Весной 1962 года меня пригласили на работу старшим химиком в ЦЗЛ Рубежанского химкомбината (Луг. обл.), дали 3-х комн. квартиру. Я до сих пор часто вспоминаю великолепные сосновые леса около города и дубравы около Донца. В моей лаборатории работала молодая красавица, которую я для себя называл "Бедняжка Агнес": в то время я читал Диккенса "Давид Копперфилд" на англ., у А. были последствия полимиэлита... Она была подругой моей Гали, после вечеринки А. подарила мне свои масленые краски (в то время я увлекался живописью). Набросок портрета Гали, край дубравы на фоне роскошного разнотравья около Донца, позже я был там с Т. ...
М., январь 1956 года, я с Норой в Третьяковке, держимся за руки, ощущение нежности и тепла, она на 4-м месяце... Встреча с директором ин-та биофизики АН, где я работал; у него печальный вид.
Картины, отображающие русскую жизнь.
Недавно я вспомнил там картину "Утро стрелецкой казни". Найдется ли в будущем художник, который напишет почти подобную картину "Вяземский котел в сентябре 1941 года" - гибель ~ половины практически безоружного московского ополчения. Судьба оставшихся в живых была еще более ужасна в шталаге около Цайтхайна севернее Дрездена - тяжелая работа несколько месяцев и мучительная смерть от голода и болезней...
Музей изобразительных искусств - это как бы мой третий факультет, я там часто бывал. Запомнилось посещение с моей сотрудницей в ЦНии Систем Управления Ларисой Ашитковой (Щегловой). Мы смотрели на весьиа откровенную статую Давида, Л. шепнула мне: "Я вижу тебя в нем..." Радостные картины фр. импрессионистов. Выставка картин из Дрезденской галереи, Сикстинская мадонна - это как бы обоаз моей м., которая однако видела в своем Сыне образ ненавистного его Отца... Запомнилось посещение музея с Германом Самойловым, мы несколько лет жили в смежных комнатах в новом Университете. Выставка репродукций картин Караваджо из галереи виллы Боргезе. Меня заинтересовала картина мгновенного преобразования сознания человека, который до этого не мог решить совершенно неопределенную для него задачу: прав Христос или нет? - Развергнутое небо, копье величественного всадника направлено на Савла, у него жест защиты и мгновенного прозрения в дальнейшем непоколебимого апостола Павла. - При полной неопределенности окончательное решение может зависеть от некоторого "случайного" сигнала, например, от единственного гамма-фотона с вполне определенной далекой звезды... Возможно, что именно этот фотон, изменивший некоторую локальную стереоизомерию определенного фрагмента белка микротрубочки в протоплазме какой-то клетки, будет как бы окончательным "пусковым сигналом" для итоговой реализации выбора "да" или "нет".
Манеж, картины к роману Булгакова "Мастер и Маргарита", вылет Маргариты в окно, луна, изящный изгиб тела молодой ведьмы...
Галерея художников на Кузнецком мосту, чаще всего я бывал там. Кажется, это было место встреч людей творческого и критического склада. Около некоторых картин образовывались группы, слышался анализ возможного скрытого контекста смысла, который хотел передать зрителям автор картины несмотря на жесткую цензуру... Там я познакомился с молодым художником Зюзиным, запомнился его Христос, страдальческий, большеглазый, в синеватых тонах. Вместе с молодой компанией З. был в кафе ~ "Артистическое", еще были у его знакомого, который сказал ему: "Милый, спасибо за твой прекрасный подарок!" Я позже спросил З., что это. - "Мы, люди искусства иногда дарим своим лучшим друзьям любовниц, которые нам уже надоели".
У моего отчима была папка с большими литографиями Львова, я был там несколько раз, любовался и фотографировал виды этого красивого, старинного, и по своему духу польского города. Мое фото около оперного театра. Посещение католической службы (вспомнил свою бабушку Стефанию Месяц, она была полькой).
Киев, художественная галерея, красивый портрет дочерей Александра III. На Крещатике видел большое религиозное шествие с хоругвями, из окон выглядывали люди, кто-то крикнул: "Бога нет!" -- Смех.
Феодосия, дом-музей Айвазовского, море, прозрачность волн. Вспомнил скалу Дива в любимом Симеизе, ближе к берегу был большой утес, почти скрытый водой, я любил качаться на прозрачных гребнях волн около него.
Таруса, дом-музей "тети Тью", где летом жили молодые Марина и Анастасия Цветаевы. Когда я бывал в Велегоже на Оке, обычно ездил и туда. Старинная мебель и картины напоминали мне квартиру отчима в далекие довоенные годы
. Как бы головокружение... На высоком берегу Оки, где любила сидеть Марина, камень с печальными ее словами.
Дом-муей Поленова на Оке Красивая местность! Картина "Христос и грешница". Сейчас я также не осуждаю своих двух грешниц, увы, давно уже ушедших моих жен... Я понял их. Н. оказалась под сильнейшим воздействием своей матери, сатаны Сары; Г. во время моих поездок изменяла мне... Возможно, брак должен заключаться лишь после обряда венчания в церкви, после внушения священника, что далее они оба едина плоть - может это все же останавливало бы эту неудержимую похоть хотя бы у замужних женщин...
Пермь, галерея деревянных скульптур, чем-то напоминающих католические. Край глухих лесов. Искусство отшельников прошлых веков и беглых... Пермь напоминает Петербург, красивая набережная около широкой Камы.
Эрмитаж, во время своих частых поездок в Питер я много раз был в этом чудесном дворце. Испанский зал, картины с религиозной напряженностью... Зал старых голландцев, которых я очень люблю! Во французском зале Грёз, портрет молодой женщины с голубем на груди, ее затуманенный взгляд чуть вверх - она мне напоминает Риту Самгину в те далекие годы...
Академия художеств, видел учебные наброски наших известных художников прошлых веков. Сфинксы около широкой Невы...
Репино, "Пенаты". Летом 1982 г. с помощью знакомого мне индолога, специалиста по хинди Кальянова я устроился в гостинице АН около Зимнего дворца немного восточнее от великолепных Атлантов (обычно я жил в общежитии аспирантов Технологического ин-та в западной части Питера, почти на берегу Финского залива). Я уже полностью написал докторскую диссертацию "Алгебраические модели конструктивной логики ..." для завкаф. АСУ NN Технологического ин-та СПб... Был у NN в санатории, гуляли по берегу Финского залива, объяснял ему некоторые тонкости своей теории. На обратном пути был в доме-музее Репина, видел его наброски Шаляпина и много других.
Русский музей. Портрет Анны Ахматовой, ее стихотворение "Сероглазый король - суть женственности.
Манеж в Питере. Я случайно попал на открытие выставки картин нашего прекрасного портретиста Лактионова (?) -- удивительная выразительность и прозрачность глаз изображаемых, тончайшая детализация. Весь манеж был заполнен его картинами, на сцене было огромное полотно, подобное картине ... "Русь уходящая". Полотно отображало как бы по спирали знаменитых русских людей 19-20 веков. Худенькая женщина страстно, прерывающимся от волнения голосом говорила об истории и великой миссии России... Множество людей напряженно слушало ее, и в самом конце, в тишине, я услышал как бы тихое "ах..." всей толпы.