Леонтьев Ю.Х. : другие произведения.

История села Чуваш-Карамалы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 6.41*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мне везет на встречи с талантами. Живут в республике Башкортостан такие вот талантливые педагоги... Вот у них-то бы спросить-разузнать: "Как Вам удалось создать вокруг себя такой гармоничный и прекрасный мир???" А жизнь в селах Башкортостана отличается от Уральских деревень так, как различается она между жителями Парижа и Урюпинска. Почему у нас не так??? Что делать??? Одни вопросы... С уважением, редактор сайта //www.uralgenealogy.ru/ Ольга Щеткова.

Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей
  
  
    []
  
   От:
   Леонтьев Юрий
  
   Кому:
   Ольга Щеткова
  
   Дата:
   28 Апр 2010 12:40:10
  
   Тема:
   Re: Некоторые материалы о моем селе
  
  
  
  
   Добрый день!
Высылаю материалы о нашем селе. Сделал спешно, поэтому не всё сумел поставить в предоставляемый Вам архив.
Для начала, думаю, хватит.
Ю.Леонтьев.
  
${Duration}
   ${Title}
   ${Author}${Name}
  

Прикрепленные файлы: 1
   Село Чуваш-Карамалы.rar
   [[12724443980000000442;0;1]]
  
   ********************************************************************************

История села Чуваш-Карамалы


    []

Предисловие

   Если в капле отражается море, то в судьбе нашего села отра-зилась судьба всей России. На его долю выпали такие же великие по-трясения, горе и радости, что и всей стране. Те же ветра и бури, что пронеслись над Россией, пронеслись и над селом Чуваш-Ка-рамалы. И точно так же судьба испытывала на прочность моих земляков, как и всех россиян. Гнула, ломала, увечила, но перело-мить не смогла.
   Это сочинение - дань памяти ушедшим поколениям и на-поминание живущим о том, что только по делам твоим будут су-дить о тебе внуки и правнуки.
   Историческая хроника, факты из документов, отчетов, про-токолов, в которых нет места эмоциям - так, пожалуй, вернее. Пусть читатель сам оценивает поступки действующих лиц. А его ге-рои - практически все жители села Чувашские Карамалы, поскольку их биография и судьбы тесно переплетены между собой.
   Удивляешься тому, насколько мы, живущие в начале треть-его тысячелетия, похожи на своих предков. Тоже мечтаем о своей счастливой жизни, растим хлеб, строим дома, влюбляемся и работаем ради того, чтобы жизнь шла вперед и становилась лучше. И совершенно неважно, что наши далекие пра-прадеды знали только свои заботы пахаря и кормильца семьи. Но все равно мы схожи со своими предками в главном: жизнь наша от-дана труду, России, стремлению, чтобы остался от нас след на земле и добрая память в детях, внуках, правнуках.
   Ни одно событие, произошедшее в России, не обошло Чуваш-Карамалы стороной. Земельные реформы, русско-японская война, первая мировая, революция, гражданская война, раскулачивание, коллективизация, репрессии. Великая Отечест-венная война... Все эти события оставили свою зарубку в истории села, потребовали огромных жертв, зачастую безвинных, назвали героев и предателей.
   Село Чуваш-Карамалы пережило трагедию отчая-ния, безмерное горе, гибель людей и целых семей, братоубийствен-ную вражду и ненависть. И в то же время были и любовь, и огромная нежность, и радость созидания. В чем-то судьба нашего села перекликается с историей станицы Вешенской из шолоховского "Тихого Дона". Те же драматические моменты исто-рии, когда раскол на "наших и не наших" прошел через сердца и судьбы людей, те же сюжеты, когда долг брал верх над чувствами, любовь сметала все преграды. И оставалась земля, которая ждала своего пахаря.
   Историю не перепишешь заново. Но ее факты нужно знать даже только для того, чтобы сделать выводы: плохое не повторять, на хорошем учиться. Это нужно нам еще и для того, чтобы домыслить историю, роль в ней своих предков и себя самого. По нашим делам будут судить о нас далекие потомки, как сейчас мы судим о своих предках, узнавая все новые и новые факты, всплывающие из глубин истории.
   Пожелтевшие страницы в архивах, выцветшие чернила, ста-ринные фотографии не просто доносят до нас из глубин времен ли-ца и поступки ушедших поколений, они напоминают нам о том, что человек на земле не исчезает бесследно, остается память о нем. Память души, сердца, разума. Даже сквозь дымку лет мы мо-жем оценить их поступки, восхититься или осудить. И понять при этом, что точно так же будут судить нас и наши далекие по-томки ...
   К сожалению, в огне истории первыми сгорали самые обстоя-тельные, трудолюбивые, толковые, умелые. Ну, например, как можно было считать кулаком мужика с лошадью и двумя коровами, когда он с утра до ночи в поле трудится для того, чтобы прокормить свою семью. Как можно было под корень изводить са-мых хозяйственных, предприимчивых, сметливых...
   Трудно поверить, но порой в этом селе бушевали подлинно шекспировские страсти, до-статочно вспомнить историю создания весной 1930 года колхоза в Чуваш-Карамалах, когда произошел самый настоящий бабий бунт против колхозных активистов. А история любви единоличника Кирилла Евдокимова к комсомолке Анастасии Леонтьевой. Когда она отвергла его из идейных соображений, Кирилл Евдокимов нанял односельчанина, чтобы тот ее застрелил. Анастасия была ранена, полгода пролежала в больнице и осталась покалеченной на всю жизнь...
   А полная невероятных приключений жизнь Мансура Зайнуллина, который в последний год жизни Сталина был помощником коменданта Кремля, а потом стал военным разведчиком и рабо-тал за границей!
   "Жизнь - это миг между прошлым и будущим. Только узнав свое прошлое, мы сможем увидеть будущее. И ощутить себя связующей нитью между ушедшими поколениями и теми, кто придет нам на смену", - так писал наш знаменитый земляк, доктор технических наук, профессор, академик Академии горных наук, заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности РФ, дважды лауреат государственной премии Чувашской Республики Василий Васильевич Николаев. И это действительно так.

  

