Шестакова Раиса Викторовна : другие произведения.

Дутая Слава Расула Гамзатова. 2 Часть

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  Раиса Шестакова
  
  ДУТАЯ СЛАВА РАСУЛА ГАМЗАТОВА. 2 ЧАСТЬ
  (К 100-летию самой грандиозной афёры 20 века)
  
  О придворных поэтах речь мою разумей,
  Чтоб толпу лизоблюдов не считать за людей!
   А. Анвари, персидский поэт 12 века
  
  Главной задачей второй части статьи является раскрытие несостоятельности Расула Гамзатова как поэта. Читатели должны убедиться в пустоте и бессмысленности его псевдолитературных суррогатов. Для этого обратимся к анализу некоторых его стихотворных поделок. В интернете почему-то нет книг Р. Гамзатова в электронном виде, но есть более сотни стихов, как пишут составители - "лучших". Прочитала внимательно все - не впечатлило! Действительно, верна аксиома: далеко не всё, что рифмуется, является поэзией. Чтобы не быть голословной, приведу несколько примеров.
  
  РАЗГОВОР С ЧАСАМИ
  В доме я и часы. Мы одни.
  Колокольной достигнув минуты,
  Медно пробили полночь они
  И спросили:
  - Не спишь почему ты?
  Что-то мне это напоминает? Ну, конечно - Маяковский. Разговор с товарищем Лениным: "Двое в комнате. Я и Ленин - фотографией на белой стене".
  
  МОЙ ДРУГ НЕ ПИШЕТ МНЕ ПИСЕМ...
  Мой друг не пишет мне писем,
  Мой друг не пишет мне писем.
  Я сам пишу себе письма,
  Как будто пишет мне друг.
  
  "Шедевр" напоминает писателя Г. Маркеса: "Полковнику никто не пишет". Впрочем, говорят, что Гамзатов до полковника не дослужился, а имел звание майора КГБ. Вот и писал по ночам отчёты о проделанной работе. Конечно, утверждать не буду, официального подтверждения нет. Ни М. Горбачёв, ни Б. Ельцин так и не решились рассекретить архивы КГБ, в отличие от руководителей Литвы, Латвии, Эстонии, Украины, Германии. Для российских стукачей минута славы ещё впереди. О том, как госбезопасность вербовала людей, рассказывали многие известные люди из творческой среды. Одни ответили отказом, другие вынуждены были согласиться по разным причинам, в том числе, чтобы иметь возможность выезжать за границу. Р. Гамзатов, как он сам пишет, посетил множество стран и пользовался неограниченным доверием властей.
  
  ТЫ ЗАДАЁШЬ ВОПРОС СВОЙ НЕ ВПЕРВЫЕ
  Вот ты стоишь, тихонько поправляя
  Пять пуговиц на кофте голубой.
  И точка, что чернеет над губой,
  Как сломанная пуговка шестая.
  
  Вот ещё один "шедевр". Очень странное сравнение родинки со сломанной пуговицей. Весьма сомнительный комплимент. Так и всплывает в памяти нечто подобное: "Одна её нога была короче, другая деревянная была". Любовная лирика занимает в творчестве Гамзатова основное место. Это легко объяснимо: во-первых, нейтральная тематика наиболее безопасна в условиях тоталитарного режима. Во-вторых, с женщиной он чувствовал себя более уверенным, защищённым от невзгод в этом жестоком мире, полном лжи, коварства, предательства и прочих подводных течений. С женщиной он мог расслабиться и отдохнуть душой, она была его надеждой и опорой, вселяла в него спокойствие, дарила любовь. За это он был ей благодарен, о чём пишет в стихотворении "Ты среди умных женщин всех умнее":
  
  Ты среди умных женщин всех умнее,
  Среди красавиц - чудо красоты.
  Погибли те, кто был меня сильнее,
  И я б давно пропал, когда б не ты.
  ...Вот и меня спасала ты одна,
  Когда я столько раз стоял у края.
  Неверному, ты мне была верна,
  Своею верностью меня спасая.
  
  Возможно, эти стихи посвящены жене, во всяком случае, любимой, любящей и преданной женщине. Он признаёт, что благодаря ей ещё жив, не погиб, не спился, как другие его друзья. Она спасала его, когда он стоял на краю пропасти, прощала его измены, будучи ему верной подругой. Благодарность женщине, понимание её роли в его жизни свидетельствует о его признании собственного несовершенства перед ней, о его раскаянии за свои грехи. Прекрасный пол в жизни Гамзатова был отдушиной в затхлом мире лжи, подлости, жестокости, зависти и борьбы за выживание. Женщины это чувствуют, и многим из них нравится его любовная лирика, поскольку мужчина любит глазами, а женщина ушами. Такая поэзия, рассчитанная на невзыскательных читательниц, не обременённых высоким интеллектом, имеет право на существование. Точно так же как мыльные оперы и любовные романы для домохозяек. В конце концов, так пишут сотни поэтов средней руки, умеющие сочинять немудрёные рифмы.
  
  РОДНОЙ ЯЗЫК
  Всегда во сне нелепо всё и странно.
  Приснилась мне сегодня смерть моя.
  В полдневный жар в долине Дагестана
  С свинцом в груди лежал недвижно я.
  
