"За преходящей завесой форм, усматривай неутомимую работу духа". Прочитав эти строки Великого Учителя Петра Дынова, подумал:- как удалось за этими скупыми словами сосредоточить всю историю развития и сознания, и психики в том числе. Нацизм, коммунизм, за ними последуют " знания" о демократии, о человеке, много чего еще придется менять человечеству, чтобы обрести направление к истинному знанию, которое поставит наше сознание над " преходящей завесой форм".
Когда наше сознание становиться ведущим, а когда остается ведомым, соотношение внутренних мотивов-целей жизни и внешних. Влияние этих целей на психику человека. Прояснение этого вопроса для каждого человека поможет сознанию стать ведущим для своей психики. Поможет определиться с научным администрированием в стране и мире. Я имел возможность сталкиваться с вариантами целей для нашей страны. И не одна из этих целей не могла превзойти по качеству, по научной содержательности, по охвату всех составляющих процесса развития цивилизации, по практической конкретности, чем цель выраженная в Евангелиях - Царство Божье на Земле. Все цели, которые предлагались и предлагаются - были составной частью этой Великой для нас цели. Мы переживаем момент истории, когда накоплены количественные предпосылки, для качественнейшего изменения нашего сознания. Это большое непаханое поле для светской гуманитарной науки. Поле слияния объективных истин, положенных в основание всех религий и науки.
Психология переходного периода.
Наличие любых целей мобилизирует психику. Общие цели- помогали добыче , например, мамонта. Помогали выигрывать войны, помогали выходу Америки из депрессии, восстановлению народного хозяйства после войны.
В одном из старых номеров журнала "Юность" рассказывалось, как шла разработка технологии управляемой ядерной реакции. Для технологического процесса необходимо было очистить вещество, количество примесей в котором исчислялось до одной молекулы. И это тогда, когда такой технологии очистки просто не существовало. Только высочайшей степени мобилизация с ясной постановкой задач, великой внутренней самоотдачей и ответственностью позволило и позволяет решать труднейшие задачи и цели. Чрезвычайно небольшой отрезок времени понадобился Сталинскому руководству, чтобы привести аграрную страну к первенству в космических исследованиях. Благодаря концентрации всех сил на эти и другие цели. Среди которых и борьба с беспризорностью...
В личном, индивидуальном плане результат также зависит от степени мобилизации самоотдачи и концентрации на поставленной цели.
Совершенно очевидно, что при совпадении общих и личных целей наша психика не разрывается между этими двойственно проявляющимися линиями развития и состояния психики человека.. Во времена, когда общественные цели или когда внешние цели, сформированные под влиянием очень сильной личности и преемственностью власти довлели над личными,- работа нашего сознания носила относительно сконцентрированный характер, не запуская механизмов защиты от гипертрофии желаний и мыслей, потому что не было исторических и экономических предпосылок для роста этих желаний.
Эволюция человечества приводила и продолжает приводить в порядок личные и общественные цели, сталкивая их, заставляя людей через страдания и ошибки размышлять над сутью отношений .И рабство и крепостничество, самодержавие, коммунизм и нацизм пытались обосновать свой порядок мироустройства.
Таким образом вопрос соотношения личных и внешних целей всегда находился в плоскости качества.
Схему этой проблемы можно изобразить векторами. Если они разнонаправлены - значит те цели и задачи, которые ставит перед собой человек, находятся в противоречии с другими целями и задачами, остальных участников процесса общественных отношений. И ясно каждому - решение общественных задач возможно в определении качества общих и личных целей. Решить проблемы общества в плоскости низшей натуры человека, поставляющих исключительно индивидуализированные эгоистично - корыстные цели - просто абсолютно невозможно. Это вывод любого разумного человека. Публично, ребром поставленный вопрос об этой проблематике уже даст мощнейший толчок работе мысли в поиске гармонии между личными и общественными целями. Кстати не только целями общественными, но и позиционирование себя перед мирозданием.
