Шестак Сергей Алексеевич : другие произведения.

Иоанн Златоуст

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Глава из книги Сергея Шестака "Символ веры, история догматов Христианской церкви".

  Иоанн Златоуст
  Глава из книги Сергея Шестака "Символ веры, история догматов Христианской церкви".
  
  
  Житие святого отца нашего Иоанна Златоустого, патриарха Константинопольского
  
   1
  Н. А. Морозов, объявивший Иоанна Златоуста врагом государственной Церкви, как считают критики этой версии, выдал желаемое за действительное. Ясная, прозрачная биография Златоуста, якобы заверенная нотариусом Царства Небесного, не оставляет, как думают критики, от 'абсурдной' версии Морозова камня на камне.
  
  По мнению афанаситов, Иоанн Златоуст даже теоретически не мог быть врагом государственной Церкви. Его православие было предрешено от рождения. Его родители были православными. Епископ Мелетий, крестивший Златоуста, тоже был православным. Его мнимое почитание ариан, иудеев и язычников - это злостная клевета Феофила Александрийского, обидевшегося на Златоуста за то, что тот стал патриархом Константинополя: Феофил хотел назначить на эту должность своего человека монаха Исидора. Защита Златоуста монахов оригенистов является доказательством, что они верили в Иисуса Бога. Вражда с Епифанием Кипрским объясняется кознями того же Феофила, настроившего его против Златоуста.
  
  Год рождения Иоанна Златоуста, на первый взгляд, не имеющий принципиального значения, - на самом деле, это исторический детектор лжи или сыворотка правды, разоблачающая афанаситов. Если Златоуст родился в 354 году, тогда дата его ухода из монастыря совпадёт с 379 годом, приходом к власти лютого врага ариан Феодосия Великого, дающей толковать поступок Златоуста, как намёк, что афанаситы выгнали из монастырей всех тех, кто не пожелал стать членами их партии. Афанаситы давно поняли важность 379 года и начали корректировать год рождения Златоуста.
  
  По мнению Морозова, Златоуст родился в 354 году: 'Я предпочитаю непосредственные даты византийских биографов, приводимые в древних книгах'. Некие древние византийские биографы, которых предпочитает Морозов, указывают на 354 год.
  
  'Согласно одной из современных работ, посвящённых Иоанну Златоусту, он родился между 345 и 354 гг.'[1]. 'Дата его рождения точно неизвестна, 344 или 354 год' (И. Мейендорф).
  
  Десятилетний разброс дат рождения Златоуста выглядит аномальным на фоне того, что афанаситы знают с точностью до дня другие даты его биографии. 26 февраля 398 года - Златоуст стал главой церквей на Востоке (А. П. Лопухин[2]). 9 июля 404 - приказ уйти в отставку, 20 июля 404 - отправлен в ссылку, 14 сентября 407 - день смерти (В. В. Болотов[3]). А год рождения 344-354 - почему-то плюс-минус десять лет.
  
  Златоуст - не рядовой патриарх. Его правление для афанаситов, - как землетрясение. Они не могли забыть его биографию.
  
  'Кто такой Иоанн Златоуст?' - 'Патриарх Константинопольский'. - 'Как звали его родителей?' - 'Отца - Секунд, маму - Анфуса'. - 'Златоуст говорил, в каком году он родился и сколько ему лет?' - 'Говорил'. - 'День рождения отмечали?' - 'Отмечали'. - 'Когда он родился?' - 'Не помним. Или в 354, или 344'.
  
  Афанаситы ничего не забывают просто так. Если они начали гадать, значит, чего-то скрывают.
  
  Аналогичная история с годом рождения Афанасия Великого. Афанаситы помнят его год смерти с точностью до дня и забыли год рождения - или 293, или 298. В 328 году Афанасию не было 30 лет, когда он стал епископом. Оппоненты указывали на неканоничность его епископского назначения. Афанаситы состарили своего учителя, чтобы в 328 году ему было 35 лет.
  
  Хронология жизни Златоуста, изложенная Палладием Еленопольским, сторонником Златоуста и его первого биографа[4].
  
  Златоусту было 18 лет, когда он познакомился с епископом Мелетием. Они общались 3 года (был назначен чтецом и получал священные знания), жил в монастыре 6 лет (общался с неким сирийцем 'дважды по три года'), жил в пещере - 2 года, был диаконом 5 лет ('прослужил у жертвенника два, а затем ещё три года'), пресвитером - 12 лет (блистал 'в Антиохийской Церкви трижды по четыре года').
  
  Чтобы понять, в каком году Златоуст родился, нужно опереться на зафиксированную дату. В 398 году император Аркадий назначил Златоуста патриархом Константинополя. Значит, он родился в 352 году: 398-12-5-2-6-3-18 = 352.
  
  Почему афанаситов не устраивает хронология Палладия? Палладий лично знал Златоуста. Они были близкими друзьями. Прекрасная хронология. А им не нравится. Согласно этому варианту, Златоуст ушёл из монастыря в пещеру в 379 году: 352+18+3+6 = 379. В этом году император Феодосий пришёл к власти. Афанаситы репрессировали ариан: отобрали церкви и зачистили монастыри!
  
  По версии А. П. Лопухина, издателя полного собрания сочинений Златоуста на русском языке, тот родился в 347 году. Причина, заставившая Лопухина изменить его год рождения, - идеологическая. Он сделал Златоуста сознательным оппонентом язычника императора Юлиана (361-363) и выселил его из монастыря, когда империей руководил защитник ариан Валент (364-378).
  
  Лопухину объявил Златоуста участником похорон военных, которых казнил Юлиан за отказ отречься от Христа, и состарил его на семь лет, чтобы в 363 году, когда, как он думает, казнили мучеников, ему было шестнадцать лет. 363-16=347. По его мнению, шестнадцатилетний юноша уже отвечал за свои поступки. Он стал участником похорон, зная о предстоящем наказании и готовый принять мученическую смерть. Вместе с другими христианами он пролил над 'обезглавленными трупами горячие слёзы' (А. П. Лопухин).
  
  Христиане 'сделались сами живыми мучениками. Хотя они и не были обезглавлены, но они, наперёд решившись потерпеть это, устремились на приобретение тел мучеников' (И. Златоуст[5]).
  
  Златоуст не был участником похорон. Он ссылался на очевидцев: 'Бывшие при этом и удостоившиеся видеть эти новоубиенные тела говорят, что, когда они перед погребением лежали друг подле друга, то на лицах их сияла такая благодать', какая была у Стефана Первомученика, которого убили иудеи. Златоуст не был участником похорон из-за своего малолетства. Если он родился в 354 году, значит, в 363 году, когда предположительно казнили военных, ему было девять лет. Ему могло быть и семь лет, если их казнил в 361 году.
  
  Если Златоуст сознательно подверг свою жизнь опасности, значит, он уже тогда был христианином или был оглашенным и крестился сразу после этих событий. А он нелогично крестился только через семь лет - в 370 году. 'По словам Ливания, Златоуст был обращён в христианство в 370-м году Мелетием' (Н. А. Морозов). Профессор риторики Ливаний, упомянутый Морозовым, обучал Златоуста красноречию. Если он родился в 354 году, значит, в 370 ему было 16 лет. По версии Лопухина, Мелетий крестил Златоуста в 369 году.
  
  По хронологии Палладия, Златоуст ушёл из монастыря в 379 году. Следовательно, репрессии афанаситов стали причиной, почему он написал книгу 'К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни'[6]. По хронологии Лопухина, Златоуст ушёл из монастыря в 378 году, когда империй руководил ариани Валент. Причиной его ухода из монастыря якобы стало непреодолимое желание испытать себя аскетической жизнью в пещере.
  
   2
  
  Исторический факт: Златоуст внезапно исчез из монастыря (по моей версии, из Антиохии после религиозного восстания). Жил известный человек в монастыре (Антиохии) и вдруг куда-то пропал. Как я думаю, современники объясняли его исчезновение ссылкой на остров Патмос. Афанаситы придумали другую версию: Златоуст уединился в пещере, никому не сказав.
  
  'Желая большего уединения, он тайно удалился оттуда (из монастыря. - С. Ш.) в пустыню, нашёл пещеру и пробыл в ней в течение двух лет, живя в одиночестве' (Димитрий Ростовский[7]).
  
  Как понять 'живя в одиночестве'? Автор не потрудился объяснить. Нужно догадаться самому. Златоуст раздал своё имущество. Купить еду ему было не на что. Он умер бы от голода, если бы его не снабжали едой. Его жизнь в пещере не была тайной. Причина молчания автора, - он не знает подробностей жизни Златоуста в пещере.
  
