Аннотация: Фантастическая повесть - памфлет. Попытка иронично пофантазировать о недалеком будущем интернета и такого популярного сервиса, как ЖЖ (livejournal.com)
Корпорация анти ЖЖ
Фантастическая повесть - памфлет
Глава первая
"Утраченные иллюзии".Совсем не Бальзак.
Не очень далекое будущее...
Небоскреб из стали и стекла - настоящее чудо архитектурного дизайна был виден еще издалека.
Здание имело очень необычную форму - двух половинок полуоткрытой раковины, внутри которой находился купол из затемненного стекла, напоминавший черную жемчужину.
На самом верху, на крыше светились огромные буквы "ЖЖ"* и эмблема - карандаш, очерчивающий окружность.
Это было здание корпорации Живого журнала, известное любому в столице.
Мужчина лет тридцати пяти, высокий брюнет плотного телосложения, в дорогом и прекрасно сидящем деловом костюме лихо подкатил к подземной стоянке.
Предъявив пропуск автомату индивидуального контроля, и запарковав новенький электромобиль, человек прошел к лифту.
Здесь его снова ожидал контроль, причем не только автоматический в виде робота, который был всем привычен, но и в лице неулыбчивого непроницаемого стража, проверившего все его карманы и содержимое портфеля.
"Бомбу они что ли ищут? "- подумал про себя мужчина, но ничем не показал своего удивления.
Наконец, посетитель прошел в лифт, и даже не глядя в перечень контор, располагающихся в здании, нажал на кнопку тринадцатого этажа. Он точно знал, где находится нужный ему офис.
Выйдя из лифта, брюнет повернул направо и сразу наткнулся взглядом на безупречную по стилю вывеску: Агентство "Утраченные иллюзии".
Тяжелая стеклянная дверь поддалась легко и на правом лацкане пиджака, выбежавшей ему навстречу секретарши, мужчина с удивлением заметил значок с изображением козла Фрэнка (неизменного талисмана ЖЖ).
В огромном кабинете похожем скорее на конференц-зал сидел немолодой, седеющий мужчина. Глубоко посаженные, холодные серые глаза резко контрастировали с добрым и мягким выражением лица. Взгляд его был цепким и пронизывающим, и Петрову стало немного не по себе. Но человек компенсировал возникшую неловкость широкой улыбкой, рукопожатием и предложением занять очень удобное кожаное кресло рядом с ним.
- Рад видеть вас, господин Петров. Я так понимаю, что это не ваша настоящая фамилия, что-то вроде ника, да? - и, не дав собеседнику ответить на поставленный вопрос, тут же продолжил: - Можете называть меня ...скажем, господин Гоблин.
Вас это устраивает?
Петров заметил и у него на пиджаке такого же "козла".
- А... это? - перехватив его взгляд, продолжил мужчина - Милая безделица.
Наши психологи пришли к выводу, что этот значок помогает наладить контакт между собеседниками и потом... если вам вдруг захочется обозвать меня, скажем, козлом, вы не будете стесняться, да? - и Гоблин громко рассмеялся.
Петров тоже улыбнулся и действительно почувствовал себя свободнее.
- Итак, начнем?
Гоблин направился к встроенному в стену шкафу и, нажав невидимую кнопку, вытащил из бесконечного ряда одинаковых пластиковых карточек одну, после чего шкаф автоматически закрылся.
Он подошел к компьютеру, соединенному с прибором, мигающим многочисленными разноцветными лампочками и вставил карточку в отверстие, напоминающее дисковод.
Прибор сглотнул ее и вдруг одна из стен кабинета начала раздвигаться и появился огромный цилиндр, в который проникал синеватый свет из отверстия в потолке.
Свет в резервуаре совершал круговые движения, темп их все ускорялся. Через пару минут он образовал воронку, а потом странная пляска прекратилась, и внутри цилиндра начали появляться смутные очертания человеческих фигур. Постепенно они приобрели более четкие контуры и стали проявляться.
Так когда - то почти век назад печатали черно-белые фотографии, а потом проявляли их в ванночках со специальным раствором.
- Ну, вот они ваши френды**, господин Петров.
Слава богу, что их не так много в вашей френд-ленте***, а то знаете недавно у нас был клиент, так пришлось работать с ним в три приема, так как все его френды не помещались, представляете? - продолжал шутить Гоблин.
Внутри цилиндра находилась группа мужчин и женщин, разного возраста, внешности, но всех их объединяло одно - они были удивительно красивы.
Нет, не внешне - они все словно светились особым внутренним обаянием, которое притягивало к ним взгляд.
