Разве задумываемся мы, почему наш мир устроен так, а не иначе?
Неудобный вопрос. Может, и хорошо, что большинство людей подобные вопросы не тревожат.
Некоторые люди задумываются об устройстве мира только в ранней юности. Когда в душе появляется смутное чувство протеста: в мире, где я живу, что-то не так!
Потому, что если в мире всё так, то почему же у меня всё как-то не так?
Протест бывает разным. Бурным и затаённым. Значительным, или так, для видимости.
Проявляется - у всех по-разному: криком, грубостью, истерикой, слезами, унынием. Убеганием из дома. Но, как правило, ни к чему не приводит. Только доставляет неудобства своему обладателю. И проходит как-то незаметно, потихоньку уступая место спокойному человеческому бытию.
Со временем, становясь взрослее, люди всё больше приспосабливаются к своему миру. Привыкают видеть в устройстве мира закономерность и правильность. Учатся извлекать из мироустройства пользу для себя и своих близких.
Иначе - не выжить.
Иначе - неуютно жить. Неудобно.
К этому времени, как правило, у живущих появляются собственные дети. Подрастая, дети начинают задавать взрослым неудобные вопросы, протестовать, и пр.
Круговорот протестов и согласий не кончается. Таков закон.
У взрослых (совсем недавно бывших детьми), ко времени взросления появляется прекрасный набор ответов на неудобные "детские" вопросы.
"Мир так устроен! Ничего с этим не поделаешь!"
"Все так живут, и ты так живи!"
"Не мы это придумали, не нам это менять!"
"Если ты захочешь жить по своему, ты погибнешь! (Откуда я это знаю? Это опыт, дорогой! Опыт поколений!)"
Правы ли взрослые?
И да, и нет.
Правы ли дети?
И да, и нет.
Пятьдесят на пятьдесят.
ЧАСТЬ 1
Действительное и желаемое
ГЛАВА 1
Ео выросла в обычной, благополучной семье.
Совет соединил её родителей и дал им разрешение на ребёнка. В положенный срок родители произвели на свет Ео - отпрыска женского пола, по всем параметрам среднего, в меру симпатичного, в меру разумного.
Таковы правила.
Двух людей, достигших положенного возраста, соединяет Совет. Возражений, обычно, не следует.
Законы и Правила потому называются Правилами и Законами, чтоб не возражать против них. Чтобы их исполнять.
На этом - покоится мир.
Исключение, конечно, встречаются. Если двое, например, начинают испытывать какую-то взаимную симпатию ещё до того, как подходит время соединения, Совет может рассмотреть желания обоих. И принять положительное решение.
Но даже если решение окажется отрицательным, никто и не подумает возражать: мудрому Совету виднее. Ведь туда, в Совет, стекается вся информация о мире.
О том, кто есть кто. Какие у кого родители, какие способности, особенности, пристрастия. Наследственность. Какая, наконец, у кого внешность!
Даже если бы Совет захотел ошибиться - не ошибся бы никогда!
Мир стоит не только на Законах и Правилах.
Мир стоит на доверии к Совету.
А вообще...
Вообще, мир... ну, если не прекрасен, так просто хорош!
Одно дневное светило - звезда, по имени Альсиус, и два ночных - спутники. Голубоватый Гетор и красноватый Нетор сменяют друг друга на ночном небосклоне, проплывая среди мерцающих зеленоватых звёзд.
Голубую ночь сменяет красная ночь. А потом наступает изумрудный рассвет. Какая красота!
На зеленовато-изумрудное небо могут налететь лёгкие сиреневатые облачка. Иногда облачка собираются в тучки и проливаются на землю тёплым дождиком.
Есть леса, шумящие буроватой листвой, зеленоватые озёра, изумрудные моря.
Погода одинаково ровная, тёплая. В первом полугодии больше дождей, во втором - суше и ветренее. Лёгкая курточка должна всегда иметься в запасе!
