Ширяева Ирина Валентиновна : другие произведения.

Обзор работ конкурса Нин 2014 - осень

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


  
   Рассказы
  
   Алёна Зорина "Крокодл"
   Трудно удивить кого-то на конкурсе сплошь удивительных историй.
   Но автор этих рассказов меня таки поразил! Огорошил. Вернее, огорошила.
   Потому? Да потому что у большинства писателей реалии даже фантастического мира строятся по законам привычной нам логики. Но только не здесь! У автора "Крокодла" логика своя, эксклюзивная.
   Например, мыло в супе. Ужас! - скажете вы. Э, нет. Ужас не в том, что мыло. А в том, что обещают детское, а подсунут яблочное. Каково?
   Или вот. Почему крокодл? А как вам такая история: у героя были проблемы с засыпанием, поэтому родители засыпали его книгами. В том числе и словарями. Мальчику это надоело, вот он и устроил словарный бунт. Стал сокращать слова.
   Ещё в этом мире можно сломать творог, связать свитер из бифштексов, а бабушку подозревать в том, что она по-тихому гуляет... с другими внуками.
   Словом то, от чего одни в восторге, а другие в ступоре - абстрактный юмор.
   А мне понравилось. Юмора много, сюра тоже хватает. И у детей такие тексты развивают фантазию, я считаю. Не все, конечно, согласны.
  
   Владимир Косарев "Пацаны соседские"
   Это истории именно о пацанах. О серьёзных мужских отношениях. Хотя герои рассказов ещё учатся в школе и отнюдь не в старших классах. Но порой уже не по-детски задумываются над разными весомыми вопросами. Например: что важнее - дружба или любовь? Что можно и что нельзя простить другу? Что такое мужское воспитание? И даже: что такое смерть?
   Приятно встретить на конкурсе такой "мальчишеский" текст. Ведь всем хорошо известно, что в подростковом чтении превалируют книги о девочках и для девочек. И явно не хватает сурового мужского взгляда на процесс взросления.
   Остаётся добавить, что написаны рассказы лаконичным мужским языком. Безо всяких там девчачьих финтифлюшек. Хотя, на мой взгляд, углубления и подробности в некоторых местах явно не помешали бы.
  
   Майя Лазаренская "Шлёп. Шлёп. Шлёп.", "Платочек".
   Я всегда с любопытством слежу за тем, как автор работает с деталью. Здорово, когда мелочи не только делают текст богаче, но и сами оживают. И даже, бывает, начинают поворачивать действие. А уж когда автор может сделать из мухи слона... пардон, целый рассказ - вообще супер!
   "Шлёп. Шлёп. Шлёп" - это такой ужастик навыворот. Даже антиужастик, я бы сказала. И правильно! Потому что обыкновенных ужастиков нынче - пруд пруди. Надоели даже. Хочется уже в этом жанре чего-нибудь такого-эдакого. И автору удалось удивить читателя, как мне кажется.
   Правда, я бы рассказ чуть подсократила и добавила саспенса. Думаю, это сделало бы его концовку ещё более эффектной.
   Но мне всё же больше понравился "Платочек". Здесь действие тоже крутится вокруг предмета - платочка. Он становится причиной раздора между вечно соперничающими старшей и младшей сёстрами. Но он же выступает и символом доброты, жертвенности и примирения.
  
   Джон Маверик "Габи плачет"
   Дивный сказочный рассказ о мальчике, который взглядом мог раскрасить или разрушить окружающий мир. А поскольку мальчик из тех, кого принято называть аутистами, и мир к нему враждебен, больше получается разрушать.
   Переживания ребёнка переданы замечательным языком - тонким, чутким, нервным и очень образным. Просто наслаждаешься богатством фантазии и стиля автора.
   Немного напрягают "не наши" реалии. Оказывается, в Германии первого сентября принято отправляться в школу со сластями в кульке, типа нашего новогоднего подарка. "Французом" там дразнят и даже оскорбляют.
   Но ведь детская боль - она боль везде. И небо ранено ею надо всем миром. Это очень проникновенно смог передать автор.
  
   Ольга Фост "Две истории про Ленку"
   О-о-о! Это просто праздник стиля! Богато, роскошно, щедро. Автор буквально фонтанирует образами. Остро чувствует все узелки, скользкости и шероховатости словесной ткани.
   Однако я не назвала бы это историями. Скорее, зарисовки, возможно для большой формы. Неспешная фиксация мгновений бытия.
   Кстати, давно замечаю, что писатели, виртуозно владеющие формой, наплевательски относятся к сюжету. Не до него им, погруженным в нюансы игры со словом. Да и сама эта игра полностью занимает внимание читателя, сюжет как бы здесь уже и лишний.
   Словом, наслаждение для гурмана. Но гурмана явно взрослого, поклонника текстов в стиле поздней Дины Рубиной.
  
