Шапиро Анатолий Давидович : другие произведения.

Ну почему они не такие как мы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Ошибка Сократа, или что надеется услышать женщина после "Я тебя люблю!".


А.ШАПИРО

НУ ПОЧЕМУ ОНИ НЕ ТАКИЕ, КАК МЫ

     
     

НЮРНБЕРГ, 2005

Моей дорогой жене посвящается

     
     
     
     
     
      СОДЕРЖАНИЕ
     -- Мужчина и женщина: сотворение мира вдвоем
     -- Путь мужчины к сердцу женщины
     -- Увлечь мужчину
     -- В одной упряжке
     -- Родом из прошлого
     -- Прислушайтесь к Авиценне
     
     
     

1. Мужчина и женщина: сотворение мира вдвоем

      Прекрасной девушке привет!
      Вас проводить домой я смею?
      Прекрасной девушки здесь нет.
      Сама дойти домой сумею!
      И.В. Гете, "Фауст"
     
      Так началась история Фауста и Маргариты, извечная игра мужчины и женщины. Фауст увлечен Маргаритой, восхищен, как она "ответила впопад" и тут же требует от Мефистофеля достать для нее подарок.
      "Подарок? Обязательно достану. Он понимает, как подъехать к ней!" - констатирует удивленный Мефистофель.
      Подарки, подарки... И не только они, а еще и постоянные знаки внимания, комплименты и прочее, и прочее... Причем никакая самая грубая лесть не будет чрезмерной. Чрезвычайно важна для женщины внешняя привлекательность. "Прекрасно выглядите!" - вполне можно использовать как приветствие. Забытое приветствие также объяснимо ослеплением от красоты. Ваша спутница дает вам преимущественное право завоевывать ее всю жизнь и никаких других гарантий. Однако это еще только цветочки. Если можно больше, значит нужно больше. Никаких пределов здесь не существует. Ведь каждая женщина полагает себя центром, вокруг которого должна вращаться Вселенная. Бессмысленно пенять ей на это, ибо такова ее природа. Это все равно, что предъявить претензии погоде.
      Потребности у женщины значительно выше, чем у мужчины. Она никогда не скажет: достаточно. И в этом смысле она является "вечным двигателем" прогресса, который безуспешно искали и так и не смогли найти ученые.
      Вспомним пушкинскую сказку о старике, поймавшем золотую рыбку. Он великодушно отказался от откупа и отпустил рыбку в синее море гулять на просторе. Когда же старик поведал обо всем своей старухе, она обозвала его дурачиной-простофилей: "Хоть бы взял ты с неё корыто, наше-то совсем раскололось!". Получила старуха новое корыто, затем новую избу, после чего высокий терем и титул столбовой дворянки, а затем и вольной царицы. Но уже через две недели потребовала еще и звание владычицы морской и чтобы золотая рыбка служила у нее на посылках. Ничего не сказала на это рыбка, а когда старик возвратился, то увидел старую землянку, "на пороге сидит его старуха, а пред нею разбитое корыто". Вот к чему приводят непомерные запросы и неумение вовремя остановиться. Кстати говоря, в черновом варианте сказки старуха хотела еще сделаться "римскою папою", но в окончательный текст Пушкин этот пассаж не включил, по-видимому ввиду совершенной его карикатурности. Старик, между прочим, ничего не получил от этой операции, его относительное положение все это время только ухудшалось.
      Отдавая должное гению Пушкина, ухватившему самую суть дела, все же вряд ли можно принять его интерпретацию. Старуха предстаёт сварливой, но это вполне объяснимо, если вспомнить, что живет она со своим непутевым стариком в землянке и не имеет никаких перспектив на улучшение своего положения, с чем вполне резонно не хочет смириться. То есть надо оценивать прежде всего не ее поступки, а их причины. Старик же выведен как жертва сварливой старухи. На деле же все обстоит как раз наоборот. Он даже не может использовать подвернувшийся ему счастливый случай и попросить у золотой рыбки хотя бы новое корыто взамен разбитого. Причем это надо было сделать, не ссылаясь не волю старухи, которая "совсем взбеленилась", а по собственной инициативе, тем более, что ему это было предложено, и ни у кого ничего не нужно было отбирать. Более того, свои просьбы надо выстраивать таким образом, чтобы гарантировать также и свои собственные интересы и вовремя остановить процесс. Тем более, что у него для этого была не одна возможность. Он же предпочел сначала проявить вытекающее из его полной безответственности за судьбу семьи показное благородство и в дальнейшем только и ссылаться на волю старухи. Так что такие эпитеты, как "дурачина и простофиля", вполне им заслуженные, звучали как мягкий укор.
      Впрочем, возможна еще одна точка зрения. Старик и старуха жили себе размеренной жизнью, потребности у них были самые что ни на есть минимальные. А тут вдруг появляется золотая рыбка со своими неограниченными возможностями. Не сыграла ли она роль змея-искусителя, разрушив их идиллическое существование?
      Итак, от мужчины требуется создать условия для нормального существования семьи. "Я тебя обеспечу!" - вот, скорее всего, то, что женщина ожидает услышать после "Я тебя люблю!". И это самый что ни на есть трезвый расчет. Женщина должна быть уверена, что и ей, и ее детям будет обеспечено надежное будущее. Словом, ее отличает более высокое чувство ответственности. В лучшем случае она может получить все сразу, но для этого, как минимум, нужно встретить принца. Вероятность такой встречи не столь уж высока. Кроме того, принц может оказаться в весьма почтенном возрасте. Рай же с милым в шалаше может продлиться существенно меньше библейского. И вот уже женщина вдохновляет на новые свершения своего спутника, которому лично не так уж и много нужно. Нескончаемая колесница жизни...
      Возвращаясь к пушкинской сказке, можно спросить: а что, собственно, взять с неграмотного старика? Да вот оказывается, что некоторые великие люди также ушли не очень далеко. Когда говорят: " у сварливой жены муж философ", невольно приходит на ум имя Сократа. Известно, что его жена Ксантиппа была весьма скандальной особой. Однако правомерно, пожалуй, сказать: " у философа сварливая жена". Ведь Сократ постоянно вступал в конфликты, провоцировал сограждан, демонстративно ходил босиком, за что и получил прозвище "босоногий Сократ". Одним словом, он не отвечал требованиям благопорядочного гражданина, заботящегося о своей семье и ее репутации, считающегося с общественным мнением.
      Нужно сказать, что и сам автор сказки не являлся образцом выдержки, по самым ничтожным поводам ввязывался в ссоры и тут же вызывал своего визави на дуэль. К тому же в последние годы жизни он находился в творческом кризисе. Беда, как известно, одна не приходит. К творческому кризису прибавились еще и финансовый - Пушкина ожидала полная финансовая катастрофа, - и семейный кризисы. Наталья Николаевна увлеклась молодым французом Жоржем Дантесом, и ничего не могла с собой поделать. Последний пользовался большим успехом в петербургских салонах, вел себя очень раскованно - вскакивал на диван, садился женщинам на колени и прочее в том же духе, что приводило их в восторг. Словом, это был обыкновенный любовный треугольник - вечный, как сама жизнь. Три кризиса одновременно - слишком много для одного человека, даже и гениального. Сыграло свою роль и вмешательство дипломата барона Геккерна, бельгийского посланника, приемным сыном которого был Дантес. По-видимому, не без его участия дело получило такой поворот: Дантес сделал предложение Екатерине Николаевне Гончаровой, родной сестре Натальи Николаевны. Таким образом, Пушкин и Дантес становились родственниками, встречались и обедали за одним столом. Пушкин даже называл Дантеса "добрым малым". Однако оказалось, что Дантес использовал свое новое положение, чтобы вполне легально видеться с Натальей Николаевной. Пушкина это взорвало окончательно, и развязка стала неизбежной. Накануне дуэли Пушкин спросил у жены, кого она будет оплакивать после дуэли и услышал в ответ: "Убитого!" После всем известного конца, Дантес женился на Екатерине Николаевне и уехал с ней во Францию, в свое имение. Размеренная жизнь в небольшом городке, население которого составляло всего две тысячи человек, и все это после блестящего Петербурга, угнетало Екатерину Николаевну. Там она и умерла в возрасте 35 лет, как полагают некоторые исследователи, от тоски по родине. Дантес сделался сенатором и позднее, уже будучи в возрасте, приезжал в Россию с дипломатическим поручением. Наталья Николаевна через несколько лет вышла замуж за генерала Ланского. Как-то в округе, где он служил, проводил инспекцию сам царь Николай. К его приезду намеревались сделать заказ на портреты местных сановников, а также их жен. Просмотрев список, царь не разрешил рисовать портреты жен, сделав, однако, исключение для госпожи Ланской. Говорили, что он втайне симпатизировал ей еще с тех пор, когда она бывала при дворе.
      В свое время Пушкин долго добивался своей будущей жены Натальи Николаевны Гончаровой. Однако одно дело - завоевать красавицу, и совсем другое - удержать ее подле себя. В этом убедился на собственном опыте и другой великий русский писатель Ф.М. Достоевский.
      После одного из выступлений Достоевского с публичным чтением своих произведений к нему подошла стройная молодая девушка с большими серо-голубыми глазами, с правильными чертами умного лица и гордо закинутой головой. Во всей ее повадке, в ее низком несколько медлительном голосе чувствовалось соединение силы и женственности. Ее звали Полина Прокофьевна Суслова, ей было двадцать два года, она слушала лекции в университете. Она написала Достоевскому простое, наивное и поэтическое письмо - объяснение в любви. В нем была видна робкая молодая девушка, ослепленная гением великого писателя. Оно взволновало Достоевского, так как пришло как раз в тот момент, когда подобное объяснение в любви было ему так необходимо. Он ответил ей и они стали видеться.
      В этом нет ничего удивительного. Конечно же, не своей внешностью он смог завоевать сердце молодой девушки. Во все времена известные писатели, артисты и вообще кумиры являются объектами обожания и преклонения. Достоевский был на двадцать лет старше и его всегда тянуло к очень молодым женщинам. Во все его романах героини очень юные и любят их пожилые мужчины. Полина была очень хороша собой, в каждом ее движении сквозила та неуловимая раздражительная сила, которую американцы называют "призывом пола", а французы - "обещанием счастья". В ней сочетались максимализм, воля и идеализм. Словом, это была неординарная личность. Очень скоро их отношения превратились в напряженную борьбу - кто кого подчинит. Воистину, отношения между влюбленными порой напоминают военные действия.
      Они условились выехать за границу, в Париж. Полина уехала раньше, а Достоевский прибыл туда лишь через некоторое время. По приезду его ждало страшное разочарование: Полина влюбилась в молодого и красивого студента - медика по имени Сальвадор. Однако для этого "полуострова", как его называл Достоевский, все ограничивалось простым любовным приключением, и вскоре он стал избегать Полину. Вместе с Достоевским она строила планы мести переменчивому любовнику. Достоевский надеялся, что остыв к "полуострову", она, в конце концов, возвратится к нему. Однако, когда Сальвадор исчез-таки с горизонта, Полина к Достоевскому так и не вернулась. В отчаянии он бросается в игру в рулетку. Но и в азартных играх ему также не везет. Проиграв все, он на занятые деньги возвращается в Россию, чтобы продолжить литературную деятельность.
