Шавырин Сергей : другие произведения.

Постановка спектакля "Рождение христианства"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Спектакль в четырёх частях с эпилогом. Intelligent design of Christianity. Ирод Великий и Юлий Цезарь главные предтечи христианства. Моисей и Будда зажигают. Черный пиар Нерона.


   Постановка спектакля "Рождение христианства"
  
   Спектакль в четырёх частях с эпилогом. Intelligent design of Christianity. Ирод Великий и Юлий Цезарь главные предтечи христианства. Моисей и Будда зажигают. Пётр и Павел - как это делают еврей и индус. Нерон и Константин: "Плохой" и "хороший" императоры. Ах, до чего ж порой обидно, что хозяина не видно...
  
   На тему, каким образом возникло христианство, существует неисчислимое количество трудов. Их грубо можно разделить на две основные группы. Противники христианства полагают, что для его возникновения возникли необходимые социально экономические условия и, в общем, этот процесс носил более или менее случайный характер. Так думают, например Энгельс и Каутский, а также наш современник Руслан Хазарзар. Сторонники христианства считают, что единственным основателем этой религии является идеальный и всемогущий Иисус, которому приписываются божественные атрибуты. Кажется, об этом больше невозможно сказать ничего нового. Тем не менее, я постараюсь нарисовать крупномасштабную картину, которая отсутствует среди этой литературы. Моя точка зрения в научной литературе систематизируется, как "intelligent design" или "теория разумного замысла". Этот подход никогда раньше не применялся непосредственно к механизму возникновения христианства. В статье Размышления о природе бога, я рассмотрел что может представлять собой "разум", который в состоянии запланировать и провести такой грандиозный проект.
  
   Независимо от того, каково персональное отношение к христианству, необходимо признать вполне объективный факт, что влияние этого учения на развития человечества огромно и необозримо. Христианство во всех своих представлениях на протяжении почти двух тысяч лет служило самым авторитетным учебником нравственности. Эффективная эволюция человечества в духовной сфере является не менее важной задачей, чем эволюция материальных видов. В связи с особой важностью задачи, методы её осуществления могут быть самыми неожиданными. При этом, главный режиссёр может ответить вполне утвердительно на известный вопрос "тварь я дрожащая, или право имею?" и использовать такие средства, которые оправдывают основную цель.
  
   Когда я думаю о том, как за 400 лет - со времени прихода к власти в Иудее Ирода Великого и до созыва Константином Никейского собора, из ничего возникло это колоссальное изделие, называемое христианством, мне, прежде всего, на ум приходит аналогия с разжиганием костра. Попробуйте с помощью спички зажечь огромные мокрые брёвна или старые пни. А мог бы всесильный Иисус прийти, например, напрямую к императору Тиберию - и убедить его в том, чтобы он созвал Никейский собор? Если бы Иисус пришёл в храм Митры в Риме и попытался проповедовать, то в лучшем случае его бы посчитали за простого сумасшедшего и подали на хлеб... Да и в среде его родных иудеев он не смог найти при жизни достаточно большой поддержки. Так что задача эта совсем не такая простая, как могло бы показаться.
  
   Для того чтобы разжечь костёр его вначале нужно правильно собрать. У туристов считается за особое мастерство зажечь весь костёр от одной единственной спички и те, кто однажды пытались это сделать в лесу, могут понять суть проблемы. Чтобы усилить огонь от спички необходима, например, береста. Береста загорается легко, даёт очень много жара в локальном месте, но довольно быстро прогорает. За это время она должна зажечь мелкие ветки, которые загораются значительно сложнее, но горят намного дольше. Эти ветки зажигают средние брёвна, которые в свою очередь переносят пламя на большие брёвна и старые пни. В процессе розжига костра бывает полезно подуть на пламя. Ветер, хотя и имеет желание затушить костёр, в конечном итоге, если правильно дозирован, приводит к совершенно противоположному результату - костёр разгорается ещё сильнее. В шоу бизнесе это называется "чёрный пиар". Вместе с обыкновенным пиаром он также имеет в некоторых случаях довольно большой успех.
  
