Шестакова Раиса Викторовна : другие произведения.

Corona Astralis

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  
  
  Шестакова Раиса
  
   90-летие памяти русского поэта Максимилиана Волошина
  
   CORONA ASTRALIS
  
  Название статьи и стихов переводится как Звёздная корона или Астральная корона, но в данном контексте можно назвать Звёздный венок, потому что сам автор дал подзаголовок - Венок сонетов. Сонет - это стихотворение в 14 строк из двух четверостиший-катренов и двух трёхстиший-терцетов. Он посвящён Елизавете Ивановне Дмитриевой - русской поэтессе Серебряного века. Благодаря литературной мистификации М. Волошина она получила широкую известность под именем Черубины де Габриак. Не думаю, что она была музой поэта, просто приятельница, для которой он по дружбе и душевной доброте сделал рекламу: литературный псевдоним и посвящение, чем заинтриговал читателей и способствовал успеху её стихов.
  
  Мы видим не обычные сонеты - каждый заканчивается строкой, с которой начинается следующий сонет. Это похоже на плетение венка - на стебелёк первого цветка кладётся цветок следующего растения и так до полного круга. В каждом сонете 14 строк, а всего 14 сонетов, плюс заключительный пятнадцатый, который состоит из первых строк 14 сонетов как квинтэссенция всего цикла, и предваряет поэтический венок. Удивительная, остроумная придумка поэта, тонкая ювелирная работа. За этой ажурной вязью несомненно кроется большой труд.
  
  Думается, что под затейливой формой поэтического венка скрывается тайный замысел, поэт замаскировал какие-то потаённые мысли. Читаются стихи легко, красивое звучание радует слух, но не всё понятно. Такие стихи подразумевают включение ассоциативной памяти читателя. Примерно как фильмы Андрея Тарковского. В них нет единого ответа, как в арифметической задаче. Каждый человек услышит что-то своё, близкое ему. Эти стихи разгадывают эзотерики, теософы, оккультисты, но их философские умозаключения слишком сложны для понимания неискушённого читателя. Мне думается, что этот цикл можно прочитать, вспомнив школьный курс астрономии, древнегреческой мифологии и Новый завет. Я лишь даю собственное понимание прекрасного стихотворения, не претендуя на истину, и уважая читателей, у которых может быть иное мнение.
  
  CORONA ASTRALIS
   Елизавете Ивановне Дмитриевой
  
  В мирах любви - неверные кометы -
  Закрыт нам путь проверенных орбит!
  Явь наших снов земля не истребит, -
  Полночных солнц к себе нас манят светы.
  
  Ах, не крещён в глубоких водах Леты
  Наш горький дух, и память нас томит.
  В нас тлеет боль внежизненных обид -
  Изгнанники, скитальцы и поэты!
  
  Тому, кто зряч, но светом дня ослеп, -
  Тому, кто жив и брошен в тёмный склеп,
  Кому земля - священный край изгнанья,
  
  Кто видит сны и помнит имена, -
  Тому в любви не радость встреч дана,
  А тёмные восторги расставанья!
  
  ВЕНОК СОНЕТОВ
  
  1
  В мирах любви неверные кометы,
  Сквозь горних сфер мерцающий стожар -
  Клубы огня, мятущийся пожар,
  Вселенских бурь блуждающие светы, -
  
  Мы вдаль несём... Пусть тёмные планеты
  В нас видят меч грозящих миру кар, -
  Мы правим путь свой к солнцу, как Икар,
  Плащом ветров и пламени одеты.
  
  Но, странные, - его коснувшись, прочь
  Стремим свой бег: от солнца снова в ночь -
  Вдаль, по путям парабол безвозвратных...
  
  Слепой мятеж наш дерзкий дух стремит
  В багровой тьме закатов незакатных...
  Закрыт нам путь проверенных орбит!
  