   - А вот стихотворение М. Лермонтова "СОН". Найдите 10 отличий!
  В полдневный жар в долине Дагестана
  С свинцом в груди лежал недвижим я,
  Глубокая еще дымилась рана,
  По капле кровь сочилася моя.
  
  - Это сон Гамзатова:
  Звенит река, бежит неукротимо
  Забытый и не нужный никому,
  Я распластался на земле родимой
  Пред тем, как стать землёю самому.
  
  - А это СОН Лермонтова:
  Лежал один я на песке долины.
  Уступы скал теснилися кругом,
  И солнце жгло их жёлтые вершины
  И жгло меня - но спал я мёртвым сном.
  
  - Гамзатову снится разговор:
  ...Так я лежал и умирал в бессилье
  И вдруг услышал, как невдалеке
  Два человека шли и говорили
  На мне родном, аварском языке.
  
  - Лермонтову снится разговор:
  И снился мне сияющий огнями
  Вечерний пир в родимой стороне.
  Меж юных жен, увенчанных цветами,
  Шёл разговор веселый обо мне.
  В полдневный жар в долине Дагестана
  Я умирал, а люди речь вели...
  
  И так далее. Не буду утомлять читателя. Каждый при желании может самостоятельно прочитать оба стихотворения и сопоставить их. Очевидно, что лжепоэт не гнушался заимствовать чужие мысли и строки - не зря же "переводил" Лермонтова с русского на аварский. Удивительно, на какую же публику он рассчитывал? Ведь на русском языке, в отличие от аварского, читают миллионы, а среди них немало образованных людей. Вывод напрашивается следующий: либо Гамзатов не знал поэзии М. Лермонтова, либо не читал, что ему нахалтурили поэты-подёнщики. Не исключаю, что они специально подставили заказчика, чтобы читатели уличили его в плагиате и поняли умственный уровень выпускника Литературного института.
  
  ОТКРЫЛ Я КНИГУ ВЕКОВУЮ
  Печальной повести листы.
  Открыл я книгу вековую:
  Скажи мне, женщина, где ты
  Была в минуту роковую?
  Зачем в неведенье спала,
  Задув огонь оплывшей свечки,
  Когда два чёрные ствола
  Нацелились у Чёрной речки?
  ...Зачем твой крик не прозвучал
  И не узнали люди тут же,
  Что яд подсыпан был в бокал
  Эльдарилава из Ругуджа.
  Верней, чем верный талисман,
  Среди житейской круговерти
  Спасай нас, женщина, от ран
  И заблуждения и смерти.
  
  Подобный наивный "шедевр" характерен для любителей-графоманов, готовых рифмовать всё что угодно, любую бессмыслицу. Как говорится, всякое лыко в строку. Вначале автор обвиняет жену Пушкина Наталью за то, что она не пришла на Чёрную речку и не предотвратила дуэль. Тут же обвиняет её в смерти Лермонтова в Пятигорске. Сюда же приплёл невесту Хаджи-Мурата из повести "Хаджи-Мурат" Л. Толстого, которая виновна не только в его смерти, но и в отравлении аварского поэта Эльдарилава. Какая-то сборная солянка о том, что все беды и несчастья от женщин.
  
  Гражданская лирика занимает в творчестве Гамзатова незначительное место и выдержана в конъюнктурном, казённом русле. Это легко объяснимо - у него никогда не было собственной гражданской позиции. Кроме того, в тоталитарном обществе это было небезопасно и чревато нежелательными последствиями. Рассмотрим несколько таких стихов - на мой взгляд, они говорят о многом. Например, "Мой Дагестан" - автор, "объездивший множество стран", вернулся на родину из "далёких столиц, и болтливых и лживых". Короткая и уничижительная характеристика загнивающего, тлетворного Запада, характерная для советской пропагандистской школы ангажированных писателей и журналистов. Если там так плохо, как они все хором рассказывали с телеэкранов наивным и доверчивым Homo Soveticus, то почему бедный Расул так часто там загнивал? Вернувшись и припав к родной земле, он страстно объясняется в любви отчему краю:
  
  Веками учил ты и всех, и меня
  Трудиться и жить не шумливо, но смело,
  Учил ты, что слово дороже коня,
  А горцы коней не седлают без дела.
  
  Интересно, однако - когда и где Расул проявил свою смелость и отвагу? Уж не тогда ли, когда трусливо голосовал за исключение Зощенко и Ахматовой из Союза писателей? Или когда беспрекословно по указанию партии написал грязный пасквиль на Шамиля? Или когда клеймил позором опальных Сахарова и Солженицына? Или когда выступил против Джохара Дудаева вместо благодарности за подаренный белый "Мерседес" к 70-летнему юбилею? Ах, как пафосно звучит: "слово дороже коня". Только на самом деле жил он по принципу: "Что партия велит, то и скажу, а если завтра сменится очередной тиран, буду говорить то, что велено, беспрекословно и не задумываясь". Всю жизнь колебался вместе с генеральной линией КПСС. Вот доказательство его патологического лицемерия и беспринципности:
  
  На сабле Шамиля горели
  Слова, и я запомнил с детства их:
  "Тот не храбрец, кто в бранном деле
  Думает о последствиях!"
  