   Итак, рассмотрим - как именно был собран костёр христианства. Весь спектакль состоит из четырёх актов.
  
   Акт 1. Ирод Великий и Юлий Цезарь
  
   Роль бересты в Иудее играли мессианские настроения. Суть проблемы хорошо видна если рассмотреть какие методы использовала Жанна Д'Арк для того чтобы поднять упавший дух французского войска во время столетней войны. В широких народных массах бродила легенда сказочника Мерлина, который предсказал спасение Франции от девушки девственницы из Лотарингии. Появление одной единственной девушки, которая смогла убедить всех, что она именно та, "кого ждали", смогла возбудить значительную душевную энергию в широких массах, создав большую когерентную волну. При этом девушка представляла собой спичку, а легенда Мерлина бересту.
  
   Во времена Иисуса мессианские настроения были аномально высоки. Ирод Великий поднял статус Иудейского государства на такую высоту, которой он не достигал со времён царя Давида. После смерти Ирода, государство распалось на несколько частей, и Иудея стала простой провинцией Римской империи. Постоянным напоминанием о былом величии страны, были многочисленные дворцы Ирода, а также заново отстроенный им Иудейский Храм - самое величественное храмовое сооружение Древнего Востока. Иудеи искали спасение в различных актах "свыше", им нужен был Мессия. Механизм возникновения таких настроений можно понять на примере России. После распада СССР, народ спасали чумаки и кашпировские вещающие прямо с экрана телевизора, а излечением финансовых проблем занимались фирмы типа МММ, которые имели широкую поддержку в народе.
  
   Для того, чтобы создать "рабочую среду усиления" в Иудее, нужен был исключительный руководитель - единственный в своём роде. Кто бы смог активно служить для укрепления и усиления Иудейского государства в очень неблагоприятных условиях. С одной стороны Римская империя, захватившая всё средиземноморье, могла очень легко поглотить и Иудею, уничтожив при этом всех несогласных с "линией её партии". С другой стороны, эмоциональные иудеи, обладающие болезненной национальной гордостью, могли поднять очередное восстание и свергнуть неугодного им царя. Кандидат на роль такого исключительного иудейского руководителя должен был выполнить сложнейшую задачу, находясь между двух огней. Если взглянуть на историю, то оказывается, что единственным актёром, который был в состоянии сыграть эту роль, был царь Давид. Многие исследователи (например, Майкл Грант) подчёркивают, что Ирод Великий во многом напоминает царя Давида - включая его внешнеполитическую и внутригосударственную деятельность, а также проблемы в личной жизни. В статье Библейские корни России я также провожу параллели между царём Давидом и Иваном Калитой. Таким образом, я предполагаю, что роли царя Давида, Ирода Великого и Ивана Калиты сыграл один и тот же актёр. Царь Давид объединил еврейское государство не без помощи филистимлян, которым служил. Ирод Великий смог значительно усилить Иудею, будучи на службе у Римской империи. Иван Калита создал Московское государство благодаря союзу с ханом Узбеком.
  
