Шавырин Сергей : другие произведения.

Лучик света от богини судьбы Макошь

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Эзотерическое описание иконы Умягчение Злых Сердец.


Лучик света от богини судьбы Макошь

  
  
   Поспеши найти, завтра опять ступай и поспеши, всё оставь и поспеши. Может, еще успеешь что-либо ужасное предупредить. Я вчера великому будущему страданию его поклонился.
   Он вдруг умолк и как бы задумался. Слова были странные. Отец Иосиф, свидетель вчерашнего земного поклона старца, переглянулся с отцом Паисием. Алеша не вытерпел.
   - Отец и учитель, - проговорил он в чрезвычайном волнении, - слишком неясны слова ваши... Какое это страдание ожидает его?
   - Не любопытствуй. Показалось мне вчера нечто страшное... словно всю судьбу его выразил вчера его взгляд. Был такой у него один взгляд... так что ужаснулся я в сердце моем мгновенно тому, что уготовляет этот человек для себя. Раз или два в жизни видел я у некоторых такое же выражение лица... как бы изображавшее всю судьбу тех людей, и судьба их, увы, сбылась. Послал я тебя к нему, Алексей, ибо думал, что братский лик твой поможет ему. Но всё от господа и все судьбы наши. "Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода". Запомни сие.

   Ф.М. Достоевский "Братья Карамазовы"
  
   ВНИМАНИЕ! Всё описанное ниже является продуктом моего авторского творчества и должно рассматриваться на правах эзотерического рассказа в стиле фэнтези. Ни при каких обстоятельствах не нужно относиться к этому рассказу слишком серьёзно. Мой рассказ может свободно распространяться на правах GNU Free Documentation Licence Version 1.3. Автор не несёт никакой ответственности за любые негативные эффекты, которые может вызвать прочтение этого рассказа. Тем, кто считает себя слишком религиозным человеком, читать этот рассказ КРАЙНЕ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ!!! Тем не менее, я старался придерживаться стиля научности и, по возможности, избегал любых тем, которые могут вызвать межнациональную или межрелигиозную вражду, не смотря на то, что основными темами являются именно околорелигиозные вопросы.
  
   Первая встреча
  
   В первый раз я увидел эту икону осенью 2001 года, когда только что вернулся из США, где жил и работал до этого около шести лет. От русского православного колорита я успел немного отвыкнуть, и поездка в Троицко-Сергиеву лавру для меня была очень интересна. К тому же я посетил тогда ещё старую дачу моего деда, давно проданную другим людям, но внешне почти не изменившуюся. Вообще-то сам я человек вполне светский, но по совету моей будущей жены, перед тем как мы поженились в 1995 году, принял обряд крещения в русской православной церкви в Храм Преподобного Пимена Великого В Новых Воротниках недалеко от метро Новослободская. Я положительно убеждён, что в это время этой иконы ещё не существовало, и появилась она, когда я работал в США, потому что если бы она существовала уже тогда, но не заметить её я бы не смог.
  
   Сразу хочу подчеркнуть, что не хочу называть этот артефакт "иконой". Более точное её определение - это "икона, основанная на художественном произведении" и поэтому в том смысле, в котором я буду её рассматривать - нужно применить слово "картина". Так, икона "Троица" Андрея Рублёва, находящаяся в Третьяковской галерее - это больше "картина", чем икона, а икону "Троицы", которую продают в монастырских лавках картиной назвать уже нельзя.
  
   Другой интересный пример "иконы, основанной на художественном произведении" я увидел в храме Александра Невского в Софрино. Главной, фактически храмовой иконой там является иконографическая картина, основанная на работах итальянских мастеров по тематике "Святого семейства" и любой человек, например из США, не знающий ничего о православии, однозначно классифицировал бы такую икону, как классический пример католической традиции. Забавно, что католическая культура проникла в храм имени Александра Невского - то есть того самого русского князя, который не сильно чествовал католиков.
  
   Когда осенью 2001 года я шёл вдоль стены Троицко-Сергиевой лавры, то увидел, что женщина продаёт небольшую икону, которая сразу бросилась мне в глаза, поскольку резко контрастировала с обыкновенными православными иконами. Впечатление было настолько сильным, что я должен честно признаться - никогда до этого и после этого у меня не было такого сильного впечатления ни от икон, ни даже от картин. Наверное, единственными картинами, которые смогли меня взволновать так же сильно, был триптих Исаака Левитана - "Омут", "Над вечным покоем" и "Владимирка". В отдельной статье я покажу, что этот триптих имеет самое прямое отношение к той иконе-картине, о которой я пишу сейчас и в какой-то степени триптих Левитана - это скорее икона, чем светская картина.
  
   Короче, когда я увидел икону "Умягчение злых сердец" у меня буквально мурашки побежали по спине. Виной тому был взгляд женщины, изображённой на этой картине и "знак Антихриста", который располагался снизу и посередине. Наверное, обыкновенный православный верующий, который привычен к традиционной символике, не обратил бы на это внимания, но повторю, что я человек светский и "Крест Святого Петра" у меня ассоциируется совсем не с престолом Римского Папы, а с сатанизмом. Помню, что я осторожно спросил продавщицу: "А что это такое... это можно купить...?" На что она спокойно сказала мне: "Да. Это Пресвятая Богородица, царица небесная". Я тогда купил в Лавре достаточно большую икону УЗС ("Умягчение злых сердец") и когда возвращался обратно в США, то взял её с собой.
  
