Аннотация: Компилятивный обзор событий на Балканах, а также связанных с Балканами в 1920-30 годы
Балканы - предпосылки конфликта в 1938-40 годах.
Компилятивный обзор.
Версальская система, сформировавшаяся в 1919-24 годах, закрепила противоречия между победителями и побежденными. Результатом договоров, которыми победители пытались закабалить побежденных, явилась такая перестройка Европы, и такие новые границы, которые были проведены без всякого учета интересов и воли народов. Общая численность национальных меньшинств, получивших после войны чужое государственное подданство, достигала только в Европе 16 815 тысяч человек.
По всей Европе произошла огромная передвижка населения. Добиваясь национальной монолитности государств, их правительства проводили политику перемещения населения, жесткими, а зачастую и жестокими методами устанавливали господство титульной нации над национальными меньшинствами.
Балканы, уже давно получившие титул "порохового погреба Европы", продолжали оставаться одним из самых напряженных регионов Европы. Виной этому были итоги первой и второй Балканских войн, Первой мировой войны, Греко-турецкой войны, сохранившие такое территориальное деление Балкан, при котором практически между всеми странами региона оставались неразрешенные территориальные конфликты. Источником таких конфликтов являлась сама долгая и богатая войнами история полуострова, населенного людьми разных национальностей, исповедующих различные религии - и при этом отдельные анклавы перемешаны между собой.
Ситуация усложнялась еще и тем, что кроме интересов собственно стран, чьи земли лежат на Балканском полуострове - Королевстве сербов, хорватов и словенцев (Югославии), Болгарии, Греции, Турции Албании - здесь издавна сталкивались интересы великих держав, которые пытались использовать балканские конфликты в своих интересах. После Первой мировой войны, приведшей к распаду таких мощных фигур балканской политики, как Российская империя, Австро-Венгерская империя и Османская империя, контроль над балканскими странами попытались установить Франция, Британия и Италия. Каждая из этих стран преследовала собственные цели, их интересы, как правило, были противоречивыми, что приводило к усилению противоречий между балканскими странами, попадавшими под влияние великих держав.
Постараемся рассмотреть ряд этапов межвоенной балканской истории, то, как каждая из балканских стран проводила свою внешнюю и внутреннюю политику, и то, каким образом политика балканских государств на каждом из этапов была связана с политикой великих держав и соседей по региону.
Первый этап - 1923-1928 годы
Передел балканских территорий временно завершен.
Значительно усилилось влияние Королевства сербов, хорватов и словенцев, которое начало претендовать на роль собирателя всех славянских земель в регионе. Осталась в силе идея создания "Великой Сербии", теперь руководство государства старалось подчинить сербскому влиянию все остальные народы, населяющие страну. Серьезные осложнения во внутренней политике были вызваны растущим противостоянием сербов и хорватов. Одновременно новое государство претендовало на спорные территории соседних государств - Албании и Греции. Население Македонии, переименованной в Южную Сербию, подверглось сербизации, ответом на которую стало движение комитаджиев, как назывались бойцы небольших повстанческих отрядов, которые в 1923-1926 годы развернули партизанскую борьбу в Македонии и Косово. В Македонии повстанцев возглавила Внутренняя Македонская Революционная Организация (ВМРО), стоявшая на проболгарских позициях, при этом следует отметить, что в ее руководство вошли коммунисты. Точно также и Хорватская крестьянская партия Степана Радича в 1924 году вошла в Москве в Крестьянский Интернационал.
Греция, после поражения в Греко-турецкой войне, испытывала серьезные трудности. Соглашение по принудительному обмену мусульман и ортодоксов между Грецией и Турцией привело к тому, что население Греции стало этнически более однородным, но за счет 1,5 млн. беженцев. Их прибытие вызвало недовольство и множество проблем. В этих условиях перераспределение земли стало необходимой, но абсолютно непопулярной мерой, направленной на то, чтобы обеспечить эмигрантов средствами к существованию.
Военный переворот, возглавляемый тремя офицерами - двумя армейскими полковниками и одним капитаном военно-морских сил, - почти не вызвал сопротивления. 26 сентября 1923 г. кабинет Гунариса ушел в отставку, на следующее утро Константин отрекся от престола. Мятежные войска вошли в Афины, и лидеры прежнего правительства были арестованы. Несмотря на протесты Британии, Гунарис и несколько министров предстали перед военным трибуналом. Все восемь обвиняемых были признаны виновными в государственной измене. Двое из них приговорены к пожизненному заключению, остальные - к расстрелу.
Перемещенные в Грецию люди, которые не имели возможности занять реальное место в обществе, становятся обитателями трущоб и дестабилизируют внутреннее положение в стране. При этом лозунг создания "Великой Греции", выдвинутый еще в годы балканских войн продолжал оставаться в арсенале греческих политиков. Следует помнить, что еще после второй балканской войны в Афинах была отлита памятная медаль, на которой греческий король Константин был изображен рядом с византийским императором Василием II, прозванным Болгаробойца, чьи армии в 1014 году опустошили Болгарию, совершив при этом варварский акт ослепления тысяч пленных. Хотя результатом поражения Греции в войне с Турцией стало отречение короля и введение республиканской формы правления, внешняя политика фактически осталась без изменений, так как в новом руководстве страны были все те же люди.
Болгария, потерявшая часть территории по Нейискому договору, вынужденная выплачивать контрибуцию, находилась в тяжелом экономическом и политическом состоянии. Из Македонии и Добруджи двинулись с места почти 500 тысяч человек. В 1923 году в стране была жестоко подавлена попытка коммунистического переворота, к власти пришла правая партия "Народное согласие" во главе с Александром Цанковым. И французская, и британская политика встречались в болгарском руководстве весьма неприязненно, эти страны рассматривались как потенциальные противники. Продолжалась конфронтация с Грецией, вызванная нерешенными территориальными вопросами в Македонии и Фракии, было неспокойно на болгаро-югославской границе в Македонии. В 1923 году боевики ВМРО убили крестьянского лидера, премьер-министра Болгарии Александра Стамболийского, поддерживавшего дружеские отношения с Югославией. В 1924 году лидерство в ВМРО перешло к Ивану Михайлову. Михайлов организовал убийство многочисленных политических оппонентов даже на улицах Софии, способствовал тайному заговору с целью убийства югославского короля Александра в 1934. В течение десяти лет (1924-1934) он являлся фактическим диктатором болгарской Македонии, что отвечало интересам многих важных лиц в Софии. Отношения Болгарии с соседними странами становились все более напряженными, поскольку в эти страны забрасывались агенты ВМРО с баз, расположенных в горах Пирин. Во время одного из частых пограничных инцидентов в октябре 1925 года крупные греческие отряды продвинулись в пределы Пирина, и возникла угроза войны с Грецией. Болгария поставила вопрос о нарушении границы перед Лигой наций, которая заставила Грецию вывести свои войска и возместить Болгарии причиненный ущерб.