      И тут история вновь повторяется. Он получает рассказ "Сон" с сопроводительным письмом автора, Анны Васильевны Корвин-Круковской. Письмо произвело на Достоевского гораздо большее впечатление, чем ее литературное произведение. Между двадцатилетней барышней и 43-летним писателем завязалась переписка, и рассказ был напечатан. Однако заказное письмо от Достоевского с вложением гонорара за "Сон" попало в руки ее отца, отставного генерала, человека старого закала, не сумевшем, однако, уберечь свою дочь от либерализма. Он и в страшном сне не мог себе представить, что его дочь будет переписываться с незнакомым мужчиной, бывшим каторжником, да еще получать от него деньги! Разразился страшный скандал. Но под напором дочерей и жены ему пришлось отступить по всему фронту и даже принять Достоевского у себя дома.
      Анна была очень хороша собой, у нее был прекрасный цвет лица, глубокие зеленые глаза и гибкая стройная фигура. Она увлекалась идеями свободы, женского равноправия и социального прогресса. Дело шло к браку, однако совместная песня молодой нигилистки и монархиста-консерватора Достоевского так и не была исполнена. Первой спохватилась Анна: "Ему нужна совсем не такая жена, как я. Его жена должна совсем-совсем посвятить себя ему, всю свою жизнь отдать, только о нем и думать. А я этого не могу, я сама хочу жить. К тому же он такой нервный, требовательный. Он постоянно как бы захватывает меня, всасывает меня в себя: при нем я никогда не бываю сама собой". Все понял и Достоевский, совсем недавно имевший сходный опыт: "Анна Васильевна - одна из лучших женщин, встреченных мною в жизни. Она чрезвычайно умна, литературно образована, у нее прекрасное доброе сердце. Это девушка высоких нравственных качеств, но ее убеждения диаметрально противоположны моим, и уступить их она не может, слишком уж она прямолинейна: навряд ли поэтому наш брак мог бы быть счастливым. От всей души желаю, чтобы она встретила человека одних с ней идей и была бы с ним счастлива".
      Оба пожелания осуществились. Анна выехала в Париж, там вышла замуж за французского революционера Жаклара, принимала участие в коммуне 1871г. и даже послужила прототипом Свободы в известной картине Э. Делакруа "Свобода на баррикадах". После поражения революции ее муж Жаклар был заключен в тюрьму, совершил побег, в организации которого принимал непосредственное участие отец Анны - таковы повороты судьбы! После многих приключений и трудностей, с помощью отца, Анна с мужем приехали в Россию, где они и обрели спокойную жизнь.
      Вскоре после разрыва с Корвин-Круковской Достоевский встретился с другой Анной - Анной Григорьевной Сниткиной, молодой 20-летней стенографисткой, которой он диктовал своего "Игрока". Это была невысокая худощавая девушка с правильным овальным лицом, на котором выделялись глубокие серые глаза. Чувство к Достоевскому, произведения которого сильно волновали ее, возникло у нее с первой встречи и оказалось очень глубоким - на всю жизнь. Достоевский не сразу разглядел в ней женщину. Он говорил, что предпочитает добрую жену умной: именно доброты со стороны женщин не хватало ему в жизни. В Анне Григорьевне он почувствовал прежде всего нежное любящее сердце. Наконец-то Достоевский вытянул счастливый билет, причем, как мы знаем, отнюдь не с первой попытки - они с Анной Григорьевной поженились. Она любила Достоевского смешанной любовью жены и любовницы, матери и дочери. Такая женская привязанность - самая крепкая.
      Не следует, однако, чрезмерно идеализировать Достоевского. По воспоминаниям современников, он был патологической личностью, к тому же "сексуально озабоченной", как сказали бы сейчас. Его творчество привлекло внимание психологов, в том числе основателя психоанализа Зигмунда Фрейда. Некоторые психологи вполне серьезно полагали, что Достоевский, впрочем, также как и Шекспир, только потому не стал убийцей, что подробнейшим образом описывал убийства в своих произведениях. Жене Достоевского пришлось столкнуться с его маниакальной страстью к игре, ибо он верил, что обладает системой, пользуясь которой когда-нибудь получит большой выигрыш. Анна Григорьевна не только не упрекала его за проигрыши, но даже иногда предлагала ему сыграть, чтобы он мог отвлечься от напряженной писательской работы. В конце концов, после особенно крупного проигрыша, он излечился от этой страсти, и больше никогда не играл в рулетку.
      Но когда у Достоевского наладились семейная жизнь, разладилась творческая: он так и не создал ничего значительного, хотя бы на уровне своих прежних произведений. Для своей жены он навсегда остался "светом в окошке". Ей было 35 лет, когда он умер, т.е. она вполне могла устроить свою личную жизнь. Она, однако, посвятила все свое время исключительно занятиям, связанным с обработкой литературного и эпистолярного наследия Достоевского, переизданием его произведений и т.п.
      Другой классик и современник Достоевского, Л.Н. Толстой как-то высказался в том смысле, что хорошо было бы, если бы у русских писателей были такие жены, как у Достоевского. На этот счет у него были причины личного характера. Л.Н. Толстой был властителем дум своего поколения. Однако в собственной, довольно многочисленной семье он не был авторитетом. Воистину, нет пророка в своем отечестве. Его угнетала роскошь помещичьего быта по сравнению с крестьянским, который он принимал за образец.
      Словом, он идеализировал бедность. Его семья так не считала и не разделяла его аскетических устремлений. И когда он отказался от гонораров за свои произведения, дело взяла в свои руки его жена, Софья Андреевна. Это была суровая необходимость, так как, по ее словам, к столу ежедневно выходило сорок человек, которых надо было еще одеть и обогреть. Были приняты решительные меры: проданы права на издание уже написанных произведений и заключены договора на издание новых. Был продан также его дневник с учетом еще ненаписанного, и вкупе с ним дневник самой Софьи Андреевны. Для получения разрешения на издание собрания сочинений она обращалась к самому царю. Последний особенно возражал против "Крейцеровой сонаты", на что Софья Андреевна заверила царя, что Лев Николаевич больше таких произведений писать не будет. В конце концов, посчитав, что собрание сочинений приобретет лишь ограниченное число подписчиков, царь дал требуемое разрешение.
      Работа кипела. Несколько машинисток на "ундервудах" ежедневно печатали рукописи. Однако огню требуется пища. Для бесперебойного функционирования предприятия нужно было, чтобы рукописи неиссякаемым потоком шли к машинисткам, что было весьма нелегким делом даже при огромной работоспособности Толстого. Но договора заключались и ему нужно было работать. Трудно сказать, какой части творческого наследия Толстого мы обязаны энергии и настойчивости его жены. Софья Андреевна использовала доступные ей методы воздействия на мужа: уговоры, истерики, даже угрозы отравиться или утопиться.
      На Толстого все это действовало угнетающе. И он завел "Дневник для одного себя", который прятал за голенищем сапога. "Несу свой крест!", - вот одна из характерных записей в этом дневнике. Однажды, когда Толстой находился в обморочном состоянии, с него сняли сапоги и дневник обнаружился. Конечно, был скандал, что еще более укрепило давнее решение Толстого уйти из дома. Однако за ним велось неусыпное наблюдение.
      Говорят, что если человек, особенно в пожилом возрасте, вдруг резко меняет свои привычки, образ жизни, то он скоро умрет. Будучи в молодости участником военных кампаний, Толстой знал, что любой план рано или поздно будет раскрыт. Поэтому, приняв окончательное решение, он ночью ушел из дома с несколькими провожатыми, которым открылся непосредственно перед уходом. В дороге он заболел и умер на железнодорожной станции.
      Л.Н. Толстому было 82 года, когда он умер. Мы знаем интимнейшие подробности его жизни: все его творчество, от "Детства и отрочества" до "Воскресения" - одна огромная исповедь. К его голосу прислушивался весь мир. Однако Толстой так и не смог наладить нормальные отношения в своей собственной семье. И тот, кому это удается, вправе считать себя если не великим, то достаточно значительным человеком. Недаром же говорят, что каждый человек является кузнецом своего собственного, в первую очередь семейного счастья.
      Браки, в которых мужчина значительно старше женщины, не такая уж редкость. Если юная девушка выходит замуж за пожилого человека, то, как полагают, это отражает ее тягу к отцовскому покровительству. Если же мужчина женится на женщине значительно старше его, значит, ему помимо всего прочего, нужна материнская забота. Известный английский политик, будущий премьер-министр Англии Дизраэли женился на Мэри Энн, которая была старше его на двенадцать лет. Ему было тридцать три, ей сорок пять. Год назад она стала вдовой. Она далеко не занимала в свете такого блестящего положения, как он. Светские дамы, оспаривавшие друг у друга Дизраэли, не принимали ее в расчет как соперницу. Умерший муж оставил ей в наследство не слишком крупное состояние, достаточное, однако, чтобы жить и прилично принимать. Однако в ее личном владении не было капитала, который позволил бы уплатить долги Дизраэли. Последний, как и Цезарь, не жалел средств для успеха своей политической карьеры и имел долги настолько крупные, что мог бы их погасить лишь в результате успешной политической деятельности. Такова жизнь: либо ты на вершине, либо ты банкрот.
      В противоположность блестяще образованному Дизраэли, Мэри Энн была малообразованна, ее туалеты и мебель не отличались большим вкусом. Дизраэли же, вопреки мнению света, не находил ее глупой. Он видел, что она имела здравые суждения, понимала людей, точно и хорошо выполняла то, за что бралась. Ее легкомысленная речь забавляла и одновременно успокаивала Дизраэли, ему не хотелось у себя дома быть вынужденным вечно состязаться с кем-то в остроумии. Но главное, Мэри Энн восторгалась им и он чувствовал, что она будет жить только для него, будет женой и сестрой одновременно. Молодой, честолюбивый и обидчивый член парламента больше нуждался в дружбе и заботе, чем даже в женском очаровании. Перед ней снималась маска и опускался щит.
      Однако она не бросилась тотчас в новый брак. Она, конечно, была влюблена, но не хотела быть обманутой и прямо высказала ему все это. Дизраэли развеял ее сомнения и брак состоялся. "Я знаю, - писал он ей несколькими днями раньше, - что никогда еще двум человеческим существам не выпадало на долю такого полного и беспрестанного счастья. О дне нашего брака я думаю, как об эпохе моей жизни, которая закрепит мою карьеру. Ничто, что бы отныне ни случилось, не потрясет моей души, ибо в минуты огорчений и разочарований я найду прибежище в Вашем сердце, а Ваш верный и быстрый разум сумеет руководить мною в благополучии и торжестве". Сам же он был для нее тем, чем, по его же выражению, мужчина всегда должен быть для женщины: очень нежным, но все же руководителем.
      На их долю выпала удача - целых полвека наслаждаться бесценнейшим счастьем. После смерти умершей раньше Мэри Энн в ее бумагах оказалось вот такое письмо: "Мой дорогой муж, если я умру раньше Вас, прикажите, чтобы нас похоронили в одной могиле... А теперь да благословит Вас бог, мой добрый, мой милый... Вы мне были идеальнейшим мужем. Прощайте, дорогой Диззи (уменьшительное от Дизраэли - примеч. автора), не оставайтесь один, любимый. Я надеюсь от всего сердца, что Вы найдете кого-нибудь, кто будет так же Вам предан, как Ваша Мэри Энн". Для Дизраэли этот брак был первым и последним.
      Что же было источником подобной гармонии? Оказывается то, что обычно называют полным несходством характеров. Об этом свидетельствует их двойной портрет, который Мэри Энн набросала спустя некоторое время после их свадьбы:
     