Возникновение деревни Карамалы

   Впервые речка Карамалы в документах упоминается 21 ноября 1663 года. По воспоминаниям старожилов, передаваемым из по-коления в поколение, деревня Карамалы образовалась в 1635-1638 гг. В эти места прибыли несколько татарских семей из-под Казани, кото-рые бежали из родных мест из-за насильственной христианизации. Выдав замуж своих дочерей за башкир-вотчинников и породнившись с ними, они остались жить на их землях. До этого у башкир-вотчинни-ков были в этих местах только "ко-чевки", и они ве-ли кочевой образ жизни. Земли принадле-жали табынским башкирам и вхо-дили в состав Табынской волости Ногайской дороги, а с 1676 года башкиры-табынцы поссорились, но помирившись между собою во владении землями, разделились. Затем эти земли вошли в состав Дуван-Табынской волости Ногайской доро-ги. По одному толкованию название деревни Карамалы переводится с татарского "кара" - черное, "малы" - животное. В те далекие времена у тюркских народов было поверье, что будто бы черные животные приносят хозяевам счастье и плодородие. Сказывают, что первые пе-реселенцы держали черных овец и черных коров. Возможно и дру-гое. Правдоподобна, например, и такая версия. Юго-западнее деревни был небольшой вязовый лес. А "вяз" по-башкирски и по-татарски звучит "карама", а по-чувашски - "хурама".
   На карте Уфимской провинции, составленной в декабре 1737 года, хранящейся в РГАДА, "Новая ландкарта Башкирской орды или Уфимской провинции с прибавлением пограничных час-тей и всей Закамской стороны первой земляной, а потом Новой Оренбургской линии, учинена в Самаре месяца декабря 1737 года", обозначены речка Карамалы и деревня Кармалыбаш. Видимо, это первоначальное название деревни, а позже она называется только Карамалы. Она располагалась чуть вос-точнее нынешнего села. Кладбище находилось в районе нынешнего заправочного пункта ГСМ ООО "Чувашские Карамалы". Впервые деревня Карамалы Ногайской дороги Уфимского уезда встречается в архивных документах Уфимской провинциаль-ной канцелярии, в деле N 158 "Записные книги города Уфы, 1738 год" от 23 ноября 1738 года.
   После подавления восстания башкир 1735-1740 гг. в здешние места прибыли 13 семей чувашей-новокре-щенов Симбирской округи Ка-занского наместничества и временно поселились на зимовку рядом с татарами восточнее деревни Карамалы. По рассказам, передаваемым из поколения в поколение, это произошло в 1739 году. Весной следу-ющего года прибывшие чуваши обосновались западнее татарского поселения, т.е. основали новую деревню Чувашские Карамалы.
   В последующие годы в эти места переехали уроженцы деревень Шемурши, Арибшино, Андреевка, Сундырево Симбирской округи, Сахияняш, Новая Афонинная, Афонзинная, Смохнино, Богдановка и Тавармы Бугульминской округи, Шатмы Чебоксарской округи, Ештебенкиной Ставропольской округи и деревни Турмыш Казанского на-местничества.
   В 1925 году деревня Карамалы была переименована в Чуваш-Карама-лы.
  
  

Описание жизни потомков первопоселенцев

  
   Историю возникновения и развития деревни Карамалы (Чувашские Карамалы), конечно, более интереснее будет проследить, рассмотрев еще и судьбу первопоселенцев. Что же с ними стало? Как дальше развивался их род? Они остались в деревне или уехали еще ку-да-нибудь?
   Невозможно в одном сочинении рассмотреть все без исключения ро-ды, это очень объемный труд. Но хотя бы один род с начала и до кон-ца проследить можно. Мы рассмотрим генеалогическое дре-во рода НИКИТЫ АВДОКИМА.
   Род Никиты Авдокима с начала первой половины XVIII века широко распространился и члены этого рода ныне живут не только в деревне Чувашские Карамалы и прилегающих районах, но разбросаны по всей России. Без со-мнения многие из них имеют чувство собственного достоинства и вполне сознают, что они родились и существуют не только для того, чтобы потом бесследно исчезнуть, не оставив о себе ни следа, ни па-мяти. Разве можно считать нормальным то, что мы не находим даже места захоронения наших предков далее двух поколений! Надо всегда помнить о том, что кто не чтит предков, тот того же заслужи-вает со стороны своих потомков.
  
    []
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   У сына Ники-ты Авдокима - Якова Никитина - было пятеро детей. Мы рассматрива-ем линию только одного сына, который имел в свою очередь одну дочь и трех сыновей и т.д. Если рассматривать все линии, то получит-ся очень много веток. Для наглядности мы предлагаем фотоснимок из школьного музея, где отражено генеалогическое дерево этого рода.
  

