Щеглов Виталий Николаевич : другие произведения.

Обозначения эмоций в художественном тексте: алгоритмическая интерпретация (вычислительные аспекты)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Щеглов В.Н.

Обозначения эмоций в художественном тексте: алгоритмическая интерпретация

(вычислительные аспекты)

  
   Перед чтением этой статьи весьма желательно хотя бы бегло ознакомиться с книгой автора [1], также с более поздней публикацией [2] и с вводной частью статьи [6] ? все это необходимо, поскольку именно там приведено подробное описание алгоритма построения алгебраических моделей конструктивной логики (АМКЛ, моделей творческого сознания) и пояснения к практическому использованию этого алгоритма.
   Статья предназначена для лингвистов, психологов и специалистов в области математической логики.
  
   Пусть большинство слов используемого языка отображается (в словарном порядке) комплексными целыми числами: корни слов действительными числами, а все флексии и место слова в предложении - мнимыми числами. Все служебные слова, местоимения и т.п. слова, а также знаки препинания и номер предложения в таблице Х ("время" t) пусть отображаются натуральными числами. Цель исследования Z пусть принимает значения некоторой k-значной логики. Массив Х исходных данных (переменных х) будет иметь вид списка (таблицы) всех предложений; отсутствующие слова пусть отображаются нулями. Левый столбец Х - это "время" t = 1, 2, ..., m, где m - общее число предложений в исследуемом тексте. Правый столбец Х в данном исследовании пусть принимает значения Z = 0, 1, 2, 3. Так, предложения в Х будут иметь значение Z = 0, если они не отображают эмоциональное состояние. Z = 1 пусть означает "окрестность в прошлом" - например, 10 абзацев текста, непосредственно примыкающих к "целевой" строке при Z = 2, которая содержит некоторое эмоциональное высказывание. Условимся также, что сопоставления строк по алгоритму будут продолжаться и в последующих абзацах, если импликация К еще не вычислена. Наконец, строки Z = 3 пусть означают "окрестность в будущем" - следующие во времени 10 абзацев, примыкающие к Z = 2. Эти окрестности могут содержать также иные строки с Z = 2. Напомним, что согласно алгоритму построения АМКЛ сопоставления заданной целевой строки происходят только со строками из "нецелевой" окрестности. Далее вычисляются все текущие К (т.е. по всем строкам Z = 2) и в итоге вычисляется тупиковая дизъюнктивная форма модели (АМКЛ).
   Заметим, что все вышеприведенные операции с текстом имеют лишь синтаксический характер, но смысл использования именно логических моделей заключается в сравнительной легкости содержательной дальнейшей интерпретации АМКЛ! Прежде всего итоговые импликации (конъюнкции) К имеют малый ранг, малое число переменных, далее общее число таких К также мало. Более того, все они реализуются в виде списка с указанием оценки Г каждой К - сколько раз встречается К в "своей" окрестности, которая была указана исследователем (см. значения Z). Все К располагаются в порядке убывания Г, т.е. исследователь всегда может ускорить процесс содержательной интерпретации, выбирая сразу более значимые для него "гипотезы" К. Далее, поскольку при всех К запоминаются также все соответствующие им номера t строк (предложений), всегда можно перейти к соответствующим исходным предложениям и узнать полный контекст смысла вычисленной импликации К. Ее также можно назвать здесь ссылкой, кратким "обозначением" состояния К исследуемого объекта Х. В лингвистике, указанный выше контекст называют также проекцией дейксиса.
   В содержательном смысле термин "обозначение эмоций" в текстах [8] является некоторым обобщением термина дейксис [9]. Вычисленные (реализованные) АМКЛ с точки зрения лингвистики являются дальнейшим обобщением этих терминов, а контексты АМКЛ - обобщением понятия проекций дейксиса.
   Весьма интересной является возможность вычисления АМКЛ в аналитической форме в виде обобщенных рядов Эрмита и, особенно, их преобразования Фурье. Даже если бы волновая модель внешнего воздействия была бы приемлема со статистической точки зрения, ее интерпретация была бы крайне затруднительна. Например, в текстах ранних произведений Тургенева весьма детально анализируются такие воздействия, но они, возможно, являются лишь художественным отображением его более ранних воспоминаний о действительных событиях его жизни. Исследование мемуаров известных личностей было бы интересным с точки зрения проверки гипотезы существования таких внешних эмоциональных воздействий, которые затем в корне изменяют жизнь личности реципиента (Виардо - Тургенев и подобные известные случаи).
   Предложенный алгоритм может использоваться в самых разных вариантах. Если взять в качестве строк сравнения лишь "прошлую" окрестность, вычисляем "источники" такого эмоционального воздействия. Здесь можно вычислить и обратную модель: какие признаки К характерны при отсутствии таких воздействий. Иногда для прояснения (интерпретации) ситуации полезно в эти выводы К ввести подходящий контекст. Напомним, что при увеличении ранга К за счет переменных, входящих в строки, "покрытые" К, сохраняется истинность этой формулы. Далее, используя в качестве строк сравнения "будущую" окрестность, вычисляем существующие последствия таких эмоциональных воздействий. Соответственно, обратная модель будет здесь означать, в каких условиях эти последствия будут отсутствовать. Все эти операции являются как бы нашим вычислительным ("мысленным") экспериментом над массивом данных Х, т.е. над воспоминаниями, памятью субъекта Х.
   В качестве вывода отметим возможность использования АМКЛ для вычисления обозначений эмоций в художественном тексте (или в общем смысле дейксиса). АМКЛ является обобщением этих понятий и при достаточной мощности вычислительных средств позволяет произвести детальный анализ таких текстов.
  

Литература

  
   1. Щеглов В.Н. Творческое сознание: интуиционизм, алгоритмы и модели. - Тула: "Гриф и К", 2004. - 201 с., см. книгу автора (и все другие статьи) также в Интернете: http://samlib.ru/s/sheglow_w_n/ , http://publ.lib.ru/ARCHIVES/SCH/SCHEGLOV_Vitaliy_Nikolaevich/_Scheglov_V.N..html (здесь статьи с формулами), http://shcheglov.livejournal.com/, некоторые работы могут быть в http://web.snauka.ru/wp-admin/ ).
   2. Щеглов В.Н. Творческое сознание: интерпретация алгоритма построения алгебраических моделей конструктивной (интуиционистской) логики, 2007. - 12 с.
   3. Драгалин А. Г. Математический интуиционизм. - М.: "Наука", 1979. - 256 с.
   4. Шанин Н.А. Об иерархии способов понимания суждений в конструктивной математике// Труды математического института имени В. А. Стеклова, CXXIX // Проблемы конструктивного направления в математике, 6. - Л.: "Наука", 1973. - С. 203 - 266.
   5. Антосик П., Микусинский Я., Сикорский Р. Теория обобщенных функций. - М.: Мир, 1976. - 312 с.
   6. Щеглов В.Н. Темная энергия: алгоритмическая интерпретация, 2014. -- 5 с.
   7. Щеглов В.Н. Глубинная психология: основы алгоритмической интерпретации, 2018. - 4 с.
   8. Аженова И. С. Обозначения эмоций в художественном тексте (прагматический аспект). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. М., 2004.
   9. Сребрянская Н.А. Дейксис и его проекции в художественном тексте: автореф. докт. дис. филол. наук: Волгоград, 2005.
  
   См. также Гугл диск автора: https://drive.google.com/drive/folders/0B8UW6pCzyM-7UVpoODdCdU9XOU0
  
   19.08.2019 г.
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"