  В первых словах "В мирах любви" - подразумевается Вселенная, состоящая из множества галактик, или миров. Творец создал мироздание, наполненное гармонией и любовью. Но люди под влиянием тёмных сил во главе с Люцифером испортили его ненавистью, злом и прочими пороками. Автор назвал кометы неверными, потому что они, вращаясь вокруг Солнца и подлетая к нему, образуют светящийся хвост из газа и пыли, то есть периодически изменяются внешне.
  
  "Сквозь горних сфер" - сквозь небесные сферы "мерцающий стожар", или Стожары - древнерусское название звёздного скопления Плеяды, рассеянного в созвездии Тельца. "Тёмные планеты" - находящиеся во власти тёмных сил. "В нас видят меч грозящих миру кар" - это Архангел Михаил с мечом во главе светлого воинства. Икар - крылатый персонаж древнегреческой мифологии. "Закрыт нам путь проверенных орбит!" - крылатые первооткрыватели предпочитают неизведанные пути.
  
  2
  Закрыт нам путь проверенных орбит,
  Нарушен лад молитвенного строя...
  Земным богам земные храмы строя,
  Нас жрец земли земле не причастит.
  
  Безумьем снов скитальный дух повит.
  Как пчёлы мы, отставшие от роя!..
  Мы беглецы, и сзади наша Троя,
  И зарево наш парус багрянит.
  
  Дыханьем бурь таинственно влекомы,
  По свиткам троп, по росстаням дорог
  Стремимся мы. Суров наш путь и строг.
  
  И пусть кругом грохочут глухо громы,
  Пусть веет вихрь сомнений и обид, -
  Явь наших снов земля не истребит!
  
  "Земным богам земные храмы строя" - Бог только один - на небе, а не на Земле. Только ему надо служить, только ему можно возводить храмы, но не поклоняться идолам: золотому тельцу, Мамону, а тем более властителям, то есть "не сотвори себе кумира", как гласит одна из заповедей Моисея. "Причастие" - это таинство от Бога, блага от земных жрецов его не заменят, это всё от лукавого. "Мы беглецы, и сзади наша Троя" - Троя символизирует победу греков и поражение троянцев. Крылатые воины выбирают трудные, неизведанные пути и "Явь наших снов земля не истребит!", то есть свои сны-мечты они воплотят в реальность, несмотря на все препятствия.
  
  3
  Явь наших снов земля не истребит:
  В парче лучей истают тихо зори,
  Журчанье утр сольётся в дневном хоре,
  Ущербный серп истлеет и сгорит,
  
  Седая зыбь в алмазы раздробит
  Снопы лучей, рассыпанные в море,
  Но тех ночей - разверстых на Фаворе -
  Блеск близких солнц в душе не победит.
  
  Нас не слепят полдневные экстазы
  Земных пустынь, ни жидкие топазы,
  Ни токи смол, ни золото лучей.
  
  Мы шёлком лун, как ризами, одеты,
  Нам ведом день немеркнущих ночей, -
  Полночных солнц к себе нас манят светы.
  
  "Но тех ночей - развёрстых на Фаворе" - Христос молился на горе Фавор в Израиле в присутствии троих учеников и "преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет". Этот Божественный свет в душах верующих не может затмить даже самый яркий полдневный свет и никакое сияние сокровищ. "Полночных солнц к себе нас манят светы" - лунный свет, лунная дорожка указывают направление в новые, неизведанные дали и влекут космических путешественников.
  
  4
  Полночных солнц к себе нас манят светы...
  В колодцах труб пытливый тонет взгляд.
  Алмазный бег вселенные стремят:
  Системы звёзд, туманности, планеты,
  
  От Альфы Пса до Веги и от Бэты
  Медведицы до трепетных Плеяд -
  Они простор небесный бороздят,
  Творя во тьме свершенья и обеты.
  
  О, пыль миров! О, рой священных пчёл!
  Я исследил, измерил, взвесил, счёл, -
  Дал имена, составил карты, сметы...
  
