Шестак Сергей Алексеевич : другие произведения.

Тертуллиан

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Как афанаситы сменили веру Тертуллиану.

  
  ТЕРТУЛЛИАН
  
  Тема статьи: как афанаситы сменили веру Тертуллиану.
  
  
  По моему мнению, знаменитый римский богослов Тертуллиан (155-220) был учителем ариан. Моё доказательство основано на косвенных данных. Например, Римский папа Геласий (492-496), ознакомившись с подлинными сочинениями Тертуллиана, проклял его на вечные времена. Нынешние афанаситы считают Тертуллиана своим учителем. Их доказательство основано на книгах Тертуллиана, которые они сами же и переписали!
  
  Искать прямой арианский след в нынешних книгах Тертуллиана - бесполезное занятие. Афанаситы давно вычитали его книги и всё подчистили, - без спешки, тщательно, попутно вставив в его книги своё догматическое учение. Они записали Тертуллиана в свою партию задним числом, - очевидно, после смерти Римского папы Геласия, когда, наконец, поняли, что им нужны преемственность, учителя.
  
  Адвокат и пресвитер Тертуллиан 'был первым значительным христианским богословом, писавшим на латинском языке' (Мейендорф). Иероним сказал о Тертуллиане: 'Что образованнее, что остроумнее Тертуллиана? Его "Апологетик" и книги "против язычников" обнимают всю светскую учёность'[1].
  
  Тертуллиан был монтанистом - сторонником пророка Монтана, жившего в конце II века. (Афанаситы считают Монтана лжепророком). Чтобы понять, чему на самом деле учил Тертуллиан, надо выяснить, чему учил Монтан. Их догматические учения были идентичными. Если бы их учения различались, Тертуллиан не стал бы монтанистом.
  
  По мнению афанаситов, догматическое учение монтанистов и Римской (кафолической) церкви были тождественны.
  
  'Что касается содержания монтанистического учения, то в вопросах догматических, как категорично признают все полемисты против монтанизма и сами монтанисты, не существовало никакого различия между кафолическою церковью и монтанистами' (Болотов[2]).
  
  Если монтанисты и римляне считали, что Иисус - это Бог, тогда чем они отличались? Со слов афанаситов, монтанисты объявили себя крайними ригористами, блюстителями нравственности.
  
  'Вся новизна монтанизма заключалась в морально-аскетических, ригористических требованиях и призыве к последнему покаянию. Аскетическая жизнь требовалась, ввиду приближающегося, скорого второго пришествия Иисуса Христа' (Поснов).
  
  Доказательство В. В. Болотова и М. Э. Поснова их версии - книга партийного начальника афанаситов Епифания Кипрского и книги арианина Евсевия Кесарийского и монтаниста Тертуллиана, переписанные заинтересованными афанаситами.
  
  Болотов и Поснов, заявляя о тождественности учения афанаситов и монтанистов, ссылаются на вставки своих древних товарищей по партии. Афанаситы сфальсифицировали книгу монтаниста Тертуллиана 'Против Праксея или о Святой Троице', в которой тот изложил своё догматическое учение, а другие книги монтанистов уничтожили.
  
  Сочинения монтанистов не сохранились - 'возможно, из-за императорских указов более позднего времени, предписывающих уничтожать все монтанистские кодексы' (Мецгер[3]). Идеологам афанаситов было что скрыть.
  
  Хронология жизни Тертуллиана в изложении Болотова. Ортодоксальный член Римской церкви (197). Высказал свои симпатии к монтанистам, не разрывая союза с кафолической Церковью (201 или 202). Разорвал союз с кафолической Церковью и объявил себя монтанистом (208 или 209).
  
  Другими словами, Тертуллиан верил, как Римская церковь, что Иисус - это Бог. Ему понравилась аскетическая жизнь монтанистов. Римская церковь считала аскетическую жизнь монтанистов чрезмерной, неким мазохизмом, извращением. Оскорблённый Тертуллиан объявил себя монтанистом и разорвал союз с Римской церковью.
  
  Хронологию жизни Тертуллиана, изложенную Болотовым, нужно понимать так. Тертуллиан верил, как Римская церковь, что Иисус - не Бог. Римский папа Зефирин безосновательно объявил Иисуса - Богом. Тертуллиан высказал свои симпатии к монтанистам, объявивших Зефирина еретиком, но не разрывал союз с Римским папой, надеясь, что тот одумается. Наконец Тертуллиан разорвал союз с Римской церковью.
  
  Со слов Иеронима, Тертуллиан примкнул к монтанистам из-за оскорблений клириков Римской церкви[4].
  
  А что ему ещё говорить? Он не мог сказать, что Римский папа Зефирин, современник Тертуллиана, объявил учение Савеллия апостольским. Афанаситы сделали всё от них зависящее, чтобы никто не узнал, что их папа Зефирин (199-217) и папа Каллист (217-222) были савеллианами: если бы учёный Миноид Мина не нашёл книгу Ипполита Римского 'Философумена' в 1842 году, никто не знал бы до сих пор, что Савеллий жил в Риме. Вот почему Тертуллиан отделился от савеллианской Церкви.
  
