( Ш. - это не моё , а воспоминания моей знакомой . Всё правда ... )
Спарта́к (лат. Spartacus, греч. Σπάρτακος, более исторически точное произношение Спа́ртак) (около 110 год до н. э.), Фракия -71 год до н. э., около реки Силари, Апулия) - бывший воин из Фракии, попавший в плен к римлянам и превращённый в раба-гладиатора. Возглавил восстание на территории современной Италии в период 74 год до н. э. - 71 год до н. э. Его армия, состоявшая из беглых гладиаторов и рабов, разбила в ряде сражений несколько римских легионов, в том числе две консульские армии. Эти события вошли в историю как восстание Спартака - третье по времени крупнейшее восстание рабов в Риме после первого и второго Сицилийского восстания.
Марк Лициний Красс (лат. Marcus Licinius Crassus; 115 или 114 до н. э. - май 53 до н. э.) - древнеримский полководец и политический деятель, триумвир, один из богатейших людей своего времени.
Во время диктатуры Суллы Красс сколотил себе огромное состояние благодаря проскрипциям, став одним из богатейших людей в Риме. Он вносил в проскрипционные списки людей с расчётом на захват их имущества - в целом, это было нормой, но однажды Красс не посоветовался с Суллой и самовольно внёс в проскрипционный список лояльного Сулле человека, на имущество которого имел виды[8]. За это он был отстранён от обогащения с помощью тех же проскрипций, однако не был внесён туда сам.
Восстание Спартака.
В 72 году до н. э. Красс возглавил армию, направленную против восставших рабов под руководством Спартака. При этом сенат предоставил Марку полномочия проконсула; кроме того, ради уничтожения армии Спартака сенат отдал приоритет Крассу перед консулами. После получения назначения Марк набрал шесть легионов в дополнение к уже собранным войскам, перешедшим под его командование.
Во время преследования спартаковцев, когда римские войска перестали подчиняться приказам, Красс поддержал дисциплину с помощью децимации- казни каждого десятого по жребию из числа зачинщиков бегства во время одной из стычек.
Сперва Красс, по версии Тита Ливия, разбил галлов и германцев, отколовшихся от основной армии Спартака. Затем он преследовал Спартака до Бруттия, откуда рабы планировали переправиться в Сицилию. По версии Флора, спартаковцы были целенаправленно вытеснены Крассом в Бруттий, и только после этого стали пытаться перебраться в Сицилию. Крассу приписывается стремление побыстрее покончить со Спартаком из-за скорого возвращения в Италию Гнея Помпея, которому могли достаться лавры победителя. Помпея вызвали сенаторы, по-видимому, не посоветовавшись с Крассом. Под руководством Марка был вырыт ров через весь Бруттий, который запер армию Спартака на полуострове. Вскоре после этого состоялась решающая битва, в которой восставшие рабы были полностью разбиты. 6 тысяч рабов было взято в плен и по приказу Красса распято вдоль Аппиевой дороги.
Вся война была завершена за шесть месяцев.
Подавление этого восстания стало самым значимым военным достижением Красса как полководца за всю его жизнь.
***
Лу́ций Корне́лий Су́лла Счастли́вый (Фе́ликс, с 27-28 января 81 до н. э.); лат. Lucius Cornelius Sulla (Felix); (138 - март (?) 78 гг. до н. э.) -
древнеримский государственный деятель и военачальник,
бессрочный диктатор "для написания законов и укрепления республики" (82-79 до н. э.), консул 88 и 80 годов до н. э.,
император, организатор кровавых проскрипций и реформатор государственного устройства.
Стал первым римлянином, который захватил Вечный город силой, причём дважды. Остался в памяти потомков как жестокий тиран, добровольно отказавшийся от неограниченной власти. Идейный предшественник римских императоров.
***
Спартак (балет)
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
"Спартак" - балет в 4 актах 9 картинах Арама Хачатуряна. Впервые балет был поставлен хореографом Леонидом Якобсоном вЛенинградском театре оперы и балета. Премьера состоялась 27 декабря 1956 года.
Оригинальный сценарий балета был написан драматургом Николаем Волковым, литературной основой для сценария послужили различные исторические материалы и художественные произведения.
Действующие лица
Спартак, предводитель восставших рабов
Красс, римский полководец
Фригия, возлюбленная Спартака
Эгина, куртизанка, наложница Красса
Гладиатор
Три пастуха
Пастушка
Постановки
Театр им. Кирова
27 декабря 1956 года - хореограф Леонид Якобсон, художник Валентина Ходасевич, дирижёр Павел Фельдт.
