Солнце русской поэзии, самый яркий гений Золотого века А. Пушкин считал, что истинный поэт - это посланник небес, пророк, выполняющий волю Господа, и цель его - воспламенять сердца людей на борьбу за свободу и справедливость. Ибо человек по замыслу Творца создан свободным в выборе между добром, то есть служением Богу, и злом, то есть поклонением его антиподу - Сатане. М. Лермонтов тоже писал, что "вечный судия //Мне дал всеведенье пророка". Эти слова великих поэтов, сказанные в начале 19 века, не метафора, не художественный вымысел, они были подтверждены и обоснованы великим русским хирургом и мыслителем Николаем Пироговым в конце 19 века.
На закате земной жизни к нему приходит удивительное озарение. На протяжении трёх лет, с 1879 по1881 годы учёный вёл "Дневник старого врача", в котором размышлял о бессмертии души, существовании Высшего мира и о Космосе, как о живом организме, с которым нераздельно связан каждый человек. Н. Пирогов писал о том, что постиг неведомую для него тайну другого состояния материи, которая не похожа на плотную земную материю. Он назвал её "бесконечно утончённым веществом", "Верховным Разумом", который думает нашим мозгом, как инструментом. Николай Иванович был уверен, что те идеи, которые рождаются в голове человека, на самом деле не наши, а являются в наш мозг извне.
Эти выводы своих предшественников-поэтов и учёного подтвердил и поэт Серебряного века Валерий Брюсов: "Кто не родился поэтом, тот им никогда не станет, сколько бы к тому ни стремился, сколько бы труда на то ни потратил". То есть, это врождённый дар свыше. Он предупреждал молодых поэтов, что они избирают тернистый путь, на котором их могут ожидать любые невзгоды, поэтому они должны быть сильными духом и готовыми к самым тяжким испытаниям. Как Христа его мучители венчали перед казнью терновым венцом, так и "венец терновый, увитый лаврами", надели на Пушкина. Сотни русских поэтов ощутили смертельные шипы на своём челе - избравшие путь пророка должны быть готовы ко всему:
Ты должен быть гордым, как знамя;
Ты должен быть острым, как меч;
...И помни: от века из терний
Поэта заветный венок!
Вся история русской, советской и постсоветской поэзии подтверждает эти пророческие слова В. Брюсова. Судьба большинства поэтов трагическая, яркая и короткая, как вспышка молнии. Какая-то невидимая и неведомая сила ведёт их по Виа Долороза - Пути Скорби.
Второе важнейшее условие для истинного поэта от Бога выразил предельно чётко и лаконично другой русский классик Н. Некрасов: "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!" То есть поэт должен быть в первую очередь выразителем дум и чаяний своего народа, его защитником, служить ему, а не правящему режиму. Недалёкие люди не понимают разницы между страной и государством, между народом и властью. Эту разницу для непонятливых коротко и ясно выразил поэт Е. Евтушенко: "Я свою Родину люблю, а государство ненавижу!"
На основе этих фундаментальных понятий и следует подходить к творчеству любого человека, претендующего на звание поэта. Само собой разумеется, что он должен хорошо знать правила поэтики. Многие люди думают, что если человек умеет рифмовать слова, то он и есть поэт. На самом деле это далеко не так, это подражание поэзии, которое великий русский писатель Ф. Достоевский называл рифмобесием. Не вдаваясь в теоретические основы поэтики, поговорим о личности поэта применительно к моральным постулатам, выдвинутым выше названными великими русскими поэтами Золотого и Серебряного века.
Когда-то М. Горький произнёс замечательную фразу: "Прославим поэтов, у которых один бог - красиво сказанное бесстрашное слово правды". Думал ли он тогда, что возглавит ССП - пропагандистский орган КПСС и КГБ, где сказать слово правды означало в лучшем случае быть изгнанным из золотой клетки совписов, а в худшем проститься с жизнью? Приведу ещё одну цитату неизвестного автора: "Мерзко, когда в словах человека - высокие убеждения, а в действиях - низкие поступки". Лицемерие и цинизм стали доминирующими чертами большинства совписов, о чём вызывающе откровенно писал А. Толстой: "Я циник, простой смертный, который хочет хорошо жить, и мне на всё наплевать. Нужно писать пропаганду? Чёрт с ним, я и её напишу! Эта гимнастика меня даже забавляет. Приходится быть акробатом. Мишка Шолохов, Сашка Фадеев - все они акробаты. Но они не графы. А я граф, чёрт подери!"
