Шевляков Михаил Васильевич : другие произведения.

... самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии теперь как воздух, как хлеб...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 6.41*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Компилятивная работа о штурмовой авиации во Второй Мировой войне

По материалам Владимира ПЕРОВА, Олега РАСТРЕНИНА ("Авиация и космонавтика", 4,5-6/2001)

"... самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии теперь как воздух, как хлеб..."

И.В. Сталин

По предвоенным взглядам основной ударной силой в РККА при осуществлении непосредственной авиационной поддержки наземных войск считалась штурмовая авиация. Не смотря на это, к началу войны с Германией штурмовая авиация РККА была относительно малочисленной и составляла незначительную часть ВВС КА. Так же в их составе к началу войны самолета, способного эффективно бороться с танковыми и моторизованными клиньями вермахта. В связи с этим и по целому ряду других причин боевая эффективность штурмовой авиации была весьма неопределенной.

Разведчик, ближний бомбардировщик, штурмовик? ...

В 20-х и до середины 30-х годов в СССР предпринимались неоднократные попытки создания специального самолета - штурмовика. В эти годы (и вплоть до финской войны) для штурмовки противника в основном использовались небронированные штурмовые модификации разведчика Р-5. В 1935-36 годах концепция специализированного самолета - штурмовика была заменена концепцией многоцелевого "войскового самолета общего назначения". Самолет должен был использоваться как разведчик, корректировщик артогня, ближний бомбардировщик, небронированный штурмовик. Работы развернулись с большим размахом, поставленная цель была достигнута - в ОКБ П.О. Сухого в 1937-40 годах был создан скоростной легкий бомбардировщик ББ-1 (Су-2). Однако предложение ГУАП по созданию многоцелевого самолета было не из лучших: ради многофункциональности выпуск новых машин был задержан не менее чем на 2 года.

Плачевное положение дел в штурмовой авиации РККА (инспектирование командованием ВВС в первой половине ноября 1938 года 12 штатных ШАП показала их крайне низкую боеспособность), а также с опытными работами по созданию специального самолета-штурмовика вынудило командование ВВС принять экстренные меры.

В мае 1939 года Начальник ВВС КА А.Д. Локтионов принял решение все имеющиеся в наличии истребители И-15бис передать на вооружение штурмовых авиачастей, а также в авиационные школы для подготовки летчиков-штурмовиков.

В этой связи в сентябре 1939 года в НИИ ВВС КА были проведены специальные испытания по оценке эффективности использования И-15бис в качестве штурмовика и легкого пикирующего бомбардировщика. В выводах отчета по испытаниям указывалось, что И-15бис (штурмовик - ближний бомбардировщик) может использоваться только для поражения слабо защищенных целей. Отметим, что практическое внедрение в частях инструкций, разработанных по результатам испытаний, по приемам действия И-15бис с пикирования шло чрезвычайно медленно.

В 1940 году в штурмовые авиачасти ВВС КА стали передаваться истребители И-153.

По состоянию на 22.06.41 г. группировка штурмовой авиации ВВС КА в пяти приграничных ВО при 366 боеготовых пилотах включала 207 И-15бис и 193 И-153 (в 7-ми ШАП и 2-х ББАП).

Анализ боевых возможностей штурмовых вариантов И-15бис и И-153 показывает, что эти самолеты обладали довольно низкими противотанковыми свойствами и эффективностью при действии по сильно защищенным целям на поле боя. Калибр авиабомб и их количество на борту не обеспечивало высокой вероятности поражения таких целей в бою.

Низкая эффективность истребителей при действии по сильно защищенным целям на поле боя не была откровением для советских военных. Недостатки этих машин в целом были понятны еще на этапе принятия их на вооружение. Неэффективность штурмовых вариантов истребителей против долговременных оборонительных сооружений, танков, бронетранспортеров и т.д., особенно в условиях эшелонированной обороны противника, со всей очевидностью показали бои в Испании, на реке Халхин-Гол и в Финляндии.