  Но ужас звёзд от знанья не потух.
  Мы помним всё: наш древний, тёмный дух,
  Ах, не крещён в глубоких водах Леты!
  
  "В колодцах труб" - подразумевается труба телескопа, его главная конструктивная часть, несущая объектив, в который попадает свет. "От Альфы Пса" - это Сириус, звезда созвездия Большого Пса в Южном полушарии, "до Веги" - самой яркой звезды в созвездии Лиры в Северном полушарии, "и от Бэты Медведицы" - звезды в созвездии Большой Медведицы, "до трепетных Плеяд" - рассеянного звёздного скопления в созвездии Тельца. Если посмотреть на карту звёздного неба, можно поразиться масштабу, который бороздят небесные воины Света.
  
  "О, пыль миров! О, рой священных пчёл!" - миллиарды звёзд в ночном небе действительно похожи на рой бесконечно движущихся пчёл. "Мы помним всё: наш древний, тёмный дух, Ах, не крещён в глубоких водах Леты!" Лета - одна из рек в подземном царстве Аида, река забвения. "Кануть в Лету" - то есть забыть что-то или кого-то навсегда. Но наши древние сказания, наша коллективная память живёт и передаётся из века в век.
  
  5
  Ах, не крещён в глубоких водах Леты
  Наш звёздный дух забвением ночей!
  Он не испил от Орковых ключей,
  Он не принёс подземные обеты.
  
  Не замкнут круг. Заклятья не допеты...
  Когда для всех сапфирами лучей
  Сияет день, журчит в полях ручей, -
  Для нас во мгле слепые бродят светы,
  
  Шуршит тростник, мерцает тьма болот,
  Напрасный ветр свивает и несёт
  Осенний рой теней Персефонеи,
  
  Печальный взор вперяет в ночь Пелид...
  Но он ещё тоскливей и грустнее,
  Наш горький дух... И память нас томит.
  
  "Он не испил от Орковых ключей" - подразумевается подземный, кладбищенский, орковый мир, царство мёртвых. Наша коллективная память живёт, несмотря на тени Персефонеи, или Персефоны - в древнегреческой мифологии богини царства мёртвых, владычицы преисподней. "Печальный взор вперяет в ночь Пелид..." - происходящий от Пелея, в греческой мифологии имя Ахилла по отцу. "И память нас томит" - если вспомнить поэму М. Волошина "Китеж", то станет понятно, почему знание многовековой истории России тягостно вспоминать: "И в мире нет истории страшней, // Безумней, чем история России".
  
  6
  Наш горький дух... (И память нас томит...)
  Наш горький дух пророс из тьмы, как травы,
  В нём навий яд, могильные отравы.
  В нём время спит, как в недрах пирамид.
  
  Но ни порфир, ни мрамор, ни гранит
  Не создадут незыблемей оправы
  Для роковой, пролитой в вечность лавы,
  Что в нас свой ток невидимо струит.
  
  Гробницы Солнц! Миров погибших Урна!
  И труп Луны, и мёртвый лик Сатурна -
  Запомнит мозг и сердце затаит:
  
  В крушеньях звёзд рождалась мысль и крепла,
  Но дух устал от свеянного пепла, -
  В нас тлеет боль внежизненных обид!
  
  "В нём навий яд, могильные отравы" - "Навь" - обитель тёмных божеств по представлению древних славян. Как тогда травили ядами политических противников, так и сегодня: от мышьяка, сулемы и трупного яда до полония и "Новичка". "Для роковой, пролитой в вечность лавы, // Что в нас свой ток невидимо струит" - речь идёт о коллективной генетической памяти, которая струится в нас кровью предков. Она сильнее могильных плит из мрамора и гранита. "Миров погибших Урна!" - со времён древних греков и этрусков принято было хоронить прах умерших в погребальных урнах. "Но дух устал от свеянного пепла, - // В нас тлеет боль внежизненных обид!" - мы морально устали от боли за наших предков, умерших противоестественной смертью, но лавина смертей не кончается.
  
