Аннотация: Странная сказка о Белоснежке, злой Королеве-мачехе и волшебном зеркале. Гномы, но не совсем, тоже будут.
В одном Королевстве людей правил Король, и была у него дочь по имени -
не Анна,
не Елена,
не Анна-Елена
и даже не Империя,
- все-все звали ее Белоснежка. Не исключено, что было у нее и другое, что называется, официальное имя, но нам оно неизвестно, а известно нам только то, что была она необыкновенно белокожая и совершено беловолосая, вся как пороша, как только что выпавший снег. Такая, знаете, красавица, каких и не бывает на свете.
Ничего рассказать о ее матери мы, к сожалению, не можем, кроме того, что та умерла, когда девочка была еще совсем несмышленой малышкой, и никаких подробностей на ее счет не сохранилось. Король-отец, погоревав, сколько и как ему полагалось по тогдашнему этикету, женился на другой - женщине молодой, благородного происхождения, с длиннющей родословной, регулярно публиковавшейся во всех толстых геральдических журналах, с белоснежной репутацией и множеством других, бесспорных для своей эпохи достоинств: умением гарцевать верхом на лошадке, элегантно обмахиваясь веером и одновременно посылая воздушные поцелуи; владением искусством хмурить бровки; маленькой ножкой в чудной бархатной туфельке (разумеется, у нее было две ножки, просто так говорят, чтобы подчеркнуть изящество дамы); умением вести беседу с послами других королевств, если муж отчего-то задерживается на охоте; и уж конечно умением лучше многих, а точнее остальных и прочих, разбираться в нарядах, драгоценностях и модном парфюме.
Но падчерицу, маленькую принцессу, красавица-мачеха люто невзлюбила. Красавица возненавидела чужого ребенка, и чтобы не вспыхивать гневом всякий раз при виде его (ее), услала девочку с глаз долой - в крохотную деревушку, приютившуюся у подножья королевского замка, аргументировав Королю необходимость этой ссылки тем, что в деревне царит душеспасительная тишина, воздух там чище, всегда подают на завтрак свежий творог и яйца, а это очень полезно для детских зубов и растущих костей, - словом, привела все необходимые доводы, чтобы Король не возражал.
Король не возражал.
Так Белоснежка на время исчезла, и прежде, чем продолжить нашу историю о том, что же происходило с ней дальше, расскажем еще немного о новой Королеве. Точнее, о том, что у нее было.
А было у нее зеркало по имени Визор.
- Странно это, - сказали бы вы, имей вы в этой сказке какое-то право голоса, - у зеркала есть собственное имя?
Да, это могло бы показаться странным, но не кажется ли вам гораздо более странным то, что зеркало это не только отражало, но и могло показывать желаемое, что наталкивает нас на мысль, что зеркало это было в действительности не совсем зеркало, как принято о нем думать или его себе представлять. Именно поэтому мы и решили дать ему в сказке имя, которое, во-первых, подчеркнуло бы его необычную для обычного зеркала показывающую сущность, а во-вторых, навело бы и вас, дорогие читатели, на мысль, что оно, возможно, вовсе не было вещью, а было своего рода существом, и, следовательно, могло остро нуждаться в том, чтобы его назвали.
Это зеркало Визор было довольно древнее, и не исключено, что не являлось оно и существом, а было некой передаваемой по наследству (т.е. врожденной), или выработанной в результате специальных занятий с инструктором (т.е. приобретенной) чудесной способностью ума Королевы узнавать или непостижимым образом видеть желаемое, и быстро получать ответы на свои вопросы. Благодаря этому зеркалу, этому Визору, Королева могла получать в принципе любую необходимую ей информацию, но ее, самовлюбленную гусыню, интересовало только одно: кто на свете всех милее. Пока Белоснежки не было вообще, и потом - пока она пребывала в деревенской ссылке, Королева была всем довольна: зеркало безоговорочно признавало ее "Всехмилейшей", но, забегая вперед, отметим, что как только Белоснежка вновь появится при дворе, мнение зеркала моментально переменится, и на единственный вопрос Королевы оно станет настойчиво давать единственный же ответ: показывать ей Белоснежку. И ответ этот Королеву совершенно не удовлетворит, будет, с ее точки зрения, неверным.
(Конечно, мы можем сейчас подумать, что все это - и зеркало, и вопрос-ответ - некая метафора соперничества не особенно-то и в красоте, а, скорее, во власти, т.е. такой образ борьбы за влияние или за королевский трон, когда у некоторых людей возникает настоятельная необходимость устранить опасного конкурента. Права новой Королевы, или ее еще не рожденных детей, оказывались иллюзорными по причине не только первородства Белоснежки, но самого ее существования.
