Москва в Золотое Кольцо не входит, но это тоже древний город, правда? Начнем с нее.
Идем на выставку Османских сокровищ - счастливо попадаем на осмотр Кремля целиком. За соборами притаился очаровательный парк (фото 001, на фото не я).
Архангельский собор. Ходишь, задрав голову, поражаясь величию древности, и вдруг соображаешь, что продолговатые сооружения, между которыми иногда приходится протискиваться и облокачиваться - это ведь надгробия! Князей и царей. Слышу голос сестры: "Прочти-ка!". Читаю: "Великий князь Симеон Иванович Гордый". Вот ты где, друже.
Османские сокровища: невероятное количество золота и камней. Рубины и изумруды огромные, с ноготь большого пальца - обычный размер. Впрочем, в большинстве не самые лучшие - мутноваты и примитивно ограненные. Но неудивительно, что Высокая Порта обанкротилась! Атлас 17-го века: Антарктида и Австралия, и очень похожие! Правда, еще чуть-чуть суши на Северном Полюсе. Много портретов, а говорят, ислам запрещает.
Собор Василия Блаженного (фото 002).
Прежнее впечатление укрепилось: яркий, нарядный и радостный снаружи и давящий, даже жутковатый внутри. Эпоха Ивана Грозного! Эти низкие проемы, эти узкие извилистые переходы... так и видится - вдруг высунется рука в парчовом рукаве... с кинжалом.
Впрочем, московские соборы видели все, полюбуйтесь лучше на московские клумбы: фото 003.
День 1-й
Кажется, едем прямо в тучи. Вроде бы уже выехали их Москвы, а тут и пробка. Едем, пытаясь представить, как этим же самым путем, мимо точно таких же берез и елок в 1368 скакал из Москвы в Тверь смертельно оскорбленный князь Михаил...
Тверь гораздо меньше, чем можно было ожидать, всего около 400 тысяч жителей (но трамваи ходят). От Средних веков не осталось ничего, все сгорело при Екатерине II и выстроено заново в духе Санкт-Петербурга. Вообще, как мы убедились впоследствии, все города Золотого Кольца делятся на те, где побывала Екатерина с веером, и где нет.
Какая малюсенькая Волга! (фото 004)
Меньше нашей Суры. Просто не верится. А еще есть Тверца и Тьмака.
Очень удачный музей, компактный, и собрано множество древнейших древностей, буквально все для жизни веке эдак в 12-м. А этот суровый мореход - Афанасий Никитин (фото 005).
Торжок. Полное ощущение, что на дворе не конец мая 2010, а конец мая 1372 года. Торжок в руинах, почти как после того гибельного пожара (фото 006).
Это я, конечно, преувеличиваю, но реставратором работать и работать, причем как можно скорее, пока старинные здания не рассыпались прахом. Борисоглебский монастырь (на фото был именно он) в ужасном запустении. В чудовищном. Заходишь внутрь - облезлые разрушающиеся стены... облезлая (пусть!) башня на фоне темных облаков красива невероятно. Еще несколько шагов - и вдруг открывается простор! Внизу река, город на ладони, запах сена, восторг и покой. Кажется, можно полететь. (фото 007).
Монастырь - ровесник Киево-Печерской Лавре, то есть, видимо, второй на Руси. Простоял семьсот лет (Вы поняли? Он пережил даже 1372-й!) и при все той же Екатерине был перестроен. Сейчас там всего два насельника. Какое же нужно мужество, чтобы взяться восстанавливать все это практически с нуля! А вот это фото из местного музея - 1913 год (фото 008)
И снова Тверь. Местный "арбат" - Трехсвятсякий бульвар - один в один наша Московская. Только вымощен лучше. А мимо вот этой лапочки равнодушно пройти невозможно! (фото 009).
Читатели, вы еще не утомились? Дальше экскурсия пойдет резвее. Просто Тверь с Торжком не входят в классическое Золотое Кольцо, которое видели многие, поэтому о них хотелось рассказать поподробнее.
День 2-й
Сегодня - день чудес. С утра, полюбовавшись напоследок на Тьмаку ("На берегу очень дикой реки-и..." Фото 010),
отправляемся в Дмитров. Серпантин какой-то, даже укачало, да еще песню включили соответствующую ("Сяду в машину, поеду по серпантину-у-у-у-..."). Замученные, въезжаем в Дмитров, выходим, и - прелесть! Восторг обретения нежданной красоты. Прекрасно сохранившиеся земляные валы, а в разрыве, как в раме - белокаменное узорочье. (фото 011)
Едем в Троице-Сергиеву лавру. Это нечто. Это чудо. Дух захватывает еще издали, когда вдруг открывается колокольня, а чуть позже - могучие стены. Подъехали. Идем вдоль стен. Потрясение не ослабевает, даже растет. Невероятная мощь. На белых стенах местами проступает краснота. Да они же пропитаны кровью! 16 месяцев осады... сколько сотен человеческих жизней?
