Шкловский Лев : другие произведения.

Предыстория города Клайпеды (Мемеля)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Предыстория города Клайпеды (Мемеля)

Предыстория города Клайпеды (Мемеля)
Доисторический период в истории Литвы начинается со времени около 10 000-9 000 гг. до н. э. (конец позднего палеолита), когда закончилось последнее оледенение и территория Прибалтики освободилась от ледника. В это время с запада и с юга в Литву приходит первая волна поселенцев-людей. Следов проживания людей в более раннее время на территории Литвы не обнаружено: во время последнего оледенения она была непригодна для обитания, а следы более ранних поселенцев, если таковые были, должны были быть полностью уничтожены ледником.
Содержание
1 Верхний палеолит
1.1 Культура Бромме (Люнгбю)
1.2 Свидерская культурная группа
2 Мезолит
3 Бронзовый век
4 Железный век
Верхний палеолит
Из-за особого географического расположения Литвы (намного севернее большинства групп неандертальцев) трудно судить, попали ли они на её территорию; возможные следы их пребывания, если таковые были, не сохранились из-за того, что Литва длительное время была покрыта ледником.
Около 14 000 г. до н. э. ледниковый щит отступил с территории Литвы, где сформировался её современный рельеф (за исключением юго-востока). Значительную часть территории страны занимало послеледниковое озеро. Тогда же возник и Неман. Климат был в то время теплее, чем тундровый — скорее субарктический. Типичные представители фауны того времени — лоси, бизоны, тарпаны, олени. Считается, что около 11 тыс. г. до н. э. на территории Литвы появились первые охотники на оленей, пришедшие из Дании и Северной Германии.
Верхний палеолит (финальный) на территории Литвы в основном представлен культурами Бромме-Люнгбю и свидерской. Культура Бромме (Люнгбю)
Характерные черты:
небольшое количество инструментов; крупные наконечники стрел (широкоугольные, толстые); скребки с обработанной задней частью, однако встречаются и другие типы (боковые, закруглённые, полузакруглённые) среднего размера угловатые и ретушированные резцы мотыги/топоры типа Люнгбю
Немногочисленные стоянки культуры Бромме-Люнгбю существовали на территории Литвы в 10-9 тыс. до н. э.; это небольшой культурный слой, находок в нём мало. Украшения отсутствуют. Стоянки кратковременные. Исследователям известно около 40 стоянокСходные изделия встречаются на территории всей Литвы, Польши, северной Германии, Дании, южной Швеции. На востоке встречаются до Днепра и верховий Волги. Недавно подобные изделия обнаружены и в Великобритании.
Свидерская культурная группа
Кремневые и роговые изделия. Считается, что палеолитические жители Литвы жили родовыми общинами с экзогамными отношениями и пережитками матриархата.
Палеолит в Литве постепенно переходит в мезолит в связи с изменением природного ландшафта (потепление, смена растительности и исчезновение крупной дичи).
Потомки верхнепалеолитического населения Литвы есть и среди современного населения Прибалтики (по мужской линии — гаплогруппа I1, по женской — различные субклады гаплогруппы U)[источник не указан 524 дня].
Мезолит
Мезолит (средний каменный век) в Европе возник после окончания последнего ледникового периода в Литве и длился с 9 600 по 5 800 /5 600 гг. до н. э. (в то время как около 10 000 / 9 000 г. до н. э. на Ближнем Востоке уже появились первые неолитические культуры). На территории Литвы ранее различались следующие мезолитические культуры:
эпипалеолитические Маглемозе Неманская культура Кундская культура
Согласно последним данным, выделены следующие культуры:
поздняя свидерская культура (egzistavo dar kelis šimtus metų pačioje mezolito pradžioje) поздняя аренсбургская культура (egzistavo dar kelis šimtus metų pačioje mezolito pradžioje)
У представителей нарвской культуры (Spiginas1 и Kretuonas2) определена Y-хромосомная гаплогруппа I2a1[1].
Бронзовый век
Основная статья: lt:Žalvario amžius Lietuvoje
Бронзовый век на территории Литвы длился примерно с XVIII по V в. до н. э., то есть возник довольно поздно (в Европе он распространялся с юго-востока на северо-запад, а ещё раньше возник на Ближнем Востоке). Характерной чертой является широкое распространение керамики, выполненной при помощи гончарного круга.