     
      Очень тих
      Манеры важны, почти печальны
      Почти никогда не раздражается
      Мрачно настроен
      Пылок в любви, холоден в дружбе
      Очень терпелив
      Очень щедр
      Часто говорит то, чего не думает
      Невозможно догадаться, кого он любит и кого нет, не показывает своих чувств
      Нет эгоизма
      Он гениален
      На него можно положиться до известного предела
      Его душа вся отдана политике и честолюбию
      Очень бурна
      Весела и счастлива, когда говорит
     
      Очень раздражительна
      Всегда весела
      Холодна в любви, пылка в дружбе
     
      Ни капли терпения
      Щедра для тех, кого любит
      Никогда не говорит того, о чем не
      думает
      Совершенно несходна и показывает
      свои чувства тем, кого любит
     
      Очень эгоистична
      Она простодушна
      На нее нельзя положиться
     
      Никакого честолюбия и ненавидит политику
     
      Уже это описание показывает, что Мэри Энн была несравненно умнее, чем она себя представляла. Что ж, это один из способов оказания влияния на происходящее. Со своей стороны заметим, что именно противоположности явились фундаментом, на котором зиждилась гармония их отношений.
      Итак, создание мужчиной и женщиной собственного мира - нелегкая, но чрезвычайно увлекательная и, главное, благодарная задача. Она требует от них обоих искренности чувств, преданности и любви. И тогда мужчина и женщина станут друг для друга единственными и неповторимыми на всю жизнь.
    В заключение приведем еще один перевод эпиграфа (автор Б.Пастернак):
   Рад милой барышне служить.
   Домой могу вас проводить?
   Я и не барышня и не мила,
   Сама дойду домой, как шла!
   Выбирайте на вкус!
     