  Оказывается, он с детства знал героические слова Шамиля, восторгался ими. Но, не моргнув глазом, написал на него лживый пасквиль по заданию партии. А когда ингушские писатели унизили его за клевету на имама, прикинулся валенком и сказал, что поддался агитмассовой пропаганде. Ничего, мол, не знал, не ведал, меня ввели в заблуждение. Как же так - в детстве всё знал, а в 28 лет что-то с памятью его стало, отшибло вдруг! Прямо как в известном фильме: "Тут помню - тут не помню!" То ли амнезия от водки, то ли паралич совести. В народе про таких скользких и хитрых лжецов говорят: "В ступе не поймаешь!"
  
  Подобное лицемерие читаем и в стихотворении "Нас двадцать миллионов". Гамзатов, обращаясь к молодёжи, призывает: "На нашу незапятнанную совесть // Достойное равнение держать". Это у него-то "незапятнанная совесть?" Клейма негде ставить, сколько людей обманул, предал и оболгал! Ещё один наказ даёт подрастающему поколению: "праведно живите", "храня в зените собственную честь". Тут, как говорится, ни убавить, ни прибавить. Знает, что врёт, а не врать уже не может, потому что вся его жизнь была основана на лжи и лицемерии, как и у многих других советских литераторов, входивших в ССП СССР. Чуть позже он сам признАется в этом.
  
  Ещё один весьма показательный стих "Сыновья стали старше", в котором стихотворец, ничтоже сумняшеся, обращается к молодым мужчинам: "Всё, что мы завещали, и вам завещать, //Потому что свобода не знает цены". Это пишет раб, всю жизнь проживший в золотой клетке! Что знает о свободе человек, закованный в идеологические цепи? Шаг влево, шаг вправо - расстрел! Он всю жизнь был трусом, всего боялся, поэтому был тише воды, ниже травы. Только такие бессловесные молчалины и были востребованы деспотической властью мафии международных террористов и оккупантов.
  
  Обратимся к стихам "Учёный муж качает головой", в котором лицемерный моралист скорбит о том, что "Процесс мельчанья человечьих душ // Меня гораздо более тревожит", чем обмеление Каспия. Ну, разве что о своей собственной душе сокрушался, выдавая муки совести за вселенскую скорбь. В том, что душа его страдала и томилась, становится понятно из следующих трёх стихов. Мне даже стало его жалко - жить двойной жизнью мучительно. Горе-поэт написал в минуту отчаяния или прозрения следующие горькие мысли-признания, мысли-покаяния - "Мои стихи не я вынашивал":
  
  Мои стихи не я вынашивал,
  Бывало всякое, не скрою:
  Порою трус пером их сглаживал,
  Герой чеканил их порою.
  Влюблённый их писал возвышенно
  И лжец кропал, наполнив ложью,
  А я мечтал о строках, писанных,
  Как говорят, рукою божьей.
  
  Вот оно - очередное признание ангажированного лжепоэта в собственной трусости и лжи, а также в том, что стихи его вынашивали переводчики, подобно тому, как суррогатная мать вынашивает чужого ребёнка. Как же он страдал от того, что не мог, не имел права писать то, что хотели его душа и сердце! Он, оказывается, мечтал о строках, писанных божьей рукой, но ничего подобного Гамзатову не было дано. Осознавать это было для него мучительно больно. Но рождённый ползать летать не может!
  
  Показательно и стихотворение "Неслась звезда сквозь сумрачные своды", в котором он пишет: "промотавший собственные годы,// Живу, чужой присваивая век.// Не раз об этом думал я и ране,// Как будто каясь на хребтах годин". Годы уходят, наступает прозрение, что он бездарно промотал свою жизнь в кутежах, попойках, пустопорожних заседаниях, во лжи и подлости, предавая идеалы юности и честных людей. В завещании пишет, что ПРОЖИЛ ЖИЗНЬ КАК ЧЕРНОВИК. То есть, на пороге смерти, когда уже некого бояться, он ещё раз подтверждает, что жил не по исламским, не по христианским и не по общечеловеческим заповедям и принципам. Раскаивается, что вместо творчества занимался никому не нужной общественной работой. Ночами не может уснуть и беседует с Чёрным человеком. Страшным, жутким было его прощание с земной жизнью, когда пришло осознание её никчёмности. Если ещё кто-то сомневается в правдивости и объективности изложенного выше материала, прочитайте "Песню про сокола с бубенцами" - имеющий уши да слышит, имеющий разум понимает:
  
  Было небо чёрно от лохматых овчин,
  Все клубились они в беспорядке.
  И сидел вдалеке от родимых вершин
  Красный сокол на белой перчатке.
  Бубенцами его одарили ловцы
  И кольцом с ободком золочёным.
  Поднимал он крыла, и опять бубенцы
  Заливались серебряным звоном.
  На перчатке сидел и не ведал забот,
  И кормили его, как ручного.
  Только снился ему в чёрных тучах полёт
  И скала у потока речного.
  Он домой полетел, бубенцами звеня,
  Красный сокол, рождённый для схватки,
  И товарищам крикнул:
  - Простите меня,
  Что сидел я на белой перчатке!
  Отвечали они там, где катится гром
  И клубятся туманы на склонах:
  - Нет у нас бубенцов, что звенят серебром,
  Нет колечек у нас золочёных.
  Мы вольны, и у нас бубенцы не в чести,
  И другие мы ценим повадки.
  Ты не свой, ты чужой, ты обратно лети
  И сиди там, на белой перчатке.
  
