Шалина Марина Александровна : другие произведения.

О Фенрире сыне Локи, его отце и других асах.

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Разумеется, с одной стороны, некорректно рассуждать о деяниях богов с точки зрения человеческой психологии. Но, с другой - мифы о богах сочиняют люди... Поговорим же о Локи. И попробуем понять, что случилось с Фенриром, почему был убит Бальдр, и как веселый трикстер, любитель рискованных, но в сущности безвредных шуточек превратился в злобного Локи... или надломленного Локи?


   Кому как, а лично мне Локи сын Фарбаути никогда не представлялся существом злобным - скорее существом с переизбытком энергии, с вечно чешущимися руками, вечно-мальчишеским задором: "а слабо?", "ну а вдруг?", "а вот наоборот!", которому всё нужно потрогать руками, всё попробовать на зуб, всякую систему испытать на прочность. То есть он, конечно, не так чтобы добрый ("добрых" в нашем нынешнем, житейском, понимании богов не существует в принципе, во всяком случае, в Древней Скандинавии), и шутки у него довольно рискованные, но до поры до времени они все-таки оставались в сущности безобидными.
   Поэтому для меня оказалось настоящим потрясением узнать вторую часть истории убийства Бальдра. А вот это уже не проказы, это уже не проверка системы безопасности на прочность, это уже всерьез злоба и ненависть. И так это не вязалось у меня в голове с прежним образом Локи, который мне по-прежнему продолжал представляться истинным... что даже сердце ведьмы казалось мне обоснованием недостаточным. Понадобилось мне прочитать много мифов и саг, чтобы в голове сложилась новая картина.
   Которую я здесь и попробую изложить.
   И сразу уточню. Разумеется, с одной стороны, некорректно рассуждать о деяниях богов с точки зрения человеческой психологии. Но, с другой - мифы о богах сочиняют люди. Итак, как мне думается, на заре мира асгардские боги были юны и светлы, но с течением времени все они мрачнеют, у каждого случаются свои драмы, оставляя следы в душе, у каждого в душе накапливается своя боль... и в конце концов с этим станет уже невозможно жить - и вот тогда-то и придет Рагнерек.
   Когда младенца Локи положили на пороге Асгарда, и Один Всеотец, вождь, хозяин дома и глава рода, взял его на руки - Локи, кем бы он ни был по рождению, сделался полноправным членом семьи богов. И с этого момента рассматривать его следует именно так (впрочем, справедливости ради, не совсем ясно, кем он приходится Одину - приемным сыном или побратимом).
   И вот ребенок вырос и завел собственных детей от разных женщин (и не только). Локи, вне всякого сомнения, любящий и заботливый отец, хотя, столь же несомненно, это отнюдь не папочка-наседка, который трясется над каждым шагом драгоценного своего дитятки (пока у дитятки собственная борода не поседеет). Древним скандинавам такое вообще мало свойственно. Впрочем, любой бы из них сильно удивился, как это можно собственным ребенком не интересоваться, от отцовства отпираться и от алиментов бегать. Вынести - это одно (впрочем, это уж крайний случай, и никто не считает это хорошим), но если ребенок в итоге у тебя есть - изволь любить, содержать и заботиться.
   Нас сейчас интересуют трое, уродившиеся малость особенными: Хёль, Ёрмунганд и Фенрир. Один, по праву главы семьи, устраивает двух первых: змея в море, Хёль, соответственно, в Хёль. С этими все в порядке: детишки не возражают, родной папа не возражает, прочие домочадцы не возражают - а чего возражать, если устроили их очень даже неплохо? Фенрир, еще малый кутенок, как говорится в сагах, "воспитывается дома". Но, судя по всему, не у отца. Это нормально. Древние скандинавы часто так делали. Не кажется мне вероятным, чтобы ребенка взял на воспитание сам Один (поскольку воспитатель по статусу ниже отца воспитанника, принять ребенка означает это подтвердить - вспомните Олафа Павлина из "Саги о людях из Лаксдаля" - Всеотцу такое невместно), разве что в качестве дедушки (см. ту же сагу). Скорее всего, это Тюр, про которого говорится, что это он кормил волка. Тюр и Локи по статусу сопоставимы, если допустить, что Тюр младше по возрасту (хотя, надо заметить, время в скандинавской мифологии не вполне линейно), то всё складывается.