Но вероятнее всего, в присутствии юной принцессы Королева вдруг почувствовала, что... начинает стареть.)
Итак, Белоснежку отправили с глаз долой, и с тех пор минуло несколько лет. Король чуть было совсем не позабыл о дочери, но ему неожиданно пришло письмо от короля-соседа, надумавшего женить своего, буквально на днях достигшего совершеннолетия сына на дочери нашего Короля, отца Белоснежки, т.е. как раз на той самой Белоснежке, о которой во дворце чуть не забыли, а тут сразу вспомнили.
Принцессу разыскали и привезли ко двору. Когда она предстала перед придворными, оказалось, что девочка за все время своего отсутствия так мало выросла, что была ростом с карлицу. Наверное, она и была карлицей, но черты ее лица, телосложение, движения - все остальное, кроме дурацкого роста, было, вы не поверите, ангельским. Она словно плыла по залам и слегка светилась.
Королю дочь понравилась.
- Дитя мое, - ласково сказал он ей при встрече, - со дня на день сюда явится делегация по вопросам твоего бракосочетания, иди, приготовься.
Белоснежка молча поклонилась отцу, и уплыла в свои покои.
Таким вот образом на горизонте появился Принц, надежда и опора нашей сказки.
Служанка болтала без умолку, вводя в курс дела.
Служанка: Такой необычайно смышленый юноша! Учитель математики не может на него нахвалиться! Все время читает! А еще он талантливый химик.
Белоснежка: Кто-кто?
Служанка: Простите, ваше высочество, алхимик.
Белоснежка: Алхимик, волшебник? Он добрый? Или?
Служанка: Ну, как вам объяснить... это же наука, только-только зарождающаяся социальная сфера, задействованы лучшие умы Королевства, ведутся постоянные эксперименты, с года на год ожидается становление. Все происходит так быстро, буквально в считанные дни! Кардинала нового задушили... а нет, это прошлого задушили, а этого... (Гладит Белоснежку по волосам.)
Белоснежка: Что ты хочешь сказать?
Служанка: Для одного научного опыта Принцу требуется ваше сердце, дорогая принцесса.
Королева давно все знала и ликовала: с ненавистной Белоснежкой вскоре будет покончено. Она не беспокоила Визор понапрасну, ничто другое ее не интересовало, Королева погрузилась в предсвадебные хлопоты, коротая время со вкусом и удовольствием, чтобы свадьба падчерицы прошла как следует.
После обряда бракосочетания...
(Да, конечно, обряд - это всего лишь формальность, но все же необходимая еще формальность: что-то вроде Свадебного Фестиваля: нарядная толпа, свечи, короны, пажи, летящий букет, и - гулкий вой органа под подпирающими каменное небо сводами церкви, перетекающий в глухое беспокойное урчание восьмичасового пира, и обрывающийся ударом захлопнувшейся двери в королевскую спальню.)
На другой день...
Для опыта Принца уже все приготовлено: в собственном дворце, подаренном ему на совершеннолетие отцом, оборудована огромная алхимическая лаборатория.
Белоснежка, которая тоже давно готова, растворяет слева грудную клетку, вынимает свое бледно-розовое сердце и кладет в подставленную чашу.
Принц: Я припадаю к вашим ногам, моя великодушная госпожа. Вы ангел.
Белоснежка: Дайте мне что-нибудь, чтобы я могла заполнить пустоту.
Принц: Примите это.
Белоснежка вкладывает это в грудь, делает поклон, выходит на балкон.
Принц отпускает ее и вдохновенно проводит свой опыт.
(Тут, конечно, сказка могла бы разветвиться, потому что, наверное, не мешало бы узнать, на что именно пошел драгоценный ресурс - сердце ангела. Но, признаюсь, нам сейчас не до этого. Мы последуем за героиней.)
Белоснежка сходит с балкона в сад...
Теперь пришла пора рассказать вам о том, что было у Принца. Сад.
