Баженов Николай Петрович : другие произведения.

Летопись церкви села Бутырского

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Николай Петрович Баженов прислал для сайта http://www.uralgenealogy.ru/ этот уникальный материал.

Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей
  
  
   Газета-сборник "Союзная мысль" летописей Урала и Зауралья
  04 июня 2010 года
   Летопись села Бутырского
   Челябинской области
   и его округа
  
   ИСТОРИЯ ОДНОЙ РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ
  
   Николай Петрович Баженов
  
   Летом 2010 года исполняется 265 лет со дня основания села (деревни)
  Бутырское Мишкинского района Курганской области. История села досоветского
  периода неразрывно связана с деятельностью, находившейся в нем Петропавловской
  церкви. Для рядовых прихожан - крестьян и ремесленников села, храм являлся не
  только местом отправления христианских обрядов, но также политическим и
  общественным центром. Без малого 100 лет, церковь несла духовно-нравственное
  воспитание своих прихожан. Как же все было? Заглянем в исторические документы.
   В июне 1820 года жители шести деревень обратились к руководству
  Оренбургской Епархии с просьбой построить церковь в деревне Бутырской. Вот краткое
  содержание просьбы из архивного документа:
   'Преосвященнейшему Феофилу Епископу Оренбургскому и Уфимскому и
  Кавалеру... от жителей шести деревень поверенных Государственных крестьян Ивана
  Спирина и Леонтия Госкова:
  
