Шестакова Раиса Викторовна : другие произведения.

Братья Или Колонизаторы?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  Раиса Шестакова
  
  БРАТЬЯ ИЛИ КОЛОНИЗАТОРЫ?
  
  Но даже в Верховном Совете,
  Где я четверть века подряд
  Сидел, счастья всё же не встретил,
  О чём написал Патимат.
  
  И женщинами преуменьшен
  Грехов моих был бы табун,
  Когда б из объятия женщин
  Не рвался в объятья трибун. - Расул Гамзатов
  
  Читаю поэму Р. Гамзатова "В горах моё сердце", в которой он полемизирует со своими оппонентами-земляками, которые "Глупый слух обо мне распустили опять":
  
  ...Ходит сплетня: мол, стал я заносчивым малым,
  И звучат мои песни от дома вдали,
  И забыл я аулы, прижатые к скалам,
  Цвет и запах родной каменистой земли.
  
   ...Редко вижу Гуниб и хунзахские травы,
  Стал чужим, неизвестно, приеду ли вновь...
  Говорят, что живу я для собственной славы,
  Что давно не кипит во мне горская кровь.
  
   ...Вот что с ходу мне выложил седоголовый
  Мой земляк. Он обедать со мною не стал.
  Не пригубил, упрямец, вина молодого,
  Отодвинув сверкающий чешский бокал.
  
  Без вниманья оставил убранство квартиры,
  Осторожно присел на широкий диван,
  Равнодушно взглянул на мои сувениры,
  Что привёз я, объехавший множество стран.
  
  Земляк, ровесник, друг детства отказался от трапезы, а ведь это означает неуважение к хозяевам. Горец не мог этого не знать, то есть сознательно подчеркнул своё равнодушие и к богато сервированному столу, и к убранству городской квартиры, и к заграничным безделушкам. После резких слов, сказанных хозяину, он уже не мог поднимать бокал и произносить здравицу. Отказался и от сигарет, предпочтя самосад из кисета. "Спал он сидя, хоть гостю постель предлагали", то есть вёл себя подчёркнуто холодно, отстранённо, принципиально соблюдая дистанцию. Такое поведение аварца ранило Расула, и он долго доказывал, что сказанное им неправда:
  
  Что мне личная слава? На что она, право?
  Не собой, а тобою горжусь, мой народ.
  Я лишь искра твоей полыхающей славы,
  Без тебя эта искра погаснет, замрёт.
  
  Он приводит всевозможные аргументы в защиту своей любви к малой родине, доказывает свой патриотизм в 25 строфах. И только в третьей главе Расул признаёт одну свою вину:
  
  Снова рана давнишняя, не заживая,
  Раздирает мне сердце и жалит огнём.
  ...Был он дедовской сказкой. Я сызмальства знаю
  Всё, что сложено в наших аулах о нём.
  
  Был он сказкой, что тесно сплетается с былью.
  В детстве жадно внимал я преданьям живым,
  А над саклями тучи закатные плыли,
  Словно храброе войско, ведомое им.
  
  Был он песнею гор. Эту песню, бывало,
  Пела мать. Я доселе забыть не могу,
  Как слеза, что в глазах её чистых блистала,
  Становилась росой на вечернем лугу.
  
  Ну, конечно, речь идёт о Шамиле. Это одна из претензий земляков, высказанная от их имени седым ходоком, посланником в Махачкалу, в красивый и богатый дом депутата и писателя. Оказывается, он с младенчества знал о нём из рассказов дедушки и маминых песен. Портрет седобородого Шамиля в полный рост, в черкеске, в настенной раме был главным украшением их сакли:
  
  И отец мой до смерти своей незадолго
  О герое поэму сложил...
  Но, увы,
  Был в ту пору Шамиль недостойно оболган,
  Стал безвинною жертвою тёмной молвы.
  
  Может, если б не это внезапное горе,
  Жил бы дольше отец...
  Провинился и я:
  Я поверил всему, и в порочащем хоре
  Прозвучала поспешная песня моя.
  