   Название УЗС и в какой-то мере содержание этой картины очень хорошо коррелирует с приведённым мною в эпиграфе отрывком из "Братьев Карамазовых", когда старец земным поклоном желал умягчить сердце Мити Карамазова, для которого он увидел большие страдания в будущем. Если вы никогда не видели этой картины - в её светском варианте - то советую очень внимательно и достаточно долго посмотреть на выражение лица этой женщины. Надеюсь, вы сможете меня понять. Интересно, но меня тогда в США как раз ожидали довольно большие испытания, которые продолжились и после того, как я в следующий раз вернулся в Россию.
  
   У меня было несколько УЗС, одну я купил где-то в 2004 году и ещё одну - большую я купил несколько дней назад в магазине иконного завода в Софрино. Так случилось, что по определённым обстоятельствам, я заинтересовался историей древнеславянского язычества и перечитал множество книжек на эту тему. В частности фундаментальный труд Рыбакова "Язычество древних славян". Хочу ещё раз подчеркнуть, что интересуюсь вопросами религии только в информативных целях и не являюсь верующим человеком. Мне было очень интересно, кто такая "Параскева Пятница" и каким образом она явилась своеобразным мостиком от древней Макоши к современной "Семистрельной Богородице". Поскольку, по преданию Пятница изображалась в виде женщины проткнутой стрелами, то я немедленно вспомнил УЗС, которая также представляет собой женщину, проткнутую мечами, я захотел узнать поподробнее об истории этой картины, а также разобраться более детально - а что же вообще на ней изображено.
  
   Результат был ошеломляющим. Мой анализ субъективен и не претендует на истину в конечной инстанции. Изучение всей символики, которую можно найти на этой картине может составлять предмет некой эзотерической игры - "Кто больше найдёт тайных знаков" на этом артефакте. Также можно было бы создать конкурс на самую смелую интерпретацию этих "тайных знаков" и их связь с "тайным знанием строения Вселенной". О том, кто и при каких обстоятельствах, возможно, нарисовал эту картину, я расскажу ниже, но можно со всей очевидностью заявить, что этот человек, кто бы он ни был - никогда не думал, что его творчество может быть столь информативно и к этой "тайной символике" он определённо не имеет никакого отношения. Но, начнём всё по порядку.
  

   История возникновения иконы "Умягчение злых сердец".
  
   Предание рассказывает, что первую икону, изображающую женщину, проткнутую стрелами нашли  Тошенской Иоанно-Богословской церкви в окрестностях Вологды на берегу реки Тошни. Она была наклеена на доску, по которой ходили в колокольне. После серии связанных с ней волшебных исцелений - эта икона была канонизирована и вошла в месяцеслов. Утверждается, что она была очень древней и, наверное, была написана ещё до XV века, хотя точных доказательств этого не существует. Можно предположить, что на самом деле на этой древней иконе была изображена Пятница и то, что эту икону положили под ноги в колокольне, вполне соответствует отношению, которое было в православном мире к пережиткам языческого времени.
  
   Рыбаков и другие исследователи утверждают, что прототипом для Пятницы была языческая богиня Макошь, которая согласно Повести временных лет была единственной женской богиней, установленной Владимиром Святым на языческом капище. Интересно, что в этом смысле последовательность видоизменения богини Макошь, которая возможно очень ярко отразилась в русском народном сознании, напоминает русскую матрёшку. Каждый раз, когда мы раскручиваем очередную игрушку, то попадаем в более древний слой народных верований.
  
   В самой глубокой древности, наверное, сразу после возникновения первых Homo Sapiens Sapiens, существовала некая пробогиня Мать-Земля, символом которой был ромб. Это понятно - ромб представляет собой женщину... с утолщением посередине. Ритуальные фигурки и изображения Матери-Земли распространены довольно широко. Следующий уровень развития этого образа были разнообразные национальные богини символизирующие судьбу, удачу, жребий, земное плодородие итд. В греческом пантеоне существовали три Мойры: Клото, прядущая линию жизни, то есть отвечающая за "рождение человека", Лахесис, определяющая судьбу жизни или длину нити и Атропос, отвечающая за смерть, перерезающая нить жизни. В скандинавских религиях примерно с аналогичными свойствами связывали Норн. Прямым аналогом греческих мойр в Древней Руси была богиня Макошь, объединяющая в себе свойства всех трёх античных богинь. Интересно, что именно с такими понятиями, как тройное страдание: "рождение", "жизнь", смерть" связывают христианский фразеологический оборот "нести свой крест", правда в христианстве этот оборот носит отрицательный оттенок. Человек "несёт свой крест" если у него есть какая-то фатальная проблема, которую он не может избежать и которую вынужден пронести через всю жизнь.
  