Пришедшее к власти в 1923 году правительство Цанкова жестоко подавляло оппозицию, к концу 1920-х годов большинство врагов режима было либо уничтожено, либо посажено в тюрьмы, и террор пошел на убыль. В 1927 году были даже амнистированы многие осужденные по закону "О защите государства".
Албания, не участвовавшая в Первой мировой войне, но на территории которой шли боевые действия и которая была оккупирована войсками обеих сторон в конфликте, по прежнему подвергается активному давлению Италии, Королевства сербов, хорватов и словенцев и Греции. Только в 1924 году с ее территории выводятся последние отряды греческих оккупационных войск, ранее из страны были выведены югославские войска. В 1925 году Албания была провозглашена республикой, но уже в 1928 году ее первый президент - Ахмед Зогу - объявил страну королевством, а себя монархом. Как руководитель государства он достаточно умело проводил внешнюю политику, и ему удавалось вести страну относительно независимым от Италии курсом, хотя Албании и был навязан ряд неравноправных договоров.
К этому времени англо-французский союз, действовавший в годы Первой мировой войны окончательно распадается. Франция, желающая установить свою гегемонию в Европе, пытается окружить Германию с востока блоками малых государств. Под руководством французских дипломатов формируются блоки Балканской и Малой Антанты, направленные против Германии и ее бывших союзников по мировой войне.
Такие действия Франции наталкиваются на активное противодействие со стороны Британии, не желающей усиления своего основного соперника на континенте. Этими противоречиями между бывшими союзниками умело используют Германия, Италия, Венгрия. Лавируя между Британией и Францией, эти страны стараются установить выгодные отношения с малыми государствами Европы, что еще более усложняет и запутывает политическую ситуацию на периферии Европы.
Политическая обстановка на Балканах продолжала оставаться крайне сложной. Между Грецией, Королевством сербов, хорватов и словенцев и Болгарией территориальные споры по македонскому и фракийскому вопросам приняли характер острых конфликтов, грозящих вооруженными столкновениями.
К 1926 году французской дипломатии удалось включить Королевство сербов, хорватов и словенцев в Малую Антанту, при этом потенциальным противником королевства становилась Венгрия. Греция и Болгария не входили в Малую Антанту, что также не улучшало отношения между ними и югославами.
Одновременно роль главного арбитра между балканскими странами стремилась присвоить себе английская дипломатия, чрезвычайно усилившая в этот период свою деятельность на Балканах. Программа английской дипломатии нашла своё отражение в меморандуме от 1 ноября 1925 г., разработанном комитетом иностранных дел британской Ассоциации либеральных и радикальных парламентских депутатов. Меморандум излагал план сближения между Королевством сербов, хорватов и словенцев, Грецией и Болгарией.
Для "замирения" балканских государств рекомендовалось их объединение при помощи региональных гарантийных пактов в так называемое "балканское Локарно". "Державой, наиболее способной дать беспристрастный совет Греции, Сербии и Болгарии, является Великобритания, - гласил меморандум. - Греки и сербы, наконец, поняли это. Наша политика должна быть активной, и, прежде всего мы должны внушить грекам и сербам сознание необходимости достигнуть разумного урегулирования их разногласий". Осуществление "балканского Локарно" имело своей целью противодействовать балканской политике Франции, с которой Королевство сербов, хорватов и словенцев было связана союзным договором.
В связи с тем, что Королевство сербов, хорватов и словенцев, действовавшее на тот момент в согласии с французским курсом, весьма неохотно шло на заключение "балканского Локарно", дипломатам Британии пришлось прибегнуть к двойному воздействию. С одной стороны, были обещаны большие экономические выгоды от транзита товаров через югославскую территорию; с другой - намекали на политическую изоляцию в случае сопротивления английским планам. В результате 8 января 1926 г. югославский представитель в Афинах информировал греческое правительство, что его правительство согласно обсудить вопрос о заключении балканского пакта на принципах Локарнского договора.
Однако в течение всего 1926 года греко-югославские отношения оставались слишком неустойчивыми, чтобы послужить исходной базой для системы гарантийных договоров на Балканах. К тому же система эта должна была бы включать и Болгарию, но отношения Болгарии с другими балканскими государствами все еще продолжали оставаться открыто враждебными.
С целью привлечь к "балканскому Локарно" Болгарию специальная комиссия Лиги наций под председательством англичанина Горация Рембольда разрешила один из территориальных споров между Болгарией и её соседями в пользу Болгарии. Греции было предложено пойти с болгарами на мировую. Но и это не улучшило положения на Балканах. Заключить общий балканский пакт на принципах Локарнского договора так и не удалось. Даже подписанный в Афинах 17 августа 1926 года "договор дружбы и сотрудничества" между Грецией и Королевством сербов, хорватов и словенцев, который должен был стать его основой, в силу не вошёл. После длительных отсрочек греческий Парламент 25 августа 1927 г. единодушно отказался его ратифицировать.
Таким образом, мира и согласия на Балканах фактически не было.
Политика великих держав в этом регионе была скорее направлена на противодействие друг другу, что отнюдь не добавляло стабильности. Влияние Франции в странах Малой Антанты и на Балканах заметно уменьшалось, как вследствие британской политики, так и по мере того, как стало возрастать экономическое и политическое проникновение Германии в балканские страны. В сентябре 1926 г. Германия отправила делегацию немецких парламентариев-промышленников в Белград, Будапешт и Бухарест. В то же время Королевство сербов, хорватов и словенцев начало переговоры о сближении с Венгрией и предоставило ей свои порты.
Второй этап - 1928-1936 годы
Для этого этапа характерна резкая активизация радикальных течений практически во всех европейских странах, вызванная в первую очередь разрушившим остатки стабильности мировым кризисом. Этот процесс не обошел стороной даже вечно спокойную Швейцарию - что уж говорить о беспокойной восточной и юго-восточной Европе. Внутриполитическую жизнь в этих странах начало лихорадить еще задолго до того, как кризис ударил по великим державам. Практически все попытки стабилизировать экономику не увенчались успехом, что привело к дестабилизации внутриполитической жизни, возрастанию напряженности в обществе, неустойчивости правительств.
Как правые, так и левые популисты использовали сложившуюся ситуацию для пропаганды своих радикальных, а зачастую и экстремистских идей, быстро завоевывавших популярность в народе.
В Королевстве сербов, хорватов и словенцев наибольшая напряженность была связана с конфликтом между сербами и хорватами, где к межэтническому фактору добавлялся еще и фактор межконфессиональный. Хорватские радикалы, ориентировавшиеся на Италию и Ватикан, желали автономии, сербы, находившиеся в привилегированном положении и считавшие себя титульной нацией королевства, тоже не желали уступать, и конфликт расширялся. В ходе горячей дискуссии в парламенте 29 июня 1928 г. член Сербской радикальной партии и тайной офицерской организации "Белая рука" Пуниша Рачич, в ответ на язвительную реплику представителя Хорватской Крестьянской Партии застрелил её лидера Стефана Радича и еще двух хорватских депутатов прямо в зале заседаний скупщины. Это событие всколыхнуло страну. По всей Югославии прокатились митинги и демонстрации протеста, естественно, что в Хорватии демонстранты были наиболее активны, а их лозунги были наиболее радикальны. В этой среде и зародились первые ультранационалистические хорватские организации, демонстрации с участием этих боевых экстремистских организаций перерастали в вооружённые столкновения. Экстремисты имели поддержку не только внутри Хорватии, они опирались также и на помощь из-за рубежа - из Италии, Венгрии, Германии.