История колхоза

   XV съезд ВКП(б), собравшийся в декабре 1927 года, взял курс на коллективизацию сельского хозяйства страны. В марте 1930 года в дерев-не Чув-Карамалы было организовано первое коллективное хозяйство из шести дворов. Организаторами колхоза были секретарь сель-совета Петров А.С. и Борисов А.И., работавший инструкто-ром райкомсельсоюза. Он был избран председателем колхоза "Аккош" ("Лебедь"), названного в честь озера, расположенного в нескольких километрах восточнее Чув-Карамалов.
   Весной 1930 года в деревне состоялось собрание колхозников по вопросам весеннего сева, во время которого на активистов было совершено разбойное нападение. Руководил нападением Егор Никифорович Прокопьев (Прака Ягоре). Активисты Петров Алексей и Иванов Федот убежали через окно, Василию и Егору Никитиным удалось убежать через заднюю дверь. Оставшийся в поме-щении Никифор Воробьев выронил в спешке ключи от шка-фа, в котором находились документы. Ворвавшиеся жен-щины открыли шкаф, забрали заявления крестьян о вступ-лении в колхоз, список артели и сожгли все документы.
   Несмотря на это, на весенний сев были собраны семена от единоличников, и под покровом ночи группа колхозников заблаговременно вывезла семена в поле. Наутро секретарь сельсовета Петров Алексей моби-лизовал угрозами и силой ряд единоличников, и они провели посев. В то время, когда мужчины-единоличники были увезены в поле, их жены разгромили канцелярию колхоза, которая находилась в доме купца Семена Никитина. Жена одного из организаторов бунта Иванова Ивана пыталась за-колоть вилами маленького сына Петрова Алексея, но, к сча-стью, оказавшийся рядом единоличник Васильев Григорий не дал сделать этого, отобрав вилы и отругав ее.
   Таких стихийных бунтов против колхоза было не-сколько, и к осени колхоз "Аккош" распался.
   В 1930 году почти повсеместно творилось беззаконие. Не дожидаясь специальных указаний сверху, на мес-тах явочным порядком начали конфискацию имущества у богатых крестьян. Раскулачивание проводилось в административ-ном порядке без соблюдения критериев, определяющих ку-лацкие хозяйства. Конфискованное имущество разбазари-валось и присваивалось теми, кто проводил это раскулачи-вание. Очень часто отбирали все: дом, амбары, сельскохо-зяйственный инвентарь. Дело доходило даже до того, что у зажиточных крестьян отбирали хорошую одежду, а взамен давали старую. Никаких актов о конфискации имущества не составлялось, и никто этой формальности и не требовал. На этом фоне было немало случаев сведения личных счетов.
   Так, например, Никитин Се-мен Данилович был признан кула-ком после анонимной жалобы и проверки по ней органами ГПУ факта содержания им наемного рабочего. На самом де-ле еще до революции он взял на воспитание сироту, сына родственника жены. Именно этот факт и использовали кле-ветники. И только после заступничества односельчан был остав-лен в деревне. Через некоторое время он покончил жизнь самоубийством.
   Другой крестьянин - единоличник Алексеев Дмитрий Степанович также зара-ботал свое имущество долгим и кропотливым трудом, года-ми улучшая свое состояние, меняя жизнь в лучшую сторо-ну. С окончанием полевых работ поздней осенью он продол-жал работать, перевозя различные грузы на подводах из Стерлитамака в Уфу. Этим он зарабатывал себе на хлеб, в то время когда другие уже отдыхали после трудового сезона. И вот этого труженика тоже признали кулаком третьей категории. Отобрали полностью все и выгнали из своего дома. Семья начала жить в землянке, подвергаясь ежедневным униже-ниям и гонениям со стороны населения и властей, как и все кулацкие семьи.
   Так повсеместно было ликвидировано кулачество - на-иболее дееспособная часть крестьянства. Деревня лиши-лась умелых, трудолюбивых, преданных земле тружени-ков.
   В январе 1931 года был организован колхоз "Берлек" ("Единство"). Он состоял из 12 крестьянских хозяйств.
   12 ноября 1931 года было совершено покушение на комсомольскую активистку колхоза Леонтьеву Анастасию Федоровну (Качлар Настюк). Стрелял в нее Ива-нов Иван Васильевич, которого затем нашли, арестовали и осудили, впоследствии он скончался в тюрьме. Анастасия была ранена, пуля повредила челюсть. Полгода она провела в стерлитамакской больнице. На это преступление Иванова нанял единоличник Евдокимов Кирилл Максимович, кото-рый был влюблен в Анастасию, но по идейным соображени-ям был ею отвергнут.
   Практика колхозного строительства выдвинула совер-шенно новую форму учета общественного труда в колхозах - трудодень. С 1932 года были организованы все работы в объединенном колхозе "Берлек" на основе сдельщины, введены оценки труда в трудоднях, и распределение натуральных и денеж-ных доходов происходило по трудодням.
   5 июля 1933 года Совет Труда и Обороны СССР вынес постановление о строительстве железной дороги Уфа - Ишимбай через Стерлитамак. Осенью 1933 года начались строительные работы. В строительстве дороги принимала участие вся Башкирия. Около семи километров железной дороги проходило по тер-ритории колхоза "Берлек".
   30 сентября 1934 года первый рабочий поезд прошел в Ишимбай. За отличную работу колхозу "Берлек" выдали новую грузовую машину марки ЗИС грузоподъемностью три тонны. На вечное хранение вручили Красное знамя от Стройтреста. 15 июня 1934 года Президиум ЦИК БАССР на-градил грамотой председателя колхоза "Берлек" Петрова А.С.
   Часть единоличных крестьян поступили на работу пу-тейцами и начали жить в бараках и в своих домах на разъ-езде 106 км (от Уфы), ныне станция Дарьино Куйбышев-ской железной дороги, что в трех километрах восточнее де-ревни Чув-Карамалы. Поезда останавливались только на ст. Быкино, названной в честь первого секретаря Башобкома ВКП(б) Быкина Я.Б. Б 1937 году станция Быкино была переименована в станцию Белое Озеро, так как Быкин А.Я., один из активистов, проводивших раскулачивание в Башкирии, был объявлен в октябре 1937 года врагом наро-да.
   После войны колхоз "Берлек" возглав-ляли Матвеев Владимир Николаевич (с мая 1945 года по март 1946 года), Сафронов Наум Ва-сильевич (с апреля 1946 года по март 1947 года), Захаров Константин Федо-рович (с апреля 1947 года по фе-враль 1956 года).
   В 1952 году колхозом была приобрете-на грузовая машина-полуторатонник марки ГАЗ, в 1953 го-ду - машина марки ЗИС-150. Эта машина была приобретена за счет перевыполнения плана сбора картофеля. Также за перевыполнение плана по уборке капусты (сдали 70 подвод) был получен самосвал. А в январе 1954 года была приобре-тена первая легковая машина "Победа".
   В феврале 1956 года колхозы "Берлек" и "Канаш" (село Бишкаин) объединились в колхоз "Слава", который возглавил Борисов Василий Иванович, уроженец села Биш-каин.
   В апреле 1960 года этот колхоз распался на самостоя-тельные колхозы "Канаш" и "Слава" (деревня Чув-Карамалы, председатель Борисов В.И.). Летом 1961 года колхозы были объединены вторично в единый колхоз "Восток", ко-торый был назван так в честь космического корабля "Вос-ток". Председателем был избран "нейтральный" человек Яковлев Александр Герасимович (1924 года рождения, уро-женец деревни Поташовка Аургазинского района).
   С 21 июля 1965 года председате-лем колхоза "Восток" был Тро-фимов Иван Михайлович, уроженец де-ревни Ташлыкуль Аургазинского района.
   В июле 1966 года колхоз "Восток" вновь распался на два колхоза "Искра" (село Бишкаин) и "Восток" (деревня Чув-Карамалы). До 8 октября 1966 года председателем колхоза "Восток" оставался Трофимов И.М., а с 8 октября 1966 года по 1967 год председателем был Цветков Вениамин Герасимович, уро-женец деревни Асавбашево Аургазинского района.
   Затем председателя колхоза были Антонов Вениамин Сергеевич, Елисеев Георгий Александрович, Михайлов Владислав Владимирович.
   В 2000 году на базе колхоза "Восток" создано ООО "Чувашские Карамалы". Его директором был избран Ефремов Николай Серафимович. А с марта 2008 года директором ООО трудится Тимофеев Сергей Николаевич.
  
  