Железный век
Основная статья: lt:Geležies amžius Lietuvoje Железный век на территории Литвы наступил довольно поздно, по сравнению с другими частями Европы, и длился до возникновения первых письменных памятников. В его составе различаются следующие этапы:
древнейший железнный век (V в. до н. э. — I в.)
ранний железный век (I—IV вв.)
средний железный век (V—IX вв.)
поздний железный век (X—XII вв.) (окончание доисторического периода в Литве — начало исторической эпохи).
В древнейшем и раннем железном веке господствующей была культура штрихованной керамики. В среднем и позднем железном веке - культура восточнолитовских курганов.
--------------------------------
С отступлением ледников вслед за пасущимися в тундре северными оленями на территорию Литвы с юга и юга-запада пришли первые жители. Это было около X тысячелетия до н.э. Небольшие группки охотников оборудовали кратковременные стоянки у берегов рек. Они оставили и первые орудия труда: кремневые наконечники стрел, скрепки для обработки шкур, скобели. По форме наконечников стрел археологи выделяют две культуры этого времени: Свидерскую и Мадленскую.
В VIII тысячелетии до н.э. на территории Литвы началось быстрое потепление, край порос лесом. Основным промыслом жителей, наряду с охотой, стали рыболовство и собирательство. Люди стали плести сети, выдалбливать челны. Совершенствовалась и обработка кремня: изготавливались мелкие орудия труда из кремневых отломков и более сложные из двух разных материалов. Так появились костяные остроги с кремневыми наконечниками. Люди селились у более крупных водных источников большими группами по несколько семей. По обнаруженным кремневым изделиям на территории Литвы выделяются две культуры - Неманская и Кундская.
К этому периоду относятся и первые захоронения. 5871 год. до н.э. - радиоуглеродная дата древнейшего известного в Литве захоронения человека в Спигино-рагас (Тяльшяйский р-он). На скелете обнаружено ожерелье из звериных зубов, он осыпан минералом красного цвета - охрой. Это был европеоид среднего роста и массивного телосложения.
Постоянное потепление позволило людям жить более оседло, больше заниматься бытом и хозяйством. Вместо шалашей возводились жилища столбовой конструкции, в которых жили большие семьи. В IV тысячелетии до н.э. уже употреблялись лепные остродонные сосуды, поверху украшенные различным орнаментом. С III тысячелетия до н.э. люди начали обрабатывать землю примитивной деревянной сохой, заниматься скотоводством. Возникли ремесла и торговля. В приморских районах люди обрабатывали янтарь и обменивали его у соседних племен на сланцевые тесла. Культура этого периода носит название Неманской и Нарвской.
В III тысячелетии до н.э. на территорию Литвы с юга пришли носители культуры шнуровой керамики (названной так по характерному орнаменту - шнуровому оттиску на горшках). Их большинство ученых склонно относить к индоевропейцам. Это была своеобразная культура, для которой характерны также шлифованные каменные топоры с просверленными дырами для топорищ и обычай хоронить умерших с притянутыми к подбородку коленями. Представители этой культуры занимались скотоводством. Они появлялись на территории Литвы волнообразно, передвигаясь, по всей вероятности, на лошадях. В результате их слияния с местными жителями сформировались две культуры: Приморская (с преобладанием пришельцев) и Нарвская (с преобладанием местных жителей).
Около 1800 г. до н.э. из Средней Европы на территорию Литвы проникли первые бронзовые изделия. Спустя несколько столетий местные жители освоили литъе бронзы из привозного сырья. С началом использования в хозяйстве металла в обществе произошли резкие изменения: умельцы, освоившие производство металлических орудий труда и оружия, стали элитным сословием. Постепенно началась имущественная дифференциация с ее неизбежным следствием - вооруженными столкновениями. Началось строительство укрепленных поселений: возводились деревянные укрепления, поселения строились на отвесных холмах. Так на стыке II и I тыясечелетий до н.э. на холмах в восточной части территории Литвы возникли первые поселения - городища. В то время в Западной Литве места погребений стали отмечаться земляными насыпями - появились курганы с каменными венцами. Возник обычай трупосожжения. Пепел ссыпался в специальные глиняные сосуды - урны.
