Шевнин Владимир Александрович : другие произведения.

Церковь и государство до патриарха Никона

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    о взаимоотношениях Православной Церкви и Государства Российского

  
  
   []
  
  
  
ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО ДО ПАТРИАРХА НИКОНА
  
  
  Особенности и закономерности отношений Церкви и государства. История Русской Церкви неотделима от судеб Русского государства. Известный знаток церковной истории А. В. Карташёв считал, что "истории Церквей обычно в сильнейшей степени определяются политическими историями". Нет единой устоявшейся оценки исторического развития России, отдельных переломных моментов. Так же небесспорна и история Церкви в России. Русское государство и Русская Церковь возникли практически в одно и то же время. Митрополит Макарий (Булгаков) полагал, что между этими великими событиями, "по-видимому, не существовало никакой связи: оба они совершались отдельно и независимо; там и здесь были разные действователи, разные цели; всё шло своим особым порядком".
  
  Взгляды таких известных исследователей как митрополит Макарий, А. В. Карташев, П. В. Знаменский и Е. Е. Голубинский далеко не всегда совпадают. Разночтения начинаются уже с периодизации истории. В основном различают три этапа - Киевский, Московский и Петербургский периоды. Но, "о каждом из них существует по меньшей мере две противоположные, исключающие одна другую оценки, выводимые притом из научного, исторического анализа" - писал протоиерей Александр Шмеман. Церковь поднималась и мужала с подъёмом и возмужанием Русского государства. По митрополиту Макарию: "История Русской церкви - это действительно "историческая жизнь" живого противоречивого общественного организма, вплетающегося в ткань исторической жизни Отечества, государства, народа".
  
  Поэтому столь поучительно рассмотреть историю взаимоотношений Церкви и государства, государства, внутри которого и одновременно с которым Церковь существует и развивается. Важно и потому, что у Церкви и государства в мире, в человеческой истории - различные задачи и цели, порой взаимно совпадающие, а нередко диаметрально противоположные. "Всякое земное царство по устройству своему совершенно отлично от Царства Божия на земле - Церкви Христовой - и имеет существенною своею целию одно временное счастие и благоденствие людей во всех его видах" - писал митрополит Макарий в основательном труде "История Русской Церкви". Очень ценна и мысль А.В. Карташёва, полагавшего, что "история Церкви в своей сути определяется не церковно-каноническими или организационными установлениями, а политической историей страны".
  
  Важно рассматривать историю Церкви не как обособленный автономный организм, а как органическую связь небесной Церкви, функционирующей на Земле, с земным государством. Потому что эти учреждения, хоть и имеющие различную природу, существуют всё же в едином историческом процессе, который имеет свою логику развития, и происходящие события равным образом воздействуют и на Церковь и на государство. Поэтому постараемся проследить, вкратце, динамику взаимоотношений Церкви и государства на разных исторических этапах, выделить особенности и закономерности этих отношений.
  
  Церковь и государство по крещении Руси святым князем Владимиром
  
  Крещение Руси князем Владимиром. Чем бы ни мотивировали историки решение князя Владимира креститься и крестить подвластное ему государство, несомненно, речь идет о глубочайшем духовном перевороте в душе князя Владимира (? 1015). "Крещение Руси явилось в значительной степени заслугой самого князя Киевского" - считает В.И. Петрушко. Прежде всего, он, великий князь, сам лично являлся для крещения областей подвластного ему государства. Русская земля при Владимире была крещена практически вся, и вся покрыта сетью миссионерских епархий. Крещение не было спонтанным и случайным выбором. Митрополит Макарий утверждает, и небезосновательно: "Христианство существовало в пределах нынешней России даже до основания Русского царства".
  
  Крещение Руси было подготовлено в предыдущие годы, в частности, при бабке святого Владимира святой равноапостольной княгине Ольге (? 969). А первые христиане появились на Руси задолго до Рюриковичей. Но это тема отдельного основательного разговора. Заслуга святого равноапостольного князя Владимира в том, что он окончательно насадил и утвердил Церковь Христову в масштабах всего государства во благо всех своих подданных, следуя их тайным чаяниям. Истинная причина крещения Руси, по выражению митрополита Макария (Булгакова) - "всеобщее сочувствие сокровенным желаниям своего сердца, эта тайная, но, тем не менее, очевидная склонность всех окружающих к православной вере греческой, какие видел, осязал и чувствовал Владимир"...
  
  Первые архиереи для создающейся Русской Церкви были, вероятно, привезены князем Владимиром из Херсонеса, хотя есть некоторые предположения, что первые митрополиты на Руси были из болгар.
  
  Евангельский идеал в государстве и Церкви. Святой равноапостольный князь Владимир стремился не только к расширению христианства вширь, географически, но и вглубь, духовно. Он пытался радикально обновить социальную жизнь государства и на деле реализовать опыт Первоапостольской Церкви. Государственную власть и казну Владимир употреблял на реальную помощь, чтобы крещёные люди почувствовали, что у них, как говорит книга Деяний Апостольских, "одно сердце и одна душа", что у них "всё общее". По свидетельству летописей и митрополита Илариона, это была не личная милостыня князя, а "социальная помощь в государственном масштабе <...> активное снабжение из государственного центра по столице, по городам и захолустьям срочной помощью нуждающихся, здоровых и немощных...".
  