  Это же он, Расул Гамзатов раскрыл, как на исповеди, всю свою жизнь: его, юного сокола, рождённого для свободы, купили алчные охотники за чужими душами. Он стал красным соколом, в том смысле, что служил красным - коммунистам, потому что красных соколов в природе не существует. Звенел бубенцами, то есть словами-погремушками, как шут, прославлял тиранов в своих незамысловатых стихах. Он продал душу за деньги и славу, но сытая жизнь в золотой клетке была мучительной для сокола. Со временем он осознал, что обещанный рай стал душевным адом. Он хотел бы вернуться к свободной жизни, но другие соколы его не приняли: ты чужой для нас, улетай, уже поздно.
  
  Его терзали по ночам муки совести, но он уже ничего не мог изменить - роскошь, слава, тщеславие затягивают как трясина. Вот и пил горькую, чтобы заглушить голос совести. Он правильно оценил свой фактический разрыв с народом - он был свой среди чужих и чужой среди своих. Вся властная верхушка и вся пропагандистская челядь при ней страшно далеки от нужд и чаяний народа. Однажды он написал такие строки: "Гляди вперёд, вперёд стремись, и всё ж, когда-нибудь остановись и оглянись на свой пройденный путь". Вот он оглянулся - и ужаснулся. Не исключено, что в его архиве есть и другие признания, сделанные в конце жизни. Почему-то же его не публикуют ни родные, ни учёные, изучающие литературное наследие Гамзатова. Почему стыдливо прячут от публики ранние книги этого "великого поэта", где он от первой до последней строки пишет бесконечную ложь и лесть кровавым тиранам, террористам и оккупантам, уничтожавшим народы России?
  
  Я ДУМАЛ, ДЕРЕВЬЯ В ЦВЕТУ БЕЛОСНЕЖНОМ...
  Я думал, деревья в цвету белоснежном,
  А ближе подъехал - деревья в снегу.
  Я думал, ты любящей будешь и нежной,
  Попал я впросак, а уйти не могу.
  
  Каждое стихотворение должно нести смысловую нагрузку и иметь логические выводы. Но есть ли нечто подобное в первой строфе этого стиха, больше похожего на деревенскую частушку, чем на любовную лирику? Может ли человек в здравом уме и трезвой памяти зимой подумать, что перед ним цветущий сад? И только при ближайшем рассмотрении он понял, что деревья не в белой кипени цветов, а в снегу. Впрочем, с Гамзатовым такое вполне могло случиться, поскольку он в течение многих лет страдал пьянством и алкоголизмом, а в горячечном бреду, что только ни привидится!
  
  Вот яркий пример свидетеля некоторых из его многочисленных запоев. Анатолий Черняев, историк и политический деятель, помощник М. Горбачёва писал о нём в дневнике: "Расул Гамзатов в качестве главы делегации ССОД приехал в Канаду. Беспробудно пьянствовал. Полный шок у хозяев, когда он на приёме в Монреале придвинулся к жене зам. председателя компартии Канады - Уолша: "Царица, королева, мол, выходи за меня замуж, брось его..., я некрасивый, но богатый. Будет хорошо тебе". Упал на колени и пополз целовать ей ноги. То же он проделал со старушкой - женой корреспондента "Правды" Брагина на приеме в Оттаве.
  
  Единственная речь, которую он оказался в состоянии произнести на митинге в Торонто, свелась к тому, что вернувшись-де в Москву, он попросит зачислить его в Общество "СССР-Канада". Пикантность в том, что всей Канаде давно известно, что он, Расул Гамзатов, уже много лет - председатель этого Общества. В Ванкувере на встрече со студентами - славистами он не смог ни строчки припомнить из своих стихотворений. И т.д.
  
  Может быть, правда то, что в своё время рассказывал мне Борис Слуцкий: "Гамзатов целиком дутая фигура. Made by "переводчиками" - Козловским, Гребневым"... Но что-то уж очень правдоподобно".
  
  Следующий стих тоже является прямым подтверждением его дружбы с зелёным змием и деградации личности. Не иначе, как это "творение" написано с похмелья.
  ПЕСНЯ ВИННОЙ БУТЫЛКИ
  - Буль-буль, буль-буль!
  Я знаю вас,
  Я помню ваши речи.
  С меня срывали всякий раз
  Вы шапочку при встрече.
  - Буль-буль, буль-буль -
  простой напев,
  Его внимая знаку,
  Вы то лобзались, захмелев,
  А то кидались в драку.
  Звучал напев:
  "Буль-буль, буль-буль",
  И жены уходили
  Порой от вас не потому ль,
  Что вы меня любили?
  
  Ещё один из характерных для Гамзатова эпизодов, широко известный из публикаций самых ярких фактов его жизни. На съезде Союза писателей, в разгар антиалкогольной кампании и запрещения продажи спиртных напитков, Гамзатов сказал: "Ну что ж. Будем приносить в себе". Думается, что тяга к алкоголю сократила его жизнь, поскольку 80 лет для кавказца при здоровом образе жизни не возраст. Да и выглядел он уже плохо, болел, даже не в состоянии был отметить юбилей. Похоронили Гамзатова с почестями близ Махачкалы рядом с могилой жены. В столице республики поставили памятник. Много дорогого гранита ушло на монумент. Какой памятник? - Да какой поэт, такой и памятник! В стиле социалистического реализма.
  
