Достаточно веревки: Сборник рассказов Лоуренса Блока
Содержание
Эксклюзивное дополнение к электронной книге PerfectBound: «Келлер у носа» Введение
Короткие истории
Плохая ночь для грабителей,
3
Удар по свободе,
8
Немного не на высоте,
17
И еще несколько миль, прежде чем я усну,
25
Как хорошо, как отдых,
35
Книги всегда балансируют,
42
Мальчик, который исчез из облаков,
48
Изменение жизни,
56
Кливленд в моих мечтах,
65
Нажмите!,
73
Собирая Аккерманы,
80
Опасный бизнес,
95
Желание смерти,
100
Решение Детвейлера,
107
Забавно, что ты должен спросить,
117
Нежный путь,
120
Проходя через движения,
127
Полезно для души,
137
Церемония Хиллиарда,
147
Горячие глаза, холодные глаза,
164
Как бы вы хотели?,
170
Если это безумие,
173
7977.FM REV TOC 15.07.02 14:31 Страница vi iv
Содержание
Лео Янгдал, RIP,
177
Как жук на лобовом стекле,
182
Как собака на улице,
194
Самый необычный улов,
211
Не что иное, как ограбление на шоссе,
221
Тысяча долларов за слово,
230
Паспорт в порядке,
234
Когда-нибудь я посажу больше ореховых деревьев,
240
Несколько дней ты получишь медведя,
252
Что-то, что запомнит тебя,
265
Некоторые вещи, которые должен делать мужчина,
271
Иногда они кусаются,
280
Незнакомцы на гандбольной площадке,
290
Такой день,
298
Наш сумасшедший бизнес,
305
Опыт Талсы,
315
Гости выходного дня,
324
Когда этот человек умрет,
328
С улыбкой на конец,
335
Вы могли бы назвать это шантажом,
350
Чип Харрисон
Смерть королевы Мэллори,
361
Темно, как Рождество,
372
Мартин Эренграф
Защита Эренграфа,
393
Презумпция Эренграфа,
400
Опыт Эренграфа,
409
Назначение Эренграфа,
420
Ответный удар Эренграфа,
432
Обязательство Эренграфа,
442
Альтернатива Эренграфа,
451
Эренграф Нострум,
462
Утверждение Эренграфа,
472
Реверс Эренграфа,
482
7977.FM REV TOC 15.07.02 14:31 Страница vii Содержание
в
Берни Роденбарр
Как вор в ночи,
499
«Грабитель, который заглянул к Элвису»,
509
Грабитель, почуявший дым,
520
Келлер
Ответы солдату,
539
терапия Келлера,
551
Келлер на месте,
571
Гороскоп Келлера,
586
Назначенный нападающий Келлера,
613
Келлер за носом, экстракт 1
Мэтью Скаддер
Из окна,
633
Свеча для хозяйки сумки,
657
Ранним светом рассвета,
679
Помощники Бэтмена,
692
Милосердный Ангел Смерти,
703
Ночь и музыка,
714
Ищу Дэвида,
716
Давайте заблудимся,
727
Момент неправильного мышления,
737
Новые истории
Практически идеально,
751
Головные боли и плохие сны,
761
Ударь по мячу, перетащи Фреда,
776
Как далеко это может зайти,
788
За пенни,
796
Как кость в горле,
801
Точки,
819
Милые ручки,
829
Ужасный Томми Терхьюн,
837
Три в боковом кармане,
850
Ты даже не чувствуешь этого,
858
7977.FM REV TOC 15.07.02 14:31 Страница viii vi
Содержание
Две старые истории
Это заняло у тебя достаточно много времени,
873
Вы не можете проиграть,
878
об авторе
Книги Лоуренса Блока
Кредиты
Передняя обложка
Авторские права
Об издателе
7977.FM REV TOC 15.07.02 14:31 Страница ix Введение
«Восемьдесят четыре истории?» Мой друг взглянул на меня. «Это не книга», — сказал он.
«Это небоскреб».
Это тоже немного, как вы, без сомнения, уже сами заметили, и, готовя эти вступительные замечания, я осознаю, что с каждым написанным мной словом я только удлиняю эту чертову штуку. Эта книга почти называлась «Короткая история», и было замечено, что когда вы произносите слова «короткая история», уже слишком поздно.
Но я отвлекся, и не в первый раз. Сборник рассказов, кажется, требует введения, особенно когда это огромный дверной проем для такой вещи, как этот, и особенно когда он представляет собой все произведения короткометражной художественной литературы одного человека за всю карьеру, которая началась (глоток!) 1957 года.