  Переживая противоречия между земным и небесным, между государственным правом и евангельским идеалом, святой князь не превратил в мёртвую букву закона меры, диктуемые ему любовью. В "Очерках по истории Русской Церкви" А.В. Карташёв пишет: "Он не создал карикатуры "христианского государства". Он осуществил его в пределах заповеди Христовой ...". Князю Владимиру удалось счастливо сочетать практически несоединимое на деле - возвышенное и земное, дух и плоть, Церковь и государство. Удалось гармонично воплотить в "симфонии" отношений идеал христианства, за редким исключением уже не наблюдавшийся позднее в русской истории. "История православной России начинается с христианского максимализма, с подлинной "переоценки ценностей" в свете Евангельской истины" - констатировал протоиерей А. Шмеман в книге "Исторический путь Православия".
  
  Особенности русской иерархии. Верная духу Православия, православным понятиям об отношении духовной власти к светской, русская иерархия не использовала выгоды положения в создании самостоятельной церковно-политической структуры, как это произошло с Западной Церковью. "Обратно латинству русская иерархия употребляла свое влияние на устроение государства, на воспитание и укрепление в нём слабой сначала княжеской власти" - писал Е.Е. Голубинский. Она перенесла на Русь неведомые доселе понятия о верховной власти, поставленной от Бога. Епископы настоятельно советовали князю Владимиру - пребывающему в неком умилении от буквального воплощения евангельского завета любви и милосердия, не желающему впадать в грех и казнить преступников - быть жёстче, наставляя и убеждая его в твёрдости по отношению к нарушающим законы: "Ты поставлен от Бога на казнь злым, а на милость добрым; тебе следует казнить разбойников, только с испытанием". В устремленности к небесному идеалу, власть не в праве забыть о земном назначении. Единство русской иерархии способствовало и содействию в развитии верховной власти. С помощью Церкви происходило стягивание всех уделов земли Русской к Киеву, к общему князю, к общему митрополиту.
  
  Вектор взаимоотношений Церкви и государства. Князь Владимир заботился о разделении гражданской и церковной службы, их невмешательстве в дела друг друга. При нём установилось разграничение сфер деятельности Церкви и государственной власти. Сознавая потребность, Владимир советовался с епископами "как установить закон среди людей, недавно познавших Бога". При святом Владимире и его сыне Ярославе Мудром (? 1054)были заложены основы взаимодействия государства с Церковью. "Семена веры и благочестия, посеянные во дни святого Владимира и Ярослава, теперь, при ближайшем участии удельных князей, могли укорениться по всей России, в самых отдаленных уголках ее" - писал митрополит Макарий (Булгаков).
  
  Князья киевского периода находились под благодатным руководством Церкви, признавали в ней авторитет совести, прислушивались к мнению и совету её иерархов. Вектор взаимоотношений между государством и Церковью был определён на стадии становления этих отношений. Это был союз равноправных субъектов, при духовном окормлении власти со стороны Церкви, при глубоком уважении к нравственному авторитету последней. По утверждению митрополита Макария: "В то и другое царствование по особенному устроению Промысла Россия вся почти непрерывно находилась под властию одного государя, хотя ещё с самого начала в неё введена была так называемая система уделов. Оба эти монарха пользовались величайшим уважением в глазах своих подданных и имели на них сильное нравственное влияние".
  
  При таких обстоятельствах закладывались основания Русской Церкви и Русского государства, определялся вектор их взаимных отношений. И в этих отношениях, пишет протоиерей Александр Шмеман, мы видим "почти небывалую в истории Православия гармонию, причем в начале киевского периода византийская "симфония" почти очевидно действует под знаком влияния Церкви, не государства".
  
  Церковь и государство в киевский, домонгольский период
  
  Митрополиты-греки. Плюсы. Первыми митрополитами на Руси были греки. По мнению Е.Е. Голубинского, чужая иерархическая власть явилась в виде "крепко сплоченного общества образованных лиц, хорошо знакомых с политической мудростью своей тысячелетней империи и сразу приобрела громадный авторитет не только духовный, но и политический". В рассматриваемый нами киевский период Церковь была свободна от государства. Эта свобода Церкви была обусловлена тем, что Русская Церковь не была церковью национальной, и сознавала себя частью Церкви Вселенской. И это сознание делало служение Церкви более независимым. Такое сознание сохранялось в дальнейшем и у первых первосвятителей, поставленных из русских людей - Петра, Алексия, Ионы.
  
  Авторитет Церкви исходил из Константинополя, а не из княжеского терема. Церковь могла требовать от княжеской власти подчинения некоторым идеальным началам, как в личной, так и в политической жизни. Русские иерархи вступали почти в каждую усобицу князей, как общие миротворцы и ходатаи за благо народа. Митрополит Николай в 1097 году удержал князей от усобицы по случаю ослепления князя Василька Волынского. Митрополит Никифор II говорил киевскому князю Рюрику: "Князь! Мы поставлены от Бога в Русской земле, чтобы удерживать вас от кровопролития, да не проливается кровь христианская в Русской земле". И таких примеров было множество.
  