Мужчины с аристократичными чертами лица и благородной проседью, женщины - тонкие, грациозные с умными и понимающими глазами, юноши и девушки, навевающие своим обликом мысль о юных богах.
Петров смотрел во все глаза и не мог отвести взгляда от синего цилиндра.
- Позволю вам напомнить, что это иллюзорные персонажи. Это френды созданные вашей фантазией.
Посмотрите внимательно, господин Петров, все правильно, все соответствует вашим представлениям? - Гоблин произнес эти заученные с годами слова, но тут же тепло улыбнулся, желая придать стандартной фразе более личный оттенок.
-Да, да конечно, но они как живые. Как вы этого добились? - удивился Петров.
- Ну, полностью я вам не могу раскрыть технологию, все - таки это наше ноу-хау - хихикнул Гоблин, да вам это и не надо, но вкратце расскажу.
Вы, конечно, представляете себе, что такое голограмма?
Так вот, мы с помощью уникальной методики использования биополей делаем слепок, этакую голограмму ваших френдов, причем не только внешнюю.
Особый вид биополя проникает в сознание и подсознание человека и создает такую же голограмму его э... ну, скажем, души (так будет понятнее). Вы, естественно, видите только внешний облик человека, но он меняется под воздействием внутренней голограммы.
Так, что конечный результат - это комплексный портрет внешнего облика и внутреннего мира вашего френда. Ну, а внутренняя голограмма поможет нам еще в конечной стадии исследования, когда мы будем подсчитывать процент совпадения ваших иллюзий с оригиналом. - Я понятно объясняю?
- Да, да все понятно.
- Итак, вы готовы приступить к следующему этапу?
- Конечно, готов.
- Я вынужден еще раз спросить вас, господин Петров, вы не передумали? Вы действительно хотите узнать правду о ваших френдах и готовы к разочарованиям?
- Да, я уже давно все решил, и давайте продолжим - Петров нахмурил лоб. - Как вы заметили, наверное, я не маленький мальчик и умею держать удар.
Гоблин кивнул, но на всякий случай подвинул клиенту стакан с водой и прокрутил в памяти его медицинскую анкету. Вроде хронических заболеваний нет, курит, ну это мелочь. Психически тоже здоров, так что неожиданностей быть не должно.
Он подошел к столу, снова нажал какую-то невидимую кнопку и достал из ящика стола маленький, похожий на предыдущий, пластиковый квадратик. Вернувшись опять к странному прибору, Гоблин вытащил из него находившуюся внутри карточку и вставил новую в другой "дисковод", обнаружившийся рядом.
Стена раздвинулась еще в ширину, появился второй цилиндр рядом с первым.
Снова заплясал синий свет, закружился в странном танце воронкой, и начали появляться люди.
Но что это были за люди?!
Петров, вздрогнув, вскочил с кожаного кресла в порыве подойти к синему цилиндру, но Гоблин жестом остановил его.
- Ближе чем на пять метров подходить нельзя - вы затормозите процесс своим биополем. Крепитесь, мой друг.
Люди во втором цилиндре очень походили на тех в первом, но они были уродливы.
Мужчины с благородной сединой имели землистый цвет лица, красный нос и аристократичные черты хронических алкоголиков.
Часть из них были толстенькими коротышками с бегающими плотоядными взглядами старых сатиров.
Тонкие и изящные женщины на деле оказались очкастыми "синими чулками", вся жизнь которых проходила под девизом "найти себе мужа".
Или, наоборот, скучающими домохозяйками, уставшими от мыльных опер и ищущими виртуальных приключений. Юноши и девушки своим обликом заставляли вспоминать фразу: "Наркотики - зло!"
Петров в ужасе попятился.
- Итак, господин Петров, можем приступать к последней части исследования?
- Нет, нет! - закричал во весь голос сдержанный и молчавший почти все время Петров - Я не сказал вам всю правду. Есть еще один человек...
- Я знаю о ком вы - улыбнулся Гоблин. Ведь вы из-за нее в общем -то и пришли к нам, не так ли?
-?? Откуда вы знаете?
- Мой друг, ну вы ведь взрослый человек и понимаете, что ваша френд - лента в компетенции нашей корпорации.
Петров глубоко вздохнул, сглотнул слюну и ослабил узел давящего галстука. Затем расстегнул верхнюю пуговицу рубашки.
- Ну, хорошо, раз вам не надо ничего рассказывать, вот ...здесь она.
Он вынул из внутреннего кармана пиджака два маленьких пластиковых квадратика и протянул их Гоблину.