   Очевидно, что политика союза с Римской империей была единственным путём для удержания независимости Иудеи. Но Рим был идейным врагом убеждённых евреев и такая политика неизбежно должна была привести к ненависти влиятельных кругов Иудеи к своему царю. Ирод был достаточно прогрессивным руководителем и, желая только благо для своей страны, всеми силами старался сблизить иудеев с эллинистическим миром, с достижениями его культуры и науки. С точки зрения иудейской религии такая деятельность граничит с отступничеством от веры. Независимые же наблюдатели эллинистического мира объективно оценили всю исключительность Ирода и дали ему заслуженное звание "Великий". Ненависть иудеев к Ироду отразилось в том, что евангелие еврейского направления "от Матфея" включило сказку об якобы убиенных Иродом младенцах. После этого слово "ирод" стало нарицательным для обозначения нелюдей. Доказательство сказочности "убиения младенцев" приводится во многих исследованиях включая книгу Майкла Гранта. Ирод умер согласно Иосифу Флавию ещё до предполагаемого рождения Иисуса, да и в конце жизни он очень сильно болел и был больше всего обеспокоен заговорами своих сыновей. Сама тема "убиения" была, по-видимому, позаимствована из книги Исход, когда Фараон решил проредить младенцев, среди которых был и Моисей. Эффект от темы "избиения младенцев" можно видеть на аналогичном событии из истории России. Тысячи томов литературы возвышающих Ленина не стоят одной рассказки о том, что "обладал душою ты редкою - застрелил царя с малолеткою". И это не смотря на то, что Ленин, скорее всего, сам напрямую не отдавал приказа на расстрел, но просто дал "молчаливое согласие". Именно такое, какое дал Николай II на расстрел мирной демонстрации в кровавое воскресенье 9 января 1905 года. В результате Ленин был навечно проклят, а невинно убиенные стали "святыми страстотерпцами". Имидж действительно великого царя Ирода был пожертвован во имя обожествления младенца Иисуса.
  
   Подводя итог можно сказать, что Ирод Великий возвысил Иудею достаточно, чтобы после того, как она стала простой провинцией римской империи, там возникла активная среда для усиления мессианских настроений. Заново отстроенный величественный и ещё "пахнущий краской" Иудейский Храм, который евреи так и не приняли как "Третий Храм", эффективно поднимал дух не только широким слоям еврейского населения, но и главным актёрам второго акта - Иоанну Крестителю и Иисусу. Кстати, восточная стена Храма Ирода в настоящее время очень почитается в Иерусалиме, называясь "стеной плача".
  
   Если деятельность Ирода была направлена для "артобстрела" первой половины развития христианства, то Юлий Цезарь создал надёжную основу для заключительных этапов. Новая религия должна была стать интернациональной. От еврейских шовинистов такого никогда ожидать бы не пришлось. Максимальную энергию и силу убеждения христианство могла бы получить, если было принято в качестве государственной религии мировой империи. "Римлянин" была абстрактная национальность. Римлянином мог быть и еврей и араб и египтянин - после соответствующего формального получения гражданства. Только принятие христианства Римской империей на государственном уровне, могло заставить поверить в эту религию всю Европу. И если эллинистический греко-римский мир ещё как то мог перенять у иудохристиан новое учение, то для убеждения глубоко языческой Европы была необходима резолюция Цезаря и авторитет римской армии. Древняя Русь приняла христианство только благодаря наличию такого соседа, как Византия.
  
   Юлий Цезарь появился в самый критический период римской истории. Государство стало таким большим, что демократические методы управления оказались совершенно неэффективными. Необходимо было создание империи, в которой власть была бы сосредоточена в одних руках. Необходима была монархия и диктатура. Иначе единая страна неизбежно бы распалась на несколько частей. Центробежные силы были значительны. Например, империя Карла Великого, деятельность которого не привела к созданию единой франкской монархии, привела к дальнейшему распаду его империи на части, образовавшие впоследствии Германию, Францию, Испанию и Италию... Юлий Цезарь выполнил свою роль достаточно хорошо. Уничтожив половину населения Римской империи - согласно переписи вначале и в конце его правления, он, тем не менее, остался любимым и почитаемым правителем своей страны. Заговорщики против Цезаря не были поддержаны народом. Все они были впоследствии уничтожены, и на долгое время императором империи стал протеже Цезаря Август.
  