Сыграло свою роль и снижение уровня боевой подготовки ВВС - как за счет комплектования авиаполков молодыми летчиками, не успевшими полностью пройти программу летной подготовки, так и за счет чрезмерной борьбы с аварийностью в частях и соединениях ВВС КА до войны. В приказе Наркома обороны Љ0026 от 15 мая 1941 г. и директиве Љ34677С от 17.05.41 г. по итогам боевой подготовки ВВС КА в зимний период 1941г. отмечалось, что боевая подготовка ВВС проходила неудовлетворительно, боеготовность большинства частей ВВС КА не соответствует требованиям войны. Особо слабая подготовка отмечалась в частях КОВО, Орловского ВО и МВО. Налет по ЗапВО за первые 3 месяца 1941г. составил в среднем 9 часов, ПрибОВО - 15,5 часа, КОВО - 4 часа. Отсутствовало взаимодействие авиационных и наземных войск: первые упоминания об участии авиационных представителей в планировании боевых действий наземных соединений отмечаются с осени 1942 г.

Ил-2. Накануне войны. Первые бои.

В декабре 40-го было принято решение (приказ А.И. Шахурина Љ739 от 14.12.40г.) о запуске в серийное производство одноместного штурмовика Ил-2 на заводе Љ18 по типу прошедшего госиспытания, то есть двухместного БШ-2 Љ2. При этом директор 18-го завода М.Б. Шенкман и С.В. Ильюшин обязывались обеспечить начало серийного производства с 15 февраля 1941 г. с выпуском до 1 марта - 10 машин, а всего в 1941г. - 1200 штурмовиков. Кроме этого, лично Ильюшин отвечал за завершение заводских испытаний новой машины к 10 января 1941г. Несмотря на все старания ОКБ и заводчан, к установленному сроку завершить весь комплекс испытаний Ил-2 все же не удалось.

Тем не менее, приказами по НКАП от 7 января и 14 февраля 1941г. одноместный Ил-2 АМ-38 запускался в серийное производство одновременно на четырех заводах ЉЉ 12, 35, 380 и 381 в варианте с двумя пушками МП-6, двумя пулеметами ШКАС и 8 ракетными орудиями РО-132.

Одновременно с организацией крупносерийного производства Ил-2 было создано пять производственных баз по изготовлению бронекорпусов для нового штурмовика (Подольск, Ленинград, Сталинград, Выкса, Запорожье).

К моменту запуска в серийное производство Ил-2, то есть к 15 февраля 1941г., только подольский завод смог наладить производство бронекорпусов для нового штурмовика, изготовив к этому дню 5 корпусов. К 22 февраля рассчитывали выйти на рубеж 1 корпус в сутки, а к 22 марта - 4 корпуса в сутки.

Поскольку развертывание производства самолета Ил-2 на авиазаводах НКАП происходило одновременно с государственными испытаниями, то процесс освоения серии шел неудовлетворительно. Наилучших результатов добился воронежский 18-й авиазавод им. К.Е. Ворошилова. В конце февраля 1941г. в цехах завода началась сборка первых серийных штурмовиков Ил-2, а 1 марта головная машина поступила на заводскую летно-испытательную станцию. К середине марта был построен второй серийный Ил-2.

Четыре авиазавода НКАП, назначенные для серийного производства штурмовиков Ил-2, должны были выпустить в 1941г. 1785 самолетов этого типа, из этого числа: 18-й авиазавод (г. Воронеж) - 1170 машин; 35-й авиазавод (г. Смоленск) - 150, 380-й и 381-й (г. Ленинград) - 165 и 300 соответственно. Однако серийный выпуск Ил-2 к началу войну смогли освоить лишь 18-й и 381-й авиазаводы. При этом ежемесячные программы выпуска Ил-2 на этих авиазаводах постоянно находились под угрозой срыва.