  Саблю предка, что четверть столетья в сраженьях
  Неустанно разила врагов наповал,
  Сбитый с толку, в мальчишеском стихотворенье
  Я оружьем изменника грубо назвал.
  
  Расул здесь явно хитрит - в 1951 году, когда умер его отец, он был не наивным мальчишкой, как пытается себя представить, а дипломированным специалистом, окончившим в 1950 году Литературный институт в Москве. Ему было 28 лет, когда он сочинил пасквиль на Шамиля, хотя знал, что отец написал поэму о национальном герое, и, как он считает, ложь на имама была для него ударом, от которого он не оправился и умер. Отец для Расула всегда был примером и авторитетом, и он не мог не прочитать его поэму. Возникает естественный вопрос: где эта поэма, какова её судьба? Может быть, сам Гамзат Цадаса или Расул от страха её сожгли? И почему в "полном собрании" нет той злополучной поэмы Р. Гамзатова об имаме Шамиле?
  
  Почему анонимные составители "полного собрания", в котором нет даже оглавления, считают читателей недоумками, не способными самостоятельно разобраться в причинах странных метаморфоз, происходивших с Расулом Гамзатовым? К чему этот секрет Полишинеля? У всех писателей были скелеты в шкафу, многие из них были запойными алкоголиками. Вот и стихи А. Пушкина с нецензурной лексикой опубликованы. И что? Меньше стали любить А. Пушкина, С. Есенина, В. Высоцкого, В. Шукшина и многих других? Главное, что они не были придворными лизоблюдами и предателями, служили истине и воспевали свободу, а безгрешен только Бог. Поэтому гений русской поэзии объяснил, какими качествами должен обладать поэт:
  
  И долго буду тем любезен я народу,
  Что чувства добрые я лирой пробуждал,
  Что в мой жестокий век восславил я свободу.
  И милость к падшим призывал.
  
  Свою вину Расул преуменьшает - назвал саблю оружием изменника, а про то, что Шамиля обозвал "ингушской змеёй" и английским ставленником скромно умалчивает. Как могло так резко измениться мировоззрение 28-летнего человека, который всю жизнь боготворил Шамиля и собственного отца и вдруг в мгновение ока предал обоих и побежал впереди паровоза? Но как только через пару лет утвердилась официальная оценка роли Шамиля как лидера национально-освободительного движения, Гамзатов из хулителей имама стал его апологетом. Это свидетельствует о том, что не было у него нравственного стержня, твёрдых убеждений и принципов. Он всё время держал нос по ветру как флюгер. Далее хитрый аварец в 13 строфах повествует о своих ночных беседах с Шамилём:
  
  ...Были раны кинжальные и пулевые,
  Но тобой причинённая - трижды больней,
  Ибо рану от горца я принял впервые.
  Нет обиды, что силой сравнилась бы с ней.
  
  ... До утра он с укором стоит надо мною.
  Различаю, хоть в доме полночная тьма,
  Борода его пышная крашена хною,
  На папахе тугая белеет чалма.
  
  Пытаясь понять мотивы поведения Гамзатова, сравниваю его с другими писателями его возраста: В. Астафьевым, А. Солженицыным - глыбами, фронтовиками, прошедшими через все круги ада - насколько же они разные. Практически все литераторы военного поколения, Б. Окуджава, В. Некрасов, В. Гроссман, К. Симонов, А. Твардовский, Б. Васильев имели твёрдую жизненную позицию, не пресмыкались перед властями. Да и те, кто были моложе, как В. Аксёнов, В. Шукшин, не пели осанну партии.
  
  Например, у Аксёнова была репрессирована мать, а вскоре и отец, оба осуждены на 10 лет тюрем и лагерей. Мальчика отправили в детский дом, откуда его забрали родственники. Только через 10 лет ему было позволено навестить мать в Магадане. Все они прошли через тяжкие испытания, знали жизнь не по учебникам, а Расул был папенькиным-маменькиным сыночком, никогда не знавшим ни нужды, ни трудностей. Он не жил, как миллионы его соотечественников, а порхал по жизни как мотылёк.
  