Таким же словесным акробатом, эквилибристом был и самый распиаренный из всех поэтов ССП - Расул Гамзатов, который и сегодня остаётся знаменем литературного Дагестана. Хорошо, что в канун его 100-летия в интернете появилась возможность более основательно познакомиться с творчеством юбиляра. К огромному сожалению, ни под одним из его многочисленных стихов нет даты, фамилии переводчика и подстрочников на аварском и русском языках. Ведь в аварском языке стихи не рифмуются, а профессиональные переводчики их рифмовали.
Хотелось бы визуально и аудиально сравнить вариант автора и литературный вариант. Интересно понять, кто из переводчиков был ближе к тексту, кто ярче выражал мысли автора. Переводчиков этих было немало, целая плеяда: "Наум Гребнев, Яков Козловский, Елена Николаевская, Владимир Солоухин, Илья Сельвинский, Сергей Городецкий, Семён Липкин, Яков Хелемский, Юлия Нейман, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Юнна Мориц, Юрий Агеев, Дмитрий Филимонов, Шапи Казиев, Марина Ахмедова-Колюбакина, Сергей Соколкин".
Ну, что ж, будем исходить из того, что есть. Расул Гамзатов, следуя традиции, выразил своё понимание роли поэта. Стих состоит из восьми строф, вот некоторые строки из программного стихотворения "Будь призванию верен":
Ты, поэт, своей пожертвуй кровью
И надежды засвети звезду.
...Стихотворец, воскреси солдата,
Будь призванью верен - воскреси!
...Чтобы тени прошлого исчезли,
Сторониться времени нельзя,
Ты суди по совести и чести,
Неподкупный, праведный судья.
Интересно, когда это Гамзатов жертвовал своей кровью? На фронте не был, донором тоже, нигде об этом не упоминается. Если же "кровь" метафора, то когда, ради кого и чем именно он жертвовал - здоровьем, достоинством, честью, свободой? "Стихотворец" точнее было бы заменить на "стиходворец". Это он-то, "неподкупный, праведный судья" судил "по совести и чести", когда чернил А. Ахматову, М. Зощенко и Б. Пастернака, когда написал пасквиль на героя Каказа Шамиля, когда гнобил А. Сахарова и А. Солженицына, когда не поддержал Д. Дудаева и не осудил злодейское убийство генерала? Тем не менее, он мечтает, чтобы о нём после смерти говорили только уважительно:
Когда уйду,
хочу, чтоб говорил
И враг мой обо мне как о поэте:
Он жизнь любил, как мало кто на свете,
И всю её отчизне посвятил.
Четвёртая строка - стопроцентная правда, жизнь он любил и жил так, как никому и не снилось, сплошной праздник, фуршеты, банкеты, заграничные туры, президиумы высочайших собраний, награды и деньги лопатой. А вот пятая строка - ложь, не отчизне и народу он жизнь посвятил, а преступной власти и себе любимому. Далеко за примером ходить не надо, сам не раз признавался, то одно напишет, то прямо противоположное:
И с меня брать пример вам не надо,
Забывал я,
гульбой обуян,
Что у времени праздного лада
Дутый слог и дырявый карман.
Если бы он писал свои стихи по-русски, то можно было бы предположить, что это когнитивный диссонанс на почве хронического алкоголизма. Но если переводчиков целая бригада, то ясно, что каждый из литературных подёнщиков писал только то, что ему давали в работу, не имея общего представления о творчестве заказчика. Поэтому и должны быть фамилии переводчиков под каждым стихом. Вот ещё одна строфа, не имеющая никакого отношения к его реальной жизни.