  Согласно Палладию, Златоуст родился в 352 году, поселился в пещеру в 379. Проведя в ней два года, он пришёл в Антиохию, и в 381 году епископ Мелетий накануне своей смерти назначил его диаконом. Если Златоуст родился в 354 году, тогда он, согласно хронологии Палладия, вышел бы из монастыря в 381 году. Как я думаю, редактор книги Палладия состарил Златоуста на два года, чтобы у того появилось время для жизни в пещере.
  
  Рассказ Палладия о жизни Златоуста в пещере - это тоже небылица редактора. Если бы Златоуст на самом деле жил в пещере, он, наверное, сам рассказал бы об этом, решив поделиться бесценным опытом. Он написал несколько книг о монашеской жизни.
  
  По версии Морозова, Златоуст ушёл из монастыря к Мелетию в 379 году. Тот рукоположил его в диаконы и через два года умер.
  
  'Предание о его двухлетнем пребывании в пустыне, в неведомой пещере такая же легенда, как и сотни остальных, которыми переполнена его жизнь. Если бы такая пещера существовала, то она давно была бы местом пилигримства верующих. Да и времени для этого анахоретства мы не находим в хронологии его жизни. Сопоставляя все известные нам факты, мы приходим к заключению, что он убежал из монастыря прямо в Антиохию, к епископу Мелетию' (Н. А. Морозов).
  
  Возможно, историк Сократ первый понял, что Златоуст не должен уйти из монастыря в 379 году, когда пришёл к власти Феодосий, отобравший у ариан церкви и выгнавший их из монастырей. Это совпадение давало повод заподозрить, что афанаситы выгнали Златоуста из монастыря, не пожелавшего стать членом их партии. Сократ объявил, что Златоуст ушёл из монастыря в уединённое место после смерти Мелетия (ум. 381) и прожил в этом уединённом месте три года.
  
  Сократа не устраивало, что Флавиан, преемник Мелетия, назначил Златоуста пресвитером. Этот епископ был затаившимися арианином, ждущим нового императора защитника ариан. Сократ объявил, что Евагрий назначил Златоуста пресвитером.
  
  'Когда Мелетий скончался в Константинополе, Иоанн оставил общество мелетиан и, прервав сношения с Павлином, целые три года провёл в уединении, а впоследствии, по кончине Павлина, преемником его Евагрием рукоположен был в пресвитера' (Сократ, 6: 3).
  
  Епископ Павлин и его преемник Евагрий, о которых сообщил Сократ, - это афанаситы, незаконные епископы Антиохии, ставленники Римских пап. Законными епископами Антиохии были затаившиеся ариане - Мелетий и его преемник Флавиан.
  
  Антиохийская схизма: Мелетий (360-381) - арианин; Евзой (360-376) - арианин; Павлин (362-388) - афанасит; Виталий (375-?) - аполлинарист; Дорофей (376-380) (наследник Евзоя); Флавиан (381-404) (наследник Мелетия); Евагрий (388-392) (наследник Павлина).
  
  Якобы Евагрий назначил Златоуста пресвитером - это не ошибка Сократа. Это первая попытка афанаситов объявить Златоуста членом их партии. Как я думаю, Сократ знал, что епископ Флавиан назначил Златоуста пресвитером. Об этом факте знали все его современники! А также он знал, что Флавиан был затаившимся арианином. Римские папы Дамас и Сириций умоляли императора Феодосия репрессировать Флавиана. Он наказывает своих врагов, а врагов Римских пап не трогает! Нынешние учёные объясняют их вражду к Флавиану предстоятельством: Римские папы считали законным епископом Антиохии Павлина, который, согласно Феодориту, был савеллианином. Если бы Флавиан был потомственным афанаситом, у Сократа не было бы повода указывать на Евагрия. Он солгал в глаза, сообщив, что Евагрий назначил Златоуста пресвитером. А если Сократ солгал в случае с назначением, значит, мог солгать и об уединённой жизни Златоуста.
  
  У Златоуста был больной желудок. Афанаситы объясняют причину болезни - его аскетической жизнью в пещере.
  
  'Он так испортил себе желудок жестоким питанием, что уже не в силах был переваривать общепринятые виды пищи. Большей частью довольствовался рисовой кашкой' (А. В. Карташёв). 'Когда он явился в Константинополь (был избран патриархом 26 февраля 398 года. - С. Ш.), то был совершенно больным и не мог ничего есть, кроме рисового супа' (В. В. Болотов). Палладий, рассказывая о жизни Златоуста в пещере, сообщил, что тот 'пребывал большей частью без сна', ни разу не лёг - в течение двух лет. Результат: у Златоуста повредились внутренние органы - соседние 'с почками'[8].
  
  Испортить желудок можно где угодно, - в том числе и дома. Тысячи людей заработали язву желудка дома. Почему афанаситы указывают на пещеру? Зачем нужны экстремальные условия? Златоуст испортил желудок в тюрьме или ссылке на острове Патмос. Вот почему афанаситы говорят, что он испортил желудок в пещере. Условия жизни в тюрьме, ссылке и пещере - одинаково трудные, ненормальные. Не было бы тюрьмы и ссылки, не было бы и пещеры.
  
  Другая моя версия, почему у Златоуста был больной желудок, - сверхъестественная, связанная с 'Апокалипсисом'.
  
  'И я пошёл к Ангелу, и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь её; она будет горька во чреве твоём, но в устах твоих будет сладка, как мёд. И взял я книжку из руки Ангела, и съел её; и она в устах моих была сладка, как мёд; когда же съел её, то горько стало во чреве моём' (Апок. 10: 10).
  
  Современники предполагали, что Златоуст не оправился после того, как съел книгу, которую дал ему ангел.
  
  Апостол Павел тоже был физически нездоровым человеком. Ему дано было жало в плоть. Он просил Бога избавить его от этой немощи, но Тот отказал: 'Ибо сила Моя совершается в немощи" (2 Кор. 12: 7-9).
  
  Возможно, болезнь Златоуст - это надуманное объяснение его аскетического меню: он ел рисовую кашу, дав обет воздержания. Современники, теряясь в догадках, решили, что у него болит желудок.
  
  Почему Златоуст оказался в тюрьме? Император Феодосий репрессировал Златоуста, 'не заступившегося за честь царя': он не помешал жителям Антиохии, когда те разбили его статую и статую жены (387). Причина восстания - религиозная. Не все согласились с Феодосием, что учение афанаситов - апостольское. По мнению Лопухина, причина восстания - незапланированный налог. Феодосию понадобились деньги для пышного торжества по случаю двух юбилейных дат - пятилетие, как он объявил своего сына Аркадия соправителем - Августом (388), и десятилетие своего собственного правления (389). Он решил отпраздновать эти два события в 388 году. А руководителем мятежа в Антиохии, по мнению Лопухина, была безликая чернь.
  
  Древние афанаситы, объясняя причину исчезновения Златоуста из Антиохии, не могли поселить его в пещеру после восстания: все сразу поймут, что его отправили на остров Патмос. 'Палладий' сдвинул время его исчезновения из монастыря (Антиохии) на восемь лет. Сократ - на шесть. Златоуст якобы ушёл в пещеру в 379 или 381 году.
  
  Моё предположение имеет право на существование: Лопухин, выстраивая идеологически правильную версию событий, состарил Златоуста на семь лет, чтобы тот стал сознательным участником похорон мучеников, казнённых Юлианом, а его древние однопартийцы сдвинули время исчезновения Златоуста из монастыря (Антиохии).
  
   3
  
  Мне не удалось найти первоисточника рождения Златоуста в 354 году. Но этот источник существует или существовал. На него ссылаются Н. А. Морозов, И. Мейендорф и автор статьи о Златоусте, размещённой в Православной энциклопедии. Моё доказательство, что Златоуст родился в 354 году основано на косвенных доказательствах.
  
  Император Валент (364-378) решил истребить чародеев. 'Однажды правители возымели подозрение на наш город, (тогда я был ещё юношею) и, окружив его извне воинами, искали, не попадутся ли где чародейские и волшебные книги' (И. Златоуст[9]).
  
  В каком году Валент ополчился на чародеев? Согласно Марцеллину - в 371-373 гг. Если Златоуст родился в 354 году, значит, ему было 17-19 лет. Воины искали в Антиохии чародейские и волшебные книги. В то время 'я был ещё юношею' (И. Златоуст).
  
  Друг Златоуста увидел в реке книгу. Сначала они подумали, что это полотно. А пригляделись - книга! 'Я смеялся и спорил с ним, чтобы находка была общею'. Они начали читать и вдруг поняли, 'что это - волшебная книга'. Мимо проходил воин, и друзья оцепенели от страха. Власти казнили автора книги. Арестовали даже самых 'неподозрительных людей'. Им не поверят, что они вынули книгу из реки для того, чтобы уничтожить её. Они выбросили книгу 'и избавились от крайней опасности'.
  
  Со слов Сократа, причина ненависти Валента к чародеям заключалась в том, что некие 'затейливые люди' узнали от 'злого демона' имя следующего императора.
  
