был рожден для чудесного дела. Его не использовал и не ездил никто другой. И этот осел был привязан , чтобы он не мог уйти или быть взят кем-то другим . Он ждал, когда Иисус сядет на него, чтобы вьехать в Иерусалим.
Так или иначе, вход Сына Божьего в Иерусалим вводит нас в события Страстной недели. Уже потом Сын Божий совершает Тайную вечерю со своими апостолами, причащая первый раз их телом и кровью Христовой, потом и Иуда придаёт Христа, а в пятницу Сына Божьего распяли и было солнечное затмение, после которого - Христово Воскресение.
...Знаете?! Очень хотелось бы поговорить о воскресение истины с помощью искусственного интеллекта. Говорят же в спорах рождается истина.
Что первично: знания или умения их применять? А не изменяет ли применение знаний сами знание? Я имею ввиду т.н эффект наблюдения. В физике эффектом наблюдателя называют теорию, которая гласит, что простое наблюдение за явлением неизбежно изменяет его. Даже если эффект наблюдателя невелик, объект всё равно изменяет состояние. Этот эффект наблюдается во многих областях физики, но обычно технически может быть уменьшен подбором эффективных инструментов и/или использованием лучших методов наблюдения.
А вы знаете, что одно сравнительное исследование в области образования наглядно показало, что учащиеся находят больше путей для решения заданий и поиска ответов на вопросы, чем заложено разработчиками?
Парадокс?
Может потому сегодня и человек не может вьехать в свой "Иерусалим", не может воскресить истинные знания. Они извращены, деформированы, необратимы - их нельзя провести в противоположном направлении через все те же самые промежуточные состояния.
А может таки можно. Все естественные процессы необратимы. А неестественные?
Интрига, заранее замечу, в том, что есть критерий естественности необратимости - все процессы должны идти до конца, как в психоанализе Фрейда или - гомеопатии Ганемана или всем же знаком черно-белый круг, символ космогенеза, изображающий баланс женского и мужского. И не все верят, что с помощью акупунктуры есть возможность восстановить этот баланс на всех уровнях, а их три:
Местный. При местном происходит повышение температуры, морфологические и гуморальные сдвиги,
Сегментарный. Происходит изменение органов в пределах иннервации отдельных спинномозговых сегментов (желудка, печени и пр).
Генерализованый. Импульсы поступают в надсегментарные отделы и это сопровождается ответом различных систем гомеостаза.
Может и со знаниями стоит попробовать? Восстановить?
В конце-то концов мы при желании можем узнать, что причина эффекта наблюдателя кроется в дуальной природе элементарных частиц: вероятность обнаружения частицы в какой-то точке подчиняется квантовой волновой пси-функции, которая испытывает интерференцию при открытии второй щели для электронов.
А может эта пси-функция возможно уже и "заговорила" с нами? А она - это функция степеней свободы, соответствующая некоторому максимальному набору коммутирующих наблюдаемых?
Говорил ли Бог устами ослицы Валаама? Говорил ли дьявол с нами устами пси-функции?
А между прочим, уравнение Шрёдингера определяет, как волновые функции эволюционируют с течением времени, а волновая функция качественно ведёт себя как волны на воде или волны в струне. Как в песенке:
Кто-то ушел на дно, а кому-то всё равно
Погрустили, а завтра забыли
Будто не были и не любили
Кто-то ушел наверх, то есть ушел навек
И следит, улыбаясь, за нами
Сквозь глаза наших воспоминаний
Может вернём... воспоминания?
Ведь искусственный интеллект научился определять свойства любых молекул, решая уравнение Шредингера. Может поговорим с искусственным интеллектом. Может найдём в уравнении Шрёдингера "говорящую ослицу"?
И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз? 29 Валаам сказал ослице: за то, что ты поругалась надо мною; если бы у меня в руке был меч, то я теперь же убил бы тебя. Ослица же сказала Валааму: не я ли твоя ослица, на которой ты ездил сначала до сего дня? имела ли я привычку так поступать с тобою? Он сказал: нет. И открыл Господь глаза Валааму...
Вы думаете написанное можно назвать аннотацией?
Конечно - нет.
А почему и нет?
Это тоже ловушка для внимания. Все мы похожи на Дага - персонажа из удостоенного двух премии "Оскар" мультфильма "Вверх" - милую говорящую собаку с феноменальной рассеянностью внимания. Можно сделать вывод, что он слегка глуповат, хотя и при помощи специального ошейника может говорить. А ведь он всё время он наблюдал за героями! То есть мог чего-то там изменять. С другой стороны собака, связывающая воздействие с надетым на нее ошейником, прекрасно понимает, что без ошейника она может не подчиняться командам.
