Шахар Ури : другие произведения.

Информация о владельце раздела

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:

    Мессия в квадрате


    24.07.2012

    Вышел в свет роман Ури Шахара 'Мессианский квадрат', подкидывающий христианству еще одну - еврейскую - версию евангельских событий.

    Соблазнительная мысль - найти старинную рукопись? 'Второзаконие' ('Дварим'), 'Зоар', 'Аналитики' Аристотеля были найдены случайно. Не найдись эти книги, европейская философия и теология стали бы развиваться совсем иначе.

    Так же случайно были обнаружены кумранские рукописи, пролежавшие в пещере две тысячи лет. А когда бедуины обнаружили их - совершенно некому было их всучить. Никто не хотел покупать: все считали старой рухлядью. Потом наконец нашелся специалист, профессор Иерусалимского университета. Он купил четыре свитка и сразу все понял. А потом еще много лет Ватикан прятал эти рукописи и дрожал над ними, боясь, очевидно, что обнародование свитков переиначит самое христианство...

    Как говорит один из персонажей романа 'Мессианский квадрат', 'судьбу рукописи предопределяют духовные запросы людей. Если рукопись не найдется - ее придумают'.

    Ури Шахар взял да и придумал такую рукопись. Рукопись, которая объясняет все нестыковки священных текстов, рукопись, которая соотносит между собой всех Иисусов, живших 2000 лет назад: дает разгадку личности Учителя Праведности из кумранской общины, а также объясняет, кто был Йешу из Нацрата, описанный в Талмуде.

    Внутри романа, как в матрешке, содержится еще один роман. Один из героев, смешной русский парень-христианин Андрей Безродин, путешествующий по Израилю, находит уникальную рукопись, которая в состоянии перевернуть наше восприятие христианства. На основе этой рукописи, из которой героям удается прочесть всего одну страницу, герой пишет собственный роман, в котором восстанавливает остальные события.

    Безродин делает предположение, что Иисусов было два. Эта фантазия блистательно устраняет все противоречия Евангелий, которые существуют между синоптиками (Лука, Марк, Матфей) и Евангелием от Иоанна. Если допустить, что речь шла о двух разных личностях (один был казнен на Песах, второй - на Суккот; один считал себя человеком, другой - богом), то все становится на свои места.

    Начинается книга с теракта. Теракт, этот изначальный Большой Взрыв, создаст Вселенную романа и свяжет судьбы таких разных людей: араба, который то ли разведчик, то ли шахид, светскую израильскую девушку, которая то ли сефардка-йеменка-хиппуша, то ли русская из Москвы, религиозного поселенца, нового репатрианта из России и, наконец, русского христианина, полуученого, полубомжа, большого чудака и большого умницу, нашедшего уникальную рукопись, которая перевернет судьбы героев с ног на голову.

    Что интересно, герои в романе все положительные, при этом вполне живые... Однако антогонист-злодей есть. Это он, Пинхас, бывший офицер ЦАХАЛа, эрудит, интеллектуал, вдруг напав на след рукописи, совершенно тронулся умом и стал причиной всех бед. С ним автору сильно повезло. Это он, безумный охотник за рукописью, делает чтение романа таким интересным. Жил-жил человек, был практически безупречен - увидел рукопись - и сошел с ума. Теперь он, как опереточный злодей, готов продать родных жену и дочь за счастье поковыряться в пыльном манускрипте.

    Но самое ценное в романе, на мой взгляд, - это споры. Споры между светской девушкой, арабом, христианином и религиозным сионистом - потому что каждый из них отчаянно защищает свою точку зрения. По поводу веры, отношения к иноверцам, территорий, арабо-израильского конфликта, Иисуса из Евангелия и Йешу из Талмуда.

    Примечательны диалоги о территориях между правыми и левыми - а вернее, между убежденными и равнодушными:

    Ури: - Запрет евреям селиться в Эрец Исраэль равносилен запрету исповедовать иудаизм!
    Сарит: - Исповедуйте свой иудаизм в Тель-Авиве!
    Ури: - Послушай, Сарит, давай я тебе с самого начала все объясню...

    Лично я хоть и придерживаюсь в этом вопросе позиции израильских правых, но только потому, что израильские правые по-человечески гораздо симпатичнее левых. В частностях я разбираюсь не больше самой Сарит, двоечницы и хулиганки, для которой все едино, лишь бы не особенно париться. Поэтому 'разговор с самого начала' с внятным объяснением: 'я готов признать их права, но дело в том, что они не согласны признать моих' - лично для меня крайне полезен. Если быть точной, Сарит предстает такой безбашенной простушкой только в самом начале романа, пока ее еще не опустошил брак с Пинхасом, не воскресила любовь к Ури, не привела в отчаяние потеря дочери, не воспитала утрата, обретение и снова утрата рукописи.

    Итак, самое любопытное в 'Мессианском квадрате' - это межконфессиональный диалог. А в особенности иудео-христианский. Это взгляд на Евангелия с точки зрения еврейской традиции. И, наоборот, вопрос, как в еврейских источниках отразилось появление






Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"