(Марии́нский теа́тр (современное официальное названиеГосударственный ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции академический Мариинский театр, с 1935 по 16 января 1992 года - Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова) - музыкальный театр в Санкт-Петербурге, филиал театра также работает во Владивостоке. Один из известнейших и значительных театров оперы и балета в России и мире. Был основан в 1783 году.)
Большой театр
11 марта 1958 года - хореограф Игорь Моисеев, художник Александр Константиновский, дирижёр Юрий Файер.
Исполнители: Спартак - Дмитрий Бегак, Фригия - Наталья Рыженко, Эгина - Майя Плисецкая,Гармодий - Николай Фадеечев.
4 апреля 1962 года - хореограф Леонид Якобсон, художник Вадим Рындин, дирижёр Юрий Файер.
Исполнители: Спартак - Дмитрий Бегак, Фригия - Майя Плисецкая, Эгина - Наталья Рыженко, Красс -Александр Радунский, Раб - Владимир Васильев.
9 апреля 1968 года - хореограф Юрий Григорович, художник Симон Вирсаладзе, дирижёр Геннадий Рождественский.
Исполнители: Спартак - Владимир Васильев, Фригия - Екатерина Максимова, Эгина -Нина Тимофеева, Красс - Марис Лиепа.
(Госуда́рственный академи́ческий Большо́й теа́тр Росси́и(ГАБТ), или просто Большой театр - один из крупнейших в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета. Комплекс зданий театра расположен в центре Москвы, на Театральной площади.
Изначально казенный театр, составлявший вместе с Малым единую московскую труппу императорских театров.
Историю театра принято вести с марта 1776 года, когда губернский прокурор князь Пётр Васильевич Урусов получил высочайшее соизволение императрицы Екатерины II "содержать... театральные всякого рода представления, а также концерты, воксалы и маскарады". )
***
https://www.mariinsky.ru/
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Первое действие
Триумф Рима
Римский полководец Красc с победой возвращается из похода во Фракию. Ликующая толпа приветствует легионеров. В золотую колесницу Красса впряжены пленные рабы. Среди них - Спартак, его жена Фригия и Гармодий.
Римская знать - патриции, сенаторы склоняются перед полководцем. Красса встречает куртизанка Эгина.
Рынок рабов
На рынок рабов приходит владелец школы гладиаторов Лентулл Батиат. Его внимание привлекают Спартак и скованный с ним одной цепью Гармодий. Лентулл Батиат покупает обоих. Горестна минута расставания Фригии и Спартака.
На богато убранных носилках вносят Эгину. Куртизанка осматривает рабов, ее выбор останавливается на Гармодии, но он уже продан. Эгина покупает Фригию.
Цирк
Возбужденная предстоящим зрелищем, толпа ждет начала представления. В центре амфитеатра - ложа Красса и Эгины. В первом бою гладиаторов сражаются галл, нумидиец и африканец. Погибает галл, раненый нумидиец просит даровать ему жизнь, но зрители требуют убить его. Унесены мертвые тела. В бой вступают ретиарий и мирмиллон - "рыбак" и "рыбка". Умирающий ретиарий проклинает Рим. Затем на арене появляются два отряда гладиаторов: самниты и фракийцы. Закипает яростный бой. Побеждает отряд под предводительством Спартака. Толпа восторженно рукоплещет.
Второе действие
Сатурналии
Прячась от ночного дозора, появляется Спартак. Фригия рассказывает ему о своей жизни в рабстве. Спартак уславливается с друзьями-гладиаторами о тайной встрече. Это замечает Эгина. Желая раскрыть их тайну, она увлекает за собой Гармодия. Народ славит бога Сатурна. Из дворца на носилках выносят Красса. Один из рабов, несущих носилки, споткнулся. Вольноотпущенник Красса, по приказу хозяина, убивает его. Спартак призывает своих сподвижников к восстанию. Верность делу борьбы за свободу они скрепляют клятвой.
Восстание гладиаторов
В каменной тюрьме томятся гладиаторы. Их гнетут позорные оковы. Лучше принять смерть на поле брани, чем на арене цирка в угоду толпе, жаждущей крови.