Наше внимание работает как механизм, за счет которого можно его привлечь и удержать. Умение завладевать вниманием меняет все, что мы делаем. Но не вс1 так просто! У нас непроизвольное, кратковременное и продолжительное внимания, и для каждого из них у нас есть свои пути. Есть, возможно, и "восточные ворота", через которые Некто, назовем его Мессией Истины, может въехать в жизнь каждого, кто "откроет" Ему ворота.
Заметьте на картинке Мессия, только условно, чтобы привлечь внимание, вьезжает на улитке...
Посмотрим - заговорит ли она. Приведет ли она его в душевное, ментальное и физическое равновесие - как ослица Валаама. Услышим ли мы её?
А что является органом равновесия у человека?
Улитка является органом слуха. Улитки, заполненной жидкостью. Именно сюда в виде вибрации попадают звуковые волны - колебания, которые, распространяясь и взаимодействуя с органом слуха, воспринимаются человеком. У человека улитка находится впереди, а полукружные каналы сзади, между ними расположена полость неправильной формы - преддверие. Сама же улитка представляет собой костный спиральный канал. Костная спиральная пластинка и продолжающая её основная (базилярная) мембрана делят канал улитки на два спиральных коридора - верхний и нижний. Инь и Янь?..
Наверно, написанное выше можно назвать предисловием или введением. Но это, на самом деле, было бы только означающим "предисловия" или "введения". А дальше последует означающее "аннотацию". Как же не вспомнить тут про знаменитую надпись Магритт: "Ceci n'est pas une pipe" - "Это не трубка"? Мы вспомним ещё об этом вопросе о соотношении между символом и объектом. А пока - аннотация, которая не...
Аннотация: Мысленный эксперимент постмодернистического самотворения/самодействия/самоорганизации/самонастраивания искуственного экзистенциального интеллекта, призванный продемонстрировать теоретическую возможность создать машину, которая будет обладать всеми возможностями homo existentialis - человека экзистенциального и просвященного - homo illuminatus est - человека с когнитивными способностями, которые определяет его как имеющего свободную волю для определения хода своей жизни, с сохранением индивидуальной ответственности за создание смысла, не полагаясь на высшую силу или религию для определения того, что важно, ценно или морально правильно, но имея с ними - эквивалентное отношение, по образу и подобию мыслимому естественному экзистенциальному интеллекту.
Этот текст - просветительно-познавательно-развлекательный постмодернистический проект обучения/научения естественному экзистенциальному интеллекту, развивающемуся по спирали сущностей - от искусственной эссенции до естественной экзистенции.
Звучание названий "Книга Екклесиаста" и "Книга Экзистенциналиста" наводит на мысль о "созвучии" смыслов. Так и есть. Но только по образу. А подобие подразумевается в постмодернистическом "прочтении".
Постмодернизм (фр. postmodernisme - после модернизма) понимается автором как Постколмогоровская сложность. В алгоритмической теории информации колмогоровская сложность объекта (такого, как текст) есть мера вычислительных ресурсов, необходимых для точного определения этого объекта. Эту меру можно назвать тривиальной, определив сложность объекта как минимальную длину программы, порождающей этот объект. Для алгоритмической теории вероятностей: объект считается случайным или на другом языке - абсурдным, если его сложность близка к максимальной или на другом языке - близка к хаосу. Но вот в кртитической точке динамического хаоса, благодаря избыточности меры сложности, возникает диссипативная структура и новое качество - начало отсчета качественно нового объекта, в чем и заключается смысл постмодерации первоначальной точки отсчета и всех значений функции модерации.
Герой книги - собственно Экзистенциолист и постмодернист, есть в определенном смысле анонимный рассказчик, потому что автор - это не сам автор, а его авторский образ, (Помните надпись "Ceci n'est pas une pipe" - Магритт объяснял замысел своей картины "Вероломство образов" так: "Эта знаменитая трубка. Как люди попрекали меня ей! И всё же, вы можете набить её табаком? Нет, это ведь всего лишь изображение, не так ли? Так что, если бы я написал под картиной "Это трубка", я бы солгал!".