  'Какой-то злой демон вздумал воспользоваться жестокостью царя. Он подстрекнул затейливых людей к заклинанию мёртвых и гаданию, кто будет царствовать после Валента. Эти люди прибегли к каким-то волшебным средствам, и демон объявил - неясно, но, по обыкновению, косвенно, - показав четыре буквы Ф, Е, О и Д, и сказав, что ими начинается имя того, кто будет царствовать после Валента, и что это имя - сложное. Молва о том дошла до царя, и царь, презрев заповеди христианства, погубил многих, подозреваемых им в тирании. Он лишил жизни Феодоров, Феодотов, Феодосиев, Феодулов и всех, носивших имена, подобные этим. В числе их погиб и некто Феодосиол, муж благородный, происходивший из знатной семьи в Испании. Страшась угрожавшей опасности, многие тогда переменили свои имена и отказывались, как от беды, от тех названий, которые дали им их родители' (Сократ, 4: 19).
  
  Валент казнили всех крупных чиновников, в именах которых были буквы 'ФЕОД'. В том числе, испанца Феодосия старшего, отца будущего императора - Феодосия Великого младшего (379-395).
  
  'Обстоятельства опалы и казни Феодосия старшего остаются не до конца ясными. Феодосию-младшему в виде милости было позволено удалиться в Испанию в своё имение и вести там частную жизнь' (М. М. Казаков[10]).
  
  Феодосий старший 'был казнён за какое-то будто бы политическое преступление' (А. В. Карташёв).
  
  Император Валент казнил Феодосия старшего не за политику: он казнил его только потому, что в его имени были четыре буквы ФЕОД. Согласно чародеям, человек с таким именем станет императором (узурпатором, как предполагал Валент).
  
  Колдовство чародеев в изложении Марцеллина (29: 1).
  
  Некто Прокопий, известный, страстный интриган, донёс императору Валенту, что придворные Анатолий и Спудасий, уличённые в растрате казённых денег, решили убить комита Фортунациана, который взыскивал с них деньги. Они обратились за помощью к колдуну Палладию, и Гелиодору, толкователю судеб по гороскопу. Валент распорядился допросить Палладия. Не выдержав строго допроса, Палладий сообщил, 'что дело, разбирательство которого происходит, пустое и не стоящее внимания; а что он, если позволено будет дать показания, разоблачит другое дело, поважнее и пострашнее'. Заинтригованный судья позволил дать показания. Палладий сообщил о заговоре против императора! Правитель провинции Фидустий тайно выведал имя того, кто станет императором после Валента.
  
  Решив узнать имя следующего императора, Фидустий обратился к опытным прорицателям - Гиларию и Патрицию.
  
  Прорицатели в льняных платьях и льняных сандалиях очистили дом арабскими благовониями, установили в центре комнаты столик и положили на него круглое блюдо, изготовленное из различных металлов, по окружности которого были искусно вырезаны двадцать четыре буквы алфавита на точно отмеренных расстояниях. Один из прорицателей привязал тонкую льняную нитку к лёгкому кольцу, освященному магическими формулами, и, держа кольцо за нитку над блюдом, произнёс таинственные заклинания (молитву божеству, от которого исходит откровение будущего), долго и много волхвовал, - и вдруг кольцо пришло в движение, останавливаясь на буквах!
  
  'Когда мы вопрошали, кто будет преемником нынешнего императора, кольцо захватило два слога: ФЕО'. Прорицатели решили, что следующим императором станет - Феодор, 'достигший второго ранга среди нотариев. Происходивший из древнего знатного рода в Галлии, он отличался скромностью, образованностью, располагающими манерами обращения, научными познаниями; он всегда казался выше того ранга и должности, которые занимал, и пользовался расположением, как у высших, так и у низших'. Они не провели исследования до конца, ограничились этими буквами. Они были совершенно уверены в том, что Феодор тот человек, о котором они спрашивали.
  
  Валент арестовал Феодора. Чиновник молил о прощении. Узнав о пророчестве, он несколько раз пытался донести о нём императору, но его отговорили чародеи, 'настаивая, что осуществление этой надежды обойдётся без преступных попыток захвата верховной власти, а придёт само собою, в силу решения неизменной судьбы'. Валент не поверил Феодору: предъявил ему письмо к прорицателю Гиларию, в котором он спрашивал прорицателя 'о времени исполнения своего желания'.
  
  Феодора, обольщенного сомнительным известием, прорицателей, не проведших исследования до конца, - казнили. Заодно казнили 'целую толпу людей высоких рангов, в которых видели главных руководителей дела. Император издал рескрипт, в котором изрёк надо всеми безо всяких оговорок смертный приговор'.
  
  По мнению Валента, человек с буквами ФЕОД в имени мог быть только мерзким узурпатором. Валент не знал будущего. Сначала его единственный сын Галат, наследник престола, умрёт от непонятной болезни. А потом готы уничтожат армию Валента, спалят дом, в котором раненый Валент и его штаб забаррикадируются.
  
  Следующим императором Востока (а затем и всего Римского мира) стал человек, в имени которого были буквы ФЕОД - Феодосий Великий. Со слов Марцеллина, некое божество открыло прорицателям эти буквы. Сократ решил, что этим божеством был злой демон. Если Сократ не ошибся, тогда предсказание злого демона исполнилось.
  
   4
  
  Первые биографы и древние историки умолчали о религиозной принадлежности родителей Златоуста. Лопухин объявил его родителей - афанаситами, не указав источника. Доказательство Лопухина, - наверное, книга патриарха 'К молодой вдове', в которой редактор этой книги сообщил, что мать Златоуста была христианкой.
  
  'Когда я был ещё молод, помню, как учитель мой (а он был суевернейший из всех людей) (язычник Ливаний, по мнению историков. - С. Ш.) при многих удивлялся моей матери... услышав, что я сын вдовы, он спросил меня о возрасте моей матери и о времени её вдовства. И когда я сказал, что ей сорок лет от роду и что двадцать лет уже прошло, как она лишилась моего отца, он изумился, громко воскликнул и, обратившись к присутствовавшим, сказал: "ах! какие у христиан есть женщины!"' (И. Златоуст[11]).
  
  Безбрачие - не изобретение христиан. Девы были всегда. Нерон изнасиловал девственницу Рубрию, давшую обет безбрачия, весталку - жрицу богини Весты. Похвала Ливания уместна в том случае, если у язычников не было дев. Ливаний воскликнул: 'Ах! какие есть женщины!' Редактор восстановил первоначальный текст, якобы испорченный еретиками: 'Ах! какие у христиан есть женщины!'
  
  Морозов объявил родителей Златоуста язычниками, тоже не указав источника. Его доказательство основано, наверное, на биографии Златоуста, которую написал митрополит Александрийской епархии Георгий (621-630).
  
  Секунд и Анфуса, родители Златоуста, 'были язычниками' (Георгий[12]).
  
  Ученики спросили престарелого Ливания, кому занять его место? 'Он, говорят, отвечал: Иоанну бы, если бы не отняли его христиане' (Созомен, 8: 2). Ливаний не сказал бы о Златоусте так, если бы тот родился в потомственной христианской семье.
  
  Георгий, сообщив, что родители Златоуста были язычниками, не указал источника. Он не был современником Златоуста. Он ссылался на чью-то информацию.
  
  Древние биографы Палладий и Псевдо-Мартирий, древние историки Сократ, Созомен и Феодорит умолчали о религиозной принадлежности и национальности родителей Златоуста. Возможно, он был евреем. Если бы он был греком или сирийцем, афанаситы оставили бы эту информацию. Они 'забыли', что он был евреем, потому что приписали ему свои антисемитские сочинения. Еврей проклинает евреев. Нелогично. Афанаситы не могли забыть национальность Златоуста. Они ничего не забывают просто так.
  
  По моей версии, отец Златоуста носил второе латинское имя Секунд - Secundus. У многих евреев было два имени. Апостол Павел получил при рождении имя Савл. Павел (Paulus) - его второе латинское имя.
  
  Косвенным доказательством еврейской национальности Златоуста служит маниакальное желание его врагов помыться с ним в бане. Он мылся один. Мрачный архидиакон Серапион, верный слуга Златоуста, не любивший повторять дважды, никого не пускал. Как я предполагаю, его врагам хотелось узнать обрезан он или нет. Греки не верили даже еврею Епифанию Кипрскому, врагу Златоуста, что он не обрезан. Епифаний умер на корабле, когда возвращался домой на остров Кипр. Одному матросу до такой степени захотелось узнать, обрезан Епифаний или нет, что он решил снять с него штаны. Но вдруг покойник ударил матроса 'правой ногой', и тот - умер (Димитрий Ростовский[13]). Феофил Александрийский, другой враг Златоуста, обвинил его в том, что он оправдал иудеев.
  