Но с юных лет не лепестками выстлан
Передо мной не оттого ли путь,
Что, где б ни прозвучал злодейский выстрел,
Летит свинец, мою пронзая грудь.
Расул родился в рубашке и жил безбедно до 22 лет в обеспеченной семье народного поэта Дагестана, лауреата Сталинской премии, государственного деятеля Г. Цадасы. Затем пять лет прекрасно себя чувствовал на папенькины деньги в в самом центре Москвы, на Тверском бульваре, мог позволить себе проводить время в ресторанах среди творческой богемы, а не подрабатывать грузчиком, как это делали бедные студенты. Здесь же он прибедняется для красного словца, что он якобы из простого народа, познавший тяготы тудового люда.
Опять же интересно, какие такие "злодейские выстрелы" пронзали его мужественную грудь и ранимое сердце? Тех миллионов расстрелянных в ГУЛАГе, в том числе сотен писателей, которых он не дрогнувшей рукой отправлял на лесоповал вместе с такими же беспринципными совписами из золотой клетки? Почемук же он никогда о них не писал ни при Сталине, ни после Сталина, когда уже можно было не опасаться за свою жизнь? Почему не писал о депортированных народах, о жуткой трагедии Хайбаха? Почему не встал на защиту народа Ичкерии? Почему как бессменный депутат не выступал ни в думе, ни на телевидении, когда вся страна требовала наказания чекистов за взрывы домов в Москве, Буйнакске, Волгодонске? Таких "почему?" сотни, а ответ один - он жил в своей скорлупе, отгородившись от страны и народа как бронёй сотнями наград, званий, почётных должностей, куда не проникали никакие "злодейские выстрелы". Просто ему было неведомо чувство эмпатии - сытый голодного не разумеет.
Просматривала в интернете школьные сочинения по литературе и обратила внимание, что ученики берут в качестве эпиграфов к теме о войне строки Гамзатова, будучи уверенными, что он был участником Второй мировой войны. Учителя создают мифы и вводят в заблуждение школьников. Впрочем, возможно, что они и сами так думают на основе его стихов, где он пишет, как прощался с мамой, уходя на фронт, как гнил с окопах, как не снимал шинель пять лет, как дошёл до Берлина и расписался на Рейхстаге:
Сыновья этих гор, мы сражались без страха,
Мы прошли сквозь бесчисленные бои.
На рейхстаге пылающем: "Мы из Хунзаха",
Начертали штыками питомцы твои.
Полвека Р. Гамзатов был бессменным председателем союза писателей Дагестана, имел кабинет в Махачкале, получал зарплату. Давно пытаюсь найти следы его поэтической школы, но пока нашла только доброе пожелание в адрес будущих поэтов:
Я хочу пожелать Дагестану
Много новых поэтов больших.
Ничего, что неслышен я стану,
Заглушаемый голосом их.
Как говорится, спасибо на добром слове, но одних пожеланий от председателя союза писателей Дагестана было недостаточно. Стал бы Расул известным поэтом, если бы не прославленный и богатый папенька и его связи в Махачкале и Москве? Да никогда в жизни, мыкался бы как сотни других начинающих писателей из одной редакции в другую. И никогда бы не попал в Литературный институт на общих основаниях, а влачил бы нищенское существование. Много бы он написал стихов, сидя в Хунзахе? Он же за государственный счёт ездил в творческие командировки по всему миру. И не один, а как минимум с секретарём и переводчиком.
В советские времена, оказавшись на море, было принято посылать знакомым красочные открытки с видами Крыма или Сочи. Вот и Гамзатов посылал из разных стран именные стихи своим многочисленным друзьям: А. Твардовскому, А. Райкину, знаменитому хирургу Г. Илизарову, Ч. Айтматову и многим-многим другим публичным людям. Это говорит, во-первых, о его обширных связях и коммуникативности. Кстати, в его произведениях так много имён, что именной указатель просто необходим читателям и исследователям. Во-вторых, кто много ездит, тот много видит, а кто много видит, тот много знает.