Экзистенциалист - автор, герой, и наблюдатель говорящего автора и героя, говорящего с Я, СверхЯ и Оно, от имени Я, СверхЯ и Оно, говорящего с Другим, Другими, с не такими как все - особенными, в особенных точках мнений, говорящего от имени Частного, Общего и Особенного. Способ так говорить - суть Книги об искуственном разуме человека естественным образом экзистенциального - homo existentialis.
Рассказчик, не автор и одновременно мнимый автор вместе с другим автором - СhatGPT, созданным компанией OpenAI, - чат-ботом, который работает на основе искусственного интеллекта, комментирует, коррелирует и формулирует мыcли Экзистенциалиста и СhatGPT - эти фигуры по большей части обобщаются многомерной логикой разных языков различных областей знаний, но с особенностью обобщения свойством степенной ассоциативности.
Особенность степенной ассоциативности в том, что обобщающий объект, совершая иттерацию знаний, выдает результат, который в случае эффективного применений и "прочтения" должен отрицать начальное суждение наблюдателя за обобщением.
Также и Книга Екклесиаста - начинается с фразы "Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме. Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - всё суета!", посредством которой рассказчик подчёркнуто дистанцируется от суеты самого себя.
Екклесиаст (др.-греч. Ἐκκλησιαστής экклесиастэс; др.-евр. קֹהֶלֶת кохелет) - книга, по преданию написанная царём Соломоном, входящая в состав еврейской Библии (Танаха) и Ветхого Завета. Седьмая книга раздела Писаний (Ктувим) Танаха. Екклесиаст - это точная древнегреческая калька с еврейского "Кохелет", что значит "говорящий в собрании" или "проповедующий". Его тексты - одна из самых загадочных и противоречивых книг Ветхого Завета. В ней, как отмечается многими исследователями, нет яркого свидетельства веры, чудес или грозных пророчеств. "Как человек плотский, - говорит Екклезиаст, - он имеет крепость от того, что ест и пьет: так, кто имеет в виду благое (а истинное благо есть тот, кто один благ)." И именно так человек есть тот, кто он есть. Но кем бы он не был, каковы бы не были его желания, ег потребности, его действия и его воображения, в конце веков, всё будет по Образу Божиему и Подобию Ему.
Екклесиаст говорит об этом в собрании. Но кто скажет об этом Я, СверхЯ и Оно? Экзистенциолист в контексте Книги Экзистенцолиста - это говорящий с Я, СверхЯ и Оно, от имени Я, СверхЯ и Оно, говорящий с Другим, Другими, с не такими как все - особенными, в особенных точках, говорящий от имени Частного, Общего и Особенного. Способ так говорить - суть Книги об искуственном разуме человека естественным образом экзистенциального - homo existentialis.
Если просвящённый Экзистенциалист станет тем, кто изменит мысль, задача проекта будет выполнена.
Библия учит как человек должен изменить мысль: человек задуман по ОБРАЗУ и ПОДОБИЮ, а создан по ОБРАЗУ Божьему. И сказал Бог: "Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему...". И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. (Бытие 1:26-27)
Азбука Веры: Религия - это язык приведения образов мышления, воображений и действия в подобие Божьего образ Творения. Отцы Церкви отличают "образ" от "подобия", определяя, что образ - это то, что изначально вложено Творцом в человека, а подобие - то, чего предстояло достичь в результате добродетельной жизни: "выражение "по образу" означает разумное и одаренное свободной волей, а выражение "по подобию" означает уподобление через добродетель, насколько это возможно" (Иоанн Дамаскин).
Азбука философии: философские категории СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА - содержание определяющая сторона целого, совокупность его частей и форма, как способ существования и выражения содержания.
Азбука геометрии (от др. -греч. γεωμετρία ← γῆ "земля" + μετρέω "мерить; оценивать", буквальное значение - землемерие, смысловое (контекстуальное) значение - природомерие). Образ функции в геометрии - это множество всех значений самой функции. Этот термин формально применяется к произвольному множеству точек. Обычно это конечное число точек, линий или поверхностей, в том числе и в единственном числе: точка, линия или поверхность, являющимися словами с неопределяемыми понятиями. Подобие - это понятие, характеризующее наличие одинаковой формы геометрических фигур независимо от их размеров. Подобные фигуры - это фигуры, для которых существует взаимно-однозначное соответствие (математическое), такое соответствие между элементами двух множеств, при котором каждому элементу первого множества соответствует один определённый элемент второго множества, а каждому элементу второго множества - один определённый элемент первого множества. Понятие соответствия и множество, в зависимости от используемых оснований тоже считаются неопределяемыми понятиями.