Каждый школьник первого этапа обучение пишет сочинения о родной природе. Не раз, и не два.
Так, по Правилам, в учебниках написано: уважать и изучать родную природу.
Вот и наша Ео тоже, как все: уважала и изучала.
Не только природу. Все остальные науки, как положено по программе.
ГЛАВА 2
Итак, Ео родилась в обычной семье, на планете Эмит, в мире Эмит-трей.
Хорошая девочка получилась! Ласковая, любознательная. Не глупая. Росла, как положено. Как все дети.
Сначала за Ео ухаживала мама. Потом её направили на подготовительный этап обучения.
Ео начала осознавать себя только к концу подготовительного этапа. Далее - начинался первый этап обучения, и тут уже Ео помнила о себе всё.
Помнила, как хотелось ей скорее покинуть подготовительную группу и начать учиться по-настоящему! Помнила, как пыталась сама научиться читать по взрослым книгам. Водила пальчиком по строчкам и пела:
- А-ла... О-ла...
Родители не сомневались, что Ео быстро освоит обучение на первом этапе: она научилась читать и писать сразу же, как только детей начали учить этой премудрости. Главное - Ео легко заучивала Правила. А потом - Законы.
Основной предмет первого этапа, переходящий из года в год, так и назывался: "Законы и Правила".
Первые пару лет учителя только и делали, что хвалили Ео. Она получала высокие оценки по всем предметам.
- Мама, десятка по грамотности! Мама, папа, восьмёрка по счёту!
Все учителя отмечали, что Ео обладает живым и любознательным умом и упорным характером.
- Ваша девочка умна, смела и напориста! - говорили родителям учителя. - А, главное, она способна к обучению! На лету схватывает всё новое!
Вероятно, до поры, до времени, смелость и напористость укладывались в рамки "хороших" качеств. Или - "положительных". Допустимых.
Но дальше...
На пятом-шестом году первого этапа Ео впервые стала доставлять родителям кое-какие хлопоты. Сначала пошли жалобы от учителей на то, что Ео задаёт много лишних вопросов.
- Представляете, она спрашивает, что будет с человеком, если он перестанет соблюдать Законы и Правила! Допытывается, как человек будет жить! Как такое может прийти в голову ребёнку? Значит, она размышляет на эту тему? Вы ведь знаете, к чему это может привести? Кроме того, она не слушает учителей! На уроках - витает в небесах!
Учителя возмущались, родители сокрушённо кивали головами.
Что им ещё оставалось делать!
- Ваша девочка отказывается выполнять Правила! - каждая следующая учительская жалоба казалась родителям значительно хуже предыдущей. - Она не выполняет домашние задания. Она не слушает учителей, а смотрит в окно! Вам необходимо проследить за ребёнком!
Родители расстраивались.
Ео слушала все увещевания родителей и учителей, кивала, но её зелёные глаза весело и упрямо поблёскивали. Руки Ео невольно сжимались в кулачки, а рот кривился в ухмылке. Раскаяния на лице не появлялось! Наоборот!
- Папа, отстань, - отмахивалась от нотаций Ео. - Мама, не приставай!
Дальше - больше.
Началось самовольные отлучки с уроков.
Ео убегала с уроков одна. Без компании. Бродила по городу, сидела у озера. Её легко находили и доставляли домой. Всё-таки, она не достигла ещё такого возраста, чтобы уйти слишком далеко.
Ничего предосудительного не совершала Ео, во время своих отлучек (кроме самих отлучек!). Так, сидела, мечтала о каких-то сказочных поворотах судьбы. Как будто улетает она на Гетор или на Нетор, да живёт там весело, в любви и согласии. Только с кем? Интересно ведь, с кем!?
А ещё Ео пела песенки. Песенки без слов:
- О, эля-ля-ля! О, ялю-лю-лю!
Иногда в песенках появлялись слова. Одно, или два. Одна, или две строчки.