Кризис в стране нарастал. Король Александр Карагеоргиевич спешно выехал в Париж. Лидеры Франции объяснили ему, что если в Югославии не будет обеспечен "прочный режим", то франко-югославский договор о дружбе потеряет всякий смысл. Так как Франция являлась на тот момент главным союзником королевства, то эта угроза, по существу, означала конец "Великой Сербии". 6 января 1929 года король Александр совершил в стране государственный переворот. Было объявлено чрезвычайное положение, скупщина распущена, к власти пришло правительство во главе с генералом Петром Живковичем, руководителем тайной организации "Белая рука".
Следует отметить, что одновременно с действиями по упрочнению своей власти Александр предпринял ряд мер, которые должны были обеспечить некоторую стабилизацию положения внутри страны. Через несколько месяцев после переворота были проведены административные реформы, по новому административно-территориальному делению она разделялась на 9 провинций (бановин) и столичный округ. Границы провинций в основном соответствовали историческим областям Югославии.
Страна получила официальное название Королевство Югославия. 3 сентября 1931 года была опубликована новая конституция Югославии, от предыдущей она отличалась только расширением полномочий короля, превращая страну, по сути, в абсолютную монархию. Были запрещены все политические партии и фактически установлен режим диктатуры. Продолжались убийства противников режима, в основном коммунистов и хорватских политических деятелей.
Один из лидеров хорватского экстремизма Анте Павелич, эмигрировавший в Италию, создал Повстанческую Хорватскую Революционную Организацию ("усташа", отсюда и название ее членов - усташи), и в 1932 году начал террористическую войну в Далмации. Общая численность усташей в 30-е годы не превышала пятисот человек, все они были собраны в несколько лагерей, расположенных на территории Италии. Кроме того, имелся лагерь в Венгрии (в местечке Янка Пуста). Несколько мелких групп вербовали единомышленников в европейских странах. В лагерях усташи проходили военную подготовку и изучали диверсионное дело. На основании устава, утвержденного в 1932 году, организация строилась на иерархическом "фюрерском принципе". Павелич не имел в Хорватии развитой организованной сети и начал создавать ее, устанавливая контакты с рабочими организациями и, прежде всего с духовенством. При отсутствии массовой базы единственной формой активной деятельности усташей стал терроризм, если не считать шпионской деятельности, поскольку итальянская разведка вербовала из их среды своих агентов. В начале 30-х годов усташи организовали несколько десятков взрывов на железных дорогах в Югославии, прикрепляя мины замедленного действия к поездам, шедшим туда из Австрии. После этого последовала высылка за пределы Австрии всех проживавших там усташей.
При этом часть деятелей хорватской оппозиции еще продолжала выступать за переустройство Югославии на началах федерации.
Одновременно в Сербии начали появляться ростки фашизма. Итальянский фашизм был здесь не популярен, но когда Гитлер пришел к власти, вся югославская пресса с восторгом писала об этой национальной революции. Властям Югославии нравилась гитлеровская политика унификации и они хотели применить ее у себя.
Сербские националистические организации начали проявлять интерес к фашизму. Так группа "Югославская акция", издававшая газету "Нови Пут", выступала за корпоративно-авторитарный строй. В 1934 эта группа вступила в объединение сербских профашистских организаций "Збор", которое больше ориентировалось на венгерскую и румынскую модели фашизма. Лидером организации был бывший сербский министр Димитрие Летич.
В Болгарии в 1931 году были проведены относительно свободные парламентские выборы. Новое правительство, возглавлявшееся сначала Александром Малиновым, а затем Николой Мушановым, пыталось, в значительной мере безуспешно, справиться с углублявшимся спадом экономики. Во внешней политике новое правительство Болгарии вернулось к курсу на сближение с Югославией и постепенный пересмотр отношений с Румынией и Грецией. Это способствовало участию Болгарии в Балканских конференциях 1931-1933, и в декабре 1933 царь Борис и премьер-министр Никола Мушанов нанесли государственный визит в Югославию.
Одновременно в Болгарии возрастала активность правых партий фашистского толка. Интеллектуальным рупором болгарских фашистских движений был полковник Дурвингов, ученый, историк и социолог, автор книги "Дух истории болгарской нации" (вышла в 1932 году), в которой он доискивался "болгарской национальной сути". Но он же выступал за раздачу земли крестьянам. Это не нравилось болгарским фашистам, происходившим, большей частью, из средней софийской буржуазии. Поэтому не Дурвингов, а Цанков стал лидером болгарской "национальной оппозиции". Заговорили о "походе на Софию". Страх перед "фашистским переворотом Цанкова" привел к созданию 19 мая 1934 авторитарного режима генерала Георгиева, который принадлежал к военно-политической группировке "Звено", которую относят к "левым фашистам". В стране был установлен авторитарный режим. Народное собрание было распущено, политические партии запрещены, введена строгая цензура и намечена широкомасштабная программа по преодолению экономического кризиса. Правительство "19 мая" стремилось нормализовать отношения с Югославией. Во внешней политике Георгиев ориентировался на Францию и Британию, но вскоре во главе правительства был поставлен Луков, чьим ориентиром во внешней политике была Германия.
В Греции 31 октября 1932 года после вызывающих многочисленные сомнения парламентских выборов премьер-министра Венизелоса заставили уйти в отставку. Причиной падения кабинета стало не только то, что в вину ему поставили неспособность предотвратить экономический кризис, но также отказ от претензий на Кипр и Додеканес. Вновь спасение от проблем внутриполитического кризиса видели в борьбе с внешним противником. Сохранение внутренней нестабильности в Греции привело к тому, что активизировались влиятельные силы, выступавшие за возвращение монархии и видевшие в "сильной руке" спасение от всех бед.
В январе - марте 1934 года в Европе произошел ряд событий, существенно повлиявших на обстановку на Балканах и зачастую отделенных друг от друга несколькими часами.
После того как 3 октября 1934 года произошло покушение на канцлера Австрии Дольфуса и последовавшего несколько позже ультимативного требования Гитлера об "унификации" Австрии, стало очевидно заметным стремление Германии к контролю над малыми странами Восточной и Юго-восточной Европы.
Бездействие английской и французской дипломатии, ограничивавшейся декларациями, принуждало малые страны искать себе новых покровителей.