  Прошло 20 лет - как же обстоит дело с творческим наследием разрекламированного поэта? Вот что говорил по этому поводу его секретарь М. Бисавалиев в феврале 2021 года: "У Расула Гамзатовича должны оставаться неизданными фактически все те произведения, которые он перечислил в завещании, они и не переведены на русский язык. Это цикл стихов "Годы и дороги", поэма про большую трагическую любовь аварского поэта Махмуда и Муи, это поэма "Третья жена", третий том книги "Мой Дагестан", это множество коротких стихов, которые я помню, и возможно, остались у него дома в блокнотах. Эти произведения не переведены на русский, поскольку после распада СССР великая советская переводческая школа распалась, новых хороших переводчиков не было, государство за переводы не платило".
  
  Значит, за 20 лет руки не дошли до переводов и публикации литературного наследия. Даже не понятно, где хранится архив лжепоэта - дома у наследников или в государственных архивах Москвы или Махачкалы. Прошли те времена, когда книги известных писателей издавались миллионными тиражами - и издательства были в прибыли, и писатели получали хорошие гонорары. Ныне тиражи мизерные, книги очень дорогие, автору платить - себе в убыток. Даже в интернете нет электронных книг Гамзатова. Может это и к лучшему, хватит уже засорять мозги народа пустыми суррогатами литературных хамелеонов - "колесиков и винтиков" кровавого тоталитарного режима.
  
  Какие же выводы можно сделать на основании биографии Гамзатова, его стихов, воспоминаний о нём и других материалов, находящихся в открытом доступе в интернете? Разумеется, я высказываю своё сугубо личное оценочное суждение, допуская, что у других читателей оно может быть иным, даже диаметрально противоположным. Наверняка, он был любящим отцом, дедушкой, щедрым другом и остался в памяти родных и близких людей добрым человеком. Сколько людей - столько и мнений.
  
  Лично я не сомневаюсь, что Расул Гамзатов был грандиозным проектом ЦК КПСС, КГБ, Совмина, Минкульта, тщательно разработанным и осуществлённым в течение 1945 - 2003 годов с целью одурачивания и оглупления народа. Он не принадлежал себе, а был покорным инструментом в руках кремлёвских кукловодов. Лживая и преступная власть тиранов хотела показать всем народам СССР и всему миру, что в стране все нации имеют равные права и любой человек может достичь высочайших результатов в своей профессии. Гамзатова демонстрировали как бы от имени всех наций и народов - в качестве символа лояльности и преданности идеалам социализма-коммунизма, КПСС и её вождей-диктаторов. Это было очень важно для обмана наивного, неискушённого населения и сплочения всех вокруг кровавой и преступной системы.
  
  Аморального приспособленца и алкоголика Гамзатова выдавали за лицо многонационального Кавказа. Кукловоды это делали специально, чтобы подорвать дух кавказцев, особенно мусульман и дискредитировать их. Так швондеры плодили на Кавказе хамское потомство шариковых. И не удивительно, что бумеранг возвращается: в настоящее время вместо благородных кавказцев и правоверных мусульман российские города заполонили шариковы и преступная шпана с Кавказа. Но уголовникам из кремля это выгодно - они мобилизуют подобный себе сброд в качестве подручных для внесудебных расправ с оппозицией, организации террористических актов и пушечного мяса.
  
  Глава правительства ЧРИ в изгнании Ахмед Закаев, характеризуя кремлёвского "пехотинца" Р. Кадырова как "человекоподобное существо", совершенно справедливо утверждает, что его назначили главой Чечни, чтобы унизить чеченский народ, чтобы люди смеялись, недоумевали и считали всех чеченцев такими же недоумками как "генерал-полковник и академик". То же самое относится и к "поэту" Гамзатову - он был назначен в качестве послушного лакея тоталитарного режима, чтобы унизить народ Дагестана - из сорока наций не нашлось ни одного умного, талантливого, благородного и честного писателя. Если Гамзатов - лицо литературного, поэтического Дагестана, значит, там нет никакой поэзии. Гамзатов в литературе то же самое, что Дон-Дон в политике, такое же недоразумение. В течение 105 лет велась отрицательная селекция, уничтожался цвет народа, лучшие представители национальных элит. Вот так и пробивались наверх бездари: "Вакансии как раз открыты: То старших выключат иных, Другие, смотришь, перебиты".
  
  Гамзатов от Сталина до нынешнего диктатора играл ту же роль, что и вся прокремлёвская одиозная, продажная тусовка: все эти соловьёвы, скабеевы, пригожины, безруковы, михалковы, газмановы, машковы и прочие негодяи, сколотившие многомиллионные состояния за счёт дружбы с узурпатором. Как они пресмыкаются, лебезят, холуйствуют перед вором и убийцей, а в душе ненавидят и его, и себя за собственное унижение. Это предельно ясно показал слитый в интернет разговор Пригожина с Ахмедовым - сколько ненависти они испытывают к своему благодетелю! Такие же чувства переполняли и Гамзатова, он же не был идиотом, всё понимал, страдал, оставаясь наедине с дневником, заливая водкой муки совести.
  