- О, ля! Как мне хорошо тут на берегу! О, ля-ля! Как хорошо быть свободной, как птичка! Как хорошо иметь крылья и летать в небесах!
Душа у ребёнка пела, только и всего.
Правда, пела всегда не вовремя и не к месту.
Такое поведение никак не могло привести к хорошим результатам обучения. И вообще, ни к чему хорошему не могло привести.
ГЛАВА 3
Учителя делали замечания, мать расстраивалась. Даже плакала. Это продолжалось года два, или три.
Отец закрывался с Ео на кухне и беседовал, пытаясь объяснить очевидное:
- Мир стоит на том, что люди выполняют Законы и Правила! - горячился отец. - Как можно не понимать таких простых вещей!
"А иначе, видимо, мир не устоит... - думала Ео. - Рухнет, наверное. Интересно посмотреть, как это будет выглядеть!"
Почему-то слова отца вызывали у Ео не только внутренний протест, но и какую-то внутреннюю усмешку!
Вероятно, потому, что Ео становилась взрослее.
О том, что разрушение мира может представлять из себя катастрофу, Ео, конечно, не задумывалась. Не думала и о том, что при разрушении мира могут гибнуть люди. Просто, хоть и взрослела Ео, но оставалась ребёнком.
До протеста она доросла, а до осмысления последствий - нет.
Юношеский протест захватил Ео так неожиданно и так рано, что ни родители, ни учителя не смогли с ним справиться.
Правила предписывали слушать родителей и родителям подчинятся. До самого конца первого этапа обучения. А Ео ещё так много времени оставалось до конца...
Ео как будто играла в игру. А игра такая: Ео проверяла, хватит ли у педагогов и родителей терпения, чтобы вынести все её проделки?
Или: до каких пор можно нарушать Правила, чтоб дело завершалось замечаниями и смешными нотациями?
Играла Ео, играла. И заигралась.
За пару лет до окончания первого этапа обучения девочка забалансировала на грани "отстранения" от школы.
- Мы ставим вопрос об "отстранении" и запрете дальнейшего обучения вашего ребёнка. "За пограничное поведение", - однажды объявил родителям старший преподаватель. - Её выходки плохо действуют на других учеников. Она становится опасной не только для себя, но и для окружающих.
Это являлось серьёзным предупреждением! Проще говоря, это был конец.
- Я умываю руки! - провозгласил отец.
И тут же хватался за голову:
- Неужели придётся писать отказ?
- Сама виновата! - не смотрела на Ео мать. - Попробуй ещё скажи, что мы тебя не предупреждали! Смотри, мы можем заявить отказ!
Родители имели право так сказать. Закон предписывал им растить ребёнка. Но если ребёнок совсем уж выходил из подчинения и совершал грубые проступки, родители имели право заявить Совету, что отказываются растить его и нести за него ответственность.
Вот до чего дошло!
Закон предписывал растить ребёнка, но Закон не мог предписать никому испытывать к ребёнку (или к мужу, или к жене) - какие-то особенные чувства.
Ровная и каждодневная забота о ребёнке? Да!
Забота о том, чтоб ребёнок следовал Правилам? Да!
Но - не более того.
Конечно, родители не могли не испытывать к Ео (и к друг другу!) какого-то чувства привязанности. Но родители вполне могли существовать и без Ео. Правда, им не разрешили бы больше иметь детей.
Ну, и что?
Может, они бы даже получили предписание Совета на то, чтоб прекратить совместное проживание.
Ну, и что?
В мире Эмит-трей такая ситуация никого не удивляла.
Жаль, конечно, что девочка дошла до "отстранения". Если человека "отстраняли", его, для начала, направляли на Остров. То есть, высылали.
Могли выслать и Ео. Обидно, но... Сама виновата.
И всё.
В принципе, как говорили в новостных передачах, на Острове ничего страшного с людьми не происходило. Там текла та же самая жизнь, по тем же Законам, по тем же Правилам.
Только там присутствовало больше "наблюдателей и защитников".