22-23 января 1934 года на конференции стран Малой Антанты в Загребе было предложено установить нормальные дипломатические отношения с СССР. Это означает, по сути, что члены Малой Антанты были готовы ухватиться за любую соломинку (даже Румыния, спорившая с СССР за Бессарабию, даже Польша).
Перед опасностью соединения Германии с Австрией и дальнейшего немецкого наступления, под непосредственным воздействием Франции часть стран Малой Антанты, а также не входивших в неё балканских государств начали процесс объединения своих сил в рамках оборонительных блоков. Конференции Малой Антанты следовали одна за другой. Все они решительно высказывались против пересмотра мирных договоров. Пользуясь благоприятным моментом, французская дипломатия, озабоченная вопросом об укреплении своих пошатнувшихся позиций на юго-востоке Европы, выдвинула проект так называемой Балканской Антанты. Английская дипломатия поддержала французскую инициативу.
9 февраля 1934 года в Афинах было подписано соглашение между четырьмя балканскими странами - Грецией, Румынией, Турцией и Югославией. Балканский пакт обязывал подписавшее его страны совместно защищать их внутрибалканские границы и согласовывать свою внешнюю политику. Из балканских стран пакта не подписали, под влиянием Германии и Италии, Болгария и Албания.
А теперь обратим внимание на следующие события, происходившие практически одновременно с переговорами балканских государств:
6 февраля 1934 года в Париже произошло выступление "Огненных крестов" ("Croix de Feu") полковника де ла Рока, массовой организации фашистского толка, насчитывавшей до 150000 членов. Во время массовых демонстраций "Огненные кресты" совместно с другими правыми лигами пытались штурмовать парламент, и лишь с трудом были сдержаны силами порядка.
9 февраля министром иностранных дел Франции был назначен Барту, который стремился вести французскую политику полностью независимым от Британии курсом. Эта его самостоятельность затрудняла в дальнейшем совместные франко-английские действия.
12 февраля в Париже прошла всеобщая стачка и демонстрация Народного фронта.
6 марта 1934 года бельгийский премьер-министр граф де Броквиль, выступая в бельгийском Сенате прямо заявил об отказе Бельгии от оборонительного союза с Францией против Германии.
Завершающим аккордом краха французской политики в Европе стало 13 июля 1934 года, когда после поездки Барту по странам Восточной Европы в поисках союзников, Джон Саймон, выступая в Палате общин, заявил, что английское правительство не будет участвовать ни в какой политике "окружения" Германии.
Фактически, внутриполитические события во Франции в феврале 1934 не позволяли ей в этот момент вести достаточно активную и, главное, разумную внешнюю политику. Экономический кризис проявился во Франции сравнительно поздно, но его последствия держались здесь значительно дольше, чем в соседних европейских странах. Длительный экономический кризис, еще усиленный структурными кризисными явлениями в различных областях французской промышленности и сельского хозяйства, привел к обострению уже ранее заметного социального и политического кризиса Третьей республики. Ни правые партии, ни центр, ни левые не способны были создать устойчивое и эффективное правительство. Поиск союзников для войны внешней в тот момент, когда в твоей собственной стране ситуация стоит на пороге гражданской войны является делом весьма сложным - а именно так это могло видеться в то время, по аналогии с гражданской войной в Австрии в том же месяце. Затянись переговоры между балканскими странами по балканскому пакту - и выступления во Франции в феврале поставили бы под сомнение целесообразность антигерманской ориентации Балкан. Причиной подобного затягивания переговоров вполне могла стать внутриполитическая нестабильность стран-участниц переговоров и частая смена их правительств. С мая 1932 года до февраля 1934 года во Франции сменилось не менее шести кабинетов. За 1933 год в Греции сменилось 3 премьер-министра, причем один из них находился у власти всего 4 дня.
Следует отметить, что в это же самое время Югославия одной из первых стран Европы поспешила на сближение с Германией. Если до 1933 года Югославия не имела никакой внешнеполитической альтернативы союзу с Францией, то уже в марте 1934 года начались переговоры между Югославией и Германией о заключении нового торгового договора. Обсуждение условий этого договора в скупщине фактически вылилось в поток прогерманской пропаганды. "Между Германией и Югославией нет ни политических, ни экономических противоречий, - заявляли сербские депутаты. - Мы искренне желаем германо-югославского сближения". К весне 1934 года в политических кругах Белграда уже сложилась мощная прогерманская группировка. Германофилы возлагали большие надежды на помощь Берлина в урегулировании итало-югославских противоречий. Кроме того, в Белграде нашли полную поддержку требования Гитлера присоединить Австрию к Германии. Сербские правящие круги считали, что "аншлюс" (присоединение Австрии к Германии) является меньшим злом для Югославии, чем существование независимой Австрии. Сохранение франко-югославского союза рассматривалось руководством страны как изжившая себя мера, а Балканский пакт в этой ситуации был практически навязан югославам французами и англичанами.
Если французы начали бы организацию балканского пакта только в марте 1934 года - он был бы обречен на провал, так как внешняя политика Франции была скована в это время событиями во внутренней политике. Ситуация 1926 года, когда Франции не удалось объединить балканские государства в одном блоке, могла повториться.
Со значительной степенью уверенности можно считать, что согласованность действий Франции и Англии на Балканах в 1934 году - скорее совпадение, а не реальная попытка двух держав вести политику, направленную на умиротворение региона. Вмешательство Англии в организацию балканского пакта вызвано скорее желанием не дать укрепиться Франции - у Англии на Балканах уже был надежный союзник - Греция, позволявший англичанам вместе с базами на Мальте, Кипре и в Египте надежно контролировать восточную часть Средиземного моря.
Срыв балканского пакта в 1934 году делает весьма сложным дальнейшую нормализацию отношений на Балканах - не за горами Абиссиния и Мюнхен, которые показали малым государствам Европы истинное лицо Англии и Франции.
При такой ситуации становилось возможным дальнейшее усиление конфронтации на Балканах, которое могло привести к возникновению пограничных инцидентов и локального военного конфликта.
Причин для возникновения конфронтации в Эгейской Македонии было несколько. В то время как сербы рассматривали население Македонии как "южных сербов", греки, особенно во время диктатуры Метаксаса, стремились максимально "огречить" славянское население.
В октябре 1935 года в Греции произошел монархический переворот. Георг II вновь стал королем, причем его поддержали Либеральная и Народная партии. Переход на сторону монархии Либеральной партии, ранее поддерживавшей Венизелоса, однозначно свидетельствует о том, что основной идеей греческого общества и политики стало стремление к диктатуре и жесткой власти, способной решительными действиями во внутренней и внешней политике вывести страну из кризиса. Под предлогом предотвращения всеобщей забастовки и борьбы с "коммунистической угрозой" 4 августа 1936 года премьер-министр Греции генерал Иоаннис Метаксас, в политике во многом подражавший Гитлеру, ликвидировал парламентскую систему и установил режим диктатуры.