История школы

   Карамалинская школа открылась в 1901 году, но из-за отсутствия учителя занятия начались только в 1902 году.
   К сожалению, история школы за 1902-1930 годы прак-тически не изучена. Имеются только отрывочные данные.
   Первым известным учителем был Григорий Никифо-ров, окончивший курсы двухклассного училища. Обучение до 1910 года проходило на дому по найму, за что платили 60 рублей в год.
   Первые годы дети обучались на дому у государственного крестьянина Николая Ефимова Никитина, который про-исходил из рода первопоселенца деревни Карамалы Авдокима. Когда он заболел, то под наем отдал свой дом государ-ственный крестьянин Василий Николаев Евдокимов - один из самых зажиточных и авторитетных селян того времени (тоже из рода Авдокима).
   В 1910 году усилиями священника Никольской церк-ви соседнего села Бишкаин Архипа Павлова Васильева было построе-но помещение церковно-приходской школы возле старого кладбища деревни Карамалы.
   В 1919-1922 годы школа называлась Карамалинским советским училищем 1-й ступени (четырехклассное).
   С 1 октября 1919 года по 23 сентября 1920 года в школе преподавал Лукин Иван Максимович, сорока пяти лет, который 23 сентября 1920 года отбыл в Си-бирь.
   С 1920 года учителями были Калинин Сидор Семено-вич и Александров Васи-лий Максимович - оба вы-ходцы из крестьян деревни Карамалы. В конце 20-х годов семья Калинина уехала из Карамалов, и учительницей на-чала работать Александрова Мария Анисимовна, жена Ва-силия Максимовича. К началу 30-х годов в школе также ра-ботали Диняев Константин Николаевич и Иванова Мария Викторовна. С 1930 года до 1935 года директором школы был Павлов Павел Тимофеевич, уроженец деревни Антонов-ка Гафурийского района БАССР.
   Диняев К.Н. был уроженцем Чувашии, без семьи, умер 24 янва-ря 1934 года в возрасте 67 лет и похоронен на кладбище деревни Чув-Карамалы.
   В 1923-1924 годы школа называлась Карамалинской еди-ной трудовой школой 1-й ступени.
   В 1925-1931 годы школа называлась Чув-Карамалинскоп школой социального воспитания 1-й ступени, а учителями работали Григорьева Федора Прокопьевна, Иванова Мария Викторовна, а позже Александрова Мария Анисимовна.
   В сентябре 1932 года школа начала называться шко-лой колхозной молодежи. В сентябре 1934 года организова-на пионерская организация. Первым пионервожатым был житель Чув-Карамалов Никитин Александр Михайлович, 1918 года рождения, который погиб в плену во время Вели-кой Отечественной войны.
   Второй пионервожатой с 1935 года стала Леонтьева Анастасия Федоровна, 1909 года рождения, уроженка де-ревни Чув-Карамалы, из рода Авдокима.
   В пионеры в основном принимали только детей колхоз-ников и активистов местной власти.
   В 1935 году директором школы стал Николаев Кузьма Романович, который добился построения нового здания школы возле речки Карамалы. В 1936 году школа была пре-образована в неполную среднюю школу. К сожалению, в го-ды репрессий по стране жертвами местных злопыхателей стали учителя Александровы. Они были арестованы в октябре 1937 года за "террористические и диверсионные ак-ты" и расстреляны, реабилитированы посмертно в 1960 году "за отсутствием состава преступления".
   Свыше 147 бывших выпускников школы погибли и пропали без вести на полях Отечественной войны.
   Орденами Красной Звезды были награждены 12 выпуск-ников школы, а Иванов Павел Михайло-вич и Филиппов Иван Прокопьевич - дважды. Ордена Отечественной войны II степени были удосто-ены 3 человека, ордена Славы III сте-пени - 5. Орденом Богдана Хмельницкого III степени был на-гражден Иванов Павел Михайлович.
   Трое выпускников школы, погибших на войне, были офицерами. Это Васильев Иван Максимович (погиб в Ста-линградской битве), Кондратьев Василий Андреевич (Белоруссия) и Пашкин Ананий Степанович (Латвия).
   В 1945 году директором школы был назначен уроженец села Бишкаин Борисов Василий Иванович. В 1946 году школа была преобразована в семилет-нюю.
   В 1961 году школа стала восьмилетней. В середине 70-х годов построили новое двухэтажное кирпичное здание школы новой планировки в центре села. Открытие состоялось 1 апре-ля 1975 года.
   В 2002 году сдан в эксплуатацию двухэтажный пристрой к школе с актовым залом, столовой и современным компьютерным кабинетом.
   Директорами школы в разные годы были Филиппов Серафим Прокопьевич, Елисеев Андрей Степанович, Андреев Петр Федорович, Ефремов Анатолий Сергеевич, Борисов Василий Николаевич, Леонтьев Юрий Харитонович, Иванова Надежда Архиповна. В настоящее время директором школы является Пашкин Владимир Харитонович.
   Более 200 выпускников нашей школы окончили выс-шие учебные заведения страны, и многие из них успешно продолжают работать в разных уголках нашей страны.
   Наш прославленный зем-ляк Василий Васильевич Нико-лаев стал доктором технических наук, профессором, действи-тельным членом Академии горных наук, академиком Международной академии информатики, ассоциированно-го члена ООН. Ему присвое-но почетное звание "Заслужен-ный работник нефтяной и газо-вой промышленности Россий-ской Федерации".
   Другой известный земляк Серафим Алексеевич Паш-кин стал кандидатом технических наук, доцентом. Работа-ет заместителем директора автодорожного института при Уральской государственной лесотехнической академии. Ему присвоены почетные звания "Отличник высшего обра-зования СССР" и "Заслуженный работник лесной промыш-ленности Российской Федерации".
   Славу и признание заслужил также наш земляк профессор, автор многочисленных словарей русского языка, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Узбекской ССР Тихонов Александр Николаевич.
   Заслуженными работниками сельского хозяйства Республики Башкортостан являются механизатор Петров Александр Иванович и пчеловод Владимиров Виктор Григорьевич. Патракова (Никитина) Елизавета Архиповна - Заслуженный врач Республики Башкортостан.
  


