Шевляков Михаил Васильевич : другие произведения.

Западная Россия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Альфред Розенберг и его политика. Западная Россия и другие восточные территории Рейха


   Пространство Рейха. Розенберг и его идеи.
  
   Розенберг, Альфред (Rosenberg), (1893-1946), главный идеолог нацизма, заместитель Гитлера по вопросам "духовной и идеологической подготовки" членов нацистской партии, рейхсминистр по делам оккупированных восточных территорий. Родился в Ревеле, учился в Риге и Москве, где окончил в 1918 Высшее техническое училище по специальности инженер - строитель. Хорошо говорил по-русски, что послужило поводом для будущего назначения Розенберга рейхсминистром восточных территорий.
   Автор книг "Будущий путь германской внешней политики" (1927), "Миф ХХ века"(1929).
   С 1933 начальник Управления внешней политики НСДАП. В рамках этого управления в апреле 1941 был создан специальный центр по проблемам восточных территорий. 20 апреля 1941 Гитлер объявил Розенбергу о своем решении назначить его министром по делам оккупированных восточных территорий. 9 мая 1941 Розенберг представил фюреру проект директив по вопросам политики на территориях, которые должны быть оккупированы в результате агрессии против СССР. Проект предусматривал расчленение восточных территорий на пять крупных губернаторств в целях недопущения возрождения сильного российского государства. В состав первого из них под названием "Остланд" должны были войти Эстония, Латвия, Литва и Белоруссия. Эта территория предназначалась для полной германизации в течение двух поколений. Вторым губернаторством должна была стать Украина с включением в ее состав Восточной Галиции, Крымского полуострова, территории по Дону и Волге, а также советской автономной республики немцев Поволжья. Как считал Розенберг, это губернаторство, имея определенную автономию, стало бы опорой рейха на Востоке в борьбе с русским народом. Третье губернаторство заняло бы территорию Кавказа, отделив Россию от Черного моря. Нефтеносные районы Кавказа перешли бы в руки немцев. Четвертое губернаторство составляла бы Россия. Определение ее границ на востоке Розенберг ставил в зависимость от того, продвинутся ли германские войска за Урал. Пятым губернаторством должен был стать Туркестан. При обсуждении этого проекта Гитлер высказал ряд замечаний. Напомнив о провале политики Германии на Украине в 1918, он выступил против предоставления ей автономии. Гитлер также отверг предлагаемое Розенбергом название "губернаторство", предложив заменить его "рейхскомиссариатом". 17 июля 1941 было создано рейхсминистерство оккупированных восточных территорий, которое и возглавил Розенберг.
  