   П Р О Ш Е Н И Е
  
   Жители Государственные крестьяне деревень: Бутырской, Гладышевой, Лешаковой, Субботиной, Чесноковской и Кушмы числом мужеска пола 600 душ, хотя и числятся в приходе первых четырех при Воскресенской церкви Воскресенской слободы, а последние двух при Богородицкой церкви села Птичьяго...' Далее просители объясняют, что церкви эти отстоят от деревень на большом расстоянии и 'сверх того, протекает через тракт немалая река Миасс, через которую в весеннее время за разлитием вод, переезд крайне затруднен'. '...Доверители наши в приглашении к себе священников для исправления Мирских Христианских треб претерпевают крайнее затруднение и в требо-исправлениях по долгу Христианскому остановку и опущение таковое'. Что больные всякого возраста люди нередко умирают без исповеди и святого причастия, а младенцы без Христианского крещения. '...Cострадая и чувствуя в полной мере обязанность Христианина имеют все они душевное свое желание в выше означенной деревне Бутырской построить собственным их коштом вновь каменную церковь во именование Первоверховных Апостолов Петра и Павла. И ежели Духовным правительством им построить означенную церковь дозволено будет, то оную собственным своим иждивением построить, всем приличным благолепием украсить ...' Затем в прошении говорится, что под усадьбу и построение домов для причта будет выделено потребное количество удобной пахотной и сенокосной земли положенную по межевой инструкции. Священно-церковнослужителям построить деревянные дома со всеми принадлежностями каждому в особенности собственным своим коштом. '... им же для безбедного их содержания окроме земли, вместо денежного, с каждого венца по два пуда производить обещаются, таким хлебом, в каком будет урожай... Того ради Ваше Преосвященство прилагая при сем данное нам верющее засвидетельствованное письмо, план и фасад каменной церкви, всенижайше просим доверителям нашим собственным их коштом построить вновь каменную церковь .... и определить к сей одного священника, одного дьячка и одного пономаря и сем нашем прошении учинить Архипастырскую Вашего Преосвященства резолюцию. С испрошения сочинял и на бело переписывал Коллежский регистратор Серебренников. К сему прошению означенный проситель Государственный крестьянин Леонтий Госков , как за себя так и Ивана Спирина руку приложили'. Указанное прошение было рассмотрено, на нем стоит резолюция ' В консисторию - рассмотреть и поступить узаконенным на таковые случаи порядком за предварительным ко мне заключения и представлением, 14 июня 1820 г.'.
   15 июня 1820 года, в журнале Оренбургской Духовной Консистории записано '... учинить следующее: с прописанием прошения и с приложением плана и фасада послать к Благочинному священнику Василию Земляницину Указ и велеть ему... Указ послан 10 августа 1820 г.'.
   В рапорте о получении Указа сказано: ' ... Его Императорского Величества Указ из Оренбургской Духовной Консистории от 10 августа 1820 года под ? 1000 о отобрании Воскресенской волости от жителей деревень Бутырской, Гладышевой, Лешаковой, Субботиной, Чесноковской и Кушмы письменных показаний в том, действительно ли имеют желание означенных деревень жители построить собственным своим коштом в деревне Бутырской вновь каменную церковь ... и о прочем мною сего сентября 20 дня получен. И по оному Его Императорского Величества Указу мною надлежащее исполнение учинено быть иметь. О чем Оренбургской Духовной Консистории сим всепочтеннейше и доношу. 22 сентября 1820 года. Священник Василий Земляницин'. После проведения всех процедур, оговоренных в Указе от 10 августа 1820 года, было оформлено следственное дело, которое затем представлено на рассмотрение руководству Епархии. Вот о чем говорится в документе: ' ... из следственного дела, произведенного по Указу из оной Консистории 10 августа 1820 года Благочинным города Челябы священником Василием Землянициным явствует:.. означенных шести деревень жители Государственные крестьяне, почетные 121 человек, в подтверждение поданного чрез поверенного от них прошения, письменно показали, что если высшим духовным начальством дозволено будет в деревне Бутырской построить вновь каменную церковь - то они оную собственным своим иждивением по примеру прочих восточных грекороссиских церквей по представленному при прошении их плану и фасада на собственной земле в течении пяти годов выстроить, содержать оную и охранять... Священно-церковнослужители Воскресенской слободы Воскресенской церкви и села Птичьего Богородицкой церкви в объяснениях написали: первые - что за выбытием из прихода их деревень Бутырской, Гладышевой, Лешаковой и Субботиной церковь их оскуднена и они в содержании себя недостатка иметь не будут, а потому к отчислению и согласны. Вторые - что состоящая в селе Птичьем деревянного строения церковь в 1819 году сгорела, вместо которой прихожане намерены строить вновь каменную и хотя приход оной и состоит из 1873 душ мужеска пола, но в том числе находятся военные за отставкою, помещечьи крестьяне и большое количество раскольников, а построение церкви необходимо должно начать..., то от жителей деревень Кушминских и Чесноковских из прихода их в другой приход уволить не согласны... Противу которого жители сих двух деревень в отобранном показании написали: что хотя священно-церковнослужители села Птичьего и не соглашаются уволить их из своего прихода по представленным от них причинам - но они на сие не согласны и в помощь им не идут... а желают в помоществе Бутырской деревни строить святую церковь, для которой денежной суммы собрано тысяча рублей, из которой и употреблено на сделанье кирпича пятьсот рублей.