   Игорь Холоденко "Алёшка и все, все, все"
   Великолепный эпиграф к рассказам: "  Когда Алешка был маленький, на вопрос "как тебя зовут?", он отвечал, - Але, - а потом сделав паузу добавлял - ша. Теперь это ша, то есть тише, он слышит постоянно. Такой вот у него неугомонный характер."
   Здесь удачно всё - и лаконично поданный характер главного героя, и цепляющая игра словами.
   Лично я расценила это как заявку на яркий, парадоксальный стиль. Но ошиблась Язык у автора довольно спокойный, юмор мягкий, ритм повествования неспешный. И ещё - явное тяготение к просветительству. В текстах часто встречаются объяснения непонятных для мелкоты слов и явлений. Что, конечно же, несомненный плюс для детских рассказов.
   Понравилась история "Как мы искали крокодила". Здесь есть удачно построенная интрига, есть тяготеющий к Хармсу юмор. Абсурд начинается с разговора охранника по рации, которая издаёт исключительно невнятные хрипы, но, тем не менее, охранник её понимает. И продолжается ожиданием под обитой рыжим дерматином дверью, за которой находится крокодил. Но он, как уверяет секретарша, сейчас занят.
   Эх, по мне, сюда бы ещё более эффектную концовку! И градус безумия был бы - самое то.
   И ещё я поменяла бы общее название. Уж слишком смахивает на заимствование у Заходера.
  
  
   Сказки
  
   Вера Вьюга "Кар-р-сота!"
   Яркая сказка, которая обязательно-преобязательно понравится детям! Надо обладать очень богатой фантазией, чтобы из "мусорной", в буквальном смысле слова, темы сделать такую задорную и благородную историю.
   Здесь есть абсолютно все компоненты, необходимые для того, чтобы текст состоялся. Первое. Добрая и в то же время достаточно свежая идея. Мир надо спасти от мусора. А спасёт его красота. Воплощена же эта идея в образе бетонной Цветочницы, в которую забыли посадить цветы и теперь бросают мусор.
   Второе. Мы становимся участниками весёлой операции по высаживанию цветов, то есть глобального действа по спасению мира.
   Третье. Мы знакомимся с очень живыми и запоминающимися персонажами, с которыми сразу хочется дружить: Цветочницей, Вороной, участковым Пистолетовым и урной Пингвином. Да-да, с урной тоже хочется дружить! И даже не "тоже", а в первую очередь - так она доброжелательна и великодушна!
   Четвёртое. Написана эта история остроумным языком, где играет и парадоксально поворачивает действо каждая мелочь. Одним словом - кар-р-сота!
  
   Рустам Карапетьян "Я взмахнул волшебной палочкой"
   Зарисовки из жизни обыкновенного владельца волшебной палочки. У них, у владельцев, оказывается, свои проблемы. То порядок колдовских действий перепутается и приходится своими ручками всё исправлять. То мастерскую по починке волшебных палочек не найдёшь. Да-да-да, нам бы их заботы...
   Лёгкий, милый, изящный полёт фантазии. Читается замечательно легко. Правда, как по мне, больше напоминает блестящее упражнение на заданную тему, чем собственно сказку.
   Да, вот ещё бы маму от домашнего рабства освободил. А то она всё время то что-то варит, то печёт. Так вся жизнь у плиты и пройдёт. Бедная.
  
   Лада Кузина "Настоящее желание"
   Читать новогодние сказки всегда приятно. Точно наперёд знаешь, что они добрые и красивые. Что тебя ждёт море положительных эмоций. Что все желания сбудутся.
   Вот и в этой истории всё по правилам. Ничейный котёнок, у которого, однако, имеется пышное имя Тутанхамон Тринадцатый, а сокращённо Тут, мечтает найти хозяина. И он его, конечно же, находит. Даже двух! И прямо под бой курантов!
   Особенно же в сказке мне понравился образный приём, когда живущий в подвале ДЭЗа котёнок воспринимает мир через обувь. Поэтому чудо и исполнение желаний у него ассоциируется с валенками Деда Мороза. Которые он и начинает искать. Я бы рассказ прямо так и назвала: "Валенки Деда Мороза"
  
   Алексей Кутафин "Снеговик на сковородке"
   Привлекло название. А потом и начало - совершенно необычное и звонкое появление Снеговика.
   Забавная и очень динамичная история о войне славных Снеговиков и коварных Ледовиков, которые украли воду из замёрзшего озера. Живописно прописан мир обитателей снежной страны.
   Экшен у автора получается великолепно. Сказка так и просится на экран, в мультик. Здесь есть и захватывающая дух погоня, и грандиозная финальная битва.
   А ещё автор умеет рисовать словами яркие и объёмные картинки. Меня особенно впечатлила сцена, где Снеговик упал, израненный, а рядом высыпалась из котомочки красно-алая морковь. Как кровь.
   Словом, кино и немцы... тьфу ты!.. Снеговики. Но автор - явно наш человек. Люблю экшен.
  
