Шибаев Александр Владимирович : другие произведения.

Люди и subway

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Субъективные заметки о Нью-Йоркской подземке

Люди и "subway"

Я был в Америке во многих городах на обоих побережьях. В Америке много прекрасных мест и есть места, которые мне не понравились.

Если отбросить всевозможные крайности, типа пустыни, канализационные отстойники, гетто и подобные ужасы, я знаю худшее место Америки!

Худшее не с точки зрения убогого вида или неприятного запаха. Не потому, что все старое и, судя по виду, ремонта не было с момента создания. Не потому, что любезные мне информационные технологии там почти не применяются. Не потому, что там адская жара или адский холод.

Нет!

Разных местечек с этими неудобствами полно.

Но только в одной точке смогли собрать все неудобства вместе! И не только собрать, но и возвести все в высшую степень!

Это кошмар и ужас!

Это - Нью-йоркская подземка. Это - Subway!

К метро я отношусь с особым интересом. Во всех странах, где я бываю, я стараюсь прокатиться в метро. Пунктик такой!

Дело в том, что в далеком 1997 году я был одним из тех, кто реализовал крупнейший информационных проект в Московском метро - проект перехода с оплаты жетонами на оплату магнитными билетами и смарт-картами. За полгода был осуществлен переход от ручного подсчета-пересчета жетонов и денег на онлайновый контроль и учет движения средств всех станций метрополитена! Это как заменить телегу на реактивный самолет!

Тогда я работал в славной фирме Анкей. В конце 20 века это был лидер на Российском рынке информационных технологий. В небольшой по нынешним меркам, всего 250 человек, фирме, собрались лучшие специалисты по информационным технологиям в те годы. Например, из 60 профессионалов, сертифицированных Microsoft в Москве, 54 работало в Анкее.

С тех пор я кое-что знаю о метро и исподволь сравниваю все метрополитены планеты. Уверен, что с конца 20-го века автоматизация московского метро не отстает ни от какого метрополитена мира. А уж по "внешнему виду" это метро никогда и не отставало!

После московского метро попасть в нью-йоркскую подземку, это шок, "этого не может быть!", "это съемочная площадка треш-боевика "Апокалипсис forever!?"

- Its New-York Subway.

2018 год. Берем бесплатную газету в подземке: "Надо ремонтировать линию L. Там все плохо." Мы живем по линии Q - у нас отлично. Т.е. метро не работает иногда, по воскресеньям.

Прихожу на курсы английского. Преподаватель: "В подземке все плохо, при этом очень дорого, а линия L - полный кошмар".

2019 год. Вдоль линии L идет демонстрация протеста и призыв к властям что-то улучшить - это показывают в новостях. По линии Q поезда по воскресеньям не ходят.

2020 год. Про линию L не слышал. Там, вроде, автобусы пустили. Линия Q не работает практически каждую субботу и воскресенье.

Как видно, ситуация в подземке "стабильная".

Расскажу, как эта "стабильность" выглядит вблизи.

Главная особенность Нью-Йоркского метро - круглосуточная работа. Время ожидания ночью, безусловно, увеличивается, но все-таки поезда ездят. Это реально невероятно удобно!

Однако, отсутствие перерыва на вход пассажиров создает гигантскую проблему для сабвея - когда его мыть, модернизировать, изменять, улучшать? К сожалению, по всем признакам, ответ на эти вопросы был найден давно - никогда!

Уже в момент создания подземка выглядела невзрачно, с тех пор ничего не изменилось. Если в каком-либо фильме, например, "Данди по прозвищу крокодил" (снят 30 лет назад), вы видите станцию подземки, знайте, так она выглядела за 30 лет до фильма и так выглядит сейчас.

Ничего более старого, грязного, обшарпанного и душного, не соответствующего двадцать первому веку невозможно представить. Контраст усиливается ещё и тем, что вокруг стоят ультрасовременные небоскребы, владельцы которых гордятся новейшими решениями, экологическими успехами, удобством и чистотой.

Руководство Нью-Йорка просто не уважает своих жителей и туристов! Метро не просто старое - оно заброшено и забыто руководителями, которые уже десятилетиями ездят на задних сидениях персональных авто. Они сложно, витиевато и уверенно говорят с экранов ТВ, но им глубоко плевать, как там, под землей, ползут битком набитые поезда. Где-то есть иные "государственные деятели"? Весь этот "метро-менеджмент" надо выгнать без выслушивания бесконечных "я не виноват, мы прилагали все усилия, я делал, что мне говорили... денег нет..." и пригласить руководителей, например, превративших приевшуюся и наскучившую высотку, в которой всего-то радости, что посмотреть на Нью-Йорк свысока - Эмпайр Стайт Билдинг, - буквально в культовое место с интереснейшей программой. Тогда можно будет пользоваться сабвеем не от безвыходности, а с удовольствием. А вы думаете, Apple, Google, Яндекс создавались как-то иначе?