   А Благочинный города Челябы, священник Василий Земляницин 21 мая 1821 года, между прочим, написал, что к построению каменной церкви в деревне Бутырской находится местоположение удобное и жители означенных деревень на построение оной потребные материалы заготовлять в состоянии'.
   После рассмотрения следственного дела, Духовным руководством было принято решение о строительстве каменной церкви в деревне Бутырской. Затем, по разрешению Святейшего Синода 23 февраля 1822 года был открыт приход и весной началось долгожданное строительство церкви. Будущие прихожане со всей округи с большим энтузиазмом взялись за эту важную стройку, и к началу 1825 года церковь с колокольней в основном была построена.
   В декабре 1824 года, для исправления христианских треб, был назначен первый священник Бутырской церкви - Аврамов Василий Андреевич, 25-ти лет от роду. В документе говорится, что он '... из Великороссиан Челябинской округи, Куртамышевской слободы, дьякона Андрея Аврамова сын. Обучался в Оренбургской семинарии до окончания Богословского курса... жена его, Куртамышевской слободы священника Алексея Серебренникова дочь Татьяна Алексеевна, 21-го года'. В конце этого же года был назначен и дьячок - Игумнов Иван Андреевич, 11-ти лет от роду. ' ... из Великороссиан Челябинской округи, села Птичьего, умершего дьячка Андрея Игумнова сын. В семинарии не обучался ...'
   И вот Бутырская церковь, во именование Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, каменная с колокольней, без приделов, не обустроенная еще и не имеющая приличного украшения и прочего, построенная тщанием прихожан, 1 января 1825 года открыла свой главный южный вход и начала действовать.
   В приход церкви тогда входили - село Бутырское - 722 жителя, деревни: Б.Субботино - 469, Лешаково - 355, Гладышево - 224, Островное - 199, Чесноково - 116, Кушма - 108 и М. Субботино - 34. А всего в приходе числилось отставных военных - 13 и крестьян - 2198 душа. Ближайшие церкви к этим деревням находились: в Воскресенской слободе (ныне село Кирово, Мишкинского района) в 25 верстах, в Карачельской слободе (ныне село Карачельское, Шумихинского района) в 10 верстах, в селе Птичье в 20 верстах и в селе Введенское в 12 верстах.
   В метрической книге Петропавловской церкви за 1825 год зарегистрировано 120 родившихся детей, в том числе 67 мальчиков и 53 девочки, 19 бракосочетаний и 74 умерших, в том числе 33 мужского пола и 41 женского пола. В самом селе Бутырском родилось 45 детей, сыграно 5 свадеб и умерло 34 человека.
   Вот первые записи о родившихся детях в селе Бутырском в 1825 году:
  '... 03 января у Евфима Мельникова дочь Татиана,
   03 января у Василия Спирина дочь Агафия,
   04 января у Ивана Госькова дочь Татиана,
   04 января у Афанасия Спирина сын Иоанн,
   16 января у Матфея Чиняева дочь Ксения,
   20 января у Елизария Чиняева сын Петр,
   04 марта у Стефана Яркова дочь Дария,
   06 марта у Макария Самкова сын Николай....
   02 ноября у священника Василия Аврамова сын Михаил...'
   В метрических книгах того времени имена и отчества жен при рождении детей не указывались.
   О бракосочетавшихся в селе Бутырском за 1825 год. В документе записано:
   ' 11 января. Венчан деревни Бутырской (так в документе), крестьянин Ананий Иванов сын Никифоров, деревни Чесноковой, с крестьянской дочерью девицей Надеждой Власовой дочерью Баженовой, первым браком.
   14 января. Венчан деревни Бутырской (так в документе), крестьянин Николай Иванов сын Старцев и той же деревни с крестьянскою дочерью девицей Марфой Васильевой дочерью Бутюгиной, первым браком.
   21 января. Венчан деревни Бутырской (так в документе) крестьянин Спиридон Антонов сын Дружков и той же деревни с крестьянской дочерью девицей Агафией Герасимовой дочерью Камневой, первым браком.
   21 января. Венчан деревни Бутырской (так в документе) крестьянин Федот Петров сын Старцев, деревни Гладышевой с крестьянской дочерью девицей Анной Никитиной дочерью Бухаровой, первым браком.
   28 января. Венчан деревни Бутырской (так в документе) крестьянин Федот Ильин сын Спирин, той же деревни с крестьянской дочерью девицей Евдокией Григорьевой дочерью Водолазовой, первым браком....'
   Некоторые записи об умерших в селе за 1825 год. Из документа:
   ' 1 января. У Филипа Лыгачева, сын Павел, 11 лет, от горячки.
   1 января. Крестьянин Иван Алексеев, 50 лет, от опухоли.
   2 января. У Луки Черепанова, дочь Домникия, 9 лет, от опухоли.
   6 января. У Осипа Колбачева, дочь Гликерия, 6 лет, от горячки.
   9 января. У солдатки Агрипины Колбачевой, сын Григорий, 2 года, от поноса.
   14 января. У Иосифа Спирина, дочь Матрона, 1 году, от кашля.
   30 марта. У Симеона Тозомова, сын Иоанн, 4-х дней, от младенческой. 31
  апреля. У Игнатия Чиняева, дочь Мария, 1-го месяца, от худобы.
   5 сентября. У Ивана Барышникова, сын Максим, 3-х недель, от родимца.
   28 сентября. У Леонтия Госькова жена Евдокия, 61 год, от старости.
   31 сентября. У Мартирия Чиняева, сын Авраамий, 2-х месяцев, от кашля. ...'
  