  Митрополиты-греки. Минусы. Но не все отечественные историки согласны с такой точкой зрения. Русская Церковь была митрополией Константинопольского патриархата. Митрополиты на русскую кафедру избирались и посвящались греческим патриархом с согласия императора. В числе 22 первых святителей не было ни одного русского, поставленного патриархом. "Митрополиты, почти исключительно греки, избираемые и поставляемые в Греции, присылались в Россию и управляли Русскою Церковию как Греческою митрополиею" - констатирует в уже упоминавшейся "Истории Русской Церкви" митрополит Макарий. Будучи греками, они, митрополиты, управляя Русской Церковью, проводили политику в интересах Греции. Чужие по происхождению, по языку и симпатиям, они не имели доверия среди власть имущих и народа. Отсутствие доверия к иерархам Церкви у власти, естественно, куда более существенно, чем подобное отношение народа.
  
  Тесное общение с греками имело и один негативный нюанс, осложнивший, по мнению А.В. Карташёва, отношения Церкви с русским национальным государством. По убеждению византийцев, василевс как глава Ромейской империи - государства греков, является главой и всех православных в ойкумене, то есть светским главой всей Вселенской Церкви. Карташёв пишет: "Такой царь всего земного Православия, по этой логике, мыслится церковным протектором и всех других, примкнувших к Православию народов. Отсюда наивная патриархальная мысль, что все православные народы, кроме самих "ромеев" (т. е. греков), суть вассалы василевса ромейского".
  
  Поэтому абсолютно неудивительно стремление великих князей видеть митрополитами людей русских, относительно греков более образованных, благочестивых, и, естественно, более лояльных к власти. И лояльность к власти государственной со стороны власти церковной становится со временем определяющим фактором. Так, в 1051 году Ярослав ставит собором епископов русского митрополита Илариона. В 1147 году Изяслав Мстиславич соборно поставляет в митрополиты Климента Смолятича. После истории с назначением в 1162 году митрополитом грека Иоанна и возмущением Ростислава: "Если патриарх еще поставит митрополита без нашего ведома, то не только не приму его, но и закон сделаем вечный избирать и ставить митрополита из русских, с повеления великого князя" - греки стали более внимательны к воле и желаниям русских правителей.
  
  Несомненно, что здесь уже со всей очевидностью прослеживается желание княжеской власти иметь во главе церковной иерархии людей, им подконтрольных. Возникала реальная опасность, что Церковь, во время удельных смут и раздоров, превратится в орудие и инструмент государственной власти. "Свой" митрополит с трудом мог бы сохранять беспристрастность и независимость. Наличие митрополитом иноземца-грека было, до поры до времени, благом как для юной Церкви, так и для молодого русского государства.
  
  Участие князей в делах Церкви. Великие князья Руси принимали непосредственное участие в управлении Церкви. С одной стороны, это можно расценить как вмешательство власти в дела церковной иерархии. С другой стороны, вслед за митрополитом Макарием (Булгаковым), назвать это "ближайшим участием по примеру благочестивых царей греческих". Примеры "ближайшего участия" таковы: помимо упомянутых своевольных назначений митрополитов, - назначение князем Ярополком в Переславле игумена Марка; назначение им же, уже великим князем, в Смоленск епископа Мануила; повеление великого князя Святополка о поставлении игуменом печерским Прохора.
  
  Нередки и случаи насилия со стороны князей в отношении православного духовенства: Андрей Боголюбский изгоняет в 1157 году из Ростова епископа Нестора; в 1168 году Святослав Черниговский - епископа Антония Грека; брат Мономаха, Ростислав, убивает инока Григория за обличение; великий князь Святополк, тоже за обличение, мучит печерского игумена Иоанна. Князья принимали участие в церковных делах и материально - через выдачу жалований, десятин от княжеских доходов, через предоставление права различных пошлин.
  
  Таким образом, закреплялось право непосредственного вмешательства в дела Церкви со стороны власти. Только с соизволения князей могли: открываться новые епархии, перемещаться из города в город кафедры. Не иначе, как с дозволения великого князя, могли совершаться: перенесение святых мощей из одной церкви в другую; причтение новоявленных угодников к лику святых. Князь Андрей Боголюбский предпринимал усиленные попытки переустройства Русской Церкви в своих политических интересах.
  
  Участие духовенства в делах государства. Принимая участие в делах Церкви, князья предоставляли и духовенству право участия в делах общественных и государственных. Вступление князей на престол освящалось Церковью. Церковные иерархи участвуют миротворцами в нередких тогда междоусобных распрях. В 1136 году митрополит Михаил мирит великого князя Ярополка с Ольговичами Черниговскими. Тот же митрополит в 1139 году замиряет великого князя Вячеслава с Всеволодом Ольговичем. В 1135 году всё тот же митрополит Михаил налагает клятву на новгородцев. В 1140 году через своего епископа новгородцы просят себе князя у великого князя Всеволода. Черниговский епископ Онуфрий в 1146 году грозит князьям проклятием, если те нарушат данную ими клятву. Нарушение же клятв князьями, к великому сожалению, было тогда обычным явлением...
  