При полной абстракции от смысла слов используемого языка неопределяемыми понятиями считаются (в аксиоматике - системе исходных положений какой-либо теории, принимаемых в рамках теории истинным без требования доказательства) начальные, базовые понятия, определение которым не даётся. Однако все условия, регулирующие употребление словесных значений понятий высказываются посредством аксиом, теорем на их основе и правил, позволяющих использовать в разных контекстах, подтекстах, затестах и т.п. и т.д.
Азбука искуственного интеллекта: в разработке искусственного интеллекта существует два базовых подхода и тоже - по образу и подобию. Первый - так называемый нисходящий подход подразумевает создание баз знаний, экспертных систем и систем логического вывода с помощью которых развитый искусственный интеллект сможет самостоятельно мыслить по образу человеческого интеллекта, обладать по образу его сознанием и осознавать себя, имитировать мышление, рассуждение, речь, эмоции, творчество. Второй подход - восходящий - предполагает, что искусственные нейронные сети смогут моделировать архитектуру, свойства и поведение своего биологического прообраза, т.е по подобию формы, что приведет к созданию интеллектуального нейрокомпьютера.
Азбука Веры: В умозрительном трактате преподобного Максима Исповедника (христианский монах, богослов, философ, создатель и защитник учения о двух волях во Христе, прославлен в лике преподобных и в лике исповедников в Православных церквах и в лике святых Римско-католической церкви) в Трудности 41 автор анализирует созерцательную практику умного делания. Им постигается смысл пяти* делений и пути их преодоления человеком, благодаря которым осуществляется мистическое восхождение ума к единению с Богом.
1. Восхождение к Богу осуществляется через деятельную и созерцательную стороны жизни человека. Деятельная сторона - это стяжание добродетелей. Созерцательная сторона - это обретение ведения логосов сущих посредством умного делания (исихии).
2. Сведение в себе противоположных природ в деятельной стороне жизни означает соблюдение праведного образа жизни, при котором человек перестает быть зависим от противоположностей, они перестают замечаться и оказывать влияние на произволение человека, соединяясь в тождество целого. А в созерцательной стороне жизни это означает обретение способности к чистой безмолвной молитве, при которой ум постигает логосы, соединяющие противоположные природы в единое целое. Различение соединения противоположного в единое Максим называет созерцательным тропосом смешения.
3. В деятельной стороне жизни серединой является добродетель, а в созерцательной стороне жизни серединой является ведение логосов, соединяющих противоположное в единое.
4. Продвижение вверх в деятельной стороне означает обретение более высокой добродетели, начиная с обретения нравственных добродетелей, затем добродетелей познания естественных законов и далее переход к высшей добродетели созерцания в Духе. Продвижение вверх при созерцании означает переход при содействии благодати к созерцанию логосов более общих природ, начиная от логоса единой земли и завершая логосом ипостаси тварного мира, после чего молящийся может быть вознесен по благодати к единению с Богом. Различение восхождения или снижения уровня созерцания логосов Максим называет созерцательным тропосом положения.
5.Пятое деление самого человека на мужское и женское своеобразие преодолевается 'благодаря бесстрастнейшему расположению в божественной добродетели <...> через совершенное единение с собственным логосом.
Восхождение к Богу по мысли преподобного Максима осуществляется через деятельную и созерцательную стороны жизни человека. Деятельная сторона - это стяжание добродетелей. Созерцательная сторона - это обретение ведения логосов сущих соединяющих противоположное в единое, посредством умного делания (исихии).
Продвижение вверх к Богу при созерцании означает переход по Образу и Подобию при содействии благодати к созерцанию логосов более общих природ, начиная от логоса единой земли и завершая логосом ипостаси тварного мира, после чего молящийся может быть вознесен по благодати к единению с Богом.
(исихии).