В I тысячелетии до н.э. на преобладающей территории Литвы утвердилась культура штриховой керамики, для которой характерна лепка с выравниванием поверхности пучком травы. Носители этой культуры были земледельцы, занимающиеся животноводством и охотой. Большинство орудий труда выделывалось из камня и кости, так как бронза была дорогим материалом. С увеличением числа жителей стало нехватать места в поселениях - городищах, и приблизительно с середины I тысячелетия до н.э. начали заселяться их окрестности. С V века до н.э. появились первые изделия из железа, но только во II веке его научились выплавлять из болотной руды. Городища в это время укреплялись насыпью и рвом с наиболее доступной стороны.
Во II веке все проживавшие на территории племена разделились на 4 больших группы, которые различались между собой по материальной культуре и обычаям погребения. В приморских районах стали преобладать захоронения с трупоположением. Место захоронения обносилось каменными венцами. В захоронениях обнаружены и различные орудия труда, а также украшения. Такие захоронения исчезли в VII веке. В Средней Жямайтии и Северной Литве погребения производились в курганах, обнесенных каменными венцами. В одном кургане обычно обнаруживалось несколько захоронений с трупоположением. Рядом с умершими обнаружены орудия труда и оружие, украшения. Эти захоронения сохранились до конца V века. В Средней Литве еще в I веке распространились захоронения с трупоположением и небольшим количеством погребального инвентаря - в основном бронзовых украшений - в грунтовых могильниках. В низовьях Нямунаса такие захоронения стали весьма частыми начиная с I в. В них обнаружено большое количество железных наконечников, боевых топоров, ножей, бронзовых пряжек и браслетов. Названия племен, которым принадлежали эти захоронения, установить не удалось.
В I веке - веке расцвета Римской империи, племена, жившие на восточном побережье Балтийского моря, попали в поле зрения римских купцов. Римляне обменивали бронзовые изделия - в основном монеты и модные в то время пряжки на янтарь.
В 98 году римский историк Публий Корнелий Тацит упоминал о земледельческом племени эстов, или эстиев (айсчяй), собирающем янтарь. Это первое упоминание о балтских племенах в исторических источниках.
Во II веке по территории Литвы прокатилась первая волна великого переселения народов, а в конце IV в. - отголоски второй волны. Балтийские племена под натиском готов, пришедших с юго-запада, начали уходить на юг и восток. Они принесли с собой новые обычаи, и существовавшая здесь культура штрихованной керамики исчезла. Пришельцы обосновывались в неукрепленных поселениях у подножий городищ или на некотором расстоянии от них, своих умерших хоронили несожженными вместе с бронзовыми украшениями и железным оружием в курганах с каменными венцами. Приблизительно в то же время возник обычай вместе с покойником хоронить его коня. На юге территории появились сложенные из камней могильники с трупоположением. Городища в этот период уже представляли собой укрепленные убежища, в которых люди укрывались при возникновении опасности. В захоронениях этого времени обнаруживается большое количество оружия - признак частых вооруженных столкновений. Они свидетельствуют также о явном имущественном неравенстве - наряду с богатыми захоронениями с большим количеством украшенного золотом и серебром оружия и другого погребального инвентаря встречаются и могилы с незначительным количеством инвентаря или вообще без него. В то время происходило быстрое формирование противоположных слоев - племенных вождей и рабов. Балтские племена втягивались в происходящие на территории Европы войны.
Около середины IV в. король готов Германарих подчинил себе эстов. Около 525 года к правителю остготов Теодориху в Рим прибыли послы эстиев. Они поднесли ему в дар янтарь.
В первой половине V века на территорию Литвы напали степные кочевники. В восточной и средней ее части были сожжены поселения, уничтожены жители. Об этом свидетельствуют обнаруженные в городищах следы пожарищ, своеобразные наконечники стрел. Начиная с V века с востока и юга в западном направлении распространялся обычай трупосожжения. Останки подвергнутых сожжению покойников вместе с различным инвентарем закапывались в землю.