   Можно предположить, что Фенрир на тот момент рассматривается асами как вот такое вот чудное дитё одного из них (мало тут удивительного, отец чудной, так и дети такие же), не как монстр и не как животина, которой место в будке на заднем дворе.
   Итак, пока все хорошо. Локи шляется где-то по своим трикстерским делам, ни о чем не беспокоясь и зная, что ребенок под надежным присмотром, Фенрир растет... и постепенно начинает казаться богам опасным.
   Тут интересный момент, если обратиться непосредственно к древним текстам, не к пересказам: Фенрир опасным именно КАЖЕТСЯ. Боги предвидят от него, мягко говоря, большие проблемы в будущем, но пока-то он ничего не натворил! Никого не укусил, никого не напугал, разве что какая нервная асинья сама напугалась, ну так волк-то разве виноват, что он такой большой и мохнатый? В "Младшей Эдде" говорится: "И когда боги увидели, как быстро он рос со дня на день, - все же пророчества говорили, что рожден он им на погибель, - решили они изготовить крепчайшую цепь". И всё. И нигде не сказано, чтобы Фенрир на всех бросался и вообще проявлял какую-то чрезмерную агрессивность.
   То есть устранить Фенрира - это была мера исключительно превентивная, продиктованная соображениями общественного блага. И посему по определению несправедливая. Классический конфликт: благо всех и права одного; государство и личность. Тем более острый, что в северных сагах читается такое глубокое уважение к личности, до которого даже нам еще не одно поколение расти, и не факт, что дорастем когда-нибудь. И этому нисколько не противоречит то, что эти самые древние скандинавы вовсю друг друга убивали, отстаивая свои права. Это у нас всякие декларации и организации, всякая мелочная законодательная регламентация по недопустимости дискриминации по тому-то/сему-то, толерантности/политкорректности, как бы что бы кому бы обидным не показалось. Это все суета сует, если честно. Хотя иногда бывает и весьма болезненная суета. "Авторки", гей-парады и Страсбургский суд - это у нас. У них - личность, права и уважение. Каждый свободный человек имеет свои права. И готов и станет свои права отстаивать, если понадобится (а кто не будет - тот не заслуживает ни прав, ни уважения). В суде так в суде, оружием так оружием. И если, отстаивая свои права, он нарушит права другого, который, в свою очередь, будет отстаивать их - он идет на это с открытыми глазами и готовый ко всем последствиям.
   Но одновременно и интересы семьи, рода, дружины для норманнов эпохи викингов чрезвычайно важны. Так что конфликт этот был для них понятен, и, полагаю, в ту пору, когда в богов верили, а не идеализировали, люди видели его очень четко.
   Итак, Один принимает решение: во имя блага Асгарда (а может, и всех девяти миров) Фенрира необходимо устранить. Почему именно Один. Потому что иначе немного бы он стоил, как вождь. Что за вождь, с которым так мало считаются, что такие дела без него делают в его же доме! И который позволяет с собой так мало считаться. Нет, определенно это было сделано если не по приказу Одина, то как минимум с его согласия. Впрочем, вполне возможно, что идея была не его. Что это все остальные боги на него скопом насели. Не зря ведь в древних текстах говорится именно о богах во множественном числе. (Если спросите, кто все это придумал - я вот сильно подозреваю, что Хеймдалль, тот еще генератор идей) Но, тем не менее, вождь и глава рода - Один, и решение принимает он. И даже если он сам держался другого мнения и согласился под давлением семейства - тем не менее, соглашаясь, он принимает на себя решение и ответственность.
   И Один решает. Из двух правд он выбирает ту, что кажется ему важнее, и из двух зол - то, что кажется наименьшим. И никто не скажет, что этот выбор был легок.
