Шаинян Карина Сергеевна: другие произведения.

Критерий живого

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Реклама:
Новинки на КНИГОМАН!


Оценка: 4.60*15  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    а что, если планета совсем простая?

  
  
  
  
  - Стоит вам, психологам, лопухнуться, и вы сразу все сваливаете на сложность своего предмета.
  Капитан «Улисса» раздраженно отшвырнул отчет. Они сидели на этой планете уже две недели, и почти все задачи были выполнены. Все - кроме самой главной. Контакта с аборигенами не было. Более того, Психолог утверждал, что контакт невозможен.
  Четвертая планета системы Е-5497 имела кислородную атмосферу, умеренный климат на всех широтах и обширные запасы воды. Целью экспедиции был сбор информации - научной и практической. Землян интересовала возможность колонизации или торговли - в случае, если на планете есть разумная жизнь.
  Когда «Улисс» начал облет по высокой орбите, команду удивила равномерность поверхности планеты. Плоские материки походили на аккуратно приклеенные к планете заплатки. На дне теплых океанов, больше смахивающих на огромные лужи - никаких впадин. Океанов было два - и самое глубокое место - по пояс взрослому человеку. Несколько крупных рек, настолько спокойных, что определить, куда они текут, было затруднительно. Материки покрыты лесом и лугами.
  Для базы выбрали морское побережье в средних широтах. Здесь в леса, покрывавшие северную часть материка колючей темной щетиной, пастельно-зелеными языками врывалась степь. На одной из этих полян и приземлился корабль. В атмосфере не обнаружилось ни ядовитых газов, ни опасных бактерий. Шлюзы «Улисса» открылись, и люди вышли на мягкую траву луга.
  Пока все настороженно озирались, принюхиваясь к незнакомым запахам, Биолог присел на корточки, всматриваясь в траву. Это была его первая экспедиция, и Биолог пылал энтузиазмом. Он сорвал несколько травинок, удивленно хмыкая. Перевел взгляд на лес, внимательно рассматривая деревья.
  Потом они облетали всю планету по самым разным орбитам, приземлялись в самых разных местах и снова и снова убеждались: о многообразии видов этот мир не имеет никакого представления. На каждой стоянке люди раздраженно отмахивались от звенящих насекомых одного-единственного вида, похожих на сильно потрепанных комаров. Насекомые норовили присесть на походную лабораторию, которая везде исправно находила один и тот же набор из десятка различных микроорганизмов. Биолог стучал по ее пластиковому корпусу кулаками и произносил нецензурные заклинания, но результат не менялся.
  Крупных организмов тоже было немного. На планете росло только два вида растений - мягкая узколистная трава и невысокие корявые деревья. Млекопитающих представляли стада мелких неуклюжих травоядных и прилежно охотящиеся на них пронырливые хищники. В океане обнаружились два вида срашноватеньких пучеглазых рыб и одна водоросль.
  Все это пунктуально размножалось и поедалось в должных количествах. Хищники увлеченно жрали травоядных, травоядные - траву и насекомых. Рыбы кормились водорослью, но при случае могли закусить и друг другом. Насекомые старательно опыляли деревья и траву, которая с помощью микроорганизмов удобряла леса - и так далее. Все вместе представляло собой настолько замкнутую и устойчивую экосистему, что Биолог только разводил руками.
  
  ***
  Разумных аборигенов обнаружил Лингвист. Поселок, состоящий из пяти больших плетеных хижин, стоял на побережье - совсем недалеко от места посадки. Вернувшись на корабль, Лингвист собрал в кают-компании команду.
  Новость Лингвиста была воспринята Биологом как розыгрыш.
  - Разумная жизнь не могла развиться в таких простых условиях! Для того, чтобы выжить на этой планете, достаточно самых примитивных инстинктов. Мозгов должно быть ровно столько, чтобы не забывать вовремя покушать...
  - Но они здесь есть! Я своими глазами видел поселок.
  - Может, колония каких-нибудь животных? - предположил Капитан.
  - Какой там! Болтают, как сороки какие. Я кое-что успел понять - кажется, у них есть что-то вроде школы.
  - На кого они похожи? - с отвращением спросил Психолог, настроившийся на недели блаженного безделья.
  - На кальмаров-переростков. Такие желтенькие, с щупальцами.
  Биолог задумался.
  - Никаких похожих видов на этой планете нет. Может быть, это колонисты?
  - Но почему они живут в таких примитивных условиях? - возразил Капитан. - Если колонисты - значит, освоили космические полеты...
  - Одичавшая колония! Потеря даров цивилизации! - развеселился Геолог.
  - Колония - не колония, а завтра начинаем контакт. Первыми идут Лингвист и Психолог, - распорядился Капитан.
  - Меня удивляет только одно... - медленно сказал Психолог. - Я понимаю, почему мы их нашли не сразу. Но вот почему они до сих пор не обратили на нас внимания? Неужели тоже не заметили?!
  - Вот вы нам завтра об этом и расскажете, - ласково ответил ему Геолог.
  
