Чего только нельзя создать плетением. В умелых руках, да с развитым, трехмерным воображением, плетение, это прекрасный способ как в сущности из бросового материала сделать множество полезных, красивых и главное нужных вещей. Одежду и обувь, мебель и посуду, корзины и подставки, декоративные стенки и ширмы, циновки и постельные принадлежности, ловушки и клетки для животных, сани, снегоступы и лодку... Вязание сетей тоже плетение из ниток, но это мы рассмотрим отдельно.
Лоза, корни хвойных деревьев, лыко, полосы бересты, трава (вообще достойна отдельного разговора) и многое прочее, все подойдет в том или ином случае для плетения. Простейшим приемам плетения научиться не трудно, зато какие появятся в итоге у Вас новые возможности. Сейчас можно найти много литературы по плетению. Красочно иллюстрированных подробно показывающих весь процесс изготовления того или другого. В этой главе многое показать сложно и даже не возможно, но тем не менее можно рассказать то, чего нет или забыли включить в других пособиях. Считайте эту главу как дополнение к более полным изданиям.
Начнем с того, что плетение это скорее искусство, а не ремесло. Плетению, еще в начале двадцатого века учились долго и тщательно. Специалисты по плетению сдавали экзамены и соблюдали определенные, государственные правила и стандарты. Сегодня тоже желательно соблюдать многие правила, но для того чтоб быстрее научиться и понять сам принцип, порой можно отойти от некоторых условностей. Опять же для человека, попавшего в экстремальные условия жизни главное сделать в итоге ту или иную очень нужную ему в данный момент вещь, возможно первый и последний раз в жизни, а не забросить в самом начале эту затею подальше, как полностью неосуществимую.
Знаете, чем отличается мастер-умелец от новичка-ремесленника? А Вы посмотрите на их руки во время перекуров. Мастер сначала руками и из воздуха проделает всю предстоящую работу, если где-то неувязка, переделать не проблема. А новичок-ремесленник начнет работу сразу на реальном материале, где переделка часто уже невозможна. Загублен безвозвратно материал, время, а иногда и вера в свои возможности. Вот и вы сначала мысленно проделайте всю работу, попытайтесь предусмотреть все мелочи. Как начнете, как продолжите, где возможны неувязки и где возможны травмы. Такое теоретическое плетение выгодно еще и тем, что практически ничего не стоит и таким обучением (теоретическим плетением) можно заниматься где угодно, лишь бы было время и желание. Все полученные навыки пригодятся потом на практике, когда Вы перейдете на реальный материал.
На практике может оказаться, что рук у Вас откровенно маловато. Всего две, но надо бы еще штук пять-шесть. Сами понимаете, что это невозможно. Значит надо придумать как обойтись только двумя руками.
Перейдем к конкретным примерам. Возможно, вы заметили, что плетение корзинки, начиная с середины работы и дальше уже не так уж и сложно. Ошибки уже вполне исправимы и что куда заплетать, уже понятно. Однако помните, как все эти веточки-прутики вдруг разваливаются в руках в самом начале плетения и все повторы в итоге приводят к тому же. Вот на этом и остановимся. Значит надо что-то придумать, как сделать понятным и удобным само начало плетения. В сущности, в пособиях показано как начинать плетение каких-то стандартных изделий, но изделия могут быть и не стандартными, и тут постарайтесь начать плетение с самого простого варианта.
Как-то я увидел, как начинал плетение рыболовной морды один мой знакомый. Он привязал вокруг подходящего по диаметру, невысокого столбика, стоймя прутики основы и стал их заплетать. В итоге довольно просто и быстро получилась входная горловина и основа самой морды. Такое начало, помогло обойтись без лишних рук и лишней нервотрепки.
Для изготовления нестандартных или необычных изделий, для начинающего любое изделие под эту категорию подходит, сами мастера-профи применяют всевозможные приспособления для облегчения начала плетения, а начинающим, подобными приспособлениями пользоваться сам Бог велел. Опять же главное сделать вещь с первого раза и неважно, если есть что-то, чем из принципа не пользуются профи. Например, временное крепление проволокой, веревками и т.д. Совмещение прутьев с камышом, травой, мочалом, корнями или берестой. Работает изделие и хорошо. Следующее изделие, если потребуется, можно сделать получше.
Теперь о действительно нестандартных или не обычных изделиях. Знаете ли Вы, что корзины для воздушных шаров были сплетены из того же материала и по той же технологии, что и обычные корзины? Или, что лодки, кузова саней и детских колясок тоже плетут из ивовой лозы? С кузовами саней и детских колясок понятно, а сплетенные лодки или обтягивают водостойким материалом, или покрывают водостойкой замазкой (смолой) непосредственно само плетение.
В конце 18 века был изобретен цемент, тот которым мы пользуемся, и сначала деревянный каркас обмазывали бетоном на цементно- песчаной основе. Так же как далекие предки человека делали первые глиняные сосуды. А в последствии, вплоть до наших дней бетон на стальной сетке-каркасе довольно часто используется в постройке плавучих причалов, парусных и моторных яхт, и лодок. В середине двадцатого века в разных странах были попытки из армированного бетона делать даже самолеты и планеры. По многим показателям армированный бетон приближается к алюминиевым сплавам.
Но и традиционные материалы для плетения забывать не надо. Мастера плетения обычно специализируются на одном материале, но стоит только не полениться и рассмотреть сразу все применяемые для плетения материалы и виды (способы) плетения и сразу будет видно, что в сущности освоив азы плетения одного вида, другие разновидности и варианты использования в плетении других материалов не так уж и сложно.
Стать настоящим специалистом плетения долго и сложно, но понять, что это такое и при случае воспользоваться своими знаниями вполне возможно.