Шестак Сергей Алексеевич : другие произведения.

Иустин Философ

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Глава из книги Сергея Шестака "Символ веры, история догматов Христианской церкви".

  
  
  
  
  
  Иустин Философ
  
  Тема статьи.
  Согласно версии афанаситов, канонический 'Апокалипсис' написан в конце I века: Иисус Христос ненавидит диакона Николая (николаитов), объявившего разврат не грехом. Автор книги - апостол Иоанн (или, как вариант, какой-нибудь другой прямой ученик Иисуса). Я сторонник версии Н. А. Морозова: канонический 'Апокалипсис' написан в конце IV века. Иисус Христос ненавидит дела Николая Мирликийского (николаитов), ставшие предтечей инквизиции. Автор книги - Иоанн Златоуст. В этом случае, ссылка Иустина Философа (ум. 167) на 'Апокалипсис' - это вставка позднего редактора.
  
  
  Афанаситы сделали Иустина Философа (ум. 152) первым по времени христианским автором, сообщившим, что апостол Иоанн написал 'Апокалипсис'. 'У нас некто, именем Иоанн, один из апостолов Христа, в Откровении бывшем ему предсказал, что верующие в Христа будут жить в Иерусалиме тысячу лет' (Иустин, 'Диалог с Трифоном', 81). Афанаситы неслучайно выбрали Иустина: он был самый известным апологетом, пользовавшийся большим уважением у современников. Татиан назвал Иустина 'достойным великого удивления' ('Против эллинов', 18). Тертуллиан - 'философом' ('Против Валентиниан', 5) 'Мефодий Олимпийский называет его мужем "не далёким от апостолов ни по времени, ни по добродетели"' (Н. И. Сагарда).
  
  Афанаситы доказывают подлинность свидетельства Иустина об 'Апокалипсисе' знанием этого сообщения Евсевием. Иустин написал и 'диалог против иудеев: это беседа, которую он вёл с Трифоном... и вспоминает Откровение Иоанна, утверждая, что оно принадлежит этому апостолу' (Ц. и. 4: 18, 6-8). Афанаситы ссылаются на самих себя: они переписали книги Иустина и Евсевия в канцелярии Римского папы.
  
  Важное обстоятельство: Иустин в 81 главе диалога с Трифоном, как верноподданный клирик Римского папы, засвидетельствовал не только достоверность 'Апокалипсиса', но и Второго послания апостола Петра. 'День Господа как тысяча лет' (2 Пет. 3: 8). Греки, жившие в V веке, независимые от Рима, считали 'Апокалипсис' и Второе послание Петра подложными книгами. Афанаситы доказывали каноничность этих книг авторитетом достойного великого удивления Иустина. Они - не лгут: авторы этих книги - апостолы Иоанн и Пётр. Редактору для правдоподобия нужно было процитировать Петра в другой главе. Он процитировал в одной, чтобы легче искать.
  
  Ссылка Иустина на 'Апокалипсисе' напоминает иголку в стоге сена: сто страниц диалога и одно предложение. Афанаситы считают это скупое свидетельство Иустина, похожее на вставку, полноценным доказательством датировка 'Апокалипсиса' первым веком.
  
  Если бы Иустин на самом деле сказал Трифону об 'Апокалипсисе', у них началась бы оживлённая дискуссия об истории книги. Трифон обязательно попросил бы рассказать о книге, если бы не знал о ней, а если бы знал, сказал бы, что эта книга подложная: греки отрицали, что её написал апостол Иоанн. Трифон не мог без боя согласиться с Иустином: они спорили о личности Ииуса из Назарета. Трифон считал его шарлатаном. Иустин - Христом. Ссылкой на 'Апокалипсис' Иустин доказывал Трифону, что христиан ожидает прекрасное будущее. Полное отсутствие реакции Трифона на книгу 'Апокалипсис', о которой он услышал впервые или считал подложной, - это косвенное доказательство вставки.
  