  Оценка киевского периода. Несмотря на сложности выстраивания отношений между Церковью и государством в начальный период, историками он оценивается очень высоко. П.В. Знаменский считает, что "церковь выдержала напор удельного влияния без потери своего единства". Влияние Церкви в княжеских усобицах было заметно и благотворно. Прот. А. Шмеман считает киевский период "самым чистым, самым многогранным из всех периодов русской религиозности". Далее, в "Историческом пути Православия", он продолжает: "В отношениях Церкви и государства мы тоже видим почти небывалую в истории Православия гармонию, причем, в начале киевского периода византийская "симфония" почти очевидно действует под знаком влияния Церкви, не государства". Оценивая киевский период развития, Г. П. Федотов пишет: "В драматической и даже трагической истории отношений между христианской Церковью и христианским государством киевский опыт, несмотря на всю краткость и хрупкость, можно рассматривать как одно из лучших христианских достижений".
  
  Церковь при монгольском владычестве
  
  Покровительство монгол. С татаро-монгольским разгромом в начале XIII века заканчивается киевский период русской истории. Продолжается затемнение "симфонии" в отношениях между Церковью и государством. Меняются сами эти отношения, потому что они стали полностью зависимы от золотоордынского хана. Монгольское иго начинает новый, сложный, не умещающийся в простую формулу, период в истории Русской Церкви. Русь становится вассальной страной по отношению к Орде. Ни законов, ни установлений, ни веры ханы на Руси не меняли. Великие князья того времени Ярослав Всеволодович (1191 - 1246) и Александр Невский (1220 - 1263) сумели выстроить отношения с золотоордынскими ханами. Монголы, будучи язычниками, уважительно и веротерпимо относились к христианству и другим вероисповеданиям. Выдачей ярлыков они ставили и Церковь и русских князей в зависимое положение от Орды.
  
  Система ярлыков. Ярлыками назывались грамоты, которые выдавались ордынскими ханами князьям и святителям. Ярлыки должны были испрашивать все князья, все митрополиты и епископы. Со сменой хана проходила процедура подтверждения новыми ярлыками ярлыков, выданных прежним ханом. Ярлыки: охраняли святость и неприкосновенность веры, богослужения и законов Русской Церкви; охраняли неприкосновенность духовенства и мирян, живших на церковных землях, а также всего церковного имущества; освобождали духовенство, церковных людей и имущество от податей, пошлин и повинностей ханам; освобождали духовенство и церковных людей от ответственности пред властями и судами гражданскими, и подчиняли этих людей только власти и судам церковным. Ханские ярлыки защищали Русскую Церковь и русское духовенство от всех властей, чиновников и людей в пределах Орды. Из митрополитов ходили за ярлыками в Орду: Максим, Петр, Феогност, Алексий. Из епископов - епископы Ростовские: Кирилл и Игнатий и другие.
  
  Отношения князей с митрополитами. Верным другом и сподвижником великого князя Александра Невского был митрополит Кирилл II, выдающийся архипастырь Церкви. В 1270 году он мирит великого князя Ярослава Ярославовича с новгородцами. Его преемник митрополит Максим в 1300 году переселяется на жительство во Владимир. Сменивший Максима митрополит Петр, тесно дружит с сыном святого Даниила, Юрием, и завещает похоронить себя в Москве, освящая, таким образом, будущую столицу Русского государства. Митрополит Феогност, единомышленник великих князей Ивана Калиты и его сына Симеона Гордого, окончательно поселяется в Москве, придав этим большое значение княжеству, становящемуся средоточием земли Русской. Святой митрополит Алексий, крестник Ивана Калиты и воспитатель будущего князя Дмитрия Донского, принимал деятельное участие в управлении государством. В 1362 году он окончательно перенёс кафедру из Владимира в Москву и закрепил неоспариваемое сидение московских князей на великокняжеском престоле.
  
  Возвышение Москвы при татарах. К монголо-татарскому периоду в русской истории относится возвышение Москвы. Используя власть и силу Золотой Орды, московские князья расширили собственные пределы в борьбе с удельными княжествами, в первую очередь с Тверью, создали предпосылки для единого централизованного русского государства. Свержение монголо-татарского ига было на протяжении долгого времени заветной мечтой московских князей. Митрополиты одобряли стремление потомков святого князя Даниила установить единодержавие на Руси и их тайные помыслы относительно татар. Великий князь Дмитрий Иванович, названный впоследствии Донским, в 1380 году получил благословение преподобного Сергия Радонежского, давшего ему на брань и двух иноков - Пересвета и Ослябю.
  
  Оценка монгольского периода. Монголо-татарское иго оказало сильное негативное влияние на всё русское общество. Опыт рабства не мог не дать своих плодов. Е.П. Знаменский пишет об этом: "Сами князья должны были ездить в Орду с заявлениями рабской покорности и постоянно трепетать перед силой ордынского деспота, перед многочисленными доносами шпионов, шпионов даже из своих братий-князей. <...> Двоедушие, хитрость, низкопоклонничество, низкие проявления инстинкта самосохранения делаются добродетелями времени, которые проповедует иногда и летописная мораль". Внутри самой Руси совершался переход от удельных княжеств к единодержавию. В междоусобной борьбе применялись клевета, насилия, хитрость, коварства, небывалые жестокости. Страшный нравственный упадок в обществе повлёк изменение и церковно-государственных отношений. "Монгольский погром, - по словам Знаменского, - печально отозвался на состоянии Русской церкви, произведя в ней сильное расстройство порядка". Однако Церковь сумела выстоять, сохраняя баланс между порабощённой национальной властью и иноземным игом.
  