Современные материально развитые страны не имеют качественных общих целей. Система отношений в этих странах глубоко - эгоистична и основана на взаимных договоренностях. Даже стихийные бедствия выявили явно внутреннюю суть этих отношений - отношения круговой поруки. Мародерство с элементами грабежа и убийств, стало опасным массовым явлением в районах США, пораженных стихией. Значит состояние психики продолжает быть стадно ориентированной и зависимой - ведомой, а это прямая скрытая причина предполагаемого и явного проявления более ярко выраженной животной агрессии. Со всеми последствиями для психики более слабых людей , не готовых к такой форме отношений. Социальный аспект психики уступает место простой борьбе за выживание.
Разнонаправленные векторные цели проявляются не только внутри государств, но и в межгосударственных отношениях. Противостояние этих целей мы сейчас и наблюдаем в мировом сообществе. И когда говорят о необходимости полярности мирового порядка - не понимают, что решение этого вопроса лежит в плоскости качества целей, которые не могут быть разнонаправлены. Избавление от политики двойных стандартов, что возмущает руководство и народы многих стран - явно противоречит полярности мира. Надо или признать право на такую политику, со всеми вытекающими отсюда последствиями, или осознать, что открытость и ясность политики означает нахождение единства подхода во внутренних и международных делах. Сознание человека не статично и на чаши противоположных весов все время ложится все больше и больше груза, увеличивающего антагонизм и усугубляя проблемы, не разрешая их. Боливар (Земля) не выдержит двоих, чей вес противостояния увеличивается, используемым для этой неблаговидной цели нашего, как когда-нибудь выяснится очень мудро устроенного сознания.
А что же психика, в условиях некачественных личных и общественных целей, как она справляется в столь противоречивых условиях, стоящих над психикой, и ею порожденных. В выражение " Бытие определяет сознание" заложено реально существующее условие зависимости психики от внешних условий - это верно только на промежутке исторического развития, когда у человека очень низкая степень сознания. К счастью, в устройство нашей психики заложена высокая степень приспосабливаемости и сопротивляемости глупостям. Раскольников, довел такую глупую, необоснованную мысль своим сознанием до абсурда. Достоевский смог только гениально показать работу психики в той части, в какой она многократно усиливает любые мысли и желания и в той,где она справляется с нашими глупостями, доказать же, что моноидея Раскольникова неправильна - не смог. Психика справляется и с нашими страданиями при утрате близких, блокируя воспоминания и взнуздания горя нашим сознанием.
Но возможности психики не безграничны. Можно указать причины, которые подводят психику к границе возможностей самозащиты. Это ослабление социально значимых целей и главное личных целей человека, которые заставляют "тело желаний" поляризовывать психические процессы в организме соорганизуя их с движением к цели. Человек в этих условиях теряет движение, эволюцию. Переходит на растительное существование, обеспечивая исключительно физиологически обусловленные радости жизни.. Однозначно этому способствует фактор, так называемого безвременья - эпоха перемен, когда общественные цели утрачены, и значит те личные цели, которые отвечали за мировоззрение человека и не шли в разрез с общественными также теряют почву. В обществе обостряется борьба за выживание. Социальные аспекты сведены к минимуму. Не менее важен здесь фактор увеличивающегося обособления друг от друга, чему способствует гонка потребительства.
В очень материально развитых странах - психических отклонений не меньше, а может быть и больше, чем в странах, где психика людей сориентирована на перспективные цели лучших условий жизни и питания. В материально развитых странах психика теряет цели по другим причинам. Бороться за жизнь не надо, условия больше чем комфортные, психика развращается и деполяризуется, становясь аморфной и предрасположенной к отклонениям. Более же значимых целей в этих странах нет.