О нашем знаменитом земляке

В.В. Николаеве

   11 февраля 2009 года исполнилось 70 лет со дня рождения академика В.В. Николаева. Учащиеся, педагогический коллектив, жители села готовятся достойно отметить эту дату.
   Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 21 октября 2008 года нашей школе присвоено имя Василия Васильевича Николаева. В школьном музее близится к завершению оформление зала, где будет показаны жизнь и деятельность нашего знаменитого земляка.
   В своей работе решили показать некоторые моменты из жизни В.В. Николаева.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   ЕДИНИЦА... Кому она нужна? Голос единицы тоньше писка. Кто его услышит?.." Де-ти с азартом декламировали стихи, не сомневаясь в пра-вильности слов пролетарского поэта. Еще бы - сам Маяков-ский сказал: "Единица - ноль!"
   Неизвестно, верили ли сами учителя в эти слова, потому что жизнь нередко говорила дру-гое.
   Нашу деревню Чуваш-Карамалы не на каждой гео-графической карте найдешь, но она опровергла официаль-ный постулат о малости отдель-ной личности.
   Вот как это было. До войны здесь жили как все другие села вокруг. В войну бедствовали на равных. На фронт ушли все здоровые мужчины, в колхоз-ное тягло впряглись женщины и подростки. То, как жила тог-да деревня, забывать нельзя, но и напоминать липший раз - сердце надрывать. Трудно жили. Бедно. Голодно. Семья Николаевых - не лучше дру-гих. У ребятни одежка переда-валась от старших к млад-шим, обувью служили собст-венные подошвы, босиком бе-гали до морозов. Школу, одна-ко, не бросали. Ребята подни-мались затемно, успевали и по хозяйству помочь, и на заня-тия не опоздать. Скидок на трудности и расстояния не де-лали. Учителя спрашивали строго, но и дети себя не жа-лели. Почта приносила пись-ма-треугольнички, в которых у отцов "все было хорошо", а в ответ летели победные рапор-ты об успехах в учебе, чтобы не огорчать фронтовика пло-хими отметками.
   Эта сторона жизни у многих детей военного поколения очень похожая. За исключени-ем нюансов. Одни были сильны в точных науках, другие были гуманитарии. Позже литерато-ры их назовут - "физики" и "ли-рики".
   Ученик Чув-Карамалинской сельской школы Василий Николаев одинаково хорошо успевал по всем предметам. Задачки щелкал, как орешки, легко да-вались и другие науки. Уроки истории уносили в прошлое, сами собой напрашивались аналогии и недетские выводы: зная прошлое, легче понять на-стоящее и догадаться о буду-щем.
   Завораживали географиче-ские карты. Манили далекие экзотические страны и голу-бые океаны.
   Школа не только давала знания, но и учила мыслить, анализировать и мечтать. К примеру, о жизни - красивой, интересной, зажиточной, - не только персонально для себя и своей семьи, но и для всех. Впрочем, такой идеализм в те годы встречался часто, этому учила школа, об этом говорили умные книги: счастье не мо-жет быть полным, если рядом кому-то плохо...
   Возможно, тогда пришло несогласие с авторитетным мнением пролетарского поэта о том, что "единица - ноль". Дело в том, что после войны в село стали возвращаться фронтовики и начали рабо-тать за себя и тех, кто не вер-нулся. Позднее Василий Васи-льевич скажет: "Была страш-ная разруха. Везде. Колхозы лежали на боку. Нищета. Го-лод. Выживали как могли. Но нашей деревне очень повезло. Была она не лучше прочих. Земля, климат - всё как у дру-гих. Четверо фронтовиков воз-главили хозяйство. Были они в разных званиях - офицеры, сержанты. Один возглавил колхоз, другой - МТС, и за три года они подняли хозяйство. Всего за три года село из ни-щего стало зажиточным. Зер-на на трудодни давали столь-ко, что его ссыпали прямо во дворы, получали огурцы, по-мидоры, через три-четыре го-да - яблоки. Даже арбузы и дыни умудрялись выращивать. Я тогда их впер-вые попробовал. И понял для себя: даже один человек может очень много сделать, если на-ведет порядок, приучит к дисциплине и создаст надежную команду".
   Школа давала хорошие зна-ния, рождала мечты. Уроки ге-ографии не прошли даром, очень хотелось побывать в дальних странах, посмотреть, как там живут, может быть, че-му-то поучиться, сделать так, чтобы родное село было не только богатым, но и краси-вым.
   Закончив уроки, идя по сельским улицам, Василий Ни-колаев мечтал: здесь через реч-ку он построит мост, там - клуб, новую школу, обязательно в красивом месте. Крамольная мысль, о которой в те годы не скажешь: построить в селе храм с золотыми куполами.
   Замечено: если желания благородны, а мечты возвы-шенны, они обязательно сбу-дутся. Самой короткой доро-гой для этого считалось окон-чание сельхозинститута. Од-нако судьба распорядилась по-другому. Отслужив в ар-мии, он окончил Уфимский нефтяной институт и свою жизнь связал с неф-тью и газом.
   В 1976 году на Орен-бургский гелиевый за-вод пришел новый главный инженер - Василий Васильевич Николаев, а через недолгое время этот завод воз-главил. Гелий называют "сол-нечным газом". Рассказывая о свойствах гелия дилетантам-журналистам или - позднее - студентам, Василий Василье-вич сам светился. Он умел очень доходчиво донести мысль до собеседника, превра-щая слушателя в соратника. И вообще, Николаев из тех, про которых говорят: "Не всегда нравится с первого взгляда, но обязательно нравится со второ-го. И уже навсегда".
   Гелий тогда пользовался большим спросом. Оренбург-ский гелиевый был единствен-ным заводом в Европе. Опыта тогда еще было мало, а проблем - много. У Николаева 14 изоб-ретений и 15 научных трудов по проблемам извлечения ге-лия из природного газа, мемб-ранного разделения газовых смесей, интенсификации и со-вершенствования технологии подготовки и переработки при-родного газа и конденсата, за-крепленных авторскими свиде-тельствами.
   Новая ступень роста - глав-ный инженер Объединения "Оренбурггазпром", где реша-лись технические задачи уже всего огромного предприятия. А потом началась "перестрой-ка", всяческие новации, когда граждане освобожденной Рос-сии не успевали следить за по-летом мысли доморощенных демократов. Начались экспери-менты, называемые "выборы руководителя". Опустим дета-ли, скажем только, что коллек-тив газовиков проявил муд-рость, избрав В. В. Николаева и прокатив красноречивого го-воруна, обещавшего златые го-ры.
   Василий Васильевич Нико-лаев стал Генеральным дирек-тором ВПО "Оренбурггазпром". Это его официальная долж-ность. Неофициально его часто называли Генералом. Уважи-тельно. И было за что. Смутные 80-е годы. В стране разброд. Заработал маховик центробеж-ной силы, спровоцированный и подогреваемый освобожденной демпрессой. Все вдруг захотели стать независимыми, очень хо-телось порулить самим, приме-рить на себя "шапку Монома-ха", не задавая себе вопроса: а по Сеньке ли та шапка? На лю-дей нашло какое-то затмение, несколько крупных предприя-тий разом захотели самостоя-тельности. Просто удивитель-но, как Николаеву удалось справиться с этим водоворотом страстей, взаимных обид и претензий.
   Кроме организационных не-мало было проблем технологи-ческих. Прошли времена, когда газ шел сам под давлением. Те-перь его надо было именно до-бывать, нелегким трудом, при-меняя разные инженерные раз-работки и рабочую смекалку.
   На то время приходится не-малое число изобретений и рацпредложений, автор многих из них - Генеральный дирек-тор.
   А жизнь продолжала удив-лять не по-доброму. Очередная новость: перестали платить зарплату. Всем. По всей стране. Московские "верхи" пожимали плечами: нет денег. Как жить людям, для которых зарплата - единственный источник суще-ствования, похоже, в Москве мало кого заботило. При этом как по мановению волшебной палочки - после многих лет пу-стых полок и распределитель-ных талонов - магазины вдруг наполнились товарами неви-данной красоты и вкусности. Реклама приглашала купить то и это... Люди с отчаянием взи-рали на пир жизни, на котором они были чужими.
   Заслуга Николаева еще и в том, что в тяжелейшее время, когда зарплату не платили по всей стране, в "Оренбурггазпроме" как-то выкручивались. Дело в том, что здесь не спеши-ли избавляться от подсобных хозяйств. Николаев понимал, что в одночасье колхозник не может стать фермером. Без по-мощи города село пропадет, а город без села помрет с голоду. В бывших подсобных сельских хозяйствах изменилась форма собственности, появилась дого-ворная система. Газпром помо-гал селу техникой, горючим. Село поставляло в рабочие сто-ловые сельхозпродукцию, в кредит продавало рабочим му-ку, гречку, подсолнечное масло, мясо. Зарплату не платили, но холодильники у газовиков пус-тыми не были.

* * *

   ДАВНО сказано: "Отни-ми у народа культуру, и он перестанет существовать". Идеологи нынешних реформ набросились на рус-скую культуру со свирепостью изголодавшихся хищников. Уничтожать ее стали всеми способами, самый надежный из которых - экономический. Дворцы культуры перестали финансировать. В отчаянном стремлении выжить площади стали сдавать каждому, кто мог за них заплатить. Что из этого вышло, известно. Очаги куль-туры стали гаснуть один за другим. Мало кто знает, чего стоило Николаеву удержать Дворец культуры и спорта "Га-зовик" на прежнем уровне, со-хранить художественные кол-лективы, не растерять уни-кальные кадры.
   Еще один вопрос - жи-лищный. В пострево-люционной России он стал самым острым и больным. Отсутствие крыши над головой - замаскированное рабство. Каждый новый правитель страны клятвенно обещал ре-шить эту проблему. Оказалось - не под силу.
   С началом "реформ" на стро-ительстве бесплатного жилья поставили крест. Зато разре-шили строить частное.
   Поселок Ростоши - детище Николаева. Сначала идею при-няли с недоверием: было при-вычнее получать готовое. Од-нако новшество быстро оцени-ли. Сочетание достоинств горо-да и села привлекало.
   Василий Васильевич много ездил по миру, бывал в разных странах - туристом, с делегаци-ями, в командировках. Везде присматривался, изучал, ду-мал, что можно применить у себя, как подтянуть давнюю мечту к действительности. Строить добротно, на века, чтобы осталось внукам и прав-нукам. Не времянки, не муравейники, а так, чтобы радовало глаз и грело душу. И чтобы бы-ло красиво. Не хуже, чем в тех ухоженных красивых странах, в которых он бывал.
   Получилось как и было заду-мано, как мечталось, но за эту красоту ему много чего при-шлось выслушать. В Ростошах, возможно впервые в Оренбур-жье, стали строить по индиви-дуальным проектам. Ростоши немедленно окрестили "Рос-коши", дома - "дворцами".
   Самое интересное, что в со-ветское время люди имели воз-можность ездить по стране. Многие видели, что в Прибал-тике, на Кавказе подобные "дворцы" строят давно, нам же этого просто не разрешали. Им можно было жить красиво и просторно, а нам - нельзя.
   Сопротивление власти уда-лось преодолеть, инертность мышления обывателя - гораздо сложнее. Прошло немало вре-мени, пока лед тронулся. Зато сейчас Ростоши - образцово-показательный поселок, где есть все, чтобы люди могли жить удобно, отдыхать краси-во. Для занятий спортом пост-роены спортивный комплекс, Ледовый дворец, разбит краси-вый парк. Некогда захламлен-ный овраг превращен в анфи-ладу прудов с фонтанами.

