Щеткова О.: другие произведения.

Церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов в селе Теренкуль Красноармейского района Челябинской области

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-21
Поиск утраченного смысла. Загадка Лукоморья
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В ходе антирелигиозной политики в 1920-1930-х гг. в советской России были закрыты, разграблены, уничтожены или перестроены тысячи православных храмов. В это время в Шадринском уезде Пермской губернии (Екатеринбургская епархия) разрушено множество церквей. Некоторые из них до сих пор стоят в руинах и напоминают о трагических страницах истории страны. Здание Духосошествиевской церкви в селе Теренкуль Красноармейского района - одно из немногих уцелевших в то лихолетье: в нем был устроен клуб. Оно подверглось перестройке: разобраны купола и колокольня. В таком изуродованном виде бывшая церковь и сегодня встречает приезжающих в село. Статью прислал на мой сайт талантливый историк Николай Антипин.

Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей

   Опубликовано
   Антипин, Н.А. Церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов в селе Теренкуль Красноармейского района // Календарь знаменательных и памятных дат. Челябинская область, 2009 / сост. И.Н. Пережогина и др. - Челябинск, 2008. - С. 122-125.
  

Н.А. Антипин

Церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов в c. Теренкуль

14 марта 1864

145 лет со дня освящения

   В ходе антирелигиозной политики в 1920-1930-х гг. в советской России были закрыты, разграблены, уничтожены или перестроены тысячи православных храмов. В это время в Шадринском уезде Пермской губернии (Екатеринбургская епархия) разрушено множество церквей. Некоторые из них до сих пор стоят в руинах и напоминают о трагических страницах истории страны. Здание Духосошествиевской церкви в селе Теренкуль Красноармейского района - одно из немногих уцелевших в то лихолетье: в нем был устроен клуб. Оно подверглось перестройке: разобраны купола и колокольня. В таком изуродованном виде бывшая церковь и сегодня встречает приезжающих в село.
   Неудивительно, что в наше время почти невозможно обнаружить какие-либо материалы по истории теренкульской церкви, о священно- и церковнослужителях, которые отдали много сил и лет своей жизни служению Богу и прихожанам. Лишь десяток строк удалось обнаружить в книге "Храмы Шадринского уезда", где помещены переизданные отрывки из дореволюционных справочников по Екатеринбургской епархии. Основываясь на источнике, сохранившем фрагменты истории одной церкви - это клировые ведомости, - статья представляет ныне забытую страницу истории.
   В Объединенном государственном архиве Челябинской области в фонде "Благочинного 4-го округа Шадринского уезда" сохранилось несколько клировых ведомостей Духосошествиевской церкви за 1908, 1910, 1913, 1915-1916, 1918 гг. (ф. И-131, оп. 1, д. 13-14, 16-19). Документы кратко характеризуют приход: состояние церковного здания, имущества, положение причта, доходы церкви, численность прихожан и послужные списки священно- и церковнослужителей.
   22 мая 1862 г. в основание будущего храма был заложен первый камень. Усердием и стараниями прихожан, крестьян села Теренкульского , здание церкви возвели за два года. Среди озер: Гагарье, Большой и Малый Теренкуль - возвысился каменный храм с колокольней. Архитектура теренкульской церкви особо ничем не выделялась. Это была типичная сельская приходская церковь, какие тысячами строились по всей России. Позже, в 1886 г., здание храма обнесли каменной оградой с железными решетками.
   14 марта 1864 г. состоялось освящение Духосошествиевской церкви, очевидно, при стечении большого числа местных жителей и духовенства. Церковь имела один престол, который освятили в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов.
   Судя по клировой ведомости 1908 г., в церкови были вся необходимая богослужебная и хозяйственная утварь, богослужебные книги. Кроме того, при храме находилась небольшая библиотека. В 1908 г. она состояла из 100 журналов и 70 книг различного содержания. В церковном архиве до Февральской революции 1917 г. хранились копии с метрических книг и исповедных росписей (с 1863 г.). Ныне в ОГАЧО есть метрические книги за 1863-1867, 1869-1913, 1915-1919 гг. (ф. И-226).