   Мировоззренческие споры между прагматиками и ортодоксами в национал-социализме продолжались вплоть до окончания войны, затрагивая как теоретический уровень, так и методологические проблемы. Биополитики во главе с Розенбергом различали по меньшей мере три группы европеистов, три подхода в реорганизации континента, реально существующих в рейхе. Для первой группы Европа, превратившись из чистого географического понятия в понятие геополитическое, представляет собой "пространственное единство, от которого исходят определенные политически формирующие силы". В противоположность либеральному учению, отрицающему "естественные" связи народной общественности с пространством и расой, геополитики утверждают, что сотрудничество между соседними народами обусловлено совместным пространством, которое рассматривается в качестве главной причины великопространственных образований.
   Ко второй группе европеистов причисляли тех, чей подход к "новому порядку" определяется исключительно соображениями целесообразности, кто призвал к сотрудничеству только для защиты от пространственно чуждых сил. Это были приверженцы своего рода европейской конституции на основе европейского правового договора типа Лиги Наций. Европа представлялась им сообществом без всякой нравственной идеи, создаваемым лишь в известных политических целях.
   Совершенно иначе изображала "новую Европу" третья, пока еще немногочисленная группа "действительных европеистов", которые видели в Европе "данную богом динамическую целостность", "нравственную идею", "биологический факт", "сравнительную относительно других семей народов биологическую субстанцию".
   "Действительными европеистами" были сами биополитики.
   Геополитические и правовые концепции оценивались как не имеющие ничего общего с подлинными интересами европейской семьи народов. Биополитики считали абсолютно бессмысленными рассуждениями о том, в какой форме должно конструироваться сообщество европейских народов. Суровая критика шлиттовских идей давалась Кюлем в подробном разборе статьи "Новое международное право" профессора Хубера. В Великом пространстве он усматривал некую целостность, в которой один великий народ, являющийся ее духовным, экономическим и политическим центром, объединяет другие народы "для совместного труда и совместной обороны". Основными признаками великого пространства были для него основанная на разделении труда экономика, обеспечивающая автаркию, и возможность препятствовать вмешательству пространственно чужых сил.
   Формированием программы европейского социализма занималось команда Дайца под наблюдением и поддержке Розенберга. В команду Дайца входили сотрудники отдела по решению специальных задач во внешнеполитическом бюро НСДАП, а также Обществ европейского экономического планирования и великопространственной экономики и особенно Центрального исследовательского института организации национальной экономики и экономики великого пространства.
   Под европейским социализмом понимали обусловленные биополитическими законами подлинного жизненного пространства социальные отношения внутри европейской силы народов, которые были сформулированы Дайцом, и составляли теперь мировоззренческое основание концепции европейского социализма.
   Умиротворить Европу, утверждал Дайц, в состоянии лишь народы, организованные в соответствии с законами жизни. Есть лишь три естественные организации человеческой жизни отдельная семья, семья одного народа, семья народов одной расы. Только в них люди рождаются, и покинуть их можно только ценой жизни. Только в них формируются подлинные социальные отношения между людьми. Все остальные формы организации людей вторичны, второстепенны и, следовательно, несоциалистичны.
   В длинной цепочке дайцевских законов жизни, ведущих к европейскому социализму, последним звеном был европейский нравственный закон, без понимания которого останется нелепой схема социальных отношений внутри европейской семьи народов. Биополитики исходили из того, что связь человека со своей семьей и собственным народом представляет собой плодотворную полярность, установленную самой природой. Но народы европейского континента не изолированные общности, существующие сами по себе. Все вместе они составляют биополитическую общность высшего типа, в которой же, как и в отдельных или народной семье, существует плодотворное напряжение между отдельными народами и семьями народов как целым.
   Одними идеями дело не ограничивалось. В 1943-1944 гг. Дайц предпринял практические шаги по претворению в жизнь своей евросоциалистической концепции. Сфера его интересов распространялась на всю Европу, как на восточную, так и на западную. В целях реализации евросоциалистических идей в восточноевропейском пространстве Дайц вознамерился образовать так называемый Специальный отдел Восток. Дайц даже составил проект распоряжения Розенберга на этот счет, но согласия на образование отдела не получил. В то время на роль монополиста в восточных делах претендовал оперативный штаб для оккупированных территорий, руководители которого в то же время тесно сотрудничали с Дайцем в Западной Европе. Все более отчетливо проявлялось разделение труда: оперативный штаб опекал преимущественно восточную часть континента, а команда Дайца западную. Вот почему в Голландии, Бельгии и особенно во Франции деятельность проповедников европейского социализма оказалось более результативной.
   12 октября 1944 г Розенберг направил Гитлеру небольшую памятную записку "предложение об урегулировании восточной политики" с обширными комментариями к ней. Он резко высказался в ней против непродуманной восточной политики некоторых имперских официальных органов, не только не согласованных с министерством по делам оккупированных восточных областей, но и объективно лишающей всякого смысла борьбу восточных легионов, опекаемых Розенбергом. Гитлер ответил молчанием. Становилось ясно, что никаких прерогатив в сфере идеологического обеспечения нового европейского порядка Розенбергу не получить.
   Складывалось новая военно-политическая ситуация: под напором армий антигитлеровской коалиции границы подвластной германии европейской территории неминуемо сжимались, и уже придвинулись к территории самого рейха. Возник вопрос, как при таких обстоятельствах не потерять немногих еще оставшихся союзников. Появилась потребность сместить акценты в идеологии и пропаганде "новой Европы", приспособить их к нуждам последних месяцев войны. Здесь как нельзя более уместными Розенбергу показалось советы Дайца. Понимая, что в сложившихся условиях Розенберг вряд ли получит пост попечителя "новой Европы", и исходя из реалий войны, Дайц рекомендовал обновить методы германской политики на континенте: он призывал вернуться к тактике двадцатых годов, когда НСДАП еще не находилась у власти и не могла опираться на силу государственного аппарата при осуществлении своих целей.
   По мнению Дайца, аналогичная ситуация сложилась и теперь, но только в европейском масштабе, после того как рейх потерял возможность прямого воздействия на многие страны в качестве оккупирующей державы. Итак, нужно применить такие методы решения европейской проблемы, какими пользовалась нацистская партия, решая проблему власти в Германии до 30 января 1933г. Что же это за методы? "проповедь и пресса", отвечал Дайц. Он предлагал до предела взвинтить идеологическую и пропагандистскую войну на основе концепции евросоциума и подключить к проведению этой войны журналистов и деятелей коллаборационистических движений, нашедших последнее убежище в рейхе. Идея Дайца заключалась в том, чтобы преобразовать находившийся под его опекой дрезденский Институт Европы в своеобразный центр идеологической переподготовки коллаборационистов всех мастей. В том же институте Дайц предлагал учредить постоянный комитет, состоящий из немецких и зарубежных журналистов. В случае принятия подобного плана вся европейская идеология и пропаганда могла сосредоточиться в руках Дайца.
  