   Рыбаков замечает, что значения имени богини Макошь вытекает из индоевропейского слова Ма (мать) и слова "кошь" означающего "жребий", "удачу", "судьбу". Слово кошь дошло до нашего времени в составе слова "кошелёк" - то есть предмета, определяющего степень "удачи" и "жребий" отдельного человека. Это - не богиня произрастания, не божество плодородия как такового, а богиня итогов хозяйственного года, мать урожая в его окончательной форме. Таким образом, значение слова "Макошь" - это фактически Мать-Земля, отвечающая за то, как люди "несут свой крест", что включает - рождение, жизнь и смерть. В контексте понятия "реинкарнация", связанного, прежде всего с индийским семейством религий, это означает, что обстоятельства рождения, особенности жизни и смерти определяются "богиней судьбы" Макошь и зависят от судебного вердикта по результатам предыдущей жизни. Такой вердикт в авраамических религиях обычно называется с различными модификациями понятия "Страшный Суд".
  
   Рыбаков пишет "Е. В. Аничков, опираясь на то, что в исповедальных вопросах "Мокyшь" приравнена к знахарке, писал о "гадательном характере" богини, что, как увидим далее, ведет поиск по правильному пути [56]. H. М. Гальковский полагал, что Макошь - нечто вроде русалки, "дух умершего, скорее обитавший в воде, чем на суше"; впрочем, он оговорился, что "после всех толкований слово Мокошь остается темным и необъяснимым. Русский книжник, уподобляя Макошь Гекате, не совершал ошибки, так как в его собственном тексте Макошь стояла рядом с душами умерших (вилами) и священной собакой".
  
   Итак, две самые глубокие русские матрёшки - это богиня Мать-Земля и богиня Макошь. Следующая матрёшка возникла после распространения на Руси христианского мировоззрения. Такова уж сущность русского национального характера, что расставание с родными народными традициями всегда происходит очень болезненно и сопровождается или прямым или скрытым противостоянием идеологии, вводимой власть имущими. Этот эффект можно наблюдать и сегодня на примере никонианских старообрядцев. К своеобразным старообрядцам можно также сегодня отнести "ленинцев". Не только языческие старообрядцы, но и широкие слои населения не скоро смогли забыть Макошь и для предохранения родной веры была изобретена Пятница. Рыбаков пишет: "Рассматривая крестьянские верования русского Севера в целом, мы видим, что пряха-Макошь является двойником (или, может быть, тенью) другой полухристианской, полуязыческой богини того же Севера - Параскевы Пятницы. Пятница - тоже пряха, тоже следит за всеми женскими работами. Она требует неукоснительного повиновения и запрещает бабам работать в день, посвященный ей, - в пятницу. За нарушение запрета она может истыкать виновную кудельной спицей или даже превратить её в лягушку [81]. Культ Пятницы, не имеющий ничего общего с христианской легендой о св. Параскеве, представлен очень широко и рельефно".
  
   Таким образом, по моему мнению, следующими двумя матрёшками были языческая Пятница и далее св. Параскева, иконографическое изображение которой было найдено и канонизировано, как "Семистрельная Богородица". Что именно обозначали первые иконы "Семистрельной" не вполне ясно, но, кажется, в XVIII веке возникли иконы, в которых стрелы были заменены на мечи и изменилось их общее расположение. На первых иконах с одной стороны было четыре меча, а с другой три. На новых иконах по левую и правую стороны было симметрично расположено по три меча, а один снизу в перевёрнутом виде. Такая икона стала называться "Симеоново пророчество".
  
   После этого смысловое значение женщины, проткнутой спицами-стрелами-мечами, обрело, наконец, некий конкретный смысл в рамках христианского мировоззрения. Крест Святого Петра означал те страдания, которые испытал св. Пётр по преданию попросивший, чтобы его распяли вниз головой. Содержание "Симеонова пророчества" заключалось в том в частности, что сама Богородица должна была испытать множество страданий, связанных с событиями, происходящими с её сыном - поэтому значит, она и проткнута мечами и поэтому возник "крест Антихриста". В самом общем смысле всё это можно объединить одним словом "страдание".
  
   Кто и как первым так расположил мечи на этой иконе совершенно непонятно, но не исключено, что этот человек что-то понимал в картах Таро, поскольку такие символы, как "шесть мечей", "семь мечей" и "туз мечей" имеют в рамках Таро вполне конкретный и обозначенный смысл. Собственно, когда я загуглил поиск по поводу того, что могут значить "семь мечей" - я тут же попал на десятки эзотерических сайтов, описывающих значение масти "мечей" в картах Таро. Но если картина УЗС содержит такую странную эзотерическую символику, то, наверное, на ней может быть что-то ещё интересное???
  
   Мне посчастливилось отыскать на интернете изображение УЗС полу-светского вида, которое возможно было самым первым. Было видно - что выполнен он на листе бумаги, кажется пастелью, на которой добавлены, возможно, масляной краской... я не очень хорошо в этом разбираюсь... узоры на тунике и мафории женщины. У меня на полке стоит икона УЗС, где ясно видно, что некоторая часть узора мафория осыпалась. На свежей иконе, которую я купил несколько дней назад весь узор - в том же самом виде выполнен золотым тиснением. Этот рисунок пастелью на бумаге можно назвать следующей матрёшкой этого ряда и самой последней, внешней матрёшкой будет та икона УЗС которую сегодня можно купить почти в любой православной иконной лавке. Итак, подведя итог, я выпишу список всех матрёшек данного ряда, которых мне удалось идентифицировать.
  