   С открытием церкви, численность населения села Бутырского стала заметно увеличиваться. Это происходило, как за счет естественного прироста (превышение рождаемости над смертностью), так и за счет большого притока новых семей из других мест. Наличие церкви, да и само расположение села (три озера, лес, пахотные и сенокосные угодья) притягивали крестьян в эти края. Если в 1825 году в селе проживало 722 человека, то 1845 году уже 943, а в 1852 году численность населения бутырцев превысила тысячу и составила 1009 человек. Жители села занимались хлебопашеством и скотоводством, ловили рыбу, добывали зверя, собирали грибы и ягоды. Село населено Государственными крестьянами. В 1868 году, в 182 дворах проживало 1102 жителя, в том числе мальчиков до 18 лет - 180 и девочек до 16 лет - 193. В селе имелось одно православное училище с 15 учениками - мальчиками, работали пять ветряных мельниц и два питейных дома. Были ремесленники, среди которых два кузнеца, один синельщик, один портной и четыре чеботаря. Хлебопашеством занимались 209 мужчин. Под посевами было занято 1210 десятин. Земля крестьянам дана в надел поровну на каждую душу. Десятина была принята из расчета 60 саженей в длину и 40 саженей в ширину (2400 квадратных саженей - сажень 213,36 см.) В современных мерах измерения площади одна десятина равна 1,1 гектара. Крестьяне возделывали пшеницу, ячмень, овес, рожь (ярицу), лен, коноплю, картофель и овощи. На подворьях у жителей села содержалось 624 коровы, 174 быка, 647 лошадей, 1069 овец, 4 козы и 43 головы свиней. Под сенокосами было занято 285 десятин, на которых заготовлено 34930 пудов сена (338 стогов).
   12 февраля 1837 года, священником Петропавловской церкви села Бутырского назначается Федор Кузьмич Катаевский, 34-х лет. Дьяческий сын. После окончания Оренбургской семинарии, в 1826 году посвящен в дьякона в Усть-Катавский завод ко храму Рождества Христова. В 1827 году Преосвященным рукоположен в священника в Миньярский завод к Введенской церкви. С октября 1830 года, по Указу Оренбургской Духовной Консистории, определен был депутатом и работал в этой должности до назначения в село Бутырское.
   Федор Кузьмич Катаевский бессменно, в течении 46 лет, честно и добросовестно исполнял обязанности священника Петропавловской церкви села Бутырского, за что удостоен многих почестей и наград. Из документа: '... в 1856 году, в память войны 1853-1856 гг. (Крымская война) Всемилостивейше награжден бронзовым наперсным крестом на Владимирской ленте для ношения на груди ...'. Затем, за усердную и продолжительную службу в должности священника, Федор Кузьмич поочередно награждается: набедренником, скуфьею и камилавкою (атрибуты священного облачения). '... В 1875 году, Всемилостивейше награжден серебряным крестом, ... в 1879 году, за 50-ти летнее служение в сане священника, Всемилостивейше награжден Орденом Святого равноапостольного князя Владимира 4-ой степени...'
   24 июня 1883 года, в возрасте 80 лет, по собственному прошению, Федор Кузьмич уволен за штат.
   За период работы Катаевского, произошли некоторые изменения в церковной жизни, которые коснулись и Бутырской церкви. Так, с построением новых церквей в округе (Субботино, Иванково и Островное) из прихода Петропавловской церкви села Бутырского, отошли в другие приходы деревни: Малое и Большое Субботино, Лешаково, Гладышево и Островная. На начало 1884 года в Бутырском приходе оставалось само село с 1303 жителями, из которых 1074 крестьян, 166 военных, 47 раскольников и 16 духовных, деревня Чесноково - 297 жителей и деревня Кушма - 1156 жителей. А всего прихожан числилось 2756 душ. Штат церковного причта (состав лиц, служащих при какой-либо одной церкви) сократился, с 4-х священно-cлужителей в 1826 году, до 3-х в 1868 году. С 1873 года до закрытия церкви, причт состоял из священника и псаломщика (дьякона). Число же совершаемых церковью таинств (обрядов), то их число год от года увеличивалось.