   Юрий Никитинский "Коля-Боля"
   Люблю абстрактный юмор и вообще обожаю всё необычное! Хотя сразу отмечу: "Коля-Боля" по стилистике близок к победившему нынче в Росмэновском конкурсе и очень там нашумевшему там тексту Юрия Лигуна "Салапапон и Мздыря". Кстати, оба Юрия - из Украины. Не заговорим ли мы в ближайшее время о зарождении русскоязычной украинской литературной школы, скажем, абсурда (примеры ещё есть, но они касаются другого конкурса, поэтому не буду их здесь приводить)? Пока шутка, а там посмотрим...
   В данном случае некоторая похожесть, на мой взгляд, не является недостатком, а говорит о тенденции. О какой? Ну, хотя бы о той, что XXI век уже начал искать свои эксклюзивные формы словесного выражения. В том числе это касается и сюра с философским осмыслением действительности. И правда, может, хватит перепевать образный ряд Алисы (что нынче очень модно)? Она ведь была написана ещё в позапрошлом веке! Давайте уже своё, а?
   Ну, а если честно, - миниатюры Никитинского, вероятно, не только не по всем молочным зубам, но и не по всем зубам мудрости даже (несмотря на крайнюю простоту их воплощения). Они - для того, чтобы умные родители читали их думающим детям. И обязательно обсуждали.
  
   Татьяна Томах "Соната для бабочки"
   Сразу скажу, что я очень настороженно отношусь к гари-потеровской тематике. Эти маленькие тайные волшебники, написанные в основном по одному шаблону, уже давно набили оскомину.
   Но рассказ Татьяны Томах по форме меня покорил. Именно по форме. Если в самом образе шестиклассницы Сары, которая втихаря от всех уже волшебница, нет ничего нового, то её эксперименты захватывающе неожиданны. Чего стоит только соединение музыки и радуги! "Семь нот, семь цветов". Супер!
   Основное же действие сказки происходит на уроках биологии. Ситуация тоже здорово придумана. Злая биологичка только и делает, что рассказывает о животных всякие гадости. Поэтому Сара приглашает этих самых животных прямо на урок. Чтобы они, значит, показали, какие они на самом деле добрые. И надо отметить, что лягушка, ворона и особенно верблюд получились у автора ну прямо как живые! Потому что рассказ написан задорным и очень образным языком.
   Но, несмотря на все эти завидные достоинства, по сути - не понравилось. Сказка выглядит как противопоставление мира одарённых детей миру малосимпатичных взрослых.
   Во-первых, монстрообразная биологичка. Которая, если разобраться, всего лишь исполняет свой профессиональный долг, рассказывая о внутренностях лягушки. Кстати, пришедшие на урок звери вовсе не хорошие. Они всячески оскорбляют и унижают учительницу. Детям, возможно, это смешно читать. Но взрослый автор должен понимать, что добрых чувств таким образом не воспитаешь.
   Во-вторых, туповатые родители, которые не понимают своего ребёнка. (Правда, папа, тайком читающий газету во время "воспитательного процесса", выглядит очень колоритно).
   Да и сама юная волшебница, с азартом "доводящая" училку и иронически относящаяся к родителям, показалась мне малосимпатичной. Вообще-то в шестом классе у детей ещё не проснулся подростковый негативизм и ведут они себя по-другому.
   Ну, вот такое двойственное впечатление от этой сказки. Уж извините, автор.
  
  
   Познавательные очерки
  
   Анастасия Волховская "Как Марк Шагал полмира прошагал"
   Рассказ о жизни знаменитого художника адресован, вероятно, младшим и средним школьникам.
   Очерк написан простым и в то же время красочным, метафоричным языком. Доходчиво обозначены главные темы, образы и колорит творчества Шагала. Ясно и чётко организован материал. Удачно подобраны иллюстрации - репродукции картин витебского гения.
   Прочитав или хотя бы просмотрев такую книжку, ребёнок совершенно органично приобщится к творчеству Марка Шагала.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"