Это фото 012.
Дальше двигаемся внутрь через длинную арку. Входишь - и восторг буквально поднимает над землею. Сразу же что-то яркое и невероятно красивое, затем еще ярче и красивее (фото 013, храм Рождества Иоанна Предтечи).
Здесь вообще представлены все архитектурные стили за последние пятьсот лет: от строгой простоты 15 века через московское барокко 17 до холеного позднееекатерининского классицизма. Троицкий собор с золотыми куполами - белый, строгий, честный. (фото 014) Сергию он бы, наверное, понравился.
Экскурсию ведет очаровательный мальчик-семинарист с та-а-кими кудряшками... Ведет хорошо и дело знает, но дамочки дружно кидаются расспрашивать про ихнее семинарское житье-бытье и в особенности про женитьбу.
Гроб Сергия, вытесанный из дерева его же руками. Странно, совсем не воспринимается как "где лежало мертво тело", а только как "то, что он держал в руках".
Здесь удивительная атмосфера глубокой религиозности безо всякого фанатизма. Сергиева атмосфера. Не в том смысле, что все как при Сергии, а то самое высочайшее напряжение без малейшего надрыва. (Кстати, в штанах пускают. Думаю, сам Сергий к джинсам отнесся бы спокойно. Ему-то самому одежда была глубоко безразлична...). Такой полет духа... один уголок добавил-таки воздушных ямок. Стала бы у Сергия подтекать сантехника! Ладно, снова к высокому. "Монастырь - прообраз рая на земле" (фото 015).
Невероятно - когда-то здесь был непролазный лес, даже черти жили. Хочется сказать: и все это сделано одним человеком! Нет, конечно, не одним, но ведь доля истины в этом есть, правда?
Снаружи - памятник Сергию (фото 016).
Великий человек. Престол Святой Троицы. Голубь слетел на его главу живым символом Святого Духа.
Едем дальше, в Переяславль (точнее, Переславль-Залесский). Сергий этот путь проходил пешком, особо не напрягаясь. Какая, однако, Владимирская Русь компактная!
Там предлагают доп. экскурсию за 100 рублей. Нет, это нарочно так делается! Не закладывается самого симпатичного и предлагается потом как "доп". Так и в Абхазии, и в СПб.
Свято-Никитский монастырь. Вход только в юбках. Часовня-землянка Никиты Столпника. В такой маленькой, темной и холодной провести полжизни! Жуть. Огорченная туристка: "А мне матушка сказала: нечего прямо из храма к Синему камню бесов тешить!". Седой батюшка лихо рулит на мотоцикле.
А вот и Синий камень - древняя языческая святыня (фото 017).
Плещеево озеро - точно море. Красоты необыкновенной. Вот тут - умиротворение. Дышится легко.
День 3-й
Начинается переизбыток информации. Вечером с трудом записываю дневные впечатления. Утром - продолжения Переяславля. Гид: "В этом соборе Александр Невский венчался с половецкой княжной...". Язык мой - враг мой! Я: "Не половецкой, а Полоцкой!". Итог - настроение испорчено у меня, у гида, у половины туристов. Туристы меня еще и повоспитывали. Думают, я умничаю! Черт возьми, я совершенно машинально исправила оговорку! Уже потом меня посетила ужасная мысль: неужели в своей приверженности к истине я покусилась на местную легенду? Вот тот самый Спасо-Преображенский собор (фото 018).
12-й век, белый камень, не какой-нибудь крашеный кирпич. Кстати, здесь же был рукоположен Сергий. Памятник Александру Невскому (фото 019). Каков красавец! Это Черкасов, конечно.
А фото 020 - без комментариев.
Едем в Ростов-Великий. По дороге спим...
А Ростов - розовый. Розовыми издали кажутся белые стены кремля, но они-то белые, а вот изнутри во многих местах он действительно розовый! Верно, кирпич просвечивает сквозь побелку (фото 021).
Невероятной красоты царские белые палаты, которые называются Красными (фото 022).