  Учёные объясняют иудейскую тенденцию 'Апокалипсиса' еврейской национальностью автора. В седьмой главе Иоанн Богослов перечислил двенадцать колен Израиля, общим числом 144 тысяч человек, которых Бог объявил своими верными рабами. Если бы автор был, например, греком, он, как думают учёные, не стал бы хвалить евреев. На мой взгляд, какой бы национальности Иоанн не был, он не посмел бы умолчать о том, что Бог похвалил евреев. Через евреев, Своего первого сына, Бог открыл Себя другим людям.
  
  По версии Лопухина, Златоуст получил начальное образование 'при помощи наёмных учителей или в какой-нибудь христианской школе'. Потом учился в языческой школе профессора риторики Ливания, в которую поступил по совету своей мамы Анфусы, 'глубокопреданной православной церкви'. Обратив внимание на ораторские способности сына, она предложила ему завершить своё образование каким-нибудь специальным курсом - для успеха на житейском поприще. Богатые христиане стремились дать своим детям высшее светское образование. Например, у Ливания 'учился святой Василий Великий и даже впоследствии поддерживал переписку с ним'. На этом образование Златоуста, по мнению Лопухина, закончилось.
  
  Согласно Георгию, он продолжил учиться в Афинах, решив 'дополнить образование, чтобы ни в чём не иметь недостатка'. Златоуст изучил математику, геометрию, литературу, астрологию. 'Школа эта была языческая, и в ней преподавались в полном размере все науки того времени' (Н. А. Морозов).
  
  Афанаситы не согласны с Георгием. Жизнь Златоуста расписана по минутам. Он не мог учиться в Афинах: у него не останется времени для жизни в пещере!
  
  'Не существует никаких свидетельств о пребывании молодого Иоанна в Афинах. По мнению издателя "Жития" Ф. Алкэна, вся эта глава является вымыслом агиографа' (А. С. Балаховская[14]).
  
  Афанаситы отобрали у Златоуста диплом высшего образования!
  
  Златоуст 'мог достигнуть высших должностей - подпрефекта, префекта, патриция и консула' (А. П. Лопухин). Но выбрал церковную карьеру: стал рядовым монахом. Он мог достигнуть высших должностей в единственном случае, если у него было высшее образование. Школа в Афинах была, как университет. Василий Великий, Григорий Богослов, император Юлиан учились в Афинах. А Златоуст якобы не учился. Во времена Георгия все знали, что Златоуст учился в Афинах.
  
   5
  
  Косвенным доказательством того, что Златоуст был автором 'Апокалипсиса', по мнению Морозова, является небылица о встрече Златоуста с апостолом Иоанном в монастыре, в котором Златоуст жил после смерти матери.
  
  В том же монастыре жил благочестивый старец Исихия, имеющий дар прозорливости. Однажды ночью, когда все спали, 'он увидел, как в комнату Иоанна вошли два человека. Один из них подал ему свиток папируса и сказал: "Прими этот свиток из моей руки. Я Иоанн, лежавший на груди властелина на тайной вечере. Я оттуда почерпнул божественное Откровение. И тебе бог даёт узнать (из него) всю глубину премудрости, чтобы ты напитал людей нетленной пищей и премудростью и заградил еретические и иудейские уста, говорящие беззаконие на нашего бога"' (Н. А. Морозов[15]).
  
  По версии Морозова, этот рассказ является отголоском существовавшего некогда мнения, что 'Апокалипсис' был опубликован Златоустом, но на самом деле принадлежал перу другого, ещё боле великого Иоанна, рыбака с Генисаретского озера.
  
  'Мы видим здесь как бы кончик того моста, по которому в пятом веке был сделан переход от одного Иоанна к другому: сначала Иоанн Антиоxийcкий был объявлен не самостоятельным автором Апокалипсиса, а только его передатчиком, или даже плагиатором книги, принадлежавшей на самом деле непосредственному ученику Христа, а затем, чтобы не возбуждать сомнений в подлинности книги, было замолчано и самое посредничество второго Иоанна' (Н. А. Морозов).
  
  Златоуст молился в келье монастыря. И вдруг перед ним предстал ангел в сверкающей одежде. Напуганный Златоуст 'упал на землю весь дрожа. Ангел, взяв его за руку, поднял, говоря: "Встань и не бойся"' (Георгий[16]).
  
  Этот рассказ Георгия удивительно похож на рассказ Иоанна Богослова о встрече с Иисусом Христом. 'И когда я увидел его, то пал к ногам его, как мёртвый. И он положил на меня десницу свою и сказал мне: не бойся' (Апок. 1: 17).
  
  Рассказ Георгия является другим косвенным доказательством того, что Златоуст был автором 'Апокалипсиса'. Георгий изложил свою версию событий: Златоуст якобы встретился не с Иисусом, а с ангелом Господним, который сообщил ему, что епископ Антиохии Флавиан решил назначить его пресвитером.
  
  Иоанн Богослов сообщил о скором конце мира: 'Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нём; ибо время близко' (Апок. 1: 3). Златоуст тоже говорил жителям Константинополя о скором конце мира и те поверили ему. Раскаяние жителей было настолько глубоким, что Бог отменил конец мира.
  
  Августин Гиппонский (354-440) напомнил своим слушателям событие, которое случилось несколько лет назад в Константинополе при императоре Аркадии. Бог, решив устрашить жителей и устрашением наставить на путь истинный, 'как говорят', пришёл в видении одному военному человеку и сказал ему, что Константинополь погибнет от огня, который сойдёт с неба, и велел сообщить епископу. Епископ, поверив военному, обратил город к покаянию, как Иона - Ниневию.
  
  В назначенный день, когда солнце село за горизонт и мир погрузился во тьму, показалось на востоке небольшое огненное облако, оно росло по мере приближения к городу и, наконец, нависло над городом жутким огненным покрывалом. Перепуганные жители сбегались в церковь. Церковь не могла вместить всех желающих. Жители каялись, принимали крещение - не только в церкви, но также в квартирах и на улицах. Когда Бог подтвердил слово Своё и слова Своего пророка, облако стало 'уменьшаться и мало-помалу исчезло'[17].
  
  Августин не назвал имена военного и епископа.
  
  Епископ, который обратил при императоре Аркадии жителей Константинополя к покаянию, - это Златоуст: он призывал жителей Константинополя к покаянию, ставя в пример жителей Ниневии. Жители Ниневии покаялись, и Бог отменил наказание.
  
  Августин (или редактор его книги) придумал военного (посредника) только для того, чтобы скрыть общение Златоуста с Иисусом Христом. Афанаситы не могли забыть имя пророка Бога: Августин назвал военного - пророком Бога. Его сообщение подтвердилось, доведя жителей Константинополя до истерики. Автор 'Апокалипсиса' общался с Иисусом. А Златоуст якобы не общался ни разу. Некий военный человек рассказал Златоусту о гневе Бога. Попытка скрыть общение Златоуста с Иисусом Христом - косвенное доказательство того, что он является автором 'Апокалипсиса'.
  
   14
  Арианин Мелетий назначил Златоуста диаконом, арианин Флавиан - пресвитером. Значит, Златоуст тоже был арианином.
  
  Косвенным доказательством того, что Златоуст был арианином, - является уничтоженная книга арианина Филосторгия 'Церковная история', дошедшая до нас в пересказе патриарха Фотия. Филосторгий, рассказав о людях знавших Златоуста, должен был рассказать и о Златоусте. Как я предполагаю, 'безбожный сочинитель лжи' сообщил о нём нечто такое, что у Фотия не хватило смелости оставить этот рассказ. Или афанаситы отредактировали Фотия, уничтожив любое упоминание о Златоусте.
  
  Арианскому историку, жителю Константинополя, был тридцать лет, когда Златоуст стал патриархом. Патриарх - ссыльный - землетрясение. Перепуганная Евдоксия попросила Златоуста защитить столицу от уничтожения. Златоуст - опять патриарх! Филосторгий был свидетелем этих удивительных, необычных событий.
  
  Он рассказал об Аркадии, Евдоксии, Мелетии, Флавиане, лично знавших Златоуста, и ничего не рассказал о самом Златоусте.
  
  'Нечестивый сей автор изумляется, хотя и невольно, мудрости Василия Великого и Григория Богослова' (Фотий, 8: 11). Василий и Григорий - враги. Филосторгий невольно изумлялся их мудрости. Афанасий - тоже враг. 'Вот так клевещет на святого Афанасия сей лжелюбец Какосторгий' (Фотий, 2: 11).
  
  Афанаситы сохранили бы информацию Филосторгия о Златоусте, если бы он называл его еретиком. 'Нечестивый сей автор изумляется, хотя и невольно, мудрости Иоанна Златоуста' или 'Вот так клевещет на святого Иаонна Златоуста сей лжелюбец Какосторгий'. Если бы Филосторгий отозвался о Златоусте именно так, афанаситы обязательно сохранили бы эту информацию! Они уничтожили книгу арианского историка, потому что тот рассказал, что Златоуст был оригенистом, арианином, аномеем.
  