     
     
     
     
     
     
     
     

2. Путь мужчины к сердцу женщины

      Бей в барабан и не бойся беды,
      И маркитантку целуй вольней!
      В этом смысл глубочайших книг,
      В этом смысл науки всей!
      Г.Гейне
     
      Бытует мнение, что путь к сердцу мужчины лежит через его желудок. Добиться благосклонности женщины несравненно сложнее. Так было всегда, с самых древних времен. "Три вещи непостижимы для меня и четырех я не понимаю: путь орла на небе, путь змеи на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице" Книга притчей Соломоновых (30; 18-19). Не один мужчина дорого дал бы за этот секрет, если, конечно, он существует на самом деле. А пока что он чувствует себя в женском обществе скованно, теряется, не знает, что сказать и как поступить. Или же прибегает к показной браваде, чтобы скрыть свою неуверенность. И действительно, женщина для него - сплошная загадка. По его мнению, у неё совершенно иная, чем у мужчин, логика мыслей и поступков. И тут же иллюстрирует свою мысль присказкой о разговоре двух женщин, придуманной, конечно же, мужчинами: "Во-первых, я ведро у тебя не брала, во-вторых, я тебе его отдала, а в-третьих, оно дырявое!" Само понятие "женская логика" используется исключительно мужчинами. Ко всему прочему, у женщины чрезвычайно изменчивое настроение, как погода в мае. То она беспричинно грустна, то так же без видимых причин становится весела. То она так и светится добротой, то вдруг становится резкой и неприступной. Бедные мужчины! Кто же выведет их из тупика, в который заводит их прямолинейная логика, которую так и хочется назвать мужской.
      Это сделает сама женщина со свойственной ей легкостью и непринуждённостью. Она может, как гоголевская Оксана, попросить, - нет, потребовать, - доставить ей черевички, как у самой царицы. Или же предложит пойти туда, не знаю куда, принести то, не знаю, что. А то и совсем просто скажет: "Ну сделайте же что-нибудь!" и что бы вы ни сделали, скорее всего, это будет не то. А что ей нужно, похоже, она и сама не знает. Потом оказывается, что это был сущий пустяк - и вдруг она переполняется к вам такой безмерной благодарностью, как будто ей подарили целый мир. "Чего хочет женщина, того хочет бог!", - бормочет растерянный мужчина.
      Бывает, что рядом с выдающимся мужчиной находится исключительная по красоте и силе характера женщина, вдохновляющая его на великие свершения. Такой была Форнарина для Рафаэля, а для Сальвадора Дали - Елена Дьяконова, которую он называл "ГалаЄ", то есть "всё". Эти величайшие художники боготворили своих избранниц, и сделали их героинями самых лучших полотен. Красоту, которой они поклонялись, оценил весь мир. Однако поклонение поклонению рознь, оно не должно превращаться в бахвальство. Вот какая история, по свидетельству Геродота, приключилась с царем Сард Кандавлом. Этот Кандавл расхваливал красоту своей жены перед особо доверенным молодым приближенным Гигесом и даже предложил ему посмотреть на нее обнаженную. Гигес пытался уклониться, говоря, что всякий пусть смотрит за своим, согласно принятым правилам благопристойности. Тем не менее, Кандавл настоял и спрятал Гигеса в спальном покое. Гигес видел, как женщина вошла, сняла одежды и, повернувшись к нему спиной, направилась к ложу. В этот момент, как было условлено, Гигес удалился. Тем не менее, женщина заметила его, когда он выходил, однако не подала виду, решив отомстить Кандавлу. Лишь только наступил день, она велела позвать Гигеса и сказала ему, что перед ним два пути: либо убить Кандавла и, взяв ее в жены, самому стать царем, либо сейчас же умереть. Теперь Гигесу пришлось уговаривать царицу, но она была непреклонна. Видя неизбежность выбора, он избрал себе жизнь, с помощью царицы убил Кандавла и воцарился в Сардах.
      Можно понять женщину, защищавшую свою честь столь решительным образом. В ином случае вопрос о чести и достоинстве вообще не возникает. Речь идет о Мессалине, жене римского императора Клавдия, который был у нее, что называется, "под каблуком". Она воспылала необузданной страстью к одному красивому и знатному молодому римлянину. Последний понимал опасность подобной связи, но отвергнуть Мессалину было бы для него верной гибелью, продолжение же связи оставляло какую-то надежду. Мессалина же расторгла его брачный союз, чтобы безраздельно завладеть своим любовником. Она открыто посещала его дом, повсюду следовала за ним по пятам, щедро наделяла его деньгами и почестями. Он же, сочтя, что единственное средство против нависших опасностей - сами опасности, предложил Мессалине, воспользовавшись отсутствием Клавдия, находившегося в отъезде, заключить брак. Предложение привлекло Мессалину своей непомерной наглостью. Обряд бракосочетания был проведен публично, но никто из страха не осмелился что-нибудь сказать или предпринять. Когда Клавдию тайно донесли о происшедшем, он впал в такую растерянность, что то и дело спрашивал у окружающих, располагает ли он еще верховной властью или уже является частным лицом. Люди из окружения императора поспешили заключить Мессалину под стражу, опасаясь, что Клавдий выслушает её и простит. И действительно, возвратившись к себе и придя от обильной трапезы в благодушное настроение, разгоряченный вином Клавдий велит передать несчастной - именно это слово он употребил, - чтобы она явилась на следующий день представить ему свои оправдания. Видя, что гнев императора остывает, начальник его охраны передал приказание, якобы от имени императора, немедленно умертвить Мессалину. Пировавшему Клавдию сообщили о ее смерти, умолчав однако, при каких обстоятельствах она произошла. Больше он не вспоминал о ней ни в этот, ни в последующие дни. Имя же Мессалины сделалось нарицательным для потомков.
      А вот история, происшедшая в не столь уж давние времена. Молодой дружинник отпросился у своего князя на несколько дней, чтобы справить свадьбу. Отправившийся же на охоту князь, блуждая по лесам, случайно вышел со своими спутниками как раз на ту деревню, где игралась свадьба. Войдя в церковь, он увидел стоявших под венцом своего дружинника и его невесту неописуемой красоты. Князь подошел к ним и, отстранив дружинника, сказал: "Отойди! Здесь не твоё место!" Тот, в полном отчаянии, обратил свой взор к невесте, теперь уже неизвестно чьей, и она, как эхо, повторила: "Здесь не твоё место!" Потрясенный жених бросился бежать, куда глаза глядят. Вскоре из дальних мест пришла молва о молодом отшельнике, снискавшем славу своим подвижничеством. А еще через много лет к нему явились князь с княгиней просить прощения за свой грех и получили его.
      Далеко не всегда случается такая относительно мирная, по крайней мере, бескровная развязка. Ведь по отношению к женщинам, по большому счету, все мужчины между собой потенциальные конкуренты. И если не хватает других аргументов, они не замедлят прибегнуть к силе. Троянская война, начавшаяся из-за прекрасной царицы Трои Елены, далеко не исключение и отнюдь не первая и не последняя война, поводом, если не причиной которой была женщина. В книге Р. Мерля "Остров" описана классическая ситуация, когда на небольшом острове в силу сложившихся обстоятельств, поселилась группа людей, состоящая из англичан и таитян. Женщин, а это были таитянки, среди них оказалось меньше, чем мужчин, что и стало, помимо всего прочего, главным противоречием. Во вспыхнувшей между мужчинами войне выживают лишь двое: англичанин и таитянин. По инициативе женщин между ними происходит примирение и начинается новый цикл развития.
      Полное непонимание женской природы демонстрирует Мартин Иден, герой одноименного произведения Д.Лондона. Она, Руфь, была для него богиней, воздушным существом с большими одухотворенными голубыми глазами, с массой золотистых волос. Ее же захлестнула мощная волна мужественности, исходившей от этого молодого моряка, так не похожего на других. На их долю выпала любовь, этот подарок судьбы. Ее родители, из обеспеченного среднего класса, поначалу возражавшие против их связи, затем согласились на помолвку, стали принимать его у себя дома, подыскали подходящую работу, - чего не сделаешь для счастья любимой дочери! Он же высказывался резко отрицательно об обществе, в котором вращалась Руфь и ее семья, вел себя шокирующе, словом, не желал интегрироваться в ее окружение. Он также отказался от предложенной работы, которая была бы источником средств к существованию для будущей семьи. У Руфи появляются первые сомнения в правильности своего выбора. А что может он предложить ей, посещавшей лекции в университете по филологии? Уж во всяком случае не ту среду, из которой вышел сам. Он бросается в изучение литературы, философии, постигает, в конце концов, их высоты - но так и не может понять женщину, находящуюся рядом с ним. Руфь покидает его, ибо она не может рассчитывать на счастливый случай. Когда же он добился-таки долгожданного успеха, став знаменитым писателем, его душа была опустошена и он не смог принять Руфь, вернувшуюся к нему. Трагическое непонимание устройства жизни!
      Неудивительно, что истории, подобные некоторым из выше описанных, являются питательной средой для женофобии. Английский писатель 18-го века лорд Честерфилд в своих воспитательных письмах к сыну развивает мысль, что коль скоро женщины составляют значительную часть общества, то в интересах собственной репутации и карьеры необходимо нравиться им, а также быть с ними крайне осторожным. По его мнению, женщины - это те же дети, только побольше ростом; они прелестно лепечут и бывают иногда остроумны. Но что касается рассудительности, то какое-либо пристрастие или прихоть заставляют их изменить самые разумные решения. Если люди не признают за ними красоты или недооценивают их ум, обида мгновенно оборачивается вспышкой гнева. Они до чрезвычайности любят совать свой нос во все дела, которым их вмешательство обычно только вредит. Каждая женщина, если только она не явный урод, считает себя недурной и потому благодарна тем, кто превозносит ее красоту. Настоящая же красавица принимает дань своей красоте как нечто должное, но ей хочется снискать признание именно за свой ум. Совершенно необходимо быть с женщинами обходительным, льстить и нравиться им, ни в коем случае не выказывать и тени пренебрежения, ибо этого они не прощают никогда. Впрочем, и мужчины любую несправедливость прощают гораздо легче, чем простую обиду.
      Итак, лорд Честерфилд, один из самых мягких критиков женщин, считает, что и мужчины тоже не идеальны. А если поинтересоваться мнением женщин о мужчинах, то они скажут, что мужчины - это большие дети и прочая, и прочая... Но это не наша тема.
   Кстати, дружеские отношения между женщиной и мужчиной весьма полезны для последнего - можно получить прекрасный совет, причем в довольно тактичной форме. Вражда же ставит мужчину в тупик, ибо он не знает, как вести себя в этой ситуации и чего ожидать от женщины. И здесь потребуется помощь другой женщины. Один известный предприниматель, миллиардер, всегда держал при себе группу деловых женщин, причем отнюдь не в матримониальных целях. Их оценки и советы помогали ему выстраивать правильные отношения с окружением, да и от кого еще услышишь полновесный комплимент, а не примитивную лесть.
      Каков же все-таки он, путь к сердцу женщины? Можно ответить одним словом: успех. Будьте успешны в жизни, и женщины сами найдут вас, да еще и будут конкурировать между собой. Достигнуть общепризнанного успеха в своей области деятельности - вот вполне подходящая программа для любого мужчины! И если женщина уходит к тому, кто лучше сам, лучше ее обеспечит, или и то и другое вместе, наилучший выход - добиться еще более значительных результатов. В этой ситуации мужчина должен понимать, что приз, который он когда-то завоевал, вполне может стать переходящим. Упреки бессмысленны, ибо они только убедят женщину в обоснованности своих сомнений и в том, что ее партнеру нечего предложить, кроме слов. И если не предпринять экстраординарных действий, не помогут никакие обеты. Постарайтесь стать важной персоной, чтобы о вас говорили, станьте душой компании, в которой вы с ней вращаетесь, или хотя бы лидером в своей собственной семье. Осыпайте свою спутницу подарками и знаками внимания - и ваши шансы в очередной раз стать победителем резко возрастут. Женщины обожают атмосферу, когда за них ведётся борьба и считают её вполне естественной, ибо для них это прямое свидетельство их привлекательности и интереса со стороны мужчин. Поразительно, что общество в целом от такого соревнования только выигрывает. Ещё раз подтверждается истина, что прогрессом общества мы в немалой степени обязаны женщинам.
     