  Поскольку в стране отсутствовали демократия и гласность, а все СМИ выражали только официальную позицию по любому вопросу, запуганное террором и обманутое население верило печатному слову и дикторам единственного канала телевидения. Истинная элита народа была уничтожена, а оставшаяся покорная масса рабов, как правило, не имела собственного мнения: если им сказали, что посредственность Гамзатов - талантливый поэт, значит, так оно и есть. Тем более что знали его лишь по нескольким "заказным" песням в исполнении звёзд эстрады. Эти песни на русском языке действительно были неплохими, но люди не представляли, что распиаренный лжепоэт не имеет к ним никакого отношения.
  
  По указанию кремлёвских кукловодов книги слабых и однотипных стихов Гамзатова издавались миллионными тиражами, они были во всех библиотеках и магазинах. Только вот настоящую, высокую, классическую поэзию способны оценить немногие читатели, как и музыку, живопись, театр, другие виды искусства. У всех людей представления о прекрасном очень разнятся. Вспомним Промокашку в бандитском притоне, когда Володя Шарапов начал исполнять Шопена: "Так и я умею. Ты Мурку сыграй!" Вот на таких "промокашек" и рассчитана поэзия Гамзатова. На самом же деле Гамзатов - посредственный поэт, каких в стране сотни или даже тысячи любителей рифмовать слова, но к высокой, классической поэзии он не имеет никакого отношения.
  
  Ф. Достоевский называл такую словесную эквилибристику, выхолощенное "творчество" рифмобесием - где нет ни метафор, ни смысла, ни свободы самовыражения, ни вдохновения, ни морально-нравственного посыла. В. Брюсов утверждал: "Кто не родился поэтом, тот им никогда не станет, сколько бы к тому ни стремился, сколько бы труда на то ни потратил". То есть, истинный поэт имеет врождённый дар поэзии, пророчества, о чём писали А. Пушкин и М. Лермонтов. В стихотворении "К поэту" В. Брюсов объясняет, каким должен быть истинный поэт:
  
  Ты должен быть гордым, как знамя;
  Ты должен быть острым, как меч;
  ...И помни: от века из терний
  Поэта заветный венок!
  
  Гамзатов не был ни "гордым, как знамя", ни "острым, как меч", а уж слово "тернии", через которые прошли все великие поэты, а сотни были убиты в ГУЛАГовских концлагерях, к нему вообще не применимо. Он всю жизнь катался, как сыр в масле, жил в роскоши, кутил, бражничал, а за него и на него работали сотни подёнщиков. Он жил за чёт народа, но не для народа, а для прославления диктаторов, эксплуататоров, паразитировавших на труде миллионов людей. И никогда он не возвысил голос в защиту народа, как это, к примеру, делал Н. Некрасов в поэме "Кому на Руси жить хорошо?"
  
  Оценивая его личность в моральном плане, приходят на ум слова Остапа Бендера на погребении Паниковского: "Но был ли покойный нравственным человеком? Нет, он не был нравственным человеком. Все свои силы он положил, чтобы жить за счёт общества". Да, Гамзатов фактически жил не за свой личный литературный труд, а за счёт государственного бюджета, премий, званий, наград, депутатских и прочих должностных окладов. Хочется обратиться к читателям: "Если вы разумные люди и не хотите, чтобы этот обман фарисеев продолжался через поколения, то воспитывайте детей на подлинной, высокой, классической литературе, а не на поделках литературных лакеев у трона тирана".
  
  Проблема придворных певцов-рабов была решена в поэзии ещё в ХII веке. Классик восточной литературы - великий персидский поэт А. Анвари писал:
  О придворных поэтах речь мою разумей,
  Чтоб толпу лизоблюдов не считать за людей!
  Классик тысячу раз прав: даже за людей нельзя считать придворных писак - лизоблюдов! В таком случае, о какой поэзии может идти речь? РАБСТВО ДУХА И ПОЭЗИЯ НЕСОВМЕСТИМЫ - эти понятия взаимоисключающие. Вот реальная, объективная оценка всей фальшивой казённой литературы придворных рабов и лакеев преступной банды оккупантов и тиранов. Самое главное - слуга всех режимов Гамзатов не был поэтом-гражданином в высоком духовном и моральном смысле этого слова, как это понимал Н. Некрасов и все истинные поэты в мире. Наоборот, он был частью - "колёсиком и винтиком" кровавой системы террора и геноцида. Поэтому до сих пор правящая банда оккупантов - воров и террористов использует его имя в своих меркантильных целях.
  
  Правительство Дагестана давно готовится широко отметить 100-летие Расула Гамзатова и получило на юбилейные мероприятия деньги из федерального бюджета, известный олигарх С. Керимов пожертвовал круглую сумму. Региональные власти цепляются за каждый предлог, чтобы выклянчить у кремля финансовую помощь. Хотя 65 процентов заработанных средств отправляют ежегодно в Москву в качестве налогов, а потом едва сводят концы с концами. Будем надеяться, что полученные на юбилей средства пойдут на благородные цели развития культуры в республике, а не только на банкеты и на распил вороватыми чиновниками.
  
  Очевидно любому беспристрастному исследователю, что Россия не федерация равноправных народов, а метрополия, где проживают люди высшего сорта, и колонии, где выживают в бедности и нищете третьесортные рабы. Москва нагло, открыто, цинично грабит национальные регионы, чтобы московиты жировали, а провинциалы прозябали в грязи и невежестве. Об этом с болью и негодованием не устаёт говорить Ахмад Ахмедов - знаменитый спортсмен, заслуженный тренер и общественный деятель Дагестана. Кремль посылает на места своих гауляйтеров, пишет для республик гимны и конституции, запрещает упоминать национальных борцов за независимость, изучать родные языки и культуру. Вот и расплодились по всей стране гамзатовы и кадыровы - продажные лакеи, падкие на роскошь, раболепствующие перед кремлёвским тираном.
  