   Просматривая историю в поисках того актёра, который смог сыграть такую важную роль можно остановиться на уникальном фараоне Древнего Египта - Эхнатоне. В книгах из серии "100 великих" Эхнатон входит сразу в несколько различных тематических изданий. Только исключительная энергия такого человека, как Эхнатон могла привести к созданию империи очень напоминающей Древний Египет - с фараоном во главе и сильной централизованной властью. Подробное описание этого актёра является темой отдельной статьи, которая находится в процессе подготовки. Нужно добавить, что последующие роли этого актёра только подчёркивают исключительность этого человека. Только он смог поставить Россию на дыбу в качестве Петра I и соответственно создать из хлипкого патриархального государства сильную и централизованную Российскую Империю. Но звёздная роль этого актёра в качестве Великого Ленина вне всяких комментариев. Уничтожив недееспособное демократическое временное правительство, он воссоздал российскую монархию, основываясь на своём собственном придуманном боге - "коммунистической идеологии" и собой во главе. Аналогично тому, как он придумал Атона в Древнем Египте. Не смотря на миллионы уничтоженных людей во время гражданской войны он, аналогично Юлию Цезарю, в последующие годы был очень высоко почитаем своим народом.
  
   Подводя итог можно сказать, что Юлий Цезарь смог создать единое, сильное, централизованное государство, которое после принятия христианства могло стать абсолютно самым сильным аргументом в поддержку нового учебника нравственности.
  
   Акт 2. Иоанн Креститель и Иисус.
  
   Для того, чтобы зажечь спичку, нужно черкнуть её о торец спичечного коробка, иначе не загорится. Иоанн Креститель появился на сцене перед Иисусом. Он был хорошо известен в Иудее, как бродячий проповедник, которого многие считали пророком. Главным талантом этого актера является его способность возбуждать и вдохновлять людей вокруг себя, при этом, не используя почти никакой конкретной идеи - то есть совершенно абстрактно. В отдельной статье Все жизни Владимира Высоцкого я делаю предположение, что один и тот же актёр сыграл роли Будды, Иоанна Крестителя, Александра Пушкина и Владимира Высоцкого. Для того, чтобы понять что значит возбуждать "без идеи" можно вспомнить, как записи с магнитофонными лентами Высоцкого были слышны буквально из каждого окна в 80-х годах прошлого века. При этом никакой особенной философской или религиозной идеи эти песни не содержали. Хорошая иллюстрация песня "Парус", в которой почти ничего не происходит, но которая возбуждает достаточно сильно. Александр Пушкин оказал фантастическое возбуждающее воздействие на русскую классическую литературу, опять же при этом не акцентируясь на какой-то определённой идее. Его считают "своим" не только православные, но и коммунисты.
  
   Именно поэтому Иоанн Креститель не мог сыграть роль Мессии. Он может возбуждать, но не может быть носителем идеи. С другой стороны, Иисус обладает исключительной актёрской способностью обладать "абсолютной идеологической доминантой". Мировоззрение Иисус создаёт сам, и это мировоззрение обладает свойством кукушонка подкинутого в чужое гнездо. Вначале яйцо такого птенца удивительным образом окрашивается под цвет окружения. Когда он вылупляется, то выкидывает из гнезда всех остальных и заставляет приёмных родителей кормить его до тех пор, пока не станет способнен поклевать и их. Этот актёр в идеологической сфере делает тоже, что и Юлий Цезарь в материальной. Идеология Иисуса не оставляет шансов на существование других богов кроме того, которого придумал он. Такая установка позволила последующие поколения иудохристиан причислить к богам и его самого. Например, многие религии, существовавшие в первых веках нашей эры были рецессивны, и спокойно относились к такому кукушонку. В результате в к V веку на территории средиземноморья не осталось никаких других религий кроме христианства. В статье Главная тайна Сергея Есенина, я делаю предположение, что последующие роли этого актёра были соответственно Сергий Радонежский и Сергей Есенин. Сергий Радонежский смог, не сказав ни единого слова, стать самым главным московским святым, и основать главный центр православия в России - Троице-Сергиеву лавру. Сергей Есенин по-видимому играл не совсем свою роль, что и привело его к преждевременной гибели. Ну а какой актёр мог бы наиболее эффективно стать символом нового религиозного течения среди иудеев вопроса вообще не вызывает. Это мог быть только Моисей. Интересно, что являясь мифологическим персонажем пятикнижия, он заслуживал значительно большего внимания и почтения среди евреев, чем его реальный и живой вариант "во плоти".
  