   На смену священника Ф.К. Катаевского, в 1883 году назначается Петр Иоаннович Андреев, 42-х лет. Сын священника Уфимской Епархии Иоанна Андреева. Окончил курс Уфимской Духовной Семинарии с получением аттестата 2-го разряда. До назначения в село Бутырское к Петропавловской церкви, работал священником в Каменской слободе и селе Щучье. Из документа: '... в 1867 году за ревностное исполнение пастырских обязанностей Преосвященным Митрофаном, Епископом Оренбургским и Уральским награжден набедренником... в 1873 году, за отлично-ревностную службу удостоен благословения Святейшего Синода...' В 1884 году занял должность законоучителя в Бутырской школе и в этом же году, Высочайше награжден скуфьею. В семействе у него жена Клавдия Герасимовна, 40 лет. Дочь инженера-технолога Герасима Захарова и их шестеро детей. Старший сын Павел, 14-ти лет, обучается в 4-ом классе Пермской гимназии, а дочь Капиталина, 10-ти лет, обучается в приготовительном классе Курганской женской прогимназии. Недвижимого имущества семья не имела.
   С апреля 1882 года псаломщиком (дьяконом) Петропавловской церкви села назначается Павел Иоаннович Серебренников, в возрасте 31 года. Сын псаломщика села Мыркая, Челябинского уезда, Иоанна Серебренникова. В 1868 году окончил курс Челябинского Духовного училища. После окончания училища некоторое время работал учителем сельской школы села Стариково этого же уезда (ныне Шумихинский район), затем служил дьячком в Михайло-Архангельской церкви Тирлянского завода, Верхне-Уральского уезда. В 1873 году Преосвященным Митрофанием Епископом Оренбургским и Уральским посвящен 'в стихарь'. С 1872 года до назначения в село Бутырское, занимался преподаванием церковного пения в Тирлянском заводском училище 'безмездно'. С 1882 по 1895 годы обучал молитвам и церковному пению учеников Бутырской сельской школы. '... 23 июля 1887 года Преосвященным Макарием, Епископом Оренбургским и Уральским, рукоположен во диакона'. В семействе у него жена Аполлинария Петровна, дочь заштатного псаломщика Петра Попова и шестеро детей. Семья недвижимого имущества не имеет.
   В марте 1892 года в селе Бутырское открылось церковно-приходское попечительство. Попечительский хлеб идет в пользу церкви. '... В 1895 году собрано по приходу разного хлеба 63 пуда. В остатке к 1896 году в наличности 63 пуда хлеба...'
   С 1 октября 1892 года в деревне Кушме Бутырского прихода открыта школа грамоты. Помещалась школа в крестьянском доме с оплатой от общества и с отоплением от учеников. '...Учительницею школы состоит крестьянская девица села Бутырского Ксения Сергеевна Вислогузова, окончившая курс в местной (Бутырской) Министерской школы. Жалованье получает от прихожан по 5 рублей в месяц - всего 30 рублей'. В 1895 году школе '...оказано пособие от церкви на покупку письменных принадлежностей в количестве трех рублей семидесяти пяти копеек'.
   В 1897 году при церкви выстроено 6 саманных лавок, '... в которых бывает два дня торгу 29 июня и 8 ноября. Доходу от них около 2-х рублей...'. Для справки: 29 июня по ст. стилю день памяти Святых Апостолов Петра и Павла, а 8 ноября день памяти Святого Архистратига Михаила.
   В июле 1891 года, священником Бутырской церкви назначается Николай Петрович Конокотин, 29-ти лет. Сын священника села Мыркая, Челябинского уезда Петра Конокотина. Николай Петрович окончил курс Уфимской Духовной семинарии в 1888 году и получил аттестат 2-го разряда. В марте 1889 года ' ...Преосвященнейшим Макарием, Епископом Оренбургским и Уральским, рукоположен во священника Оренбургского уезда, в село Ново-Георгиевское к Казанско-Богородицкой церкви... За ревностное исполнение служебных обязанностей и благоповедение награжден набедренником с выдачей установленного свидетельства'. Работая священником, Николай Петрович одновременно совмещал должность законоучителя в Бутырской сельской школе. '...За ревностное проповедание Слова Божия... в 1894 году преподано ему Архипастырское благословение с выдачей установленного свидетельства...'. В июле 1894 года, Николай Конокотин назначен окружным следователем Духовенства 22-го Благочинного округа. В семействе у него жена Мария Михайловна, 23-х лет, дочь священника села Преображенского, Оренбургского уезда, Михаила Вознесенского и трое детей. Семья недвижимого имущества не имела.