В VI веке на огромных пространствах Восточной Европы появились многочисленные славянские племена, начавшие вытеснять балтов с востока. Населенные балтами территории быстро уменьшались. По захоронениям VI - VII вв. можно выделить балтские имена, названия которых упоминаются в более поздних письменных источниках. В Восточной Литве курганы с земляными насыпями - погребальные памятники литовцев. Это погребения с трупосожжением. Литовцы жили в деревнях, занимались в основном животноводством; высоко ценились кони. В захоронениях того времени находят железные боевые топоры, наконечники копий, небольшое количество украшений и орудий труда. Влияние этого племени распространялось в северном, западном и юго-западном направлениях. Северные его соседи - селы жили в затерянных среди лесов деревнях, в их захоронениях с трупоположением находят большое количество украшений: браслетов, ожерелий, фибул. К западу от литовцев, в Средней Литве, жили аукштайты, занимавшиеся земледелием. Они не только выращивали богатый урожай на плодородных землях по берегам рек, но и занимались скотоводством. Здесь преобладают погребения с трупосожжением, небольшим количеством погребального инвентаря. Вместе с хозяином захоронен его конь. К юго-западу от литовцев, между реками Нярис и Нямунас, а также в Занеманье жили немногочисленные воинственные ятвяги. Они тоже занимались земледелием и скотоводством, для их погребений характерно трупосожжение.
На Западную Литву с VII века совершали набеги скандинавские викинги, иногда пытавшиеся обложить данью местные племена. Наиболее частыми были столкновения с воинственным племенем земледельцев и мореплавателей - куршами, населявшими отрезок Балтийского побережья между Клайпедой и Вентспилс. В 853 году викинги совершили нападение на Апуольский замок (Скуодасский р-он). Это первая конкретная местность на территории Литвы, упоминающаяся в исторических источниках. Курши с X в. постепенно проникали в глубь края.
Погребения куршей отличаются множеством оружия (мечи, топоры, наконечники копий), украшений (браслеты, фибулы), сожженных вместе с покойником и захороненных в грунтовых могильниках. К востоку от куршей, в Северной Литве и Южной Латвии, находились поселения земгалов. На своих плодородных землях они выращивали обильные урожаи и торговали с соседями. Для них характерны захоронения с трупоположением, причем покойники укладывались рядами. Погребальный инвентарь составлял короткий односторонний меч, несколько наконечников копий, довольно многочисленные бронзовые украшения (головные украшения, булавки), орудия земледелия. К юго-востоку от куршей, на Жямайтской возвышенности, жили жямайты, оставившие захоронения с трупоположением с многочисленным погребальным инвентарем - украшениями и орудиями труда. Это мирное племя, окруженное другими балтскими племенами, имело обычай рядом с умершим класть голову и ноги его коня. К югу от куршей, в низовье Нямунаса, проживало еще одно балтское племя - скалвы, для которых характерен обряд трупосожжения. В их многочисленных могильниках встречаются и черепа коней. Это было процветающее племя, занимающееся земледелием и торговлей, а также нападавшее на соседей.
Для всех балтских племен в конце I тысячелетия были характерны процессы имущественной дифференциации. Наряду с прослойкой племенных вождей формировалась воинская знать, купцы и ремесленники. Процветала добыча и обработка железа, ювелирные ремесла. Распадались и территории, населенные самими племенами, росли локальные центры - зачатки будущих земель. Особенно быстрыми темпами этот процесс происходил в Западной Литве. Западные балты - курши с IX в. начали объединяться в конфедерации земель - зачатки будущих государств с целью противостоять набегам викингов на приморские земли. Началось строительство и укрепление деревянных замков. В конце IX века купец и путешественник Вульфстан упоминает о наличии в стране эстов множества воюющих друг с другом замков - резиденций. Он отмечает также, что в этих краях высоко ценились хорошие кони. В X веке такие явления наблюдались и в Восточной Литве, старавшейся противостоять натиску образовавшегося государства Киевской Руси на земли балтов. Ятвяги в этом же веке начали испытывать давление со стороны Польского государства. На землях западных балтов в X веке появились и первые христианские миссионеры. Балты оказались на пороге встречи с христианской цивилизацией.
Текст Гинтаутаса Забелы
------------------------
Территория Литвы долгие
тысячелетия оставалась окраинным ареалом развития
человечества. Влияния цивилизаций Передней Азии и Египта балты, удаленные от этих
краев, не испытали. Лишь ко времени Рождества Христова проявилось незначительное
влияние античной цивилизации. Приблизительно тогда же произошло включение балтов в
поле зрения античных народов.
Этническая идентификация невров (неуров )и будинов, данная Геродотом в описании событий VI века до Р.Х., включавшая и балтов, не более чем гипотеза. Определенно о балтах упоминает римский историк Тацит в конце I века н.