И цепи разбиты. Но на сторожевой стене уже звучит сигнал тревоги. Гладиаторы вступают в бой со стражей. Спартак открывает ворота и увлекает за собой восставших.
Третье действие
Лагерь Спартака
Победу за победой одерживают войска Спартака. Теперь уже римляне склоняют свои знамена перед вождем восставших рабов. В арьергарде войск Спартака, среди пленных центурионов и гетер, находится Эгина. Она разыскивает Гармодия и приводит его в палатку военачальников, где пляшут гетеры.
Неожиданно появляется Спартак. К неудовольствию военачальников он приказывает немедленно удалить из лагеря гетер. Но Эгина остается. Спартак приказывает удалиться и ей. Гармодий протестует. Начинается ссора. Конфликт разрастается. Группа недовольных военачальников вместе со своими отрядами покидают лагерь. Увлекаемый Эгиной, вместе с ними уходит и Гармодий. Со Спартаком остаются верные ему сподвижники.
Пир у Красса
На вилле Красса пир. Эгина сообщает Крассу, что она привела Гармодия, поссорившегося со Спартаком, и рассказывает о расколе среди восставших рабов.
Красс отдает приказ уничтожить лагерь повстанцев, ушедших от Спартака. Фригия посылает раба к Спартаку - предупредить об этом. Но тщетно.
Пирующий Красс велит привести Гармодия. Широко распахиваются пурпурные занавеси, и Гармодий видит распятые на крестах тела гладиаторов, изменивших Спартаку. Гармодию открывается предательство Эгины, он порывается убить ее, но легионеры закалывают юношу.
Красс и Эгина незаметно исчезают. На виллу врываются воины Спартака.
Гибель Спартака
Фригия томится предчувствием катастрофы. Перед решающим сражением она прощается со Спартаком. Окруженные войсками Красса, в жестокой битве гибнут Спартак и его воины, верные до конца клятве бороться за свободу. Трубят сигналы отбоя. Римские войска уходят. Ночью Фригия отыскивает тело Спартака и оплакивает погибшего мужа.
О СПЕКТАКЛЕ
Мировая премьера - 27 декабря 1956 года, Театр оперы и балета им. С.М. Кирова, Ленинград
Премьера капитального возобновления на сцене Мариинского театра - 1 июля 2010 года
Продолжительность спектакля 2 часа 40 минут
Спектакль идет с двумя антрактами
***
Сумо́ - вид единоборств, в котором два борца выявляют сильнейшего на круглой площадке. Родина этого вида спорта - Япония.
Одежда и причёска
Единственная одежда на борце во время поединка - специальный пояс, называемый "мава́си". Это плотная широкая тканевая лента длиной 9 метров и шириной 80 см. Маваси обматывается как правило в 5 оборотов вокруг голого тела и между ног, конец пояса закрепляется за спиной узлом. Размотавшийся маваси ведёт к дисквалификации борца. У борцов высокого уровня маваси шелковый. К поясу подвешиваются свисающие украшения - "сагари", не выполняющие никакой иной функции, кроме чисто декоративной. На турнире, у борцов низших дивизионов маваси всегда серый, старших - тёмных оттенков, хотя старшие борцы иногда не соблюдают эту традицию. У борцов двух высших дивизионов есть ещё один, специальный, пояс кэсё-маваси , внешне напоминающий украшенный шитьём передник, у каждого - на свой лад, который используется только при ритуалах. Обладатели высшего звания ёкодзуна носят во время ритуалов ещё особым образом сплетённую верёвку (цуна или симэнава). В любительском сумо маваси иногда носят поверх плавок или шорт.
Волосы собираются в особый традиционный пучок на макушке, в двух высших дивизионах прическа выполняется существенно более сложной. Помимо красоты, такая прическа обладает свойством смягчать удар по темени, возможный, к примеру, при падениях головой вниз.
Одежда и причёска борцов строго регламентируется и вне соревнований. Предписания очень сильно зависят от уровня борца. Как правило, предписываемые в обыденной жизни борцам одежда и прическа весьма архаичны. Оформление причёсок требует особого искусства, практически забытого вне сумо и традиционного театра.
Гёдзи носят архаичную одежду придворного стиля эпохи Муромати. Существует строгий и мелочный регламент, определяющий одежду и обувь судьи в зависимость от его уровня, что позволяет опытному глазу очень точно определить ранг по внешнему виду и цветам деталей. Так, в младших лигах судьи босые и просто одетые. Напротив, носки, а затем и сандалии разрешены только самым высокопоставленным гёдзи. Обязательным атрибутом гёдзи является веер - гумбай.