Сад одним своим краем касался Горы, в которой была устроена пещера, а в пещере жили семь "гномов": так Принц придумал оформить свою коллекцию карликов, привезенных к нему по его особому распоряжению изовсюду, где их только смогли отыскать, и с щедростью выкупленных им у прежних владельцев. Карлики были разодеты как реальные гномы и прикованы за шеи к основанию пещеры на длинные крепкие цепочки. В самой пещере для них были устроены маленькие кроватки, стол, стульчики и другая мебель. По стенам жилища были расставлены сундучки с самыми настоящими сокровищами: кусочками самородного золота, крупными самоцветами, на покупку которых владелец коллекции также не поскупился. У входа в пещеру росло высокое дерево, а поляну перед ней окружали нестриженые заросли редкого вида шиповника, по весне цветущего цветом б. Вооруженная строгая охрана была так искусно скрыта от глаз, что все это место казалось совершенно диким, принадлежащим только самим "гномам".
Продукты и хворост для очага им каждое утро доставляли приставленные к ним слуги, и карлики могли самостоятельно готовить себе пищу. Слуги занимались с ними необходимым развитием: их научили правильно говорить, читать и писать, танцевать и напевать, а также мастерить всякую ерунду (чтобы отвлечься).
И вот, после всего, а может однажды в какой-то другой день после обеда, прогуливаясь по саду, Белоснежка вышла к Пещере семи гномов. Увидев девочку, "гномы" были поражены ее красотой и схожестью с ними, ее такой странной, но явной гномоподобностью. Это произвело на всех них сильнейшее впечатление. Белоснежка же в свою очередь была очарована и"гномами", и убранством их жилища, и самой пещерой - как там все сделано и обустроено.
Она стала приходить к ним ежедневно и проводить целые дни в их компании, читая им свои любимые книжки, танцуя, рисуя и прочее. Принц выписал из /название города/ знаменитого сказочника, чтобы тот, приехав, взглянул на коллекцию (и, само собой, на его жену Белоснежку) и написал бы какую-нибудь тематическую сказку. Сказочник вскоре приехал, сказка им была чуть не сразу написана и названа незатейливо "Белоснежка и семь гномов". Карлики впервые сыграли ее в своем театре на полянке в первый день осени для одного только Принца. В роли Белоснежки была принцесса, а в роли гномов - "гномы".
Так шли за короткими днями все более короткие дни, пока подоспела короткая осень...
- А что же злая Королева? - спросили бы вы.
Знаете, она дождалась окончания эпизода с Принцем, и он абсолютно не оправдал ее ожидания. Глядя на открытый финал, транслируемый по зеркальцу: вид живой-здравствующей, и, более того, светящейся от счастья "Наимилейшей", прогуливающейся по саду, боготворимой семью "гномами", бесил и жег ее нестерпимо, травил и гнал на зло.
Королева отправилась в парфюмерную лавку за ядом.
В те стародавние времена яды продавались у парфюмеров, которые сами их и создавали, и обращались в свободной продаже. Ну, то есть, как в свободной. Парфюмеры, конечно, не афишировали эту тему открыто, то есть не писали на вывесках у входа в лавку: "Лучшие яды здесь". Просто все знали, где при случае можно приобрести неплохой яд за сходную цену, хоть всем и было ясно, что не для самых благих целей совершается такая покупка.
Войдя в парфюмерную лавку, Королева сказала:
- Налейте мне полный флакон вашего самого смертельного яда со вкусом сладкого яблока.
Она расплатилась золотом (а чем же еще) и, придя домой, напичкала ядом одно из специально доставленных ей больших спелых яблок, которые к тому времени уже поспели в садах Королевства. Переодевшись в нищую бродяжку, она отправилась в Королевство Принца.
Дорогой мачеха все заглядывала в зеркало Визор. Вы-то, может, уже успели себе вообразить, что оно было подвешено где-нибудь в занавешенной комнате для процедур и облачений. Нет-нет, оно было маленьким, не больше ладони и легко поместилось в нищенскую котомку, где уже лежал отравленный румяный осенний плод.
Выяснив с помощью Визора, когда у карликов будет банный день, и дождавшись, пока их всех отстегнут от пещеры и уведут мыться, Королева пробралась в парк, отыскала Пещеру семи гномов, где в это время в одиночестве хозяйничала (а может, читала или что-то еще) Белоснежка.
На дерево села черная птица, а из-под дерева вышла сгорбленная старуха в нищенских лохмотьях.
- Здравствуй, дитя, - поздоровалась она. - Я принесла тебе гостинец от Марии и Иосифа, у которых прошло твое детство в деревне. Знаешь, теперь там столько яблок, столько плодов! Ветви ломаются. Я принесла тебе самое лучшее. Вот, возьми, съешь на здоровье.
- Спасибо, - поблагодарила нищенку Белоснежка и откусила кусочек (тогда руки и яблоки еще необязательно было мыть перед едой).