Проходишь несколько шагов от Эмпайра и попадаешь в преисподнюю. Из многомиллиардной кондиционированной, а также виртуальной, дополненной, искусственно интеллектуальной и еще какой угодно реальности - в пекло.

Станции

Перроны покрыты асфальтом, стены - бетонные, колонны, поручни, конструкции - стальные, крашеные. Стены некоторых переходов покрашены, некоторых - облицованы керамической плиткой. Плитка когда-то была цветная, но сейчас везде - серо-желтоватая. Полумрак от стародавних люминесцентных ламп. Не забыли, о чем я? Это метро Нью-Йорка, а не компьютерная бродилка среди подземных монстров!

Архитекторы выдали все, что они знали о строительстве ангаров. Дизайнеров не привлекали. Скульпторы... ой! это я заговорился... Однако, строители не подкачали - построено надежно, задачу "построить на века" они выполнили в буквальном смысле! Так родился Subway.

Конструкция надежная, потому что простая: эскалаторов на выходах обычно нет, в основном чугунные лестницы. В дальних концах некоторых станций установлены лифты для выхода на поверхность. Если женщина с детской коляской оказалась на станции без лифта - это мучение! Но ей обязательно помогут другие пассажиры (подробнее о людях ниже).

Грязь, подтеки ржавчины, вода с потолка во время дождя, спертый противный воздух. И жарко! Зимой - холодно.

И так - десятилетиями!

Цена поездки - 2,75 доллара, 5 млн. пассажиров в день. Месячный билет - 120 долларов, т.е. не слишком-то выгодно. Цена поездки настолько высока, что заработками на рекламе сабвейное начальство не заморачивается - иногда в вагонах и на станциях что-то приклеят, иногда - оторвут... Видел плакат с саморекламой: улыбающийся, за что-то отвечающий сабвей-начальник говорит, что они потратили 56 млн. долларов на ремонт метро. То ли за неделю, то ли за день. Не помню.

Когда метро не работает, т.е. постоянно, можно видеть людей в униформе монтажников, сидящих, стоящих на перроне. Они что-то ремонтируют, но внешности станций это не касается. Про аварии я не слышал, но ситуации, когда поезд остановился на путях на час - через день.

На подземных станциях кондиционеров нет. Вентиляции хватает, только чтобы люди не задыхались. А на открытых она и не нужна!

Подземные станции только на Манхеттене. Большинство станций вне Манхеттена - наземные, на эстакадах над улицами. Подозреваю, что все фильмы про все мафии в Америке снимают под этими эстакадами. Под ними же гоняют все погони. Исторически правдивая картина за любое десятилетие 20 века!

Грязь? Не скажу, что лежит кучами. Но если металлическую колонну из четырех балок установили в людном месте 100 (сто) лет назад и тогда же покрасили, как эта колонна будет выглядеть сейчас? Сколько за сто лет на ней осядет копоти? Годовые кольца образуются! Не похоже, что кто-то когда-то это мыл.

А нет, вру! Короновирус подхлестнул - подземку моют. В новостях видел кадры, как работники в масках протирали перила. Дело хорошее, но сначала надо было пескоструйкой пройтись. И моют подземку не менеджеры, которые десятилетиями не могут организовать уборку метро. Что, до вируса уборщиков в штатном расписании не было?

Вагоны

Читаю шильдик в вагоне: "Производство фирмы Kawasaki. 1978 год". Эта фирма выиграла тендер на поставку вагонов в Нью-Йорк в 1970-х!

Для очень многих жителей планеты использование сложного транспортного средства в течение 40 с лишним лет кажется невозможным, но для пассажиров Нью-Йоркской подземки время остановилось. Добро пожаловать в машину времени! Не надо в музей, пожалуйте в subway!

Однако, японцы создали своего рода шедевр!

Вагон не только не разрушился от времени, но даже не состарился и даже не слишком устарел. Внешний вид не отталкивающий, но и не обернешься, т.е. как рельс - практично, надежно, проверено и скучно.