  Косвенное доказательством того, что Златоуст был арианином, - молчание Руфина о Златоусте. Златоуст умер в 407 году. Руфин - в 410. Они были врагами: афанаситы объявили патриарха своим святым в 417 году. Как я предполагаю, афанаситы отредактировали Руфина, который называл патриарха богохульным в оригинальной версии своей 'Церковной истории'. Вот почему молчит Руфин.
  
  Доказательством того, что Златоуст был арианином, - является уничтоженная книга Феофила Александрийского (384-412), главного оппонента Златоуста.
  
  'Ариане и Евномиане услаждаются Иоанновыми хулами на Христа. Иудеи и идолопоклонники-язычники оправданы тобою... Иоанн не только не христианин, но хуже царя Вавилонского, гораздо преступнее Валтасара; Иоанн преступнее идолослужителей и язычников. Спаситель сказал: "возьмите Иоанна и ввергните во тьму кромешную"' (Феофил Александрийский).
  
  Эта информация Феофила о Златоусте сохранилась в книге епископа Гермионского Факунда (VI в.) 'В защиту трёх глав'[18]. Афанаситы, объявив Златоуста своим святым, уничтожили книгу своего партийного начальника Феофила.
  
  Иероним перевёл на латинский язык книгу Феофила, в которой тот назвал святого Златоуста 'запятнанным, нечестивым, заразительным, сумасбродным, неистовствующим в безрассудстве своего тиранического ума и хвалящимся в своём безрассудстве, что он предал свою душу диаволу для осквернения... главою святотатцев, приносящим святотатственные дары, бесстыдным и тупоумным и даже самим демоном... Как диавол превращается в ангела света, так и Иоанн не был тем, чем казался... Он дерзнул сказать в церкви, что Христос просил и не был услышан. Потому что не хорошо просил... Тебе в настоящем - позор, а будущем вечная мука'[19].
  
  Златоуст - демон, глава святотатцев. А кто такой Феофил? Наследник Господа, блаженный, миротворец, отец, учитель, первосященник (Иероним[20]).
  
  Никакие препятствия не помешали Иерониму перевести книгу Феофила - ни вторжение варваров, ни холодная зима, ни голод, ни внезапная болезнь Иеронима. Он переводил урывками, по ночам. По мнению Иеронима, сочинение Феофила, в котором тот назвал Златоуста диаволом, принесёт 'пользу для всех церквей'. Красноречивая книга Феофила 'соткана из цветов Писаний'. Чтобы не упустить нюансов, Иероним перевёл книгу не слово в слово: латинский язык беднее греческого. Если Феофил одобрит старания Иеронима, значит, одобрит и себя. Иероним вложил в перевод всю свою душу. 'Итак, прими книгу твою или мою или, вернее сказать, нашу' (Иероним[21]).
  
  Феофил отразил общее мнение всех афанаситов о Златоусте - в том числе Римского папы Анастасия, Епифания и Иеронима. Они - однопартийцы. Вот почему Иероним перевёл книгу наследника Господа, отца и учителя Феофила на латинский язык.
  
  Златоуст умер в ссылке. Кто был у власти? Афанаситы. Значит, репрессировал - кто? Нынешние афанаситы обвинили Феофила, руководителя позорного собора 'у Дуба'. Он репрессировал Златоуста якобы по своей инициативе. Ему так захотелось!
  
  Феофил не смог бы снять с должности Златоуста, как не смог бы, например, епископ Киева снять с должности нынешнего патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Отправить в отставку Кирилла может один человек - президент России, при условии, что он будет императором. Он может репрессировать Кирилла. А больше никто.
  
  Император Аркадий назначил Златоуста патриархом, поверив, что тот общался с Иисусом Христом, а потом репрессировал, когда афанаситы убедили его, что книга 'Апокалипсис' - вымысел Златоуста: он - лжепророк, глава святотатцев и демон.
  
  'Акты собора "у Дуба" утеряны' (А. С. Балаховская). То есть афанаситы уничтожили порочащие их документы. Содержание актов дошло до нас благодаря пересказу патриарха Фотия.
  
  Доказательством того, что Златоуст был арианином, - является обвинение монаха Исаакия, участника собора 'у Дуба'.
  
  'Исаакий подал и жалобу против Златоуста, содержащую следующее: ... 7. что он произносит в церкви хулу, говоря, что молящийся Христос не был услышан, поскольку молился не так, как подобает' (Фотий[22]).
  
  Смерть на кресте - пугала Иисуса, как напугала бы любого нормального человека. Иисус попросил Бога избавить его от этой участи: 'Отче мой! если возможно, да минует меня чаша сия; впрочем не как я хочу, но как Ты' (Мат. 26: 38, 39).
  
  Иисус - подчинённый Бога. У Бога и Иисуса разные воли. Вот почему Златоуст считал Иисуса творением Бог. По мнению нынешних афанаситов, Исаакий якобы оклеветал Златоуста, который якобы всегда говорил, что Иисус - это Бог.
  
  Другим доказательством того, что Златоуст был арианином, является обвинение в сотрудничестве с арианином готом Гайной, полководцем императора Аркадия. Златоуст якобы попросил его сделать арианство государственной религией, когда тот станет императором.
  
  Афанаситы не стали бы выставлять себя сумасшедшими: им никто не поверил бы, если бы Златоуст был афанаситом. Им даже не пришло бы в голову обвинять их в сотрудничестве!
  
  Полководец гот Гайна достался императору Аркадию 'по наследству'.
  
  Готы разгромили армию императора Валента (378). Валент, преследуемый варварами, забаррикадировались в деревенском доме. Готы сожгли дом дотла. Феодосий разбил готов при помощи - готов, которых привлёк на свою сторону, назначив их на ответственные и высокие посты в своей администрации.
  
  Феодосий умер. Аркадий и Гонорий, сыновья Феодосия, стали императорами. Гонорий - императором Запада. Аркадий - Востока. Гот Гайна попытался захватить власть в Константинополе. Аркадий подавил мятеж. Перебил всех готов в столице и спалил их церковь.
  
  Источник информации о мнимом сотрудничестве Златоуста с Гайной - Псевдо-Мартирий, некий ученик и биограф Златоуста, сочинение которого афанаситы приписали епископу Антиохии Мартирию (461-465), жившему через полвека после этих событий[23].
  
  Псевдо-Мартирий категорически отрицает сотрудничество Златоуста с Гайной. Зачем афанаситы это задумали? Они захотели лишить Златоуста благоволения императора. Они 'сказали, что святой хочет принести ему (Гайне. - С. Ш.) в жертву одновременно дела и Церкви и государства'. Их обвинения - смехотворные.
  
  Историки Сократ, Созомен и Феодорит, получив задание записать Златоуста в афанаситы, стали скрывать его арианские корни, - сделали Златоуста и Гайну ярыми религиозными врагами.
  
  Арианин Гайна попросил императора Аркадия дать готам одну 'из церквей в городе; ибо не прилично ему, римскому военачальнику, выезжать для молитвы за городские стены' (Созомен, 8: 4). Феодосий, отец Аркадия, отобрал у ариан церкви. С тех пор они молились за городом. Златоуст посоветовал Аркадию отказать Гайне: лучше отказаться от царствования, чем стать предателем Бога. Златоуст предложил Аркадию отказаться от царствования! Созомен умолчал о том, что Аркадий ответил Златоусту. Император дал готам церковь.
  
  Если Псевдо-Мартирий был учеником Златоуста, значит, он был арианином. Редакторы сделали его афанаситом, вставив в его книгу сообщение, что он ненавидел ариан: 'Церковь со всех сторон подвергалась девятому валу арианского безумия'[24]. Редактор не знал, что для современников Златоуста таким валом был третий.
  
  'Девятый вал, - символ грозной опасности или наивысшего подъёма могучей, непреодолимой силы. В основе его лежит старинное народное поверье, будто девятый вал во время морской бури - самая сильная и опасная волна. У древних греков таким валом считался третий, у римлян - десятый'[25].
  
  В 386 году епископ Антиохии Флавиан назначил Златоуста пресвитером, и тот, как утверждает Псевдо-Мартирий, защитил Антиохию от 'девятого вала арианского безумия'. Накануне Атиохийская церковь лишилась 'некоторых своих чад' - то есть некоторые афанаситы стали арианами: одни испугались репрессий безбожного императора, другие подчинились 'господствующему мнению'. Златоуст, став пресвитером, 'с невероятной быстротой' вернул их на путь истинный. В 386 году императором был Феодосий. Он был императором уже семь лет! То есть в это время афанаситы не могли стать арианами.
  