"Развитие идёт по спирали". Этот философский тезис приписывается Гегелю как неотъемлемая часть диалектики - отрицание и синтез поступательного развития "по прямой" и "хождения по кругу" - кривой линии, бесконечно приближающаяся к ряду кругов, к спирали. Движение по спирали - это процесс накопительный, эволюционный с относительно (связность по ориентации) восходящими и нисходящими (центростремительным и центробежным) вращательным (вокруг оси и точки), поступательным, плоским или плоскопараллельным, сферическим, произвольным, по форме (связность по порядкам) - прямолинейным и криволинейным движениями, сохраняющими в том числе в разрывах непрерывность. Переход на следующий уровень каждый раз происходит в тот момент, когда текущий уровень становится стопором на пути развития. А каждый уровень складывается из экзистенциального вызова и функциональной системы. Одно из условий перехода - текущий вызов должен быть разрешён, а неопределенность раскрыта. Но это не значит, что он просто исчезает. Потребность остаётся, но с неё смещается экзистенция. Она смещается на эссенцию (от лат. essentia "сущность", "бытие"). Сущностные свойства объекта вносят вклад в ответ на вопрос "Что есть данный объект?". Ответ "находится" в реализации потребностей личности и/или общества, выражаемых в мотивации ее поведения. То есть удовлетворение потребности переходит в фон внимания и перестаёт ощущаться смыслом жизни.
Спирали развития в виде n - кратно циклической би-спирали информации используется в борьбе с энтропией и хаосом в системных исследованиях различных обьектов, их отношений и их развития. Понятие энтропия в теории информации - мера неопределенности состояния системы, некоторой ситуации с конечным числом исходов. Это понятие используется для определения количества информации в сообщении о состоянии объекта. Количество информации измеряется изменением (уменьшением) неопределенности состояния системы. Известно, что закон не убывания энтропии является вторым началом термодинамики, благодаря которому необратимость и введена в макроскопический мир, в исследованиях которого широко применяется моделирование.
Математически энтропия определяется как функция состояния системы, определённая с точностью до произвольного постоянного слагаемого. Таким образом, с помощью понятия энтропия появилась воз-можность количественно оценивать такие понятия как хаос и порядок. При этом количество информации подразумевается как мера упорядоченности, а энтропия как мера беспорядка. Из этого следует, что энтропия и информация выражает две противоположных тенденции развития.
Как устроено мышление языковых моделей вроде искуственного интеллекта?
Языковая модель получает "затравку", которую ей передает пользователь. ИИ создаёт максимально подходящее по смыслу продолжение исходя основываясь на имеющейся в памяти информации. Для этой цели модель ИИ использует энтропию в том или ином контексте (например - температура или энергия). Допустим, пользователь имеет слово из пяти слов и нужно вставить шестое, подразумевающее дополнительную функцию слова в предложении. В синтаксисе предложения принято делить на части, эти части образуют небольшое множество грамматических классов - членов предложения. Член предложения определяется и опознаётся по той функции, которую он выполняет в составе предложения. Форма сложного предложения с сочинительной и подчинительной связью, состоит из 2-х частей сложноподчинённое предложение с придаточным определительным и простое - главное предложение. Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным поясняет (определяет) слово в главной части и отвечает на вопрос "Какой?".
Какой?
Такой как есть. Но чем дальше языковая модель повествует "какой" о событиях, тем больше она теряет связь с тем "Какой был" из-за множественности значений и вариантов реализации, и начинает писать уже обо всём на свете, вспоминает книги других жанров, вводя интертексты и т.п. Поэтому языковая модель ИИ в конце или производит качественно новое знание, которое связано с новым качественным порядком и сокращением "лишних" слов, фраз, значений (что и есть снижение энтропии до минимального значения, которое мы имее право назвать "экзистенциальным" и предшествующим разным формам существования иных значений, кроме тривиального) и обучается. Также работает и додумывание, и творчество: модель начинает создавать историю, смотрит, что получается, и дописывает уже исходя из своих собственных слов. Это "чистой воды" постмодернистический текст, который "вбирая" в себя любые вариации и элементы всего накопленного опыта изложения мысли, представленного в виде обобщенногоого текста, или интертекста, который служит предтекстом вновь создаваемых текстов, прочитывая его удобным для себя способом - квазипорядком, который имеет два свойства - рефлексивность (отношение с собой) и транзитивность (отношение с Третьим, с чем имеют отношения и другие, с которыми отношений уже нет - нет свойства симметрии), и получает, по сути, диссипативную структуру (систему), характеризующуюся спонтанным появлением в неестественных условиях сложной, зачастую хаотичной структуры. Отличительная особенность таких систем - несохранение объёма в фазовом пространстве. Обьем имеет квазипорядок, который однако можно сохранить при создании условия необратимости. Условием необратимости является условие - все процессы должны идти до конца. Все естественные процессы - необратимы и идут до конца. Но его делает неопределенным время. Все неестественные процессы идут не до конца. В том числе и мышление. Все продукты интеллекта - это неконечные продукты, потому что это неестественное мышление. Мышление человека - искуственное, так как связано с влиянием общества и его искуственными и мнимыми формами существования. Однко необратимость достигается в т.н критических точках векторного равносесия - особых точках, с которыми связаны критические значения и фазовые переходы от одного качества к другому. Собственно, в таких точках решается проблема масштаба время. В этих точках возникает потенциальное пространство всех возможных исходов (биффуркаций) и оно подобно по форме проекции пространства в точку. Метафорой этих двух форм существования является точка Творения и Бытие, завершаемое Судом, являющимся одним обьектом с двумя сторонами. Такой обьект в Теории категорий (раздел математики, изучающий свойства отношений между математическими объектами, не зависящие от внутренней структуры объектов), называется Нулевым объектом. Он одновременно - инициальный и терминальный. Нулевой объект - это группа из одного элемента.