  7
  В нас тлеет боль внежизненных обид.
  Томит печаль, и глухо точит пламя,
  И всех скорбей развёрнутое знамя
  В ветрах тоски уныло шелестит.
  
  Но пусть огонь и жалит, и язвит
  Певучий дух, задушенный телами, -
  Лаокоон, опутанный узлами
  Горючих змей, напрягся... и молчит.
  
  И никогда ни счастье этой боли,
  Ни гордость уз, ни радости неволи,
  Ни наш экстаз безвыходной тюрьмы
  
  Не отдадим за все забвенья Леты!
  Грааль скорбей несём по миру мы -
  Изгнанники, скитальцы и поэты!
  
  "Лаокоон, опутанный узлами // Горючих змей" - Лаокоон - это жрец-прорицатель из Трои. Он отговаривал троянцев принять в дар коня, за что богиня Афина Паллада натравила на него и сыновей змей, которые их убили. Так вот коллективный дух народа сильнее даже Лаокоона - он "напрягся... и молчит". Историческую память, какой бы мучительной она ни была, мы не отдадим забвенью Леты, никогда не забудем наших предков. Это долг поэтов, которые во все времена были изгнанниками и скитальцами, нести чашу скорбей народа, как Святой Грааль. Из неё Христос вкушал на Тайной Вечере, и в ней по преданию находится кровь распятого Иисуса.
  
  8
  Изгнанники, скитальцы и поэты, -
  Кто жаждал быть, но стать ничем не смог...
  У птиц - гнездо, у зверя - тёмный лог,
  А посох - нам и нищенства заветы.
  
  Долг не свершён, не сдержаны обеты,
  Не пройден путь, и жребий нас обрёк
  Мечтам всех троп, сомненьям всех дорог...
  Расплёскан мёд, и песни не допеты.
  
  О, в срывах воль найти, познать себя
  И, горький стыд смиренно возлюбя,
  Припасть к земле, искать в пустыне воду,
  
  К чужим шатрам идти просить свой хлеб,
  Подобным стать бродячему рапсоду -
  Тому, кто зряч, но светом дня ослеп.
  
  "А посох - нам и нищенства заветы" - такова судьба сотен русских писателей - убитых, умерших в лагерях, изгнанных из страны и лишённых гражданства, потому что истинные поэты - посланники Бога, пророки, профеты, их устами говорит Вселенная. Только пригретые тоталитарной властью бездари, как, например, Расул Гамзатов, пресмыкаются у трона палачей за тридцать сребреников, а перед смертью испытывают жуткие муки предательства, и души их горят в аду.
  
  9
  Тому, кто зряч, но светом дня ослеп, -
  Смысл голосов, звук слов, событий звенья,
  И запах тел, и шорохи растенья, -
  Весь тайный строй сплетений, швов и скреп
  
  Раскрыт во тьме. Податель света - Феб
  Даёт слепцам глубинные прозренья.
  Скрыт в яслях Бог. Пещера заточенья
  Превращена в Рождественский Вертеп.
  
  Праматерь ночь, лелея в тёмном чреве
  Скупым Отцом ей возвращённый плод,
  Свои дары избраннику несёт -
  
  Тому, кто в тьму был Солнцем ввергнут в гневе,
  Кто стал слепым игралищем судеб,
  Тому, кто жив и брошен в тёмный склеп.
  
  "Податель света - Феб" - он же Аполлон, в греческой мифологии бог света. Отсюда его прозвище Феб - "лучезарный", "сияющий", покровитель искусств, предводитель и покровитель муз, олицетворение мужской красоты. "Скрыт в яслях Бог" - Христос родился в яслях среди животных. "Вертеп" - народный кукольный театр, а также Рождественская имитация младенца Христа в окружении Марии, Иосифа, барашков и других животных. "Свои дары избраннику несёт" - волхвы, ведомые в ночи Рождественской звездой, пришли к яслям и принесли дары Богоданному младенцу.
  