  По мнению нынешних афанаситов, Псевдо-Мартирий ошибся: гонения на афанаситов было при Валенте (364-378). Ошибся поздний редактор. Никаких валов не было - ни девятого, ни третьего. Редактор механически вставил предложение про девятый вал ариан, упустив из вида, кто был в то время императором. Возможно, Псевдо-Мартирий говорил, что Златоуст защитил Антиохию от безумного учения афанаситов. Несколько ариан отпало от Церкви, испугавшись репрессий безбожного императора. Златоуст 'с невероятной быстротой' вернул их на путь истинный. Редактор перевернул это сообщение с ног на голову.
  
   15
  
  Афанаситы, доказывая, что Златоуст был членом их партии, ссылаются на его сочинения, которые они сами переписали.
  
  'Большинство его сочинений - застенографированные и отредактированные проповеди, изначально произнесённые устно' (И. Мейендорф). Златоуст написал некоторые книги сам, другие книги записали с его слов скорописцы (Сократ, 6: 4).
  
  Все образчики речей Златоуста, 'дошедшие до нас в произведениях средневековых монахов, следует считать подложными или составленными впоследствии кем-либо из его слушателей. В них сохранились, вероятно, одни лишь темы, а всё остальное принадлежит составителям и корректорам, или, во всяком случае, в них вкралось много посторонних вставок и поправок. Дело в том, что древние монастырские переписчики чужих рукописей почти никогда не могли воздержаться от их корректирования, когда дело касалось религиозных представлений авторов. Всё, что казалось им в устах уважаемого ими писателя не ортодоксальным, истолковывалось ими на свой лад и передавалось от его имени в искаженном виде, или просто выбрасывалось при переписке, как вставленное туда предыдущим переписчиком, и заменялось своими собственными измышлениями, нередко совершенно противоположного значения' (Н. А. Морозов).
  
  Афанаситы объявили Златоуста автором некоторых сочинений Севериана, епископа сирийского города Гавалы.
  
  'Вероятно, Севериан был учеником того же Ливания, как и Златоуст. Приёмы их красноречия сходные. Сторонники Севериана подбросили в сборники слов Златоуста несколько проповедей Севериана, в чём разобрались только новейшие издатели творений Златоуста' (А. В. Карташёв).
  
  Златоуст и Севериан - враги. Почему афанаситы объявили Златоуста автором сочинений Севериана? Златоуст должен быть афанаситом, - ненавидеть евреев и считать, что Иисус - это Бог. А таких сочинений нет. Что легче, - написать новое сочинение или объявить Златоуста автором сочинений Севериана? Они подкинули в сборники слов Златоуста тексты Севериана и десятки текстов других авторов. Результат: святой Златоуст ненавидел евреев и считал, что Иисус - это Бог[26].
  
  Афанаситы объявили Златоуста автором своих собственных сочинений, от многих из которых, по замечанию Морозова, 'он, вероятно, пришёл бы в ужас'.
  
  Одно из таких сочинений - 'Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог'[27].
  
  По мнению 'Златоуста', Иисус Христос - истинный Бог. Доказательство: Иисус основал церкви во всей Вселенной. Христианских государств настолько много, что человеку обойти их невозможно. Вот почему Иисус - это Бог!
  
  По мнению пророка Мухаммеда, Иисус - не Бог. Доказательство: пророк Мухаммед основал мечети во всей Вселенной. Мусульманских государств настолько много, что человеку обойти их невозможно. Вот почему Иисус - не Бог!
  
  По подсчётам Ватикана, опубликованным в справочнике Святого Престола Annuario Pontificio за 2008 год, мусульман стало больше, чем католиков. Один миллиард 322 миллионов мусульман, - и один миллиард 130 миллионов католиков[28].
  
  Второе доказательство 'Златоуста', - 'Книга пророка Варуха'. Варух сообщил, что Бог пришёл на землю и общался с людьми (3: 38). По мнению 'Златоуста', пророк Варух подразумевал Иисуса Христа. 'О пришествии Господа мы находим предсказание у Варуха, который говорит: "Он явился на земле и обращался между людьми"' (8).
  
  Варух жил в VII веке до н. э. Он говорил о событии случившемся. Он видел, как Бог пришёл на землю и общался с людьми. А 'Златоуст', ссылаясь на Варуха, подразумевал будущее.
  
  'Книга пророка Варуха', - неканоническая книга 'Библии'. Евреи никогда не слышали о такой книге. 'Еврейского её подлинника не сохранилось, и в русской Библии она переведена с греческого. Вследствие этого многие отрицают её подлинность и приписывают составление её какому-нибудь позднейшему эллинисту'[29]. Все пророки 'Ветхого Завета' - евреи. Ни один из пророков не сообщил, что Иисус - это Бог. Вот почему афанаситы сочинили книгу пророка Варуха. Им не хочется воевать с евреями, поэтому - 'еврейского подлинника не сохранилось'. Если бы они обвинил евреев в уничтожении книги, те сказали бы им, что они сами сочинил эту книгу.
  
  Златоуст не является автором книги 'Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог' уже хотя бы потому, что книга пророка Варуха, на которую 'Златоуст' ссылается, была написана, как я предполагаю, в X-XI вв., лет через шестьсот после смерти Златоуста.
  
  Со слов 'Ипполита', Иисус-Бог - это смычок, а пророки - музыкальные инструменты ('О Христе и антихристе'). Ипполит умер в 235 году. Смычковые музыкальные инструменты появились в Европе в Х веке. 'Ипполит' (житель Х века) ссылался на неизвестные апокрифы. Он дорого заплатил бы, если бы ему дали сочинение 'Книга пророка Варуха', в которой 'пророк Варух' сообщил, что Бог стал человеком.
  
  
   30
  
  Решение императора Аркадия назначить Иоанна Златоуста патриархом, как считает Н. А. Морозов, невозможно понять, если не признать его автором 'Апокалипсиса'. Категоричный отказ Златоуста стать епископом был реальным - в отличие от выдуманных отказов Николая Мирликийского и Епифания Кипрского. Как я предполагаю, авторы их биографий заимствовали эту историю из биографии Златоуста. Николай и Епифаний не отказывались от высокой должности. Они страстно хотели стать епископами!
  
  Патриарх Константинопольский Нектарий умер, и царедворец Евтропий предложил императору Аркадию назначить Златоуста патриархом (Палладий, 5).
  
  Евтропий должен был хорошо знать Златоуста. А тот ни разу не был в Константинополе. Между Константинополем и Антиохией одна тысяча километров по прямой. Как они познакомились? Почему Евтропий предложил именно Златоуста?
  
  По версии Карташёва, Евтропий познакомился со Златоустом в Антиохии, приехав туда по каким-то делам. Нектарий не был богословом. Евтропий решил украсить столицу Востока Римской империи артистом слова, красноречивым проповедником. Император Аркадий, очевидно, тонкий ценитель богословских лекций, согласился с Евтропием: они оба устали от рыбьего молчания Нектария.
  
  'Специальный императорский посол, в сопровождении почётной стражи, приехал в Антиохию и вручил Флавиану (епископу Антиохии. - С. Ш.) указ отпустить в Константинополь Иоанна, назначаемого "патриархом" восточной церкви' (Н. А. Морозов).
  
  Ответная реакция Златоуста - необычная, странная. Он категорически отказался! Златоуст 'укрылся от императорского посольства в храм, как делали все люди, боявшиеся преследования властей, "и вся Антиохия сбежалась к этому храму для того, чтобы его защищать". Не в силах ничего сделать с Иоанном и защищавшим его населением, торжественное посольство вернулось ни с чем к императору' (Н. А. Морозов).
  
  Златоуст ослушался императора. Дальнейшее действие светской власти? Император назначил на высокое, почётное место другого претендента? Император приказал выкрасть Златоуста из Антиохии и привезти в Константинополь!
  
  Астерий, управляющий провинцией, столицей которой была Антиохия, пригласил Златоуста в гости. Тот приехал, и он передал его людям императора.
  
  'Хорошо, что вздумал он распорядиться этим делом прежде, чем узнали антиохийцы. Известно, что по своей воле они не отпустили бы Иоанна' (Созомен, 8: 2).
  
  Златоуст был единственным талантливым богословом? Аркадий до такой степени устал от рыбьего молчания Нектария, что воспринял отказ Златоуста за личную трагедию? Он приказал выкрасть Златоуста и привести в столицу, якобы потому что антиохийский пресвитер, о существовании которого Аркадий не подозревал и проповеди которого ни разу не слышал, был якобы самым талантливым богословом.
  
  Аркадий не выкрал бы Златоуста только для того, чтобы насладиться его проповедями. Талантливых богословов хватало. Претендентов было больше, чем достаточно. Все, кому не лень, захотели стать Константинопольским патриархом!
  
