Шевелев : другие произведения.

Сказка - ложь, или чему учат классики

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

  Лекция, прочитанная в одном из специфических ВУЗов.
  
  Добрый день! Товарищи курсанты, вольно, прошу садиться. Сразу перейдём к теме, не будем тратить моё и ваше время понапрасну.
  Итак!
  Надеюсь, с материалом знакомы все? Да, именно со сказкой "Три поросёнка", я давеча рекомендовал вам освежить в памяти её содержание. В редакции Михалкова. Что? Нет, это не "Утомлённый солнцем Сибирский цирюльник", если уж проводить аналогию по произведениям - это тот Михалков, который "Дядя Стёпа и Союз нерушимый, республик свободных". Михалков Эс. Вэ., Михалков - отец.
  Знаете друзья мои, я сильно подозреваю, сто в случае авторства Михалкова Эн. Эс, мы бы изучали как минимум трёхсерийную эпическую киносагу, с крайне драматическим сюжетом и огромной массовкой в эпизодах строительства поросячьих домиков.
  Однако, вернёмся к лекции, прошу внимания.
  Советую конспектировать - материал войдёт в экзаменационные билеты.
  Что мы имеем, так сказать, в исходнике? А имеем мы три субъекта, сходных внешне, если не сказать практически идентичных и обитающих в одной и той же среде. Кстати - изначально достаточно благополучной среде, поскольку вопрос борьбы за существование отсутствует как таковой. Обратите внимание, на первоначальном этапе каких-то разногласий между субъектами, я уж не говорю про антагонизмы, не существует:
  - "Все лето они кувыркались в зелёной траве, грелись на солнышке, нежились в лужах".
  Однако, постоянство не вечно, природа не терпит константы, изменениям подвержено всё, в том числе и среда обитания субъектов.
  Что? Да, именно, я имею в виду фразы "наступила осень" и "С каждым днем становилось все холоднее и холоднее". Прошу заметить, что именно это изменение стимулировало начало раскола среди субъектов, выразившееся в стремлении их к самостоятельности и независимости. Несмотря на казалось бы крайне выгодное предложение одного из них - выведенного под именем "Наф-Наф", предложение долгосрочного сотрудничества:
  - "Давайте построим дом и будем зимовать вместе под одной тёплой крышей", оное остаётся без внимания! Да что там - без внимания, наиболее дальновидный из этой троицы подвергается откровенно уничижительному осмеянию! И это при том, что "Наф-Наф" убедительно прогнозирует возможный результат бездействия:
  - "Мы можем простудиться".
  Заметьте, формулировка "МЫ" подразумевает заботу обо всех, а не только индивидуальные интересы!
  Со стороны же двух других персонажей - "Ниф-Нифа" и "Нуф-Нуфа" - мы видим абсолютное игнорирование приближающихся проблем, они уповают на "авось", на то, что ещё будет время для подготовки к негативному влиянию окружающего мира:
  - "Успеется! До зимы ещё далеко. Мы ещё погуляем".
  А мир вокруг них, товарищи курсанты продолжает меняться в сторону ухудшения. Ведь что такое "зима" в данном случае? Это прерывание устоявшихся коммуникаций, практически полное сокращение привычной сырьевой, точнее - кормовой базы, дававшей ранее возможность беспечной жизни.
  Наступает точка принятия решения, когда дальнейшее промедление ставит под сомнение само существование субъектов! И вот только тогда можно увидеть подвижки в осознании действительности.
  Но при всём этом, ни "Ниф-Ниф", ни "Нуф-Нуф" не проявляют желания консолидироваться - хотя бы друг с другом. Каждый пытается решить вопрос выживания в одиночку, исключительно своими силами, ну и соответственно - доступными ресурсами.
  Таким образом, к моменту наступления зимы, мы получаем три изолированных субъекта, не имеющих единого жизненного пространства и общих ресурсов.
  Но если "Наф-Наф" считает, что:
  - "Дом поросёнка должен быть крепостью" и должен защитить его от всего, в том числе и от "Волка",
  то остальные полагают это лишним. Само же существование "Волка" они отрицают как таковое, даже больше! Они полагают что в силах противостоять и справиться с этим гипотетическим "Волком" самостоятельно:
  - "..Вот мы его схватим за нос, будет знать! - добавил Нуф-Нуф..", "..Повалим, да ещё свяжем, да ещё ногой вот так, вот так! - расхвастался Ниф-Ниф".