Творческие поездки писателям и художникам необходимы как воздух для расширения их кругозора и тематики, для вдохновения и познания мира. Что может сочинить писатель, сидя пожизненно как заключённый в каком-нибудь Урюпинске? Вспомним А. Чехова, который исколесил всю Европу и всю Россию до Сахалина. Ф. Достоевский подолгу жил и работал в Европе. Таких примеров великое множество. И Расул Гамзатов не был исключением. Всякий раз под впечатлением новых стран, городов, встреч с людьми он испытывал позитив, появлялись интересные мысли, а переводчики оформляли их в стихи, которые он и рассылал многочисленным друзьям.
Не сомневаюсь, что при его обширных связях, материальных возможностях, связанных с пожизненным депутатством и должностями в многочисленных журналах и издательствах, ему ничего не стоило продвигать стихи своих молодых протеже в местные, федеративные и союзные издания. Он мог стать, метафорически выражаясь, "крёстным отцом" многих поэтов. Ему не составило бы никакого труда взять с собой в творческую командировку подающего надежды поэта. Сам Бог при таких возможностях велел ему создать поэтическую школу Дагестана! Но где она? Наверное, лукавил аварец, боялся-таки стать "неслышен", "заглушаемый голосом их", боялся конкуренции.
Забравшись однажды на поэтический Олимп, он посиневшими пальцами вцепился в руководящее кресло, и только через 53 года смерть разлучила этот противоестественный альянс. Как известно, любая власть развращает человека, абсолютная власть развращает абсолютно. Противовесом этому может быть только регулярная ротация, как на Западе. Но Россия - это чудовищный монстр, жупел, средневековый заповедник рабов, нищебродов, воспевающих и возвеличивающих своих истязателей. 105 лет эта чернь молится на палачей, убивших десятки миллионов людей. Сегодня они с песнями провожают на заклание таких же недоумков в чужую страну убивать людей за то, что те живут лучше. Это вместо того, чтобы навести порядок в своём доме - у этой страны нет будущего!
Вот ещё любопытный, критический стих, обращённый к поэтам. Себя Гамзатов явно считает орлом, а остальных воробьями, которые чирикают что-то и путаются под ногами. Но когда же он летал "ветру встречному наперерез?!" И когда он плыл "борясь с теченьем?" Вся его жизнь - пример конформизма и непротивления злу. Морализаторством заниматься смелости не надо, лучше бы хоть раз в жизни показал на практике, как это делается. В последних четырёх строках звучит явная угроза кому-то, "Кто стремится к власти тихой сапой", угодить в пасть льву. Понятное дело, что грозный лев это тоже он. Жаль, что нет даты написания стиха и комментария специалиста - что было причиной негодования и угроз? Кто посмел покушаться на незыблемую власть пожизненного председателя союза писателей Дагестана?
О, друзья! Под широтой небес
Сколько воробьёв средь нас, поэтов...
Где орлы, стремящиеся к свету
Ветру встречному наперерез?!
Знайте, рыба ценная плывёт
Не в потоке, а борясь с теченьем!
Повторяю это со значеньем:
Кто понятлив, думаю - поймёт.
Ну а те, кого пленяет власть,
Кто стремится к власти тихой сапой,
Помните, у льва остались лапы:
Стоит ли к нему - руками в пасть?
Ещё один стих с оригинальным названием: "Правлению союза писателей Дагестана с просьбой освободить от должности председателя". Стих большой, 16 строф по четыре строки. Гамзатов пишет, что устал от административных, хозяйственных вопросов и не хочет быть изгнанным, лучше самому уйти с постылой должности. Но, судя по тому, что так и подвизался на хлебной должности до конца своих дней, приступ самокритики прошёл, а заявление осталось лежать в рабочем столе:
...Немало причин
Для такого решенья:
Мои недостатки,
Мои прегрешенья.
...Ещё до конца я не понял,
Не скрою:
Кто - Бог или чёрт -
Мною правит порою?
...Хоть цену я знаю
И слову и славе,
Учить сочинителей
Вовсе не вправе...
