Автор: другие произведения.

Древний Египет - цивилизация, избранная Богом

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Аннотация:
    С точки зрения научного религиоведения - к Христианству древнеегипетская религиозная культура ближе всех религиозных культур Доантичного Древнего Мира, включая иудейскую.

  Древний Египет - цивилизация, избранная Богом
  
  Мне кажется - многие авторы, пишущие о том, что Древнеегипетская цивилизация не была языческой и богопротивной, сами допускают ошибку, рассматривая проблему, если так можно выразиться - не под тем углом. Точнее, подходя к вопросу о близости древних египтян к Богу с точки зрения богословия, теологии, разбирая в Кого и во что они верили.
  Здесь смотреть надо совсем с другой стороны - с точки зрения проповедуемой Христом человечности (по Его проповедям - ближе к Богу не тот, кто формально следует религиозным правилам, а тот кто человечнее), а на вопрос о близости древнеегипетской религиозной культуры к Христианству надо смотреть с точки зрения научного религиоведения.
  С него и начнём. С точки зрения научного религиоведения - к Христианству древнеегипетская религиозная культура ближе всех религиозных культур Доантичного Древнего Мира, включая иудейскую.
  Почему - только в Древнем Египте существовала теория загробного воздаяния праведникам и загробного наказания за грехи. Причём теория эта оформилась окончательно где-то 6 000 лет назад - то есть за 4 000 лет до Рождества Христова и почти за три тысячи лет до появления иудейской религиозной культуры.
  Аналогов в Древнем Мире эта теория не имела, имело место только заимствование её эллинами уже в эпоху античности, вероятно, через торговые связи - эллины, изначально вместе с финикийцами входившие в союз Ша-Дана - "народы моря" не только воевали, но иногда были союзниками Та-Кем (например, при окончательном разгроме царства Хатти или войнах с ливийцами), но, главное, торговали с Египтом почти перманентно, не смотря на войны. В результате этих торговых связей Эллада и Финикия (позже ставшая Карфагеном) заимствовали у Египта звуковой алфавит, архитектуру, математику, астрономию, физику и химию, а эллины ещё и теорию загробного воздаяния или наказания, разделив свой Аид на Тартар для грешников и Элизиум для праведников. Римляне, кстати, скопировав у греков всё что только возможно, от пантеона до традиций в литературе, театре и искусстве, идею загробной дифференциации бытия душ праведников и грешников не переняли, они настолько были заняты кодификацией закона и права, преступлений и наказаний на земле, что после смерти души у них попадали просто в "царство Плутона", и различия между душами праведников и грешников не делалось.
  Что было у Шумеро-аккадской и ассиро-вавилонской цивилизации в плане посмертного бытия души - никакой дифференциации между праведниками и грешниками - все - в Царство Мёртвых, называемое по-разному в разные периоды и так - от первых городов цивилизации Ура, до персидского завоевания и уничтожения данной цивилизации как таковой. И у персов до Зороастризма не было теории посмертного воздаяния и наказания. У шумеров и персов только герои мифопоэтических произведений и цари составляли некоторое исключение, - их боги брали в свой мир. Что-то подобное мы можем найти и в иудаизме - пророк Илия, вознесённый живым на небо на огненной колеснице. В иудаизме тоже не существует загробного воздаяния или наказания - за несоблюдение заповедей Моисея карают смертью на земле, а если ты воровал, убивал, блудил, но не попадался и умер своей смертью (или же - попался и был казнён - не важно), то и ты и праведник, который соблюдал все заповеди, попадаете в один и тот же Шеол - Царство Мёртвых. И что самое главное, во всех этих мифорелигиозных системах, душам в Царстве Мёртвых было не слишком-то хорошо, в основном темно и холодно, или же, в мифологии стран с повышенной тектонической активностью и вулканической деятельностью - темно и жарко. И всегда это Царство Мёртвых находилось под землёй.
  Пожалуй, только в индоарийской религиозной культуре, помимо египетской и заимствованной древнегреческой, в дохристианском мире имела место теория загробного воздаяния и наказания. Хотя и абсолютно альтернативная - реинкарнационная - праведник воплощается в младенца - представителя высшей касты (варны), а грешник - в представителя низшей, а то и в животное. Религиоведение считает теорию реинкарнации поздней и объясняет это тем, что Брамины активно занимались философией и богословием, и разум Браминов-философов протестовал против "одноразовости" души, пусть даже впереди её ждёт вечное блаженство, потому, что пропадает накопленный опыт и знание.
  Теперь рассмотрим древнеегипетскую религиозную культуру с точки зрения Христовой Человечности. Начну с того, что у древних египтян неформальная мораль превалировала над законом - до китайских философов конца первого тысячелетия до н. э. - начала нашей эры такого феномена не одна цивилизация не знала. Это не смотря на то, что кодифицированное законодательство Древнего Египта была очень развито. Сравнить с любым другим государством Древнего Мира просто невозможно, разве философами Эллады предпринимались попытки кодифицировать неформальную мораль, но поставить её над законом им не удавалось.