3.Увлечь мужчину

      К ней дамы подвигались ближе,
      Старушки улыбались ей,
      Мужчины кланялися ниже,
      Ловили взор ее очей.
      А.С.Пушкин "Евгений Онегин"
     
      Конечно, это о Татьяне Лариной на гребне ее светского успеха. Покорен ею был и Евгений Онегин. Тот самый Онегин, которому два года назад она написала объяснение в любви, но была отвергнута. Что же изменилось? Со свойственной женщинам проницательностью Татьяна раскрывает движущие пружины поведения Онегина, в которых он сам себе не хочет признаться: "Что ж ныне меня преследуете вы?.. Не потому ль, что в высшем свете теперь являться я должна; что я богата и знатна?" Лишь теперь понял Онегин, какой драгоценный самородок он проглядел. Эта несамостоятельность в оценке женщины, к сожалению, характерна для многих мужчин. Мнение друзей, общества в широком смысле, представляет для них несоразмерную важность, даже в таком сугубо личном деле, как любовь. Как будто им жить с этим мнением, которое, кстати, в одночасье может измениться на прямо противоположное.
      А что же Татьяна? Она не гонится за сомнительным светским успехом, остается неприступной, что лишь увеличивает число ее поклонников. Но тогда, в деревне, она имела бы шанс добиться любви Онегина, если бы была хоть какая-то конкуренция со стороны других мужчин. Мужчине льстит, если он оказался избранником, победителем. Женщина, со своей стороны, инстинктивно стремится создать обстановку соревнования, поощряя сразу нескольких претендентов. Из них она выберет одного, наиболее подходящего для семейной жизни. И это вполне естественно.
      Пока мужчины охотились, преследуя цель по кратчайшей траектории, женщины совершенствовали тонкое искусство соблазнения... Молодой русский дворянин Санин, проживавший за границей, до женитьбы на прекрасной итальянке Джемме должен был уладить кое-какие дела с недвижимостью в России. Как оказалось, его контрагенты также проживали за границей и Санин, предварительно списавшись, отправился к ним. Это была семейная пара Полозовых, в которой всеми делами вершила жена, бывшая весьма богатой особой и единственной наследницей огромного состояния. Она не была юной, но находилась в расцвете женской привлекательности, что не оставляло равнодушным окружающих мужчин, но не Санина, который был полностью увлечен своей невестой и горел желанием как можно скорее вернуться к ней. Полозова сказала ему, что его дело может решиться положительно в течение нескольких дней и предложила провести это время у них в гостях. Последовали прогулки, обеды, театральные вечера и вскоре Санин уже не мог обходиться без общества госпожи Полозовой. Затем была дальняя прогулка на лошадях, случайно оказавшаяся на пути одинокая пустая хижина... И когда на другой день госпожа Полозова вручила ему все необходимые документы, сказав, что теперь он может ехать к своей невесте, он остался. Полозова подарила ему простое железное кольцо, такое же он видел на руках у некоторых мужчин из ее свиты. Это было кольцо раба, раба всепоглощающей страсти (И.С.Тургенев "Вешние воды")
      Украдкой брошенный из-под полуопущенных ресниц быстрый и вроде бы случайный взгляд - и вы оценены, измерены, взвешены! Или, напротив, вызывающе прямой взгляд, от которого невозможно уклониться. Дразнящий наряд, откровенный танец, всевозможные женские уловки. И все это на фоне постоянной смены эмоций, настроения, экспрессии. И, наконец, абсолютное оружие, против которого бессильны даже самые могучие мужчины - это, конечно, красота. Не цирюльником, остригшим спящему библейскому богатырю Самсону волосы, источник его силы, не связавшими его филистимлянами был побежден Самсон. Ибо он давно уже был покорен невероятной красотой Далилы, от которой он даже не смог скрыть секрета своей силы.
      Бесконечны рассуждения о том, что такое красота. Поэт Г.Гейне говорил, что единственная известная ему красота - это здоровье. По мнению писателя-фантаста И.Ефремова, красота является высшей формой целесообразности, выработанной эволюцией. Также не прошел мимо этой темы древнеримский философ Сенека. Не та красива, у которой хвалят руку или ногу, а та, у которой весь облик не позволит восхищаться отдельными чертами - глубокомысленно рассуждает он. Замечено, что мужчинам в возрасте нравятся многие жещины. В ранней юности, напротив, бывает лишь одна красавица на всю школу.
   Итак, "кто на свете всех милее, всех румяней и белее" (А.С.Пушкин). А как решали эту проблему боги?
   Богиня раздора Эрида, обиженная тем, что её не пригласили на свадебный пир Пелея и Фетиды, решила отомстить богам и подбросила пирующим яблоко с надписью "Прекраснейшей". Тотчас между тремя богинями: женой Зевса Герой, воительницей Афиной и богиней любви Афродитой -- возник спор: кому по праву принадлежит яблоко? Богини обратились к Зевсу, но тот отказался быть судьёй. Зевс отдал яблоко Гермесу и велел отвести богинь в окрестности Трои к прекрасному сыну царя Трои Парису, который и должен выбрать прекраснейшую из трёх богинь. Каждая из них стала убеждать Париса отдать яблоко ей, суля юноше великие награды. Гера пообещала Парису власть над всей Азией, Афина -- военные победы и славу. Парис отдал яблоко Афродите, которая обещала наградить его любовью любой женщины, которую он выберет. При этом она в восторженных выражениях описала ему Елену Прекрасную, дочь громовержца Зевса и Леды, и жену Менелая, царя Спарты. Это привело к похищению Елены Парисом, что и стало причиной Троянской войны. Парис стал любимцем Афродиты, и она во всём помогала ему. Гера и Афина возненавидели Париса и всех троянцев.
      Вокруг красивой женщины всегда вьется сонм поклонников, готовых на всякие безрассудства, и она повелевает ими, как полководец армией. В конце концов, женщина умеряет свои прихоти и становится мудрой и рассудительной. Но, к сожалению, обычно это совпадает с возрастом увядания.
      Врожденная интуиция подсказывает женщине: что легко достается, мало ценится. И она снова и снова изводит своего поклонника все новыми и новыми причудами и запросами, пока не замучит окончательно. Так проверяется выдержка мужчины, его готовность положить весь мир к ногам своей возлюбленной. Но когда она видит, что терпение вот-вот иссякнет, тут же меняет тон, и простой сорванный для нее полевой цветок вдруг производит большее впечатление, чем специально подобранный пышный букет. Смешанная стратегия поощрения и дистанцирования действует лучше всего.
     