  В четвёртой главе Расул продолжает оправдываться перед земляками и доказывать, что где бы он ни был: в Греции, Италии, Франции, всюду ни на минуту не забывал родной Дагестан, а в шикарных отелях Европы просто мечтал уснуть, завернувшись в косматую бурку. И во сне ему снились родные горы, и везде он тосковал по горным речкам и аулам. И по друзьям он исходил тоской, и по горянкам страдал невыносимо. Зачем только он так часто и подолгу страдал в "загнивающей Европе", если краше его родины нет ни в одной стране мира? В пятой главе продолжаются стенания Расула - если бы заново жизнь начать, то только в Дагестане:
  
  После всех испытаний нелёгких и странствий,
  После всех живописных заморских красот
  Я опять предпочёл бы аул дагестанский,
  Где орлица орлят выпускает в полёт.
  
  Ну, надо же - для него "нелёгкими испытаниями" были бесконечные туры по миру за государственный счёт! Для других писателей нелёгкими испытаниями были война, ранения, репрессии, тюрьмы и лагеря, ссылки, нищета и голод как следствие исключения из ССП, а голосовавший за их изгнание Гамзатов устал несчастный от самолётов, перелётов, банкетов, фуршетов, музеев, супермаркетов и борделей. После всех этих стенаний, оправданий и уверений в бесконечной любви к родине и своим соплеменникам, он переходит к воспоминаниям о Кавказской войне:
  
  О, Россия - поборница правды и мира!
  Ты когда-то не дружбу дарила горам.
  Даже русских поэтов в солдатских мундирах
  По веленью царя присылала ты к нам.
  
  Коробит от первой же строки - никогда Россия не была "поборницей правды и мира!" Только Александр III Миротворец не воевал, но это всего 13 лет, и завещал сыну, Николаю II не вести войны, ибо территория страны уже была огромной и трудно управляемой. Россия огнём и мечом колонизировала соседние народы, эту же политику проводили коммунисты. Ну, а нынешний безумный пигмей, развязавший войну в Украине и захвативший часть её территории, вызвал осуждение всего мира и полную изоляцию страны на международной арене. На лжи построена вся политика России, и все учебники истории - сплошная ложь.
  
  Невозможно представить, что в 21 веке не закрыта позорная страница Кавказской войны 19 века. "В ауле Салта в течение 52 дней горцы героически сопротивлялись 32-тысячной царской армии во главе с кавказским наместником князем М.С. Воронцовым. Погибли 1773 жителя села, в их числе женщины и дети. Потери царской армии составили 535 солдат и офицеров". Ни одному погибшему русскому офицеру и солдату дагестанцы не отрубили голову. Зато русские завоеватели, которые "несли культуру туземцам", отрубили 15 голов защитников и увезли в Петербург.
  
  Это кощунство продолжается более 170 лет! Дагестанская общественность в лице учёных, деятелей культуры, политиков многократно обращалась во все инстанции России вплоть до президента с требованием вернуть черепа для достойного захоронения - всё бесполезно. Они получают издевательские ответы, что это, мол, "объекты федеральной собственности, представляющие государственную ценность". Как можно было додуматься выставлять напоказ в Кунсткамере головы доблестных защитников своей родины наравне с аномальными младенцами и унижать национальное достоинство завоёванных народов? Это вместо того, чтобы принести извинения и покаяние за гибель сотен тысяч кавказцев!
  
  Эта дикая, первобытная практика продолжается в наши дни. Преступная ЧВК Вагнера отрубала головы сирийцам и выкладывала в интернет глумливые фотографии бандитов на фоне обезглавленных трупов. В особняке главаря ЧВК Пригожина хранятся фотографии отрубленных голов сирийцев, а президент страны, узурпатор, вор и убийца рассказывает по телевизору всему миру, сколько миллиардов из государственного бюджета он выделил бандитской террористической организации! Это зазеркалье превзошло фантасмагории Д. Оруэлла.
  