  О неформальной морали древних египтян, помимо "Исповеди Отрицания", говорят так называемые "поучения писцов". Это ряд очень многочисленных письменных артефактов, собственно говоря, представляющих из себя "классные работы" учеников древнеегипетских школ. Поскольку в Древнем Египте грамотность была очень широко распространена, а к написанному слову относились трепетно, все, написанные с самого детства, человеком папирусы собирались и укладывались в гробницу после смерти. И, чтобы совмещать обучение с воспитанием, писцы-учителя диктовали (или заставляли копировать) тексты, содержащие преимущественно моральные поучения. И по "поучениям писцов" основой египетской морали была именно человечность, то есть проповедь не причинения ближнему морального, материального и физического ущерба. Есть цитаты почти полностью соответствующие Евангельским - например: "относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе другие, и да будешь счастлив". Кстати, судя по "поучениям писцов", полигамия не приветствовались. То, что у Фараонов было много наложниц и даже не одна жена - так власть имущим всё разрешено и сейчас, потом повторные браки Фараонов часто диктовались внешнеполитической (для скрепления альянса держав) или внутреннеполитической (династической) необходимостью. Тем не менее, цитата из "поучений": "Сущие Вечно (т.е. боги) положили иметь одну жену, как Геб, Осирис, Сет, Гор и Анубис имели по одной жене. Суть праведные люди имеют одну жену, посмотрите: жрец и жрица, землевладелец и его супруга. Но некоторые богатые люди, помимо священной супруги, заводят множество наложниц, что не угодно богам". То есть моральным в Египте считался всё-таки моногамный брак.
  Наконец, приведу-таки, не удержусь, цитату и из уже широко цитированной моими единомышленниками "Исповеди отрицания": "Я не унижал" (в другом переводе): "Я не понуждал силой раба своего". И это в рабовладельческом-то мире. Что говорит относительно рабов стела Законов Хаммурапи - знает любой грамотный человек, в Греции и Риме - того хуже - если один из рабов убивал своего хозяина - казнили всех рабов, детей включительно. Правда, зачастую столь зверской расправы удавалось избежать, так как наследникам убитого не хотелось оставаться без изрядной доли наследства, которое составляли обычно рабы и землевладение.
  Кстати, фанатики, нападающие на "варварский рабовладельческий Египет" - понятно, "Исповеди отрицания" они не читали, но хотя бы подумали, что Христианство, собственно, никогда не конфликтовало с рабовладением. Даже Сам Иисус проповедовал гуманное отношение к рабам, но никак не отказ от рабовладения. И, наконец, чем мы лучше древних египтян, когда рабовладение в США было отменено в 70 годах 19века, а в странах Латинской Америки - кстати, испанцы и испано-язычные латиносы - наиболее ревностные католики, просуществовало до 90 годов 19в. Причём большинство, если не все негры-рабы, были христиане. Вот так вот - чуть больше ста лет назад хозяева христиане имели рабов христиан, а некоторые возвещают об ужасах рабовладения в Древнем Египте.
  То, что мораль в Древнем Египте превалировала над законом, отчасти было вызвано именно особенностями религиозной культуры, ибо от суда земного можно и уйти и откупиться, но не от Суда Высшего. Отчасти это было вызвано высоким развитием цивилизации, ибо, чтобы сохраниться, цивилизация не должна жить по принципу "человек человеку - волк", это ведёт к её вырождению, что знали и жрецы и аристократы Древнего Египта и привносили это в сознание народа.
  Может быть, не знаю, можете поспорить, древние египтяне, с их гуманистическими моральными ценностями были ближе к Богу, чем современная западно-христианская либерастическая цивилизация, где венчают педерастов (да и священники гомосексуалисты есть), где развязывают войны и "во имя демократических ценностей" бомбят школы и больницы, а 80% населения эти войны поддерживают.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
А.Дубровный "Листик.Принцесса пиратов" А.Матвеева "Дракон вам в помощь!" Ури Шахар "Мессианский квадрат" Ю.Шолох "Прятки" А.Муравьев "Так хочет бог" И.Сафина "Чужая судьба" Г.Левицкий "Ягайло-князь Литовский" Е.Звездная "Приключения ведьмочки:Мой личный враг" С.Лысак "Под Андреевским флагом" А.Христова "Тьма древнего леса" М.Николаева "Фея любви,или Демоны не сдаются!" О.Говда "Воин.Возвращение" С.Малицкий "Треба" О.Демченко "Воин огня" Д.Смекалин "Хорошо быть богом" С.Бакшеев "Опереди,если успеешь" А.Баренберг "Все нормально,падаю!Неравный бой" Е.Щепетнов "Нищий.Дикие земли" Н.Бульба "Капитан перехватчика" Ю.Фирсанова "Наколдованная любовь" Ю.Иванович "Путь Невменяемого"

Как попасть в этoт список

Сайт - "Художники"
Доска об'явлений "Книги"