Шестопалов Юрий : другие произведения.

Где и когда приручили лошадь и изобрели верховую езду?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:




Где и когда приручили лошадь и изобрели верховую езду?

  

Ю. К. Шестопалов

  
   Исторические события как только не перекраивают и не фальсифицируют себе в угоду власть предержащие и их пособники. Этим занимаются в целях получения политических, идеологических, националистических, экономических и прочих дивидендов. К примеру, история Советского Союза переписана и искажена до неузнаваемости, хотя ещё много людей, которые прожили там большую часть своей жизни. Поэтому к историческим описаниям следует относиться весьма осторожно, и проверять услышанное и увиденное как минимум здравым смыслом, и сопоставлять с другими - обязательно независимыми - источниками. К примеру, сын питает больше доверие к античной истории, скажем истории Греции, Малой Азии, чем даже уже к Римской истории, потому что среди писавших об истории этих обществ было мало заинтересованных сторон. Какие-то энтузиасты, в основном из Европы, сами по себе собирали материалы, обменивались друг с другом, писали книги, которые мало кто читал. Никакое правительство их не финансировало, тем более не заказывало содержание "исторических" исследований, как зачастую происходило потом. А в наши благословенные дни вообще стало правилом, что исторические исследования тем или иным образом контролируются властями, боюсь что едва ли не во всех странах - такая вот нынче пошла мода на "исторические истины". А по-иному и быть не могло. Раз есть спрос со стороны желающих как можно дольше удержаться у власти, будет и предложение со стороны всяких проходимцев и одержимых идеей величия чего-то своего.
   Чтобы не быть голословным, могу привести пример, о котором упомянул сын. Когда американцам надо было разместить свои ракеты в Турции, они тут же дали заказ своим подпевалам на представление Турции как страны, в историческом плане тесно интегрированной с Европой. Прямо вот как родные братья. Ну, щелкоперы конечно постарались, но потом вся эта липа вылезла наружу, и как-то дело спустили на тормозах. А потом и Турция стала себя вести не так, как американцам хотелось, и начинание умерло.
   Интересные исторические и этнографические вопросы при таком предвзятом подходе могут превращаться в арену битвы нескольких противоборствующих лагерей "специалистов", где каждый так "тянет одеяло" на себя, что хрупкое полотно исторической истины, да и просто здравого смысла, с треском разрывается на мелкие кусочки, так что уже становится невозможно понять, что и где было на самом деле.
   Не с такими страстями, но тоже в целях подыгрывания политическим и националистическим амбициям, недавно стал муссироваться вопрос, кто, где и когда начал одомашнивать лошадей, и кто изобрел верховую езду на лошадях. Менее политизирован вопрос, кто, где и когда изобрел повозку, но только потому, что ранее это приписывалось жителям первых государств Месопотамии, которых давно нет, а кто живет сейчас в этих краях, заняты другими делами. (К слову сказать, повозку изобрели около 3400 года до нашей эры в Черноморско-Каспийских степях, и тому есть убедительные НАУЧНЫЕ доказательства.)
  
   0x01 graphic
   Рис. Культурные зоны во время миграции людей культуры Репина в западные предгорья Горного Алтая, которые образовали Афанасьево. (From D. W. Anthony "The Horse, the Wheel and Language". Авторские права 2007 'С' D. W. Anthony)
  