  О чём это свидетельствует? Вы совершенно правы, именно об ошибочности оценки сложившейся ситуации, недальновидности и крайне шапкозакидательском настроении.
  Наступает апогей действа.
  Да, я про появление "Волка". Прошу заметить, что пока три поросёнка были вместе, и внешние факторы благоприятствовали их существованию, "Волк" не осмеливался появиться. Но когда разногласия между субъектами достигают максимального значения, а внешняя среда становится, по сути, агрессивной, Волк" выходит на сцену. Причём - с весьма характерными намерениями, его цель - уничтожение данных субъектов:
  - "Теперь я съем всех троих!".
  Акцентирую - не долгосрочное использование поросят как некоего ресурса, а именно уничтожение.
  Что? Повторите свой вопрос, будьте любезны! Да-с, спасибо, я вас понял, сейчас поясню. Пример грубый, но весьма наглядный. Если вы держите свинку, то можно элементарно забить оную и получить некоторое количество продуктов, но весьма ограниченное, а можно использовать её для разведения - тогда ресурсоёмкость вашей хрюшки увеличивается в разы. Надеюсь, разница подхода к данному вопросу понятна?
  С вашего позволения, я продолжу.
  В силу нежелания обеспечения безопасности, а скорее всего - отсутствия должных ресурсов для этого, дом "Ниф-Нифа" не выдерживает агрессии "Волка" и рушится:
  - "Когда волк дунул в третий раз, дом разлетелся во все стороны..".
  А чего ещё можно ожидать от конструкции, предназначенной исключительно для защиты от погодных условий? И никоим образом не рассчитанной на противодействие покушению на само существование его обитателя? В результате субъект - "Ниф-Ниф" - остаётся один на один с "Волком", и вынужден спасаться бегством.
  Прошу заметить, что не получив добычу, "Волк" меняет тактику. Если в первом варианте - с "Ниф-Нифом" он использует грубую, ничем не прикрытую силу, то во втором, с домиком "Нуф-Нуфа", на начальном этапе применяется метод, так сказать, "пятой колонны", точнее - проникновения под прикрытием:
  - "..волк взял овечью шкуру и осторожно подкрался к дому. ...Это я-я-я - бедная маленькая овечка! - тонким, чужим голосом пропищал волк".
  И ему это удаётся, пусть частично, но - тем не менее:
  - "Овечку можно пустить! - согласился Нуф-Нуф. - Овечка не волк!".
  Но до конца сей замысел реализован не был - разоблачение произошло раньше, чем было осуществлено проникновение внутрь строения, и "Волк" возвращается к первоначальному варианту - силовому. Надо отдать должное, "Нуф-Нуф" более рационально подошёл к реализации проблемы выживания, его дом оказался прочнее, чем домик его собрата:
  - "...только когда волк дунул в пятый раз, дом зашатался и развалился."
  Ситуация повторяется, уже в большем масштабе - теперь два субъекта лишены какой бы то ни было защиты и представляют для агрессора весьма лакомую добычу.
  Отвлечёмся на секунду от поросят и волков.
  Что можно предпринять в подобной ситуации для выживания? Для сохранения - даже не ареала обитания, а самого существования?
  Именно! Объединение и только объединение! Объединение с тем, кто уже имеет и может предоставить реальную защиту:
  - "Ниф-Ниф и Нуф-Нуф ни живы ни мертвы подбежали в это время к дому Наф-Нафа. Брат быстро впустил их в дом", "...Наф-Наф сразу догадался, что за ними гнался волк. Но ему нечего было бояться в своём каменном доме".
  Прошу заметить - будучи в одиночестве, подвергаемый насмешкам братьев, Наф-Наф" нашёл силы и средства для построения и надёжного укрепления своего жилища, и смог в полной мере обеспечить как свою неуязвимость, так и безопасность тех, кто в итоге к нему присоединился:
  - "Волк стал от злости царапать когтями стены дома и грызть камни, из которых они были сложены, но он только обломал себе когти и испортил зубы".
  Однако, вернёмся к "Волку".