   Согласно "высочайше утвержденному 7 апреля 1873 г. расписанию приходов и причтов", причт церкви состоял из священника и псаломщика. В распоряжении священно- и церковнослужителей находились три деревянных дома, построенных прихожанами на церковной площади (из-за отсутствия у церкви усадебной земли) в 1870 и 1896 гг. При домах имелось два березовых амбара, где хранился собранный с церковной земли хлеб. Земли же в собственности церкви по данным 1908 г. было 99 десятин. Из них 49,5 десятин пахотной земли выделено в 1871 г., остальная часть прирезана по распоряжению Пермской палаты государственных имуществ в 1884 г. К 1913 г. церковный надел увеличился до 102 десятин 1200 кв. саженей.
   Ежегодно на содержание причта из казны выделялось священнику 105 руб. 84 коп., псаломщику - 35 руб. 28 коп. Кроме того, в доход служителей церкви поступали кружечные сборы, которых, например, в 1908 г. получено 830 руб. 33 коп., а в 1913 - 548 руб. 28 коп.
   Приход Духосошествиевской церкви был небольшим. Прихожане Теренкуля - жители одного села, в котором в 1913 г. насчитывалось 3029 человек (1502 мужчины, 1527 женщин) в 449 дворах. Кроме того, в селе имелось пять дворов с "инославными" жителями, мусульманами.
   Ближайшими к теренкульскому храму являлись церкви: Прокопьевская в селе Бродокалмаке (в 15 верстах), где находился местный благочинный, Спасская в селе Русская Теча (в 18 верстах), Богородицкая в селе Беликуле (в 12 верстах) и Дмитриевская в селе Алабуге Челябинского уезда Оренбургской епархии (в 12 верстах). Сегодня все упомянутые церкви либо стоят в руинах, либо вовсе стерты с лица земли.
   Клировые ведомости содержат не только краткие сведения о приходе, но и весьма интересные сведения о священно- и церковнослужителях, состоящих при храме. По документам выявлено, что священниками Духосошествиевской церкви являлись Павел Задорин (?-1892), Алексей Нинаратов (1892-1898), Александр Сильвестров (1898-1906), Порфирий Векшин (1906-1912), Василий Попеляев (1913-?); псаломщики: Август Анциферов (?-1886), Николай Словцов (1886-1914/15). Частично сохранились имена церковных старост, ими были крестьяне села Теренкульского Гавриил Дмитриевич Попков (1908-1911) и Михаил Дмитриевич Кокшаров (1911-1913).
   В 1906-1912 гг. в теренкульской Духосошествиевской церкви священником был Порфирий Александрович Векшин. Он родился в семье священника 16 февраля 1864 г. в г. Верном (ныне г. Алматы) Семиреченской области. В 1886 г. окончил курс Самарской духовной семинарии с аттестатом второго разряда. Вскоре, 7 сентября того же года, епископом Оренбургским и Уральским Макарием рукоположен в сан священника и определен к Николаевской церкви села Обанино Челябинского уезда. Но 30 марта 1888 г. по собственному прошению переведен к Рождественской церкви поселка Полетаевского того же уезда. В 1895-1897 гг. был депутатом от благочиннического округа Челябинского духовно-окружного съезда. 27 июля 1896 г. определен старшим священником церкви Верхне-Салдинского завода (Верхотурский уезд Пермской губернии), где прослужил пять лет. Потом П. А. Векшин сменил несколько церквей: с 31 июня 1901 г. служил священником Покровской церкви села Горбуновского Камышловского уезда, 21 октября 1902 г. переведен к Покровской церкви в селе Куяшском Екатеринбургского уезда, 3 февраля 1906 г. стал священником села Чердынского того же уезда. 20 февраля 1906 г. по собственному прошению переведен к Духосошествиевской церкви села Теренкульского. Очевидно, в конце 1912 г. о. Порфирий переведен в другой приход. Из церковных наград имел набедренник (31 июля 1894 г.). Священник был женат и имел пятерых детей. Старшая дочь училась в г. Юрьеве Лифляндской губернии на частных университетских курсах медицинского факультета (1908). Младшие дети учились в городском училище и женской гимназии г. Шадринска.