Они ходили по Острову, и наблюдали. Ну, и защищали, если надо.
"Наблюдатели" предусматривались и в обычной жизни обычных людей.
После первого этапа обучения некоторых выпускников просто приглашали поступить на учёбу на "Отделение Порядка и Защиты". Учиться, чтобы получить специальность "наблюдателя и защитника".
В обыденной человеческой жизни наблюдатели, чаще всего, казались невидимыми. Да и зачем им как-то выпячивать себя!
Ведь Законы и Правила представляли суть существования мира Эмит-трей. С малых лет, от утробы матери людей приучали соблюдать Законы и Правила, и люди спокойно их соблюдали.
Даже перемещение на Остров не являлось окончательным наказанием для человека. Допускалось и приветствовалось возвращение в обычную жизнь. Иногда люди возвращались очень скоро, иногда - через несколько лет.
Среди знакомых и сотрудников родителей Ео никто на Остров не ссылался, и никто с Оствова не вернулся.
Узнать из первых уст, как живут люди на Острове - невозможно.
И невозможно узнать, что происходит с теми, кто не смог и на Острове жить спокойно. Об этом чего только не рассказывали! Но точно никто ничего не знал.
Да и какая, в общем, разница, что происходит с нарушителями! Надо просто жить, как положено, и тогда ни глупые, ни слишком заумные вопросы (что почти одно и тоже!) у человека не возникнут.
ГЛАВА 4
Для решения вопроса об "отстранении" школа направила Ео в Совет образования. Вместе с родителями.
Совет образования - часть общего, большого Совета. Не менее важная, чем все остальные части.
Здание Совета поражало внушительностью и величием. Полукруглое, с полупрозрачными стенами. С огромными картинами на стенах. На картинах - родная природа.
Внутри тихо, прохладно. Вьющиеся растения островками растекаются по стенам, занимая пространство между картинами.
Журчит искусственный фонтанчик.
Как будто Ео пригласили на отдых, а не на суд!
Ео с родителями усадили сначала в мягкие кресла и попросили подождать. Рыжевато-медные волосы Ео рассыпались по спинке кресла. Она закрыла глаза.
Она старалась держаться спокойно. Но волнение ворочалось в груди Ео, как маленький пульсирующий комочек. Мысли перескакивали с одной на другую.
"Ну и пусть выгоняют на свой Остров!" - нашёптывала одна мысль.
"Нет, нет! - вопила другая. - Я боюсь! Я хочу остаться! Как же я там буду - одна, без родителей!"
"А что - родители? Разве они тебе так уж нужны? Да и ты им - не очень-то нужна! Лишние хлопоты!"
"Нет! У меня здесь есть мой дом, моя комната, моя кровать!"
"Будет другая комната, другая кровать!"
"Там наблюдатели будут за мной ходить, как хвост!"
"Тебя и тут вычислили..."
Мысли проделывали круг, и возвращались снова:
"Ну и пусть выгоняют на свой Остров!"
"Не хочу на Остров!"
И т.д.
На третьем круге мысли прервал служитель:
- Просим вас пройти в зал!
Ее вздрогнула и поднялась.
Таким оказался первый раз, когда решалась её судьба.
ГЛАВА 5
Маленькая Ео стояла в центре большого зала перед строгими членами Совета. Их кресла располагались по кругу, амфитеатром. Родители стояли поодаль с соответствующими моменту скорбными лицами.
Ео повернулась несколько раз, перекрутилась. Нет, как ни поворачивайся, а всё равно окажешься спиной к кому-нибудь!
Здесь, на Совете никто уже не одёргивал Ео и не делал ей замечаний. Просто один из членов Совета начал медленно перечислять все её проступки, один за другим.
Ео повернулась лицом к говорящему.
Голос члена Совета улетал под потолок и там дробился на несколько отголосков, превращаясь в эхо.
- Говорила грубые слова, не слушала замечаний, не выполняла заданий, убегала с уроков, смеялась над учителями и товарищами...