Греческий закон от 18 декабря 1936 года активизировал репрессии греческих властей против борцов за права национальных меньшинств. В Эгейской Македонии были арестованы и подвергались бесчеловечным пыткам сторонники славянства - противники греческого диктата. Запрещались преподавание на македонском языке, само использование македонского языка вызывало гнев и репрессии со стороны греков. Собрания и организации эгейских македонцев были запрещены и разгонялись со всей жестокостью, присущей времени военной диктатуры.
Еще одним фактором, усиливавшим противостояние славян и греков в Эгейской Македонии, стал вопрос епархиальной принадлежности православных церквей Македонии. Этот вопрос вносил нестабильность во внутримакедонские отношения еще с конца 19 века, и зачастую дело доходило до того, что отдельные македонские церкви были готовы идти на унию с католической церковью, но не подчиняться греческому патриархату.
Эллинизация проводилась ударными темпами. Если в 1913 году греки составляли 25,3% населения Салоник, то в результате обмена населением с соседними странами и переселений внутри страны процент греческого населения Салоник достиг в 1926 году 80%.
Одновременно с межнациональной конфронтацией и восстановлением королевской власти, следует учитывать такой фактор греческой внутренней политики, как и деятельность коммунистической партии Греции и ее лидера Захариадиса. В македонском вопросе коммунисты выдвинули лозунг "единой Македонии", предполагая, что она будет находиться под греческим контролем даже в случае обретения независимости. В 1934-1936 годах авторитет и влияние коммунистов были весьма высоки. "Неистовый Никос", как называли Захариадиса, стал серьезно задумываться о возможности свершения в Греции социалистической революции. Ситуация была весьма подходящей. По экономике страны ударили и массы перемещенных, и мировой кризис. Три процента греческого населения купалось в роскоши, остальные скатывались на социальное дно. Горючего материала для вооруженного выступления хватало с избытком, однако коммунистическое выступление опередил генерал Метаксас. Почти все кадровые работники партии были брошены за решетку, организационно партия оказалась серьезно ослабленной, деятельность партийных организаций была парализована. Теперь выход накопившегося в обществе радикализма в революцию и социальные преобразования был невозможен.
Великая депрессия нанесла сильный удар и по болгарской экономике, многие инвестиционные проекты были свернуты, авторитарный режим стал терять авторитет. 28 июня 1931 года царь Борис III назначил премьер-министром демократа Александра Малинова, но и это не дало особых результатов. 19 мая 1934 года Борис III отправил в отставку правительство, запретил деятельность политических партий и назначил премьер-министром независимого политика генерала Кимона Георгиева. Главную роль в политической жизни страны стала играть армия.
Таким образом, видно, что практически во всех балканских странах одновременно происходили сходные процессы радикализации общества и усиления позиций диктатуры и жесткого подхода в политике.
Обстановка в Югославии и после подписания Балканского пакта, и после начала более решительного сближения с Германией оставалась весьма нестабильной и продолжала отличаться радикализмом и экстремизмом.
Самым существенным событием стало убийство 9 октября 1934 года в Марселе членом ВМРО Керином Величко Георгиевым югославского короля Александра и французского министра иностранных дел Барту. В убийстве короля обвинили не столько ВМРО, сколько усташей, что вновь обострило межнациональные отношения внутри страны.
Следует отметить, что приезд короля Александра во Францию был связан в первую очередь с опасностью для Югославии, возникшей из последовавшего сразу после подписания Балканского пакта франко-итальянского сближения. В Белграде такое сближение виделось как предательство югославского союзника со стороны Франции, и, возможно, если бы не был подписан Балканский пакт, действия Франции, направленные на сближение с Италией, были бы восприняты югославским руководством более спокойно. Дипломатическая миссия, осуществляемая королем - это, безусловно, крайняя мера, и при более плавном расхождении югославской политики с французским курсом такой визит вряд ли состоялся бы.
Убийство короля вызвало перегруппировку политических сил в стране. Укрепились позиции сербской оппозиции, представители которой предпринимали попытки найти общий язык с хорватскими политиками. В свою очередь, правящие круги, напуганные ростом хорватского национализма, пытались привлечь на свою сторону умеренных хорватских политиков. Результатом перегруппировки сил стало пришедшее к власти в 1935 году правительство М. Стоядиновича - бывшего министра финансов, председателя белградской фондовой биржи. Стоядиновичу удалось привлечь к сотрудничеству Мусульманскую партию и Словенскую клерикальную партию, представители которой вошли в правительство. Представители Хорватской крестьянской партии войти в правительство Стоядиновича отказались. Партия сербских националистов - Югославская национальная партия - вынуждена была перейти в оппозицию.
Видя реальную опасность распада страны, правительство Стоядиновича искало компромисса с хорватами. Лидер ведущей политической силы Хорватии - Хорватской крестьянской партии, В. Мачек, занявший этот пост после гибели Степана Радича, требовал от Белграда признания за Хорватией права на самостоятельное устройство, пересмотра конституции и предоставления хорватам равных с сербами прав не на словах, а на деле. Однако личные переговоры Стоядиновича с Мачеком успехом не увенчались.
Власть перешла к малолетнему Петру II, регентом при котором стал его дядя принц-регент Павел.
После убийства югославского короля Александра в Марселе 9 октября 1934 года болгарское правительство предприняло ряд решительных мер. Премьер-министр болгарского правительства генерал Георгиев разгромил ВМРО, глава ВМРО Михайлов вскоре бежал в Турцию. После этого отношения Болгарии с Грецией и Югославией улучшились, уменьшилась сепаратистская активность в Вардарской Македонии.
Власти Италии были вынуждены на короткое время арестовать Павелича. Деятельность усташей была поставлена под жесткий контроль. Их активность заметно упала.
Третий этап - 1936-1941 годы
В январе 1937 года при активном участии германской дипломатии был заключен Договор о вечной дружбе между Болгарией и Югославией. Тем самым фашистская Германия выступила в роли "поборника дружбы двух славянских народов", а система созданных Францией пактов на Балканах получила первый серьезный удар - ведь эти пакты заключались, в том числе и против Болгарии. Этот шаг Белграда привел к охлаждению его отношений с Румынией и Грецией.
Посредничество германской дипломатии позволило Югославии урегулировать свои отношения и с главным вероятным противником - Италией. Длительные переговоры, которые долго держались в секрете, привели в результате к тому, что 25 марта 1937 года в Белграде был подписан пакет итало-югославских соглашений о дружбе, нейтралитете, торговле и мореплавании. Этот договор стал большим успехом югославской дипломатии. Италия отказывалась от территориальных претензий к Югославии, обязывалась прекратить деятельность на своей территории хорватских усташей, улучшить положение югославских национальных меньшинств в Италии, развивать итало-югославскую торговлю на выгодных для Югославии условиях. Политика Италии, заинтересованной в выводе Югославии из французской системы союзов, сделала очередной зигзаг. К договору было приложено секретное соглашение, в соответствии с которым усташские лагеря были расформированы, часть усташей интернирована в итальянских заморских колониях и на средиземноморских островах, лидеры поставлены под надзор полиции. Позднее усташи называли эти годы "временем великого молчания". Небольшое число усташей с согласия югославских властей вернулись на родину. И этот успех Югославии был достигнут с помощью Германии - новой европейской силы, на которую в Белграде отныне возлагали большие надежды. В мае 1937 года в Белград прибыл Герман Геринг. Он встретился с принцем-регентом Павлом и премьер-министром Стоядиновичем. Через месяц югославскую столицу с официальным визитом посетил министр иностранных дел Германии фон Нейрат, который зондировал почву для заключения договора о дружбе между Германией и Югославией, но тогда югославское руководство отказалось от этого шага.