     

4. В одной упряжке

      Свадебные колокола звучат для меня, как
      марш новобранцев, идущих на войну.
      Г.Гейне
     
      Отгремел марш Мендельсона, возвестивший о создании новой семьи; отзвучали поздравления и пожелания счастья на многие годы; для молодоженов началась новая жизнь, причем отнюдь не беспроблемная. Для жениха это прежде всего выстраивание отношений в треугольнике: мать - жена - теща. Каждая из них претендует на то, чтобы взять в свои руки руководство молодой семьей, и у каждой на то есть свои основания. Мать желает по-прежнему влиять на сына, которого вырастила и воспитала, и она ревниво следит за тем, чтобы в новой семье ему не было плохо. Точно также, впрочем, как и теща, только в отношении своей дочери. К тому же теща считает, что в ряду ее подчиненных прибыло, и зять очень скоро почувствует это на себе. А жене сам бог велел быть на первых ролях в повседневном семейном спектакле. Ибо, по словам Шекспира, весь мир - театр, и люди в нем актеры. Надо хорошо знать и выполнять свою роль, понимать и оценивать исполнение другими их жизненных ролей. В противном случае возможны казусы. Рассказывают забавную историю, как одна женщина, будучи одновременно и тещей и свекровью, расхваливала зятя, который делает всю домашнюю работу, и возмущалась невесткой, перекладывавшей все это на ее сына. Если зять отдает должное тещиным пирогам и умело маневрирует между женой и тещей, то проблему гармонизации отношений по линии теща - зять можно считать решенной. Сложнее обстоит дело у невестки со свекровью. Мать убеждена в том, что она сохраняет все права на сына и, как говорят злые языки, не успокоится до тех пор, пока сын не возвратится к ней. И она также полагает, имея в виду невестку, что у нее появились новые подчиненные. Однако командовать другой женщиной, пусть даже молодой и неопытной, задача нереальная. Не поможет и апелляция к сыну, чтобы он повлиял на невестку. Ведь, как гласит народная мудрость, "ночная кукушка дневную перекукует".
      Однако пока суть да дело, может появиться серьезная напряженность в молодой семье, причем до такой степени, что возникает угроза самому ее существованию. Юноша вынужден даже задуматься, не слишком ли большую цену он платит за возможность семейной жизни. Невольно приходят на ум слова Сократа, сказанные им молодому человеку, спросившему совета, жениться ему или не жениться. "И в том и в другом случае ты будешь горько жалеть!", - таков был ответ Сократа. Если молодой муж хочет сохранить семью, ему следует взять на себя улаживание отношений жены и свекрови. Если же он желает и дальше оставаться лишь орудием в руках матери, то вряд ли ему стоило создавать семью. Скорее всего, такая семья распадется.
      А что говорит обо всем этом многотысячелетний опыт человечества? Как трактуются эти проблемы в Библии? "Оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть" Бытие (2;24). Как видим, библейский ответ весьма категоричен и начисто лишен полутонов: дело-то весьма серьезное. Второй раз в жизни приходится разрывать пуповину, связывающую сына или дочь с семьей, в которой они родились и выросли. Только пуповина на этот раз невидимая, что отнюдь не уменьшает ее реальности для жениха и невесты. Замечательно, если они оба это понимают. Но еще лучше, если и их родители адекватно оценивают ситуацию - ведь с этого момента они отходят в жизни своих детей на второй план. Им бы в самый раз сказать себе, причем с полным основанием и законной гордостью: мы вырастили детей, и теперь пришло время им самим строить собственную семью. Молодые будут сами заботиться друг о друге, и мы при необходимости будем им в помощь. К величайшему сожалению, нередко происходит нечто совершенно противоположное. И тогда появляются вопросы типа: "Кто для тебя дороже - родная мать или эта женщина?" Понятное дело, корректного ответа на этот вопрос не существует. Если родители будут пытаться и дальше оставаться на первых ролях, то сама целесообразность создания семьи ставится под сомнение.
      Сын же может сделать свое первое и не очень приятное открытие, касающееся родителей. Ранее он был уверен, что родители пекутся исключительно об его интересах. Теперь же он с удивлением обнаруживает, что на самом деле они озабочены, в первую очередь, собственными интересами. Мало того, для их обеспечения они вполне могут пренебречь судьбой собственного сына, точнее, судьбой его семьи. В принципе, ему и раньше приходилось слышать, что, как правило, люди в своих поступках руководствуются исключительно личными мотивами. Но чтобы его родители, да еще в отношении его самого - это невозможно! Сделав такое потрясающее открытие, он задумывается над тем, как же ему дальше быть, и этот момент может стать началом отчуждения от родителей, или, что то же самое, истинной самостоятельности и ответственности. Отныне он будет внимательно слушать родителей, чтобы определить, что из их советов соответствует его интересам, а что нет. Словом, отношения с родителями будут строиться отныне на паритетной, т.е. наиболее надежной основе.
      Нередки случаи, когда родители, чаще мать, до такой степени подчиняют себе своих сына или дочь, что те так и не создают собственной семьи и остаются, что называется, при родителях. Фактически они являются жертвами своих собственных родителей. Быть жертвой - небольшая заслуга, и вызывает скорее сожаление, чем сочувствие. "Он тебе не пара!", или "она тебе не подходит!" - как часто этими словами маскируется то обстоятельство, что очередная кандидатура не подходит как раз родителям! И для пущей убедительности они открывают в пассии сына или дочери массу недостатков. Как будто человек может состоять из одних лишь достоинств!
      Молодой семье, сумевшей преодолеть "родственный барьер", т.е. правильно выстроить отношения с родственниками по всем линиям, можно смело петь "многая лета", если, конечно, выполняются и другие условия жизненности брака. Опыт многих поколений выработал эти условия. Вот они: говорите правду; не заводите романов на стороне; пусть ваш брак будет сексуальным; пусть будет постоянная борьба в семье, но без победителей.
      Особо отметим последнее условие. Постоянные победы кого-то одного могут привести к такой же постоянной неудовлетворенности другого и, в конечном счете, к поражению победителя, который остается один со своими победами. Как говорят шахматисты, если регулярно выигрываешь у своего партнера, рискуешь его потерять, поэтому надо время от времени проигрывать. В семье же победу всегда должен торжествовать лишь один победитель, а именно - взаимный компромисс.
      Один из столпов семейной жизни - взаимное уважение. "Совет да любовь!" - в этом пожелании молодым вовсе не случайно "совет" стоит на первом месте. Как известно, жизнь прожить - не поле перейти. А любовь, говоря образно, составляет первые сто метров жизненной дистанции - хотя и самые яркие, впечатляющие, запоминающиеся. Однако каждый знает, что бежать длинную дистанцию с такой же скоростью, как стометровку, не получится. Брак основан на принципе дополнительности, характеры партнеров обычно разные, что придает браку необходимую устойчивость. Человек ищет в брачном партнере то, чем не обладает сам, то есть имеет место своеобразный симбиоз. Отсюда и народные легенды о двух половинках, которые ищут друг друга, чтобы соединиться. Молодые люди сами хотят найти свою "половину", опираясь не на жизненный опыт, которого у них нет, а на интуицию. Они не верят, что кто-то, даже родители, могут это сделать лучше их самих. Идеальный вариант для них - случайная встреча. Для этого надо быть активным, не замыкаться в себе. Родители же, старшие, большей частью упирают на житейский опыт. Где же истина? Конечно же, не в крайностях. Наилучший вариант - апробировать свое интуитивное решение с учетом мнения опытных людей. Таким путем реализуется передача жизненного опыта от поколения к поколению. Как мы уже говорили, жизненные постулаты воспринимаются молодежью со свойственной ей критичностью, что создает условия для необходимой корректировки поведения при изменении жизненных условий взамен слепого копирования. Пройти между болотом бездумного подражания и пропастью безосновательного отрицания - вот достойный путь для каждого человека. Он должен сделать это сам, ибо как говорил сатирик, есть вещи, которые нужно делать лично, самому, даже при наличии здорового коллектива.
      Как правило, государство сознательно поддерживает авторитет семьи. Даже советский тоталитарный режим признавал семью "ячейкой общества" и заботился об ее сохранении. Правда, специфическими для этого режима методами давления: на коммунистов заводились персональные дела, партком вызывал и заслушивал свидетелей и так далее, то есть выполнял в отношении коммунистов роль суда. Члены правящей и единственной партии вообще могли быть осуждены, только потеряв это звание.
      Авторитет семьи в США, например, достаточно высок. Политик, который развелся с женой, практически не имеет шансов стать президентом США. Если человек не может налаживать отношения в собственном доме, он, по мнению американцев, вряд ли сможет это сделать в масштабе страны. Что и говорить, высокий стандарт, если учесть, что в США масса президентов: корпораций, компаний, обществ и т.п. В кабинете президента корпорации обязательно висит фотография, изображающая его в кругу семьи. В семье преуспевающего бизнесмена обычно трое-четверо детей. Глава такой семьи, находясь у руля корпорации, вряд ли станет необоснованно рисковать и, если потребуется, займется поисками необходимых компромиссов. Кстати говоря, западный человек - это человек компромиссов, ибо только на основе компромисса можно выработать совместное решение - будь то семья или деловое предприятие. Формула "никаких компромиссов!" для него лишена всякого смысла.
      Если дома все ладится, человек приходит на работу с хорошим настроением, которое переходит и на выполняемую работу, передается другим сотрудникам. По большому счету, человек ответствен за свое настроение, так как с ним многое связано и дома и на работе. Хорошее же настроение бывает тогда, когда положительные эмоции доминируют над отрицательными. А если этого нет и неприятности так и идут косяком - только дома от них и спасаешься. А бывает, домашние неурядицы тоже не отстают - от них бежишь на работу. В общем, семь бед - один ответ. Но он должен быть найден, ибо кто не справится с этим сам, будет искать решение вместе с врачами. А это обойдется значительно дороже - как в прямом, так и переносном смысле. Ведь медицина зачастую лечит последствия, а надо найти и устранить причины, приведшие к заболеванию. Это может и должен сделать сам человек, тогда он окажет и себе и обществу большую услугу.
      Решение находится, большей частью, подсознательно. По-видимому, имеет смысл доверять своей интуиции. Скажем, если хочется яблок, значит, организму нужны железо, витамины и прочее, что есть в яблоках. Как говорится, организм требует. Но самое лучшее - следить за соотношением положительных и отрицательных эмоций, коль скоро избежать последних не удается. И если обнаружен дисбаланс, нужно срочно исправлять положение. Желателен регулярный, лучше всего ежедневный контроль. Пикник на природе, общение с друзьями, хорошая книга, интересный фильм, приятная музыка, просто смена обстановки - вот самый простой перечень положительных эмоций. Естественно, у каждого человека своя шкала ценностей, свой набор положительных эмоций.
      Следует подчеркнуть, что речь идет именно о соотношении положительных и отрицательных эмоций. Ибо так называемые отрицательные эмоции, как правило, идут в паре с положительными. Без борьбы не ощутить вкуса победы, без разочарований нет радостей и т.п. Словом, нет роз без шипов. Беспроблемная жизнь детей из обеспеченных семей иногда оборачивается проблемой. К примеру, дочь американского газетного магната Р.Херста ушла в "хиппи" и попалась на ограблении банка.
      "Мир - это зеркало, и он возвращает каждому его собственное изображение. Нахмурьтесь - и он, в свою очередь, кисло взглянет на вас; засмейтесь ему и вместе с ним - и он станет вашим веселым, милым товарищем" (У.Теккерей). Итак, отношение окружающих к вам - отражение вашего отношения к ним. Если хотите что-то изменить, начинайте с себя.
     