  Церковь и государство в московский период до разделения митрополий
  
  Перемещение центра власти на север. С татарским разорением Руси центр государственной жизни из Киева перемещается на север, в земли Суздаля и Владимира. Туда же переходит и центр митрополии. В XIV веке начинается "собирание земли Русской" вокруг Москвы, где решающим фактором оказывается союз московских князей и иерархов Русской Церкви. Выбор митрополитом Петром и его преемниками Москвы вызван желанием поддержать единство Руси, соединив церковный центр с центром государственным. Протоиерей Александр Шмеман весьма нелицеприятно оценивает результат такого выбора. Он утверждает, что, поддержав линию государства к собиранию и единству Русской земли, "Церковь незаметно сама оказалась во власти этой линии, поставила себя ей на службу, перестала быть "совестью" государства, чтобы превратиться постепенно в опору и почти инструмент Московского "империализма"". Заметим, что это всего лишь частное мнение одного из церковных писателей.
  
  Разделение митрополии. Неоднократное поставление в митрополиты русских людей стало обращать на себя беспокойное внимание греков и возбуждать сильную неприязнь в Литве и Польше. Результатом интриг явилось назначение патриархом Филофеем митрополитов в земли, враждовавшие с Москвой. В России становится сразу три митрополита - Алексий в Москве, Антоний в Галиче и Киприан в Киеве. Такое положение ослабляло нравственный авторитет Первосвятителя. Церковь оказывается вовлеченной в смуту разделения. В 1414 году князь Витовт ставит собором литовских епископов для Литвы Григория Цамблака, делая очередной шаг к разделению Русской Церкви. В 1459 году латинствующий патриарх Григорий ставит в митрополиты на Литву Григория, ученика свергнутого за униатскую ересь митрополита-грека Исидора. Происходит разделение митрополии. Впрочем, рассмотрение отношений Русской Церкви и Литовского государства вне рамок нашего рассмотрения.
  
  Значение митрополитов. Митрополит Фотий, преемник Киприана на единой русской кафедре, оказывал большое влияние на государственные дела. Так он удерживает в 1425 году от усобицы Юрия Звенигородского, посягавшего на великое княжение. Подтвердив права малолетнего Василия, Фотий утверждает "новый московский порядок престолонаследия по нисходящей линии, а не по старшинству, как в старое время". Иерархия при святителях Петре, Алексии, Ионе была связующим средоточием русских земель, связывая западные земли с Россией. Верховная власть воспитывалась под руководством церковной иерархии нравственным началам. Однако это не мешало в своё время тому же великому князю Дмитрию Донскому, для поддержки своего ставленника Митяя, назначенного им в митрополиты, заключить в тюрьму епископа Дионисия, прогнать митрополита Киприана, а затем и митрополита Пимена. Это свидетельствует о непрекращающихся попытках государственной власти подчинить себе Церковь, поставив во главе её угодных власти иерархов. "Здесь великий князь России, - с горечью пишет митрополит Макарий, - в первый раз усвоил себе полную, безусловную власть над самим главою Русской Церкви, а чрез него и над всею Русскою Церковию".
  
  Самостоятельность русской митрополии. В 1441 году за поддержку унии был свергнут последний в России митрополит-грек Исидор. В 1448 году собором русских пастырей был поставлен митрополитом Иона. В Грецию была направлена грамота о фактической независимости Русской Церкви от Константинополя. Русская митрополия стала самостоятельной от Константинопольского патриарха, но не от своего государства. А. Шмеман считает, что "окончательный переход митрополии в русские руки в 1448 году <...> на деле стал источником уже окончательного подчинения Церкви Государству и его политическо-национальным расчётам".
  
  Церковь и государство в XIV - XV веках. В середине XV века Русь фактически была разделена на Московское государство и Литву. Произошло и разделение Русской Церкви на митрополии - Московскую и Киевскую, под властью Литвы. Московская митрополия, находившаяся под покровительством государства, возрастает в своих пределах. Но - с усилением московского князя, постепенно слабеет авторитет московского митрополита. Власть государственная перестаёт нуждаться в поддержке и руководстве церковной власти. Если раньше князей было много, а митрополит один, то в XIV веке оказывается один князь и несколько митрополитов. Вспомогательное участие власти в церковных делах превращается со временем в самостоятельное от иерархии управление Церковью.
  