  Афанаситы могли вставить цитату из 'Апокалипсиса' в 'Диалог' Иустина: они объявили Иустина автором своих сочинений, таких как - 'Послание к Зене и Серену', 'Изложение православной веры', 'Вопросы христиан к язычникам и язычников христианам', 'Опровержение некоторых аристотелевских мнений'.
  
  'Это более поздние сочинения (IV или, может быть, даже V века), составленные каким-либо благочестивым христианским писателем и надписанные именем святого Иустина для придания этим трудам большего авторитета. Это обнаруживается такими подробностями: упоминание о фактах или лицах гораздо более поздних, например, об Оригене (82-й вопрос православным) или манихейцах (вопрос 127-й), или Иринее (вопрос 126-й) или о падении язычества (вопрос 126-й). Кроме того, язык этих произведений не соответствует совсем эпохе святого Иустина; мы находим термины: ипостась, исхождение, единосущный, общий стиль свидетельствует о большей богословско-догматической зрелости, например времён арианства или несторианства' (Архимандрит Киприан[1]).
  
  Афанаситы могли вставить цитату из 'Апокалипсиса' в 'Диалог' Иустина: они вставили в его 'Первую апологию' указ императора Марка Аврелия.
  
  Император Марк Аврелий (161-180) рассказал сенату о войне с германцами. Недостаток воды сделал войска римлян небоеспособными. Отеческие боги не помогли римлянам. Христиане помолились своем Богу, чтобы Он 'утешил нас в жажде и голоде; ибо мы уже пятый день не пили воды' (Марк Аврелий[2]). И сразу пошёл дождь, который стал для римлян спасительной влагой, а для варваров - 'градом огненным'.
  
  Иустин сообщил о войне, которая была в 174 году, а он умер, согласно 'Хронике' Евсевия, в 152 году: оклеветанный циником Крискентом, 'Иустин славно пролил кровь за Христа'. Болотов назвал свидетельство Иустина о войне - 'приложением к апологии': некий редактор вставил указ Марка Аврелия в апологию Иустина.
  
  Существует два разных 'предания' гибели Иустина. 'Предание' первое: он умер в тюрьме от яда, который приготовил языческий философ Крискент. 'Предание' второе: градоначальник Рустик отрубил Иустину голову[3]. По моей версии, он умер своей смертью: если бы язычники действительно казнили Иустина, Тертуллиан ('Апологетик', 5: 5) никогда не сообщил бы, что императоры Нерон и Домициан были единственными гонителями христиан.
  
  'Сочинения Иустина исхожены критиками и историками вдоль и поперёк. Ни одна строчка не оставлена без самого тщательного анализа. О них писали сотни филологов и историков... Иустина изучали несколько сотен наиболее критических мозгов всего мира, и что же? никто, ни один из них не счёл возможным строчки, относящиеся к Апокалипсису, вырвать из общего контекста, все в один голос признавали принадлежность писаний Иустина к половине второго столетия'. Морозов голословно объявил цитату из 'Апокалипсиса' в его книге - единственной фразой, 'которой снабдил Иустина средневековый редактор (или даже составитель) его сочинения' (В. Ф. Эрн).
  
  Я разделяю мнение Н. А. Морозова, что это вставка редактора. Его версия имеет право на существование: если афанаситы объявили Иустина автором заведомо чужих книг, 'приложили' к его книге указ императора Марка Аврелия, сочинили небылицу, что язычники убили Иустина вместе с другими шестью мучениками, вставили цитату из Второго послания Петра, которое греки считали подложным, значит, могли вставить и цитату из 'Апокалипсиса'.
  
  [1] 'Патрология'. Глава 'Святой мученик Иустин Философ'. С. 177.
  
  [2] Цитата из книги Иустина Философа - 'Первая апология', 71.
  
  [3] 'Житие и страдание святого мученика Иустина Философа'. 'Страдания святого мученика Иустина и дружины его', день памяти 1 июня.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"