На самой начальной стадии, когда он только подписывал договор, давая разрешение на исследование своей френд-ленты, он попросил отделить все данные о ней - это было его условием.
Петров не был уверен, что хочет знать о ней правду, не хотел, чтобы чужие люди копались в его и ее душе. Но как выяснилось, они все же сняли с нее голограмму, и уйти так, оставаясь в неведении, да еще после таких ужасных открытий, он не мог - это было выше его сил.
Она была его мечтой, его надеждой вырваться из порочного круга рутины и равнодушия. На свете не существовало человека ближе и роднее ее.
И Петров уже все решил - они встретятся через месяц, когда он поедет в заграничную командировку. Вопреки судьбе и тысяче километрам, отделяющим их друг от друга.
Петров был женат уже много лет и давно разлюбил жену, но все не решался на развод, пока не появилась она.
Такой духовной близости у него не было ни с кем и никогда. Они говорили часами обо всем, обменивались фотографиями и даже несколько раз разговаривали в видео-чате.
А еще, она писала замечательные стихи и публиковалась в интернет - журналах, и он всегда был первым ее читателем и критиком. Ну не мог он ошибаться и здесь.
Он слишком хорошо ее знал.
- Может, вы лучше присядете? - сказал Гоблин, меняя очередную карточку в "дисководе".
- Нет, делаете свое дело.
Снова появились два цилиндра.
Сначала в первом возник силуэт изящной молодой женщины тридцати с небольшим лет. Темноволосая, грациозная красавица с лучистыми карими глазами, в которых жила вселенная.
В такие глаза можно было глядеть часами. Они околдовывали, завораживали.
Гоблин сам с интересом смотрел на рождающуюся в синей световой воронке красавицу.
- Должен выразить восхищение вашей буйной и неистощимой фантазии. Поверьте, мне не часто приходилось видеть такие прекрасные иллюзии - рассыпался в комплиментах Гоблин.
Но Петров его не слушал. Он, не отрываясь, наблюдал, как в соседнем цилиндре появляется на свет чудовище, нечто такое, что и женщиной назвать язык не поворачивался.
Расплывшаяся бесформенная фигура существа женского пола, судя по обвислым молочным железам, лет сорока пяти, а то и больше.
Она выглядела намного старше своего возраста. Темные, сухие, безжизненные волосы, седеющие на висках.
Овал лица, потерявший упругость и четкие очертания, второй подбородок.
Жесткие асимметричные складки идущие от носа к уголкам рта и одна очень глубокая на переносице, придающая лицу злой и страдальческий вид.
Но самое главное это глаза. Те же огромные карие, хотя, пожалуй, поменьше из-за нависающих век, но абсолютно пустые. В такие глаза смотреть было страшно.
Они не любили, не ненавидели - они просто были пустыми, как высохший до самого дна ручей. Ее, эту женщину выпили, выпили до самого донышка и выбросили, как использованную упаковку.
Это были два совершенно разных человека.
Но в тоже время они были похожи так, как похожи сестры старшая и младшая, счастливая и несчастная...
-Нет!! - Петров побелел, схватился за горло, как будто ему не хватало воздуха, и упал прямо в стоящее рядом кресло.
Испугавшийся не на шутку Гоблин, кинулся к нему.
"Ну, вот еще этого не хватало. Что у нас за работа!" - мелькнуло у него в голове.
Он приставил к губам клиента стакан с водой и заставил того сделать глоток. Слышно было только, как зубы Петрова стучат о граненое стекло стакана. Через несколько секунд кровь снова стала приливать к лицу мужчины, он открыл глаза и сделал знак Гоблину, что все нормально.
- Ну и испугали вы меня, батенька, а еще говорили, что умеете держать удар.
- Это ошибка, это не может быть правдой! - Петров отбросив все приличия, на повышенных тонах пытался доказать что-то не столько Гоблину, сколько самому себе. - Я ее хорошо знаю, я видел столько ее фотографий!
Более того, мы несколько раз беседовали в видео - чате. Эта женщина лет на десять ее старше.
Постепенно он стал говорить все тише и закончил, чуть ли не шепотом, видимо, понимая бесплодность своих попыток.
- Господин Петров, ну вы же взрослый серьезный человек, занимаетесь бизнесом, причем удачно. Ну, не мне вам объяснять, как можно отретушировать фотографии или выложить снимки десятилетней давности.
И что касается чата, то при нынешнем развитии видео техники, можно заставить вас увидеть только то, что вам хотят показать и скрыть то, что вы заметить не должны.
A уж меняя освещение... Знаете, я, когда - то увлекался этим...
