Шапиро Максим: другие произведения.

Может ли бестселлер быть хорошим?

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс "Мир боевых искусств. Wuxia" Переводы на Amazon!
Конкурсы романов на Author.Today
Конкурс Наследница на ПродаМан

Устали от серых будней?
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Диктор озвучит книги за 42 рубля
Peклaмa
Оценка: 4.65*9  Ваша оценка:


Может ли бестселлер быть хорошим?

   А что собственно такое бестселлер с точки зрения все той же литературы или, например, кинематографа? Особенно гадать в данном случае не приходиться, так как ответ на вопрос заключается в самом названии бестселлера - тот, который продается лучше других. Собственно именно из подобного его определения в некоторых кругах приходят к выводу о некоей ущербности бестселлера путем достаточно несложных умозаключений. Проделаем их и мы:
      -- Бестселлер очень хорошо продается.
      -- Значит, он пользуется широчайшим спросом.
      -- Следовательно, для понимания данного произведения не требуется каких-либо узкоспециальных познаний или какого-либо серьезного, а потому малораспространенного образования, поскольку в таком случае он не пользовался бы таким широким спросом у тех, кто упомянутым выше не обладает.
      -- Поэтому на основании пункта 3 можно заключить, что бестселлер должен быть относительно примитивным, а потому его никак нельзя отнести к серьезному искусству. Или, иначе говоря, это разовый продукт в виде суррогата низкого качества, но простого в употреблении.
  
   В определенном смысле упомянутые выше рассуждения не лишены, конечно, рационального зерна, но в них, тем не менее, имеется определенный пробел, который делает подобные выводы не столь уж однозначными. Разберем этот вопрос подробнее. Для начала построим очень схематичную и достаточно примитивную диаграмму групп читательского спроса, которая, несмотря на это вполне четко иллюстрирует, что именно я хочу сказать.
   0x08 graphic
   Таким образом, читатели условно делятся на группы описанные ниже. Можно конечно подискутировать о том, что данное мной распределение либо слишком оптимистично (т.е. интеллектуальных и высокоинтеллектуальных читателей на самом деле меньше), либо наоборот слишком пессимистично (т.е. на самом деле меньше малоинтеллектуальтных читателей и полных идиотов). И то и другое в данном случае не принципиально, важно лишь то, что общая схема распределения читательских вкусов приблизительно такова. Как мы видим, обычный массовый читатель представляет большинство, а потому, если бы книга ( или фильм) были бы всегда ориентированы строго на одну читательскую группу, то можно было бы уверенно говорить о том, что практически любой бестселлер должен представлять из себя весьма посредственное произведение. Но нюанс заключается в том, что так бывает отнюдь не всегда и далеко не каждая книга (или фильм) направлена строго на одну группу упомянутых выше потребителей.
  
   Поясним с помощью определенной аналогии как такое возможно.
   Для этого для начала представим себе три группы людей желающих посетить бассейн.
      -- Люди практически не умеющие плавать
      -- Люди плавающие весьма посредственно
      -- Люди плавающие очень хорошо
   Теперь зададимся вопросом, какой бассейн наиболее предпочтителен для представителей каждой группы и будет ли он подходить для остальных групп. Итак
      -- Очевидно, что для этой группы подходит крайне мелкий бассейн, в котором практически невозможно плавать в полном смысле этого слова. Естественно, что вторую и третью группы подобный вариант не будет устраивать.
      -- Эту группу вполне устроит бассейн средней глубины и размера, чтобы не было риска утонуть. Две другие группы подобный бассейн также вряд ли устроит.
      -- И третьей группе соответственно требуется наиболее глубокий и большой бассейн, который также в свою очередь не подходит первым двум группам.
  