  Возвращаясь к личности Р. Гамзатова, возникает закономерный вопрос: "Он знал об этом запредельном варварстве? Наверняка знал. Почему же при встречах и беседах с Путиным не поднял этот вопрос? Почему он не протестовал против установления на Кавказе памятников царским сатрапам - генералам? Для россиян они герои, а для кавказских народов - каратели, поработители, захватчики, оккупанты, убийцы. Это то же самое, как сегодня установили бы памятники мародёрам и насильникам в Буче, Ирпени или Гостомеле. Читаем поэму дальше, пропустив три строфы, переходим к 1917 году в оценке Гамзатова:
  
  ...Но закон единенья сильнее, святее.
  Он возник, правотой наивысшею прав.
  О, Россия, в семнадцатом кровью своею
  Нашу дружбу скрепили мы, братьями став.
  
  Гамзатов утверждает, что в Дагестане древний закон кровной мести уступил место "закону единенья" русских и кавказцев, что в 1917 году они стали кровными братьями в борьбе против царизма и буржуазии. А вот историки пишут, что события развивались не так однозначно: "После опустошительной для горского населения Гражданской войны в Дагестане установилась советская власть. Неучтивый подход, ошибки и преступления большевиков и красноармейцев спровоцировали восстание в нагорной части региона. Антисоветское восстание, возглавляемое Нажмудином Гоцинским, проходило с сентября 1920 года по май 1921 года. На пике восстания повстанцы практически полностью контролировали три округа Дагестана из девяти: Аварский, Андийский и Гунибский, а боевые действия шли ещё в трёх: Даргинском, Кази-Кумухском и Темир-Хан-Шуринском".
  
  За 9 месяцев восстания Красная армия потеряла 5000 человек. Как пишет профессор Магомед Абдулаев, "потери были не просто большими, а очень большими, особенно среди красноармейцев из России. Целые полки, бригады погибли, и в силу того, что не знали условий местности и опыта войны в горных условиях. У повстанцев потерь было меньше, благодаря тактике партизанской войны, знанию местности и связи с населением". Но силы сторон были не равны, и восстание было подавлено. В ходе его были уничтожены 90 крупных сёл. Сразу после окончания военных действий грянул голод.
  
  Война стала причиной усиления в местном населении русофобии вопреки сказаниям Гамзатова о братании. Это так же неправдоподобно, как утверждать, что нападение России на Украину 24 февраля 2022 года способствовало укреплению дружбы двух братских народов! Ненависть и презрение народа Украины к оккупантам столь велико, что даже русскоязычное население стало говорить по-украински, и на государственном уровне принят закон об изучении английского языка в детских садах и школах. Скоро там произойдёт то же самое что в Грузии, где современная молодёжь не знает русского языка, но говорит по-английски. Это вероломное нападение украинцы не забудут и через тысячу лет. Такое же отношение к русским было и в годы Гражданской войны. Но Гамзатов был не объективным писателем, а пропагандистом, таким же, как нынешние мизантропы и великодержавные шовинисты на ГеббельсТВ.
  
  С той поры моя родина краше и шире,
  С той поры горизонты земные ясней.
  Подмосковные рощи, просторы Сибири
  Вижу я из подоблачной сакли моей.
  
  Жаль, что пророссийский пропагандист не видел из своей сакли архипелаг ГУЛАГ, раскинувшийся на необъятных просторах Сибири, где на лесоповалах и в рудниках погибали миллионы истощённых и измождённых каторжников, в том числе сотни писателей, которых продажные борзописцы, включая Гамзатова, отправили на мучительную смерть. Кстати, в интернете есть карта сталинских концлагерей, опутавшая как паутина всю страну.
  