   Где и когда приручили лошадей?
   Собственно, к написанию заметки меня подвигла обзорная статья "Древние люди мигрировали на молоке", в журнале "Наука и жизнь" (https://www.nkj.ru/news/42136/). В статье описаны дальние миграции представителей ямной культуры более пяти тысяч лет назад, основанные на генетических обнаружениях молочных белков в остатках зубного камня. Приведу цитату из статьи: "Удалось также определить, чьё именно молоко пили "ямники". Кроме коровьих, овечьих и козьих белков в зубном камне у двух людей нашлись белки кобыльего молока, из чего следует, что лошадей в ямной культуре уже приручили. Считается, что одно из мест, где древние люди одомашнивали лошадей - это территория современного Казахстана, где более пяти тысяч лет назад существовала ботайская культура. Исследователи проверили зубной камень нескольких людей ботайской культуры, и ничего молочного у них не нашли. Эти данные подтверждают теорию, что хотя "ботайцы" и могли пытаться приручать лошадей, о чём говорят останки лошадей Пржевальского, которые находят там же, однако настоящее одомашнивание лошадей с питьём кобыльего молока случилось на 1500 км к западу, в черноморско-каспийских степях."
   Здесь необходимо сделать пояснение насчет ботайской культуры и её представителей. К ботайской культуре относят малочисленные (обычно в несколько семей), разрозненные племена собирателей, промышлявших охотой на диких животных, в том числе на диких лошадей, и проживавших в местности, что сейчас находится на территории северного Казахстана. По соседству с ними жили такие же небольшие племена собирателей. Из приведенной цитаты может сложиться представление, что идея одомашнивания ботайцами лошадей относится ко всем ботайцам. Но это не так. Верховую езду освоили только считанные племена ботайцев, примерно в 3700-3500 году д.н.э., проживавшие на западной части их территории, наиболее близкой к месту обитания культур Черноморско-Каспийских степей, которые задолго до этого времени одомашнили лошадей и изобрели верховую езду. Большинство же племен ботайцев, и поголовно все их соседи, ещё многие столетия верховой ездой не владели.
   Учитывая современное отношение политиков к истории, понятно, что в идеологическом плане коренным жителям Казахстана выгодна история с одомашниванием лошадей ботайцами. Хотя я не слежу за такими вещами, даже мне попадались несколько раз на глаза именно такого рода материалы. То есть эта историческая версия похоже действительно настойчиво проталкивается в общественное сознание Но дело в том, что версия эта как минимум сомнительная. В цитированной заметке приводится доказательство этому, что ботайцы не употребляли кобылье молоко, да и вообще никакого молока, в отличие от людей ямной культуры, представителей Черноморско-Каспийских степей. Но тогда это означает, что и животноводством они не занимались, и никакого домашнего скота у них не было. И как мы увидим ниже, это действительно так. В этой заметке описаны и другие факты, которые также показывают сомнительность ботайской версии.
   Приводимые ниже материалы взяты из замечательной книги известного американского ученого D. W. Anthony "The Horse, the Wheel and Language". (Лошадь, колесо и язык). По этой книге авторитетного историка и археолога мною написана большая статья "Прото-индо-европейский язык Черноморско-Каспийских степей и распространение его диалектов", http://lit.lib.ru/s/shestopalow_j_k/text_1750.shtml. Здесь приведу некоторые отрывки из этой статьи, касающиеся одомашнивания лошадей. Для временной привязки ещё раз отметим, что в книге D. Anthony указаны даты с 3700 по 3500 гг. д.н.э., когда некоторые племена ботайцев предположительно освоили верховую езду (но при этом не одомашнили лошадей в обычном смысле).
  
   Следует упомянуть различие между одомашниванием лошадей и изобретением верховой езды на лошадях. Одомашнивание лошадей произошло около 4800 г. д.н.э. - заметно раньше, чем изобретение верховой езды. Лошадей сначала держали на мясо и также и для молока. А изобретение верховой езды в Черноморско-Каспийских степях, и её распространение произошло примерно после 4200 г. д.н.э. Как видите, это значительное более ранние даты, нежели относящиеся к ботайцам. Но давайте рассмотрим вопрос по порядку.
  
   Суворово-Новоданиловская (СН) и Сернавода культуры в долине Дуная
   СН культура рассматривается скорее как элитная часть культуры Среднего Стога. Обратите внимание, что Новоданиловка расположена недалеко от северного побережья Азовского мора, а Суворово на север от нижнего течения Дуная, то есть на большом расстоянии (Рис. 7).
   Первые мигранты из степей пришли в долину нижнего Дуная примерно в 4200 д.н.э., после чего бывшие там жители Старой Европы тут же и покинули эти места по неизвестным причинам. Само место привлекло мигрантов самыми большими в Европе болотами, которые очень удобны для зимовки животных. Климат стал заметно холоднее, возможно в степях стало слишком холодно, и это была одна из причин миграции. Богатство жителей Старой Европы могло служить другим притягательным фактором. В любом случае, мигранты получили и то и другое, направив много заполученной меди в степи, в основном в район Днепра. Заселение сопровождалось в том числе военными конфликтами.
   Похолодание, как уже ранее говорилось, ухудшило природные условия для сельского хозяйства, особенно для земледелия. Но вряд ли настолько, что надо было в спешном порядке покидать эти края коренным жителям. Скорее всего, элемент насилия был существенным со стороны мигрантов. Те жители, которые остались, а их видать было немного, приняли новые правила, став клиентами патронов-мигрантов, и занявшись в основном скотоводством. Пасли овец, коз, наверняка и крупный рогатый скот, НО ТЕПЕРЬ К ЭТИМ ТРАДИЦИОННЫМ ДОМАШНИМ ЖИВОТНЫМ ДОБАВИЛИСЬ ЛОШАДИ, за которыми, возможно, присматривали сами степные жители. Возможно, они так же следили за стадами коренных жителей на какой-то взаимной основе.
   Здесь появились одни из первых курганных захоронений степных жителей с такими же как в степях предметами быта, символами власти и ПОЖЕРТВОВАНИЯМИ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ, ВКЛЮЧАЯ ЛОШАДЕЙ - как и в Черноморско-Каспийских степях. До этого домашних лошадей в этом регионе не было, и почти наверняка их ввели в обиход мигранты.
  