Башни и главы соборов крыты осиновым лемехом. На соборах он в отличном состоянии, а вот на башне разваливается, видно даже щепки. Здесь снимали "Иван Васильевич меняет профессию". (Кстати, только что пришло в голову - а с какой, собственно, стати? Москва-то в 16-м веке была уже не белокаменная!).
В Ростове абсолютно все сделано митрополитом Ионой Сысоевичем или с ним связано. Даже кирпичные развалины возле кремля - не абы что, а развалины Конюшенного двора все того же И.С.
Озеро Неро с высоты выглядит красиво и внушительно, а по краям все заболочено и заросло камышом. А наверняка маленький Офромейка удил здесь рыбу!
Едем в Углич. По дороге смотрим кино и снова спим. Думала, в Угличе все видела, ан нет! Алексеевский женский монастырь. Основан в 1370-х митрополитом Алексием, правда, как мужской. На двери трогательная надпись: "Отдаем в добрые руки монастырских котят". Шатровая церковь Дивная - правда, дивная (фото 023).
Обзорная экскурсия. Плотина и шлюз - вид снаружи. Длинная приятная глазу набережная (фото 024).
Умиротворение... ба, здравствуй, роднуля! Теплоход "Октябрьская революция" (на нем в 2008 году я ходила "Дорогою князей" - желающие могут посмотреть).
День 4-й
Экватор. Информационно-эмоционального перегруза на сей раз нет, зато физическая усталость накапливается.
Чудесный Углич, полюбившийся мне еще по прежнему путешествию. Добродушные угличские псы и злющие угличские комары. В музее потрясающей красоты душегреи 17-го и особенно 18-го веков. В Димитрии-на-крови все узнается с первого взгляда. Ангел с пылающим мечом изгоняет Адама и Еву. Меч больше всего похож на модерновый веник: так их, из рая поганой метлой!
В Мышкин едем на пароме. Веселый городок! Откуда такое странное название? Некого князя (имя называлось, но не запомнилось) все достало, отправился он в одиночестве мотаться по берегу, устал, лег под куст и удрыхся. Проснулся от того, что по нему ползет мышка. Далее надо было видеть абсолютно серьезное лицо экскурсовода: "Князь разгневался: как это его, такого великого человека, смеет тревожить такое ничтожное существо! Достал он меч и хотел зарубить мышку". Ага, боевым мечом, клинок длиной в метр, шириной в ладонь - да по мышке! Дальше как полагается: увидел змеюку, понял, что мышка его спасла... Happy end.
Музей валенок (фото 025): гусарские валенки со шпорами, валенки с роликами, футбольные валенки с шипами (тоже валяными).
Рыба! Наконец-то рыба! (До сих пор подтверждалось прежнее наблюдение: на Волге рыбы нет. В общепите почти не подают). На прилавках разложено фантастическое копченое богатство: корюшки, угри, сомы, какие-то рыбки, похожие на маленьких осетров, уж про всяких лещей и вобл нечего и говорить. Вкусная до обалдения, жалко, не получается привезти домой.
А вот это мой самый любимый Мыш (фото 026).
Рыбинск нужно смотреть с воды. Со стороны суши он выглядит облезлым и захудалым, причем за последние два года облез еще больше. Нечего и выложить. Что ж, в Ярославле тысячелетие, денег на область не хватает.
Музей истории Мологского края - не для слабонервных. Стоял-стоял себе город - и нету. "В засушливое лето Молога открывается". "Нет, в последний год Молога не открывалась". Две туристки едва не подрались из-за Мологи. Одна: нет, как это можно, здесь же все на крови! Другая: так то оно так, но ведь и электростанция была необходима! Между прочем, некоторые всерьез предлагают спустить водохранилище обратно. Надеюсь, до такой глупости наше возрожденчество не дойдет. Электростанция-то по-прежнему нужна, да и флора-фауна уже сильно изменилась, приспособилась к новому ландшафту.
День 5-й
Тутаев. Достопримечательность одна, зато какая! (фото 027)
Воскресенский собор. Он словно весь расшит жемчугом! Обходишь кругом, и на каждом шаге открывается новая красота. Внутри - зверинец. Никогда не видела росписей с таким количеством всевозможной фауны. И ведь зверушки не абстрактные, каждая со своим выражением на морде. Росписи, как и сам собор, 17-го века. "Обмирщение" в действии: живопись на удивление реалистична и психологична. Согрешивший Адам удивленно глядит из-под руки: мир переменился. А Бог высунулся из облака, как из окошка: что происходит? На противоположной стене Бог передает людям одежки, как будто только что снял их с небесной вешалки.