э. В середине II века о них
повествует александрийский географ Птолемей. Эти два сообщения достигли античного
мира разными путями, различны их судьбы и значение. Птолемей первым указал два
конкретных и известных в дальне
йшем балтских племени
судувов, они же
судины
(ятвяги)
и галиндов (
голяди
), а также их ближних и дальних соседей: германские племена
готов,
ругиев и лемовов. Эта, сравнительно точная информация, увы, в дальнейшем не была
дополнена и не обрела влияния.
В Александрию эти сведения попали через Балканский
полуостров или греческие колонии на Черном море. Тацита информировали римские купцы,
но исходным их источником были соседи балтов
германцы. Скорее всего, германским
является происхождение слова
эстии
(в нашей литературе ставшее литовским словом
айстис, aistis
), которым называли балтов. Это обобщающее имя, применявшееся в более
поздние века I тысячелетия германскими племенами и народами ко всем обитателям во
-
/26/
сточного побережья Балтийского моря (от
Вислы до Финского залива) и окончательно
оставшееся за современными эстонцами. Так Тацит именовал пруссов, ибо именно отсюда
начинался упомянутый им Янтарный путь к Дунаю. Эстиями балты называются и в
письменных памятниках остготов (знавших труды Тацита) V
I
в. Из них явствует, что
племенная знать балтов стремилась сохранить торговлю янтарем с жителями Италии,
невзирая на последствия Великого переселения народов. Распад Римской империи и
королевства остготов положил конец этим стремлениям. Возросшее во II
–V
веках влияние
античной цивилизации на балтов прервалось.
Европа раннего Средневековья сберегла давние германские сведения, а с VIII
в. их
расширила. Баварский географ (VIII
в.) впервые со всей определенностью сообщил о
пруссах. Эстиями балтов называл биограф Карла Великого Эйнхард (нач. IX
в.) и
шлезвигский купец Вульфстан (
Вульфстэн,
конец IX
в.; он действительно бывал в Пруссии).
Германский агиограф Римберт описал поход шведов на Апуоле (Апуле,
Apuole
) 853
г. и
познакомил читателей с куршами. Куршей и пр
уссов, а также племенные образования
последних
самбов (
семба
) и вармов (
варме
) –
описал саксонский историк Адам
Бременский (XI в). Таким образом, более точное представление о балтских племенах в
латинской Европе возникло лишь после распада Франкского к
оролевства. Кстати, это
представление складывалось в непосредственной близости от земель балтов:
исчерпывающая информация обнаружилась в Германии и осталась не востребованной ее
западными и южным соседями,
во французской «Песни о Роланде» из племен Восто
чной
Балтики упоминаются только ливы, а встречающееся в литературе объяснение слова «vilna»
(в англо
-
саксонской
/27/
поэме «Видсит») как «Вильнюс» является элементарным
недоразумением. Эта «близость» определялась особенностями расширения средневековой
евр опейской цивилизации: феодальные сообщества накапливали получаемые сведения,
однако эти сведения еще не получали должного хождения во всём ареале этой цивилизации
---------------------------
Согласно археологическим исследованиям индоевропейские племена, предки современных балтийских народностей, появились на территории современной Прибалтики на рубеже Ш-го и П-го тысячелетия до нашей эры.Они оттеснили на север (на территорию нынешней Эстонии и Южной Латвии) протоугро-финские племена, серьезно остававшие от пришельцев с точки зрения уровня развития. Если угро-финны исповедовали матриархат и занимались в основном охотой и рыболовством, то индоевропейцы принесли с собой патриархальный уклад, социальную дифференциацию, скотоводство и земледелие.