  1.   Богиня Мать-Земля
  2.   Богиня Макошь
  3.  Полу-языческая Пятница
  4.   Христианская св. Параскева Пятница
  5.   Богородица "Семистрельная" с ассиметричным расположением стрел
  6.   Богородица "Семионово пророчество" с расположением мечей 6+1
  7.   Богородица "Умягчение злых сердец" выполненное пастелью на листе бумаги
  8.   Богородица "Умягчение злых сердец" выполненное на базе предыдущего изображения, но в более традиционном для православной иконы духе.
  
   В добавление нужно особо подчеркнуть, что икона "Умягчение злых сердец N8" это особо почитаемая в православии икона, включённая в месяцеслов. В 1999 году в Москве зафиксировано чудо мироточения этой иконы, в связи, с чем было построено несколько церквей в её честь. Кажется одна под Москвой в селе Бачурино Ленинского района, а вторая в США. Мироточащая чудотворная икона достаточно путешествовала - она посетила не только много российских городов, но также Италию и США. При этом множество православных сайтов на интернете рассказывают и детали её мироточения и конкретные примеры исцелений. Говорят также, что она помогает женщинам забеременеть.
  
   Символика иконы "Умягчение злых сердец"
  
   У картины УЗС существует два композиционных центра. Первый, который сразу бросается в глаза - это особым образом сложенные руки. Второй - это ожерелье женщины. Про ожерелье я поговорю позже. Кто знаком с традиционной иконографией может сказать, что икон с таким расположением рук вообще-то не существует. Обыкновенно руки Богородицы сложены одна на другую, что может символизировать "покаяние" и "смирение". На УЗС руки сложены в виде, который на первый взгляд напоминает "Намасте" - индийское или непальское приветствие. (Вики) "Божественное во мне приветствует и соединяется с божественным в тебе", что говорит о единстве всего сущего и, что человек является частичкой этой божественной сущности. Использование индийской символики сразу настраивает на индийский религиозный стиль с его реинкарнациями и кругом сансары...
  
   Тем не менее - это всё же не намасте, хотя и очень на него похоже. В традиционном намасте ладони должны быть сложены вместе - как во время молитвы. Расположение ладоней на картине УЗС называется "домиком", поскольку ладони расставлены в стороны и пальцы, соприкасаясь, создают впечатление "Дома", который может символизировать Храм (сравните: церковь в картине Левитана "Над вечным покоем"). Психолог Д. Наварро в книге "Я вижу, о чём вы думаете" так характеризует жест рук сложенных "домиком"
  
   Соединение рук "домиком", возможно, является самой выразительной эмблемой полной уверенности в своей правоте и прочности занимаемой позиции (см. рис. 49). Жест заключается в соединении кончиков выпрямленных пальцев обеих рук и похож на положение рук при молитве, отличаясь лишь тем, что основания пальцев разводятся в стороны и ладони не соприкасаются. Он называется "домиком", потому что кисти рук образуют подобие островерхой крыши церковного здания.
   Сложенные "домиком" кисти рук означают, что вы уверены в своем мнении или позиции. Этот жест дает людям ясно понять ваше отношение к обсуждаемому вопросу и предупреждает о том, что вы готовы упорно отстаивать свою точку зрения. Люди с высоким статусом (юристы, судьи, врачи) часто включают соединение пальцев "домиком" в повседневный экспрессивный репертуар, чтобы подчеркнуть уверенность в себе и свое превосходство.
   Этот жест способен выразить столь высокую степень уверенности и твердости, что людям становится трудно бросить вызов человеку, который использует такой невербальный сигнал.
  
   Сразу здесь хочу отметить важную деталь, которую рассмотрю ниже. На руках женщины находятся ожерелья с определённым количеством элементов - 6+7. Возможное значение этих элементов декора я опишу ниже.
  
   После сложенных "домиком" рук самым значительным символом в центре картины являются сами мечи. Покопавшись на эзотерических сайтах, я нашёл, что "6 мечей" -- что получится, если не рассматривать нижний меч -- означает в прямом варианте "Путь, дорога, путешествие... жизненный путь", а в обратном "Исповедь, Обнародование, Открытие истины". Взятые вместе это означает следующую фразу "Открытие истины жизненного пути".
  
   Значение карты Таро "7 мечей" в прямом виде означает "Избегая конфронтации, внимательно и усердно работая, умно и искусно используя свои таланты можно преодолеть неизвестного, очень опасного противника. Перевёрнутые "7 мечей" означают "совет инструкция, добрые указания". Вместе получается "Добрые указания, как избежать опасного противника". "Туз мечей" означает в перевёрнутом виде "триумф силы с оттенком катастрофических последствий". Аналогичное значение имеет в обыкновенных игральных картах перевёрнутый "Туз пик". Ближе всего по смыслу - это просто Смерть. Вот почему этот знак кажется таким зловещим и почему я в 2001 году сразу обратил на него внимание. Складывая вместе всё - получаем "Добрые указания или инструкция, как избежать Смерти".
  