Ярославль. Убеждаюсь: у здешних экскурсоводов принято гнаться как угорелым. Второй раз гонимся, впрочем, на этот раз все же посмотрели больше. Собор Спаса-на-городу - "жемчужина ярославского зодчества". (фото 028) Издали он действительно кажется жемчужным!
Музей древнерусской живописи в Митрополичьих палатах. Это потрясающе. Иконы 13-17 веков - все открытые, можно приблизиться вплотную. Удивительная икона Сергия Радонежского. В клеймах, как полагается, Житие, внутри, между клеймами и фигурой, как бы даже на заднем плане, сцены так называемого "неканонического жития", в основном из Смутного времени: Сергий помогает при обороне Лавры, Сергий проводит в осажденную Лавру обозы с хлебом... А внизу - "Сказание о Мамаевом побоище". Среди городов, приславших своих ратников, есть и Рязань: один воин на коне как бы вырвался от другого, желающего его удержать. Это те рязанцы, что самовольно ушли от Олега!
По набережной выгуливают двух собачек, маленьких, лысых, хохлатых, страшненьких. А на поводках навязаны георгиевские ленточки. Как это расценивать?
Музей "Музыка и время". Граммофон возрастом полтора века, пластинка возрастом век - экскурсовод крутит ручку, и оно поет! Как ни в чем ни бывало. Внутрь читателей я не поведу, не хочу лишать их удовольствия увидеть все это живьем, а вот снаружи на эту прелесть полюбуйтесь (фото 029).
День 6-й.
С утра разболелся зуб. До отъезда времени совсем ничего, но решила все-таки сбегать в аптеку. Выхожу - кругом туман! Видимость - шагов 50 (конечно, не моих, а Александра - а росту в нашем водителе под два метра). И вот иду. Незабываемое зрелище: туманная Кострома (пусть не старинная, пусть!), под ногами - кривые плиты, а вокруг цветут дикие люпины. Их здесь вообще множество, а за городом просто целые поля. (Фото 030).
В целом в Костроме ничего принципиально нового. Посмотрите еще одну прелесть (фото 031). И обратите внимание на надпись на мячике-копилке.
Плес. Слова излишни. Им надо просто дышать. (фото 032, 033, 034).
В музее Левитана едва ступила на порог - на лицо поползла счастливая улыбка да так там и осталась до самого конца.
Через Иваново проехали, даже не останавливаясь. Впрочем, древностей там, кажется, и нет - не из-за Екатерины, а потому, что сам город 19-го века. Кстати, в прошлом путешествии почти в каждом городе происходил такой диалог:
- А здесь был такой-то храм (монастырь и т.д.), но его разрушили...
- Когда?
- В семнадцатом.
- Году?
- Веке.
- Большевики?
- Поляки.
Теперь разговор преимущественно такой: "Здесь было то-то и то-то, а потом город посетила Екатерина и распорядилась...". Снести церковь 11-го века и построить новую в современном вкусе, разобрать за ненадобностью древние крепостные стены, проложить улицы прямо через средневековую хоромы и много чего еще в том же духе. Твери повезло, там реконструкция производилась после пожара, так что ничего не потерялось - все было потеряно и так. Но в других городах просвещенная императрица уничтожила множество исторических ценностей. А уж монастырей она позакрывала - ей-богу, Ленин в этом деле не более чем ученик. Наверное, петербуржцы с этим не согласятся, но на Кольце рождается убеждение, что Екатерина - главный враг русской культуры. Все-таки она оставалась немкой и слабо воспринимала русскую древность. А тут еще дух Просвещения: мол, все, что было прежде - сплошная глупость и варварство. Мы еще узнаем, что она натворила во Владимире - слабонервных просят пристегнуться! Кстати, о пристегнуться. За этими рассуждениями мы приблизились к Суздалю... и тут хлынул ливень. Разрывы молний, струи воды хлещут почти горизонтально, и мы с неистовой скоростью мчимся сквозь грозу. Жуть!
А в Суздале автобусы ходят только до 6 вечера! А уж какие лихие таксисты - не передать словами. Небрежно кидают пассажиру: "Да не пристегивайтесь!". Тот и рад бы пристегнуться, ан ремень перекошен.
День 7-й и последний.
Сегодня - Суздаль и Владимир. Самое лакомое оказалось припасено на десерт. Впрочем, рассказ об этих городах окажется самым коротким. Фотографий будет больше, чем текста. Отчасти потому, что эмоции зашкаливают и плохо укладываются в связные фразы, отчасти потому, что в день отъезда не удалось записать впечатления по горячим следам.