В V веке до нашей эры предположительно начинают обособляться от индоевропейского балтийские языки. Возникает язык куршей, северной ветви балтов, испытавший на себе большое влияние соседних угро-финских племен. В VII веке нашей эры происходит разделение на латышский и литовский языки, которые тем не менее, остаются очень похожими.К моменту вступления Прибалтики на арену мировой истории на территории будущей Мемельской области проживало балтийское племя куршей, ставшее в последствии одним из предков латышского народа и давшее наименование части Латвии-Курляндия. Курши были отличными мореходами, населявшими все побережье Прибалтики от Немана до Даугавы.Вплоть до середины 1-ого тысячелетия нашей эры для них был характерен особый вид погребений (что позволяет локализовать примерный ареал их проживания) - захоронения с прямоугольными каменными стенами. Начиная с VII-VIII века племя переходит к кремации и этот обычай держался в Курляндии до X V века. Первое упоминание о куршах в европейских хрониках относится к 875 году^ (термин «Литва» употребляется впервые в Кведлинбургских анналах 1009 года). На Руси курши были известны как «корсь», в Западной Европе употреблялось латинизированное название «куроны».Племенной союз куршей управлялся вождями, набиравшими дружины, содержавшиеся за счет свободного крестьянства, которое составляло основную массу племени.
В IX веке Прибалтика (как, впрочем, и восточнославянские земли) стала целью набегов викингов (варягов), заинтересованных в господстве над одной из важнейших транзитных артерий раннего средневековья - пути «из варяг в греки».
Шведский король Эрик (умер в 882 году) относил Курляндию к своим владениям. Шведам действительно удалось основать ряд опорных пунктов к югу и к северу от Даугавы, однако все они были разрушены воинственными куршами.А в 1187 году последние захватили и разграбили столицу Швеции Сигтуну, которую пришлось оставить навсегда. У датчан появилась даже молитва «Господи, охрани нас от куршей». Куршские пираты имели на Балтийском море такую грозную репутацию, что известный средневековый хронист Адам Бременский советовал всем христианам держаться подальше от их берегов.
Восточные соседи куршей земгалы («земигола» русских хроник) платили дань киевским, затем полоцким князьям. Однако сами курши были от Руси независимы, хотя переняли очень много обычаев и слов. Если земгалы весьма охотно принимали православие (правда русские князья и не насаждали его силой), то курши оставались закоренелыми язычниками.
С разрешения полоцкого князя голштинский монах - августинец Мейнхард построил на реке Даугаве в 1184 году первый католический храм (Юкскюль). Однако сопротивление куршей крещению привело к провозглашению папой Селестином III в 1191 году крестового похода против куршей и ливов. В 1193 году войско крестоносцев, в которое входили бременские немцы, датчане и шведы высадилось в Курляндии и сразу же было разбито куршами. в 1199 году бременский архиепископ поручил своему племяннику епископу Альберту Буксгевденскому обращение в католичество прибалтийских земель. В качестве военной силы епископ использовал основанный в 1202 году рыцарский орден Меченосцев, которому была обещана треть завоеванных земель. В 1201 году Альберт основал в устье Даугавы первый постоянный немецкий город в Прибалтике - Ригу. Уже в 1210 году Рига выдержала трехдневную осаду куршей. Именно с этого года и до 1267 года идет борьба куршей против немецких завоевателей. Вождь племени Ламикис пытался столкнуть рыцарей с папой, согласившись принять христианство от папского легата Болдуина. Однако орден не признал этого соглашения и завоевал земли куршей в 30-х годах XIII века. В 1234 году ордену отошли две трети завоеванной территории, а оставшуюся треть получил курляндский епископ.
В 1236 году орден Меченосцев был практически полностью уничтожен литовцами и земгалами в битве при Сауле, после чего остатки ордена присоединились 13 мая 1237 года к Тевтонскому (Немецкому) ордену, основанному в 1118 году в Палестине. Князь Мазовии Конрад пригласил тевтонцев в 1225 году для борьбы с пруссами. Германский император Фридрих II в 1226 году Золотой буллой признал за Тевтонским орденом права императорского княжества и отдал ему в управление всю Пруссию, которую еще предстояло завоевать. Война шла более 60 лет (с 1233 по 1295 гг.) и рыцари истребили почти половину местного населения (70 тысяч из 170 тысяч).'^
--------------------------- В 1252 году на месте сожженного куршского селения был основан немецкий город Мемель, как центр курляндского епископства (название происходит от немецкого названия Немана Мемель или Муммель)"^.Основателями города были магистр ордена Меченосцев Эберхард фон Зайн и епископ Курляндии Генрих. Такое единодушие светской и духовной власти объяснялось крайне важным стратегическим положением новой крепости: Мемель служил связующим звеном между прусскими владениями Тевтонского ордена и прибалтийскими землями меченосцев. Разрушенная же рыцарями куршская деревенька именовалась Клайпеда, что означает «ровное место».

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"