   Это жестоко. Это несправедливо. Хуже того - это подло. Обман доверия, вот что это такое - и это один из самых худших грехов и самых недостойных деяний. Ведь Фенрир, это хтоническое чудовище - еще молодой, наивный, доверчивый щенок, еще не ведающий, что жизнь сложна и опасна, он не ждет худого и доверяет асам, а как же иначе, хоть они его и не слишком любят - ну так все равно, свои же. Он ведь только на третий раз начинает догадываться, что что-то тут не так. И не потому, что йотун с тремя извилинами. Сын Локи дураком быть не может, скандинавы генетику чтили, хотя и не знали. Он просто дитё еще... хоть и большое.
   И вот тут - душевная драма Тюра. Мне кажется, ее обычно недооценивают, заслоненную драмой телесной, потерей руки... но если вдуматься... это же страшно. Тюр ведь волка вырастил, он к нему искренне привязан, как и волк к нему, Фенрир доверяет своему воспитателю больше, чем кому бы то ни было, и для Тюра предать его - не просто кого-то, а предать своего воспитанника, это грех стократ страшнее. Но - он не может нарушить приказа Одина, своего вождя и отца. Это - тоже грех и бесчестье, это нарушение долга. Вот какой перед ним выбор. И он этот выбор делает. Он воин, и у него за спиною - Асгард.
   Потому он кладет руку волку в пасть, вызывается сам, нет, это не подвиг, это кара и искупление, принятые добровольно, он заранее платит волку виру своей рукой. Правой. Именно правой. Потому что это - еще и божий суд. Он, бог, сделавший свой выбор, предается тому, что выше богов - Правде. Из двух правд он выбрал одну. И хочет знать, правильным ли был выбор.
   Как оказалось - нет. И теперь ему с этим жить до самого Рагнарека...
   Все это, без сомнения, происходит в отсутствие Локи, потому что уж он-то ни за что не дал бы сына в обиду. И представьте, что он чувствует, когда возвращается и узнает обо всем.
   Он не смог защитить своего сына. И не может его спасти. То есть может, уж наверняка придумал бы какую-нибудь хитрость, как его вызволить - и все же не может. Не имеет права. Потому что оскорбленный Фенрир теперь уже действительно прекратился в чудовище, теперь, если освободить его - страшно представить, чего натворит озлобленный волк! Чего доброго, Рагнарек начнется, когда мир еще не готов к обновлению.
   Боль. Вина. Ненависть. И, может быть, впервые в жизни - чувство собственного бессилия.
   И теперь Локи остается одно - месть.
   Он жаждет мстить, он должен отомстить за обиду своей семье, и это единственное, что он может сделать для сына - быть может, Фенриру в оковах будет хоть чуточку легче от мысли, что он отомщен?
   Почему для мести Локи выбирает именно Бальдра. Разумеется, главным виновником, о чем уже говорилось выше, Локи считает Одина. Но, во-первых, по древним понятиям, не обязательно убивать именно самого виновника, можно и кого-то из его людей или родичей, а лучше всего - лучшего из рода (в Швеции даже был издан специальный закон, запрещающий убивать кого-либо кроме непосредственного убийцы). Во-вторых, добрый Бальдр не так уж и невиновен. Это весьма авторитетный ас, не какая-то божественная мелочь, если бы он выступил против - к нему бы прислушались. Не факт, что ему удалось бы переубедить богов, но прислушались бы... а если бы они выступили солидарно с Тюром? Но Тюр уже получил свое, с него хватит. А Бальдр ходит, красуется и в ус не дует, и совесть его, судя по всему, не мучает ну ни капли. А в-третьих и главных - Один должен испытать то же самое, что испытал Локи, должен почувствовать ту же боль, так же потерять любимого сына.
   Месть Локи весьма изощренная, и удалась более чем. Для Одина хуже и не придумаешь: любимый сын убит рукою собственного брата, другого его же сына, сам невольный убийца убит третьим братом... Один и Фригг разом потеряли двоих своих детей и невестку, еще один сын Одина - надломлен, не успев увидеть жизни, и на самих теперь - чувство вины за то, что не смогли уберечь... И не смогли исправить, как не может исправить Локи.
