Щербак Валентина Петровна : другие произведения.

Минеральные воды и религия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    - 2017

   Минеральные воды и религия
  
   Минеральные воды- это природные ископаемые, рожденные в недрах Земли, а религия - мировоззрение, мироощущение. Казалось бы, какая между ними может быть связь, и есть ли она вообще?
   Но религия - это еще и специфические действия - культы, основанные на вере в существование бога или богов, в реальность сверхъестественных сил. Основа любой религии - это вера в чудеса.
   Чудесами мы называем то, что удивляет, поражает своей необычностью. Такое может быть создано руками человека и Природой. И, если рукотворные шедевры у нас вызывают восторг, удивление, восхищение, то мимо замечательных творений Природы порой проходим равнодушно и смотрим на них, как на нечто совсем обыденное. К таким чудесам относятся минеральные воды.
   И вода, и минерал одновременно. По внешнему виду и ощущениям - вода: течет, журчит, омывает, утоляет жажду. По своей сути - минерал: рождается в недрах, включает в себя почти все элементы таблицы Менделеева, образует месторождения, классифицируется по химическому составу.
   И есть у этих вод еще одно удивительное свойство... Они могут оказывать лечебное действие на организм человека. Ежедневно сотни миллионов литров минеральных вод утоляют жажду, лечат, возрождают к жизни. Природа подарила нам поистине бесценное богатство, создав такие лекарства в недрах Земли.
   У каждой минеральной воды есть "имя", место рождения и возраст. Некоторым источникам люди с незапамятных времен дали прозвания по их лечебным свойствам, вкусу или внешнему виду: "Готур-су" - вода, лечащая чесотку, "Ели-су" - вода от ревматизма, "Халтан" - жемчужная вода, "Готурлы" - экземная вода, "Ачи-су" - кислая вода. Многие названия связаны с местностью, где расположены источники: "Московская", "Обуховская", "Машук". Иногда минеральные воды носят имена их первооткрывателей или ученых: "Смирновская", "Славяновская", "Баталинская". Некоторые наименования отражают и местонахождение, и химический состав: "Ессентуки-4", "Ессентуки-17". Такие названия говорят о том, что это воды курорта Ессентуки, но одна из них содержит солей 4 г/л, а вторая - 17г/л.
   Есть очень известные, прославленные на весь мир минеральные воды, такие, как "Нарзан", "Боржоми", "Ессентуки", "Виши", "Карловы Вары", "Спа" ... А есть и менее знаменитые, но обладающие такими же лечебными свойствами. Суть не в названии воды, а в ее химическом составе, который оказывает действие на организм человека. Сейчас уже никого не удивляет необычный вкус, запах, лечебный эффект минеральных вод. Но это сейчас... А было время, когда все выглядело совсем иначе.
   Мысленно заглянем в глубину веков, что были задолго до нашей эры. Обратимся к Древней Греции. Ведь наша собственная цивилизация, новоевропейская, развивалась, главным образом на основе древнегреческой и сменившей ее древнеримской.
   Вся история развития человечества - это путь от незнания к знанию. И с самого начала он был не прямым и не легким, а ухабистым, тернистым, с долгим блужданием во тьме в поисках истины.
   В те далекие времена многое было непонятно людям и вызывало не только удивление, но и страх. Живительные и губительные лучи солнца, гром, молнии, град, ливни, землетрясения, выделяющиеся из недр земли газы и другие буйные силы Природы, перед которыми человек был беззащитен, порождали преклонение перед ними, обожествление их.
   Чудом казались и минеральные воды. Люди наблюдали странные явления: в одном месте без видимого нагрева из-под земли сами собой вырывались струи горячей воды, в другом - вода источника, "кипела" от пузырьков выделяющегося газа, но была холодной на ощупь и кислой на вкус, а в третьем, не понятно почему, пахла тухлыми яйцами.
   Все это вызывало сначала удивление и даже страх, а потом появилась потребность объяснить увиденное. И человек делал это соответственно имевшимся представлениям об окружающем его мире. Он поселил в необычные воды "духов". Дал им имена.
   Самыми древними божествами были нимфы наяды - хранительницы вод. Потом их заменили океаниды - дочери титана Океана. Они и были теми сущностями, которые населяли воды родников, ручьев, минеральных источников. Люди просили "духов" не причинять им вреда, задабривали подношениями, молили о помощи.