Поезда полностью из нержавейки и выглядят очень крепкими. Есть переходы между вагонами. Скажу честно, я внимательно разглядывал внутренности вагонов. Ощущение, что все, кроме сидений, родное! И это, учитывая, что многие местные ребята разных цветов кожи, не стесненные присутствием полиции, к любому имуществу относятся варварски. А вагоны за 40 лет не сломали!

Более того, некоторые проблески информационных технологий присутствуют в некоторых вагонах (почему-то не везде). В стены под потолком встроены информационные табло. Место там было предусмотрено! Кондиционеры в вагонах настолько могучие, что превращают летом вагон в холодильник, что, в свою очередь, после доменной печи станции, в первый момент ошеломляет. И едут вагоны достаточно мягко и комфортно, правда шумно.

40 лет постоянной интенсивной эксплуатации! Инженеры, создавшие эти вагоны, достойны уважения!

Но все же, пора вагонам в музей!

В 21 веке уже хочется из точки А в точку Б не просто доехать, а в тишине, с интернетом, с "информационной поддержкой", возможностью подзарядить гаджет. Объявления следующей станции по вагонному радио явно недостаточно. А о заряде положительных эмоций и говорить не приходится - от поездки в целом ощущение, как будто вам из замызганной бочки гнутым ковшиком в покарябанную кружку немытый мужик воды плеснул и говорит - пей! Если вы при смерти - выпьете. Вот так и в сабвее прокатиться...

Реклама.

Десять лет назад на станциях метро в Вене уже были установлены видеопроекторы. На стенах, за рельсами, показывали локальные новости, прогноз погоды, рекламу и т.д. При прибытии поезда проекторы синхронно отключались.

Экраны, табло, светящиеся и переливающиеся стрелки, установлены во всех метрополитенах мира, где я был. Это помогает вам сориентироваться, узнать что-то, и, конечно, помогает продать вам кучу всего.

В нью-йоркской подземке об этом услышали. Недавно. Видел людей, прикручивающих экраны на грязные стены.

Масляной краской, строго говоря, на стенах призывы типа "Купи сэндвич" уже не пишут. Эксплуатирующая сабвей контора - МТА, принтеры прикупила и бумажные плакаты клеят в специальные рамки. Вы в августе можете, например, прочитать приглашение на майский концерт, и даже не этого, а прошлого года.

В вагонах под потолком имеется полоса бумажных рекламных постеров.

Больше про эту "неандертальскую" рекламу сказать нечего.

Однако! Именно реклама в подземке позволяет понять в каком десятилетии сделана фотография или снят фильм. Как не крути, а рекламные постеры - почти единственный изменяющийся во времени элемент нью-йоркского сабвея.

Информационные технологии.

Я могу вам детально рассказать, как работает система учета прохода пассажиров в Нью-Йоркскую подземку. Как работают аппараты по выдаче билетов. Я может быть даже вспомню интерфейсы подключения устройств к информационной сети. Я разведчик? Я проник в секретное хранилище секретных чертежей? Нет!

Аналогичную систему мы создали в Москве 23 года назад. Наверное, дорогие москвичи, еще кто-то помнит билеты с магнитной полосой для прохода в метро? Были проблемы: билеты мялась, размагничивались, не без этого. Но это был прорыв от жетонов в цифровую эру!

В богатейшем городе мира в цифровую эру тоже прорвались. Но остановились, прямо скажем, на "коврике у входа". Идея "билетов с магнитной полосой" была анонсирована в 1983, в 1993 - реализована. В 2003 году окончательно отменили жетоны.

К 2020 году ничего не изменилось!

Эти же билеты в подземку все так же мнутся и размагничиваются! Считыватели на турникетах имеют конструкцию, взятую один в один со старых катушечных магнитофонов (если кто-то их не видел - ничего не потерял). Это не технологии, это технический паноптикум! Но сделано надежно - снаружи все из нержавейки, ни следа ржавчины!

На некоторых станциях на Манхеттене, на некоторых турникетах, появились дополнительные блоки. Это считыватели бесконтактных смарткарт, ха-ха! Вы тоже повеселитесь, купив смарткарту или оплатив смартфоном поездку на станции на Манхеттене и приехав ко мне в гости в Бруклин. Обратно-то вы уехать не сможете - в Бруклине таких считывателей нет! И в других районах тоже.

Учитывая, с позволения сказать, "график" перехода на магнитные билеты, к моменту перехода подземки на смарткарты, последние перестанут выпускать. Беда-а...

Главное требование, исходя из моего опыта, при создании системы с множеством входов: система прохода должна заработать сразу на всех станциях, во всех вестибюлях, как минимум на двух турникетах. Иначе получите Нью-Йоркский сабвей-2020 - смарт-технология есть, лампочки мигают, но это никому не нужно и даже вредно!