***
http://www.pravmir.ru/
Спартак с открытым сердцем: о христианских корнях в творчестве артиста балета Владимира Васильева
АРСЕНИЙ ЗАМОСТЬЯНОВ | 18 АПРЕЛЯ 2015 Г.
18 апреля исполняется 75 лет знаменитому артисту балета, Владимиру Викторовичу Васильеву. О христианских корнях в творчестве юбиляра размышляет Арсений Замостьянов.
"СССР с открытым сердцем" - так назывался широкоформатный фильм 1961 года о молодых влюблённых артистах Большого балета, глазами которых зрители видят зимнюю Москву... Героями фильма были артисты балета - Владимир Васильев и Екатерина Максимова. Сам Владимир называет этот фильм "красивым и фальшивым", но именно такими хотели видеть кудесников балетной сцены во всех европейских столицах. В Париже специально для диковинного широкоэкранного фильма построили новый кинотеатр. Их ждал роскошный гостиничный номер, переводчик и автомобиль по первому требованию... Французские газеты преподносили их приезд как свадебное путешествие. Это оказалось весьма кстати и для советской пропаганды: вот как свободно и красиво живут наши молодые талантливые артисты!
Пять счастливых дней в Париже промелькнули как одно счастливое приключение, практически без перерывов на сон. Они познакомились с Матильдой Кшесинской, с молодой Катрин Денёв, которая только снялась в "Шербурских зонтиках"... Денег почти не было, но тем интереснее они провели время: не отвлекались на магазины. Только перед самым отъездом Васильев узнал, что в придачу к спальне и огромной ванной у них была ещё и большая гостиная. Они думали, что дверь ведет в соседний номер, а оказалось, что за ней - роскошный салон с камином.
У каждого из великих мастеров балета найдутся по две-три коронные партии. А у Васильева таких коронных ролей - как минимум, десять. Он разрушал стереотипы амплуа, служил театру и танцу как настоящий подвижник. Его семейный и балетный дуэт с Екатериной Максимовой - настоящее чудо, о котором будут рассказывать легенды и век спустя.
На вопросы о любимой партии Владимир Васильев всегда отвечает так: "Мне легче назвать нелюбимые". Это Голубая Птица в "Спящей красавице" и юноша в "Шопениане": "Я их просто ненавидел - в них не было какого-то развития: ну что, ну, голубая птичка, ну, порхает и порхает. Эти две роли меня просто абсолютно не цепляли".
Все остальные роли одинаково любимы мастером. Особенно неожиданные, как Альберт: "Поначалу многие вообще не понимали, зачем мне нужно танцевать Альберта в "Жизели". А он оказался одним из последних спектаклей, которые мы с Екатериной Максимовой танцевали в Метрополитен-опера в Нью-Йорке. Мне уже исполнилось к тому времени пятьдесят лет. Именно этим балетом из классического репертуара я заканчивал свою карьеру".
Да, ему дорог благородный Альберт, но всё-таки Спартак - особое слово в балетной судьбе Васильева. Подводя итоги ХХ столетия, ведущие специалисты мира признали Васильева "Танцовщиком ХХ века" - и самым веским аргументом для такого решения был "Спартак". Заглавная роль в великом балете, в котором мужчины, герои важнее балерин - это дорогого стоит.
"Спартак" с Васильевым - это не только страница в истории балета, но и одна из вершин нашей цивилизации. Всё лучшее, что взметнулось в России в страшноватом ХХ веке, проявилось в этом произведении. Это Событие - было и есть.
На сцене Большого "Спартак" композитора Арама Хачатуряна к тому времени ставили дважды. Обе постановки - Леонида Якобсона и Игоря Моисеева - вышли изысканными, но бессмертной классикой стал "Спартак" Григоровича. Григоровичу - вместе с Хачатуряном - удалось создать высочайший образец героики ХХ века.
Кому быть Спартаком? Ни у Васильева, ни у его коллег не было сомнений: это роль для Мариса Лиепы. Он уже танцевал Спартака в постановке Якобсона и даже получил за эту роль медаль имени К. С. Станиславского - единственный из артистов балета... Но в разгар репетиций Григорович увидел в Лиепе Красса, и это озарение подарило нам выдающийся балет-противостояние.