Одновременно Югославия пыталась заключить конкордат с Ватиканом, проект этого соглашения был разработан ещё при жизни короля Александра. В июле 1937 года принц-регент Павел вынес этот проект на обсуждение в Народную Скупщину, но преемники Александра уже не обладали той властью, которая была у него и не смогли реализовать эту идею. Сербская Православная Церковь и, в частности, патриарх Варнава Росич, который был наиболее активным борцом против конкордата, выступили решительно против, боясь, что католики слишком сильно усилят свои позиции. В канун ратификации конкордата в Скупщине в Белграде состоялся массовый крестный ход, демонстрировавший протест православных против заключения конкордата. 23 июля Скупщина проголосовала за конкордат. Синод Сербской Православной Церкви предал анафеме и отлучил от церкви всех депутатов, голосовавших за, и премьера Стоядиновича вместе с ними. 24 июля скончался патриарх Варнава Росич, и по Белграду поползли слухи о его отравлении. Похороны патриарха вылились в массовую антиправительственную демонстрацию, в результате под давлением православной общественности конкордат был практически отменён, так как не был послан для утверждения в Сенат, и поэтому не получил силу закона. Таким образом, убийство Александра, подготовленное не без участия хорватских сепаратистов, сыграло в вопросе предоставления автономии Хорватии отрицательную роль - при живом Александре хорваты, возможно, получили бы автономию не в 1939 году, а гораздо раньше.
Осенью 1937 года югославский премьер отправился в Берлин, где встретился с Гитлером, и в беседе с ним еще раз подтвердил, что Югославия считает возможный "аншлюс" Австрии чисто внутригерманским делом и не собирается этому препятствовать. Более того, Югославия намерена всемерно развивать отношения с Германией. "Ничто так не отдаляло Югославию от Германии, как французские очки, - заявил Стоядинович. - Югославия теперь сбросила эти очки". 13 марта 1938 года, немецкие войска вступили в Австрию, но ничего, кроме одобрения у Белграда это не вызвало.
Отношения Греции с соседними балканскими странами складывались непросто. Хотя в феврале 1934 года Греция, Югославия, Румыния и Турция и образовали Балканскую Антанту, призванную гарантировать стабильность существующих границ, вскоре правительства Турции и Греции вышли из этого союза, поскольку опасались, что им придется защищать Югославию от итальянской агрессии. В январе 1938 года греческий премьер-министр Метаксас заключил пакт о ненападении с Болгарией, порвав с политикой коллективной безопасности. После захвата Италией Албании в апреле 1939 года Великобритания заявила о том, что гарантирует неприкосновенность границ Греции, и заключила договор о взаимной помощи с Турцией.
В канун начала Второй мировой войны, 4 февраля 1939 года, правительство М. Стоядиновича ушло в отставку. Новый премьер-министр Драгиша Цветкович в очередной раз попытался консолидировать югославское общество перед лицом обострившейся международной обстановки. Развал Чехословакии наглядно продемонстрировал югославскому руководству, как будет осуществляться развал Югославии. Самым слабым местом во внутренней политике являлся хорватский вопрос, и правительство Цветковича приложило максимум усилий, чтобы успеть разрешить его. К этому времени влияние Италии в Хорватии достигло опасного уровня. Помимо поддержки усташей, Рим установил контакты с лидером Хорватской крестьянской партии В. Мачеком. Полностью поддерживая идею хорватской независимости, Италия была готова поддержать восстание в Хорватии и финансами и войсками. В Белграде об этом знали и любой ценой стремились предотвратить такое развитие событий. Сдерживающим фактором для Италии в этом вопросе являлась позиция Германии, перехватывавшей контроль над хорватскими сепаратистами.
Трудные переговоры Белграда и Загреба продолжались в течение всего лета 1939 года. Наконец, 26 августа было подписано соглашение между правительством и коалицией хорватских политических партий, предусматривавшее переустройство государства: Хорватия выделялась в автономную Хорватскую бановину, получавшую собственные органы власти - Хорватский сабор (парламент) и королевского наместника - бана. Законодательные и исполнительные органы Хорватской бановины получали широкие полномочия. Кроме того, Мачек становился заместителем премьер-министра Югославии. Это был крупный, но, увы, явно запоздалый успех Белграда. Если бы подобная схема была реализована в начале 1920-х годов, то, возможно, межвоенной Югославии удалось бы избежать многих проблем в межнациональных отношениях, которые в итоге и привели к распаду страны и сотням тысячам человеческих жертв. Почти двадцать лет потребовалось, чтобы в Белграде сформировалась генерация более или менее ответственных политиков, сумевших понять или хотя бы приблизиться к пониманию роли межнациональных отношений в судьбе многонациональной страны, где ни одна нация не составляет к тому же большинства.
Летом 1939 года германская дипломатия развернула энергичные действия по развалу Балканской Антанты и созданию вместо него прогерманского военного блока в составе Югославии, Болгарии и Венгрии. Когда принц-регент Павел попытался лавировать между Берлином и Лондоном, Германия демонстративно отложила подписание соглашения о поставках в Югославию немецкого оружия и военных материалов.
22 июня 1940 года Германия принудила Францию к капитуляции, СССР ввел свои войска в Бессарабию и Северную Буковину. Эти действия стали сигналом для пересмотра границ на Балканах: Венгрия оккупировала северную часть Трансильвании, а Болгария заняла Южную Добруджу. В октябре Германия отправила "учебные части" в остававшиеся до тех пор неподконтрольными области Румынии.
В Югославии, особенно в Сербии, еще сохраняли свое влияние те круги, которые традиционно ориентировались на Францию и Англию, однако их позиции резко ослабели после разгрома Франции в мае 1940 года.
В ноябре 1940 года начались интенсивные переговоры югославских лидеров с представителями держав "оси". За свое присоединение к Тройственному пакту Югославия требовала себе греческий порт Салоники (это при том, что сражающаяся Греция формально оставалась союзником Югославии). Германия в принципе не возражала, но Италия была категорически против. Чтобы несколько привести в чувство Белград, Муссолини отдал приказ о бомбардировке югославской территории. Налет итальянских бомбардировщиков на город Битоль в Македонии несколько убавил претензии югославских политиков.