Продажа билетов автоматизирована. Аппараты по продаже - не просто вандалоустойчивые, они созданы для функционирования во вражеской среде - литой толсто- цельнометаллический корпус двухметровой высоты, стальная клавиатура. Конечно, ядерного взрыва они не выдержит, но уронить, вскрыть, унести, сильно повредить ударом кувалды или лома нельзя. Дизайн, удобство пользования, эргономика? Эти понятия из другого, вне-сабвейного, мира.

Технологическое достоинство аппаратов - выбор языка. Это даже интересно: предлагается английский, испанский и язык основного населения данного района. У нас, например, русский. Я видел аппараты с китайским, корейским текстом. Фактически, аппарат показывает, какая нация преобладает в окрестностях станции.

Конечно, на станциях Нью-Йоркского сабвея есть действительно полезные и нужные, "ориентированные на людей", технологии. Например, табло на перронах, показывающее минуты до прибытия следующего поезда. Это очень удобно, избавляет от неизвестности ожидания. Такие табло есть во всех метрополитенах, в которых я побывал, примерно в 10 странах, кроме... Но может и там появится...

Информационная поддержка на станциях есть. Работает надежно, экономно. То есть вообще электричества не потребляет. Это пластиковые указатели с буквами из пленки. Висят под потолком и показывают куда идти, где выход, где переход. Ничего не обычного. Подсвечены, кое-где, тусклыми лампами. Почему я пишу о табличках в этом разделе? Но если стрелка нарисована, значит она несет информационную нагрузку, т.е. является информационной технологией.

Других примеров инфотехнологий я в подземке не нашел.

Лет 10 назад мир уже расплачивался за услуги и товары с использованием американской технологии от Apple. С тех пор информационные технологии в мире и в самой Америке просто катапультировались в будущее! Но Нью-Йоркской подземке на это плевать!

Люди.

Все, что вы прочитали, до этого момента, на самом деле неважно. Техника и технология ничего не значат сами по себе. Главное - какие там, в подземке, люди.

Вопрос преподавателя на курсах английского:

- Что вам понравилось в Нью-Йорке?

В группе, в основном, девушки. Они приехали из Франции, Италии и Испании.

Парижанка отвечает:

- Сабвей!

Учительница просто в обмороке! Как это может понравиться!?

- Здесь такие хорошие люди - никто не толкается, помогают, если заблудишься. Проехали бы вы у нас, в Париже!

Люди - это сокровище нации. Любой нации! Во все века!

Люди, съехавшиеся в Нью-Йорк со всех континентов и оказавшиеся в местном сабвее не перестали быть людьми! День за днем, по пути на работу и с работы, нью-йоркцы проходят испытание нью-йоркской подземкой. И это сплачивает!

"Стойко преодолевать тяжести и лишения"... поездки на сабвее! (в оригинале - "... военной службы", Устав ВС СССР). Это неписанный девиз сабвея. Но мы же говорим о городском транспорте, а не о войне! Подавляющее большинство пассажиров с армией никогда даже отдалённо не соприкасались. Но входя в метро люди как будто попадают на военные учения: все понимают, что всем тяжело, тесно и неудобно, но нужно вытерпеть, и стараются не сделать друг другу еще неудобнее. Нет, это не идиллическая картинка среди мрака и ужаса! Хулиганы, хамы, бомжи и прочее здесь есть, конечно. Но не эти персонажи определят лицо подземки!

... Итальянка активно поддержала француженку:

- Да! Я согласна! Здесь прекрасные люди!

Со всего мира съехались когда-то и съезжаются до сих пор люди в Америку. Этот поток не остановило само Время, уж куда там президентам. Побывайте на острове Элис - приемный пункт эмигрантов в США до середины 20-века. Это музей-памятник человеческой смелости. Люди рискнули, приехали, отвоевали, повоевали, договорились, отняли, выкупили, прижились, построили, воздвигли, создали, разработали.

Живут! Стремятся!

И никакой сабвей жителям Нью-Йорка не страшен! Они помогают друг другу пережить эту неприятность - поездку в подземке. Вам обязательно помогут: пассажиры подскажут вам, помогут поднять коляску или чемодан, вам предложат помощь, когда вы будете испуганно озираться в поисках выхода, вас подождет машинист, вас сориентируют работники станций. Вас даже пропустят бесплатно, если не сработает ваш магнитный билетик или нет мелочи.

В мире, в том числе в подземке, большинство хороших людей!

Май 2020


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"