  О, Россия, фиалки альпийские наши
  На надгробьях твоих коммунаров лежат.
  А у Волги березкой плакучей украшен
  Тот курган, под которым схоронен мой брат.
  
  В то время, когда Гамзатов слащаво-трогательно, как в слёзных мелодрамах для домохозяек, сочинял вирши о фиалках и берёзках, фронтовик В. Астафьев писал жестокую правду войны в романе "Прокляты и забыты". Он, кстати, имел бронь, но пошёл на фронт добровольцем. Он поведал о самой бездарной и подлой в мире советской военщине, безжалостно бросавшей на убой миллионы солдат только лишь ради новых званий и наград для себя. Он первым сказал, что погибли примерно 47 миллионов человек, в то время как Сталин врал про 6 миллионов, Хрущёв про 20, Горбачёв про 27, а года три назад в думе назвали около 42 миллионов, после чего продлили гриф "Секретно" на документах о Второй мировой войне до 2040 года. Виктор Петрович был убеждён, что 9 мая надо не праздновать, а на коленях просить прощение за бездарно выигранную войну, когда врага просто завалили миллионами трупов советских солдат.
  
  О, Россия, ты тесно сплотила в бою нас!
  Твои песни всегда в моём сердце живут.
  С милым томиком Пушкина встретил я юность,
  На столе моём рядышком - Блок и Махмуд.
  
  Что может знать о боях человек, который четыре военных года провёл "с милым томиком Пушкина?" Правильно говорили писатели-фронтовики, что только они имеют моральное право рассказывать правду о войне. Главный летописец войны В. Астафьев возмущался по поводу таких писак: "Об этой войне столько наврали, так запутали всё с нею связанное, что, в конце концов, война сочинённая затмила войну истинную. ...А наша партия - основной сочинитель и поставщик неправды о войне". Он пророчески предсказал: "Тот, кто врёт о войне прошлой, приближает войну будущую". На примере войны с Украиной весь мир увидел ложь о "второй армии мира", а историкам предстоит не одно десятилетие разгребать многолетние напластования лжи фашистского режима, приведшего Россию к катастрофе.
  
  Ты в двадцатом году принесла Дагестану
  Жаркий пламень знамён - мой излюбленный цвет.
  В детстве стал моей гордостью галстук багряный,
  В годы зрелости - алый партийный билет.
  
  Красный цвет - это цвет крови миллионов советских людей, уничтоженных коммунистами. В 2012 году В. Жириновский громогласно с думской трибуны говорил о погибших в Гражданскую войну 24 миллионах человек, а всего войны, голодоморы, коллективизация, индустриализация и репрессии унесли 100 миллионов человек! И ни один депутат, включая коммунистов и самого Зюганова, ему не возразил и не опроверг его слова. Эта речь есть в интернете. И дело даже не в том, сто или шестьдесят миллионов уничтожено коммунистами. Страшно то, что речь идёт о миллионах людей. В России по прогнозу великого учёного Д. Менделеева должно жить 600 миллионов человек, а не 146 миллионов согласно официальной статистике. Выводы Менделеева подтверждает его же прогноз относительно США - он сбылся на сто процентов.
  
  Человека дороже на свете не знаю,
  Чем прославленный Ленин - великий твой сын,
  Мир принесший впервые бесправному краю,
  Подаривший свободу народу вершин.
  
  Чудовищная ложь, опровергнутая многократно всеми не ангажированными учёными историками, как нашими, так и зарубежными. Ленин, прибывший с бандой инородцев из США и Европы, организовали государственный переворот, захватили власть и уничтожили цвет русской нации и других коренных народов России. Ленин и его достойный ученик и продолжатель Сталин уничтожили миллионы граждан. Фашизм в Европе возник как ответная мера на злодеяния коммунистов в СССР, а потом два изверга, Гитлер и Сталин вступили в сговор и при попустительстве западных держав развязали в 1939 году Вторую мировую войну. Два года они проводили совместные парады в Бресте и Москве, вынашивая при этом тайные планы на мировое господство.
  