* * *

   С начала 1990-х гг. он увлеченно занимается изучением малоисследованных проблем этнической истории и традиционной культуры чувашского народа, ведет активную работу по популяризации и пропаганде знаний в этой области. Благодаря его личной инициативе и материально-финансовой поддержке, в 2000 г. был создан некоммерческий Фонд историко-культурологических исследований имени К.В.Иванова, который оказывает материально-финансовую поддержку реализации различных научных национально-культурных программ.
   Интерес к корням, к историко-культурным истокам своего народа был естественным состоянием Василия Васильевича. Именно умение хранить и чтить прошлое он считал одним из признаков интеллигентности, оно было для него своеобразным строгим мерилом уровня культурности.
   Неудивительно, что историческую исследовательскую деятельность он начинал с изучения генеалогии своего большого и славного рода, перейдя затем плавно на родословные жителей всей родной деревни. В 1999-2003 гг. в соавторстве написал и издал три монументальных иллюстрированных тома "История возникновения и развития деревни Чувашские Карамалы".
   В.В. Николаевым написаны и изданы труды, встреченные с большим интересом научной общественностью, в частности: "Чуваши: этническая история и традиционная культура" (2000 г.), "Чувашский костюм от древности до современности" (2002), "Генеалогия чувашского народа" (2004), монография "История предков чувашей (III тыс. до н.э. - XV век до н.э.)" (2005). В последнее время В.В.Николаев энергично работал над подготовкой к изданию семитомной серии "Иллюстрированная история чувашей". Но ему удалось выпустить в свет только три тома задуманной им уникальной в своем роде серии. Буквально в самый последний момент он подписал в печать очередной свой труд - атлас "История чувашей: Древняя эпоха".
   В.В. Николаев внес неоценимый вклад в исследование и популяризацию народного искусства и музейного наследия. Книга "Чувашский костюм от древности до современности", созданная на основе редких коллекций из фондов музеев гг. Санкт-Петербурга, Чебоксары, Казани, Уфы, Саратова, Ульяновска, Оренбурга, Хельсинки и США, стала лауреатом конкурса Ассоциации книгоиздателей России в 2003 г., была представлена и особо отмечена на Международной книжной ярмарке в г. Франкфурт-на-Майне в 2004 г.

* * *

   Василий Васильевич был настоящим патриотом - искренне, порой с болью в сердце любил свой народ, Чувашию и свою малую родину - село Чувашские Карамалы . Здесь он за счет привлеченных спонсорских средств построил православный храм, сельский рынок, заасфальтировал улицы, помог с реконструкцией Дома культуры, средней школы.
   Как меценат и спонсор он оказывал финансовую помощь местным чувашским юношам и девушкам в получении высшего образования, ученым, краеведам и писателям - в издании книг. Ему до всего было дело - касается ли это архитектурного облика Чебоксар, благоустройства чувашских селений, художественного уровня концертных и театральных представлений, проблем экономического развития Чувашии, вопросов организации деятельности Чувашского национального конгресса и чувашских культурных центров в различных регионах России. Он охотно выезжал в другие города, страны на встречи с чувашской диаспорой, инициативно и на свои средства привозил туда из Чебоксар концертных исполнителей и деятелей национальной культуры и науки. Так, только в течение 2005-2006 гг. В.В.Николаев выступил с лекциями об этнической истории чувашского народа в Москве, Санкт-Петербурге, Уфе, Тюмени, Красноярске, Таллинне, Оренбурге и Чебоксарах.

* * *

   За заслуги в развитии науки и весомый вклад в дело изучения и популяризации исторического и культурного наследия народа Николаев В.В. награжден Почетной Грамотой Чувашской Республики, в 2001 г. ему присуждено звание лауреата Государственной премии Чувашской Республики в области науки, в 2006 г. - в области литературы и искусства.

* * *

   "Большое видится на рассто-янии". Когда-то для сельского мальчика Василия Николаева стали примером фронтовики, которые за короткий срок под-няли из разрухи нищий колхоз. Сейчас наш Генерал - Василий Васильевич Николаев - пример для многих, делом показав, что может сделать один человек, если его помыслы возвышен-ны, а сам он - Личность.

Достопримечательности села

  
   Село раньше:
  
    []
 []
  
   Молодежь на велосипедах. 1954 г. На окраине деревни. 1963 г.
  
    []
 []
  
   Старое здание школы. 1968 г. Женщины на свадьбе. 1970 г.
  
    []
  
   Первый мотоцикл. 1971 г.
  
   Село теперь:
  
    []
 []
  
   Вид села с горы. 2000 г.
   Современное здание школы летом. 2005г.
  
    []
 []
  
   Современное здание школы зимой. 2005 г.
   Здание СДК. 2008 г.
  
    []
 []
  
   Здание сельского Дома культуры. 2000 г.
   Храм Василия Великого. 2008 г.
  
  
    []
 []
  
   На месте старого кладбища. 2008 г.
   Улица Центральная, 2009 г.
  
    []
 []
  
   Улица Центральная, у рынка. 2009 г.
   Улица Ленина. 2008 г.
  
    []
 []
  
   Пруд на речке Пикине. 2008 г.
   Пруд возле улицы Советская. 2000 г.
  
  
  
    []
 []
  
   Ивы на улице Ленина. 2001 г.
   Здание администрации села. 2008 г.
  
    []
    []
  
   Памятник павшим на войне. 2008 г.
   Вид на село с горы. 2000 г.
  
    []
 []
  
   На опушке леса осенью. 2008 г.
   На кладбище у могилы В.В. Николаева.
   2009 г.
  
  


Муниципальное образовательное

учреждение

Средняя общеобразовательная

школа им. В.В.Николаева

с. Чуваш-Карамалы

65-летию Победы

в Великой Отечественной войне

посвящается

Леонтьев Ю.Х.,

руководитель школьного

историко-краеведческого музея

Связь

между прошлым и будущим


" Поклонимся великим тем годам..."

  

Предисловие

  
   Все дальше и дальше от нас уходит победный май 1945 года, все меньше и меньше остается с нами тех, кто встретил Победу  на фронте. Накануне Великой Победы мы вспоминаем о людях, которые, сражаясь с врагом, не думали о героизме, они просто свято, незыблемо верили, что советский народ непобедим. ...И потому победили.
   Свои материалы мы посвящаем тем героям Великой Отечественной войны, которые особенно близки и дороги нам, - это наши родственники.
   У нашего народа есть меткая пословица: "Не стоит село без праведника". Такими святыми праведниками, прошедшими через ад войны и победившими фашизм, являются для нас наши отцы и матери, деды и бабушки...
   Для наших людей Великая Отечественная была войной нравственной, справедливой. Они сражались за нашу землю, за право жить на этой земле. Хотелось бы воздать им должное, сохранить светлую память о героях. С этой целью мы создаем наш своеобразный памятник, посвященный родным и близким - рядовым участникам и героям Великой Отечественной войны и тыла.
   И своей памятью мы в ответе за тех, кто не встретил Победы и кого уже нет среди нас.
  
