Как всегда, самоподготовка суворовца Витьки Ветрова началась с выполнения задания по русскому языку. Недолюбливал он этот предмет, потому что надо постоянно учить правила, к каждому уроку делать письменные задания да ещё и чисто и аккуратно писать в тетради (Вот ещё! Суворовец - девчонка что ли, аккуратничать?!) И преподаватель, как зенитчица прямо, со стопроцентной точностью попадает в цель - спрашивает тех, кто не выучил.
С такими грустными мыслями Витька не заметил, как заснул...
***
В коридоре стоял шум и гам: из класса в класс, с этажа на этаж с визгом носились гласные буквы.
"Новый директор! У нас новый директор!" - прокричала одна из них. Как по мановению волшебной палочки, движение резко прекратилось. Но не прошло и пары секунд, как шум и гам возобновился с удвоенной силой.
Тут в отражении блестящего паркетного пола Витька увидел свой портрет во весь рост. Внизу каллиграфическим почерком золотыми буквами красовалась надпись: "Директор Пансиона воспитанниц благородных гласных Виктор Ветров".
"Не может быть!" - звучала в голове фраза, словно поставленная на повтор запись.
"Всё может быть, - прозвучал рядом голос. - Пройдём в кабинет, я всё расскажу".
Витька посмотрел на странную женщину невысокого роста. Её голос показался ему очень знакомым.
Кабинет, в который они вошли, был обставлен не богато, но с какой-то поразительной правильностью. Витька присмотрелся внимательнее к обоям и... глазам не поверил! Ему казалось, что на обоях нанесён рисунок в виде мелких цветочков. А оказалось, что это написаны правила! Они переплетались между собой в замысловатый рисунок, и, тем не менее, это не было похоже на беспорядочный набор слов. Скорее наоборот, создавалось ощущение целостности, правильности.
- Я должна рассказать Вам о воспитанницах Пансиона, чтобы Вы поскорее могли во всём разобраться и приступить к работе.
Витька понял, почему этот голос показался ему знакомым. Елена Николаевна! Ну, конечно! Это голос его преподавателя по русскому языку - Елены Николаевны! Не может быть! Да ведь это она и есть, только... в другом обличье.
- Как Вы уже могли заметить, Виктор, девочки далеко не самые спокойные и послушные. Исключение составляют, пожалуй, лишь Ударные гласные. Они привыкли хорошо, ударно работать: в слове их сразу хорошо слышно, и люди их в словах почти безошибочно пишут. Не отличницы они только потому, что в некоторых сложных случаях, например, после Шипящих и Ц, они всё-таки могут встать неправильно в чьей-нибудь тетрадке.
Любят пошалить и Чередующиеся гласные. Эти двойняшки: А и О, Е и И- постоянно подшучивают над нерадивыми учениками. Но их быстро можно призвать к порядку, если просто выучить правила и исключения из них.
Труднее всего обстоит дело с Безударными гласными.
Безударные Проверяемые гласные постоянно нарушают порядок, шумят, выкрикивают, везде лезут. Их можно утихомирить только одним способом - если ударить их.
- Да Вы что?! Телесные наказания уже давно везде отменены! - возмутился Витька. Ему стало жутко от одной только мысли о том, что как директор он должен будет разрешать такое.
- Вы недослушали. Ударять их нужно не палкой или розгами, а голосом. Их постоянно нужно проверять, подбирая однокоренное слово или изменив слово так, чтобы Безударная гласная оказалась под ударением.
- Ух... А я-то подумал! - выдохнул Витька.
- Ещё труднее воспитывать Безударные Непроверяемые гласные. Слова с ними надо просто заучивать наизусть и часто проверять по Орфографическому Словарю. Только он может приструнить этих неслухов.
В нашем Пансионе живут Беглые гласные. Они постоянно убегают из морфем, но в нужный момент всё-таки сами возвращаются. Это у них в крови, и мы вынуждены с этим мириться.
Вот, собственно, и всё. С воспитанницами сложно, но со временем при постоянных встречах с ними, внимательном и чутком отношении к гласным всё налаживается. Письменная речь становится грамотной, безошибочной.Вы можете приступить к работе прямо сейчас.
Витька не понял, как всё произошло, но гласные обступили его в коридоре и засыпали своими вопросами. Он каждой старался ответить, ни одну не обделить вниманием.
Постепенно шум смолкал, гласные расходились по своим этажам и классам. Изредка пробегали Беглые гласные, но беспорядка уже не было.
***
Витька проснулся, когда прозвучала команда дежурного по роте строиться на ужин. Голова его была светлая. Правила русского языка, которые он учил ещё в начальной школе, как-то сами прокручивались в памяти.
- Я сегодня же, как приду с ужина, выучу новый материал и обязательно повторю правила с предыдущих уроков, - клятвенно пообещал себе Витька.
Через неделю был контрольный диктант. Елена Николаевна комментировала оценки каждого.
- Очень порадовала меня работа суворовца Ветрова. Наконец-то и грамотно и аккуратно написал диктант. Всего две ошибки допустил. Не зря же тебя зовут Виктор, что значит "победитель". Молодец! Ты сделал самое трудное - победил собственную лень и безграмотность.