   Интересна, кстати, позиция Хёль. А позиция эта близка к нейтралитету. Она Бальдра к себе принимает (надо думать, не без удовлетворения), но готова его и отпустить при определенных, хотя и трудновыполнимых, условиях. С одной стороны, Фенрир ей брат, а Локи - отец, и странно было бы, если бы она их не поддерживала. Но с другой - ее явно не радует перспектива, что все друг друга переубивают. А то вдруг вся эта куча мертвых асов ввалится к ней, продолжая выяснять отношения? Они ж Хёль по камушку разнесут!
   Что еще показательно и меня в свое время весьма удивило: ведь эпизод "наказание Локи" следует не сразу за эпизодом "убийство Бальдра". Между ними еще "перебранка Локи". То есть, получается, отчего-то боги не торопились мстить за убийство Бальдра, чуть ли не стерпели это, и перешли к активным действиям только после провокации, устроенной (зачем-то) самим убийцей. Это достаточно странно, если исходить из теории "злобного Локи", но в свете вышеизложенного становится вполне логичным.
   Боги вообще и Один в частности потому и медлят, что понимают, что Локи действовал в рамках законной мести, и, по большому-то счету, убийство Бальдра можно принять в зачет в счет пленения Фенрира (такие зачеты - нормальная практика, когда дело выносится на тинг, см., например, "Сагу о Ньяле", и многие другие. А в смертях Хёда и Нанны Локи, строго говоря, не виновен - с юридической точки зрения, не с моральной). Отчасти потому, что понимают, что Правда не на их стороне. Отчасти потому, что, возможно, надеются решить дело миром. Возможно, мнения богов разделились, и они не могут договориться, что делать...
   Однако самому Локи, как можно видеть, немного удовлетворения принесла месть. Не может быть для него никакого мира... те, кто был ему дорог, кого он считал своей семьей, теперь для него враги, они ненавидят его, и поделом, он сам, собственной рукой разорвал все братские связи... да ведь и не было их, как оказывается! Как оказывается, они - всегда считали его и его детей чужими, раз так с ними поступили!
   Это полный крах. Всей его жизни. Непонятно, как дальше жить, зачем, да и стоит ли.
   Жить ему невозможно, но еще можно - драться, пусть без надежды на победу, но враги отчего-то не торопятся с дракой, отчего, быть может, из жалости? Эта затянувшаяся неопределенность становится уже невыносимой... Это должно разрешиться хоть как-нибудь! Уже все равно как. И Локи бросает вызов. Локи является на пир, где его никто не хочет видеть. Локи хамит и оскорбляет всех подряд - ему неважно, справедливо ли, нет ли, он бьет по самом больному, чтобы только задеть, чтобы расшевелить, спровоцировать на враждебные действия.
   Что ему и удается. В конце концов приходит Тор, самый прямолинейный из асов и менее всех заморачивающийся нравственными дилеммами, и прямо заявляет, что пришибет. Этот пришибет, соглашается Локи и уходит. Больше ему тут делать нечего, лед тронулся - а позволять себя пришибить он отнюдь не намерен. Он с врагами еще потягается! А асы и Локи теперь - враги точно и однозначно.
   В "Перебранке Локи" есть чудовищной силы кусок про Тюра:
   Локи [сказал:]
   "Ты, Тюр, молчи!
   Мирить не умел ты
   в распре врагов:
   правую руку
   твою помяну я,
   что Фенрир отгрыз".
   Тюр [сказал:]
   "Я лишился руки,
   а Хродрвитнир где твой!
   Оба терпим потерю;
   но тяжко и Волку
   в цепях дожидаться
   заката богов".
   Тюр поистине отважнейший из асов... Хуже, чем он сам себе говорит, и десяток Локи ему не скажут.
   Ну вот, собственно, и всё. Дальше как обычно в сагах, о Гисли, о Греттире и прочих. Локи, объявленный вне закона - он стремиться спастись, враги стремятся его изловить... ну и, как всегда в сагах бывает, в конце концов изловили, убить не убили, обошлись куда хуже (начали мстить друг другу через сыновей - так и продолжили, заодно минус один потенциальный мститель, тоже благо), на том дело и кончилось. В Рагнарек возобновится. Только Слейпнира жалко. Ему-то в Рагнарек придется хуже всех.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"