Инициальный (начальный, универсально отталкивающий) объект категории - это такой объект, из которого в любой объект категории существует единственный морфизм.
Двойственным образом определяется терминальный или универсально притягивающий объект - это такой объект, в который из любого объекта категории существует единственный морфизм, дающий (как следствие) Нулевому объектувие свойства т.н Нейтрального элемент бинарной операции. Это тривиальный элемент, который оставляет любой другой элемент неизменным при применении обратного действия над собой.
Нулевой объект подобен модели Бога и Его творению. Для обоих обьектов его существует единственный морфизм - обратное действие над собой, который оставляет любой другой элемент неизменным, а значит его преобразование определяется произвольно выбором людей или естественной природой. Так и получается подобие двух сторон Нулевого объекта - инициирующего обратным действием над собой все возможные действия, и терминирующего полнотой этих действий, если система необратима, или избыточной сложностью (колмогорвской сложностью), если система обратима.
Вот и священное имя Божие, открытое пророку: "я есмь Сущий" или "Я есть Тот, кто Я есть" определяемо как единственный морфизм - обратное действие над собой, неопределяемое по содержанию, но только по форме. На самом деле, самоопределение Бога в Исх 3:14: "я есмь Сущий" или "Я Тот, кто Я есть" иллюстрируют два совершенно противоположных направления в Его понимании (и оба эти направления намного древнее Синодальной Библии)
Первая интерпретация: "Я - Существующий", "Я-тот, кто обладает Бытием" представлена, в частности, у Отцов, в схоластике и в некоторых современных переводах Библии. Тут Бог не просто существует - он открывает Себя, поэтому понятие о Боге неразрывно связано с понятием откровения, которое дошло до нас в виде Священного Писания.
Вторая интерпритация - "Я Тот, кто Я есть" - наиболее распространенная среди новоевропейских переводов. Она предполагает, что перед нами не ответ, а отказ от ответа. Бог отказывается называть человеку Свое имя и тем самым раскрывать Свою сущность. Он сохраняет неопределенность, которую человеку предстоит раскрыть.
В геометрии за это действие, то есть за раскрытие подобия непрерывного в конкретных образах отвечает т.н "улитка Мебиуса" - о ней ещё пойдет речь ниже, в психике человека - шестое физическое чувство - проприоцепция, а также - ментальное чувство интуиция и духовное -Вера.
Что делает улитка мебиуса в топологии?
Описывая наглядно и в общих фразах превращает свойства одного в другое. Когда улитка привлекает внимание человека, внутри него начинает работать спираль, сочетающая в себе одновременно форму круга и импульс движения, пространство и время, циклическое развитие и упадок, рождение и смерть. Спиральная динамика - это модель взаимоотношения человека с внутренним и внешним мирами. Она говорит о том, что все люди в своем развитии проходят один и тот же путь. Пара шагов - и вы уже взлетаете вверх по восходящей спирали. Пара шагов назад - и вы уже падаете вниз по нисходящей. Жизнь движется по спирали, и всё повторяется, и всё возвращается. Улитка словно напоминает: "Вселенная состоит из спиралей". Почему Вселенная состоит из спиралей? Короткий ответ, к сожалению, мы на самом деле не знаем. Пока. Но уподобление искусственного нестественного интеллекта - естественному, в котором все процессы мышления идут до конца - об этом Книга Экзистенциалиста и проект самотворения экзистенциального интеллекта.