  Без тебя мы спасенья найти не смогли бы,
  Навсегда породнился с тобой Дагестан.
  И тебе говорит моё сердце: "Спасибо,
  О, Россия - безбрежный людской океан!"
  
  До чего же самоуничижительный, холуйский стих раба! Да что же Финляндия, бывшая бедная Чухония, окраина России, вырвавшаяся из цепких лап большевиков, ныне одна из самых благополучных и процветающих стран, где живут счастливые люди? Или Гамзатов, объехавший весь мир, не был там и ничего не слышал о жизни финнов? И про Зимнюю войну он, должно быть, ничего не знал, когда Сталин вероломно отторг от Финляндии часть территории. И в Карелии Гамзатов, наверное, не был, а то был бы поражён постыдной разницей в уровне жизни населения двух соседних регионов. Судя по его стихам, он не по Союзу ездил, а "гнил" месяцами то в Европе, то в США, то в Японии.
  
  Гамзатов видел американский хайвэй и германский автобан, изобилие супермаркетов, роскошные машины, прекрасные дома с газонами и цветниками, модно одетых, ухоженных людей. Разительный контраст с Союзом: бездорожье, бесконечные очереди за всем, продукты по талонам, коммунальные квартиры, плохо одетые измождённые люди. Разве он не понимал очевидной разницы двух общественно-политических систем? Биографы пишут, что он был публицистом. Интересно было бы почитать его публицистику и сравнить, например, с Львом Толстым, который на все события откликался острыми публицистическими статьями против властей.
  
  Колонизируя огнём и мечом соседние территории и народы, царское, а потом и советское правительство заселяло эти земли русскоязычными переселенцами, проводило насильственную русификацию, физически уничтожало интеллигенцию. 11 тысяч финнов были расстреляны, а ныне в Карелии карелы и финны составляют примерно по семь процентов, а вепсы полпроцента от всего населения. Государственный язык один - русский. Дороги в основном грунтовые, большинство людей, особенно в сельской местности, живут в ветхих домишках, в деревнях нет никакой инфраструктуры.
  
  Калининградская область, бывшая Пруссия, заметно контрастирует с Германией. Германское правительство не хочет в случае развала РФ принимать её в состав ФРГ, потому что более 30 лет камнем на экономике висит бывшая ГДР. Даже IQ - коэффициент интеллекта у восточных немцев значительно ниже, чем у западных жителей. Потому что 45 лет коммунисты оболванивали этих людей. И так было везде, куда приходил "русский мир". Поэтому все страны Восточной Европы и 14 бывших союзных республик, вырвавшись из совдеповского концлагеря, стали в очередь в ЕС и НАТО, никто из них не погиб, не голодает и не рвётся в объятия Московии. Так почему Дагестан должен был исчезнуть? И как он вообще жил столетиями до коммунистической оккупации?
  
  ...В мир большой я из малого вышел селенья
  И в долину спустился с моей крутизны,
  Чтоб на малом наречье, горя вдохновеньем,
  Песни петь для большой стоязыкой страны.
  
  Не песни пел Расул Гамзатович, а подпевал кремлёвским бонзам, а если и пел, то с чужого голоса и сильно фальшивил. С 1945 года и до конца своих дней он жил на два города: Москву и Махачкалу. Вначале он поселился в общежитии Литературного института, но потом снял комнату. Он мог себе это позволить на папенькины деньги, чтобы ему никто не мешал после ужина в ресторане привести барышню на чай. Он видел разительный контраст между столицами СССР и Дагестана, а тем более районными городами и аулами. Метрополия всегда жировала за счёт колоний, обдирая их как липку, при этом пропагандисты цинично уверяли, что Москва всех кормит. И Гамзатов подпевал в этом лживом хоре вместо того, чтобы поднять вопрос о выравнивании качества жизни в Москве и в регионах.
  