   Обратите внимание на время - 4200 года д.н.э. И сравните его с 3700-3500 годами д.н.э. ботайской версии одомашнивания лошадей. Лошадей в долину Дуная привели с собой мигранты из Черноморских и Азовских степей, которые одомашнили лошадей ещё раньше, с 4800 г. д.н.э., и об этом написано в книге D. Anthony. Для суровых степных зим с глубоким снежным покровом в районе Волги и Дона лошади как домашние животные были находкой, поскольку они сами себе могли добывать корм из-под снега, в отличие от коров и овец, которые, не видя травы, могут умереть от голода буквально стоя на корме. Лошади же, как животные, поумнее и привычнее, и разбивают снежную или ледяную корку и разгребают снег копытами.
  
   Культуры в Черноморско-Каспийских степях в 3800-3300 д.н.э.
   Поздний Средний Стог
   На формирование этой культуры повлияло географическое положение. В лесостепной зоне было много диких животных, которые и составляли большую долю мясного рациона. Жители также держали БОЛЬШИЕ ТАБУНЫ ЛОШАДЕЙ, и совсем немного других домашних животных. Рыба тоже была существенной частью их диеты. Из нового следует отметить выращивание зерновых. а также строительство больших домов (найденный при раскопках дом был размером 15 х 12 м с тремя помещениями). Похороны проводились по ритуалам Хвалынской культуры.
   Репин и Поздняя Хвалынская культура(ПХК)
   Зона этих культур была на востоке степной зоны, от Нижнего Дона до Волги и реки Урал. Поздняя Хвалынская культура была представлена скорее сообщающимися анклавами, чем равномерным заселением, что вполне объяснимо, учитывая огромность территории. Временные поселения ПХК были также найдены на восточном берегу Каспийского моря в районе Мангышлака, которые были основаны людьми, по всей видимости переплывшими Каспийское море.
   Эти две культуры оказали значительное влияние на жизнь степной зоны, и особенно регионы Волги и Урала. Считается, что именно эти две группы использовали диалекты классического ПИЕЯ (протоиндоевропейского языка), который затем распространялись в другие регионы, в том числе за пределы степей. Эти же две группы оказали большое влияние на формирование и распространение ПИЕЯ по всем степям. Они явились базой для создания последовавшего за ними так называемого Ямного горизонта, включавшего огромную территорию от Уральских гор до низовьев Днепра, и на севере до границы лесов, где жили племена собирателей.
   Однако и поздняя Хвалынская, и Репинская культуры тоже немало поспособствовали развитию и распространению ПИЕЯ. Это выразилось в распространении устного творчества, особенно песен, поэтических произведений, преданий, что всегда составляло большую и неотъемлемую часть культуры степных жителей. Эта культурная особенность степных жителей сохранялась и впоследствии; например, в песенном и поэтическом творчестве казачества. Через устное творчество распространялись языковые нововведения, новые грамматические формы и слова. В свою очередь, это дополнительно стимулировало развитие языка, поскольку больше людей было вовлечено в ежедневное пользование похожим языком, и соответственно больше было возможностей для языкового творчества, которое в силу мобильности населения и открытого для сообщений пространства быстро распространялось на далекие расстояния.
   Из особенностей следует отметить БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ЛОШАДЕЙ во многих поселениях ПХК. Предполагают, что это было связано с РАЗВЕДЕНИЕМ ЛОШАДЕЙ ДЛЯ ЭКСПОРТА в другие регионы.
  