   Во время второго акта спектакля на волне перевозбуждённых мессианской идеей иудеев возникло новое религиозное направление. Оно заимствовало множество идей из формального иудаизма и других направлений и было нацелено на главную идею - поражение сердца Римской империи.
  
   Акт 3. Пётр и Павел.
  
   Огонь от бересты, зажжённой Иоанном и Иисусом, должен был дойти до малых и средних ветвей. Для этого необходимы актёры, которые обладают способностью активного убеждения и распространения религии. При этом Иисус обладал абсолютной идеологической доминантой. Он ни при каких обстоятельствах не мог бы принять чужую теорию. Все последующие проповедники также обладали свойством доминанты, но не абсолютной. Они утверждали мировоззрение, которое принимали от другого человека, полность полагаясь на его авторитет, хотя миссионерская деятельность не менее сложна и важна, чем первоначальная генерация идеи.
  
   Существовали два круга, в котором происходило активное распространение христианства. Внутренний круг включал в себя иудеев. Таких иудеев стали назвать иудохристиане. Из всей истории еврейского народа только один человек мог бы наиболее эффективно пропагандировать новое учение среди евреев и это человек - брат Моисея Аарон. Аарон назван в иудаизме "первым иудейским священником". В христианстве он стал "первым римским папой", что, в сущности, примерно то же самое.
  
   Внешний круг включал в себя широкий эллинистический греко-римский мир. Именно это круг средних брёвнышек - должен был в конечном итоге запалить сердце Римской империи, а следовательно миссионерская деятельность среди языческого мира имело особо важное значение. Во всей истории человечества наиболее отличившимся в этом направлении нужно считать Ашоку Великого, правителя империи Мауриев 273 до н. э. - 232 до н. э. Фактически только благодаря ему буддизм получил такое широкое мировое распространение. Аналогично Павлу не сразу принявшему христианство, Ашока не сразу принял буддизм, но приняв его сделал с ним то же самое, что и Павел с христианством. До Ашоки это была небольшая секта бродячих монахов. После Ашоки - новая мировая и что важно интернациональная религия.
  
   (Википедия) Из эдиктов известно и о том, что царь посылал своих представителей в общины джайнов и к брахманам. Именно политика религиозной терпимости при умелом контроле государства над жизнью различных религиозных сект позволила Ашоке избежать конфликта с сильной прослойкой брахманов, с адживиками, джайнами и вместе с тем особенно усилить буддизм. Известно также, что Ашока активно занимался миссионерской деятельностью в эллинистическом мире. Согласно колоннам и ступам с надписями короля Ашоки, эмиссары были посланы во все страны с целью проповеди буддизма, а также в греческое царство на западе (в соседнюю греческую Бактрию, но, возможно, и далее Средиземноморья)
  
   Только при Ашоке был чётко установлен состав канона Трипитаки. Аналогично, именно Павел является создателем основного христианского догматизма и фактически создателем христианской церковной организации.
  
   Последующие роли Петра и Павла подчёркивают их особенные способности. Соответствующая статья на эту тему находится в процессе подготовки. Пётр выступил в роли великого пролетарского писателя Горького и стал священником священников - главным проповедником и учителем социалистического реализма. Главная улица в Москве по времена СССР была названа именем Горького, а не Ленина как это традиционно делалось в других городах. Теорию Маркса он не создавал, но стал её активным последователем. Павел стал известен как отец народов Великий Сталин. Как известно, он не сразу принял марксизм и обучался в православной семинарии. Придя к власти, он превратил теории Ленина в основу для реального существования социалистического государства. С концептуальной точки зрения, Иисус так относится к Павлу, как Ленин к Сталину.
  
   В конце третьего акта на мировой арене появилась новая и в общем уже достаточно сформировавшаяся интернациональная религия с ядром в среде иудохристиан и многочисленными последователями среди эллинистических язычников.
  