  10
  Тому, кто жив и брошен в тёмный склеп,
  Видны края расписанной гробницы:
  И Солнца чёлн, богов подземных лица,
  И строй земли: в полях маис и хлеб,
  
  Быки идут, жнёт серп, бьёт колос цеп,
  В реке плоты, спит зверь, вьют гнёзда птицы,
  Так видит он из складок плащаницы
  И смену дней, и ход людских судеб.
  
  Без радости, без слёз, без сожаленья
  Следить людей напрасные волненья,
  Без тёмных дум, без мысли "почему?",
  
  Вне бытия, вне воли, вне желанья,
  Вкусив покой, неведомый тому,
  Кому земля - священный край изгнанья.
  
  "Так видит он из складок плащаницы" - мёртвого Христа завернули в плащаницу и положили в склеп, где он воскрес и был выведен светоносным ангелом. Он жив, он "Вне бытия", то есть жив вечно и всё видит, всё знает.
  
  11
  Кому земля - священный край изгнанья,
  Того простор полей не веселит,
  Но каждый шаг, но каждый миг таит
  Иных миров в себе напоминанья.
  
  В душе встают неясные мерцанья,
  Как будто он на камнях древних плит
  Хотел прочесть священный алфавит
  И позабыл понятий начертанья.
  
  И бродит он в пыли земных дорог -
  Отступник жрец, себя забывший бог,
  Следя в вещах знакомые узоры.
  
  Он тот, кому погибель не дана,
  Кто, встретив смерть, в смущенье клонит взоры,
  Кто видит сны и помнит имена.
  
  "Но каждый шаг, но каждый миг таит // Иных миров в себе напоминанья" - так мог написать человек, осознающий себя не только гражданином планеты Земля, но всей Галактики Млечный путь и даже Вселенной - космический миссионер!
  
  12
  Кто видит сны и помнит имена,
  Кто слышит трав прерывистые речи,
  Кому ясны идущих дней предтечи,
  Кому поёт влюблённая волна;
  
  Тот, чья душа землёй убелена,
  Кто бремя дум, как плащ, приял на плечи,
  Кто возжигал мистические свечи,
  Кого влекла Изиды пелена,
  
  Кто не пошёл искать земной услады
  Ни в плясках жриц, ни в оргиях менад,
  Кто в чашу нег не выжал виноград,
  
  Кто, как Орфей, нарушив все преграды,
  Всё ж не извёл родную тень со дна, -
  Тому в любви не радость встреч дана.
  
  "Кто, как Орфей, нарушив все преграды, // Всё ж не извёл родную тень со дна" - Орфей не смог вывести Эвридику из царства мёртвых, поскольку нарушил поставленное ему условие - не смотреть на неё до выхода из царства Аида. По-моему, этот сонет посвящён теме одиночества человека в социуме и гармонии с природой.
  
  13
  Тому в любви не радость встреч дана,
  Кто в страсти ждал не сладкого забвенья,
  Кто в ласках тел не ведал утоленья,
  Кто не испил смертельного вина.
  
  Страшится он принять нa рамена
  Ярмо надежд и тяжкий груз свершенья,
  Не хочет уз и рвёт живые звенья,
  Которыми связует нас Луна.
  
  Своей тоски - навеки одинокой,
  Как зыбь морей пустынной и широкой, -
  Он не отдаст. Кто оцет жаждал - тот
  
  И в самый миг последнего страданья
  Не мирный путь блаженства изберёт,
  А тёмные восторги расставанья.
  