  Несмотря на безуспешность своих действий, он не прекращает попыток добраться до поросят. Поскольку прямое проникновение на укреплённую территорию провалилось, он ищет пути обхода. О чём это говорит? Смелее, мы не на экзамене, я готов рассмотреть ваши версии, какими бы они ни были! Что? "Волк" хочет кушать? Ну, в целом правильно, но хотелось бы масштабнее, мы же не в третьем классе! Как вы сказали? Замечательно! Да, дело именно в том, что у "Волка" нет другого пути, у него нет резервов, которые он мог бы использовать, отказавшись от съедения поросят! Для него это вопрос выживания. Разумеется, в природе поедание слабого - это естественный путь развития, "пищевая цепочка", и никуда от этого не денешься, но природоведение не наш предмет, вы должны уметь оценивать проблему в целом, всесторонне.
  Продолжу.
  "Волк" идёт ва-банк, находит наиболее доступный путь проникновения:
  - "..он поднял голову и вдруг заметил большую, широкую трубу на крыше. - Ага! Вот через эту трубу я и проберусь в дом!".
  Как видите, при всей тщательности подготовки "Наф-Нафом" к защите от негативного воздействия, спрогнозировать все нюансы просто невозможно - найдётся, как сейчас модно говорить, "слабое звено". Чем наш агрессор и пользуется:
  - ""Я все-таки закушу сегодня свежей поросятинкой!" - подумал волк и, облизнувшись, полез в трубу".
  Но, товарищи курсанты! Мало того, что "Наф-Наф" заранее и всесторонне готовился к подобным коллизиям - в виде агрессии, он, в отличие от братьев, проявил решимость в защите себя и тех, кто с ним рядом! Сам по себе дом - это пассивная оборона, а вот умение обороняться активно - дорогого стоит! Я имею в виду использование "Наф-Нафом" котла с кипящей водой:
  - "..Он быстро бросился к котлу, в котором на огне кипела вода, и сорвал с него крышку".
  А теперь прошу обратить внимание на эволюцию сознания "Ниф-Нифа" и "Нуф-Нуфа".
  Если в самом начале они откровенно смеялись над своим братом:
  - "Посмотрите, как он боится волка! - сказал Ниф-Ниф.
  - Он боится, что его съедят! - добавил Нуф-Нуф.
  "- Какие здесь могут быть волки? - сказал Ниф-Ниф.
  - Никаких волков нет! Он просто трус! - добавил Нуф-Нуф"
  то сейчас вполне признают его ведущую роль:
  - "Ниф-Ниф и Нуф-Нуф уже совсем успокоились и, счастливо улыбаясь, смотрели на своего умного и храброго брата".
  Таким образом, мы видим что рациональное сочетание использования пассивной защиты и активной обороны даёт наибольший эффект, для большей убедительности я позволю себе процитировать несколько строк из первоисточника:
  - "Чёрный, как трубочист, волк бултыхнулся прямо в кипяток. Никогда ещё ему не было так больно!", "...волк вылетел в трубу обратно на крышу, скатился по ней на землю, перекувырнулся четыре раза через голову, проехался на своём хвосте мимо запертой двери и бросился в лес".
  Прошу особо обратить ваше внимание на следующее. Несмотря на то, что все заслуги в разрешении данной ситуации принадлежат "Наф-Нафу", причём - принадлежат по праву, полагаю что это объяснять не стоит, несмотря на игнорирование его предложений и насмешки над ним, он ни коим образом не дистанцируется от своих братьев:
  - " ..три брата, три маленьких поросёнка, глядели ему вслед и радовались, что ОНИ так ловко проучили злого разбойника".
  Я не буду озвучивать некое заключение и делать выводы - предоставлю сию возможность вам, поскольку наша с вами цель - научиться мыслить самостоятельно, без шаблонов, но! Могу предложить переработать услышанное и оформить ваши соображения в виде работы, работы письменной, которую - по наличию должного качества и объёма я смогу зачесть как курсовую. Да, чтоб не писать про поросят, советую использовать более реальные субъекты, ну скажем - Россию, Белоруссию и Украину, в период с 1991 по нынешний год. Точнее - я настоятельно рекомендую оперировать именно ими. Что? Ах, да, "Волк"! Но, товарищи курсанты, кого ввести на роль "Волка" вам должно быть ясно без подсказок! Нет, это не обязательное задание, для курсовых я в дальнейшем предложу другие темы, ну а тех, кто готов писать по данному материалу - прошу подойти на кафедру, после занятий, там мы обсудим все нюансы и аспекты ваших будущих творений. Лекция окончена, вольно! До свидания!
Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"