  
  На следующий день Психолог и Лингвист сидели в кустах на краю поселка. На поляне расположился десяток кальмароподобных бледно-желтых аборигенов; еще один, более насыщенного цвета, подпрыгивал в стороне, издавая писклявые звуки. Психолог наблюдал, Лингвист слушал и переводил.
  - У них здесь и правда что-то вроде школы. Вот, биологу было бы интересно: они заучивают список здешних биологических видов.
  - Что, они так и говорят - «биологические виды»?
  - Нет, они это называют «то, что вокруг Кхи». Кхи - это они сами. А, вот... Вода и небо - туда же... Земля... Дом... Слушай! Этот желтый им говорит: «Каждый должен уметь перечислить все то, что окружает Кхи». Повторяют по новой...
  Лингвист замолчал. В этом языке было что-то странное, что со вчерашнего дня не давало ему покоя. Что-то очень неестественное...
  - Слушай! Да слушай же! - он возбужденно толкнул Психолога в бок.
  - Ну, слушаю. Скрип какой-то.
  - Нет уж, это больше по твоей части! У них в языке нет общих категорий! - Психолог недоумевающе пожал плечами. - Ну, понимаешь, как у нас: дуб - дерево - растение - живое, да?
  Психолог начал понимать.
  - А у них?
  - А у них - ни дуба, ни растения - только дерево! И трава!
  - А про животных? - заинтересовался Психолог.
  - Про животных... Есть «гу» - это травоядное... «Лса» - хищник. Два названия для двух рыб... Ну и прочее. Их не объединяют! Они даже в списке не рядом.
  - А зачем их объединять? - меланхолично возразил Психолог. - Если на этой чертовой планете можно обойтись списком из двадцати названий... Зачем все усложнять какими-то категориями?
  - Ну, дают! - Лингвист был в восторге.
  - А знаешь, с контактом у нас будут большие-большие проблемы.
  - Почему? - ошарашено спросил Лингвист. - Они вроде бы такие мирные.
  - А нас нет в списке, - пояснил Психолог.
  
  ***
  - Социальная структура общества крайне проста. - Психолог тяжело вздохнул. - Есть взрослые и есть дети. Никаких родителей, никаких табу, никаких вождей. Детей учат по очереди. Как только ребенок запоминает «список Кхи», он считается взрослым и не имеет больше никаких обязанностей.
  - Счастливчик! - вставил Биолог.
  - Итак, в связи с отсутствием в языке Кхи таких категорий, как «разумное существо», «живое», «друг» и тому подобных, а также особенностями психики, связанными с подобными свойствами языка, контакт представляется чрезвычайно затруднительным.
  - Умеет же наш Психолог выразится! - хмыкнул Капитан. - «Представляется затруднительным»! Говори по-человечески - контакт будет?
  - Нет. - Психолог аккуратно собирал свои бумаги. - Мы для них не существуем.
  - Но можем же мы заставить их создать эти категории... - задумался Геолог. - Они же способны выделить какие-нибудь общие признаки?
  - Ну и много у тебя с ними общих признаков? - насмешливо спросил Психолог.
  - Н-да-а, - загрустил Капитан. - Но ведь Лингвист говорит на их языке!
  - Говорит. И дети его с удовольствием слушают. А потом идут по своим делам.
  - А чего вы от меня хотите? - разволновался Лингвист. - Если на этом Кхи можно только сказать «Я лезу на дерево», «он пьет воду»? Я не могу даже сказать, что вода хорошая, потому что у этих болванов нет слов «хорошо» и «плохо». Им, кретинам, все хорошо!
  - Оскорбляешь объект возможного контакта, - автоматически отметил Капитан.
  - И делаю это с удовольствием, - буркнул Лингвист. - А еще я им говорил: «Я - Кхи, я принес вам воду и траву!»
  В каюте захихикали.
  - И что? - давясь от смеха, спросил Биолог.
  - А ничего! У них нет категории «сумасшедший», - ядовито ответил Лингвист.
  - Ты сам до этого додумался? - поинтересовался Геолог.
  - Психолог научил...
  - Ну хорошо. - Биолог поднялся. - Это действительно колонисты, обнаружено место древней посадки и остатки звездолета. Геолог определил возраст железок - около пяти тысяч лет. За столько лет без всяких событий растеряешь последние мозги. Здесь даже гроз не бывает. Про легенды и религию ничего не спрашиваю - ничего нет, так?
  - Ничего подобного, - сокрушенно вздохнул Психолог.
  - Ладно, - Капитан тоже встал. - Собираем всю оставшуюся информацию и стартуем. А то тоже впадем в блаженный идиотизм...
  