   Нужно добавить, что вообще цифра 7 содержит много разных символических значений... в христианстве, например с этой цифрой связывают 7 ангельских труб, 7 печатей книги апокалипсиса и проч.
  
   Расположение верхних мечей по три вместе с символикой богини Макошь может означать, например "нести свой крест страдания: "рождения", "жизни" и "смерти". Если же рассмотреть обе стороны мечей, взятых по три с каждой стороны - это может означать две разные жизни одного и того же человека в разных воплощениях, то есть в том смысле, как это понимают индусы. Такая трактовка двух троек мечей подтверждается наличием ещё одного известного древнего индийского символа, характерного для буддизма - "Круг Сансары". Нужно обратить внимание на то, что нимб женщины не столько обыкновенный нимб, а скорее колесо, что делает его более похожим именно на круг сансары.
  
   Если рассмотреть детали круга, то можно заметить, что на него нанесены некие элементы, которые ближе всего напоминают небольшие могилки. Это вполне логично, поскольку круг сансары как раз и символизирует цепочку перерождений. Интересно, что если не учитывать могилок "за женщиной" то их число обыкновенное - 32. Но с учётом того, что лежит скрытым, число могилок получается равным самому зловещему числу - 37. Высоцкий так писал об этом числе: "При цифре 37 с меня в момент слетает хмель. Вот и сейчас, как холодом подуло..." Использование числа 37, когда некоторые могилки скрыты за женщиной может говорить о том, что некоторые мокрые делишки она берёт на свою совесть... Сюда можно отнести и Пушкина и даже репрессии 1937 года.
  
   Собирая всё вместе получаем простое описание механизма "реинкарнаций", характерного для восточных религий с учётом того, что некоторые мокрые делишки женщина может взять на свою совесть. Нужно отметить, что такое рассмотрение принципиально отличается от буддизма и индуизма, в которых понятие "централизованного вмешательства в жизнь извне" не предусматривается.
  
   Важное наблюдение можно сделать по поводу мечей, если рассмотреть их без светлого следа, который ведёт как бы в её сердце. Тогда ситуация оказывается совершенно иной. Тогда верхние мечи будут представлять "знаки Антихриста" или "Кресты Святого Петра", а нижний - обыкновенный крест. Это более напоминает традиционное рассмотрение "Царства Небесного" в христианстве - как чего-то светлого и прекрасного. Так, многие самоубийцы, например шахиды, полагают, что за "той" чертой их встретят с распростёртыми объятьями. Верхние кресты оказываются наоборот перевёрнутыми, что может говорить о принципиальной греховности жизни и отсутствии "презумпции невиновности". Добавление светлых полос идущих к сердцу женщины переворачивает всё с ног на голову.
  
   В том виде, как это представлено на УЗС - "Царство Небесное" которое на картине символизируется тёмным и мрачным гротом, окружающим перевёрнутый меч, туз пик, символ Антихриста, что делает похожим "Царство небесное" на тюрьму со строгим режимом, откуда можно выйти только по "звонку сверху". Такое представление со всех точек зрения более логично - светлым является не загробный мир, а наоборот реальная жизнь "в миру". Любая жизнь в таком представление - это своеобразное "преступление" и "наказанием" за такое преступление является отсидка в "Небесном Царстве". Причём человек сможет выйти из этой тюрьмы в соответствии с тем вердиктом, который был выдан человеку на основании "Страшного Суда". Вердикт определяет статус человека в новом воплощении и как говорится "каждому по мерке".
  
   Это очень логично. Обыкновенные понятия "Рая" и "Ада" таят в себе противоречие. Человек не может почувствовать никакой физической и даже душевной боли, если он не живёт. Реальное наказание за преступления против нравственности могут быть только в страданиях новой жизни. И жребий или судьба определяется жизнью предыдущей. Это очень хорошо коррелирует с определением богини Макошь, как "богини судьбы". Со страхом можно думать о том, чего такого могли натворить дауны... и что ожидает самоубийц...
  
   Нужно отметить определённую геометрию УЗС. В верхней части картины на неё нанесены три небольших значка. На оригинальной картине пастелью это были три "Иерусалимских креста". Когда картинка превратилась в икону, эти кресты были заменены на звездочки, на которых если хорошо присмотреться, можно различить 4 пики. Что могут означать символы 5 треф и 4 пик, я расскажу ниже. Треугольник с вершиной вверх обычно символизирует материальный мир, что в данном случае хорошо коррелирует с верхними мечами и кругом сансары. Если рассмотреть перекрестье нижнего перевёрнутого меча, как четвёртую точку, то мы получим второй треугольник, вершиной обращённый вниз. Такой треугольник обычно означает мир духовный, что также хорошо коррелирует с мрачным гротом "Небесного царства".
  