Человек как человек может существовать в социальной среде исключительно в движении, эволюционируя. А. С. Макаренко отметил одну из особенностей в развитии коллектива - остановка в развитии несла смерть коллективу. Что отражается на деятельности психических процессов. Отсутствие целей и перспектив основной и единственный фактор угасания психических процессов человека, тех процессов , которые отличают его от животного. Утрата целей может происходить по разным причинам. Но всегда это означает выбывание человека из социальной среды и дискомфорт для остальных. Человека выбывшего из активного участия в общественных отношениях под влиянием внешних обстоятельств вернуть к активной жизни могут только внешние же условия. Этими условиями являются только общие качественные цели, которые создадут стиль и тон общественных отношений, имеющих терапевтический эффект для психики, что восстановит работу сознания, ведущего себя по жизни .
Мы видим сейчас созревание условий, порожденных неправильными личными и общественными целями для того, чтобы общая психологическая атмосфера мирового сообщества способствовала к усилению психологических отклонений. Чем больше мы будем идти по пути негармонизации личных и общественных целей, тем затяжнее будет период реабилитации психики тогда, когда мы осознаем, что нам делать и как нам думать.
Когда употребляют слово духовность, к нему по не знанию добавляют, то духовно- нравственный, то духовно - экологический, и я это делал, но слово "духовность" - это слово включающее в себя гармонию личных и общественных целей, поэтому это слово включает в себя и гармонию экономических отношений тоже. Это слово, означающее свободу человека от стадных устремлений. Слово означающее свободу. Единственное, что способно обеспечить вневременную стабильность человека и общества если они берут направление к духовности.
Наша страна подсознательно ждет объединяющей цели, цели способной удовлетворить разум и сердце, т.е. наше чувство. А.С. Макаренко неспроста говорил, что без цели невозможно организовать развитие коллектива. Без цели невозможна и полноценная деятельность психики. И если такая цель основана на фундаменте не из камня, рано или поздно такая цель покинет человека, общество, что мы и наблюдаем и в нашей жизни, и в истории человечества .
Заканчивается этап истории, когда сознание и психика все еще обслуживает выживание человека. Человечество беременно новым состоянием сознания, способным обеспечить сознательное отношение к жизни и своему предназначению. Что сулит это новое сознание - Золотой век человечества в близкой перспективе.( избавление от предпосылок к психическим отклонениям, к физическим болезням). Выполнение своей миссии - в далекой.
Примеры, раскрывающие внутреннюю суть тех или иных высказываний и показывающие какими неправильными и неполными категориями мы мыслим:
"Оскорбление религиозного чувства": - человека, имеющего правильное отношение к мирозданию, к Богу ничем нельзя оскорбить. У Бога нет врагов. Оскорбляет человека задетые личные, всегда неправильные мотивы. Почти всегда оскорбляет человека не факт хулы на веру, а то, что кто-то явился поводом для гнева толпы, психика которой готова к протесту по социальным, а не религиозным причинам.
Толерантность и духовность. Толерантность заканчивающееся чувство, духовность - нет. Толерантность статика, духовность педагогика, эволюция и направлена на высшую природу человека. Цитата Лао-тсе: "Когда потеряна истинная добродетель, является добродушие, когда потеряно добродушие, является справедливость, когда же потеряна справедливость, является приличие. Правила приличия - это только подобия правды и начало всякого беспорядка".
Терпимость для психики - это дискомфорт. Поэтому там, где люди говорят толерантность - чаще за этим стоит равнодушие, реже начало истинной духовности.
Что стоит за выражением "национальные интересы" - сегодня, сплошные предпосылки к завтрашним терактам, войнам и повальной миграции в поиске лучшей жизни. Проблемы миграции можно решить только бескорыстным обучением "как ловить рыбу", а не подбрасыванием в огонь неустоявшейся психики корысти-коррупции, гонки стяжательства.
От руководства не должно исходить любых тенденций вносящих расслоение и в своем государстве и в мировом сообществе.