  Идеология "Москва - Третий Рим"
  
  Формирование идеи. Во времена правления великих князей Ивана III и Василия III активно формировалась идеология новой московской власти. В 1472 году Иван III вступил в брак с племянницей последнего византийского императора, и двуглавый орёл Ромейской Империи зареял над Москвой. 1480 год стал годом окончательного освобождением от татар. Подтверждалась схема византийских историков о странствующем Царстве. Церковь сформулировала новую монархическую идею о преемстве византийской теократии. Кратко суть идеи "Москва - Третий Рим" выражена в словах старца Псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофея: "Яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвёртому не быти"
  
  Предпосылки идеи. В XIV - XV веках отношения с Византией, находились в состоянии перманентного кризиса. По словам Георгия Флоровского, это был "кризис, связанный с государственным ростом Москвы, с пробуждением национального политического самосознания, с потребностью в церковно-политической независимости от Константинополя". Была и обеспокоенность о вере, в связи с подписанием в 1439 году на Флорентийском соборе унии с католичеством. Создалась реальная угроза, как Православию, так и русскому национальному государству. Падение Константинополя в 1453 году произвело гнетущее впечатление и убедило Русь в правильности своих выводов. Москва тогда впервые осознала себя единственной хранительницей истины Православия. С падением Ромейской империи, давшей Руси веру и поставляющей на русскую кафедру пастырей, "рухнуло мерило, авторитет, нечто абсолютное, бывшее гарантией Православия". Положение усугублялось предательством митрополита Исидора, грека, участвовавшего в соборе и подписавшего унию.
  
  Суть идеи. Идея "Третьего Рима" не была спонтанной и неожиданной. В русском самосознании вызревало "убеждение в переходе всемирно-исторической роли византийского христианского царства на Москву, которая, по благоволению Промысла, стала "Третьим Римом"". Старец Филофей, введший формулировку в обиход духовной жизни, адресовал послания великим князьям и дьяку Мисюрю Мунехину. В них он раскрыл роль и значение Российского царства в историческом пространстве и времени: "Стараго убо Рима Церкви падеся неверием аполинаревы ереси, втораго Рима, Константинова града Церкви, агаряне внуцы секирами и оскордъми разсекоша двери. Сиа же ныне триаго, новаго, Рима, държавного твоего царствиа, Святая Соборная Апостольскаа Церкви, иж в концых вселенныа в православной христианьстей вере во всей поднебесней паче солнца светится".
  
  Филофей констатирует факт "передвижения" истинной Церкви и императорской власти из одного Рима в другой. Русское царство осталось единственным православным государством в мире, на нём лежит ответственность охранения Православия от внешних угроз. Россия есть богоизбранное царство, призванное до скончания времён сохранять в чистоте веру Христову и "вручить её как неизменную святыню Богу в пору наступления вечного царства Божия". "Един есть православный великий русский царь во всей поднебесной, яко же Ной в ковчезе, спасённый от потопа, правя и окормляя Христову церковь и утверждая православную веру" - говорит старец в послании к Ивану IV. Этим позиционируются взаимоотношения Государства и Церкви. Самая существенная функция власти в православном царстве есть защита веры и Церкви Христовой. Следовательно, великий князь Московский является "браздодержателем святых Божиих престол".
  
  Россия как наследница Византии. Представление о России как единственном православном государстве неизбежно "влекло за собой и византийское представление о русском государе как полноправном хозяине в делах своей церкви". В этом убеждении присутствовала огромная опасность для Русской Церкви. Ибо теократическое царство знает только неограниченную власть. Теория "Третьего Рима" была извращена официальной идеологией. Подверглось выхолащиванию ее духовное содержание, и всё сведено было, по словам Г. Флоровского, в "теорию официозного хилиазма", в панегирик, в восхваление государственной власти, в избранничество России, но не духовное, а имперское, земное. По такой трактовке теории "Третьего Рима" - русское государство не "продолжает" духовные традиции Византии, а "заменяет" империю во времени. Следовательно, со стороны власть предержащих имеются в виду только державные амбиции и гегемония в мировом плане. Суть же, духовная основа, в расчёт чиновниками не берётся...
  
  Пленение Церкви государством. Функции государства и Церкви в мире и истории - различны. Церковь осуществляет Царство Божие на земле через отрешение и освобождение от мира. С христианской точки зрения роль государства в мире оправдывается. "Но оправдать государство с религиозной точки зрения, - как писал Е. Трубецкой, - значит признать за ним положительный религиозный смысл и религиозную задачу; а это возможно лишь в том предположении, что государство может и должно служить религии в качестве орудия, средства". На протяжении всей истории взаимоотношений Русской Церкви и государства наблюдается противоположное стремление - сделать Церковь орудием, средством в интересах последнего. В итоге государство пленило Церковь.
  
  Трагедия Церкви и падение государства. Протоиерей А. Шмеман, видимо, небезосновательно полагал, оценивая идеологию "Третьего Рима", что этот религиозный "мессианизм", это "торжество теократической мечты, этот взлет национально-религиозного сознания" обернулся торжеством самодержавия и стал подлинной трагедией для Русской Церкви. Идея была пленена русским государственным чиновничеством, заземлена, выхолощена, превращена в лозунг, попросту извращена. В итоге, произошла разбалансировка во взаимоотношениях Церкви и государства. Со временем такой трагический дисбаланс в отношениях между Церковью и государством сыграл существенную роль в крушении Российской империи...
  