  По моей версии, Епифаний соглал, заявив, что монтанисты верили в православного Триединого Бога: 'Об Отце и Сыне и Святом Духе думают одинаково со святой вселенской церковью'[5].
  
  Если бы монтанитсы действительно думали об Отце, Сыне и Святом Духе одинаково со святой вселенской церковью, как утверждает Епифаний, афанаситы не уничтожили бы их книги, по крайней мере, те из них, где они изложили своё учение о Триедином Боге.
  
  Информация Епифания о вере монтанистов в Триединого Бога противоречит сообщению Созомена (2: 18) и Сократа (7: 32), утверждавших, что Монтан отнимал у Сына самостоятельное бытие.
  
  Афанаситы, доказывая, что Иисус - это Бог, назвали его 'единосущным' Богу. Как понимать это слово восточные епископы не знали. Согласно Созомену, некие епископы, толкуя это слово, предположили, что афанаситы отнимают бытие у Сына, как Савеллий и Монтан. Согласно Сократу, монтанисты отнимали бытие Сына, как Павел Антиохийский.
  
  Константинопольский патриарх Несторий (428-431) исповедует Христа 'ипостасным и сущным (то есть Христос - это Бог со своим собственным бытием. - С. Ш.), и не отнимает у Него бытия, как делали Фотин и Павел Самосатский (Антиохийский. - С. Ш.), или как осмелились утверждать манихеи и последователи Монтана' (Сократ, 7: 32)[6].
  
  Савеллий и Павел отнимали бытие Сына по-разному.
  
  По мнению Савеллия, дева Мария родила Бога. Потому что Отец, Сын, Святой Дух - это три проявления Бога, три имени единой сущности, как, например, фамилия, имя, отчество. А если Иисус - одно из имён Бога, значит, у него не было своего бытия.
  
  Павел Антиохийский утверждал, что дева Мария родила обычного человека. А Сын - это Слово Бога, у которого нет своего самостоятельного бытия. Слово Бога вселилось в человека Иисуса, как вселялось до него в пророков.
  
  Монтан, отнимавший у Сына бытие, совершенно точно не был савеллианином. В противном случае, Тертуллиан никогда не примкнул бы к его партии. Следовательно, он отнимал бытие у Сына, как Павел Антиохийский, которого древние афанаситы считали учителем ариан.
  
  Писатель Коммодиан, живший в IV веке, цитировал Тертуллиана в своей книге против язычников. Коммодиан не знал догматов афанаситов: сам недавний язычник, он привёл в своей книге такие цитаты из книг Лактанция, Папия и Тертуллиана, которые вызвали у афанаситов 'отчаяние' (Геннадий Массилийский[7]).
  
  Как я думаю, отчаяние у афанаситов вызвали арианские рассуждения Лактанция, Папия и Тертуллиана, которые опрометчиво привёл Коммодиан. Его книга не сохранилась: афанаситы, заметая арианские следы Лактанция, Папия и Тертуллиана, уничтожили эту книгу.
  
  
  [1] 65. Письмо к великому оратору города Рима. Т. 2. С. 252.
  
  [2] 'Лекции по истории древней Церкви'. Глава 'Монтанизм'. Т. 2. С. 482.
  
  [3] 'Канон Нового Завета'. С.102. Мецгер сослался на Cod. Theod. XVI. 5,34.
  
  [4] 'О знаменитых мужах', 53.
  
  [5] 'Панарион', 48: 1. 'О еретиках фригийских, называемых или монтанистами, или ещё таскодругитами; двадцать восьмой, а по общему порядку сорок восьмой ереси'. Т. 2. С. 303.
  
  [6] Информация Сократа об учении Нестория противоречит информации участников суда над Несторием. Они утверждали, что его учение было тождественно учению учителя ариан Павла Антиохийского. Сократ солгал, объявив Нестория афанаситом. Цель - скрыть, что император Феодосий II (408-450), назначивший Нестория Константинопольским патриархом, поменял свою веру на короткое время - стал арианином. Несторий - ученик Феодора Мопсуестского (350-428). Златоуст и Феодор были друзьями. Афанаситы прокляли Феодора Мопсуестского посмертно - через сто лет после его смерти в 533 году, на Пятом Вселенском соборе. Феодосий II неоднократно менял свою веру: афанасит - арианин - монофизит. Подробно об этом - глава 'Чаша вина ярости гнева Бога'.
  
  [7] 'Книга о церковных писателях', 15. М. Ф. Высокий, М. А. Тимофеев, В. А. Дорофеева. 'Церковные историки IV-V веков'. Новый перевод с древнегреческого, латинского. Москва, РОССПЭН, 2007.
  
  Геннадий - пресвитер города Массилия (Марсель), современник Римского папы Геласия (492-496). Продолжил труд Иеронима, написав книгу о церковных писателях.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"