  Дошло до того, что в СМИ осуждается как нечто недопустимое - лезгинка на Красной площади. Почему? Красивый танец в исполнении молодых, абсолютно трезвых кавказцев по случаю свадьбы одного из них. Они такие же граждане России, как и москвичи. Теперь очередное происшествие - столкновения в Москве на религиозной почве православных и мусульман. Мусульмане хотят построить большую мечеть, православные против и кричат что есть мочи: "Уезжайте к себе и стройте там что хотите!", "Мы русские, с нами Бог!" У гитлеровских солдат тоже был такой девиз: "Gott mit uns!" и они кичились арийским происхождением. Только глупые люди, не имеющие никаких личных достоинств и заслуг, похваляются своей национальностью, данной от рождения, как цвет глаз или кожи.
  
  А кто их научил этому? Кремлёвские швондеры, раскрутившие певца со странным именем Шаман и дредами, характерными для жителей Ямайки и Эфиопии. Этот экзотический певец 23 февраля (!) 2022 года выпустил патриотический сингл "Встанем", набравший в марте более 40 миллионов просмотров. В июле 2022 года Шаман представил публике клип на песню "Я русский", который собрал к марту 2023 года более 29 миллионов просмотров. Музыкант регулярно выступает на пропагандистских мероприятиях и концертах в поддержку войны в Украине. И вот уже у него на подпевках все возрастные популярные певцы, а вся страна в патриотическом угаре заходится от восторга: "Я русский". Маргиналы, люмпены, не имеющие ни кола, ни двора, ни ума, ни способностей, счастливы, что они русские! Фашистский режим ищет "нациков" в Украине, а своих нацистов в центре Москвы предпочитает не замечать.
  
  Эти клинические идиоты не задумываются о том, что во всех национальных республиках живут русские православные люди, которые строят там храмы. Для примера: "по данным Татарстанской митрополии в 2014 году в республике насчитывалось 462 православных культовых объекта". "С 2016 по 2018 год построено 39 православных храмов и часовен", значит, сегодня их общее количество стало ещё больше. Не дай Бог, если там тоже начнут кричать мусульмане: "Уезжайте в Московию и стройте там, что хотите!" Нечто подобное происходило в некоторых союзных республиках при распаде СССР.
  
  Испокон веков в России проживали православные, мусульмане, буддисты, и Москва является столицей для всех этих народов. В Москве живут более трёх миллионов мусульман - больше чем в любой европейской столице. Они бы жили у себя, если бы там была работа, но её нет, а в Москве есть. Однако москвичи не хотят работать ни на транспорте, ни на промышленных предприятиях, а тем более дворниками и уборщиками. Поэтому вынужденно терпят мигрантов, не скрывая своего пренебрежения к "понаехавшим". Своим агрессивным неприятием мусульман они провоцируют их на выход из РФ. В последнее время не только кавказцы, но и якуты, буряты, тувинцы, калмыки, другие народы всё громче и решительнее требуют суверенитета. Они правы, давно пора колониальным народам самим определять свою судьбу, а не слушать кремлёвских самодуров, отвергнутых всем цивилизованным миром.
  
  Пропагандистская машина в России способна раскрутить любого артиста, писателя, политика, кого угодно, что мы видим на примерах Гамзатова, Шамана и прочих прихлебателей оккупационного режима. В такие проекты вкладываются огромные деньги, чтобы зомбировать малограмотное население. Но главная проблема заключается в следующем: во-первых, Гамзатов вместе с кремлёвскими кукловодами административными методами задушил и незаслуженно затмил всю дагестанскую литературу и тем самым принизил её качественный и эстетический уровень в глазах российских читателей.
  
  Во-вторых, насаждая в школах и вузах посредственную прозу и поэзию, детям с раннего возраста прививают дурновкусие. "Гамзатовщина" в литературе - то же самое, что в 30 - 60 годы "лысенковщина" в биологии, когда изгонялись и преследовались настоящие учёные-генетики. Академика, президента ВАСХНИЛ Н. Вавилова сгноили в тюрьме, а наглый невежда Лысенко занял его место. Его громогласные обещания с высоких трибун завалить страну невиданными урожаями ветвистой пшеницы на деле оказались развесистой клюквой. Науке был нанесён непоправимый урон. То же самое, один к одному, повторилось в дагестанской литературе.
  
  Хороший вкус можно приобрести только на примерах мировой классической культуры. Но в СССР узурпаторы, совершившие переворот в 1917 году, её отвергли, потому что преследовали иные цели. Они создавали свою, так называемую пролетарскую культуру, далёкую от мировых стандартов. Союз советских писателей под идейным руководством тирана Сталина и его сподвижника, "пролетарского" писателя М. Горького, под неусыпным надзором КГБ был фабрикой по производству бездарных литературных графоманов и покорных рабов и лакеев. Главный критерий отбора - безусловная преданность партии и вождям, воспевание их мифических заслуг перед народом.
  