     
     

5. Родом из прошлого

(по книгам Аллана и Барбары Пиз)

     
      Чтобы доказать свою любовь к ней, он взбирался на высочайшие горы, переплыл глубокие моря, пересек обширные пустыни. И все же она оставила его - ибо его никогда не было дома.
      Современная притча
     
      Почему мужчины и женщины критикуют друг друга
      Если мужчины попадают "под пресс", они заливают это алкоголем или отправляются воевать в другие страны.
      В подобных ситуациях женщины предпочитают лакомиться шоколадом или отправляются за покупками.
      Женщины критикуют мужчин за их бесчувственность и равнодушие, недостаток сочувствия и теплоты, скупость в выражении чувств.
      Мужчины критикуют женщин за то, что они плохо ориентируются в карте плана города, слишком много говорят, вместо того, чтобы сразу перейти к сути дела.
      Мужчины считают себя благоразумными, женщины знают, что они благоразумны.
      Если женщина ведет автомобиль и сбилась с пути, она просто спросит, как проехать в нужную сторону. Мужчина же будет долго кружить, а затем скажет, что нашел новую дорогу.
      Мужчины нацелены на результат, они хотят достичь определенной цели, положения или власти, что ведет к конкуренции.
      Женщины концентрируются больше на коммуникации, взаимодействии, гармонии, любви, взаимоотношениях людей друг с другом.
      Когда вспоминают о свадьбе, женщины говорят о церемонии и о людях, которые там присутствовали, мужчины же вспоминают о предсвадебной вечеринке.
     
      Почему мужчины могут делать только "одно за другим"
      Исследования показывают, что мужской мозг является высокоспециализированным, имеет как бы множество отделений и ящичков. Мозг мужчины ориентирован поэтому на то, чтобы полностью концентрироваться на выполнении одной работы. Что делает мужчина, если ему нужно найти улицу на плане города? Он устанавливает радио на минимальную громкость, чтобы не отвлекаться! Если он читает газету, то в это время больше ничего не видит и не слышит.
      Мозг женщины ориентирован на установление многообразных связей между различными участками обоих полушарий. Быстрый информационный обмен объясняет, почему женщина может интуитивно - и точно - оценивать как людей, так и ситуации. Ее мозг всегда активен. Она может готовить еду, разговаривать по телефону, смотреть телевизор, давать указания мужу - и все одновременно. При просмотре кинофильма она быстро разбирается во взаимоотношениях действующих лиц, мужчина же во время перерывов на рекламу часто просит жену объяснить ему ход действия и взаимоотношениях актеров.
      При коммуникации "лицом к лицу" несловесная информация составляет порядка 80% и воспринимается и анализируется женщиной гораздо лучше и полнее, чем мужчинами. Она обращает внимание на мельчайшие детали, которые мужчина обычно не замечает. Как ходячий "детектор лжи", она быстро распознает ложь, чем несказанно удивляет мужчину.
      Мужчины и женщины видят один и тот же мир по-разному. Мужчина видит вещи и предметы как бы через "пространственные" очки. Те же самые вещи и предметы женщины воспринимают как составляющие более широкой картины, в которой они могут различать самые незначительные детали.
      Мужчины большей частью ориентированы на работу, женщины - на семью. Мужчина всегда должен чем-нибудь заниматься, его мозг постоянно занят решением очередной проблемы. Если же женщина чем-то взволнована, она стремится поговорить "по душам" со своей подругой.
     
