Шавырин Сергей : другие произведения.

Странные сближенья в поэме А.С. Пушкина "Граф Нулин"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сближенье "Графа Нулина", восстания декабристов и взятия Бастилии. В.И. Ленин про лохматого Шпица и Парашу. Психоанализ революций русского народа. Приключения графа Нулина в Древнем Египте. Почему смеялся Моисей? Смысл и значение фамилии "Лидин".


Не обещайте деве юной любови вечной на Земле.

Сцена из кинофильма "Звезда пленительного счастья"

Крест деревянный иль чугунный
назначен нам в грядущей мгле...
Не обещайте деве юной
любови вечной на земле!

   Булат Окуджава «Песенка кавалергарда»

   В заметке о «Графе Нулине» («В конце 1825 года находился я в деревне» и т. д.) Пушкин писал, что поэма пародирует «Лукрецию» Шекспира. Заканчивается заметка так: «Я имею привычку на моих бумагах выставлять год и число. «Граф Нулин» писан 13 и 14 декабря. Бывают странные сближенья». 14 декабря — это дата выступления декабристов на Сенатской площади, о котором при написании поэмы, Пушкин, очевидно, ничего не мог знать, но «Граф Нулин» имеет к выступлению декабристов непосредственное отношение. Если проанализировать ситуацию, описанную в поэме, то можно найти пародийные психологические параллели между характером Натальи и отношением на Руси к революционным движениям. Продолжая «странные сближенья» можно вспомнить статью Ленина «Памяти Герцена» где в частности есть такие слова:

   Чествуя Герцена, мы видим ясно три поколения, три класса, действовавшие в русской революции. Сначала — дворяне и помещики, декабристы и Герцен. Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию. Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями «Народной воли» Шире стал круг борцов, ближе их связь с народом. «Молодые штурманы будущей бури» — звал их Герцен. Но это не была еще сама буря. Буря, это — движение самих масс.

   В поэме Пушкина после выступления графа Нулина в спальне Натальи Павловны происходит следующая последовательность событий:

Но шпиц косматый, вдруг залая,
Прервал Параши крепкий сон.
Услышав граф ее походку
И проклиная свой ночлег
И своенравную красотку,
В постыдный обратился бег.

   Выступление декабристов на Сенатской площади был похоже на попытку графа Нулина покорить сердце Натальи в её спальне. Залаял «косматый шпиЦ» который соответствует у Ленина ГерЦену. Народные массы, пришедшие в движение, подобно служанке Параше, изгнали демократически настроенных дворян, тех самых, кто вступал за «освобождение трудового народа», в белоиммиграцию. И больше всех смеялся над происшедшим совсем не муж, а Ленин, фамилия которого прекрасно рифмуется:

Смеялся Ленин, их сосед,
Помещик двадцати трех лет.

   Самое первое произведение Владимира Ильича Ленина, называвшееся «Новые хозяйственные движения в крестьянской жизни», было опубликовано именно в 1893 году, когда Ленину исполнилось 23 года. В следующем, 1894 году, Ленин написал работу «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?».

   Поэма «Граф Нулин» позволяет проанализировать психологию русской революции. Имя «Наташа» у Пушкина часто ассоциируется с женщиной «самых честных правил», не лишённой, правда, определённой доли нравственного лицемерия. Отчество «Павловна» имеет отношение к царям Пушкинского периода — «Александру Павловичу» и «Николаю Павловичу». Павел был убит с подачи своего сына Александра I, хотя политкорректные историки сомневаются об осведомлённости Александра о грядущем убийстве своего отца.

   В России любят иностранцев, «в особенности классовых врагов», но эта любовь носит временный, поверхностный характер. В критической ситуации, русский характер проявляет себя совсем с другой стороны. Наталья Павловна обучалась в «благородном пансионе эмигрантки Фальбала»: такое образование на сегодняшнем жаргоне можно назвать китайским ширпотребом. Реальная драка козла с дворовою собакой ей значительно интереснее, чем длинный роман про Элизу. Любой демократии и плюрализму мнений, она всегда предпочтёт «свыше вдохновенный, звучный глас Петра». В XIX веке французский язык был официальным языком для общения в высшем свете, но свобода нравственных чувств по «Новой Элоизе» Руссо и другие демократические наворочки для неё это слишком сложно. Наталья значительно ближе к сердцу примет прямоту и откровенность, чем жеманное:

«Как тальи носят?» — Очень низко,
Почти до... вот, по этих пор.