Ну практически весь. . .
Мои самые ранние рассказы, собранные несколько лет назад ограниченным тиражом с подписью («One Night Stands», «Crippen & Landru»), намеренно опущены. Я не думаю о них многого (должен сказать, что я вхожу в большинство) и, хотя я не против того, чтобы они были у коллекционеров и специалистов, им не место в этой книге. (Я сделал одно исключение: мой первый опубликованный рассказ под названием «Ты не можешь проиграть». Кажется, его стоило включить, хотя бы из любопытства.) Два более поздних коротких рассказа: «Говоря о похоти» и «Говоря о жадности». », также были опущены. Каждая из них является заглавной новеллой в серии антологий «Семь смертных грехов», и когда все семь новелл будут написаны и опубликованы, они будут собраны в один том. Мне очень нравятся эти две, написанные на сегодняшний день, но они длинные, около 20 000 слов каждая, и им здесь не место.
И, если подумать, мой эпизодический роман «Наемный убийца» — это, по сути, сборник из десяти рассказов, и это само по себе представляло собой затруднительное положение. Если бы я включил их все, я бы сложил в эту целую книгу и заставил бы людей покупать ее sec-7977.FM REV TOC 15.07.02 14:31 Страница x viii
OceanofPDF.com
Введение
в последний раз. Если бы я исключил их все, я бы упустил шанс включить одну историю, вошедшую в шорт-лист премии Эдгара Аллана По, и две другие, которые сразу ее выиграли. Некоторые авторы, возможно, по скромности опустят подобные истории и даже не упомянут о наградах, но я не из их числа.
Поэтому я пошел на компромисс и включил эти три из десяти рассказов Келлера вместе с еще двумя рассказами Келлера — «Гороскоп Келлера», взятый из второго романа Келлера «Хит-лист», для публикации в немецкой антологии, и «Назначенный нападающий Келлера» написано для антологии бейсбольных историй и не публиковалось. Если о Келлере выйдет третья книга, возможно, она будет включена. Опять же, возможно, нет. Во всяком случае, оно здесь.
После того, как я выбрал истории, мне пришлось упорядочить их.
Насколько я понимаю, существует три общепринятых способа организации сборников короткометражных произведений. Вы можете выстроить их в порядке написания, расположить в алфавитном порядке по названиям или разместить их здесь и там, как картины в галерее, стараясь расположить их так, чтобы они дополняли друг друга.
Последнее мне совершенно непонятно — откуда мне знать, в каком порядке вам понравится читать эти истории? О хронологическом порядке не может быть и речи, потому что я не мог точно вспомнить, когда была написана каждая история. Алфавитный порядок всегда имел для меня смысл: он восхитительно произволен и в то же время удивительно однозначен. Как лучше соорудить сплошную мешанину с иллюзией порядка?
Но есть еще одна переменная, которую следует взвесить: некоторые из моих рассказов посвящены персонажам сериалов, и их действительно следует выделять отдельно.
И я помню порядок, в котором были написаны рассказы серии, и их действительно следует располагать в таком порядке.
Итак, вот план:
Рассказы, вошедшие в три моих ранее опубликованных сборника: «Иногда они кусаются», «Как ягненок на заклание» и «Иногда вам попадается медведь», появляются первыми, в одной огромной мешанине, упорядоченной в алфавитном порядке.
Следующие группы историй — о Мартине Эренграфе, Чипе Харрисоне, Келлере, Берни Роденбарре и Мэтью Скаддере — появляются в хронологическом порядке. Многие из них появились в трех вышеназванных сборниках, но многие нет, и они собраны здесь впервые: «Презумпция Эренграфа», «Ответ Эренграфа», «Утверждение Эренграфа» и «Утверждение Эренграфа». Реверс Эренграфа»;
«Тёмно, как Рождество»; «Гороскоп Келлера» и «Назначенный нападающий Келлера»; «Грабитель, почуявший дым»; и «Ночь и музыка», «В поисках Дэвида», «Давай заблудимся» и «Момент неправильного мышления». Далее идут двенадцать новых несерийных историй. (Один из них, «Это заняло у вас достаточно времени», был написан тридцать лет назад и только сейчас вновь открыт.) И последним и наименее важным является старый рассказ, действительно первый рассказ «Вы не можете проиграть», проданный Manhunt в летом 1957 г. и опубликовано в феврале 1958 г.
7977.FM REV TOC 15.07.02 14:31 Страница xi Введение
ix
И это все?