   Интересно, что два таких треугольника, но наложенных друг на друга составляют известную "звезду Давида". Общее расположение мечей так же может где-то отдалённо напоминать минору, где роль центральной свечи играет нижний перевёрнутый меч. Этот символ является хорошо известным и символизирует некую "мудрость знания", что хорошо совпадает с теми определениями, которые дают "шесть и семь мечей". С минорой также связывают понятие о "принятии страданий", как смысла жизни. Каббалист и мистик рабби Моше Альшех (XVI век) писал, что "единственный способ стать подобным миноре из чистого золота -- принять на себя страдания, подвергнуться испытаниям, обладающим целительной силой, очищающим человеческую душу от всякой нечистоты. И об этом сказано: "...будет выкована из цельного слитка чистого золота" - посредством ударов, наносимых молотом, олицетворяющих собою "удары судьбы", испытания".
  
   Теперь нужно описать возможное значение мелких украшений и узоров на одежде женщины. Наиболее продвинутой символьной системой для выражения концептуального значения отдельных цифр является учение Каббалы, считающей буквы еврейского алфавита носящими большое общефилософское значение. Каждая буква еврейского алфавита имеет цифру своего положения в алфавите, а также "числовое значение" этой буквы. То, как я буду трактовать и объяснять значения отдельных еврейских букв я взял из книги Д. Паланта, которую я нашёл на сайте какого-то еврейского сообщества в Москве.
  
   Начнём с орнамента на верхней части туники женщины - надо лбом - в самом центре Колеса Сансары. Если посчитать общее количество маленьких ромбиков, то их будет 12. Но 2 ромбика скрыты за складками туники - то есть мы имеем условные 14 ромбиков. 12-я буква еврейского алфавита - "ламед". Буквы, составляющие название "ламед" образуют слова лмад - "учись" и ламед - "обучай". Таким образом, буква ламед воплощает идею учёбы - которая, кстати, является, как пишет Палант, краеугольным камнем еврейской традиции. Человек должен обучаться и себя и своих потомков. 14-ая буква еврейского алфавита "Нун" имеет числовое значение 50, которое символизирует завершённость. На древнееврейском буква "нун" означает "наследник трона". Буква "нун" является результатом буквы "ламед". Таким образом, узор в центре Круга Сансары символизирует принцип Каббалы - что душа перерождается до тех пор, пока "не выучит свой урок".
  
   Эта концепция имеет прямой аналог в буддистском понятии о "просветлении". Человек может выйти из бесконечного круга сансары только после того, как "завершит обучение". Это хорошо коррелирует с понятием о жизни, как механизму "обучения посредством страдания".
  
   На шее у женщины есть ожерелье. Это ожерелье, как я говорил выше, вместе с ладонями занимает центральное положение всей УЗС и нужно ожидать, что там содержится ключевые понятия всей картины. Если внимательно посмотреть, что это за ожерелье - то мы увидим верхний ряд чисел 3-3-3-4 Средний ряд представлен ромбиками из 4-х точек и нижний ряд - это непрерывный ряд из 10-и точек.
  
   Еврейская буква "Гимел" - число 3 - это символ соединения, связи между противоположностями, внешне она напоминает мост. Гимел - первая буква в слове гешер - мост. Судя по всему, эта цифра в контексте ожерелья означает "отдельное страдание", как единство и борьбу противоположностей - материального и духовного, мост между ними. Последовательность троек означает одну жизнь. Цепочка заканчивается цифрой 4. Буква "Далет" по форме напоминает Дверь и ивритское слово "делет" дверь одного корня с названием буквы. Жизнь заканчивается выходом из круга в новое состояние. Вообще идея "выхода" является главным символом всех узоров, которые в большинстве своём ромбики из четырёх точек. Средний ряд состоит из ромбиков по 4 точки, каждый из которых дверь в новое состояние. Нижний ряд из 10-и точек описывается буквой "Йод". Буква "Йод" означает переход в "новое состояние" В иврите с помощью буквы Йод образуется будущая форма глаголов.
  
   Палант пишет, что графически буква "Йод" представляет собой точку, с которой начинается переход от небытия к бытию. В общем, это совершенно естественно вписывается в общую идею ожерелья. Короче я понимаю ожерелье на женщине как утверждение закона о реинкарнации, как основного закона развития в природе. Вообще в еврейском алфавите есть две буквы обозначающие "переход в новое состояние" - "Йод" и "Куф". И если "Йод" обозначает переход в новую жизнь, то, как будет ясно дальше, "Куф" означает выход из круга сансары вообще на совершенно иной уровень.
  
   Если ладони женщины сложены "домиком", который символизирует Храм, то это определённо "Храм Души". В основании постройки такого храма лежат идеи, которые концептуально описаны на манжетах женщины. Правая манжета содержит числа 6-7, а левая 7-6. Между цифрами 7 и 6 на правой стороне расположена цифра 4, а на левой цифра 5. Буква "Вав" - 6 означает "материальный мир. Буква "Заин" означает духовный мир. Следовательно - сообщение на правой манжете можно прочитать так: "материя есть дверь для совершенствования души". То есть материальный мир - это "Далет" или "Дверь" для мира духовного. Буква "Гей" - 5 является символом "творения вселенной". Сообщение на левой манжете, таким образом, можно прочитать так: "Развитие материальной цивилизации происходит путём творческого творения миром духовным". В первом случае люди становятся от одной жизни к другой более развитыми, талантливыми. Во втором случае духовная энергия людей приводит к принципиальному преобразованию материального уровня жизни.
  