   Французская революция началась со взятия Бастилии. Это вызвало общенародный подъем энтузиазма и, в конце концов, вылилось в свержение царей и установление псевдо-демократического порядка во Франции. Начитавшись умных идей про революции и демократии по образу и подобию французских реалий, русские дворяне решили, что в России может прокатить то же самое. Всё декабрьское выступление было основано исключительно на выписных чувствах из Франции. На примере «взятия Бастилии», они планировали вначале захватить Петропавловскую крепость и Зимний Дворец. Но, Наталья Павловна отнюдь не так легка на романтические иллюзии, как французский народ. Этим было вызвано относительное равнодушие на Руси к замыслам декабристов — «слишком далеки они от народа». Однако дело графа Нулина не пропало. Выступление декабристов хоть и не вызвало революции, но получило огромный резонанс в широких кругах революционеров-разночинцев, энтузиазм которых стимулировал все последующие русские революции.

   После того, как Николай I выехал к войскам в парадном костюме на белом коне, декабрьское восстание сразу закончилось. Увидев своего царя во всём блеске, графу Нулину ничего не осталось, как быстро распрощаться со всеми и укатить восвояси. Через 92 года, во время «Десяти дней, которые потрясли мир», Наталья Павловна увидела во всей красе и «на белом коне» Ленина и Троцкого, что возымело аналогичный эффект. После скучной демократии Керенского, Наташа снова услышала так любимый ею «свыше вдохновенный, звучный глас Петра», выступать против которого её сердце бессильно.

   Как могла развиваться русская история, если бы Наталья Павловна, преданная «Руси, царю и вере» не дала пощёчину декабристам, а перешла в демократическое правление? Этого не могло случиться в принципе, ей нужен муж, а не демократия или духовная свобода. Когда есть муж, тогда можно подумать и о неофициальных отношениях с соседом. Совмещение «официальной жизни» и «разговоров на кухне» — это тоже характерная черта. Не смотря на фантастическую популярность творчества Высоцкого распространявшегося на магнитофонных записях, в официальной культуре его не жаловали. Когда на съездах КПСС во времена брежневского застоя, все единогласно поддерживали политику партии, на кухне и под одеялом всё выглядело совсем иначе.

   Сам Пушкин объяснял главную тему своей поэмы — «А если бы?» Может ли история человечества зависеть от небольших и относительно несущественных событий, которые, тем не менее, определяют развитие мира в масштабе тысячелетий? История христианской цивилизации основана на небольшом периоде иудейской истории и трагической гибели Иисуса. Общественное служение пророка Мухаммеда, определившего историю арабского мира, началось с его женитьбы на влиятельной и богатой вдове. История всего букета авраамических религий началось, как полагал Зигмунд Фрейд, с неудачной попытки Эхнатона преобразовать идеологию Древнего Египта. Что бы случилось если последователи единобожия Эхнатона избежали раскола и Исхода, Иисус не погиб, а остался жить и проповедовать, а Мухаммеда в раннем детстве убили бы идолопоклонники?

   До Эхнатона никто никогда не воевал против богов, все боги языческого пантеона, так или иначе, жили в относительном согласии друг с другом передавая друг другу свои способности и прерогативы. Время правления Эхнатона или амарнский период отстоит от всей остальной истории Египта, как что-то совершенно для него не характерное. После минутного энтузиазма, связанного с реформами и строительством новой столицы — города Солнца, египтяне навечно прокляли Эхнатона и всё, что с ним было связано. Остатки города Ахетатона были обнаружены только в конце XIX века. Вместе с ним был найден Амарнский архив, детально описывавший историю Египта времён Аменхотепа III и Эхнатона. Никаких данных о евреях и рабстве там не было, хотя были упомянуты некие «хабиру», созвучные «хибру», Hebrew этническая и национальная принадлежность которых до сих пор не выяснена.