  Церковь и государство в московский период до патриаршества
  
  Церковь при Иване III и Василии III. В лице единого централизованного государства Церковь обрела крепкую опору. Но сильная гражданская власть не нуждалась в церковном авторитете, и проявления прямого вмешательства в дела Церкви стали нормой. С митрополита Ионы все предстоятели Русской Церкви были русскими по национальности. Но, освободившись от влияния греков, Церковь оказалась под властью своего национального государства. Великий князь, без оглядки на Константинополь и удельных князей, имел определяющее влияние на постановку митрополитов и рассчитывал на взаимную лояльность. Так, при Иване III митрополитами были поставлены Филипп I, Геронтий, Зосима и Симон. "Русский первосвятитель, - пишет Е.П. Знаменский, - призывался на княжеские советы, скреплял княжеские советы, скреплял княжеские договоры, ходатайствовал за опальных и прочее. Во время великого князя с последними остатками быта митрополиты, как прежде, усердно действовали в пользу верховной власти". При великом князе Василии поставление происходило без собора епископов. Митрополит Варлаам был заточен в монастыре и на его место поставлен в 1522 году игумен Даниил, который характеризовался одним из опальных бояр, цитирую по Шмеману: "Учительного слова (великому князю) от него не слышно и не печалуется ни о ком, а прежние святители сидели на своих местах в мантиях и печаловались государю о всех людях". Беспомощность духовной власти наиболее ярко проявилась в деле развода великого князя с бесплодной супругой Соломонией, которая насильно была пострижена беспринципным Даниилом в монахини.
  
  Церковь при Иоанне Грозном. При малолетнем Иване Васильевиче церковная иерархия была втянута в боярские распри и борьбу партий. В 1547 году он принял помазание на царство. "Юный царь был благочестив, почитал священный сан, ревновал о благе церкви". Начало царствования знаменовалось митрополитом Макарием, Стоглавым Собором, Сильвестром и "Домостроем". В 1560-е годы наступает страшная реакция, покрывающая государство тенью опричнины. Победа знаменуется мученической кровью митрополита Филиппа (1569). Его обличение Грозного было последним открытым обличением царства Церковью. После святителя Филиппа голос Церкви умолкает надолго. Его преемники - Кирилл и Антоний были безмолвными свидетелями бесчинств Ивана Грозного. "С Иоанном Грозным трагедия московского Православия принимает поистине небывалый масштаб. Царствование Грозного завершает развитие русской теократии" - констатирует протоиерей А. Шмеман.
  
  Церковь и государство при патриаршестве до Никона
  
  Патриаршество в Москве. При сыне Грозного, царе Федоре Иоанновиче, свергается митрополит Дионисий, осмелившийся обличать временщика Бориса Годунова. На его место возводится архиепископ Иов - последний митрополит и первый патриарх. В 1589 году Константинопольский патриарх Иеремия возводит его в патриархи. Через два года грамотой было подтверждено учреждение патриаршества в России. Практически самостоятельность русской митрополии начинается еще с митрополита Ионы. Патриаршество не прибавило власти патриарху, но прибавило пышности во внешнем почитании предстоятеля и возвысило Русскую Церковь в мире. Митрополит Макарий писал: "Православная Россия под управлением своих православных могущественных государей сделалась главною представительницею и единственною охранительницею и защитницею православия во всем мире. <...> Русские государи уже носили титул царя, т. е. императора, и заняли в православном мире то самое положение, какое занимали прежде императоры Византии; очень естественно было желать, чтобы и при русских государях по примеру византийских во главе церковного управления находились первосвятители самого высшего духовного сана". Первая мысль об учреждении патриаршества принадлежала царю Фёдору Иоанновичу. Царь Фёдор предоставил патриарху Иову и архиереям участие в делах государства. По признательности царю Фёдору Иов с усердием служил Отечеству и Церкви.
  
  Церковь в Смутное время. С появлением Лжедмитрия наступало для России тяжкое время. Патриарх Иов в окружной грамоте извещал, что Лжедмитрий уклонился в ересь, намеревается ввести латинство в России, поэтому объявлял его изменником Отечеству и еретиком Церкви, достойным проклятия. Со смертью царя Бориса Годунова и его сына Феодора, свержения патриарха Иова, архиереи Церкви, кроме астраханского архиепископа Феодисия, покорились самозванцу. Покорились, как свидетельствуют, по убеждению, ибо в государстве не было ни законного государя, ни патриарха. В патриархи самозванцем был возведен сторонник унии Игнатий. Помимо патриарха Иова, архиепископа Феодосия за целостность государства и православия стояли архиереи Гермоген Казанский и Иосиф Коломенский. Против второго самозванца, отдадим им должное, русские святители выступали уже с большей решительностью.
  
  Служение патриарха Гермогена. С восшествием на престол Василия Шуйского, патриархом избирается митрополит Гермоген Казанский, ревностно противившийся незаконному браку самозванца. Деятельность Гермогена была всецело посвящена служение царю и Отечеству. Служа Отечеству, он служил и Церкви, потому что за самозванцем и поляками стояла католическая церковь. В 1609 году под страхом смерти на лобном месте он не отрёкся от царя Василия. Патриарх стоял во главе земского движения против поляков, призывал к единству вокруг Москвы русский народ. Взятый под стражу, патриарх Гермоген благословил народное ополчение, и вскоре был подло заморен голодом.
  