   Всё, что перечислено выше, в общем, довольно тривиально с точки зрения различных традиционных религиозных представлений, но самый нижний ряд символов которые находятся ниже манжет женщины, представляют собой что-то совершенно новое. В принципе для меня это "новым" не является, поскольку я уже и раньше высказывал предположение, что КОНКРЕТНО представляет собой выход из Круга Сансары, то есть что вообще ожидает человека в конце всех этих бесконечных страданий. Таким образом, самый нижний ряд я бы назвал одним словом "Свет в конце тоннеля" и, судя по всему, этот свет отнюдь не является огнями встречного поезда. Именно это и определяет название моей статьи, как "Лучик света". Хочется вспомнить слова песни Макаревича "Ты видел вдали волшебный огонь, который не видел никто"... но утверждать, что я его заметил первым или что я вижу его один, пожалуй, не стану.
  
   Судя по всему, время в этом ряду движется слева направо. Мы можем видеть слева еврейскую букву "Заин" - как спадающий рукав женщины. На этой букве "Заин" находится 6 ромбиков. То есть мы имеем здесь три цифры - 7-6-4. Ещё этот знак напоминает английскую букву "I", что означает "Я". Положение этого знака вначале слева говорит о том, что это то, с чего вообще начинается в мире "Я". Значение еврейских букв говорит о том, что мы имеем некую "духовную среду", которая отражена в многообразии материальных "дверей". Что это точно означает сказать сложно.
  
   Справа очень хорошо видна буква "Куф", которая и обозначает, как я уже упомянул выше переход на качественно новый уровень - фактически своеобразное "новое измерение". Числовые значения, начиная от буквы Йод идут через десять. После буквы Куф числовые значения уже идут через 100. Согласно Каббале, как пишет Палант, все миры устроены по единой схеме и любая реальность высшего порядка имеет соответствующую реальность в мире низшем. Судя по всему, вся совокупность символов под общей буквой Куф представляет собой схему всего мироздания в целом. Здесь впервые появляется буква "Хэт" под номером 8, которая согласно Каббале, символизирует реальность чуда, противоречащую естественному ходу событий. Но вся эта буква находится под цифрой 6, которая представляет собой материальную реальность. Таким образом, всё вместе это можно прочитать, как создание материальной реальности, которое само по себе является чудом, противоречащим естественному ходу событий.
  
   И тут очень интересным является наличие висюлек на одежде женщины. Каждая такая висюлька является в какой-то мере повторением буквы "Зайн" или "I". Таким образом, мы имеем новую Вселенную или новый мир, состоящий из множества отдельных и независимых "Я", торчащих из единой материальной основы. Я не вполне понимаю, что по факту означают эти вилюськи в еврейской традиции, но судя по всему, так евреи обозначают своё единство, как народа. Интересно, что мы видим на УЗС висюльки разного размера и формы, что возможно говорит о многообразии живых видов. И ещё интересно, что конец кромки одежды развевается, таким образом, что создаётся впечатление "ухода" всего этого компота с картины вообще.
  
   Понять в общем, это можно видимо только одним образом. Результатом такого "просветления" в конце Круга Сансары является рождение новой Вселенной, где в эту Вселенную превращается сам человек, который стартовал с правой стороны, как отдельное "Я". В более привычных терминах это можно назвать так, что каждый человек превращается в "бога" и покидает мир, изображённый на картине. Тут как раз можно возвратиться к значению числа 14 на верхней кромке одежды женщины. В переводе с древнееврейского это слово означает "наследник трона". Это позволяет несколько уточнить значение "обучения страданием". Всё это страдание нужно как раз для того, чтобы обучить человека настолько, чтобы он был в состоянии стать "богом".
  
   Ещё одна маленькая деталь. На УЗС встречается также цифра 2 - "Бет". Между могилками, нарисованными на Кольце Сансары, немного сверху находятся рисунки по два лепестка сложенные вместе в виде небольшого сердца. Буква "Бет" означает множественность и разнообразие мира, тем не менее, представляющее собой единство всего в одном. То есть всё многообразие бытия представляет собой единство в лице его Создателя. То есть каждая отдельная жизнь проходит в среде полного многообразия и в то же время представляет собой единство. Это означает, что такие парапсихологические явления как "чтение мыслей", "предсказывания будущего" и другая экстрасенсорика в таком мире совсем не исключается.
  
   Ну и собственно возвращаясь к тому, что изначально привлекло меня в 2001 году - "знак Антихриста" есть выражение цифры 1 - "Алеф". Это первая и насколько я просёк самая главная буква жидовского еврейского алфавита. Палант пишет, что алеф является - "Краеугольным камнем, лежащим в основании всего здания" Как не вспомнить по этому поводу известный "Сон Навуходоносора"... Евреи считают, что в букве Алеф содержится одно из имён "бога" и, следовательно, эту букву можно считать своеобразным "Манифестом единобожия". Тут мы как раз и возвратились к тому, что вообще-то перед нами изображение русской национальной языческой богини Макошь, правда образ такого "единого бога" не слишком напоминает общепринятых "богов" в традиционных религиях, но "родноверам" может вполне понравиться...
  