   В связи со всем вышеизложенным возникают следующие идеи.
   В ходе борьбы за власть в Рейхе между Герингом и Гиммлером фактически происходит борьба идей между рейхом имперским (в традиционном понимании идеи империи) и рейхом национал-социалистическим (основанным именно на расовой доктрине).
   Еще на первом этапе этой борьбы Гиммлер погибает (авто- или авиакатастрофа). Во главе идеологической системы Рейха пытается встать Розенберг, однако это не устраивает Геринга.
   В ходе дальнейшей борьбы Розенберг терпит поражение и на него навешивают всех собак, обвиняя именно его, как министра восточных территорий, во всех проблемах, возникших в Восточной Европе (геноцид евреев, причисление славян к расово неполноценным и т.п.)
   После "развенчания" Розенберга (аналогии - Рем, Берия) Рейх получает возможность коренным образом изменить положение Западной России (переход от протектората к статусу земли Рейха) и обосновать создание республики Иудея.
   Данные события должны иметь место не позднее конца 1943 года.
   Одновременно с переходом России в число земель Рейха (1944-45 год) подобный процесс происходит с Чехией (Богемия и Моравия), Польшей (переход из статуса генерал-губернаторства к статусу протектората Южная Пруссия) и др. протекторатами (см. далее). Несмотря на единый статус, в каждой из этих земель уровень подчиненности Берлину различен.
   Статус вишистской Франции - союзное государство? Свободно присоединившееся государство?
   1943 год - установление контроля над ближневосточным средиземноморьем. 1944 год - создание Республики Иудея - на правах протектората - после того, как управление будет передано от военной администрации гражданской.
  
   О разделе европейской части СССР, Кавказа, Средней Азии на протектораты (затем - отдельные земли Рейха - Reichland) и независимые союзные Рейху государства.
  
   Часть Карельской АССР - в составе Финляндии.
   Часть Карельской АССР, часть территории Ленинградской области - протекторат Карелия - совместное германо-финское управление.
  