   Акт 4. Нерон и Константин. "Плохой" и "хороший" императоры
  
   В полицейской практике есть такая стратегия - вначале появляется очень плохой следователь и как можно издевается над обвиняемым. После этого приходит хороший и начинается совсем другой разговор. Ветер старающийся задуть костёр, при правильном дозировании приводит к совершенно противоположному результату - костёр разгорается ещё сильнее. В шоу бизнесе это называется "черный пиар". Самое первое достоверное историческое упоминание о христианах связано с гонениями Нерона. После того, как В ночь с 18 июля на 19 июля 64 года года произошёл один из самых страшных пожаров в истории Рима, Нерон обвинил в этом малоизвестную секту, тем самым обеспечив ей прекрасную рекламу. Тацит так описывал массовые казни, которые Нерон устроил в Риме:
  
   И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев. Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащими к этой секте, а затем по их указаниям и великое множество прочих, изобличенных не столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому. Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения.
  
   Тацит. Анналы XV.44
  
   Христианское предание также приписывает Нерону изощрённые и очень эффектные казни Петра и Павла. Пётр был распят на кресте головой вниз, а Павлу отрубили голову. Как известно никого так во все времена не любят в народе, как страстотерпцев и великомучеников. А также их религии...
  
   Рассматривая историю, самым удачным актёром на роль Нерона мог бы стать главный противник евреев в Ветхом Завете, разрушитель Первого Храма, Навуходоносор II. Судя по всему, впоследствии Нерон проявил себя, как вождь арийской расы Адольф Гитлер. Он, аналогично Нерону, выгодно использовал пожар в рейхстаге, чтобы обвинить в этом коммунистов, евреев и цыган. Во время второй мировой войны Гитлер так отбутузил евреев, что впервые за две тысячи лет они, наконец, смогли собраться вместе и, правда, не без помощи английской королевы создали независимое еврейское государство на территории своей исторической родины. Отдельная статья, описывающая этого актёра в процессе подготовки.
  
   Завершающим штрихом в спектакле рождения христианства стало официальное принятие римской империей этой религии в качестве государственной. Созвание Константином I Великим Никейского собора в 325 году, можно считать датой завершения становления христианства. Начиная с этого времени, кукушонок вырос уже настолько, что мог уже начать самостоятельную жизнь вне гнезда. Он вписался в официальные богослужения бога Митры и перенял многие таинства и традиции этого культа. Основанный Константином новый город "Новый Рим" который впоследствии был переименован в Константинополь стал столицей Византии - изначально чисто христианского государства с греко-эллинистическим шармом.
  
   Подводя общий итог хочется привести к месту слова из песни Андрея Макаревича "Марионетки".
  
   Ах, до чего ж порой обидно,
   Что хозяина не видно, -
   Вверх и в темноту уходит нить.
   А куклы так ему послушны,
   И мы верим простодушно
   В то, что кукла может говорить.
  
   Но вот хозяин гасит свечи -
   Кончен бал и кончен вечер,
   Засияет месяц в облаках.
   И кукол снимут с нитки длинной
   И, засыпав нафталином,
   В виде тряпок сложат в сундуках.
  
  
   Эпилог
  
   Следующей ролью Константина I Великого, по-видимому, явилось выполнение аналогичной функции официального принятия христианства на Руси в качестве Владимира Ясно Солнышко. Детальное описание корреляций между Константином и Владимиром - тема отдельной статьи в подготовке. Аналогично тому, как Константин основал Константинополь, Владимир Святославич основал город Владимир, который стал первой столицей Древней Руси (после Киева). Исходя из этого "Третьим Римом" должен называться именно Владимир, а не Москва. Москва же, которую Иван Калита, он же царь Давид, сделал столицей основанного им Московского государства, должна называться "Новый Иерусалим". Но здесь начинается уже совершенно другой спектакль...

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"