   Последним до закрытия церкви, в должности священника Петропавловской церкви села Бутырского, работал Петр Семенович Пономарев. Назначен в сентябре 1898 года. Сын священника. В 1885 году окончил курс Уфимской Духовной семинарии. После окончания, работал надзирателем Челябинского Духовного училища, затем священником в станице Усть-Уйской. В 1895 году, Указом Оренбургской Духовной Консистории был запрещен в священнослужении '..за вспомогательство за требосправления...'. Преосвященным Николаем, в 1896 году, разрешен и определен в село Колмаково. В мае 1898 года, Петр Семенович, вновь понес наказание '... уволен за штат за непослушание Епархиальному начальству'. В августе 1898 года переведен в село Косолапово, а через месяц по своему желанию переведен в село Бутырское к Петропавловской церкви, где исполнял должность священника по 1918 год. В документе говорится '...трезв безусловно, рачителен в искоренении пороков своих прихожан'. В 1906 году, Петр Пономарев был утвержден депутатом на 11 Оренбургский общеепархиальный съезд. Награжден набедренником, скуфьею и медалью Императора Александра 3-го. В семействе у него жена Мария Павловна и трое детей. Семья недвижимого имущества не имела.
   В Бутырской церкви имелось два престола. Один во имя Святых Апостолов Петра и Павла, другой в приделе, во имя Святого Архистратига Михаила. Вокруг церкви была построена каменная ограда с деревянною решеткой, сторожка для трех сторожей под одной крышею с церковью, а для придания умерших тел, в версте от церкви к югу, возле озера Гаврино, имелось кладбище с жердяною огородкою. Ныне кладбище действующее, но не огорожено.
   Церковная библиотека заведена с 1830 года. В ней находились книги для чтения, религиозного и нравственного содержания. В 1913 году имелось 207 томов, 187 названий.
   Домовой (приписной) церкви и молитвенного дома церковь не имела. В деревне Кушме, Бутырского прихода была построена часовня. Располагалась она в пятистенном деревянном доме, с 5-ю окнами. Возле часовни стояла колокольня с тремя колоколами, подвешанных на столбах. Место было огорожено деревянною изгородью.
   Церковно-приходской школы в селе не было. Действующее ранее православное училище в результате реформ, было передано в ведение Министерства народного просвещения. В одноклассном (двухгодичном) Министерским училище в 1912 - 1913 учебном году обучалось 31 мальчик и 29 девочек. Законоучителем был священник Петр Пономарев, а учительницей работала Елена Колесникова.
   В 1907 году построена церковь в деревне Кушме и она выбыла из прихода Бутырской церкви. Количество прихожан уменьшилось почти вдвое. В 1913 году, в приходе Петропавловской церкви оставались само село с 1273 жителями, деревня Чесноковая - 313 жителей. В составе прихода числились новые небольшие поселения: Поляковка - 74 жителя, Фоминка - 130 жителей, Чащевитинка - 43 жителя и Щучанка - 64 жителя.