Параллельно с усилиями Германии в Белграде активно действовала англо-американская дипломатия. В ее планах Югославии совместно с Грецией отводилась роль "балканского плацдарма", который должен был отвлечь Германию от высадки в Англии. Уинстон Черчилль направил югославскому премьеру Цветковичу личное письмо, в котором предупреждал, что присоединение Югославии к Тройственному союзу сделает распад страны неизбежным. В середине марта 1941 года посол Англии в Белграде встретился с лидерами национальных движений в Югославии и убеждал их оказать давление на правительство и удержать его от присоединения к Тройственному пакту. С начала 1941 года английское посольство в Белграде превратилось в штаб антигерманской оппозиции в Югославии. В январе 1941 года Белград посетил личный представитель президента Рузвельта, один из руководителей американской разведки полковник Уильям Донован. Он встретился с принцем-регентом Павлом, премьером Цветковичем и хорватским лидером Мачеком, установил личные контакты с высокопоставленными югославскими офицерами (в том числе с командующим ВВС генералом Душаном Симовичем) и довел до них официальную позицию США: если Югославия выступит против немцев, то она получит помощь от США. В случае же присоединения Югославии к "оси", она не переживет конца войны и более не сможет рассчитывать на помощь западных держав. Аналогичные предупреждения содержались в личном послании президента Рузвельта принцу-регенту Павлу. Параллельно с дипломатическим давлением британская разведка начала подготовку военного переворота в Югославии, опираясь на проанглийски настроенные круги югославского офицерства. Действия дипломатии и разведки координировал английский министр иностранных дел Антони Иден.
ДОПОЛНЕНИЯ
Историко-психологический анализ оценки обстановки на Балканах.
Существенным препятствием для рациональной оценки межгосударственных и внутриполитических отношений на Балканах в 1920-1930-х годах является влияние на современный исторический анализ устойчивых стереотипов, сложившихся уже после Второй мировой войны.
К таким устойчивым стереотипам относятся:
- представление о сербском народе как о народе святом, страдающем от соседей. На самом деле в 1920-е годы на почве недовольства политикой правящих сербских кругов среди народов Югославии началось широкое распространение национализма. Ненависть к правящему сербскому режиму на бытовом уровне переносилась на сербский народ, который более чем кто-либо претерпел от политики своих руководителей. Проявления национализма со стороны других народов, фактически спровоцированные Белградом, плюс великосербская шовинистическая пропаганда - все это привело к тому, что в сознании рядовых сербов сформировался устойчивый стереотип, своеобразный комплекс неполноценности: "все против нас", "нас все ненавидят", "мы - народ-мученик". Между сербами и другими народами Югославии образовалась трещина, а затем пропасть отчуждения, и пропаганда великодержавного шовинизма находила у простых сербов вполне сочувственный отклик: раз "они" ненавидят "наших", значит, мы будем платить им тем же. В результате сам сербский народ становился заложником той антиславянской политики, которую проводила сербское руководство, поддерживаемое державами Антанты, ненависть порождала ненависть.
- оценка югославского короля Александра как политика безусловно профранцузского. На самом деле именно под руководством Александра в первой половине 1930-х годов начался поворот югославской политики на путь сближения с Германией.
- недооценка роли коммунистического влияния в сепаратистских движениях в Югославии в 1920-30-х годах, а также роли русской эмиграции в противостоянии между сербами и другими народами Югославии, влияние этого фактора на политику сербизации.
- не стоит идеализировать и греческую сторону. Она давала немало примеров ситуативного и очень активного участия в балканских конфликтах. Однако после Второй мировой войны, в ходе которой Греция была оккупирована Германией одновременно с Югославией и стала союзником Британии и США, политика эллинизации славянского населения Эгейской Македонии, жесткие методы этой эллинизации и греко-славянское противостояние в этом регионе фактически замалчивалось.
Убийство короля Александра - еще одна версия.
Произошедшее в Марселе 9 октября 1934 года убийство короля Югославии Александра Карагеоргиевича и французского министра иностранных дел Барту считаются одним из тех событий, которые достаточно серьезно изменили положение дел в мире. При этом результаты расследования не ставятся под сомнение, виновники и заказчики раз и навсегда определены. Если ориентироваться только на официальную версию, то в драме принимали участие такие действующие лица:
- Александр Карагеоргиевич - король Югославии, профранцузски настроенный политик, патриот;
- Луи Барту - министр иностранных дел Франции, мудрый инициативный политик, сторонник усиления Франции на мировой арене, раньше многих почувствовавший угрозу, исходящую от возрождающейся Германии;
- Керин Величко Георгиев - убийца короля и министра, член хорватской организации усташей, действовавший по указке Берлина, Рима и Будапешта.
По этой официальной версии, убийство короля и министра было спланировано в Берлине и осуществлено силами усташей, желавших убить Александра, чтобы добиться независимости Хорватии.
А вот другая версия этих же событий:
Активизация Германии после прихода Гитлера к власти вызвала перегруппировку в стане великих держав. Франция начала активно искать сближения с Италией. В Белграде это вызвало панику, так как там посчитали, что за союз с Римом французы могут расплатиться югославскими территориями. Эти шаги Парижа привели к росту прогерманских настроений у сербских властей. Король Александр немедленно отправился во Францию, требовалось добиться от союзника ясности в отношениях.
Действующие лица марсельской драмы:
- Александр Карагеоргиевич - сторонник единоличной диктатуры, как и многие правители того времени, во внешней политике ориентировавшийся не только на Францию, но и искавший пути сближения и улаживания территориальных споров с Италией и Венгрией, ориентирующийся в политике на стремительно возрождающуюся Германию;
- Луи Барту - сторонник установления гегемонии Франции в Европе путем формирования целой системы союзников из малых государств восточной и южной Европы, при этом острие этой системы союзов нацелено не только против Германии, Венгрии и Италии - но и против Великобритании; вообще довольно последовательный противник английской политики, основная цель Барту - усилить пошатнувшийся престиж Франции, поддержать ее могущество на континенте, оттеснить Британию с ее главенствующей позиции;
- Керин Величко Георгиев - на самом деле член ВМРО - Внутренней Македонской революционной организации, действующей в Вардарской Македонии и ориентирующейся на Болгарию. Усташи лишь сотрудничали с ВМРО при подготовке покушения на короля и премьер-министра.
Результатом официального расследования, провозгласившего связь между покушавшимися в Марселе и организацией усташей, было следующее:
- обострились отношения между Югославией и Италией и Венгрией, Югославия более не имела реальных союзников в регионе, так как Балканский пакт был ей фактически навязан;
- усилилось влияние Франции и Британии, причем британское влияние начинало перевешивать французское;
- новый король Югославии Петр и его премьер-министры, придерживаясь тех же взглядов на сотрудничество с Германией, что и погибший Александр, уже не имели ни необходимого безусловного авторитета, ни возможностей для авторитарного королевского правления.