Итак, Суздаль. Город-сказка. Нигде нет такой густоты древностей, как здесь. На каждом шагу открывается что-то новое. Гроза над Суздалем (фото 035).
А это вид города с вершины крепостного вала. (фото 036).
Трудно поверить, но временной разрыв между снимками - минут десять. Незабываемо - мы стоим на валу, город как на ладони, с одной стороны наползают черные тучи. Никогда не видела таких - бахромчатых, переливающихся от асфальтово-черного до жемчужного, подсвеченных изнутри, причем каждая прядь отдельно. Словно мохнатые руки хотя обнять город. А с другой - как ни в чем ни бывало солнышко светит сквозь редкие белые облачка.
Заповедный Ильинский луг (фото 037).
Музей Деревянного зодчества: подлинные часовни, дома, колодцы и всякие такие здания и сооружения (в основном 18-го и 190го веков) перенесены сюда и собраны вновь с соблюдением мельчайших деталей, с подлинными интерьерами внутри. Даже живность подлинная (фото 038).
А вот при виде этого экспоната (фото 039) мне так и захотелось запеть: "Что ни вечер, то мне, молодцу, ненавистен княжий терем...". Кто догадается, почему, тот молодец.
Кстати, здесь для туристов выступает дуэт "Светлица": нежные гусли и прекрасные женский вокал. Действительно настоящее этно!
Полюбуйтесь на Суздаль издали! (фото 040).
Полюбуйтесь вблизи - рассмотрите суздальское узорочье (фото 041).
Запомните его, впереди будет владимирское - сравните. А самые красивые на Кольце анютины глазки - в Суздале! (фото 042).
Финальный аккорд - Владимир. Древняя столица Руси. За него бились князья, не жалея своих и чужих жизней. Вот это - Дмитриевский собор (фото 043), камень, резьба, домонгольская классика.
Есть в этом какая-то свежесть еще совсем нового христианства. Еще не обросшего пестротой и излишествами. Простой и строгий силуэт - и сказочная щедрость каменного кружева. Вот оно (фото 044).
Нужно ли произносить банальную фразу, что ни одна фигура не повторяется? Причем каждая что-то значит, что-то символизирует. Вот две мои любимые: обиженный львенок (фото 045) и аэронавт А.Македонский (фото 046).
В отличие от Дмитриевского, Успенский собор (фото 047), тот самый, где князья венчались на Великое Владимирское княжение, снаружи впечатляет гораздо меньше.
Собор как собор, в чем-то даже банальный. Но внутри! Заходишь, и первая мысль: "Такого не бывает!". Невероятная высота, даже рассеченная какими-то переходами - кажется, взгляд теряется в пути, не достигая вершины, как неможно смертному оку достичь Господнего престола. Здесь вся слава и величие Древней Руси (именно Руси, а не России, именно Древней, а не средневековой!) осеняют тебя лебедиными крылами. Но помните, я обещала рассказать про Екатерину? Так вот, в Успенском соборе до 18 века сохранялся подлинный иконостас Андрея Рублева. Так Катерине он показался устаревшим, она его разобрала, раскидала иконы куда пришлось (добрая половина, конечно, пропала) и заменила новым, барочным в позолоченных завитушках. Нет, я, конечно, прекрасно отношусь к стилю барокко, но на мой взгляд в древнем соборе он смотрится чужеродно и за двести с лишним лет так и не "прирос к месту".
Впрочем, присмотревшись получше, всюду обнаруживаешь, говоря искусствоведческим языком, эклектику. Но вот самое главное, ради чего главным образом и водят сюда туристов, из-за чего в дождь собор запирают, а фотографировать нельзя ни за какие деньги - фрески Рублева. Надо что-то сказать, только не придумало еще человечество таких слов. Разве что Епифаний Премудрый: "простота без пестроты".
Ну вот и все. Путешествие подошло к концу, теперь ужинать и в Москву - замыкать кольцо. Тем более что начинается дождь... Не хватает двоих туристов! Нервничаем. Меж тем развиднелось - и вот они, пропащие, подозрительно сухие. "А нас заперли в соборе!". См. предыдущий абзац - что там было сказано про дождь?
Едем. А Покров - это бонус (фото 048).
Считай, кондитерская столица России! Фото 049: до Москвы осталось 4 часа.
P.S. Продолжение моего путешествия - в "Московском ботаническом саду". А другие фотографии с Золотого кольца можно увидеть в иллюстрациях к роману "Имя-Русь".