Ну, я надеюсь, что нет. Я по-прежнему получаю огромное удовольствие от написания рассказов, и я все еще нахожу вещи, которые еще не делал, и пытаюсь найти способы их сделать.
Есть одна вещь, которую я заметил за эти годы, и, возможно, ее стоит прокомментировать.
Просто истории со временем стали длиннее. Вначале мне приходилось работать над тем, чтобы растянуть историю до 3000 слов — и именно тогда у меня были все стимулы писать долго, поскольку каждое использованное мной слово означало еще полтора цента в моем кармане. Теперь, когда мне, как правило, платят за историю, а не за слово, мне приходится работать еще усерднее, чтобы удержать их длину в два-три раза больше.
(То же самое верно и для книг, и вы слышите, как люди обвиняют компьютеры в том, что они упрощают работу. Я думал, что, возможно, так и есть, пока не написал «Таннер на льду», первый роман о Таннере за двадцать восемь лет, и не нашел его. работает вполовину дольше, чем его предшественники. Я также не могу винить в этом компьютер, так как писал это шариковой ручкой в стопке блокнотов.) Недавно я прочитал вдумчивое и проницательное введение к сборнику под названием Вот «О'Хара» Альберта Эрскина, давнего редактора Джона О'Хара. Он отметил, что более поздние рассказы были существенно длиннее предыдущих, и сказал, что они также лучше. Он не был настолько глуп, чтобы утверждать, что они лучше, потому что они длиннее, писал Эрскин, но считал справедливым утверждать, что они длиннее, потому что они лучше.
Я знаю, что это верно для О'Хары, и мне хотелось бы думать, что это верно и для моей работы.
А может быть, и так, может быть, сейчас я пишу дольше, потому что мои персонажи и ситуации продуманы более богато, и, следовательно, мне есть что о них сказать.
А может быть, я просто превращаюсь в многословного старого ублюдка. Вот что вам скажу — вам решать.
Грабитель, стройный и подтянутый парень лет тридцати, обшаривал ящик прикроватной тумбочки, когда Арчер Трапезунд проскользнул в спальню. Подход Трапезунда был настолько резким, как если бы он сам был грабителем, но это было явно не так. Грабитель так и не услышал Трапезунда, поглощенный изучением содержимого ящика, и в конце концов почувствовал присутствие другого человека, как зверь в джунглях чувствует присутствие хищника.
Аналогия, надо сказать, далеко не случайна.
Когда грабитель взглянул на Арчера Трапезунда, его сердце затрепетало и затрепетало снова, сначала от самого факта обнаружения, а затем от того, что он сам обнаружил блестящий револьвер в руке Трапезунда. Револьвер был направлен в его сторону, и это расстроило грабителя.
— Черт возьми, — приблизительно сказал грабитель. «Я мог бы поклясться, что дома никого не было. Я позвонил, я позвонил…
— Я только что приехал, — сказал Трапезунд.
«Просто мне повезло. Всю неделю так было. Во вторник днем я помял крыло, а позапрошлой ночью перевернул аквариум. Невероятный беспорядок по всему ковру, и я потерял пару африканских роторазмножающихся особей, настолько редких, что у них еще нет латинского названия. Мне не хотелось бы рассказывать вам, сколько я за них заплатил.
— Не повезло, — сказал Трапезунд.
«И буквально вчера я убирала тарелку с феттучини и прикусила внутреннюю часть рта. Ты когда-нибудь это делал? Это убийство, и самое худшее то, что ты чувствуешь себя таким глупым из-за этого. А потом вы продолжаете кусать его снова и снова, потому что он торчит, пока заживает. По крайней мере, я так делаю. Грабитель судорожно вздохнул и провел влажной рукой по влажному лбу. «А теперь вот это», — сказал он.
«Это может оказаться хуже, чем крылья и аквариумы», — сказал Трабизонд.
«Разве я этого не знаю. Знаешь, что мне следовало сделать? Мне следовало провести всю неделю в постели. Я знаю одного взломщика сейфов, который консультируется с астрологом перед каждой работой, которую он выполняет. Если Юпитер не в том месте или Марс в квадрате 7977.01[ 1-172] 15.07.02 14:12 Страница 4
4
Достаточно веревки
с Ураном или чем-то в этом роде он не пойдет. Звучит смешно, не правда ли? И все же прошло восемь лет с тех пор, как на этого человека кто-либо надевал наручники. А кого вы знаете, кто восемь лет не был арестован?
«Меня никогда не арестовывали», — сказал Трабизонд.