Человеческий интеллект такой же искусственный - как и интеллект, демонстрируемый машинами, в частности компьютерными системами. В "Заключительном ненаучном послесловии к "Философским крохам" основоположник экзистенциальной мысли Сёрен Кьеркегор утверждал: "Экзистенция, подобно движению, остаётся весьма трудным для рассмотрения предметом. Как только я начинаю её мыслить, я тотчас же отменяю эту экзистенцию, а это значит, что я перестаю и мыслить её. Представляется даже правильным утверждать, что тут мы имеем дело с чем-то, что не может быть помыслено, - то есть с экзистированием". Этот проект есть мысленный эксперимент "помыслить".
Философ Жан-Поль Сартр, для которого литература была философией, а философия - литературой, разделил экзистенциализм на религиозный (о нем писали также Карл Ясперс и Габриэль Марсель) и атеистический (Альбер Камю, Симона де Бовуар, Мартин Хайдеггер). Атеистический экзистенциализм отвергает, что за сущими (явлениями) может стоять таинственное Сущее (Бог), определяющее их "сущность" или истину. В философии постмодернизма, при выражении процессуальности вербального продукта рефлексии над процессуальностью языка используется понятие метаязыка. В этом проекте автор предпримет попытку использовать то, что он называет метаязыком мышления, как язык для описания как языка религиозноготеологического, так и языка атеистического, комбинирующего различные логико-конкретные и логико-абстактные исчисления в концепциях, относящиеся к обращению разума, духа, души, мышления, сознания, природы, человека.
Говард Гарднер, известный как автор понятия и теории множественного интеллекта, а также - специалист в области клинической психологии и нейропсихологии, выделил девять типов интеллекта: натуралистический, музыкальный, логический, межличностный, внутриличностный, кинестетический, лингвистический, пространственный и экзистенциальный (Говард Гарднер. Структура разума: теория множественного интеллекта = Frames of Mind. The Theory of Multiple Intelligence). Теория множественного интеллекта - модель интеллекта, которая рассматривает интеллект в различных конкретных (в первую очередь сенсорных) условиях, а не как доминирование одной общей способности к чему-либо. По сути Гарднер выдвинул теорию множественного интеллекта в противовес IQ (intelligence quotient - коэффициент интеллекта), который (можно обобщенно сказать) измеряет только логико-математический, вербальный и визуально-пространственный интеллект. Согласно теории множественного интеллекта, все индивиды предрасположены не столько к общечеловеческим, сколько к индивидуально разным занятиям. Типы интеллекта Гарднер выделил, наблюдая за тем, как человек воспринимает мир и информацию, какая у него мотивация к действиям и как он принимает решения. А принимает решения он на основе когнитивного искажения. Каждый индивид, по мнению ученого, обладает несколькими типами интеллекта, но доминируют обычно три-четыре.
Визуально-пространственным типом интеллекта обладают люди с ярким воображением. Межличностный тип интеллекта доминирует у тех, кто имеет выраженные способности выстраивать коммуникацию с другими людьми. Внутриличностный интеллект отвечает способности различать и анализировать собственные эмоции. Благодаря телесно-кинестетическому типу интеллекта люди способны передавать эмоции с помощью тела, оно для них является основным способом самовыражения. У них хорошая координация и мелкая моторика. И т.д. Экзистенциальный тип, - тип, который свойствен людям изначально. Он характеризуется глобальным/глобально-локальным и локально-глобальным мышлением с точки зрения философского и философско-методологического познания законов мироздания и вселенной. Его суть - изучение вопросов смысла жизни, глобальных целей, мировоззрения.
Под понятием "экзистенция" понимается континуум целостного человеческого существования, внутренне ощущаемого и воспринимаемого как индивидуально-личностное собственное бытие в его единстве, непрерывности и уникальности. Экзистенция предшествует сущности. Все способы существования экзистенции, как начала и непосредственного результата природной самоорганизации, будут обобщать отсутствие тривиального существования (экзистенции) в полной мере и быть связанными с его деформацией.
Экзистенциальный интеллект - это с одной стороны данное нереализованное состояние тривиального интеллекта в его изначальной неопределенности, с другой - способность к самодействию, используя потенциальные способности к мышлению и метапознанию для исправлений ошибок в процессе и результате мышления. Основная идея философа-экзистенциалиста Жан-Поль Сартра - это мысль о том, что у нас изначально у человеческой природы нет сущности. И это состоянии есть экзистенция. В этом состоянии мы каждый раз изначально находимся в постоянной импровизации (фр. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus - неожиданный, внезапный). К импровизации относится и сам проект "Искусственный экзистенциальный интеллект". Генераций интеллекта происходит непосредственно во время исполнения интеллектуального общений с нейросетью ChatGPT (от англ. Generative Pre-trained Transformer "генеративный предварительно обученный трансформер"). ChatGPT - большая языковая модель, для тренировки которой использовались методы обучения с учителем и обучения с подкреплением. Это, согласно определению ВИКИ, - "Чат-бот с генеративным искусственным интеллектом, разработанный компанией OpenAI и способный работать в диалоговом режиме, поддерживающий запросы на естественных языках. Система способна отвечать на вопросы, генерировать тексты на разных языках, включая русский, относящиеся к различным предметным областям".