   Установление связи с городами Месопотамии и восточной Анатолии
   Древние города шумеров Урук и Ур и их торговая экспансия
   В 3700-3500 д.н.э. возникли первые города в Месопотамии. "Ядрами зарождения" городов Урук и Ур (и скорее всего других городов) были храмы, вокруг которых концентрировалась деловая активность. Растущие города и интенсивный торговый обмен привели к ремесленной специализации, и также к социальному расслоению - появились богатые (и соответственно бедные и малоимущие). Экономический уклад был сельскохозяйственным - земледелие и скотоводство.
   Появление богатых людей и центральной власти стимулировало необыкновенный спрос на золото, серебро и медь, а также на различные полудрагоценные камни. Однако своих месторождений у них не было; металлы надо было получать обменом с северными соседями в восточной Анатолии (Тел Брак и Тепы Гавра, Рис. 10), куда и устремились агенты Урука и Ур. Однако этим дело не ограничилось. Были также построены охраняемые гарнизонами укрепления вдоль Евфрата, среди которых Хабуба Хабира превратился в хорошо укрепленный центр. Помимо этого, были налажены связи с племенами на Иранском плато, которые контролировали месторождения меди, так что часть производимой там меди тоже шла в Урук и Ур. Суза, по-видимому, была их колонией. Щупальца Урука и Ур достигали даже Саразма, большого поселения в долине реки Зерафшан (Таджикистан), которое тоже поставляло медь и драгоценные камни.
   Но наиболее важными поставщиками меди и драгоценных металлов стали укрепленное поселение Хасиниби на Евфрате, и Арслантип, 250 км на север от первого, и находящееся высоко в горах восточной Анатолии. Скорее всего за счет торговли металлами, оба поселения хорошо поднялись в то же самое время. В Арслантипе построили большие здания, похожие на храмы Урука. Но также следует отметить появление большого количества овец в их стадах - скорее всего, для производства шерсти. Ближе к концу периода, в Арслантип и Хасиниби впервые на Ближнем Востоке ПОЯВИЛИСЬ ЛОШАДИ, но в очень небольшом количестве. Однако в Месопотамию они по всей видимости не попали.
   Здесь важно отметить, что уже около 3500 года д.н.э. лошади импортировались из Черноморско-Каспийских степей в этот регион, хотя пока в небольшом количестве. Однако с течением времени этот экспорт лошадей из степей вырастет значительно.
  
   Майкоп-Новосвободная культура
   Она взаимодействовала со степными культурами, о чем есть материальные свидетельства. Но также в ПИЕЯ есть отдельные заимствованные слова из кавказских языков, и предполагается, что они появились в результате интенсивных контактов Новосвободной культуры со степными жителями Поздней Хвалынской культуры и культуры Репин. Эти контакты распространялись далеко в степи, до нижнего течения Дона, и за Волгу. Раскопки захоронений в Константиновке (Рис. 10, недалеко от впадения Донца в Дон) выявили наличие предметов Новосвободной культуры, в том числе керамики, бронзового оружия, кремниевых наконечников. Количество и ассортимент найденных предметов говорит об интенсивной торговле. Какие товары получала взамен Новосвободная, точно не известно. Это могла быть овечья шерсть, но также это могли быть ЛОШАДИ, которые примерно с 3400 д.н.э. начали появляться как на северном, так и южном Кавказе, а также в металлургических центрах восточной Анатолии.
  