Петров жестом оборвал собеседника.
- Давайте закончим. Я больше не хочу тянуть.
- Хорошо, значит, переходим к последней части - подсчету совпадения ваших иллюзий и действительности?
Петров кивнул, не в силах произнести больше ни слова.
Гоблин нажал очередную невидимую кнопку. Лампочки на аппарате замигали, забегали, и через минуту он выдал какую-то бумагу, выползшую ужом из принтера.
- Четыре процента совпадения, мой друг, увы.
И вы знаете, согласно договору вам придется полностью оплатить наши услуги, так как только совпадение на тридцать три процента освобождает клиента от оплаты. - Тут Гоблин опять улыбнулся виноватой улыбкой и развел руками. - Должен вам сказать, что за время существования нашего агентства, к сожалению, еще не было ни одного такого случая совпадений и вы, тоже не исключение, увы.
Вынужден констатировать тот факт, что люди склонны создавать себе иллюзии, а воспитание и образование только помогает самообману.
- Прошу вас, хватит.
Где я могу оплатить ваши услуги? - произнес Петров ледяным тоном, вставая с кресла.
- Пожалуйста, пройдите к секретарю.
Не держите обиды, господин Петров и извините, если что не так.
Петров пожал протянутую ему руку и медленно пошел к выходу.
Казалось, мужчина заставляет себя идти через силу. Он подошел к двери, взялся за позолоченную ручку и тут услышал:
- Еще секунду, господин Петров. Возможно, вам будет легче.
Дело в том, что ваша пассия обманывала не только вас.
Те стихи, которые были опубликованы и которые вы так хвалили, принадлежат ее соседке - алкоголичке со второго этажа.
Она их просто покупала у той за бутылку водки.
Петров вздрогнул, как от удара плеткой, закрыл глаза и стоял так несколько секунд.
Потом прошипел "Ссспасибо!" - так шипит спускающийся воздушный шарик, в котором случайно прокололи дырку, и вышел, захлопнув дверь.
В приемной уже сидели трое: две молодые женщины и мужчина в возрасте под пятьдесят - они ждали своей очереди разочароваться.
Петров подошел к секретарше, посмотрел еще раз на лацкан ее пиджака и понял оригинальность идеи штатных психологов.
Хотелось все крушить и обзывать всех козлами.
Он протянул девушке кредитную карточку, и пока она оформляла платеж, стал разглядывать рекламные проспекты, стоящие здесь же на столе.
Один рекламировал "общество анонимных ЖЖ наркоманов".
Второй кричал: "Скажи наркотикам - нет! Уничтожь свой ЖЖ аккаунт еще сегодня!"
Петров не задумываясь, положил оба проспекта себе в карман.
Закончив расчет, он вымученно улыбнулся секретарше и направился к выходу.
Девушка с сожалением посмотрела ему вслед.
Человек шедший к выходу постарел за последние полчаса на двадцать лет, он шел, шаркая ногами, опустив плечи, и смотря себе под ноги, абсолютно погасшими глазами.
Человек только что потерявший свои иллюзии.
***
Гоблин удовлетворенно откинулся в мягком кожаном кресле, потянулся всем телом и нажал кнопку, скрытую под столом.
Открылась внутренняя дверь, ловко спрятанная в стене, и оттуда вылетел молодой человек невысокого роста, в очках и в фирменном темно-синем костюме с неизменным значком на лацкане.
Одного взгляда на молодого человека было достаточно, чтобы сказать: это ученик своего наставника - такой жаждой знаний был пропитан весь его облик.
- Босс, я в восторге - произнес "очкарик". Как блестяще Вы провели операцию и с минимальными потерями. Браво!
А ведь случай был явно не из простых.
- Учитесь, мой друг, пока я жив - усмехнулся Гоблин и налил себе воды из графина, стоящего на столе.
- Да что Вы, босс. Вы еще фору молодым дадите, что за похоронные разговоры. Только знаете, у меня есть вопрос, который не дает мне покоя.
- Ну, так давайте, Дэн.
- Босс, зачем Вы подсунули этому несчастному голограмму ее старшей сестры?
Он, конечно, поверил, но, на мой взгляд, Вы сильно рисковали.
Мне, например, сразу было видно, что это не она.
Женщина на десять лет старше, замотанная домохозяйка с кучей хронических болезней. Измученная жизнью с мужем - алкоголиком и тремя детьми, один из которых болен эпилепсией.
И как он только поверил Вам, ведь он вроде ее очень любил?
- Знаете, Дэн, а я не ошибся в вас. Вы действительно очень наблюдательны и способны логически мыслить, но Вы слишком молоды.