Лица членов Совета оставались бесстрастными.
Тут Ео стало страшно. Быть "отстраненной" ей совсем не хотелось.
Не хотелось, ни за что!
Ей не хотелось на незнакомый, зловещий Остров!
Кроме того, Ео нравилось учиться, нравилось узнавать новое, как ни противилась она учителям.
Когда председатель Совета обратился к Ео, она уже знала, что будет ему отвечать:
- Как ты сама расцениваешь своё поведение и какие выводы ты сделала для себя?
- Я буду выполнять все Правила, - бормотала Ео. - Я буду выполнять всё, как положено. Все Законы... все Правила... Я не буду убегать с уроков. Я буду выполнять задания.
- Смотри, девочка, - покачал головой пожилой председатель Совета. - Ты уже не так мала, чтобы не знать, что только на первом этапе обучения человеку даётся много предупреждений. Когда ты станешь старше - никто не станет предупреждать тебя даже дважды.
Ео не очень-то верила словам председателя, но кивала головой и давала обещания. Ей разрешили остаться и учится. С испытательным сроком в шесть месяцев.
Родители склонили головы перед Советом. Им тоже ничего не оставалось делать. Только подчиниться.
Они не стали писать отказ...
Испытательный срок Ео выдержала. Кроме того, родителям посоветовали отдать Ео с какую-нибудь спортивную секцию, чтобы физическая нагрузка отбила у девочки охоту к праздному проведению времени. Родители подчинились и пристроили дочь в секцию Боевой Самообороны.
Тренер покачал головой, глядя на худенькую, хрупкую Ео, совершенно не похожую ни на борца, ни на спортсмена.
- Зачем мучить такого ребёнка? - спросил родителей тренер. - Пусть сидит дома, рисует и вышивает.
- Я хочу бороться! - пискнула Ео, пока мать соображала, рассказывать тренеру, или не рассказывать про рекомендации Совета и про "отстранение". И про то, что врядли её дочь будет сидеть дома и вышивать.
- Бороться? - усмехнулся тренер. - Ну, ладно.
Так Ео в секцию приняли.
Нельзя сказать, что Ео сразу превратилась в выдающуюся спортсменку или показывала на борцовском ковре значительные достижения.
Но положительный эффект, от секции, несомненно, имел место. Когда от спорта никуда не деться - он дисциплинирует.
ГЛАВА 6
После встряски, полученной на Совете, Ео перестала получать замечания и благополучно закончила первый этап обучения.
Хотя её и тянуло иногда убежать куда-нибудь, чтоб посидеть в одиночестве, она сдерживала себя.
На Остров - не хотелось...
В конце первого этапа Совет обычно проводил отбор выпускников. Сначала отбирал тех, кто не мог учиться дальше и направлялся на обучение какому-то ремеслу.
Затем сортировал тех, кто мог продолжить обучение более серьёзным профессиям.
Обучение ремеслу, в мире Эмит-трей, не делало человека "второсортным". Потому, что Законом и Правилами воспитывалось уважительное отношение гражданина мира к любому труду.
Ео попала в число тех, кто может учиться дальше, на среднем этапе. Правда, её баллы оказались не самыми высокими. Еле-еле прошла по математике!
Но она прошла! Как она тогда радовалась! Как гордилась! Ведь она любила учиться!
Родители тоже радовались.
Правда, Ео иногда казалось, что родители радуются не только её успехам. Родители просто радовались тому, что первый этап обучения Ео завершён и им можно, наконец, с чистой совестью завершить контроль над "не совсем образцовой" дочерью.
Таков Закон. После завершения первого этапа обучения ребёнок обязан покинуть родителей.
С уходом Ео родители обретали некоторые привилегии - им разрешалось меньше работать. Они могли поменять род деятельности. Могли путешествовать. Более того - им разрешалось расстаться друг с другом, если они того захотят.