   Культура Афанасьево
   И вот здесь мы наконец подходим к наиболее вероятной разгадке ботайской версии, так как почти наверняка именно при миграции жителей этой культуры на восток, в предгорья Горного Алтая, ботайцы узнали о верховой езде на лошадях.
   Эта необычная миграция представителей культуры Афанасьево (см. рисунок) произошла примерно в 3700 году д.н.э. или немного позже, отделившись от культуры Репина (западная часть юга Уральских гор). В какой-то степени она овеяна ореолом древних легенд Востока (по-видимому, небезосновательных, если об этом пишут научные книги). На Рис. 8 географическое расположение Афанасьево обозначено как D, а более детальная схема приведена на Рис. 9. Отличительная её особенность, это что она находилась далеко за пределами зоны ПИЕЯ, на расстоянии около 2000 (!) км, в западных предгорьях Горного Алтая. Позже она распространилась по близлежащим местностям. В лингвистическом отношении культура Афанасьево интересна тем, что в результате этой миграции образовалась ветвь ПИЕЯ, известная как "Точариан" (за точность написания не ручаюсь). Сегодня это мертвый язык, но ещё относительно недавно им пользовались.
   Причины этой необычной для того времени миграции точно неизвестны. Вполне возможно, что это был местный конфликт. Менее вероятно - добровольный уход на новые благодатные места. Причем это не была разовая миграция. На самом деле до 3300 года д.н.э., и очень вероятно что и после, сообщение Афанасьево с Репино, а позже с горизонтом Ямная не прекращалось, и было несколько миграционных потоков в Афанасьево, но также были и обратные миграции.
   Во время своего первого перехода афанасьевцы пересеклись с культурой Ботай, собирателями, которые пешими промышляли охотой на диких лошадей, устраивая засады на лошадиных тропах. После этого события несколько племен ботайцев вскоре овладели верховой ездой, что радикально поменяло их методы охоты на диких лошадей (теперь они стали сразу загонять несколько лошадей, что резко увеличило их добычу). Археологические раскопки, в частности остатков пищевых отходов, показывают, что жизнь ботайцев до знакомства с афанасьевцами была на грани выживания. Племена их были весьма малочисленными, и это понятно - устраивая засады на животных на сезонных тропах лошадей, много мяса не добудешь. Однако после освоения верховой езды, почти наверняка от представителей культуры Афанасьево, жизнь нескольких племен ботайцев резко поменялась к лучшему. Количество костей от диких лошадей в пищевых отходах заметно увеличивается, и это, по-видимому коррелирует с приростом численности племени, так как пищи стало больше.
   Напомним, что изменения в отношениях ботайцев и лошадей коснулись только очень малой части ботайских племен того региона, а именно племен, живших наиболее близко к культурам Черноморско-Каспийских степей. Большинство таких же ботайских племен, живших на восток, ничего не усвоили, и ещё долго, столетия, не использовали верховую езду, а продолжали охотиться на диких лошадей пешим порядком, устраивая засады на лошадиных тропах. Точно так же не освоили верховой езды и племена других народностей, живших в том же регионе, например племена Терсек.
   Разумеется, теоретически есть возможность, что ботайцы переняли верховую езду от культур Черноморско-Каспийских степей, проживавших от ботайцев на западе. Но эта версия менее вероятная, так как расстояние было большое, а главное культуры были весьма различны, в том числе имели разные языки, этнически были весьма отличны, и друг с другом не контактировали. Исторически эти популяции долгое время, несколько тысячелетий, были разделены Хвалынским морем, которое доходило до Саратова, и соответственно развивались весьма отличным образом, изолированно. Так что версия с заимствованием верховой езды ботайцами (и только верховой езды) от культуры Афанасьево выглядит более убедительной. Чрезвычайную сомнительность версии, что несколько племен ботайцев сами изобрели верховую езду, мы обсудим ниже.
   Интересен едва ли не парадоксальный на первый взгляд факт, что в отношении ботайцев, освоивших верховую езду, речь не идет об одомашнивании лошадей вообще, поскольку нет свидетельств, что ботайцы разводили лошадей, пасли или как-то содержали их табуны. Даже ноборот, есть свидетельства, что ботайцы этого не делали, поскольку 75-90% костей из их пищевых отходов принадлежат диким лошадям (остальные кости принадлежат другим животным). То есть получается, что они, освоив верховую езду, тем и ограничились, и просто продолжили охотиться на диких лошадей, но только теперь верхом, не более. Ну и возможно использовать лошадей для транспортировки вьючным методом.
   Учитывая, что эти изменения коснулись только малой части ботайских племен, наиболее вероятной представляется версия однобокого заимствования извне. Эволюционное развитие отношения людей к лошадям, которое в итоге может привести к верховой езде, обязательно должно включать вначале фазу одомашнивания лошадей, их содержание как источник мяса в зимнее время, а потом молока. В ПРИНЦИПЕ невозможно сразу начать осваивать верховую езду на диких лошадях, не познав хорошо сначала повадки этих животных в условиях домашнего содержания, не научившись обращаться с ними. Когда покажут, как это делать, это одно. Это можно перенять. Но прийти к верховой езде без длительного эволюционного развития отношений людей и лошадей, перепрыгнуть фазу одомашнивания лошадей как источник мяса, невозможно. Именно такое эволюционное развитие и происходило в Черноморско-Каспийских степях - сначала одомашнивание лошадей как скота на мясо, примерно с 4800 г. д.н.э., и только спустя шестьсот лет, примерно с 4200 г. д.н.э., изобретение и освоение верховой езды. Тут придраться не к чему. И масштаб этих изменений, как географически, так и в смысле количества вовлеченного населения, просто несоизмеримый. В одном случае, адаптация нового вида одомашненного животного, и изобретение и распространение верховой езды в огромном регионе Черноморско-Каспийских степей - от правобережного Приднепровья на западе и до Волги на востоке, и от зоны лесов на севере до Черного и Каспийского морей. В случае ботайцев - освоение ТОЛЬКО верховой езды для охоты, без какого-либо одомашнивания лошадей в обычном смысле, причем ТОЛЬКО несколькими племенами в небольшой местности, и ТОЛЬКО спустя 500-700 лет после изобретения и распространения верховой езды в Черноморско-Каспийских степях. Причем это нововведение не коснулось как большинства ботайских племен, так и их соседей. Если бы это было постепенное эволюционное развитие, а не разовое заимствование, то одомашнивание лошадей - вначале обязательно должно было быть просто одомашнивание как скота на мясо, а потом (и только потом!) распространение верховой езды по всей местности. Но ничего этого не было. Как после этого можно говорить о том, что ботайцы были первыми, кто одомашнил лошадей? Как можно так безосновательно говорить такое? А ведь говорят, пишут, и норовят всех убедить, что именно так оно и было, не сообразуясь ни с какими фактами и элементарным здравым смыслом. Да что там говорить... Идеология вещь страшная, когда она ставится во главу угла. Что лошади. Десятки миллионов людей отправили на ужасную смерть ради ИДЕИ. Ужас...
  