Сегодня Владимир Васильев размышляет: "Мы все были уверены в том, что Марис - главный претендент на роль Спартака. После премьеры я предложил ему поменяться ролями. Я-то как раз хотел Красса. Ну какой я Спартак? Выйду, а рядом будут стоять ребята на голову выше меня... Кроме того, я не любил прямолинейных героев. Но в роли Спартака у Григоровича, как ни в одной другой, получилось развитие образа. Оказалось, что Спартаку необязательно быть скалой. Сила этого персонажа не только в его физике, но прежде всего в силе духа. Спартак в спектакле Григоровича - глубоко страдающий человек. Он вынужден быть твердым и жестким. И он идет против своей природы, идет до конца. Это человек долга, совести и ответственности за начатое дело". Васильев усиливает идеализм, мечтательность Спартака, никогда прежде эти важные человеческие качества не показывали в балете с такой силой.
Дуэль Спартака и Красса, Васильева и Лиепы стала нервом спектакля. Сцена не знала такого захватывающего противостояния двух выдающихся танцовщиков, каждый из которых в "Спартаке" познал свой звёздный час. Они мечтали хотя бы на один спектакль поменяться ролями - чтобы поведать друг другу нечто новое, недосказанное о Крассе и Спартаке. Эта затея не удалась, но она показывает уровень творческой взыскательности, царившей вокруг "Спартака".
Рядом со Спартаком была верная Фригия, которая олицетворяла в этом воинственном балете вечную женственность. Она с самого начала трагически чувствовала обречённость Спартака, которого оплакивала в финале - и Максимова сыграла страдание, верность, чистоту - всё то, что оттеняло эпический героизм Спартака.
У Васильева получился Спартак из античного искусства, под стать греческим и римским скульптурам, и в то же время это был русский Спартак, в котором проступали черты прежних сказочных героев Васильева - Ивана, Данилы... И в то же время - это Спартак совсем не языческий. В нём нет торжества плоти, нет агрессии. Только - праведный отпор бесчеловечной силе. Танец Васильева в "Спартаке" был вихрем бесконечных линий, который покорял зрителя властно и неотразимо. За мощным танцем стояла утончённая драматургия, в которой осмыслена каждая деталь.
Васильев рассказывает: "Вся прелесть этой роли в том, что при всей могущественности Спартака, у него были слабости. Мне всегда нравились роли, в которых много полутонов, когда образ соткан из множеств "да" и "нет". До меня ведь много кто танцевал Спартаков - а я его старался подать с какой-то особенностью. Наверное, у меня это получилось". Ещё как получилось! Григорович, Васильев, Вирсаладзе, Лиепа создали великий эпический мужской балет. В угаре дискуссий его иногда называют "мужицким". Это было открытием, границы балетной сцены раздвинулись.
Парящие прыжки Васильева через всю сцену ("прыгает как из пушки" - говорили про него) запомнились любителям балета не меньше, чем улановская "пробежка" Джульетты. В них - благородный порыв героя, обречённого и на скорую смерть, и на бессмертие. А чьё сердце не замирало от горя, когда воины Красса поднимали Спартака на копья?
После Васильева многие выходили на сцену в костюме гладиатора в этом спектакле. Некоторых Спартаков называли суперменами, других - революционерами, борцами. Сравнивали с Гарибальди, Че Геварой и Хоакином Мурьеттой. С Гераклом! Сила исходила и от Васильева - ещё какая. Но это был Спартак христианский. Просветлённый подвижник. Его интересовало противостояние патрициев и восставших рабов, надменной силы и человечного благородства. Васильев воспевает жертвенность Спартака, его благородство и человечность, его чистые помыслы. В ключевом для Васильева эпизоде он отказывается от расправы над Крассом, победив его в поединке. Отпускает опасного врага, он не желает кровопролития. Его любовь к Фригии чиста, в ней мало плотского, в ней - глубокое взаимное сочувствие.
В последней битве легионеры поднимают на копьях пронзённое тело Спартака - и здесь невозможно избежать ассоциаций с распятием. Спартак сражается против ощетинившегося языческого Рима, погибает, но остаётся моральным победителем. Он - предтеча нового, более справедливого уклада, в котором можно увидеть коммунизм, а можно - христианство. Посмотрите этот спектакль - он сохранился в двух вариантах. Конечно, телевизор - не сцена Большого театра. Но другой возможности увидеть лучшего Спартака у нас сегодня нет...