  "Симфония" Церкви и государства при патриархе Филарете. С освобождением Москвы от поляков, избирается в 1613 году царь Михаил Романов. Постепенно завершается Великая смута в государстве Российском. В 1619 году русским патриархом поставляется отец царя Михаила Филарет. Характерна оценка Филарета С.Ф. Платоновым: "В новом великом государе Москва сделала большое приобретение, она получила то, в чём более всего нуждалась: умного администратора с определёнными целями. Даже в сфере церковной Филарет был скорее администратором, чем учителем и наставником церкви". Значение патриарха при Филарете достигает небывалой высоты. Он был "великим государем" и по имени, и по реальному положению. Вместе с сыном они правили государством. Их имена писались вместе в челобитных, им обоим делали доклады бояре, они ставили свои подписи на указах и грамотах, им обоим представлялись послы, они информировали друг друга о государственных делах. Филарет восстановил в полном объёме самодержавную власть государя, ограниченную боярами и земскими соборами. Царь охотно выслушивал советы своего отца патриарха. Патриарх распоряжался иногда, с согласия царя, по личному усмотрению без указаний царя. При патриархе Филарете появились многочисленные приказы, схожие с царскими. По словам митрополита Макария (Булгакова), патриарх Филарет счастливо сочетал в себе, два высших служения на земле - царское и патриаршее.
  
  Государство и Церковь при патриархах Иоасафе и Иосифе. Значение патриарха Московского и всея России в дни патриарха Иоасафа I (1633-1640) существенно принизилось. Его уже не величали великим государем, а титуловали только великим господином - это название усвоялось ему и в царских официальных бумагах, и в грамотах его собственных и подчинённых ему лиц, и в печатавшихся при нём книгах. Царь уже не ставил имени патриарха наряду со своим, порой не упоминая имени патриарха ни в государственных указах, ни в церковных грамотах. При патриархе Иосифе, человеке "малообразованном и слабом в делах управления", патриаршая власть ослабела еще больше. При царе Алексее Михайловиче, при активизации государственной деятельности, он был безучастен к делам государства и Церкви. В церковном управлении господствуют дьяки, протопопы и светские лица. В XVII веке вновь обостряется вопрос о соотношении Церкви и государства. Начинается перерождение государства, меняется его самосознание. А. Шмеман пишет: "Даже тишайший царь Алексей Михайлович, приносящий от имени царства покаяние перед мощами св. Филиппа, по существу, уже далек по своей психологии от византийского и древнерусского теократического самосознания. В Москву всё очевиднее проникает атмосфера западного абсолютизма".
  
  Итоги московского периода. Московский период знаменует глубокий перелом, кризис и разделение. С централизацией государства завершается и процесс централизации Церкви. К этому времени, "Русская Церковь была уже даже не в плену у государства - она составляла с ним один, закованный в сакральный быт, мир" - констатирует прот. А. Шмеман. Торжество теократической мечты и национально-религиозного сознания, выразившееся в государственном самодержавии и установлении патриаршества обернулось подлинной трагедией Русской Церкви. При неограниченной власти самодержца неизбежно меркнет образ главы Церкви, голос её слабеет. В XVII веке вскрывается и обнажается кризис русского Православия. По мнению протоиерея Александра Шмемана, путь этот оказывается тупиком.
  
  Краткие выводы. Крещение Русского государства - событие, несомненно, чрезвычайно важное в отечественной и мировой истории. Как писал об этом митрополит Макарий (Булгаков) в "Истории Русской Церкви": "Разом, почти в один год положены были первые основы Русского государства и Русской Церкви; разом потом, как бы рука об руку, устроялись они мало-помалу в продолжение целого столетия; почти разом получили они и полное, окончательное образование".
  
  В начальный период, при святом равноапостольном князе Владимире были заложены основания отношений между Церковью и государством. Многими историками они характеризуются как "симфония" отношений Церкви и государства. В русской истории подобное согласие в отношениях между государством и Церковью существовало, пожалуй, только при царствовании первого царя из династии Романовых Михаила и его отца патриарха Филарета.
  
  На протяжении всей русской истории мы видим непрекращающиеся попытки и упорное стремление государственной власти подчинить себе Церковь, сделать её инструментом своей политики, встроить в государственную систему учреждений. И началось это ещё в начальный, Киевский, период истории, период, признаваемый как время небывалой гармонии в отношениях власти и Церкви. Уже тогда князья стали закреплять за собой право непосредственного вмешательства в дела Церкви.
  
  В XV веке переход митрополии в русские руки окончательно закрепил подчинение Церкви государственной власти. В XVI веке Церковь составляла с государством один мир "закованный в сакральный быт". И это было подлинной трагедией Русского Православия. "Симфония" отношений в начале XVII века лишь оттеняет фактическое закабаление и подчинение Церкви государством. И это является печальным итогом рассматриваемого периода.
  
  Мнение А.В. Карташёва, что христианизация Руси - это прежде всего явление не столько религиозное сколько политическое, видимо, имеет достаточно веские основания. В первый, Киевский, период истории Русская Церковь была в зависимости от Константинополя. Второй период есть время обретение Церковью самостоятельности и одновременно её зависимость от государства. Заканчивается период установлением патриаршества в конце XVI века...
  
  Никон будет избран патриархом в 1652 году...
  
  Завершить хочется словами протоиерея Александра Шмемана: "Как Православие есть один из главнейших факторов в истории России, так и судьбы России определяют собою судьбу русского Православия. Поэтому всякая оценка или даже простое описание русского церковного пути поневоле включает в себя и определённое отношение к прошлому России"...
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"