      Аргумент стереотипа
      Девочки носят розовые платьица и играют с куклами. У мальчиков одежда синих расцветок, они играют с игрушечными солдатиками. Даже если изолировать их от взрослых, скажем, поместив на необитаемый остров, девочки будут болтать между собой, в то время как мальчики начнут меряться силой и смекалкой и образовывать группы с четкой иерархией.
      Это обстоятельство предопределено различной структурой мозга мужчин и женщин, что, в свою очередь, является результатом многих тысячелетий. Мужчины занимались охотой и защитой дома от диких зверей и врагов, женщины - собиранием съедобных растений, поддержанием очага и детьми. И так, в продолжение многих тысячелетий, обеспечивалось выживание человечества.
      Мозг мужчин и женщин функционирует по-разному. Поэтому мы воспринимаем мир различно, имеем различные приоритеты и систему ценностей. Не плохие или хорошие, а различные.
   (В отношениях мужчины и женщины обычно устанавливается определенная граница. Женщина не оставляет попыток отодвинуть ее в свою пользу. Встретив сопротивление, непринужденно отступает, но ненадолго: попытка будет повторена, ведь она еще тот завоеватель! Мужчина и не заметит, как окажется "под каблуком". Впрочем, многие чувствуют себя там достаточно уютно. В отношениях же между женщинами также идет постоянное выяснение, кто из них "альфа".
   Мужчина, сказавший "Я это сделаю!", так и сделает. Когда то же самое говорит женщина, это означает лишь возможность:
   - Вы не сказали - нет!
   -Я не сказала - да!
   Женское "да!" - вероятность исполнения высокая, но не 100%. Так она хочет оставить за собой свободу действий. В крайнем случае, скажет: "Я подумаю!" Природная осторожность!
   Женщина обычно хорошо знает, что ей нужно. И когда затронуты ее интересы, реагирует быстро и эмоционально. В другом случае и реакция иная. Разговаривают две подруги.
   "На ее месте я поступила бы иначе", - говорит одна, у которой своих проблем "выше крыши".
   "Давай будем каждая на своем месте", - отвечает другая.
   Верх дипломатии! - Доп. автора).
      Когда мужчина входит в помещение, он сразу же регистрирует все возможные входы и выходы, из каких углов может произойти нападение и каковы возможные пути отступления. Все это делает автоматически его мозг, запрограммированный тысячелетиями. Далее он ищет знакомые лица и возможных врагов, в заключение фиксирует пространственное деление помещения. Его аналитический мозг фиксирует вещи, которые, которые должны быть укреплены или отремонтированы, к примеру, разбитое окно или перегоревшую лампочку. За то же время женщина рассмотрит и упорядочит все лица в помещении и определит, кто есть кто и как с кем связан, и кто как себя чувствует.
     
      Юноши конкурируют, девочки кооперируются
      Девочки в группе кооперативны, явной предводительницы среди них нет. У каждой девочки есть, как правило, "лучшая подруга", с которой она делится всеми тайнами. Девочки дистанцируются от той, которая претендует на лидерство, говорят при этом: "Она думает, что является особенной!" или "Она думает, что может всеми командовать!"
      В юношеской группе всегда есть лидер, каждый в группе знает свой статус и стремится его повысить.
      Девочки охотно воспринимают авторитет учителя, в то время как мальчики стремятся поставить его под сомнение.
      Мозг девочек запрограммирован реагировать на людей и лица, у мальчиков, напротив, на предметы и их формы. Исследования детей в самом раннем возрасте вполне отчетливо показывают: мальчикам нравятся вещи, девочкам люди. Маленькие девочки тянутся к лицам, они удерживают зрительный контакт в 2-3 раза дольше, чем мальчики. Мальчики же проявляют более сильный интерес ко всему, что движется.
      Девочки-дошкольницы садятся в кружок, беседуют, причем предводительница не выделяется. Девочки хотят взаимоотношений и командной работы, мальчики власти и статуса. Если в группе появляется новичок, они поначалу игнорируют его, пока он не впишется в сложившуюся иерархию. К концу дня лишь немногие помнят его имя, но могут точно сказать, хороший он или плохой товарищ по игре. Девочки встречают новенькую приветливо и включают в общую игру.
      Когда маленькой девочке дают, к примеру, медвежонка, он становится ее лучшим другом. Когда же точно такую игрушку дают мальчику, он пытается понять, как она устроена и разбирает ее на части.
     
      Чего хотят современные женщины и мужчины
      Группе мужчин и женщин было предложено описать черты характера, которые им больше всего по душе. Мужчины использовали при этом такие прилагательные, как напористый, конкурентоспособный, доминирующий, решительный, практичный. Из того же перечня женщины женщины выбрали такие прилагательные, как теплосердечный, любвеобильный, сочувствующий, привлекательный, дружественный, благотворный.
      На первых местах в шкале ценностей женщины расположили благодеяния, встречи с интересными людьми, в то время как у мужчин высокую оценку получили престиж, власть, владение ценными предметами. Мужчины ценят вещи, для женщин приоритетными являются отношения между людьми.
     
     
     
     
     

6.Прислушайтесь к Авиценне

     
      Желанья твоего не спросит седина
      И в должный срок, как снег, появится она.
      Коль хочешь скрыть ее - покрась иль остриги,
      Но что ушла она, ты сам себе не лги.
      ***
      На жизненном пути не избежать утрат
      И знай, на нем цветут не только розы, брат.
      Превратна наша жизнь, и путник не один,
      Уйдя, порос травой задолго до седин.
      ***
      Ты прочь гони льстеца, а грешника приветь,
      Когда клянется он жить благородно впредь.
      И голову сломя, кидаться не спеши
      В тот промысел, какой тревожен для души.
      ***
      Ты юношу наставь, а старика почти,
      Виновного юнца со злобой не шерсти.
      Ты вспомни, что когда был молод и удал,
      Такие же, как он, ошибки совершал.
      ***
      И юноше совет ты подавай любя,
      Но старика учить спаси господь тебя.
      Завистники во мне старались вызвать гнев,
      Но я сдержал себя, его преодолев.
      ***
      Судьбы неотвратимость понял я,
      Тогда терпимость родилась моя.
      Кто знает цену сущности своей,
      Тот самый предостойный из людей.
      ***
      Ты к дружбе с каждым встречным не стремись
      И тайн не поверяй, кому попало,
      Гони лжеца, пройдохи сторонись,
      Иначе навредишь себе немало.
      ***
      В гимнастике умеренность нужна,
      Пусть будет главным правилом она.
      Умеренность не изнуряет тела,
      Но очищает организм всецело.
      У взрослых развивает аппетит,
      А молодым высокий рост дарит.
      Опасны перегрузки в упражненьях,
      Которые ведут к изнеможенью.
      ***
      Болезни мучат нервные жестоко,
      И человек стареет раньше срока,
      Бесцельны долгий отдых и покой:
      В излишествах нет пользы никакой.
     
      ***
      Для молодых в любви ослабь запреты:
      Всегда опасны юные аскеты.
      Тому, кто болен иль старик седой,
      Грозит любовь телесная бедой.
      ***
      От радости цветет, ликуя, плоть,
      Но полноту старайся побороть.
      Печали и заботы хилых косят,
      А тучным исцеление приносят.
      ***
      Вино - наш друг, но в нем живет коварство:
      Пьешь много - яд, немного пьешь - лекарство.
      Не причиняй себе излишеством вреда,
      Пей в меру - и продлится жизни царство.
      ***
      Велик, прославлен в мире Авиценна,
      Но он по-прежнему и наг, и сир.
      О мудрости твердят: она бесценна,
      Но за нее гроша не платит мир.
     
     
     
     
     
      ИСТОЧНИКИ
     -- Шкловский В. Лев Толстой.
     -- Слоним М. Три любви Достоевского.
     -- Моруа А. Жизнь Дизраэли.
     -- Разговоры Пушкина (составители Гессен С., Модзалевский Л.)
     -- Ибн Сина. Избранное.
     -- Allan und Barbara Peas. Warum MДnner nicht zuhЖren und Frauen schlecht einparken.
     
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"