   Зачем я написал эту заметку? Одна из причин - ИСТИНА. Есть такая замечательная вещь, о которой многие может и не слышали, но она очень важна для нормальной жизни и отдельного человека, и группы, и всего человечества. Истина важна для движения ВПЕРЕД, и в ПРАВИЛЬНОМ направлении. А путь ЛЖИ обязательно приводит в ТУПИК. Нормально жить можно лишь в РЕАЛЬНОМ мире, а не в ВООБРАЖАЕМОМ, потому что всё равно рано или поздно придется столкнуться с реальной действительностью. И это будет очень болезненное столкновение. Как в темноте на всем ходу врезаться в каменную стену.
   А вторая причина - СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Воздавать почести и отдавать должное надо тем, кто их заслужил. Каким бы абстрактным и размытым не казалось некоторым понятие справедливости, и как бы его не пытались исказить и преуменьшить, понятие и чувство справедливости СУЩЕСТВУЕТ. И спорить с этим трудно. Нормальная жизнь построена на балансе разных интересов, на понятии МЕРЫ. И справедливость, это одна из необходимых составляющих меры. Альтернатива мере одна - экстремизм, понимаемый даже не в его общепринятом негативном значении (хотя это тоже говорит об экстремизме как неадекватной жизненной концепции), а только как действия, основанные на крайностях. Но такие действия не могут быть оптимальными, особенно в долгосрочной перспективе.
   Конечно, неправда, ложь, могут побеждать, и нередко именно так и случается. Значит ли это, что с обманом, постоянной ложью надо смириться и принять такой порядок вещей? Если так сделать, то это будет бесконечно убогая и вечно тусклая жизнь, где каждый будет стараться вырвать кусок из горла у другого, и вообще перегрызть этому другому само горло. Можно так жить? Ну да. Живут же многие именно так, и вроде ничего - можно мне возразить. Но когда люди уподобляются самому гнусному зверью, типа гиен, они и жизнь создают соответствующую, и даже не звериную, а гораздо хуже, потому что человек в таком состоянии гораздо хуже и намного более подлее, чем самое подлое животное. В таком состоянии он самое страшное и самое отвратительное существо на планете, намного, неизмеримо хуже любой гиены. Если вы хотите этого, то больше говорить не о чем.
   Но человек может быть и самым высоким в смысле духовности существом. Даже не надо быть самым. Достаточно просто быть духовным существом, чтобы создать нормальную жизнь для людей. (Можно дальше развивать мысль, что такое духовность, и т.д., но, думаю, кто хотел меня понять, тот понял, о чем идет речь.)
   И на этом позвольте закончить заметку об отношениях людей и лошадей, которая попутно затронула и отношения между людьми. Что ещё важнее.
  
  
  
  
  


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"