Единственной полноценной авиачастью ВВС КА, вооруженной современными штурмовиками оказался 4-й ББАП ХВО, который к началу войны получил 63 Ил-2, но освоить их в полном объеме не успел. Официально к началу войны на Ил-2 было переучено 60 пилотов (планировалось 325) и 102 технических специалиста, ни один из которых (и пилоты и техники) не успел вернуться в свою часть к началу войны.

К 20 июня военной приемкой было принято только 174 штурмовика (все - производства 18-го завода). При этом завод Љ18 в марте 1941г. произвел 2 Ила-2, в апреле - 15, в мае - 74 и в июне 159. Ленинградский 381-й авиазавод смог изготовить лишь 16 Ил-2 в июне, из них 2 машины - к 20 июня, остальные - к 30 июня. Итого, в первом полугодии 1941г. было произведено 266 самолетов Ил-2.

По плану перевооружения ВВС КА к концу 1941г. в пяти приграничных Военных округах самолетами Ил-2 планировалось вооружить все имеющиеся на 1 января 1941г (65-й в ЛВО, 61-й в ПрибОВО, 74-й в ЗапОВО, 62-й и 66-й в КОВО) и все вновь формирующиеся (205-й и 235-й в ЛВО, 241-й в ПрибОВО,190-й и 215-й в ЗапОВО, 253-й в КОВО) штурмовые авиаполки. Полки штурмовой авиации, расположенные во внутренних Военных округах и на Дальнем Востоке, предполагалось перевооружить на новый штурмовик к середине 1942 г. Всего в составе ВВС КА планировалось иметь 15 штурмовых авиаполков, вооруженных самолетами Ил-2. Кроме того, к концу года на Ил-2 предполагалось "посадить" и 8 ближнебомбардировочных авиаполков: 31-й в ПрибОВО (впоследствии вооруженный самолетами Пе-2), 174-й и 175-й в МВО, 243-й и 245-й в КОВО, 299-й и 232-й в ОдВО, 4-й в ХВО.

Реально в пяти приграничных Военных округах к началу войны с Германией имелось около 20 самолетов Ил-2, из них: 5 машин - в ПрибОВО, 8 - в ЗапОВО, 5 в КОВО и 2 "Ила" - в ОдВО. При этом ни один из имевшихся в округах Ил-2 не был включен в боевой расчет.

Ил-2 получил боевое крещение 27 июня 1941 г. на Западном фронте, когда пятерка Ил-2 4-го ШАП (бывший 4-й ББАП) нанесла бомбоштурмовой удар по колонне немецких танков и мотопехоты на Слуцком шоссе в районе Бобруйска на рубеже реки Березина.

10 июля в состав 16-й САД Юго-Западного фронта вошел 74-й ШАП, понесший в первый день войны большие потери и успевший к этому времени пройти переформирование и обучение на новой технике. По состоянию на 11 июля 74-й ШАП имел в своем составе 20 Ил-2 (из них 10 машин неисправными). В течение 7-ми суток полк "работал" по немецким мотомехколоннам на шоссе Житомир-Киев. Бомбоштурмовые удары экипажи выполняли группами по 3-6 самолетов через каждые 10-30 минут. При этом ежедневно выполнялось по 3 полковых вылета. И хотя удары 74-го ШАП не привели к большим потерям в технике и живой силе противника, они заставили мотомехколонны сойти с шоссе на пересеченную местность и рассредоточиться при следовании на мелкие группы. В итоге движение войск вермахта на этом направлении было задержано на 3 суток, но к концу августа в полку осталось 3 Ил-2 и 19 летчиков.

...Командующий второй танковой группы генерал-полковник Гудериан в своем докладе Верховному командованию вермахта отмечал: "Бронированные штурмовики неприятно воспринимаются немецкими войсками".


Оценка: 6.41*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"