  Златоуст заперся в церкви, не поверив, что его, личного врага Феодосия, автора 'Апокалипсиса', сбежавшего с острова Патмос, хотят назначить епископом Константинополя. Он 'принял это за хитрость, чтобы выманить его на расправу' (Н. А. Морозов). Ему показалось откровенным враньём предложение возглавить церковь.
  
  У Златоуста была причина бояться: он предсказал смерть Феодосия, лжепророка Иоанна и сына Феодосия - Аркадия. Его могли убить, обвинив в лжепророчестве: император Валент убил предсказателей, назвавших имя следующего императора, и предполагаемых претендентов на эту должность, в том числе отца Феодосия - Феодосия Старшего. По мнению врагов Златоуста, он был лжепророком: император Феодосий и 'пророк' Иоанн умерли естественной смертью.
  
  Царедворец Евтропий предложил императору Аркадию назначить Златоуста патриархом - по моему мнению, это небылица редактора книги Палладия. Аркадий назначил Златоуста патриархом по своей инициативе, решив умилостивить Бога: в то время он был уверен в том, что Златоуст - пророк Бога.
  
  Аркадий, император Востока, сын покойного Феодосия, 'женился на дочери франкского полководца - Евдоксии, девушке такой же суеверной, как и он сам, но несравненно более живой и энергичной. Аркадий при своей бесхарактерности и вялости сейчас же попал под власть своей жены, которая и начала управлять через его посредство всей империей. Как ни были заинтересованы представители господствующей николаитской фракции, скомпрометированные "Откровением", в том, чтобы книга Иоанна не дошла до императорской четы, но это, конечно, было невозможно ввиду производимого ею громового впечатления и ужаса, распространившегося среди самих николаитов. Рано или поздно она должна была дойти до Аркадия и Евдоксии и поразить их ужасом ещё более, чем всех остальных сторонников союза церкви с государством.
  
  Что же было им делать в этой неминуемой беде? Конечно, ничего иного, как вызвать самого провозвестника бедствий и признать его своим собственным пророком. Всё, что ему угодно приказать, немедленно исполнить, всё, что он отвергнет, немедленно предать анафеме... За всё, чем погрешили, необходимо просить искреннее прощение и дать клятвенное обещание исправиться!' (Н. А. Морозов).
  
  Златоуст прибыл в столицу Востока Римской империи. 'И вышел к нему (везомому под стражей, чтобы не сбежал) весь город с множеством вельмож, посланных императором встречать его, и принят был с почётом, и все радовались о таком светильнике церковном (которого за два года не признавали своим)' (Н. А. Морозов).
  
  Почему Златоуст согласился возглавить Церковь, осуждённую Богом?
  
  'По всей вероятности, всеобщие слёзы, раскаяние и просьбы народа сильно размягчили его сердце, и он решил молить за них бога среди вызванной им самим всеобщей паники и ожидания кончины мира' (Н. А. Морозов).
  
  Для рукоположения Златоуста в патриархи достаточно было пригласить епископа Гераклеи Фракийской[30]. Император созвал собор, - вызвал всех епископов, - то есть он отсрочил желанное рукоположение: нужно время, чтобы все епископы приехали.
  
  По версии афанаситов, император отсрочил желанное рукоположение, потому что ему захотелось торжественного постановления.
  
  'Император милостиво встретил знаменитого пастыря и, чтобы придать больше торжественности и блеска его хиротонии, вызвал для этого многих епископов, которые, во главе с патриархом александрийским Феофилом, и рукоположили Иоанна 26 февраля 398 года в сан архиепископа' (А. П. Лопухин).
  
  По мнению Балаховской, афанаситы заочно избрали Златоуста патриархом. 'Первоначально избрание святого Иоанна Златоуста на Константинопольскую кафедру произошло на соборе клира и мирян Константинополя (они избрали человека, которого ни разу не видели. - С. Ш.). Затем в Антиохию за святым Иоанном был отправлен евнух Евтропий. Для того чтобы придать избранию большую представительность, в столице был созван собор, на котором присутствовали епископы, возглавляющие важнейшие кафедры Востока. Это представительный собор и подтвердил избрание Златоуста'[31].
  
  По версии Морозова, Аркадий созвал собор по требованию Златоуста. Автор 'Апокалипсиса' не хотел возглавить Церковь, осуждённую Богом, пока лица, с которыми ему придётся общаться, не дадут ему обещания не делать более поступков противных Богу.
  
  'Как бы ни уверяли нас ортодоксальные историки, что собор этот был созван лишь потому, что "император хотел торжественного поставления Иоанна", но это простые слова, потому что ни для кого другого не собирали вселенских соборов, ни раньше, ни позже Иоанна, а посвящали прямо, вызывая для этого фракийского епископа. И когда все эти обещания были ему даны епископами, пораженными ужасом от перспективы скорого пpишecтвия Христа, как оно описано в "Откровении", Иоанн, вероятно, и согласился считать их за своих' (Н. А. Морозов).
  
  Златоуст назвал день Страшного Суда. Он - виновник паники среди христиан. Афанаситы объявили слухи о предстоящем конце мира - происками язычников.
  
  'Языческие оракулы распространяли среди народа будто бы древнее предсказание, что все успехи христианства... должны будут закончиться с четвёртым веком, и 400-й год должен ознаменоваться постыдным падением христианства и полным торжеством язычества. Тёмные массы, склонные ко всему таинственному, не без волнения ожидали конца века' (А. П. Лопухин[32]).
  
  'Эдикт императоров Аркадия и Гонория в начале 399 года запретил всякие спектакли по воскресеньям, а в 400 году весной к ним прибавили ещё неделю перед Пасхой и неделю после неё. Такова была паника перед началом пятого века. Заметим, что с весны у византийцев начинался новый год' (Н. А. Морозов).
  
  Народ каялся, ожидая пришествие Христа. Театры, стадионы опустели.
  
  Златоуст говорил прихожанам о близком пришествии Христа: 'Властелин близок: ждите его. Мы не далеки от исполнения (пророчества), и мир уже склоняется к концу. Это возвещают войны, бедствия и землетрясения. Это возвещается иссяканием любви. Как тело в предсмертной агонии испытывает всевозможные боли, как здание перед крушением роняет отваливающиеся доски крыши и стен, так и бедствия, нахлынувшие со всех сторон, возвещают кончину мира'[33].
  
  Другая тема проповедей Златоуста, которая соответствует кончине мира, - безграничное милосердие Бога к кающимся грешникам.
  
  Иисус простил бы даже своего предателя Иуду, если бы тот 'не впал в отчаяние и не повесился. Раскаялся Иуда. Согрешил, предав кровь неповинную... А то, что Иуда спасся бы, если бы остался жив, подтверждается распинателями, потому что Иисус спасал вешавших его на кресте и на самом кресте молил о них Отца' (И. Златоуст[34]).
  
   31
  
  Златоуст был неравнодушным к звёздам. Значит, он мог быть астрологом. И мог зашифровать в зверях и всадниках 'Апокалипсиса' - созвездия неба и планеты в этих созвездиях. (Возможно, зашифровал Иисус Христос: Златоуст написал с его слов). Морозов, определив положения планет в созвездиях, вычислил, что Иисус общался со Златоустом в воскресенье 30 сентября 395 года.
  
  'Не для того дана ночь, чтобы мы во всю её спали... посмотри на хор звёзд, на глубокую тишину, на великое безмолвие... Если взглянешь на небо, испещрённое звёздами... то получишь совершенное удовольствие, помыслив тотчас о Создателе' (И. Златоуст[35]).
  
  Златоуст попросил 'народ пребывать по ночам в молитвах' (Палладий, 5). Как я предполагаю, он не ограничивался молитвами в церкви. Если бесчисленные звёзды напоминали ему о Создателе, значит, он мог предложить народу разделить с ним восторг - посмотреть на ночное небо, испещрённое звёздами. '...и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий... и радуга вокруг престола' (Апок. 4: 3). По толкованию Морозова, престол на небе - это созвездие Кассиопеи, которое называлось в древности Троном. А радуга вокруг престола - это Млечный Путь. Звёзды Трона находятся на фоне приглушённого блеска Млечного Пути. Не всем клирикам понравилось бодрствовать по ночам. Ночные молитвы опечалили 'беспечную часть клира, привыкшую всю ночь спать' (Палладий, 5).
  
  Некоторые сторонники Златоуста были учёными - например, Филипп Сидский и диакон Ираклид.
  
  Когда Филипп был 'диаконом, то по большей части обращался с епископом Иоанном (Златоустом. - С. Ш.), любил также заниматься науками и собрал множество всякого рода книг' (Сократ, 7: 27). Златоуст назначил диакона Ираклида (Гераклида) епископом Ефеса, мужа 'изучившего круг наук' (Палладий, 15).
  
  Филосторгий тоже был неравнодушен к звездам. Однажды он увидел 'дивную и необычную' звезду.
  