   А вот как обстояли дела с обеспечением жильем и содержанием причта. Из документа за 1898 года следует: '...для священника ни церковного, ни общественного дома нет, живет в общественном псаломщическом деревянном зимою холодном дому, а летом пропускающем течь... Псаломщик живет на квартире и квартирных денег от общества и церкви не получает. К постройке священнического дома и поправке псаломнического, употребляются меры увещевания прихожан...'. После этих мер: в 1902 году, прихожане на свои деньги построили из соснового леса большой на высоком фундаменте, крестовой дом в четыре комнаты. В нем поселился священник Петр Семенович Пономарев. В документе за 1903 год отмечено: '... дом у священника в 4-х комнатах, новый, холодный от неправильной рубки и плохой конопатки мохом... у псаломщика дом старый, холодный без пристроев и ограды...'. Возле дома священника, к востоку, был заложен большой парк - сад. В нем устроены аллеи, лавочки и беседки. После революции, длительное время, вплоть до шестидесятых годов, этот сад был любимым местом отдыха бутырцев. За садом ухаживали, он был огорожен штакетником. Сейчас от парка остались одни заросли, бурелом и грустные воспоминания. Общественный дом, в котором проживал священник, был изъят местной властью. В разное время в нем размещались колхозная контора, библиотека и начальная школа. Дом сохранился, ему 108 лет, в нем и сейчас проживает одна семья.
   В 1910 году на средства церкви, напротив храма, на главной площади села, прихожанами был возведен 2-х этажный добротный каменный дом для церковнослужителей. В нем проживал псаломщик Николай Андреевич Долгополов. После революции этот дом (собственность церкви) был изъят. В тридцатых годах в нем размещалась Бутырская начальная школа. В шестидесятых-семидесятых, в этом здании на первом этаже находились почта, библиотека и контора отделения ? 6 Севастьяновского совхоза. На втором этаже, сначала был клуб, где показывали кино с кинопередвижки, а затем столовая отделения. Стены этого внушительного здания сохранились, в некоторых местах торчит арматура сечением 50х50, которая за 100 лет не поржавела.
   Со дня открытия церкви причт на свое содержание получал от прихожан хлебной руги (довольствие пшеницей и ярицей) по два пуда в год с венца и пользовался доходами, получаемыми за требоисправления. С 1852 года церковный штат стал финансироваться из казны. С 1883 года священник получал 108 рублей, а псаломщик 36 рублей в год. Прихожане год от года, все меньше стали отчислять хлебной руги в пользу церкви на содержание причта. В документе за 1888 год отмечено: '...причту при основании церкви положено от прихожан на содержание хлебной руги по 2 пуда с каждого венца, но это положение прихожанами не выполняется...'. Из документа за 1898 год:
   '...Земли причту не отведено, взамен ея причту ничего не дано...Руги с прихожан не сбирается и двадцатой части... Денежных вкладов в пользу причта нет...Содержание причта скудно...' В 1913 году, священник и псаломщик получали жалованье от казны в тех же размерах, как и 30 лет назад. Кружечных доходов за 1913 год получено 200 рублей. Других источников для содержания членов причта не было. Для сравнения, у учительницы Министерского училища села Бутырского, годовой оклад в то время составлял 360 рублей!
   20 января (2 февраля) 1918 года Совет Народных Комиссаров принял декрет об отделении церкви от государства. Некоторое время Бутырская церковь еще продолжала работать, регистрировались акты гражданского состояния, велась Метрическая книга. В 1941 году, распоряжением Мишкинского райисполкома, здание церкви передано райконторе (Заготзерно) для оборудования склада на 200 тонн. В конце пятидесятых годах была снесена колокольня. Три тяжелых гусеничных трактора, при помощи длинного каната зацепленного за верх с нескольких попыток сломали это грандиозное сооружение. За данным событием наблюдали все жители села. Некоторые старые пожилые люди от происходящего ужаса плакали и взывали к Господу Богу за помощью. В семидесятых в здании церкви был устроен гараж для тракторов. В восьмидесятых памятник старины, простоявший более 165 лет, разрушили до основания, стерли с лица земли. Сейчас ничто не напоминает о былом существовании церкви.*
  _________________________________________________
  