   Так у источников минеральных вод стали зарождаться религиозные центры. И покровителями многих из них были уже не нимфы, а боги. А посредниками между богами и людьми - жрецы и жрицы. Воды таких источников выполняли очистительные, прорицательные и целительные функции.
   На территории Греции существовали города-государства и в каждом из них были свои боги-покровители.
   Эллины боялись прогневить богов и перед принятием важного решения советовались с ними, обращались к оракулу. Так назывались предсказания якобы исходившие от божества. Так стали называть и место, где жрецы и жрицы-прорицательницы оглашали их.
   Оракулы всегда создавались рядом с "чудом", там, где находилось что-то необычное, непонятное, содержащее какую-то тайну. И такими объектами во многих случаях были источники с необычными свойствами (минеральные воды), которые, становились предметами религиозного культа. Около них сооружались святилища. Таких религиозных центров в Греции было много. Знаменитые и не очень. Имевшие местное значение и пользовавшиеся славой за пределами страны. Одни из них были созданы в период расцвета античной Греции, другие действовали с незапамятных времен и посвящались сначала древним богам, потом, победившим их олимпийским.
   Как же выглядели эти святилища? По- разному. Древнегреческий писатель и географ Павсаний, живший во II в, оставил после себя труд "Описание Эллады". Это своего рода путеводитель по наиболее знаменитым местам античной Греции. Из него можно узнать много интересного.
   В Лейбадее (Беотия, Средняя Греция) действовал знаменитый оракул Трофония. Святилище представляло собой пещеру, рядом с которой находились два источника: Леты - забвения и Мнемосины - памяти. Они служили атрибутами культа. Пришедшие вопросить знаменитый оракул, пили воду сначала из источника забвения, чтоб забыть о заботах и волнениях, потом из источника памяти, чтоб запомнить увиденное и услышанное.
   В Оропе (Аттика. Средняя Греция) было святилище-оракул прорицателя Амфиария , который по одному из мифов являлся сыном бога Аполлона и поэтому получил впоследствии бессмертие и почитался, как бог. Вблизи его храма находился источник, излечивающий от болезней. Это святилище было не только оракулом, но и древним лечебным учреждением.
   В IV-V в. в. д. н. э. популярен был оракул Зевса в Додоне, находившийся на западе Греции в горах Эпира. Это очень древний оракул с многовековой историей. Центром знаменитого святилища был Додонский дуб (или бук) и чудодейственный источник, вода которого омывала корни священного дерева. Вместе с Зевсом здесь почиталась океанида Диона. О воле божества судили по движениям листьев на священном дубе, по звукам, исходившим от металлических сосудов, по журчанью священного источника.
   Самым знаменитым и почитаемым оракулом Греции все же был храм Аполлона в Дельфах.
   Он тоже находился около "священного" источника. Время создания святилища теряется в глубине веков. По описаниям, сделанным древнегреческим писателем Павсанием, храм украшал мраморный фасад. На стенах его были написаны изречения греческих мудрецов. Внутри находились: золотое изображение Аполлона, статуи Зевса и богинь судеб Мойр.
   Согласно легенде, Дракон Дельфиний, порожденный матерью-землей Геей, сторожил древнее прорицалище и при этом сильно опустошал окрестности Дельф. Было у дракона еще одно имя - Пифон (в буквальном переводе "гниющий"). Точно не известно, что собой представлял Дельфийский источник. Возможно, что дракон Дельфиний-Пифон - это персонификация природных термальных сероводородных вод. А буквальный перевод "гниющий" может быть связан с характерным запахом тухлых яиц, который присущ сероводороду, ядовитому газу, убивающему все живое и опустошающему окрестности.
   Пророческие изречения от имени бога, согласно свидетельствам древних историков, давала жрица Пифия. Сидя на треножнике возле расселены, одурманенная парами и газами, выходящими оттуда, она изрекала свои бессвязные предсказания. Жрецы храма редактировали их и выдавали в стихотворной и прозаической формах. На краю расселины находился минеральный источник, воду которого пила Пифия перед гаданием.
   Природные минеральные воды были теми "чудесами" возле которых зарождались и действовали религиозные центры.
  
    []  []
  Фото 1.Святилище Амфиария. Фото 2.Храм Аполлона в Дельфах.
  
   []
   Фото 3.Оракул Зевса в Додоне.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"