  'Она была велика и сияла яркими лучами. Потом произошло стечение отовсюду других звёзд вокруг неё... Затем... свет всех их, слившись, заблистал одним столпом пламени и образовал фигуру обоюдоострого меча, великого и страшного, - и это совпадение всех звёзд являлось зрелищем поразительным' (Фотий, 10: 9).
  
  Как я предполагаю, Филосторгий комментировал 'Апокалипсис'.
  
  'И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит имеющий острый с обеих сторон меч' (Иисус Христос[36]).
  
  Филосторгий утверждает, что знамение обоюдоострого меча стало предвестником великого бедствия.
  
  'Филосторгий говорит, что в его время был такой мор людей, какого никто не знал от начала мира. Его-то, значит, и предвещала мечевидная звезда... Гибли люди всякого рода и опустошена была целая Европа, немалая часть Азии, да и значительные пространства Ливии... Множество людей погибло от меча варваров, голода и нашествия сонмищ диких зверей. К этому присоединились необычайные землетрясения, которые ниспровергали до основания дома и целые города, предавая их неизбежному разрушению... Все это ясно возвещало гнев Божий' (Фотий, 11: 7).
  
  Филосторгий опять комментировал 'Апокалипсис'.
  
  'И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нём всадник, которому имя "смерть"; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвёртою частью земли - умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными... И когда он (ангел. - С. Ш.) снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение' (Апок. 6: 8-17).
  
  Автор 'Апокалипсиса' и Филосторгий объявили варваров, землетрясения, диких зверей, язвы, которые губили граждан Римской империи, - наказанием Бога.
  
  По мнению Филосторгия, землетрясения бывают только по воле Бога для наказания грешников: других причин не бывает. 'Филосторгий пытается доказать разными способами, что землетрясения происходят не от прилива воды... но лишь божественным промыслом, для обращения и исправления грешников' (Фотий, 12: 10). Как я думаю, Филосторгий спорил с врагами Златоуста, которые утверждали, что землетрясения происходят естественным способом. Когда императрица Евдоксия репрессировала Златоуста, вдруг случилось землетрясение, которое настолько напугало её, что она сразу вернула его из ссылки и попросила прощение. Враги Златоуста должны были говорить о случайном совпадении. Если бы она не репрессировала Златоуста, землетрясение всё равно случилось бы: землетрясения в тех местах случаются постоянно. А Филосторгий считал землетрясение наказанием Бога и доказал это разными способами.
  
  Мечевидная звезда - уникальное явление. Она не была кометой, которая считалась в древности предвестницей бедствий: сначала появилась яркая звезда, затем к ней приблизились другие звёзды, как рой пчёл к матке. Их свет образовал фигуру обоюдоострого меча, рукояткой которого стала звезда, притянувшая к себе другие звёзды.
  
  Сторонники мнения, что Филосторгий комментировал 'Апокалипсис', написанный якобы в I веке, задайте себе вопрос: почему афанаситы уничтожили его книгу? Почему он умолчал о Златоусте, но рассказал о людях, биографии которых тесно переплетены с биографией Златоуста, как нитки в канате - об Аркадии, Евдоксии, Евтропии, Мелетии и Флавиане? По моему мнению, афанаситы уничтожили книгу Филосторгия, потому что он рассказал, что Златоуст был автором канонического 'Апокалипсиса'.
  
  
  
  
  
  
  [1] Православная энциклопедия.
  
  [2] 'Жизнь и труды святого Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского'. Российский Остеон-фонд. - М.:Амрита-Русь,2008. С. 62. Глава 3 - 'Святой Иоанн Златоуст на престоле Константинопольском'.
  
  Лопухин Александр Павлович (1852-1904) - окончил Петербургскую Духовную Академию, церковный писатель, библеист, переводчик.
  [3] 'Лекции по истории древней Церкви'. Т. 4. Глава 'Собор "при Дубе" и осуждение Златоуста'. С. 419-420.
  
  [4] 'Диалог Палладия, епископа Еленопольского, с Федором, римским диаконом, повествующий о жизни блаженного Иоанна, епископа Константинопольского, Златоуста', 5. С. 74-75.
  
  'Древние жития святителя Иоанна Златоуста'. - М.: 'Паломник'. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. 2007.
  
  [5] 'Похвальная беседа о святых мучениках Иувентине и Максимине, пострадавших при Юлиане Отступнике', 3. Том 2, книга 2. Полное собрание сочинений Св. Иоанна Златоуста в двенадцати томах.
  [6] Том 1, книга 1.
  [7] 'Житие святого отца нашего Иоанна Златоустого, патриарха Константинопольского', день памяти 13 ноября.
  [8] 'Диалог Палладия', 4. С. 74.
  
  [9] 'Беседы на Деяния Апостольские'. Беседа 39. Том 9, книга 1.
  
  [10] 'Путь Феодосия I к власти'.
  
  Казаков Михаил Михайлович (р. 1957) - доктор исторических наук, профессор Смоленского гуманитарного университета.
  
  [11] 'К молодой вдове'. Том 1, книга 1.
  
  [12] 'Повествование, или житие и чудеса во святых отца нашего и вселенского учителя и архиепископа Константинопольского Иоанна Златоуста', 2.
  
  'Древние жития святителя Иоанна Златоуста'. - М.: 'Паломник'. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. 2007. С. 251.
  
  [13] 'Житие святого отца нашего Епифания, архиепископа Кипрского', день памяти 12 мая.
  
  [14] 'Древние жития святителя Иоанна Златоуста'. - М.: 'Паломник'. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. 2007. С. 486.
  
  А. С. Балаховская - автор перевода и примечаний.
  
  [15] 'Возьми сей свиток из руки моей! Я Иоанн, возлежавший во время Тайной вечери на персях Господа и от Него почерпнувший Божественные откровения. Господь дарует и тебе знание всей глубины премудрости, дабы ты напитал людей негибнущим брашном учения Христова и своими устами заградил уста еретиков и иудеев, произносящих хулы на Бога' (Димитрий Ростовский).
  
  [16] 'Повествование, или житие и чудеса во святых отца нашего и вселенского учителя и архиепископа Константинопольского Иоанна Златоуста', 16. С. 280.
  
  [17] 'Слово о разорении города Рима', 6-7.
  
  Августин произнёс это слово вскоре после взятия и разорения Рима Аларихом в 410 г.
  
  [18] 'Сочинения Факунда, еп. Гермионского в защиту трёх глав'. Историческое исследование из эпохи V-го Вселенского собора А. Доброклонского. Москва, 1880. С. 133.
  
  Доброклонский Александр Павлович (1856-1937), - окончил Московскую Духовную Академию. Эмигрировал в Сербию (1920).
  
  [19] 'Сочинения Факунда, еп. Гермионского в защиту трёх глав'. С. 133.
  
  [20] 76. Письмо к Феофилу против Иоанна, епископа Иерусалимского. Т. 2. С. 348.
  
  [21] 91. Письмо к Феофилу. Т. 3. С. 87.
  
  [22] 'Собор "у Дуба"'.
  'Древние жития святителя Иоанна Златоуста'. - М.: 'Паломник'. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. 2007. С. 518-519.
  
  [23] 'Житие во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоуста, написанное Мартирием, епископом Антиохийским'.
  
  [24] Псевдо-Мартирий. 'Житие Иоанна Златоуста'. Глава 'Рукоположение во пресвитера'. С. 185.
  
  [25] Большая Советская энциклопедия.
  
  
  
  [26] 'Весьма огорчительна для нас его нетерпимость к евреям. Иоанн был закоренелым антисемитом, он часто бранил евреев в своих проповедях, яростно и порою совершенно несправедливо' (А. Амман).
  
  [27] Том 1, книга 2.
  
  [28] 'Ватикан впервые признал, что в мире мусульман больше, чем католиков' (NEWSru.com). Время публикации 31 марта 2008.
  
  [29] Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона.
  
  [30] Согласно церковному административному делению, епископ Гераклеи Фракийской был начальником епископа города Византий (будущего Константинополя). Столичный епископ Константинополя подчинялся провинциальному - епископу Гераклеи Фракийской. Недоразумение устранили на Халкидонском соборе (451). Делегаты объявил епископа Константинополя - патриархом, начальником всех церквей Византийской империи.
  
  [31] 'Древние жития святителя Иоанна Златоуста'. - М.: 'Паломник'. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. С. 389. Примечание 132.
  [32] Лопухин сослался на книгу Августина Гиппонского (354-440) 'О граде Божьем', 18: 54-55.
  
  [33] Цитата из книги Н. А. Морозова 'Откровение в грозе и буре'.
  
  [34] 'О покаянии', 1: 3. Том 2, книга 1.
  
  [35] 'Беседы на Деяния Апостольские', Беседа 26. Том 9, книга 1.
  
  [36] 'Апокалипсис', 2: 12.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"