И еще не знаете людей. - Гоблин взглянул пристально на Дэна и отметил про себя, что все же аккуратности его ученику не хватает.
На белоснежной форменной сорочке посредине виднелось свежее пятно от кофе.
- А люди склонны доверять кому угодно: гадалкам, прорицательницам, психологам, конторам вроде нашей - только не самим себе и своей интуиции.
И значит - они недостойны настоящего чувства. Иначе бы этот Петров так легко нам не поверил.
- Ну, хорошо, босс, но зачем? Ведь это жестоко! - не унимался Дэн.
И про то, что она воровала стихи... Ведь Вы же прекрасно знаете, что это ложь, уж не говоря о том, что она живет в одноэтажном доме и у нее просто не может быть соседки со второго этажа.
- Жестоко? А зачем он пришел к нам? Зачем ему понадобилась правда? Правда - она всегда жестока.
- Но в данном случае как раз - таки солгали Вы, босс? - Дэн поправил двумя пальцами левой руки оправу, сползшую ему на нос.
- Мой друг, интересы корпорации превыше всего. Вас этому учили?
Конечно да.
А здесь случай был исключительный. Впервые за всю историю существования агентства совпадение составило сорок пять процентов, представляете?
Вот и пришлось нам на предварительном этапе поменять карточку с ее сестрой.
Не могли же мы допустить подобный прецедент, да и расходы кто бы оплатил? Не забывайте, откуда берется финансовая мощь и независимость корпорации.
Но это только половина ответа.
Есть еще кое-что, - Гоблин сделал многозначительную паузу.
- Дело в том, что супруга господина Петрова предложила удвоить гонорар, если ее муж порвет со своей виртуальной любовью и закроет свой аккаунт в ЖЖ.
А, судя по всему, он сделает это еще сегодня - подмигнул, улыбаясь Гоблин.
- ?? Да Вы что, босс? Неужели он сделает это? - с неподдельным ужасом спросил Дэн. Уничтожить аккаунт?
А что же он будет потом делать? Ведь не выдержит?
Это же культурная смерть!
Солнечный луч, неожиданно заглянувший в окно, отразился в линзах очков Дэна и на мгновение заставил вспыхнуть огнем его рыжие волнистые волосы.
- Что что... Пойдет на комиссию, будет писать прошение, носить справки от психиатра о том, что был в состоянии аффекта, когда ликвидировал свой аккаунт, заплатит громадный штраф и откроет новый, но это уже не наше с вами дело.
Каждый отвечает за свои ошибки сам. - Гоблин снова откинулся на спинку своего любимого кресла.
А насчет культурной смерти...
Видите ли, мой друг, вы знаете как я боготворю создателя Живого журнала - Гоблин посмотрел на стену за своей спиной, где висел портрет отца - основателя Брэдa Фитцпатрикa.
Этот человек был гением - он первый придумал, как использовать одну из самых больших человеческих слабостей - желание самоутвердиться, прославиться, стать известным, причем с наименьшими усилиями.
Представляете, когда - то авторы издавали свои книги на бумаге, организовывали творческие вечера.
Художники устраивали персональные выставки, а в кинотеатрах показывали кино.
Вы этого уже не застали, мой друг. А я еще это помню.
Это теперь интернет заменил людям все: и книги, и кино, и живое общение с друзьями. - Гоблин печально вздохнул.
- И только одно, пока еще, интернет им заменить не может.
Тихие семейные радости, вечерний чай с женой, улыбку ребенка.
Так что я всегда на защите института брака.
Знаете, мой юный друг, я человек уходящего поколения и поэтому консервативен и старомоден...
(продолжение следует)
* ЖЖ - живой журнал - Live Jouгnal - сервис www.livejournal.com
** френд - друг, постоянный читатель
*** френд - лента - список друзей, постоянных читателей
Глава вторая
"Единожды солгав..."
На стоянке ближайшей к зданию бесшумно припарковался шикарный электромобиль.
Дверца его открылась, и оттуда вышел высокий седеющий мужчина. Он направился к колумбарию легкой пружинящей походкой.
Мужчина выглядел молодо, особенно со спины и его возраст выдавала только седина - да и та была не тусклой и серой, а серебристой со стальным отливом и придавала ему дополнительный шарм.
Охранник сразу обратил внимание и пристально наблюдал за вошедшим.
И когда посетитель не направился к белевшему справа огромному зданию колумбария, а, вытащив электронную идентификационную карту и отметив ее на входе у крошечного участка кладбища, направился именно туда, охранник удивленно присвистнул.