  "Страшится он принять нa рамена" - то есть на плечи, взять на себя груз ответственности, "Ярмо надежд и тяжкий груз свершенья". Из биографии М. Волошина следует, что он первый раз находился в браке один год, с 29 до 30 лет, и второй раз женился за 5 лет до смерти. Детей Бог не дал. Он был весь погружён в творчество, и семейные узы только обременяли его талант. Он был очень коммуникабельным и добрым человеком, к нему приезжали в год по 600 литераторов, художников, но с женщинами, по-видимому, отношения не складывались. В письме к другу он вопрошал: "Объясните же мне, в чём моё уродство? Всюду, и особенно в литературной среде, я чувствую себя зверем среди людей - чем-то неуместным. А женщины? Моя сущность надоедает им очень скоро, и остаётся только раздражение..."
  
  14
  А тёмные восторги расставанья,
  А пепел грёз и боль свиданий - нам.
  Нам не ступать по синим лунным льнам,
  Нам не хранить стыдливого молчанья.
  
  Мы шепчем всем ненужные признанья,
  От милых рук бежим к обманным снам,
  Не видим лиц и верим именам,
  Томясь в путях напрасного скитанья.
  
  Со всех сторон из мглы глядят на нас
  Зрачки чужих, всегда враждебных глаз,
  Ни светом звёзд, ни солнцем не согреты,
  
  Стремя свой путь в пространствах вечной тьмы,
  В себе несём своё изгнанье мы -
  В мирах любви неверные кометы!
  
  Мне представляется, что три последних сонета носят личностный отпечаток одиночества, и поэт смирился со своей судьбой - "А тёмные восторги расставанья, // А пепел грёз и боль свиданий - нам", "От милых рук бежим к обманным снам", "В себе несём своё изгнанье мы". В автобиографии Волошин писал так: "...моё отношение к миру - см. "Corona astralis"". То есть, он всё зашифровал в прекрасном венке сонетов. И вот уже 112 лет исследователи объясняют этот поэтический шедевр - каждый по-своему. Мне думается, что на М. Волошина могло оказать влияние стихотворение И. Бунина "Джордано Бруно":
  
  "Ковчег под предводительством осла -
  Вот мир людей. Живите во Вселенной.
  Земля - вертеп обмана, лжи и зла.
  Живите красотою неизменной.
  ................................................................
  "Вы все рабы. Царь вашей веры - Зверь:
  Я свергну трон слепой и мрачной веры.
  Вы в капище: я распахну вам дверь
  На блеск и свет, в лазурь и бездну Сферы
   .....................................................................
  "Мир - бездна бездн. И каждый атом в нём
  Проникнут богом - жизнью, красотою.
  Живя и умирая, мы живём
  Единою, всемирною Душою.
  
  Так это или нет - не столь важно. Главное - М. Волошин понимал, что во Вселенной всё взаимосвязано и взаимозависимо. Всё происходящее на Земле отзывается в Космосе. Если с нашей планетой случится несчастье, будет нарушен порядок Мироздания. Творец с тревогой наблюдает за войнами, искажающими лик Планеты и, как знать, возможно, прекратит неудавшийся эксперимент на Земле. Тогда наступит то, что в Новом завете, в Откровении Иоанна Богослова, или в Апокалипсисе, называется Армагеддон - битва сил добра с силами зла в конце времён.
  
  Два прекрасных стихотворения двух замечательных русских литераторов, сопоставимых по мощи, убедительности и красоте. Думаю, что все обратили внимание на россыпь неповторимых, блестящих метафор, свидетельствующих о большом таланте М. Волошина: "Плащом ветров и пламени одеты", "В парче лучей истают тихо зори", "Мы шёлком лун, как ризами, одеты", "Для роковой, пролитой в вечность лавы, // Что в нас свой ток невидимо струит", "И всех скорбей развёрнутое знамя // В ветрах тоски уныло шелестит". Почти каждая строка метафорическая, оригинальная, художественная - так могут писать только настоящие поэты.
  
  CORONA ASTRALIS написана в 1909 году, опубликована через год, а ещё через семь лет случилась катастрофа - октябрьский переворот, на который поэт откликнулся книгой "Распятая Россия".
  
  Шестакова Раиса
  Кандидат исторических наук, доцент
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"