   Цель нашего исследования - изучить материалы об истории села Чуваш-Карамалы, о Великой Отечественной войне, об участниках войны с. Чуваш-Карамалы, о тружениках тыла, о роли личности в развитии села.
   Для достижения цели должны решить следующие задачи:
   1) найти и изучить литературу о людях нашей деревни, о войне;
   2) из бесед с пожилыми жителями села, знающими и помнящими прошлое, записать всё им известное;
   3) поработать с материалами, хранящимися в школьном музее.
   Основной метод исследования - опрос старожилов, работа с литературой и в архивах.
   Объект исследования - история села Чуваш-Карамалы.
   Предмет исследования - жители села, архивные документы, книги.
  
   Историко-краеведческий музей МОУ СОШ им. В.В.Николаева с. Чуваш-Карамалы является составляющей школьного организма, неотъемлемым звеном, соединяющим прошлое с настоящим и будущим.
   На стеле в честь нашего выдающегося земляка, дважды лауреата государственной премии Чувашской Республики, академика Василия Васильевича Николаева, открытой в г. Оренбурге в сентябре 2008 года, вычерчены его слова: "Всегда надо помнить, что умение хранить и чтить прошлое - один из признаков культуры. Только узнав своё прошлое, мы сможем увидеть будущее. И ощутить себя связующей нитью между ушедшими поколениями и теми, кто придёт к нам на смену".
   Мы всегда помним эти слова и будем помнить человека, который является образцом беззаветного служения своему народу, своей малой Родине.
   Постоянные экспозиции музея размещены в 22 разделах. Среди них огромный интерес у посетителей вызывают такие, как:
   Возникновение деревни Карамалы.
   Первопоселенцы села.
   Генеалогическое дерево Никиты Авдокима.
   История села Чуваш-Карамалы.
   История колхоза.
   Они сражались за Родину.
   Празднование 260-летия села.
   История школы.
   Чувашская изба конца XIX века.
   Знаменитые и выдающиеся земляки.
   Память об академике В.В. Николаеве (оформляется целый зал, в настоящее время находится на стадии разработки дизайна в Чувашском национальном музее).
  
   Приближается 65-летие Великой Победы. Сегодня все мероприятия в нашей школе посвящены этому юбилею. Организована акция "65-летию Победы - 65 полезных дел".
   Одним из направлений работы школьного музея является сбор и представление материалов о лучших людях села, об участниках Великой Отечественной войны, ветеранах тыла, локальных войн. Ведется переписка с военкоматами, жителями тех мест, где погибли или пропали без вести наши односельчане. К большому сожалению, недавно умер последний ветеран - отважный разведчик Иванов Павел Михайлович. В настоящее время ведется работа с участниками локальных войн (Венгрия, Афганистан, Чечня), организована тимуровская работа. Дети ходят в дома вдов погибших на войне и участников, умерших после войны. Они помогают в уборке урожая с огорода, убирают мусор с хозяйства, снег, моют полы.
   Детям интересно общаться с ветераном войны в Афганистане Михайловым Николаем Харитоновичем. Недавно он посетил школьный музей и оставил фотографии, снятые во время службы в армии (апрель 1982 г. - июль 1984 г.). Целых 26 месяцев он участвовал в боевом дежурстве по сопровождению на БТР колонн с продовольствием и медикаментами на перегоне Хайратон - Кундуз.

Использование фонда музея

в поисково-исследовательской деятельности

  
   Организация поисково-исследовательской деятельности дело весьма интересное. Мы, юные краеведы, посещая краеведческий кружок, отыскиваем предметы для составления коллекций, экспозиций. Какая радость, когда удаётся узнать происхождение предмета, его название и предназначение. Для получения результата своего поиска, мы изучаем словари, различную литературу, опрашиваем своих родных и знакомых. В этом учебном году мы работаем над исследовательскими проектами "Мой род в истории", "Моя семья в военной истории Отечества", "Наш генерал", "Защитники Отечества", "Участники локальных войн".
   Правила работы историко-краеведческого музея - используй, трогай, береги. Когда школьный музей является живым организмом, а не шкатулкой с древностями, то он строит свою работу в расчёте на нас. А у нас именно так.

   Основной и вспомогательный фонд школьного музея очень востребован учащимися и взрослыми. Это проявляется в том, что при написании сочинений требуются данные из архивов, знание и использование местного краеведческого материала.
   Основную часть вспомогательного фонда составляют альбомы, рефераты, фотоматериалы собранные и созданные учениками школы разных лет. Благодаря хорошей организации туристическо-краеведческой деятельности в 60-80 годы, собраны фотографии многих участников Великой Отечественной войны. В альбомах записаны сведения об участниках войны. Сегодня это основные источники о боевом прошлом односельчан. Всего создано 11 альбомов. Неоценимую помощь нам оказывают книги "Память", "Они вернулись с Победой", "Герои тыла".
   В своей работе я хочу ознакомить некоторыми сочинениями.

Дедушка-ветеран

Волкова Оксана Витальевна, ученица 8 класса

Руководитель - учительница русского языка и литературы Леонтьева Г.А.

   О, я недаром в этом мире жил!
   И сладко мне стремиться из потемок,
   Чтоб, взяв меня в ладонь, ты дальний мой потомок,
   Доделал то, что я не довершил.

Н.А. Заболоцкий.

   Война... Это слово проникло в душу каждого советского человека, когда на рассвете 22 июня 1941 года германские войска вторглись на территорию СССР. Это сражение с фашизмом нельзя считать обычной войной, потому что это была битва не только двух армий, а весь советский народ поднялся на защиту своей Родины. Она недаром стала называться Великой Отечественной.
   Война принесла много горя и страданий всему народу. В этой мясорубке гибли не только солдаты, но и женщины, старики, дети. В глубоком тылу делали всё, чтобы обеспечить наших солдат всем необходимым, отрывали от себя последний кусок. Все их надежды были связаны с воюющими на фронте солдатами.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Одним из таких солдат был мой дедушка Волков Николай Федорович, который получил боевое крещение под Москвой, когда решалась судьба всей страны. Как он вспоминал, эти дни для него были, пожалуй, самым тяжелым периодом фронтовых лет.
   - В армию мы ушли вместе с моим односельчанином Пашкиным Давыдом, - вспоминал он, - и до конца 1941 года служили под Елабугой в Татарии. Но перед самой войной нас разлучили: Давыда отправили на западную границу, где он, к сожалению, погиб в первые же дни войны. Я попал в Сызрань, и в ноябре 1941 года в составе вновь сформированной дивизии был отправлен на оборону Москвы.
   Когда военный эшелон доставил нас на одну из подмосковных станций, там уже шли ожесточенные бои. Немцы рвались в Москву неистово. Никогда не забыть, как прямо при выгрузке наш эшелон попал под авиабомбёжку. Земля дрожала под ногами так, что для видящего такое впервые человека казалось - приходит конец света... А потом притерпелись. Заняли оборону, преградили путь врагу.
   6 декабря наша дивизия уже наступала в Можайском направлении, и большей радости у меня и в жизни не было...
   В составе 354-й стрелковой дивизии солдат Николай Волков от Москвы, освобождая Смоленск, Минск, Бобруйск, Барановичи, Польшу, дошел до Германии, где и встретил День Победы. Домой вернулся в мае 1946 года, и на его гимнастерке блестели орден Отечественной войны 2-й степени, медали "За оборону Москвы", "За боевые заслуги", "За отвагу", "За победу над Германией". А в небольшом солдатском чемоданчике лежали благодарности, в том числе и от Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина, и командующего фронтом маршала К.К. Рокоссовского.
   Сам дедушка, как и большинство опаленных войной фронтовиков, рассказчик был неохотный. Считал, что он ничего героического не совершал, а защищал вместе со всем народом Родину, выполняя свой священный долг.
   - Говорят, что времена нынче тяжелые, - отмечал дедушка, - но когда они были легкими? Никогда. Поэтому не плакаться нужно, а просто жить и работать, не поддаваясь унынию, надеяться на лучшее. Тогда наладится всё, лишь бы войны не было.
   Я, как и все мои ровесники, не знаю войны. Не знаю... Но не хочу, чтобы повторились все её ужасы. Пусть мирно растут дети, не пугаясь взрывов бомб. Но пусть никто из нас не забудет, кто и как боролся за нашу свободу и счастье. День Победы великий праздник для нашей страны, и каждый раз мы вспоминаем о тех, кому обязаны жизнью, о тех, кого, к сожалению, часто не замечаем в другие дни - о ветеранах, героях труда, работников тыла, без которых невозможна была бы победа.
   Лучшим подарком для ветеранов будет наша память и забота о них, причем не только 9 мая, но каждый день. Старики не привыкли жаловаться, но сегодня им трудно как никогда.
   Сегодня ветеранов, к сожалению, остается все меньше, они уходят, унося с собой живые свидетельства войны. Уже больше года и моего дедушки рядом нет. Но, я думаю, что, пока мы будем помнить всех, кого коснулась война, они будут живы.
  