Сага о событиях в писательской среде Махачкалы получила продолжение ещё в одном творении Гамзатова из девяти строф, озаглавленном как "Сказание о знаменитой битве в союзе писателей Дагестана". Опять же нет ни даты, ни комментария к такому грандиозному и шумному событию:
Теперь весь мир в Москве, Париже, Риме,
Забыв дела,
за тем следит, как вы
Бой меж собой в густом табачном дыме
Ведёте, не жалея головы.
...О хлебе позабыв, как ни печально,
Сегодня люди в уличной толпе
Взволнованно толкуют все повально
О схватке в дагестанском ССП.
...Великие не утихают страсти,
Идёт вовсю метание словес.
И есть большие мастера по части
Срывания таинственных завес.
Как можно понять из негодующего сочинения оскорблённого в лучших чувствах мэтра, в писательской среде произошёл раскол на демократов и ретроградов. После распада СССР в 1991 году в России Союз писателей РСФСР разделился на Союз писателей России и Союз российских писателей. В СРП вошли писатели демократических взглядов. Как следует из стиха Гамзатова, против него было выдвинуто много обвинений, и он в заключение даже требовал "К моим стихам все приложить наветы, //Чтоб были мне во славу сложены".
Очевидно, что Р. Гамзатов, оставаясь наедине с дневником и своими мыслями, размышлял о жизни, в которой не всё ему нравилось, но он тут же находил себе оправдание, чтобы червь сомнений не слишком точил душу. Пришлось, мол, и ему пережить культ личности и менять портреты тиранов над рабочим столом. Но для него, патриота и прозорливца, единственным культом был Дагестан. Когда "поэты многих стран" пели дифирамбы вождю всех народов, он, якобы, лишь скромно в хоре подпевал, но, ой как лукавил хитрый лис, - в этом хоре он всегда был солистом, и многочисленные награды от всех тиранов, те самые иудины серебряники - тому очевидное и неопровержимое доказательство.
И я слугою культа был,
Сменял портреты в кабинете.
Один из бывших на портрете
Всех покоряться приучил.
О нём поэты многих стран
Слагали выспренние оды,
Но культом
и в былые годы
Был для меня - мой Дагестан.
Не понимаю гамзатовских биографов, скрывающих "секрет Полишинеля", сделавших из него "священную корову". Неужели они всерьёз считают, что никто ничего не знает об обратной стороне его парадной жизни? Со студенческих лет нам было известно от профессиональных филологов о том, что своей известностью Гамзатов обязан талантливым переводчикам, которых, кстати, в ССП не принимали. Опубликуйте подстрочники, чтобы не было никаких кривотолков, снимите сомнения читателей. И никогда он не был пресно-стерильным, достаточно внимательно почитать самого Расула, чтобы убедиться в этом. Вот, например, одна из "явок с повинной":
Голова ты, моя голова,
Всласть туманилась ты на пирушках
И, грешна как людская молва,
На чужих почивала подушках.
И не хмурил, я помню, чела,
Приходя под кремлевские своды.
Ах, какой ты беспечной была,
Голова моя, в юные годы.
Знатоки литературы, поэзии в частности, прекрасно осведомлены обо всех жизненных перепитиях популярных авторов, об их "скелетах в шкафу". Зачем оспаривать очевидное, то, что даже ни сам Гамзатов, ни его современники и коллеги не скрывали? Зачем впадать в пуританскую мораль? Всё равно шило в мешке не утаишь, оно обязательно вылезет наружу. Не надо делать икону из того, кто всю жизнь служил сатанинскому режиму, а не народу, как предназначено истинному поэту в классическом понимании. "Мерзко, когда в словах человека - высокие убеждения, а в действиях - низкие поступки". Если кого-то ещё не убедили примеры, прочитайте стих Р. Гамзатова без купюр, который можно назвать "Покаяние" или "Расплата", "Исповедь грешника", "Преступление и наказание" или "Приговор самому себе". Не известно, в каком году и под влиянием каких именно событий он каялся перед Всевышним. Думается мне, что в тот час он не лгал, почувствовав, что стоит у последней черты.