- Какой насыщенный вкус, - таковы были ее последние слова на земле.
Яблоко-смерть выкатилось из ослабевших белых рук девочки, и она упала на землю. Королева-мачеха постояла еще какое-то время, потом поднесла к ее губам зеркало: оно осталось чистым, дыхания не было. Белоснежка умерла.
Радостно напевая, злая Королева отправилась домой, по пути продолжая поглядывать в Визор, и то и дело переспрашивая его: "Я ль на свете всех милее?" Зеркало зыркало на нее собственными ее глазами и посверкивало, не оставляя сомнений: "Всехмилейшей" снова и навсегда была Королева.
Все-таки получается, согласно нашей сказке, что зеркало Визор было именно вещью, предметом и могло использоваться Королевой для концентрации своих сверхспособностей. С одной стороны - это делает его отнюдь не второстепенным участником событий, и, возможно, хоть собственной воли оно не имеет, и используется как слепое, то есть в нашем-то случае, конечно, зрячее, но все же орудие.
Но с другой стороны, и вы должны это знать, любые магические артефакты способны накапливать собственную энергию, которая в определенный внезапный момент может получить определенное, но внезапное направление и завладеть волей хозяина, превратив его самого в свое слепое, хоть и зрячее, но орудие. И чем древнее предмет, тем он сильнее. Смекаете?
Так что Королева, избавившись от ненавистной Белоснежки, вряд ли смогла бы одержать победу над собой: однажды Визор откроет ей ее подлинную внешность, то есть старость и скорую смерть, которые с помощью даже и волшебного зеркала невозможно преодолеть, а возможно только увидеть, не разглядев при этом, к сожалению, потеряв себя.
Возвратившиеся к своей пещере, сияющие чистотой карлики наткнулись на маленькое, скукоженное, белое, будто замерзшее, тельце принцессы. Они звали ее, и целовали ее все по очереди, но она не просыпалась. Тогда они стали кричать, кричать и звать на помощь. Люди-слуги привели к Пещере Принца.
Он не стал ее целовать, ведь сердце ее было уже использовано, а это, что дал ей Принц взамен, не оживило бы ее, Принцу как алхимику это было хорошо известно. Но под впечатлением от произошедшего, он полностью изменил концепцию своей коллекции.
Он заказал оборудование для новой Пещеры, а телом Белоснежки занялся сам лично. Когда все было готово, карликов умертвили, выпотрошили и, набальзамировав, сделали скульптуры, которые одели в новые роскошные гномьи наряды и расставили на заранее каждому отведенные места. Мебель убрали, оставили только сундуки с сокровищами. Для уже забальзамированного тела Белоснежки сделали тяжелый хрустальный гроб и, облачив ее в ее подвенечное платье, поместили в него. (Это после всех процедур вложили обратно ей в грудь как то, что навсегда останется с ней по праву.) Гроб подвесили на столбах в глубине Пещеры.
Тут и сказке конец.
- Вот странная сказка, - сказали бы вы.
Да.
Коллекция Принца была закрытой, и он никогда ее никому не показывал. Но однажды, уже состарившись, он послал за одним знаменитым художником города /название города/, чтобы тот приехал и сделал иллюстрации для той сказки, помните? Для "Белоснежки и семи гномов". Когда художник приехал, Принц показал ему карликов и Белоснежку в Пещере, и пожелал, чтобы на картинках были запечатлены наши маленькие герои - их лица, одежда. Книжка имела карманный формат, и миниатюры в ней отличались безупречным мастерством и изяществом. Работа была выполнена великолепно, и Принц хорошо заплатил за нее Художнику.
С тех пор Принц не расставался со своей сказкой - листая страницы книги, он видел, как Белоснежка девочкой бегает по деревушке, как она шествует по коридорам отцовского дворца, вот она в подвенечном наряде, а он - рядом с ней, вот он держит в руках ее теплое сердце, вот веселые глупые гномы спасают ее. Вот черная королева дает ей отведать смерти. Вот он целует и оживляет ее.
***
спит белоснежка в хрустальном гробу
карлики горько рыдают малютки
из незабудок веночек на лбу
и на груди незабудки
ворон - печальный сидит на дубу
спит белоснежка в хрустальном гробу
/.../
старший у гроба стоит на часах
смотрит и ждет
не мелькнет ли усмешка
спит белоснежка с венком в волосах
не оживет белоснежка
ворон - печальный сидит на дубу
спит белоснежка в хрустальном гробу
(Марина Цветаева, ок. 1911 г.)