   Казалось бы, налицо ситуация, в которой каждой группе требуется свой отдельный бассейн, но как мы с вами прекрасно знаем, в реальности все обстоит абсолютно не так и вполне достаточно просто построить бассейн с постепенно понижающейся глубиной, чтобы удовлетворить запросы всех трех групп. По аналогии вполне логичным было бы предположить, что в некоторых случаях вполне возможным было бы написать книгу, удовлетворяющую все или почти все приведенные нами в диаграмме выше группы.
   Примером такой книги вполне может служить книга Виктора Пелевина "Generation П". Рассмотрим, какие именно запросы различных групп читателей рассмотренных нами выше удовлетворяет эта книга.
      -- Криминальные и сдобренные достаточно примитивным черным юмором истории из жизни новых русских, описания наркотических похождений и т.д.
      -- Производственный роман в стиле Хейли описывающий специфику рекламного бизнеса в России, модная в настоящее время в интеллектуальных кругах критика бездуховной культуры потребления и т.д.
      -- Философские рассуждения в духе восточного мистицизма стилизованные большей частью под мифологию древнего Вавилона.
  
   Все три упомянутые выше составляющих весьма тонко и искусно переплетаются между собой так, что те, которые могли бы отпугнуть определенную группу читателей в силу своей примитивности либо же наоборот сложности очень умело компенсируют друг друга, делая в целом подобную книгу бестселлером, несмотря на ее достаточно высокий уровень в целом. Можно было бы привести еще множество примеров подобных книг (тот же Умберто Эко, в своей книге "Имя розы" скрупулезно рисующий жизнь средневекового монастыря, а также дающий прекрасную картину взаимодействия религиозных течений того времени с политикой и экономикой средневековых государств, но облекающий все это в легкую и занимательную форму детектива), но, думаю, в этом нет особой необходимости. К сожалению, бестселлеры подобного рода до сих пор являются скорее исключением чем правилом, что вполне объяснимо так как, если для написания бестселлеров первого рода, т.е. ориентированных на наиболее массового читателя с невысокими запросами необходимо обладать талантом соответствующим именно этой цели, то для написания книг упомянутых выше необходимо дополнительное наличие также множества других талантов и специфических познаний, а еще умение облечь эти познания в форму, доступную и интересную массовому читателю. Естественно, что с точки зрения обычной теории вероятностей появление книги, требующей удачного сочетания в совокупности столь многих факторов намного менее вероятно, чем появление книги требующей лишь одного из них. Именно поэтому в мире имеется множество примитивных бестселлеров и серьезных научных и философских работ, но лишь малое число книг сочетающих в себе первое со вторым. Не вдаваясь в дискуссию о том, а следует ли вообще низводить серьезные работы до уровня доступного в той или иной форме для массового читателя, хотелось бы тем не менее отметить, что в целом написание подобных книг безусловно сложнее, чем написание тех же бестселлеров или серьезных работ по отдельности. Учитывая, что с точки зрения коммерческой выгоды бестселлеры второго рода вряд ли превосходят бестселлеры, рассчитанные только на массового нетребовательного читателя, но при этом требуют гораздо больше усилий и потому, все с той же коммерческой точки зрения несостоятельны для их авторов, можно предположить, что они своим появлением обязаны лишь тому, что авторы подобных книг просто физически неспособны понизить планку и сместить акценты в сторону массового читателя, что не может не радовать. Так пожелаем же подобным авторам удачи в их нелегком труде.

Оценка: 4.65*9  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Б.лев "Призраки Эхо"(Антиутопия) М.Ртуть "Попала, или Муж под кроватью"(Любовное фэнтези) Н.Изотова "Последняя попаданка"(Киберпанк) В.Старский "Интеллектум"(ЛитРПГ) А.Ригерман "Когда звезды коснутся Земли"(Научная фантастика) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) А.Кочеровский "Баланс Темного"(ЛитРПГ) А.Дашковская "Пропуск в Эдем. Пробуждение"(Постапокалипсис) Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика) A.Opsokopolos "Крот. Из Клана Боевых Хомяков"(ЛитРПГ)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"