Детство, прерванное войной

Федорова Инна Андреевна, ученица 10 класса

Руководитель - учитель информатики Леонтьев Ю.Х.

  
   Время идет, и все меньше среди нас остается тех людей, которые боролись за свободу. Забываются даты, сражения, герои. Но те, кто пережил Великую Отечественную войну, навсегда оставили ее суровый лик в своей памяти.
   В нашем селе участников Великой Отечественной войны уже нет, да и ветеранов трудового фронта осталось всего 15 человек. Каждый из них внес свою лепту в освобождение Родины: кто на поле боя с оружием руках, а кто в тылу, изнемогая от тяжелого труда...
   Дети войны... Сейчас у них уже есть внуки, есть дом и все, чего так не хватало в годы войны. Но у них есть и воспоминания о жестоком времени, которое не щадило людей. В это время прошло их детство... Дети войны не любят вспоминать об этом периоде своей жизни. Слишком больно, слишком много жертв и потерь. Но и молчать об этом невозможно...
   ...Алексею Павловичу Никитину, ветерану трудового фронта 80 лет. Но события Великой Отечественной войны он помнит отчетливо. Они прочно залегли в его памяти, потому что унесли в свою холодную бездну молодость этого человека.
   Когда началась война, молодому Алексею было 13 лет - возраст, когда кажется, что вся жизнь впереди, когда строишь грандиозные планы и стремишься во что бы то ни стало их осуществить. И вдруг 22 июня 1941 года все рушится, а прежние мечты и грезы о счастливом будущем теряют свой смысл.
   "Я учился тогда в 6 классе. В тот день, когда объявили войну, все вокруг плакали, повторяя это слово, и мы, мальчишки тоже... Потом сразу началась мобилизация - кого могли, всех забрали на фронт. Тогда, 22 июня, в нашей деревне было время сенокоса, и отец работал в поле. В тот день ему пришла повестка на фронт...Мама сразу отправила меня и сестру к нему сообщить об этом. Мы бежали в поле и плакали... Из нашей деревни на войну ушли все трудоспособные мужчины. С тех пор началось страшное время - не хватало ни еды, ни одежды, потому что все забирала война. Ели, что придется: хлеб наполовину из лебеды, который надо было рубить топором, гнилую картошку и то, что приносили из леса - грибы, ягоды. Мне очень запомнилось, что в это голодное время моя мама никогда не хотела есть. Только сейчас я понимаю, что она недоедала ради нас, своих четверых детей. Она отдавала свой кусок нам... Только сейчас я понимаю, какие минуты переживала мама в то время: ведь она провожала на войну не только отца, но и нашего старшего брата.
   С тех пор, как все мужчины из нашей деревни ушли на фронт, мы стали работать, не покладая рук, с утра до ночи. В поле, когда убирали пшеницу, и с колосьев на земле оставались зернышки, мы собирали их, хотя нас за это наказывали и все отбирали. Такое уж было правило - не брать с земли....
   В 1942 году пришло известие о том, что наш папа погиб. Через год узнали, что на поле боя остался и наш старший брат Петр. Не вернулись с войны и два других брата нашего отца. Мы видели и раньше, как страдали те, кто узнавал о гибели своих родных, но почему-то всегда думали, что именно нас это никогда не коснется, что наши вернутся домой. А когда узнали, что потеряли своих родных, нам казалось, что больше нашего горя не было ни у кого...
   Я помню, что когда началась война, мы, дети, как-то мгновенно повзрослели и по-другому стали относиться ко всему. Война сделала нас серьезнее, будто закалила. Мы с трудом перенесли все её испытания: страшный голод, разруху, смерть близких. Больно вспоминать...
   Но есть и радостные воспоминания. Это последний день войны. В тот день мы пришли в школу, где нам сообщили, что русский народ одержал победу над врагом. Как мы тогда радовались, кричали, плакали, и даже не плакали - рыдали! Это было такое счастье, будто больше ничего и не надо в жизни, лишь бы не было никогда этой войны".
  

Формы работы

по сохранению военной истории родного края

   Ежегодно с февраля до конца мая в школе осуществляется разнообразная совместная деятельность учеников и педагогов посвященная празднованию Дня Защитника Отечества, Дня Победы. В апреле открывается месячник "Память", посвящённый празднованию Дня Победы. В течение этого времени состоятся самые разнообразные классные и общешкольные мероприятия. В школьном музее проводятся классные часы, "Уроки Мужества", о чём свидетельствуют записи в книге отзывов. Организуются тематические выставки, где экспонируются письма фронтовиков, фрагменты карт боевых действий, солдатские принадлежности, формы солдат войны и современности. Особенно детей привлекают части оружий, гильзы снарядов.
   Хорошей традицией стало ежегодное проведение 9 мая митинга у памятника погибшим в Великой Отечественной войне. В этот день собираются ветераны Великой Отечественной войны, ветераны тыла, селяне. Небольшой парк окружает памятник, за которым бережно ухаживают ученики школы. Почётная ответственность возложена на старшеклассников, стоящих в почетном карауле, выступление на митинге, построение на торжественный караул. С чувством ребята читают стихи о военном прошлом, поют песни военных лет, говорят о будущем, в котором нам хочется жить.
  

Заключение

   Школьный музей играет важную роль в работе школы, так как обладает возможностью практического применения знаний учащихся. Работа в школьном музее ведет к сотрудничеству, социальному партнёрству всех участников образовательного процесса (учащиеся, педагоги, родители), что позволяет сохранять доверительные отношения, которые характерны для сельской школы.
   Созданные экспозиции школьного историко-краеведческого музея результат длительной творческой, увлекательной работы учащихся и руководителя музея. Это своеобразный отчет о поиске, который зовет нас на дальнейшее творчество.
   В планах развития музея постоянное пополнение фондов, создание новых и приумножение уже созданных экспозиций с помощью ребят, посещающих краеведческий кружок, а также активное использование фондов в учебном процессе и воспитательной работе школы. Без прошлого нет настоящего, тем более будущего.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

31

  
  
  
  
  
  
Оценка: 6.41*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"