  ***
  Психолог слонялся вокруг поселка. С утра он таскал образцы почвы для Геолога; потом был пойман Капитаном и навел порядок в грузовом трюме. Оправдываясь научным любопытством, исследователь уже хотел улизнуть куда-нибудь подальше от лагеря, когда его окликнул Биолог. Биологу тоже нужно было помочь - подержать скользкую, дурно пахнущую рыбину перед фотокамерой. Но Психологу удалось подсунуть вместо себя Лингвиста. Вырвавшись из цепких лап команды, злополучный ученый нырнул в лес.
  К поселку он забрел случайно. Психолога переполняли горькие мысли. Он мог сейчас изучать особенности общения аборигенов, вникать в тончайшие нюансы их восприятия и мышления... Налаживать контакт между людьми и местными жителями. И всего этого лишили его мерзкие моллюски, оставив на его долю лишь Биолога с его козявками.
  - Ну ты, животное! - обратился он к кальмарчику, ковылявшему мимо. - Ты хоть бы посмотрел на меня. По твоей деревне бродит гуманоидное чудовище, а тебе все равно?
  Кальмарчик не реагировал, продолжая ползти по своим делам. Психолог пошел рядом.
  - Ну ты, «список Кхи» несчастный! Чего там Лингвист говорил? «Кхи, го, дсу», ну, что там дальше?
  Психолог продолжал идти рядом с аборигеном, бормоча под нос список. Внезапно кальмар остановился и скрипнул.
  - Что, не нравится мое произношение? - злорадно спросил Психолог. - Придется потерпеть! «Лса, уз, гхе»!
  Кальмарчик опять заскрипел и заполз в хижину. Психолог пожал плечами и вернулся на корабль.
  
  ***
  Капитан сидел за расчетом взлета, когда в рубку ввалился Геолог.
  - Где эти два бездельника? Где они шляются?
  - Ты это о ком? - осторожно спросил Капитан.
  - О Лингвисте с Психологом! У корабля собралась толпа аборигенов, скрипят, как тонна пенопласта! Биолог убежал.
  - Значит, контакт все-таки будет, - заметил Капитан, берясь за микрофон.
  
  ***
  Лингвист стоял напротив толпы аборигенов. Рядом собралась вся команда. От толпы отделился ярко-желтый моллюск и заскрипел, размахивая щупальцами. Лингвист переводил.
  - Они готовы учить нас и взять в свои хижины. Они дадут нам пищу и по три урока в день.
  - Ну, спасибо, - ухмыльнулся Капитан.
  - Но с чего это они вдруг нас заметили? - недоумевал Биолог.
  Лингвист натужно заскрипел. Выслушал ответ.
  - А за это спасибо нашему Психологу. - Лингвист хихикнул. - Они говорят, что так перепутать весь список может только маленький и очень глупый Кхи.
Оценка: 4.60*15  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Межзвездный мезальянс. Право на ошибку" С.Ролдугина "Кофейные истории" Л.Каури "Стрекоза для покойника" А.Сокол "Первый ученик" К.Вран "Поступь инферно" Е.Смолина "Одинокий фонарь" Л.Черникова "Невеста принца и волшебные бабочки" Н.Яблочкова "О боже, какие мужчины! Знакомство" В.Южная "Тебя уволят, детка!" А.Федотовская "Лучшая роль для принцессы" В.Прягин "Волнолом"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"