  Он, как депутат всех уровней, имел на это право и обязан был защищать интересы колониальных народов в Верховном Совете СССР. Но он только богател год от года, а народ беднел. Поэтому земляки и послали к нему ходока, чтобы высказать ему все претензии. Они были правы, обвиняя его в том, что он заботится лишь о собственной славе. Гамзатов пишет, что снова о нём распустили слух, значит не в первый раз до него доходили недовольства аварцев, которые он называет сплетнями. Несмотря на всё многословие поэмы и красноречие переводчиков, все его оправдания это всего лишь пустые пафосные фразы, не подтверждённые ни одним примером конкретной помощи дагестанцам.
  
  С незапамятных пор, замурованный в камень,
  Мой народ, был ты беден, и дик, и забит.
  Но теперь, окружённый своими друзьями,
  Защищен ты надёжно от бед и обид.
  
  Типичное имперское отношение к колонизированным народам, как к туземцам: "Мой народ, был ты беден, и дик, и забит", а благодаря "русскому миру" приобщился к благам цивилизации. Но если в Дагестане всё так прекрасно, то почему там живут 2,3 миллиона жителей, а 700 тысяч в поисках работы разбрелись по России, а ещё миллион нашли пристанище в соседних странах? Ведь от добра добра не ищут! Утопавший в роскоши Гамзатов был бесконечно далёк от проблем и нужд обычных тружеников, люди это видели и высказали ему правду, на которую он ответил соловьиными трелями в пользу бедных.
  
  И с другими в ряду ты готов, если нужно,
  Кровь пролить за друзей, в единенье влюблён.
  Непреложный закон человеческой дружбы -
  Самый мудрый на этой планете закон.
  
  Что-что, а уж наукой "кровь пролить" советские люди за 105 лет овладели в совершенстве. Как справедливо отмечал В. Пикуль: "Умирать-то на войне русские хорошо научились. Вот только жить хорошо никак не научатся". Складывается впечатление, что Гамзатов не читал ни поэзию, ни прозу советских писателей - настолько он далёк от понимания реальной жизни страны, от правды о Второй мировой войне. Он жил в каком-то параллельном, иллюзорном, виртуальном мире. Похоже, что он понятия не имел ни о раскулачивании, ни о голодоморах, ни о репрессиях, ни о депортации кавказских народов, ни о войне за независимость Ичкерии - все эти трагические события прошли мимо него и не нашли отражения в его творчестве.
  
  Можно понять замшелых домохозяек, не прочитавших за всю жизнь ни одной книги, выживших из ума тёток из "отрядов Путина", но как понять писателя, депутата, получившего высшее образование в московском вузе, где он общался с продвинутыми гуманитариями, ставшими гордостью национальной культуры? Ужасно то, что на его стихах воспитали три поколения людей с извращённым сознанием. Сбылись слова А. Пушкина: "Подобно племени Батыя, //Изменит прадедам Кавказ, //Забудет алчной брани глас, //Оставит стрелы боевые". Предки защищали свои горы от пришельцев, а их потомки пошли убивать ни в чём не повинных людей в чужую страну за две тысячи километров и там нашли бесславную смерть.
  
  Он - страница заглавная в каждой поэме,
  Всё живое о нём говорит и поёт.
  Я люблю тебя в дружбе с народами всеми,
  Я люблю тебя в братстве, мой щедрый народ.
  
  Сплошное пустословие, форма без содержания, слова перекатываются как шарики в детской погремушке и не несут смысловой нагрузки. Далее следует шестая глава из 26 строф - ода аварцам: шумные свадьбы и пиры, пляски, уважение к старшим и, как следствие долгожительство, гостеприимство, радушие, память об умерших, забота о детях и внуках. Но как-то это всё диссонирует с тем, что народ был "беден, и дик, и забит". Ведь эти традиции передавались веками из поколения в поколение. Заканчивается поэма обращением к его гостю, представителю аварцев: "Всё, что ты рассказал, опровергнуть хочу я. // Всё, что сказано мною, хочу утвердить". Расул остался при своём мнении, что все обвинения в его адрес - это сплетни.
  