Таким образом, вполне можно считать, что выводы, сделанные французским следствием преследовали не столько выяснение истинных мотивов убийства и связей убийцы, сколько преследовали внешнеполитические цели самой Франции. Была блокирована возможность реального сближения Югославии с противниками Франции - Италией, Германией, ухудшились также и отношения Югославии с Венгрией, против которой была нацелена профранцузская Малая Антанта. В то же время умолчание главенствующей роли ВМРО в покушении позволяло хотя бы на время поддержать объединение Югославии и Болгарии в только что организованном Балканском пакте.
Кроме этого следует упомянуть предложенный Александром проект конкордата с Ватиканом, возможно, долженствующий служить первым шагом к предоставлению больших прав хорватам-католикам, что наверняка уменьшило бы межэтническую напряженность в Югославии. Таким образом, является ошибкой предполагать соучастие Ватикана в убийстве Александра, как это склонны делать многие, не знакомые с этой стороной событий.
Греческие планы и притязания на Балканах.
Анализ греческих территориальных притязаний на Балканах следует начать еще со времен Первой мировой войны, поскольку именно тогда они были сформулированы наиболее полно и неприкрыто. В сентябре 1918 г., греческий посланник в Лондоне Д. Какламанос передал англичанам перечень территорий, на которые греческое правительство намеревалось предъявить требования на мирной конференции. Предусматривались возвращение Греции Македонии, присоединение "Северного Эпира" (т.е. Южной Албании) в границах оккупационной греческой зоны. В октябре 1918 г. был поднят вопрос о присоединении островов Додеканез и Восточной Фракии, находившихся под частичной оккупацией иностранных государств, что, как было сказано, "не затронет жизненных интересов государств и не осложнит международную жизнь".
Греки поднимали вопрос о присоединении, в случае полного или частичного распада Османской империи, тех районов, где преобладало греческое население или местной автономии тех областей, где население было преимущественно греческим; возвращение малоазиатских греков домой и возвращение им их имущества. Какламакос, по указанию премьер-министра Греции Венизелоса, не упоминал об острове Кипр, дабы не задевать интересы Британии.
Однако Франция выступала против увеличения территории Греции и бдительно следила за тем, чтобы Великобритания, игравшая на мегалистских стремлениях Венизелоса и использовавшая Грецию как ширму для своих экспансионистских целей в Малой Азии, не давала конкретных обещаний на увеличение греческой территории.
Итальянское правительство, само стремившееся заполучить территории в Малой Азии, разделяло французскую точку зрения. Итало-греческие отношения были чрезвычайно напряженными. Выступая за независимость урезанной Албании, Венизелос выражал готовность заключить договор с Италией, но соглашался передать последней лишь один порт на Додеканесе - Астипалэа, настаивая при этом на передаче Додеканеса, "Северного Эпира", включая Корицу (Корчу) Греции.
8 октября 1918 г. Венизелос сообщил прибывшему в Афины лорду Грэнвиллу, что Греция готова продолжать совместную борьбу, если она получит за это справедливые компенсации во Фракии и Македонии. Только чрезвычайная осторожность не позволяла Венизелосу открыто притязать на Константинополь, говоря лишь о "реализации эллинских мечтаний", ему становилось все труднее сдерживать нараставшую шовинистическую кампанию в печати. Когда 30 октября османская Турция капитулировала, а 31 октября в Мудросе на о. Лемнос было заключено перемирие, это известие было встречено в Греции без энтузиазма. Настоящая война для Греции и Венизелоса только начиналась, и потребовалось еще несколько лет и многочисленные жертвы, чтобы Греция приостановила, наконец, попытки овладения Стамбулом.
Элефтериос ВЕНИЗЕЛОС - родился в 1864 году на о. Крит, где получил образование и впоследствии занимался адвокатурой. Будучи избран депутатом в греческий парламент, быстро выдвинулся и встал во главе либеральной партии. Принимал деятельное участие в создании Балканского Союза в 1912 году; способствовал вовлечению Греции в балканские войны. По своим политическим убеждениям Венизелос - ярый империалист англофранцузской ориентации. С самого начала мировой войны он предпринял энергичную кампанию за вступление Греции в войну на стороне Антанты, ради чего повел бешеную борьбу против короля Константина, бывшего сторонником центральных держав, и добился его отречения. 13 августа 1920 года Венизелос был ранен во Франции двумя греческими солдатами, в ноябре потерпел поражение на выборах, а после возвращения на престол Константина покинул Грецию. После неудач в Греко-турецкой войне в сентябре 1922 году Константин был низложен, его преемником в результате военного переворота был провозглашен его сын Георгий II. Венизелос снова вернулся к политической деятельности, но теперь ему и возглавляемой им Либеральной партии грозила опасность со стороны поборников республиканского строя и социальных реформ. В конце 1923 года сторонники республиканского строя потребовали, чтобы Венизелос призвал к отречению Георгия II и учреждению республики. 25 марта 1924 страна была провозглашена республикой. В апреле 1924 это решение было утверждено на референдуме большинством голосов.
В начале 1924 года Венизелос становится премьер-министром. Затем он опять уезжает из Греции и пребывает за границей. Для периода 1924-1928 годов были характерны политическая нестабильность и военные перевороты. В 1928 году Венизелос вновь вернулся к власти. Однако 31 октября 1932 года после вызывающих многочисленные сомнения парламентских выборов его заставили уйти в отставку из-за неспособности предотвратить экономический кризис и за отказ от претензий на Кипр и Додеканес.
Страна вновь вошла в полосу политической нестабильности, за короткое время сменилось несколько правительств, к власти пришли военные. С 16 января по 6 марта 1933 года Венизелос вновь становится премьер-министром, на 4 дня его сменяет Александрос Офонерос, а затем к власти приходит Панагис Цалдарис.
Цалдарис все еще остается премьер-министром, когда 1 марта 1935 года в Греции начался организованный сторонниками Венизелоса переворот с целью предотвратить реставрацию монархии. Венизелос, находящийся на Крите, принял предложение возглавить восставших. Однако уже 11 марта переворот потерпел неудачу, и Венизелос бежал во Францию. В октябре 1935 года в Греции произошел монархический переворот. Георг II вновь стал королем, причем его поддержали Либеральная и Народная партии. Венизелос, заочно приговоренный к смертной казни, попал под амнистию, объявленную новым королем.
Умер Венизелос в Париже 18 марта 1936 года.
Иоаннис МЕТАКСАС - родился в 1871 году.
Генерал. С 1924 года был сторонником восстановления монархии в Греции. Во политике придерживался откровенно правых взглядов, во многом подражая нацистскому режиму в Германии.
Стал премьер-министром Греции с 13 апреля 1936 года, после смерти своего предшественника Константиноса Демерджиса.
Под предлогом предотвращения всеобщей забастовки и борьбы с "коммунистической угрозой" 4 августа 1936 года Метаксас ликвидировал парламентскую систему и установил режим диктатуры.
Проводя внешнюю политику старался лавировать между Британией и Германией.