Конечно, родители вели разговоры о том, как они будут жить, когда Ео уйдёт из семьи. Ео слышала эти разговоры. Обидные для неё разговоры, хоть и в рамках Правил!
Родители делали для Ео всё, что положено родителям. Потому, что всё люди в обществе всегда делали то, что положено!
При чём же здесь какие-то обиды?
Чего хотелось Ео? Чего такого, особенного?
Неужели Ео задумалась о том, что её не очень любят? Врядли она произносила это слово в своих размышлениях.
Само понятие "любовь" в мире Эмит-трей представлялось довольно размытым. Оно почти всегда заменялось словами "долг", "закон", "правила". Видимо, только в молодости нам хочется чего-то ещё...
Всему своё время.
Время ласкать малыша, и время отпускать оперившегося птенца.
Ео не сразу выбрала, чему будет учиться дальше. Проживая последние денёчки с отцом и матерью, она всё ещё выбирала, чем ей заняться в дальнейшей жизни.
Неожиданно образовалось много ограничений.
Политехнологический факультет оказался закрытым для неё, так как по математике она не набрала контрольного балла для обучения технической специальности. Её базовый балл позволял учиться дальше, но не на тех факультетах, где требуется математика.
Не приглашали её ни на художественные, ни на музыкальные, ни на информационные факультеты. Комиссия определила, что у Ео нет особой склонности к подобным занятиям. Хотя родители и называли её фантазёркой!
Ей не разрешили учиться и на Отделении Порядка и Защиты. Возможно, из-за прежних отклонений в поведении. Или из-за той же математики, или просто - из-за физических данных.
На Отделение Порядка и Защиты брали, в основном, крепких парней и девушек, а Ео так и осталась худенькой и невысокой. Не смотря на несколько лет занятий в секции Боевой Самообороны, никакими особенными физическими достижениями она не могла похвастаться. Худа, даже хрупка. Правда, быстра и ловка, но, всё равно, чего-то всегда не хватало.
Ео не особенно расстраивалась, получив запреты. Зачем, например, изучать Порядок и Защиту, когда все и так защищены и соблюдают порядок?
На факультет Создания Ео тоже не разрешили поступить. На этот факультет отбирали одного-двух человек в год! Даже непонятно, почему так строго. Что в нём толку, в этом факультете Создания!
Что там можно изучать? Устройство мира? Так это изучает физика и естествознание.
Зачем вообще изучать устройство мира, когда и так видно, как он устроен!
Про себя Ео называла факультет Создания "факультетом бестолковой болтовни". Стоило ли тратить силы и время обучения на бестолковую болтовню!
ГЛАВА 7
Как ни пыталась Ео противиться, будучи ребёнком, привычка подчиняться Законам и Правилам присутствовала у неё, можно сказать, в крови. Именно этому её обучали сначала родители, потом - преподаватели первого этапа.
Пусть Ео и проявляла некоторую строптивость. Что с того!
Ео повзрослела... Ей предстояло покинуть родительский дом. Выбрать свой дальнейший жизненный путь.
Итак, она могла выбирать между врачевательным, естественнонаучным, экономическим и пищевым.
- Поступай на пищевой, - советовал отец. - Не прогадаешь!
Отец когда-то сам закончил этот факультет, потом перевёлся на высший этап обучения и, закончив его, занимал неплохое место в иерархии производителей.
Мать Ео не уговаривала. Она закончила своё обучение на стадии "ремесла" и занималась сортировкой продуктов на пункте выдачи.
Тоже - к пище близко!
Матери было всё равно, что выберет Ео. Это чувствовалось.
Но всё - только в пределах Правил.
"Почему бы и нет? - думала Ео. - Пищевой, так пищевой! Врачевательный - слишком труден, а естественнонаучный - слишком скучен. Мне, конечно, нравится размышлять и систематизировать, но на экономическом - голову сломаешь от цифр!".
Решение принято!
- Да, папа, - сказало она отцу через пару дней. - Пойду на пищевой.