   *Кошт, (устар.). Расходы на содержание. На казённом коште.
   Тщание, (устар.). Усердие, старание.
  
   При написании статьи использованы документы архивов Курганской,
   Оренбургской и Челябинской областей.
   С В Е Д Е Н И Я
   об архивных документах использованных при подготовке статьи
   ' История одной Российской церкви'
  
   ГУ 'ГАОО'
   Государственный архив Оренбургской области
  
  1. Ф-173. Оп. 9. Д. 80. ЛЛ. 66, 67 об.
  2. Ф-173. Оп. 11. Д. 867. ЛЛ. 46-54
  3. Ф-173. Оп. 1. Д. 1650. ЛЛ. 3-12
  4. Ф-173. Оп. 1. Д. 1650. ЛЛ. 58-61
  
   ГУ 'ОГАЧО'
   Объединённый государственный архив Челябинской области
  
  1. Ф.И-226. Оп. 3. Д. 9. ЛЛ. 31об-35об.
  2. Ф.И-226. Оп. 3. Д. 25. ЛЛ. 59об-63об.
  3. Ф.И-226. Оп. 3. Д. 39. ЛЛ. 55об-60об.
  4. Ф.И-226. Оп. 3. Д. 48. ЛЛ. б/н
  5. Ф.И-226. Оп. 3. Д. 98. ЛЛ. 73-76
  6. Ф.И-226. Оп. 3. Д. 121. ЛЛ. 23-26об.
  7. Ф.И-226. Оп. 3. Д. 136. ЛЛ. 53-56об.
  8. Ф.И-226. Оп. 3. Д. 178. ЛЛ. 31-36об.
  9. Ф.И-226. Оп. 3. Д. 196. ЛЛ. 39-44об.
  10. Ф.И-226. Оп. 3. Д. 229. ЛЛ. 7-12об.
  11. Ф.И-226. Оп. 3. Д. 241. ЛЛ. 7-10об.
  12. Ф.И-226. Оп. 3. Д. 255. ЛЛ. 9-12об.
  13. Ф.И-226. Оп. 3. Д. 320. ЛЛ. 11-19
  14. Ф.И-226. Оп. 3. Д. 326. ЛЛ. 15-20
  15. Ф.И-226. Оп. 3. Д. 331. ЛЛ. 1-9
  16. Ф.И-226. Оп. 3. Д. 343. ЛЛ. 3-9
  17. Ф.И-36. Оп. 1. Д. 19. ЛЛ. 1, 1об., 3
  18. Ф.И-36. Оп. 1. Д. 19. ЛЛ. 9, 9об., 10
  19. Алфавитный статистический список селений Челябинского уезда Оренбургской
  губернии. 1869 г.
  
   ГУ 'ГАКО'
   Государственный архив Курганской области
  
  1. Ф.244. Оп. 1. Д. 520. ЛЛ. 30об., 31
  2. Ф.244. Оп. 1. Д. 592. ЛЛ. 82об., 83
  3. Ф.244. Оп. 1. Д. 734. ЛЛ. 103.об., 104
  
  
  
  
  
  
  Баженов Николай Петрович
  
   Из переписки на сайте http://www.uralgenealogy.ru/
  
   Добрый день, Ольга Анатольевна!
   Передаю Вам полный текст статьи. Прошу Вас опубликовать эту работу на Вашем сайте.
   Немного о себе: родился в 1949 году в селе Бутырское, Мишкинского района, Курганской области. Закончил Курганский сельхозяйственный техникум, затем Курганский сельскохозяйственный институт. Работал главным бухгалтером птицефабрик и треста Птицепром Челябинской области. Несколько лет руководил финансовым отделом Агропромышленного комитета Челябинской области. С 2004 года занимается исследованием своего рода, а также историей своей малой родины и историей деревни Чесноково - родины предков.
  
  
   E-mail: baghnik@mail.ru
   т. 8-951-807-93-46
  
  Спасибо!
  С уважением Николай Петрович.
  *****************************************************
  Редактор газеты 'Союзная мысль' - Щеткова Ольга.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"