   Теперь нужно возвратиться к трём звёздочкам, которые нарисованы на женщине. Если внимательно посмотреть на любую икону Богородицы, то можно заметить, что эти знаки не принадлежат самой картине, а являются дорисовками поверх неё. То есть можно предположить, что эти звёздочки не отражают общие принципы построения мира, а нечто что существует в этом мире, и возможно является значимой его частью. Я определённо убеждён, что на моей картинке, как я полагаю "оригинала" изображены "Иерусалимские кресты", которые попросту представляют собой 5-ки треф. Во всех без исключения православных иконах Богородицы включая все, которые есть у меня, эти "звёздочки", если внимательно присмотреться, соединяют между собой четыре пики - то есть по факту - это 4-ки пик.
  
   Гадание на картах, что вообще-то вполне характерно для языческой богини Макошь, может рассказать о некоторых психологических особенностях отдельных людей. И если взять отдельный народ, то его совокупные психологические особенности можно рассматривать по образу и подобию отдельного человека. Тут мне хочется сделать предположение, что звёздочки на УЗС символизируют национальные характерные особенности двух народов, которые с некоторой точки зрения можно назвать "избранными". Традиционно "избранным" народом считаются евреи и этот народ можно сопоставить со "старым избранным народом". "Новый избранный народ", которому и принадлежит языческая богиня Макошь - это русские.
  
   Посмотрим, что говорят справочники по гаданию на картах о том, кого конкретно символизируют 5-а крестей и 4-ка пик. 5-ка крестей - это "Искатель истины".
  
   Переменчивость и беспокойный ум. Самая беспокойная карта колоды. Большое любопытство, которое постоянно побуждает их к переменам. Пятерки Треф обычно не совсем подходят для брачной жизни. Безрассудно смелы и любят заниматься различными исследованиями и поисками. Страх перед обязательствами у Трефовой Пятерки может быть настолько силен, что они станут притягивать к себе самые необычные ситуации и никогда не смогут наладить спокойные и серьезные отношения с партнером.
  
   Ну, в общем, где-то близко к евреям и сами они не будут отказываться от статуса "искателей истины". Слово "еврей" кажется, так и значит "воюющий с богом". 4-ка пик - как утверждают справочники по гаданию на картах, представляют собой совершенно иной и в чём-то даже совершенно противоположный психотип.
  
   Четверка Пик -- это карта работы, одна из самых "прочных", "устойчивых" карт колоды. Люди с этой с картой вызывают ассоциацию с каменной стеной. Они чрезвычайно трудолюбивы и работоспособны на них всегда можно положиться. Четверки Пик -- чрезвычайно любящие и щедрые люди, и хотя они могут проявлять упрямство и  жесткость, обычно партнёры не могут на них пожаловаться.
  
   И опять же - я не думаю, что русские будут отказываться от такого определения. Какова ила и мощь этой "каменной стены" дополнительно рассказывать не нужно.
  
   И, наконец, в заключение я хочу высказать свои предположения по поводу того, кто именно мог создать прототип для УЗС. Когда я принимал обряд крещения, в 1995 году такой иконы ещё не было. Увидел я её в первый раз в 2001 году. Значит, это случилось именно тогда, когда я был в США. Без сомнения её мог создать только исключительный, выдающийся художник-портретист. При этом этот художник должен был приближённым к правящей элите России - иначе такое дело, как создание совершенно нового православного образа никогда бы не могло получить ход. Сразу видно, что образ был создан под влиянием очень сильного в чём-то даже можно сказать религиозного чувства... но похоже, что автор не вполне понимал традиционную православную иконографию, поскольку позволил себе довольно много новодела - взять бы хотя бы очень необычное положение рук.
  
   Судя по той картинке, которая есть у меня и которая возможно, и представляет оригинал - написана пастелью по бумаге - видны складки и измятости. Художник должен был обладать очень хорошей техникой пастели. Возможно драгоценности - бусы, накладки на манжетах были дописаны позже маслом или ещё как, причём можно обозначить некоторые характерные особенности этих драгоценностей. Возможно, у художника в семье случилась какая-то серьёзная драма, потеря близкого человека, например дочери которой он и хотел посвятить картину, превратившуюся в икону. В общем, всем пути ведут к "Шилову, которого в мешке не утаишь". Я хочу подчеркнуть, что художник Шилов, ни при каких обстоятельствах не имеет отношения к моей трактовке УЗС, поскольку психологический портрет этого человека совершенно это исключает.
  
   И не о языческой богине ли Макошь поёт Надежда Кадышева в песне "Белым снегом". Она уж то точно никогда не думала о такой нетрадиционной трактовке своей известной песни.
  
   Белым снегом, белым снегом
   Ночь метельная ту стёжку замела
   По которой, по которой
   Я с тобой любимый рядышком прошла....

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"