   Мурманская область, западная и юго-западная часть Архангельской области, юго-западная часть Коми АССР, северо-восточная часть Вологодской области, северная часть Горьковской области, северная и северо-восточная часть Кировской области, западная и юго-западная часть Молотовской области, южная часть Свердловской области, Челябинская область к западу от реки Тобол - под особым управлением военной администрации до 1952 года, под особым управлением немецкой гражданской администрации до 1957 года, с 1958 года включены в состав Российской республики (Reichland Russische Republik) как Северный автономный край и Уральская область.
   Ленинград и прилегающая к нему часть Ленинградской области - особый округ Петербург (Petersburgseparatbezirk) под управлением военной администрации до начала 1943 года, с 1944 года - под управлением немецкой гражданской администрации, передан в состав Российской Республики при объявлении ее землей Рейха.
   Москва и прилегающая к ней часть Московской области - особый округ Москва (Moskauseparatbezirk) под управлением военной администрации до середины 1943 года, с середины 1943 до конца 1943 - под управлением смешанной русско-немецкой гражданской администрации, с 1944 года - под управлением русской администрации, затем - столица Российской республики.
   Татарская, Башкирская, Удмуртская, Марийская, Мордовская АССР, северо-восточная часть Куйбышевской области, северо-западная часть Чкаловской области - до 1943 года под управлением военной администрации, с 1944 года - Восточная Федерация, до 1947 года - на правах протектората, затем - союзное Рейху государство, федеральный центр - Казань.
   АССР Немцев Поволжья, часть Саратовской и Сталинградской областей - земля Рейха Южная Марка (Зюдмарк, SЭdmark)
   Центральная и восточная части Чкаловской области, северо-восточная часть Кустанайской области, северная часть Актюбинской области, северная часть Западно-Казахстанской области - под особым управлением военной администрации до 1952 года, под особым управлением немецкой гражданской администрации до 1957 года, с 1958 года включены в состав Российской республики как Восточный автономный край.
   Астраханский округ Сталинградской области, южная часть Западно-Казахстанской области, часть Гурьевской области к западу от реки Эмба - под особым управлением военной администрации до 1952 года, под особым управлением немецкой гражданской администрации до 1957 года, с 1958 года включены в состав Российской республики как Прикаспийский автономный край.
   Калмыцкая АССР и восточная часть Ростовской области - до 1944 года под управлением военной администрации, с 1945 по 1946 год - под управлением немецкой гражданской администрации, затем - протекторат Калмыкия.
   Часть Ростовской, Сталинградской областей, Краснодарского края - под особым управлением военной администрации до 1945 года, под особым управлением немецкой гражданской администрации до 1949 года, с 1949 года включены в состав Российской республики как Донская автономная область.
   Краснодарский, Орджоникидзевский края - под особым управлением военной администрации до 1947 года, под особым управлением немецкой гражданской администрации до 1950 года, с 1952 года включены в состав Российской республики как Прикавказская автономная область.
   Крымская АССР - под особым управлением военной администрации до 1944 года, под особым управлением немецкой гражданской администрации до 1948 года, с 1948 года - протекторат Готланд. Севастополь выделен в особый район.
   Остальная часть западной России - Российская республика - в 1942-1944 годах - протекторат Россия, с 1945 года - статус земли Рейха.
  
   Эстония, Латвия, Литва - независимые союзные Рейху государства (с 1942 года).
  
   Западная часть Белоруссии (Белостокская, Брестская, часть Барановичской (?) области) - в составе Краковского генерал-губернаторства.
   Восточная часть Белоруссии - протекторат Белоруссия (?)
  
   Часть Волынской и Львовской области - в Краковском генерал-губернаторстве, часть Дрогобычской и Станиславской области - в составе Венгрии, Черновицкая и Измаильская области - в составе Румынии. Дальнейшая судьба этих территорий определяется по 3-му Венскому арбитражу в 1946 году.
   Часть Харьковской, Днепропетровской, Сталинской, Ворошиловградской областей, часть Ростовской области - протекторат Степной Край (Steppengebiet, жаргонное название "Малороссия") (до середины 1943 года - под военным управлением, до середины 1944 года - временная гражданская администрация).
   Остальная часть - до 1945 года - протекторат Украина, с 1945 года - статус земли Рейха.
  
   Северокавказские и закавказские республики - до 1950-52 годов - под управлением военной администрации, в 1952-59 годах - под управлением смешанной гражданской администрации, с 1960 года - протектораты.
  
   Республики Средней Азии - раздробляются на отдельные районы, до 1947-49 годов - под управлением военной администрации, в 1947-49 годах - под управлением смешанной гражданской администрации, с 1950-55 годов - протектораты и независимые союзные государства (государства Турана, Бухарский эмират, Хивинское ханство и т.д.)
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"