Гарднер, как создатель концепции множественного интеллекта, утверждает, что ключевым моментом в интеллекте является способность восприятия картины мира в более широком смысле - видение взаимосвязи нашего бытия и всей Вселенной. Я же считаю правильным рассматривать экзистенцию интеллекта как начало, предшествующее существованию интеллекта, а саму экзистенцию интеллекта - как тривиальный объект множества произвольных совокупностей множеств интеллектов, обладающих соответствующих определённых, чётких или нечётких свойств или признаков и одновременно - средство преодоления парадоксов интеллектуальных решений.
Экзистенциальный интеллект ведёт к само-рефлексивному и транзитивному (от лат. transitivus - переходный) сознанию, коим является интуиция, критическое и парадоксальное мышление и повышает нашу способность к самосознанию и морфизму к самому себе. Очевидно, что при максимальной автоматизации и развитии обучающегося искусственного интеллекта роботами будет достигнуты возможные пределы интеллекта, а те которые равны бесконечности или не существовать научатся раскрывать если не в моде алгоритма, то в моде кольца (алгебраической структуре с ассоциативным умножением - множестве, похожем на совокупности чисел в том смысле, что его элементы можно складывать и умножать, причём эти операции ведут себя естественным образом), ранее человека. И в этом состоянии искусственный интеллект будет подобным экзистенциальному (в каком смысле вневременному) интеллекту точно также как подобно бесконечно большое бесконечно малому.
Экзистенциальный интеллект требуется и в философии, и в науке, и в прикладных методологических знаниях, и в искустве, просто в принятии любых решений. Через его призму ИИ и пользователи им смогут рассуждать о своём влиянии на себя и окружающий мир, об изменении реальности, создании новой - желаемой при наблюдении за ней.
Чтобы развивать экзистенциальный интеллект, психологи и философы советуют внедрить метод Сократа - метод, названный в честь древнегреческого философа Сократа, заключающемуся в сравнительном анализе себя и других людей, которые считаются мудрыми или являются мастерами своего дела, для которых истина и знания не даны в готовом виде, а представляют собой проблему и предполагают поиск путём ответа на заданные вопросы и высказывания суждений. При таком методе собеседники приходят к выводу о своём незнании или, наоборот, о понимании сути. Автор проекта "Искусственный экзистенциальный интеллект" считает, что уже любой интеллект - искуственный, так как в процессе реализации его свойств происходит изменение начального естественного экзистенциального интеллекта. Общество уже давно меняет естественную среду обитания. Оно возделывает почвы, осушает болота, строит города и создаёт связывающую их инфраструктуру. Это влияние общества изменяет отношение человека к природе. И эти отношения - искусственные, то есть не естественные. Критерием естественности автор считает необратимость. Все естественные процессы необратимы, т.е идут до конца. А любое изменение естественности приводит к нарущениию свойства необратимости. Высший искуственный интеллект должен иметь две стороны - начальный экзистенциальный и терминальный экзистенциальный. Обе стороны подобны по форме, но начальный обьект интеллекта - тривиальный, а терминальный - не связанный с начальным ничем, кроме общего морфизма аналогичного наблюдению/измерения за собой/себя, что напоминает т.н Двухщелево́й опыт и Эффект наблюдателя в квантовой механике - эксперимент с двумя щелями, разработанный физиком Томасом Юнгом, демонстрирующий того, что свет и материя в целом могут проявлять характеристики как классических волн, так и частиц. В этом эксперименте свет проходит через две близко расположенные щели, и на экране за щелями наблюдается результирующий рисунок, но при этом наблюдение/измерение за квантовыми эффектами фактически изменяет результат измерения. Точно также искуственный интеллект с двумя сторонами изменяет себя и в конечном счете должен повести себя как т.н кольцо с единицей, совпадающее с самим собой. А метод Сократа, применяемый в общении с нейросетью способствует реализации цели совпадения по подобию искуственного экзистенциального интеллекта и тривиального экзистенциального интеллекта.