  Литературные пропагандисты, бездарные борзописцы захлёбывались слюной, соревнуясь в описании успехов социалистического строительства, замалчивая какой ценой они доставались. Им вторили новоявленные пролетарские историки. Ну а главным историком, как известно, в СССР был Сталин, писавший и редактировавший "Краткий курс истории ВКП (б)". Так рождались исторические и литературные легенды при участии целой армии пропагандистов, чьи подобострастные усилия оплачивались сторицей из государственного бюджета.
  
  Гамзатов - лишь один пример из множества мифов, которыми напичкана история СССР. Подобная мифологизация характерна для отсталых, архаических, тоталитарных обществ, в которых отсутствует плюрализм, свободная пресса, многопартийность, а общий, правовой и политический уровень знаний населения низкий. Поэтому сознание большинства советских людей тоже мифологизированное. История - очень сложная, трудная для понимания наука, это тысячи дат, фактов, требующих профессионального анализа, знания смежных дисциплин. Подавляющее большинство людей имеет поверхностное, схематичное представление о прошлой жизни из школьных учебников, в которых правды меньше чем в греческой мифологии. То же самое относится и к литературе. В школе "мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь". Вот люди и живут в каком-то сказочном, призрачном, иллюзорном, виртуальном мире, теша себя мифами о "золотом веке" в СССР.
  
  Возвращаясь к творчеству Гамзатова, подведём итоги анализа его литературной деятельности. Как видим из вышеприведённых откровений самого Расула, он считал свои стихи на аварском языке плохими и не раз благодарил профессиональных переводчиков за то, что они делали их хорошими. Думаю, что нет смысла оспаривать самого автора, тем более что никто из русскоязычных читателей не читал его стихов в оригинале и не видел подстрочников. У меня, например, возникает естественный вопрос: "Если в аварском языке стихи не рифмуются, то почему переводчики не писали тексты белыми стихами?" Это было бы ближе к оригиналу. Возможно, они считали, что массовый читатель не оценит по достоинству такой формат. Может быть, они сами не владели техникой белого стиха. Так или иначе, стихи Гамзатова стали знамениты благодаря переводчикам, в первую очередь, Н. Гребневу и Я. Козловскому. За четыре года до смерти Гамзатов сокрушался, что некому его переводить - Гребнев умер, а Козловский болеет.
  
  Они, как и многие другие поэты, занимались переводами не из внутренней потребности, а исключительно ради заработка. Они были литературными рабами, но им обязаны своим успехом многие национальные поэты. Чаще всего они не переводили, а писали за них стихи, изредка заглядывая в подстрочник. Гребнев с Козловским были весьма способными поэтами, подготовили к публикации 150 книг, это очень много. Но при такой интенсивной работе не всегда удавалось создавать стихи, отвечающие всем канонам поэтики. Объективно эти литературные дельцы - переводчики являются соучастниками грандиозной афёры 20 века, разработанной ЦК КПСС, КГБ, Совмином, ССП и Минкультом, в которой Гамзатов был "колёсиком и винтиком" гигантской пропагандистской машины зомбирования населения.
  
  Одно дело, когда вдохновлённый поэт пишет, как дышит - душой и сердцем, работает над своим творением долго и тщательно, подбирая каждое слово, сравнение, образы, метафоры, рифмы. Совсем другая ситуация, когда поэт пишет за кого-то - это уже ремесленничество, и тут не до изысков, время - деньги. Почему, например, стихотворение "Журавли" Н. Гребнева имело большой успех у слушателей? Потому что он принял эту тему всем сердцем, думая о своём погибшем на фронте отце, вспоминая Харьковское окружение 1942 года, Сталинград, форсирование Днепра и три ранения. Патетический настрой поэта передался композитору Я. Френкелю. Популярный певец М. Бернес сумел душевно исполнить песню, которая стала хитом и брендом, незаслуженно приписываемым Р. Гамзатову.
  
  Хотя его заслуга в этом творческом процессе была минимальной - он увидел в журавлином клине души погибших солдат. Он сам это признавал неоднократно и благодарил Гребнева и Френкеля, иначе, мол, журавлей моих давно бы забыли. Однако мифы, созданные профессиональными мифотворцами по указанию кремлёвских бонз, живы до сих пор в сознании людей, не отягощённых познаниями в области истории и литературы. Доверчивые читатели забыли Христову заповедь: "Не сотвори себе кумира". Это означает, что нельзя всё принимать на веру, Господь даровал нам разум, чтобы мы сами думали, анализировали, имели собственное мнение, верили своим ощущениям, потому что "зорко одно лишь сердце".
  
  Люди, слепо повторяющие чужие догмы, подобны героям сказки Андерсена "Новое платье короля". Только маленький мальчик, который не научился ещё лицемерить и лгать, поверив собственным глазам, искренне воскликнул: "А король-то голый!" Поэтому Христос наставлял учеников быть искренними и честными как дети: "истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное". Почему же мы, верующие в единого Творца христиане и мусульмане, забываем Христовы заповеди и слушаем всяких шарлатанов, лжецов, которые то обещают построить коммунизм за 20 лет, то манят капиталистическим раем? Только всякий раз через каждые 20 лет мы оказываемся у разбитого корыта наших надежд и бесплодных мечтаний.
  
  Шестакова Раиса
  Кандидат исторических наук, доцент
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"