   Почему древние египтяне не приняли Эхнатона и его реформы, предвосхитившие развитие человеческой цивилизации на многие тысячи лет? Ахетатон, «Горизонт Атона» был построен по воле одного человека среди голой пустыни и превращён в город-сад. Эхнатон ввёл порядки очень близкие к тому, что сегодня называется «социализм», хотя разделение на богатых и бедных у него оставалось. Он освободил культуру и науку от строгих канонов и провозгласил нравственную свободу, как основополагающий принцип. Обучение включало и знакомство с древними культурами Междуречья и традициями Крита — минойско-миккенской цивилизацией. Не исключено, что именно в Ахетатоне наукам и литературе обучался Моисей и здесь он узнал истории о шумерском потопе и критско-миккенском «яблоке раздора». Зигмунд Фрейд был убеждён именно в этом. Можно пофантазировать, что Моисей стал свидетелем разгрома Ахетатона войсками Хоремхеба что сильно повлияло на его мировоззрение и вылилось в его вражде к Египту и египтянам. Не исключено также, что первые «евреи» так отличались от египтян, как и старообрядцы от никониан — это были религиозные протестанты, не желавшие расставаться с идеями революции Эхнатона.

   Психологический портрет древних египтян напоминает русских: можно провести параллель между историей русской революции и революцией Эхнатона вместе с последовавшим за этим «Исходом» белоиммиграции. Выписные идеи декабристов о «демократии, равенстве и братстве» были так же чужды в России, как и попытка Эхнатона пропагандировать духовную и нравственную свободу в Египте. Говоря словами Майкова из поэмы «Елисей или раздражённый Вакх», Эхнатон «Не яко тать, но яко воин влез», и амарнский период нужно назвать «сырной неделей» Древнего Египта, за которой последовал «великий пост» в аравийских пустынях:

Споткнулся, полетел, упал и сделал жох,
А попросту сказать — на заднице скатился,
Чем сырной всей конец неделе учинился.

   В «графе Нулине» читаем:

Сгорел граф Нулин от стыда,
Обиду проглотив такую;
Не знаю, чем бы кончил он,
Досадой страшною пылая,

   В завершение истории «Графа Нулина» Пушкин добавляет ещё пару слов и эта пара слов, возможно, определила очень многое в истории человеков:

И граф уехал... Тем и сказка
Могла бы кончиться, друзья;
Но слова два прибавлю я.

   Фараоны Древнего Египта оскорблялись подвигами Эхнатона. В обществе правоверных египтян его называли «молокососом», грозились затравить псами его последователей, стирали все упоминания об Эхнатоне из летописей и выдалбливали его изображения на рисунках. Но больше всех смеялся Моисей, согласно Ветхому Завету иммигрировавший в пустыни, продолжая своё литературное творчество в окружении единомышленников. Верная жена совсем не диво, однако что сегодня осталось от верований Древнего Египта кроме осколка идей Эхнатона, как полагал Фрейд, преобразовавшихся в Яхве, Аллаха и прочие продукты буйной фантазии религиозных текстов? «Иных уж нет а те далече, как Сади некогда сказал». Эхнатон был забыт, а Моисей превратился в одного из главных авраамических пророков:

Hо пpошу, чтоб мы на этом свете,
Собpавшись вместе хоть когда-нибудь,
Hе позабыли, славя пеpвых этих,
Всех настоящих пеpвых помянуть.[1]

   Фамилия графа «Нулин», может означать «Точку начала отсчёта». Каково происхождение и этимология фамилии «Лидин»? По рифме здесь можно подставить очень много всего, однако, почему именно «Лидин»? Не может быть, чтобы Пушкин употребил эту фамилию случайно: каждая малая деталь у поэта имеет большое значение. Фамилия «Лидин» появляется в пьесе Павла Александровича Катенина «Сплетни». На первый взгляд ничего общего между «Графом Нулиным» и «Сплетнями» нет. В кандидатской диссертации доцента МГУ Акимовой Марины Вячеславовны, посвящённой творчеству Катенина «Стихотворное наследие Катенина: Вопросы текстологии и научного комментирования» утверждается что Катенин никак не повлиял на творчество Пушкина. Акимова приводит письмо Пушкина Катенину, в котором поэт пишет, что вообще не читал его пьесы. Акимова уделяла столь малое внимание влиянию Катенина на Пушкина, что даже ошиблась в дате процитированного письма. Вместо 1822 года, она датирует пушкинское письмо 1826 годом, хотя эта разница очень существенна. В 1822 году Пушкин ещё не начинал писать «Евгения Онегина», а в 1826 уже заканчивал его. Между тем, ситуация, описанная в Катенинских «Сплетнях» имеет большое значение для понимания не только сюжета «Евгения Онегина», но также пьесы Грибоедова «Горе от ума», объединяя три произведения с концептуальной точки зрения в единое целое.

Примечания

  1. Андрей Макаревич «Песня про первых»













 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"