   Однако не все благополучно проходило в жизни сельского священника П. А. Векшина. Клировая ведомость сохранила для нас записи о нескольких случах, касающихся о. Порфирия во время пребывания его священником в Верхне-Салдинском заводе. Летом 1899 г. он подвергся суду в Екатеринбургской духовной консистории за оскорбления церковного старосты, проявление "неуважения к святым дома Божия и освященным вещам". Прихожан возмутило, что их священник ходил за покупками со Святыми Дарами, шутливо указывал на сходство лика Св. Александра Невского с лицом крестьянина Котова, а как-то посадил игрушку-мышонка на церковного сторожа. За все это его оштрафовали на 15 руб. и подвергли надзору благочинного с внесением описанного в послужной список. Позже на священника П. А. Векшина поступали жалобы о "ненормальном и немиролюбивом отношении к причту и прихожанам", неисправлении треб. В результате духовная консистория перевела о. Порфирия к церкви села Горбуновского.
   11 января 1913 г. на вакантное место священника Духосошествиевской церкви определен двадцатишестилетний иерей Василий Васильевич Попеляев. Он родился в семье священника в селе Отье Оханского уезда Пермской губернии. В 1908 г. окончил полный курс Пермской духовной семинарии. Состоял надзирателем Сарапульского духовного училища (1909-1910). 15 августа 1910 г. епископом Пермским и Соликамским Палладием рукоположен в сан диакона, 19 августа - в сан священника и определен к Иоанно-Богословской церкви села Клеповки Оханского уезда, где возглавлял также общество трезвости (1911-1913). В 1911-1913 гг. преподавал Закон Божий в Пастуховском земском училище того же уезда. 11 января 1913 г. епископом Екатеринбургским и Ирбитским Митрофаном принят в Екатеринбургскую епархию и определен в село Теренкульское. Здесь о. Василий преподавал Закон Божий в земском народном училище. Он был женат, но детей не имел (1913). Дальнейшая судьба В. В. Попеляева неизвестна.
   Дольше всех при Духосошествиевской церкви служил диакон Николай Виссарионович Словцов. Он родился в семье псаломщика в селе Полдневском Екатеринбургского уезда 3 февраля 1867 г. Окончил Каслинское заводское народное училище (1879). 25 августа 1884 г. поступил послушником в Далматовский Успенский монастырь. Епископом Екатеринбургским и Ирбитским Нафанаилом посвящен в стихарь (2 июня 1886 г.). 25 июля 1886 г. указом Екатеринбургской духовной консистории определен штатным псаломщиком к церкви села Теренкульского. Епископом Христофором рукоположен в сан диакона (27 ноября 1899 г.). Имел звание учителя сельского приходского и начального народного училищ, присвоенное педагогическим советом Шадринского городского четырехклассного училища (1897). Был женат, но детей не имел. Предположительно, Н. В. Словцов скончался в 1914-1915 гг. Вместе с ним в теренкульском приходе служила его мать, вдова псаломщика Сусанна Ивановна Словцова (1848/49 - после 1917). После смерти мужа в 1894 г. она по своему прошению епархиальным начальством определена просвирней к Духосошествиевской церкви (3 марта 1897 г.). С. И. Словцова пекла просфоры для храма, за что получала от церкви 18 руб. и от церковно-приходского попечительства - 6 руб. в год, пользовалась дровами от общины.
   Из описанного видно, что белое духовенство и церковнослужители жили небогато: ни один из названных служителей не имел недвижимого имущества, жалованье и общественные пожертвования были небольшими (например, по сравнению с приходами Челябинска). Священнослужители крестили, венчали, отпевали, учили грамоте и Закону Божию теренкульских крестьян, чьи дети и внуки ныне проживают в селе и за его пределами. Однако их имена стерлись из памяти. Автор публикации, предки которого, крестьяне, были уважаемыми жителями села Теренкуль, надеется, что настоящая статья восполнит этот пробел и внесет свою лепту в дело восстановления православной церкви на Южном Урале.
  
   ПОЗДЕЕВ, В. В. Теренкуль, деревня / В. В. Поздеев // Челябинская область : энциклопедия : в 7 т. / редкол.: К. Н. Бочкарев (гл. ред.) [и др.]. - Челябинск, 2006. - Т. 6. - С. 474.
   ХРАМЫ Шадринского уезда / Шадрин. движение за культур. возрождение, Храм Святителя Николая г. Шадринска ; ред.-сост.: С. Б. Борисов, А. М. Бритвин. - Шадринск : Исеть, 1994. - 174 с.
С. 68-69, 111: Теренкульское, село.
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Н.Любимка "Долг феникса. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) В.Чернованова "Попала, или Жена для тирана - 2"(Любовное фэнтези) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) М.Атаманов "Искажающие реальность-2"(ЛитРПГ) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга третья"(Уся (Wuxia)) Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"