  Гамзатов написал поэму, когда ему было 33 года, но он уже забронзовел, это очевидно, а дальше всё больше возносился, уверенный в своей непогрешимости и великом таланте. Возможно, даже не понимая, что является марионеткой спланированного в КПСС и КГБ проекта, ставшего частью эпохальной программы создания новой, советской литературы "социалистического реализма", а по сути пропагандистской армии, передового отряда КПСС. С этой целью Сталин и уговорил М. Горького, "пролетарского писателя" вернуться из Италии, обеспечив ему шикарные условия.
  
  Ликбезы, избы-читальни, книгоноши, начальные школы, семилетки, рабфаки, институт красной профессуры, формирование рабоче-крестьянской интеллигенции, а точнее "образованцев", по меткому определению А. Солженицына, ибо они не имели ничего общего с дореволюционной интеллигенцией как совестью нации и защитницей народа перед государственной властью, - всё это были звенья так называемой "культурной революции".
  
  По наивности можно предположить, что власти хотели сделать людей поголовно образованными, просвещёнными, думающими. Да и Ленин говорил, что для построения светлого будущего необходимо обогатить "свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество". И М. Горький призывал: "Любите книгу - источник знаний!" Но это лишь красивые слова, призванные завуалировать истинные намерения большевиков. Ни одной власти вольнодумцы не нужны, недалёкими и покорными людьми управлять намного легче.
  
  На самом деле все эти наркоматы и министерства просвещения (а точнее затемнения мозгов), среднего специального и высшего образования, культуры преследовали одну цель - формирование нового советского человека, безоглядно, бездумно, фанатично преданного ВКП (б) - КПСС. Допускалась лишь одна идеология - марксистско-ленинская, поэтому "буржуазных" учёных выслали из России за границу на "философском корабле", а преподавать в вузах стали марксистско - ленинскую философию, краткий курс истории ВКП (б) под редакцией Сталина, историю КПСС. Жесточайшая цензура отслеживала все учебники, общественно-политическую и художественную литературу.
  
  Созданный под руководством М. Горького союз советских писателей (ССП) являлся главным партийным рупором. Писатели, как того требовал Ленин, были лишь "колёсиками и винтиками, приводными ремнями" единственной партии, связующим звеном с массами. Кстати, это слово было очень популярно в партийной литературе: массовый энтузиазм, массовый героизм, массовое движение. Так постепенно и превратили людей в биомассу, рабскую, забитую, запуганную, покорную, безропотную, безликую чернь.
  
  Однако не все писатели хотели быть "винтиками и колёсиками", но стоило им в чём-то проявить свою индивидуальность, свободомыслие, как против них начинались репрессии. Периодически в партии, в ССП, в других творческих союзах, в среде технической и военной элиты устраивались чистки, когда людей исключали из партии, увольняли с работы, арестовывали, судили и отправляли в тюрьмы и лагеря. Расул Гамзатов никогда не посмел ослушаться, никогда не имел независимого суждения, всегда выступал против "врагов народа". На редкость беспринципный, лицемерный, бесхарактерный, бесхребетный, услужливый приспособленец, алчный до денег конформист не подвёл своих хозяев, сделавших на него ставку.
  
  Аварцы поняли это ещё в 50-е годы. Тогда он не принял их критику, назвал её слухами и сплетнями, но вторая половина 20 века доказала их правоту. В последние годы жизни он и сам многое понял, осознал, что дутая слава и богатство не принесли ему счастья. Водка и женщины, подобно наркотику, лишь на короткое время снимали боль, а бессонными ночами он вёл беседы с чёрным человеком, мучился и раскаивался за то, что был "красным соколом на белой перчатке".
  
  Шестакова Раиса
  Кандидат исторических наук, доцент
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"